Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.



В период становления Древнерусского государства основная масса населения еще придерживалась язычества. Один ряд языческих верований был связан с оживотворением природы. Жители Киевской Руси поклонялись богам, олицетворявшим различные природные стихии: ветер, солнце, воду, землю, и т.п. Поклонялись священным источникам, деревьям, камням, животным и птицам. Другой ряд верований – обоготворение умерших предков, пращуров. Пращур, или чур, считался хранителем своего рода, родовых владений и имущества.

В то же время, геополитическое положение Руси, окруженной народами, исследовавшими различные монотеистические религии, способствовало превращению ее в объект воздействия с целью приобщения к ним, что имело политическую подоплеку. Тесное переплетение религии и политики, свойственное средневековью, побуждало к использованию религиозного фактора как в сношении с другими странами, так и во внутреннем управлении. Это, вероятно, хорошо осознавал и князь Владимир Святославович, осуществивший две религиозно-политические реформы.

980 – Создание пантеона языческих богов (Перун, Хоре, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Макошь) Причины – борьба с племенным сепаратизмом, этнополитическая консолидация, укрепление княжеской власти. Результаты и последствия: реформа не достигла поставленных целей

988– Принятие христианства

Выбор Византии в качестве религиозного ориентира можно объяснить рядом обстоятельств. В то время она являлась мощным, процветающим государством, стабильным внутренне и ведущим успешную внутреннюю политику и оказывала огромное политическое, экономическое и культурное влияние на окружающие страны и народы. Византийская религия должна была импонировать Владимиру, так как отвечала внутренним задачам, которые он пытался решить: стабилизировать общество, объединив его на основе норм христианской морали, принципов милосердия и человеколюбия. Привлекательной для князя, добивавшегося укрепления своей власти, должна была быть идея божественного происхождения императорской власти, учение о едином Боге, освящающем власть одного государя. Кроме того, в Византии существовала «симфония» церковной и светской властей. Между ними не было соперничества: церковь была зависима от императора, который играл в ее жизни первостепенную роль.

Предпосылки принятия христианства:

1.Языческое многобожие противоречило стремлению киевских князей укрепить свою власть и авторитет.

2.Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившейся у ее западных, северных или восточных соседей.

Последствия принятия христианства:

1.Княжеская власть получила в новой религии надежную опору – духовную и политическую. Единая вера давала новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание – важный элемент единства

2.Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение.

3.Сближение славянских и финских племен.

4.Расцвет материальной культуры – иконопись, мозаика, фреска, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело. Через Византию Русь познакомилась и с наследием античного мира.

5.После крещения возросло количество тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. На Русь из Болгарии и Византии приходили богослужебные книги., в частности созданные болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Распространялась грамотность.

6.Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запретила жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство. Общество вперве познакомилось с понятием греха, отсутствовавшим в языческом мировоззрении.

7.Русь перестала быть варварской страной. Она стала равной среди европейских держав. Укрепление ее положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее, из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

8.Христианство нанесло удар по родовым обычаям (кровная месть).

* Причины –укрепление государственной власти и территориального единства, установление равноправных связей с христианскими странами. Результаты и последствия: 1. Расширение международных связей, установление союзных отношений с христианскими государствами Европы 2. Формирование единой древнерусской народности 3. Укрепление государства и княжеской власти 4. Появление новой системы нравственных ценностей и нового кодекса поведения человека. 5. Приобщение к культурным достижениям Византии и других христианских стран, распространение письменности, просвещения. Возникновение каменного зодчества, изобразительного искусства.

Важнейшим фактором, повлиявшим на жизнь древнерусского общества, на быт и повседневность, стало принятие христианства. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство страны. Принятие новой религии способствовало установлению прочных политических, торговых и культурных связей со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты. Церковь содействовала созданию на Руси великолепной архитектуры и искусства. Сразу после принятия христианства появились первые школы, в которых обучались дети из разных слоев населения.

Христианский выбор означал изменение всего строя жизни – от семейных отношений до общественных установлений. Как известно, язычество не возбраняло многоженство. С принятием христианства необходимо было перейти к другим основам жизни. Семью христианская религия рассматривала как священный союз мужчины и женщины, связанных взаимными обязательствами. Необходимо иметь в виду, что языческая культура допускала жестокость во всех сферах жизни как норму. Христианство принесло смягчение нравов, гуманизацию образа жизни, утверждение традиций милосердия.

Особой религиозностью Русь не отличалась. Древнерусское общество во многом было светским. Например, в городах посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах. С появлением христианства язычество не исчезло, они стали граничить друг с другом. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими святыми. Сила двоеверия позволяет говорить о своеобразном историческо-культурном феномене жизни средневековой Руси.

** До середины 15 века, когда русская церковь находилась под контролем византийской, еще сохранялась возможность воспринимать достижения запада. Но в середине 15 века русская православная церковь, не одобрившая Флорентийской унии(1439г.) практически становится автокефальной.

Ф.У. – соглашение, заключенное на соборе во Флоренции в 1439, об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и верховенства Папы Римского при сохранении православных обрядов

988г. – год принятия христианства Русью.

Влияние христианства на славял проявлялось задогло до его превращения в офицальную религию Руси.

После похода на греческий город Корсунь(Херсонес), Владимир крестил киевлян на берегах Днепра. Сам факт крещения носил добровольно-принудительный характер. Принятие Русью христианства из Византии включило Русь в сферу византийского культурного влияния. Ключевский отмечал, что вместе с христианством стали проникать на Русь новые политические понятия и отношения. Русскую церковь возглавля митрополит Киевский и всея Русской земли. Митрополия зависила от патриарха Константинопольского.

Церковь вносила в древнерусское общество новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященное венчанием и нерасторжимого, отцала многожество, боролась против других пережитков языческого быта, против кровной мести, против грубых и жестоких форм рабства. Церковь стала основным институтом феодальной культуры Древней Руси. Она сыграла важную положительную роль в развитии русской государственности, обогатила социальным и политическим опытом древнерусское политическое право.

Возникшая на Руси ситуация «двоеверия» (христианство и язычество) сказывалась на всех уровнях общественного сознания. В итоге на Руси утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал – русское православие, не во всем повторявший исходный вариант – восточное христианство.

Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Оно постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе).

Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

значение для дальнейшего развития Руси:

· Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

· В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

· развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

· Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви "десятину" (составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения).

· Монастыри превратились в крупнейших земельных собственников

· Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 5456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.009 с.)