Киевская Русь: принятие христианства. Причины и следствия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киевская Русь: принятие христианства. Причины и следствия



Младший сын Святослава Владимир (980-1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка (на Днепре возле г.Любеча) и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почи­таемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византий­ского (православного) образца.

Причины принятия христианства:

- языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли;

- расслоение общества требовало новой идеологии (христиан­ская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного);

- монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства;

- поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма);

- новая более гуманная мораль.

В 988г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды.

Следствия принятия христианства:

- усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси;

- укрепление княжеской власти;

- влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания;

- сплочение восточнославянских племен в единую древнерус­скую народность;

- распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях;

- расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией.

Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь).

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко.

Культура Киевской Руси

Письменность Договор князя Олега с греками 911г., составленный на греческом и русском языках, является одним из первых памятников русской письменности. Значительно ускорило распространение образования принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению на Русь византийской литературы и искусства. Достижения византийской культуры первоначально попадали на Русь через Болгарию, где к этому времени уже был значительный запас как переводной, так и оригинальной литературы на понятном и на Руси славянском языке. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IX в. С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. Как правило, при монастырях существовали школы и для мирян. Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий—граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты. Литература Литература Киевской Руси зарождается с распространением письменности. В X-XI вв. литература была в основном переводной. С греческого, древнееврейского, сирийского и других языков переводились богослужебные книги, эпические произведения, хроники и т.д. Во второй половине XI в. появляются произведения славянских авторов. Это летописи, жития святых, проповеди.Выдающимися деятелями культуры были митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»); епископ Феодосий Печерский (автор 11 сочинений религиозного, морального, политического содержания); летописцы: Никон** (летописный свод 1073 г.), Нестор (монах, один из авторов «Повести временных лет»); Сильвестр (епископ, автор 2-й редакции «Повести временных лет»); князь Владимир Мономах («Поучение детям») Архитектура и изобразительное искусство При князе Владимире в Киеве была сооружена Десятинная церковь, при Ярославе Мудром - знаменитый Софийский собор, Золотые ворота и другие постройки. Первые каменные храмы на Руси строили византийские мастера. Лучшие византийские художники украшали новые киевские храмы мозаиками и фресками. Благодаря заботам русских князей Киев называли соперником Константинополя. У приезжих византийских зодчих и художников учились русские мастера. Их произведения соединяли высочайшие достижения византийской культуры с национальными эстетическими представлениями. МузыкаМногочисленные исторические источники (песни, былины, летописи, произведения литературы и изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком уровне музыки в Киевской Руси; многообразии музыкальных жанров и инструментов. Известна военная музыка, торжественная, праздничная, церковная. Нот у славян не было до XVI в. Однако существовали способы записи мелодий, сохранившиеся до наших дней, - знаменный и кондакарный. Знаменные и кондакарные нотации (ноты) - древнерусские безлинейные способы записи мелодий. Наиболее популярными музыкальными инструментами были трубы, бубны, гусли. При дворе князей и знатных феодалов состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты как славянского, так и византийского происхождения. В народном быту большую роль играло музыкальное искусство скоморохов - бродячих артистов. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. Основы церковной музыки были заимствованы из Византии, но впоследствии на нее оказали влияние и музыкальные традиции славян.

3 Билет Особенности развития Древнерусской культуры.Культура Киевской Руси:

Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха). Начинается летописание (древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). В архитектуреразвиваютсятрадиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типахрама). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска(роспись по сырой штукатурке), мозаика(изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись(на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерьиСпас Нерукотворный; книжная миниатюра. Культура периода раздробленности:С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простыми и гармоничными формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы,Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые воротаиУспенский соборвоВладимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа.Культура Московской Руси:Восстановление и развитие русской культуры после татаро-монгольского нашествия шло в условиях борьбы с игом. Эта тема становится главной в литературеЗадонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», посвященные Куликовской битве). Становятся популярными бытовые повести и хождения (описания путешествий в святые места или чужие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)). Развивается жанр житийной литературы (повесть об Александре Невском, житие Сергия Радонежского и др.). В архитектуре ведущей становится московская школа, опиравшаяся на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. При Иване III разворачивается строительство Московского Кремля (в том числе и его современных каменных стен). Особенностью этого периода стало приглашение в Россию иностранных архитекторов, сумевших создать кремлевский комплекс с учетом национальных русских традиций. Ими возведены крупнейшие постройки Кремля - Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата. В XVI в. утверждается шатровый стиль, возродивший традиции деревянного зодчества. Его лучшие образцы – ц. Вознесения в Коломенском и ц. Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного). Выдающимися живописцами Московской Руси были Феофан Грек, Андрей РублевТроица»), Дионисий.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.008 с.)