Предмет, метод и источники отечественной истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и источники отечественной истории.



Предмет, метод и источники отечественной истории.

История-наука, изучающая развитие человеческого общества.

История – колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими и многими поколениями. Научное познание окружающего, в том числе социального, важный компонент взаимодействия человека с миром.

История – развивающийся массив человеческого социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз заново осмысливается, с учетом нового опыта.

Проблема истинности исторического знания:

- историческое знание произвольно и лишено всякой научности, историки творят историю субъективно, исключается объективность исторического познания

- достаточно ограничиться критикой исторических текстов, чтобы извлечь правду истории: «только факт дает истину»

- изучение истории – серьезное историческое занятие, прослеживание связи времен

Предмет – изучение жизни людей, побудительных мотивов, действий, поведения, что в свою очередь определятся заложенной в общественном сознании картиной мира, культурой, менталитетом, традициями.

 

Методы (используются как общенаучные, так и собственные) Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

 

-генетический

-сравнительный

-историко-типологический

-системный

-диахронный анализ

-моделирование исторических ситуаций

-методики количественного анализа

-цивилизационный

-синергетика-наука о самоорганизующихся системах, нелинейных

-метод историзма

 

Источники – носитель информации о прошлом, документ, отражающий реалии той или иной эпохи. Они дают нам факты-события, с которыми работают историки, превращая их в факты-знания. Традиционные виды источников: духовные, вещественные, лингвистические, кинофотодокументы, электронные носители.

Основные источники – письменные источники, их изучают и извлекают из них факты, отделение правды от вымысла. На изучение истории влияет источник, который изучается.

Объект – общество в целом, общество и человек. Она неотрывна от современности, т к проблемы ставит сам историк. История – синтез гуманитарный и негуманитарных факторов.

 

Геродот в 4 в. до н.э. Описал историю скифов, северного Причерноморья, что является очень важным для изучения России, так как скифы – предки славян.

В 17 в. выходит Синопсис Иннокентия Гизеля. В книге говорится о единстве Великой и Малой Руси, о единой государственной традиции Киевской Руси, об общей династии Рюриковичей и о едином русском, «православнороссийском», народе. Пётр 1 принял многотомное издание академии наук, привлекал историков из других стран, преимущественно из Германии (Байер, Миллер, Шлёцер).

Татищев (1686 – 1750) – первый русский историк написал многотомное издание об истории России, использовал летописи, которые не дошли до наших дней.

Карамзин «История государства Российского».

Существовало два течения.

Западники основывались на идеях Гегеля (существует один путь исторического развития), славянофилы на идеях Шеллинга (самосознание народов). Славянофилы говорили о том, что:

1.Европа заимствовала свою религию у католического Рима, а Россия у Византии.

2.У них разные исторические традиции.

3.Европейское государство формировалось путём завоеваний, а в России мирно соседствовали друг с другом.

 

Письменные источники:

1.летописи – последовательное изложение исторических фактов и событий по годам.

2.Юридические документы – Юридический акт («Русская правда», «Судебник»)

3.Документы организаций государственной власти – приказы, писцовые книги.

4.Свидетельства иностранцев.

5.Периодическая печать (с Петра 1).

 

 

2. Древнерусское государство: особенности образования и развития. Дискуссии о роли норманнского влияния.

 

Важную роль в процессе возникновения государственности в восточнославянских землях играли племенные союзы. Сдвиги в социальной и политической структуре восточнославянского общества привели к созданию в 8-9вв.на основе союзов племен образований более высокого уровня -племенных княжений(центры в Киеве, Новгороде, Волыни и др).

9 век в истории восточных славян ознаменовался переходом к государственной организации. Возникает Древнерусское государство.

Основные признаки государственности:

-размещение жителей по территориальному признаку, а не на основе кровных уз;

-наличие публичной власти, отдаленной от массы народа;

-взимание налогов на содержание этой власти.

*Самыми сильными центрами были Киев и Новгород. Киев находился на середине пути «из варяг в греки».

В середине 9 века многие и восточнославянских племен являлись данниками своих соседей: поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам: а чудь, меря, ильменские словене –варягам, или норманнам, приходившим из Скандинавии.

Междуусобицы вынудили племена призвать на княжение представителей варяжского племени Рюрика, Синеуса и Трувора (обосновались в Новгороде, Белоозере и Изборске).

После смерти Рюрика в 879г. власть в Новгороде перешла к Олегу. В 882г. Олег занял киевский престол. Так были объединены два центра государствообразования – Киев и Новгород. *Киев был объявлен столицей.

Летописный рассказ о призвании варягов послужил главным основанием «норманнской теории» происхождения восточнославянского государства. Основа норманнской теории:

-слово «Русь» имеет скандинавское происхождение;

- скандинавской является также и династия киевских князей;

-само государство восточных славяне было создано норманнами.

Возникновение государства - результат длительного, естественного процесса развития общества. Государство может появиться только тогда, когда для этого складываются определенные условия и общество ощущает потребность в подобном институте. Приход варяг внес определенный вклад в формирование государства у восточных славян. Их приход ускорил складывание Древнерусского государства. Однако они не инициировали этот процесс, а лишь подключились к нему на одной из его стадий.

Усилия первых киевских князей были направлены на формирование территории государства и объединение восточного славянства под своей властью. Начал данную политику Олег, и в Х веке в Древ.гос. были объединены поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи и др. После смерти Олега результатом объединительной политики Игоря, Ольги, Святослава и Владимира I было включение к началу 11 века всех восточнославянских племен. К середине 11 века территория Древнерусского государства простиралась от Балтийского моря до Черного и от Карпат до Камы. Русь превратилась в крупнейшее государство Европы с пестрым этническим и неоднородным социальным составом. Общая численность населения достигла 4 млн.человек.

 

Александр I: внутренняя политика и реформы.

Реформа высших органов управления

Негласный комитет

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

Государственный совет

Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта(11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован вГосударственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

Сенат

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

Святейший Синод

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Министерская реформа

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровскиеколлегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

· иностранных дел,

· военных сухопутных сил,

· морских сил,

· внутренних дел,

· финансов,

· юстиции,

· коммерции,

· и народного просвещения.

Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств».

Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

· внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;

· устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;

· государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;

· устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;

· устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий[6].

Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору.

Задача плана — модернизировать и европеизировать государственное управление путём введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сословия:

1. дворянство имеет гражданские и политические права;

2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.

3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Разделение властей:

· законодательные органы:

· Государственная дума

· губернские думы

· окружные думы

· волостные думы

· исполнительные органы:

· Министерства

· губернские

· окружные

· волостные

· судебные органы:

· Сенат

· губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)

· окружные (гражданские и уголовные дела).

Выборы — четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии.

При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти:

· сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре.

· министры назначаются императором.

· состав Сената назначается императором.

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

Однако 1 января 1810 года был учреждён Государственный совет по плану Сперанского.

12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года были преобразованы министерства.

К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет.

Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Таким образом из трёх отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

Финансовая реформа

По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций.

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные).

2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года — увеличение всех налогов.

Реформа в области образования

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования:

1. бессословность учебных заведений;

2. бесплатность обучения на низших его ступенях;

3. преемственность учебных программ.

Уровни системы образования:

· университет

· гимназия в губернском городе

· уездные училища

· одноклассное приходское училище.

 

Военные поселения

В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведён в 1810—1812 годах на резервномбатальоне Елецкого мушкетёрского полка, размещённого в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилёвской губернии.

Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву.

Цели проекта:

1. создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени.

2. освободить население страны от постоянной повинности — содержать армию.

3. прикрыть западное пограничное пространство.

В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря.

К 1825 году в военных поселениях насчитывалось 169 828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков.

В 1857 году военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 000 человек.

Формы оппозиции

Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 года вспыхнуло восстание вЧугуеве близ Харькова. В 1820 году крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом.

16 октября 1820 года головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введённые жёсткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости. За неё вступился весь полк. Полк был окружён военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам.

Под влиянием Семёновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 году в армии вводится тайная полиция. В 1822 году вышел указ о запрете тайных организаций и масонских лож.

 

Отечественная война 1812 г.

Предыстория конфликта

После поражения русских войск в битве под Фридландом, 8 июля 1807 года император Александр I заключил с Наполеоном Тильзитский мир, по которому обязался присоединиться к континентальной блокаде Великобритании, что противоречило экономическим и политическим интересам России. По мнению русского дворянства и армии, условия мирного договора были унизительны и позорны для страны[1]. Русское правительство использовало Тильзитский договор и последовавшие за ним годы для накопления сил к предстоящей борьбе с Наполеоном[2].

По итогам Тильзитского мира и Эрфуртского конгресса Россия в 1808 году отобрала у Швеции Финляндию и сделала ряд других территориальных приобретений; Наполеону же развязала руки для покорения всей Европы[3]. Французские войска после ряда аннексий, произведенных главным образом за счет австрийских владений (см. Война пятой коалиции), придвинулись вплотную к границам Российской империи[4].

Причины войны

Со стороны Франции

После 1807 года главным и, по сути, единственным врагом Наполеона оставалась Великобритания. Великобритания захватила колонии Франции в Америке и Индии[5] и препятствовала французской торговле. Учитывая, что Англия господствовала на море, единственным реальным оружием Наполеона в борьбе с ней была континентальная блокада. эффективность которой зависела от желания других европейских государств соблюдать санкции. Наполеон настойчиво требовал от Александра I более последовательно осуществлять континентальную блокаду, но наталкивался на нежелание России разрывать отношения со своим главным торговым партнером

В 1810 году русское правительство ввело свободную торговлю с нейтральными странами, что позволяло России торговать с Великобританией через посредников, и приняло заградительный тариф, который повышал таможенные ставки, главным образом на ввозившиеся французские товарыЭто вызвало негодование французского правительства[8].

Наполеон, не будучи наследственным монархом, желал подтвердить легитимность своего коронования через брак с представительницей одного из великих монархических домов Европы. В 1808 году российскому царствующему дому было сделано предложение о браке между Наполеоном и сестрой Александра I великой княжной Екатериной. Предложение было отклонено под предлогом помолвки Екатерины с принцем Саксен-Кобургским. В 1810 году Наполеону было отказано вторично, на этот раз относительно брака с другой великой княжной — 14-летней Анной (впоследствии королевой Нидерландов)[9]. В том же 1810 году Наполеон женился на принцессе Марии-Луизе Австрийской, дочери императора Австрии Франца I. По мнению историка Е. В. Тарле, «австрийский брак» для Наполеона «был крупнейшим обеспечением тыла, в случае, если придется снова воевать с Россией» Двойной отказ Наполеону со стороны Александра I и брак Наполеона с австрийской принцессой вызвали кризис доверия в русско-французских отношениях и резко их ухудшили

Со стороны России

От последствий континентальной блокады, к которой Россия присоединилась по условиям Тильзитского мира 1807 года, страдали русские землевладельцы и купцы, и, как следствие, государственные финансы России. Если до заключения Тильзитского договора в 1801—1806 годах Россия вывозила ежегодно 2,2 млн четвертей хлеба, то после — в 1807—1810 годах — экспорт составил 600 тыс. четвертей. Сокращение вывоза привело к резкому падению цен на хлеб. Пуд хлеба, стоивший в 1804 году 40 копеек серебром, в 1810 году продавался за 22 копейки[13]. В то же время ускорился вывоз золота в обмен на предметы роскоши, поставлявшиеся из Франции. Все это привело к уменьшению стоимости рубля и обесценению русских бумажных денег[6]. Русское правительство было вынуждено принять меры для защиты экономики страны. В 1810 году оно ввело свободную торговлю с нейтральными странами (что позволяло России торговать с Великобританией через посредников) и повысило таможенные ставки на ввозившиеся предметы роскоши и вина, то есть как раз на предметы французского экспорта.

В 1807 году из польских земель, входивших согласно второму и третьему разделам Польши в состав Пруссии и Австрии, Наполеон создал Великое герцогство Варшавское. Наполеон поддерживал мечты Варшавского герцогства воссоздать независимую Польшу до границ бывшей Речи Посполитой, что было возможно сделать только после отторжения от России части её территории. В 1810 году Наполеон отобрал владения у герцога Ольденбургского, родственника Александра I, что вызвало негодование в Петербург. Александр I требовал передать Варшавское герцогство в качестве компенсации за отнятые владения герцогу Ольденбургскому или ликвидировать его как самостоятельное образование.

Вопреки условиям Тильзитского соглашения, Наполеон продолжал оккупировать своими войсками территорию Пруссии, Александр I требовал вывести их оттуда.

С конца 1810 года в европейских дипломатических кругах стали обсуждать грядущую войну между Французской и Российской империями[18]. К осени 1811 года российский посол в Париже князь Куракин докладывал в Санкт-Петербург о признаках неизбежной войны[.

На стороне Франции

К 1811 году французская империя с её вассальными государствами насчитывала 71 млн человек населения из 172 млн, населявших Европу. На начальном этапе Наполеон смог собрать в поход против России, по разным источникам, от 400 до 450 тысяч солдат, из которых собственно французы составляли половину (см.Великая Армия). Имеются свидетельства (в частности, генерала Бертезена) о том, что фактическая численность 1-й линии Великой армии составляла лишь около половины от её списочного состава, то есть не более 235 тысяч человек, и что командиры при подаче отчётов скрывали истинный состав своих частей. Примечательно, что тогдашние данные русской разведки давали также эту численность. В походе принимали участие 16 разных национальностей: наиболее многочисленными были немцы и поляки. На основе союзных соглашений с Францией Австрия и Пруссия выделили по 30 и 20 тысяч войск, соответственно. После вторжения к Великой армии добавились подразделения численностью до 20 тысяч, сформированные из жителей бывшего Великого княжества Литовского.

У Наполеона имелись резервы: от 130 до 220 тысяч солдат в гарнизонах Центральной Европы (из них 70 тысяч в 9-м (Виктор) и 11-м (Ожеро) резервных корпусах в Пруссии) и 100 тысяч Национальной гвардии Франции, которая по закону не могла воевать за пределами страны.

В преддверии военного столкновения, французским командованием по реке Висле от Варшавы до Данцига были созданы крупные артиллерийские и продовольственные склады. Крупнейшим центром снабжения войск стал Данциг, в котором к январю 1812 года располагался запас продовольствия на 50 дней для 400 тысяч человек и 50 тысяч лошадей.

Основные силы Наполеон сосредоточил в 3-х группах, которые по плану должны были окружить и уничтожить по частям армии Барклая и Багратиона. Левую (218 тыс. чел.) возглавлял сам Наполеон, центральную (82 тыс. чел.) — его пасынок, вице-король Италии Евгений Богарне, правую (78[ тыс. чел.) — младший брат в семье Бонапатров, король Вестфалии Жером Бонапарт. Помимо главных сил, против Витгенштейна на левом фланге расположился корпус Жака Макдональда в 32,5 тыс. чел., а на юге — правом фланге — союзнический корпус Карла Шварценберга, насчитывающий 34тыс. человек.

Сильными сторонами французской армии являлись большая численность, хорошее материальное и техническое обеспечение, боевой опыт, вера в непобедимость армии. Слабой стороной был её очень пёстрый национальный состав.

На стороне России

Численность армии

Население России в начале XIX века составляло 36 млн человек. Удар армии Наполеона приняли на себя войска, размещённые на западной границе: 1-я армия Барклая-де-Толли и 2-я армия Багратиона, всего 153 тысячи солдат и 758 орудий[44]. Ещё южнее на Волыни (северо-запад нынешней Украины) располагалась 3-я армияТормасова (до 45 тысяч, 168 орудий), служившая заслоном от Австрии. В Молдавии против Турции стояла Дунайская армия адмирала Чичагова (55 тысяч, 202 орудия). ВФинляндии против Швеции стоял корпус русского генерала Штейнгеля (19 тысяч, 102 орудия). В районе Риги находился отдельный корпус Эссена (до 18 тысяч), до 4 резервных корпусов размещались дальше от границы.

Нерегулярные казачьи войска насчитывали по спискам 117 тысяч лёгкой кавалерии, однако реально в войне приняло участие 20—25 тысяч казаков.

Реформа управления армиями

С марта 1811 года в России под руководством военного министра Барклая-де-Толли началась реформа управления армии — была создана «Комиссия составления военных уставов и уложений». Комиссия учла опыт разных стран — военные регламенты Австрии 1807—1809 годов, военные постановления Пруссии 1807—1810 годов, большое внимание было уделено новейшим уставам и инструкциям французской армии.

По новому уставу командование армией вверялось главнокомандующему, он же осуществлял управление ею через главный штаб. Главный штаб армии делился на четыре отделения: начальника главного штаба; инженерное; артиллерийское; интендантское. Начальники отделений главного штаба непосредственно подчинялись главнокомандующему. Преобладающее значение среди них имел начальник главного штаба. Начальник главного штаба являлся вторым лицом в армии, через него передавались все приказания главнокомандующего, он вступал в командование армией в случае болезни или смерти главнокомандующего. Отделение начальника главного штаба состояло из двух частей: квартирмейстерской и дежурной по армии. Генерал-квартирмейстер руководил оперативной частью армии, в ведении дежурного генерала находились вопросы, относящиеся к строевой, тыловой, военно-санитарной, военно-полицейской и военно-судной службам.

Военное министерство в феврале 1812 года из войск, расположенных на западной границе, образовало 1-ю и 2-ю Западные армии. В марте по армиям были разосланы печатные экземпляры устава, началось формирование их штабов.

Союзники

Материальную и финансовую поддержку России оказывала Англия. Её армия была вовлечена в бои с французами в Испании. Хотя сильный флот англичан не мог повлиять на сухопутные операции в Европе, но являлся одним из факторов, склонивших позицию Швеции в пользу России. Испания, связав партизанским сопротивлением 200[63]—300[64] тысяч французских солдат, косвенно оказала помощь России.

Крепостные крестьяне

Генерал Н.Н. Раевский писал в конце июня 1812 г.: «Я боюсь прокламаций, чтобы не дал Наполеон вольности народу, боюсь в нашем краю внутренних беспокойств». Есть свидетельство, что Наполеон вел разговор с крестьянами об отмене крепостного права. В Москве Наполеон приказал разыскать в уцелевших архивах и частных библиотеках все, что касалось восстания Пугачёва, особенно желали французы добыть одно из последних воззваний Пугачева. Ими писались даже проекты подобных манифестов.

В разговоре с Обер-Шальме, хозяйкой большого магазина в Москве, Наполеон спросил ее: «Что вы думаете об освобождении русских крестьян?» Она отвечала, что, по ее мнению, «одна треть их, быть может, оценила бы это благодеяние, а две другие не поняли бы даже, что им хотят сказать». — «Но разговоры, по примеру первых увлекли бы за собою других», возразил Наполеон. — «В. В—во, откажитесь от этого заблуждения, — заметила его собеседница: — здесь не то, что в южной Европе. Русский недоверчив, его трудно побудить к восстанию. Дворяне не замедлили бы воспользоваться этою минутой колебания, эти новые идеи были бы представлены, как противные религии и нечестивые; увлечь ими было бы трудно, даже невозможно».

В итоге Наполеон отказался от намерения попытаться возбудить бунт крестьян. В речи, произнесенной им пред сенаторами в Париже 20 декабря 1812 г., он сказал: «Я веду против России только политическую войну... Я мог бы вооружить против нее самой большую часть ее населения, провозгласив освобождение рабов; во множестве деревень меня просили об этом. Но когда я увидел огрубение (abrutissement) этого многочисленного класса русского народа, я отказался от этой меры, которая предала бы множество семейств на смерть и самые ужасные мучения».

В июле 1812 г. рижский военный губернатор И.Эссен по получении указа о рекрутском наборе сообщал, что после занятия неприятелем Курляндии набор может послужить поводом к волнениям крестьян. В начале августа Эссен доносил о «превратных мыслях лифляндских крестьян о вольности». В Лифляндской губерниивозникли беспорядки, неповиновение помещикам, работы прекращались, и крестьяне бежали в леса, но все это было скоро прекращено.

8 августа витебский вице-губернатор сообщил командиру корпуса гр. Витгенштейну, что особенно «в поветах» (уездах) «Полоцком, Городецком и Невельском, по внушениям неприятельскими войсками «необузданной вольности и независимости», не только многочисленные крестьяне вышли из повиновения своим помещикам, но, «ограбив и изгнав» их, «достигли высочайшей степени буйства и возмущения», так, что и земские полиции не в силах их усмирить. Вице-губернатор просил прислать «приличный отряд» для «приведения в спокойствие возмутившихся». По-видимому, требование это было оставлено без ответа, а затем волнения крестьян распространилось и на другие уезды. Витебские дворяне-поляки обратились к Наполеону с просьбой о подавлении крестьянских беспорядков. Наполеон приказал разослать по губернии летучие отряды, обязанные как подавлять волнения крестьян, так и бороться с французскими мародёрами.

Сенатор Каверин в донесении императору от 15 февраля 1813 года говорил: «Внушение неприятеля в занятых им местах по большей части от польской нации» (т.е.поляков, перешедших на сторону Наполеона), «повсеместно между поселянами рассееваемое уверенностью в непринадлежности более России и в неприкосновенности к ним власти помещиков, могло поколебать их умы, отчего некоторые в Смоленской губернии способствовали неприятелю в отыскании фуража и сокрытых имуществ, а другие, сообщаясь с ним, попускались даже на грабительство господских домов.»

В декабре 1812 г. в трех городах Пензенской губернии — Инсаре, Саранске и Чембаре — произошли волнения помещичьих крестьян, отданных помещиками в пензенское ополчение.

Тем не менее, большинство русских крестьян были настроены антифранцузски. Так, французский эмигрант Faber писал из Петербурга какой-то даме 1 декабря 1812 г.: «Французы надеялись найти униженных рабов, мятежников, а увидели людей непоколебимо преданных своим господам, и Наполеон... встретил сопротивление, которое обмануло все его ожидания и разрушило его планы».

Поляки и литовцы

При вступлении Наполеона в Вильно громадная толпа приветствовала его как своего освободителя, как восстановителя польского государства (Литва в 1795 г. была присоединена к Российской империи в результате третьего раздела Польши). Был зачитан манифест о восстановлении Польского королевства и воссоединении двух частей польского народа. При занятии французскими войсками других городов Литвы также происходили торжественные встречи. Однако вскоре начались крестьянские бунты, и французским войскам приходилось прекращать их.[2]

Евреи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.114 с.)