ТОП 10:

Альтернативы развития Российской империи в первой четверти XIX в.: от реформ к политическому консерватизму.



К началу XIX в. новые тенденции в социально-политическом развитии России обусловили необходимость коренных преобразований: решения крестьянского вопроса, реформы государственного управления, распространения просвещения. Первый этап реформ (1801-1805) был открыт деятельностью Негласного комитета, второй (1809-1811) связан с начинаниями М. М. Сперанского. После завершения наполеоновских войн происходит свертывание реформ и переход к реакции. Отказ правительства от проведения реформ негативно повлиял на дальнейшее развитие страны и стал одной из важнейших предпосылок зарождения в стране революционного движения декабристов.

 

Насильственное устранение Павла I в 1801 г. и воцарение его сына Александра I не только не вызвало потрясения в стране, но пробудило ожидания реформ, большей свободы, конституции. Манифест по поводу коронования Александра I содержал либеральные идеи: подтверждались основные права подданных, введенные Екатериной II, было обещано введение законов, которые обеспечат неприкосновенность личности и частной собственности, смягчение уголовного права, отменялись ограничения, введенные Павлом I (телесные наказания, цензура).

Александр I правил почти четверть века: 1801—1825гг. О нем и его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Эта особенность породила у современников впечатление неискренности императора. Очевидно, что по взглядам император был умеренным либералом. Он воспитывался в духе «просвещенного абсолютизма», был умен и не мог не считаться с духом времени, прежде всего с влиянием Великой Французской революции. По признанию современников, он имел большой политический талант, но многие считали, что проявился этот талант больше в военной области и внешней политике, чем во внутренней.

Первый этап царствования Александра I, с 1801 по 1815 г., именуют периодом «просвещенного абсолютизма». Если «просвещенный абсолютизм» Екатерины II был связан с французским просвещением, окрашен идеями Вольтера, Монтескье, то «просвещенный абсолютизм» XIX в. подпитывался идеями Великой Французской революции и теми процессами в Европе, которые происходили под ее влиянием. Вокруг царя сложился кружок друзей, который получил название "Негласный комитет". В него вошли молодые аристократы: графы П.А.Строганов и В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, князь А.Д. Чарторыйский. Консервативные круги общества окрестили этот комитет "якобинской шайкой". Он заседал с 1801 по 1803 гг. и обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.п. Однако постепенно его деятельность сошла на нет, дело реформ было передано в руки государственной бюрократии. Большую роль в подготовке преобразований в области государственного устройства сыграл М.М.Сперанский. Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями, совершил стремительную карьеру и стал в 1807 г. статс-секретарем и ближайшим советником императора. Проект реформы общественно-политического устройства России М.М.Сперанский изложил в 1809 г. в документе, который назывался "Введение к уложению государственных законов". Что предлагалось?

1. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав, но не для всех. Крепостным крестьянам (помещичьим), рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставлять гражданские права.

2. Обеспечить разделение властей и привлечение общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральная Государственная дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и местнымилрганами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.

3. Провозглашалось правовое государство: правит закон, а не люди.

4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а это подразумевало их ответственность перед обществом.

Вся система государственного управления, по проекту М.М.Сперанского, строилась снизу вверх. При этом следует отметить, что Сперанский не предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношения крестьян с помещиком предполагалось регламентировать законом, а помещичьим крестьянам предлагалось дать право приобретать движимую и недвижимую собственность. Однако проект остался на бумаге.

Царь был вынужден маневрировать между активизировавшимися консервативными и теми общественными силами, которые требовали изменений. Планы М.М.Сперанского вызвали сопротивление в высших слоях общества, да и сам Александр I охладел к либеральным идеям. Но все же кое-что из либеральных начинаний было реализовано. Произошло выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти. В 1802г. был создан Комитет министров как высшее административное учреждение. Коллегии, созданные Петром I, как отраслевые органы государственного управления окончательно ушли в прошлое, были заменены министерствами.

Первоначально Комитет министров также имел законосовещательные права по всем вопросам государственного управления и не обладал исполнительной властью (реализация решений возлагалась на соответствующих министров). По существу, Комитет так и не стал органом, объединяющим и направляющим деятельность различных министерств. Он был местом совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. С введением министерств усилилось единоначалие в государственном управлении. Эти преобразования сказались на положении Сената. Он стал органом, надзирающим за правильностью исполнения законов в государстве.

В 1810г. был создан Государственный совет— законосовещательный орган при царе. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Буквально первые же годы деятельности Государственного совета показали, что самодержавие не в состоянии следовать даже тому порядку, который оно само санкционировало. Принятая общая идея о введении в России законного правопорядка на практике приходила в противоречие с гораздо глубже укоренившимся традиционным произволом русского абсолютизма. С течением времени сфера компетенции Государственного совета вообще стала терять сколько-нибудь четкие очертания.

В результате реформ, несмотря на негативные стороны, структура власти организационно и функционально приблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, которое произошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть и появился зародыш будущей законодательной. Хотя вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделению властей. Однако общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и целиком зависело от бюрократии. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского, возможность действительного введения разделения властей вызвала недовольство бюрократии, дворянства. Он был отстранен от государственной деятельности и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Необходимость реформирования почвенного уклада, особенно отмены крепостного права, также была очевидна. Император неоднократно заявлял о необходимости улучшения бедственного положения крепостных крестьян. Были сделаны некоторые шаги в этом направлении.

1. Запрещена раздача или продажа государственных крестьян в частные руки. Таким образом было приостановлено увеличение числа крепостного населения. Однако проводилось в жизнь это положение непоследовательно. В1810-1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением империи в частные руки все же было продано десять тысяч душ мужского пола; широко практиковалась сдача государственных крестьян в аренду частным лицам в Белоруссии и в Правобережной Украине. К концу царствования Александра I в аренде числилось 350 тысяч казенных крестьян.

2. Ограничена продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках "в розницу", то есть без семьи, без земли, публиковать объявления о продаже, ссылать крестьян в Сибирь за незначительные поступки.

3. Указ 1803 г." О вольных хлебопашцах» предусматривал выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Однако воспользоваться этим указом было трудно, и к 1825 г. в соответствии с ним освободились менее 0,5 % крепостных.

4. В 1804-1805 гг. началась отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (в Латвии и Эстонии). Отмена крепостного права распространялась на крестьян "дворохозяев" (то есть необщинников). Они получали полную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у помещика за барщину, оброк.

Таким образом, язва крепостного права сохранялась.

Западный уклад, по сравнению с "почвой", развивался динамично: к 1860 г. число крупных предприятий выросло до 15 тысяч. В 30-40-е гг. XIX в. начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Хотя и медленно, шло классообразование. Сократилась доля крепостных рабочих на крупных промышленных предприятиях (к 1860 г. до 18%). Создавались условия для расширения слоя мелких собственников, в том числе и в деревне: в 1801 г. купцы, мещане, казенные крестьяне получили право покупать землю в частную собственность. В1858 г. 270 тысяч домохозяев имели в частной собственности свыше одного миллиона десятин земли (одна десятина -1,1 га). Поскольку крепостной крестьянин не имел прав на собственность, землей он владел де-факто (юридически собственность оформлялась на помещика).

Сделаны были важные шаги в развитии образования. Созданы университеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. В1804 г. было открыто Московское коммерческое училище, которое положило начало специальному экономическому образованию. Для царствования Александра I была также характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.

 

Казалось бы, на волне всенародного подъема, вызванного победой над Наполеоном, Россия продвинется в сторону демократии, конституции, отмены крепостного права. Александр I на европейской арене выступал сторонником конституционного строя. Вместе с союзниками он особенно активно настаивал на том, чтобы возвратившиеся к власти во Франции Бурбоны обнародовали конституцию. Это было сделано. Хартия 1814 г, провозглашала во Франции конституционную монархию и под влиянием этих событий наметился еще один всплеск либеральных настроений и начинаний у Александра I.

В 1815 г. по решению Венского конгрессам состав России было включено герцогство Варшавское. Принимая корону царя (короля) Польского, император даровал Польше Конституцию, которая предусматривала представительную демократию и разделение властей. Император заявил, что постепенно конституционные основы, провозглашенные в Польше, утвердятся по всей империи. Министру юстиции Н.Н.Новосильцеву он поручил разработать основы российской конституции. Государственная Уставная грамота, подготовленная тайно, переносила принципы польской конституции на всю страну. Однако все это осталось на бумаге. Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменениями в настроении царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе. Эра просвещенного правления уходила в прошлое. В деятельности власти нарастали консервативные тенденции. Особенно они усилились в 1820-1825 гг. Если в молодости Александр I увлекался масонством, то теперь его привлекли религиозно-мистические организации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)