Изменения в духовно-культурной жизни российского общества в XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в духовно-культурной жизни российского общества в XVIII В.



Первая половина XVIII века. Формирование культуры нового времени. Изменения в социально-экономической и общественно-политической сферах составили основу для изменений в культурном процессе, определив его особенности. Главное содержание этого процесса – формирование и развитие русской национальной культуры.

Для Нового времени характерно появление новых отраслей культуры, таких как рациональная наука, светская живопись, садово-парковая архитектура.

Особенности формирующейся новой культуры:

1. Ускорение темпов развития по сравнению с предшествующим временем, быстрая смена частое смешение во времени художественных стилей.

2. На первый план выступают светские начала, получившие распространение в дворянской среде.

3. Продолжала существовать традиционная культура, в основном в виде народной культуры, оказавшейся вне процесса обмирщении, однако влиявшей на официальную культуру.

4. Сословность общества сдерживала культурное развитие, замедляла складывание общенационального единства, развитие просвещения в различных слоях, демократизацию культуры и приобщение народа к новым ценностям.

5. Завершение оформления абсолютной монархии вело к тому, что государство активно вмешивалось в духовно-культурную, повседневную жизнь людей.

Образование и наука. При П1 в России формируется система прямой зависимости культуры от власти, государства. До XVIII столетия в России ещё не существовало школы как государственного и общественного учреждения. Лишь в начале века проблема образование, подготовки профессиональных кадров становится государственной.

1696г. – указ о посылке 61 человека в Италию, Голландию и Англию.

К моменту прихода П1 к власти страна располагала единственным высшим учебным заведением – Славяно-греко-латинской академией. Важным направлением в организации обучения стало создание собственной национальной системы светских учебных заведений различного уровня и типов.

В 1699 г. была основана Пушкарская школа. 1701 г. в палатах Сухаревской башни открывается Школа математических и навигацких наук. В 1715 г. школа переводится в Петербург и на её основе создаётся Морская академия. В других городах открываются адмиралтейские русские школы, затем ещё три профессиональных школы по типу навигацкой – инженерная, артиллерийская и медицинская. В провинции начальное образование осуществляли три типа школ: епархиальные, готовящие священнослужителей; цифирные, в которых учились будущие чиновники местной администрации; гарнизонные – для обучения солдатских детей.

В начале XVIII века помимо государственной профессиональной зарождается частная общеобразовательная школа. Одной из первых такая школа была создана в 1703 г. в Москве.

Со времён П1 обучение дворянских детей стало объектом надзора властей. Указ 1714 г. об учебной повинности дворян обязавал учить дворянских отпрысков в государственных школах, и лишь очень состоятельным представителям знати разрешалось нанимать домашних учителей. В 1752 г. открывается Морской шляхетский корпус.

1710 г. – утверждение нового гражданского шрифта вместо старого церковно-славянского.

Начало 18в. отмечено бурным развитием книгопечатания. Развитие школы требовало всё большего количества учебников, справочников. Была создана периодическая печать. Первый номер офоциальной газеты ведомости вышел 9 января 1703 года. У многих представителей дворянства появляются личные библиотеки.

В 1714 г. создаётся первая государственная библиотека, которая впоследствии станет основой библиотеки академии наук.

В 1719 г. – открылся первый русский музей – Кунсткамера.

При Петре в стране возникали первые научно-технические лаборатории. Появился целый ряд технических изобретений и новшеств. Происходят существенные изменения в сфере гуманитарных знаний, в том числе истории. История начинает сознаваться как государственное дело, тесно связанное с политическими интересами начинающего утверждаться абсолютизма.

Закономерным итогом Петровских реформ в сфере культуры представляется учреждение в 1725 г. Академии наук в Петербурге. Это было новым этапом утверждения науки - оформлением её как социального института. Особенностью её было то, что она объединяла фактически три учреждения, которые в Европе существовали самостоятельно: университет, гимназию, как подготовительный этап к поступлению в университет и собственно академию, т.е. «собрание учёных и искусных людей».

Целую эпоху в истории русской культуры и науки составила многогранная деятельность гениального учёного, организатора науки и образования в России Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765). Человек энциклопедических знаний он ярко проявил себя во многих отраслях науки. Большой вклад внёс в развитие исторической науки. Противник норманнской теории происхождения Древнерусского государства, он глубоко изучил источники, подтверждавшие древность славянского мира, написал «Древнюю Российскую историю». По разработанному Ломоносовым проекту в 1755 г., 25 января по новому стилю, императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Талантливым современником Ломоносова был В. Н. Татищев, написавший «Историю Российскую с самых древнейших времён».

В иерархии культурных ценностей наука, научные знания приобретали всё более заметное место. Петербургская академия, Московский университет становятся не только научными центрами России, но и частью общеевропейской науки.

Общественно-политическая мысль. Первая четверть 18 в. отмечена глубокими изменениями в общественном сознании. Петровские преобразования, направленные на ограничение самостоятельности церкви, вели к подрыву её идеологического влияния на культуру и общественную мысль. Общественной мыслью России ставились и решались новые социально-политические проблемы. Одной из них являлось идеологическое обоснование абсолютизма. Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович. Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Прокопович опирался, с одной стороны, на традицию московского царства, с другой – на европейские теории общественного права, общественного договора и общего блага. Идеалом абсолютного царя был П1. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его»Духовном регламенте» обосновывалась необходимость подчинения церкви государству, секуляризации церковных и монастырских имений, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода.

Значительное место в общественной мысли начала века занимали экономические вопросы. Первый русский экономист И.Т. Посошков в своей известной книге «О скудности и богатстве»(1724) размышлял о средствах увеличения богатства государства и частных лиц, включая купцов и крестьян, всех «людей российских». Политика царя поддерживала одну из важнейших идей Просветительства – признавала внесословную ценность человека. Деятельная, активная деятельность – вот идеал именно Петровской эпохи.

Таким образом, идея абсолютной власти монарха как главной силы, обеспечивающей всеобщее благо, была одной из ключевых общественной мысли первой четверти 18 столетия. Она преобладала не только в сознании основной массы дворянства, интересы которого совпадали с политической программой абсолютизма, но находила отклик и в сознании других слоёв общества.

Литература и искусство. Литература этого периода носила переходный характер. Шёл интенсивный процесс обмирщения, как самой литературы, так и литературного творчества. Постепенно литература приобретала светский, реалистический и общественный характер. В литературе господствовал стиль барокко, появился литературный герой, воплощавший новую концепцию личности. В центре произведения человек деятель, патриот, слуга Отечества. В поэзии популярными становятся «сильвии» - стихи «по случаю» - на победу, на знаменательные даты. Торжественная лирика была представлена такими стихотворными формами, как «канты», «виваты». Новым жанром стала любовная лирика.

На протяжении первой половины 18 в. шёл процесс формирования классицизма, причём не только как литературного, но и как общего для всей русской культуры направления. Зародился в 30-40-хх, что связано с творчеством Антиоха Кантемира. В середине 18 в. в литературе происходит существенное расширение жанрового своеобразия. С именем Ломоносова связано появление русской трагедии и русской оды. Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков превратили похвальную оду в особый жанр этико-философских произведений. Классицизм был плодом века Просвещения с характерным преклонением перед силой Разума, стремлением к упорядоченности литературных форм, строгой классификации и разграничению жанров, стилей, гражданско-патриотическому пафосу.

В 1702 г. в Москве, а затем и в Петербурге появились первые общедоступные театры. Играли на сцене первоначально иностранцы – немецкая труппа под руководством актёра Кунста, затем в труппу стали набирать русскую молодёжь. 1756 г. – указ об учреждении на основе труппы Петра Волкова публичного Российского театра для представления комедий и трагедий в Петербурге.

Русское искусство первой половины 18 в. развивалось, с одной стороны, сохраняя национальное своеобразие, а с другой – находясь в контакте с искусством европейских стран, впитывая в себя черты европейских художественных стилей – барокко и классицизма.

Значительные изменения происходили в архитектуре и градостроительстве. Наиболее новые веяния отразились на облике Санкт-Петербурга, который стал символом новой культуры, олицетворением абсолютистской империи с её идеей всеобщего порядка. В конце 20-30-х гг. постепенно складывается новый архитектурный стиль – русское барокко, в котором развиваются светские жизнерадостные настроения, усиливаются черты нарядности, красочности, творчески перерабатываются традиции отечественной и мировой архитектуры. Крупнейшими мастерами русского барокко были Р.Растрелли, Д.В. Ухтомский.

Необычайно быстро и резко произошли изменения и в живописи. Ведущее место постепенно занимают картины на светские сюжеты, выполненные маслом. Значительным явлением стала портретная живопись, которую отличал повышенный интерес к личности. Наряду с портретом развиваются и другие жанры – историческая композиция, батальная живопись, гравюра.

В начале 18 в. осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры.

Музыка служила только для того, чтобы внести больше блеска, разнообразия и оживления в те виды развлечений, которые тогда были популярны – парады, ассамблеи и куртаги, балы, торжественные шествия.

Изменения в общественном сознании и быту. Вера во всемогущество государства порождала вмешательство власти в те сферы, в которые в Европе вмешиваться не принято. 1705 г. – указ, повелевавший всему мужскому населению страны, кроме священников, монахов и крестьян брить усы и бороды. Началась борьба за введение в обиход новой моды на платье. Данные меры диктовались стремлением избавиться от старых обычаев и принять новый, европейский образ жизни.

18 в. начался введением нового летоисчисления на основе юлианского календаря.

1718 г. – введение ассамблей. Это была новая форма общения людей.

Правила хорошего тона и новую мораль пропагандировала в то время популярная книга

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», вышедшая в 1717 г.

В бытовом укладе российского общества второй четверти 18 в. продолжались те процессы, начало которым дали Петровские реформы. Они вывели Россию на путь ускоренного культурного развития, в этом заключалась их общенациональная значимость.

 

Вторая половина XVIII в.

Развитие просвещения и образования. В развитии образования второй половины 18 в. можно отметить две тенденции: расширение сети учебных заведений, в частности народных школ, и закрепление принципа сословности. Принципиально новым было то, что «Устав народных училищ» (1765) предусматривал создание единой системы светской школы – от малого народного училища до университета. В народные училища было разрешено принимать девочек из непривилегированных сословий. Увеличилось число кадетских корпусов, возник новый тип учебного заведения – благородный пансион.

Много сделал для распространения просвещения президент Академии художеств, реформатор образования И.И. Бецкой. Благодаря его усилиям в Москве появились воспитательный дом (1764) и Коммерческое училище для купечества (1773). В Петербурге с одобрения Екатерины Великой было учреждено первое женское учебное заведение – Смольный институт благородных девиц.

Русское просветительство. Для русского Просвещения характерна особая социальность. Под влиянием просвещенческих и рационалистических идей в России формировалась идеология «просвещённого абсолютизма». Опираясь на теории естественного права и договорного происхождения государства, либеральные просветители ставили вопрос об ограничении и смягчении крепостного права. Представители консервативного направления являлись сторонниками «просвещенного абсолютизма». Просветители ставили перед собой задачу, с одной стороны, показать мир крестьянина, его жизнь и труд, с другой – воспитать дворянство в духе Нового времени, с тем, чтобы оно осознавало степень ответственности за свои привилегии. Трагедию радикального просветительства пережил А.Н. Радищев. Впервые в истории русской общественной жизни он заклеймил самовластие, поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путём. Попытки разрешить на иной, религиозно-нравственной, основе противоречия российского общества привели к появлению нового духовно-общественного движения – масонства.

Литература, искусство, архитектура. Русская литература, как и вся художественная культура второй половины 18 в., быстро и широко приобщалась к классицизму, который стал господствующим стилем. Общая закономерность развития классицизма – нормативность. Эстетика классицизма основана на рационализме эпохи, ему свойственен высокий гражданский пафос. В России классицизм имел устойчивую идейную связь с просветительством. Для русской художественной литературы эпохи классицизма характерны развитая система жанров, сюжет на основе художественного вымысла. В конце 18 в. именно жанр комедии получил особое значение и развитие. Яркий представитель жанра Д.И. Фонвизин, его комедии «Недоросль» и «Бригадир» не только стали событием в русской культуре 18 в., но и вошли в золотой фонд русской литературы.

Конец 18 в. оказался ознаменован формированием нового литературного направления – сентиментализма, провозглашавшего культ естественного чувства, лирических настроений героев. Его расцвет в русской литературе связан с именем Н.М. Карамзина.

1799 г. – первый частный театр, дававший представления на Царицыном лугу (Марсовом поле) в Петербурге. 1780 г. – в Москве открыт Петровский театр. Значительная роль в развитии театрального искусства 18 в. принадлежала крепостным театрам, таким, например, какие имели у себя граф Н.П. Шереметьев и А.Р. Воронцов. Театр во второй половине 18 в. стал неотъемлемой частью жизни русских людей, приобщая их к русской и европейской культуре, воспитывая художественный вкус, формируя эстетические идеалы.

Более сложным и разносторонним становилось и музыкальное искусство. В 70-90-х гг. 18 в. складывается и отечественная композиторская школа, начинают осваиваться сложные музыкальные жанры. Достижением музыкального искусства стала опера мелодраматического содержания «Орфей» Е.И. Фомина. Успех имели оперы А. Облесимова, В. Пашкевича. В это же время развивался и русский хоровой концерт, жанр, в котором работал известный русский композитор Д.С. Бортнянский.

Расцвет русского зодчества и изобразительного искусства во второй половине 18 в. был связан с использованием художественных принципов Нового времени и с обращением к древнерусским традициям (смешение европейского барокко, рококо и отечественной традиции). Крупнейшим зодчим этого времени был Ф.Б. Расстрелли. Самые совершенные его творения дворец М.И. Воронцова в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец и собор Смольного монастыря в Петербурге, Андреевский собор в Киеве.

В Москве сложилось своё понимание барочной эстетики. Крупнейшим зодчим Москвы был Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры). Он создал собственную архитектурную школу, его ученики А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков – выдающиеся зодчие второй половины и конца 18 в. В градостроительстве самым примечательным явлением была перепланировка российских городов по специально разработанным проектам.

Всё большее самостоятельное значение приобретала скульптура. Выдающиеся мастера Ф. Г. Гордеев (рельефы для Казанского собора), Э. Фальконе «Медный всадник»), М.И. Козловский (каскад фонтанов Петродворца). Родоначальником скульптурного портрета стал Ф.И. Шубин.

Расцвет портретной живописи связан с именами Ф.С. Рокотова (портреты В.И. Майкова, В.Е. Новосильцевой, П.Н. Ланской, А.П. Струйской), Д.Г. Левицкого (портреты И.И. Дмитриева, П.А. Демидова, Н.Н. Львова), В.Л. Боровиковского (портреты В.А. Шидловского, Е.А. Нарышкиной, М.А. Лопухиной). Ярким представителем исторической живописи был А. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.024 с.)