Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Киевская Русь: принятие христианства. Причины и следствияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Младший сын Святослава Владимир (980 - 1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка (на Днепре возле г.Любеча) и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца. Причины принятия христианства: - языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли; - расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного); - монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства; - поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма); - новая более гуманная мораль. В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды. Следствия принятия христианства: - усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси; - укрепление княжеской власти; - влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания; - сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность; - распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях; - расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией. Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь). В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко. Культура Киевской Руси Письменность Договор князя Олега с греками 911г., составленный на греческом и русском языках, является одним из первых памятников русской письменности. Значительно ускорило распространение образования принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению на Русь византийской литературы и искусства. Достижения византийской культуры первоначально попадали на Русь через Болгарию, где к этому времени уже был значительный запас как переводной, так и оригинальной литературы на понятном и на Руси славянском языке. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IX в. С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. Как правило, при монастырях существовали школы и для мирян. Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий—граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты. Литература Литература Киевской Руси зарождается с распространением письменности. В X-XI вв. литература была в основном переводной. С греческого, древнееврейского, сирийского и других языков переводились богослужебные книги, эпические произведения, хроники и т.д. Во второй половине XI в. появляются произведения славянских авторов. Это летописи, жития святых, проповеди.Выдающимися деятелями культуры были митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»); епископ Феодосий Печерский (автор 11 сочинений религиозного, морального, политического содержания); летописцы: Никон** (летописный свод 1073 г.), Нестор (монах, один из авторов «Повести временных лет»); Сильвестр (епископ, автор 2-й редакции «Повести временных лет»); князь Владимир Мономах («Поучение детям») Архитектура и изобразительное искусство При князе Владимире в Киеве была сооружена Десятинная церковь, при Ярославе Мудром - знаменитый Софийский собор, Золотые ворота и другие постройки. Первые каменные храмы на Руси строили византийские мастера. Лучшие византийские художники украшали новые киевские храмы мозаиками и фресками. Благодаря заботам русских князей Киев называли соперником Константинополя. У приезжих византийских зодчих и художников учились русские мастера. Их произведения соединяли высочайшие достижения византийской культуры с национальными эстетическими представлениями. Музыка Многочисленные исторические источники (песни, былины, летописи, произведения литературы и изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком уровне музыки в Киевской Руси; многообразии музыкальных жанров и инструментов. Известна военная музыка, торжественная, праздничная, церковная. Нот у славян не было до XVI в. Однако существовали способы записи мелодий, сохранившиеся до наших дней, - знаменный и кондакарный. Знаменные и кондакарные нотации (ноты) - древнерусские безлинейные способы записи мелодий. Наиболее популярными музыкальными инструментами были трубы, бубны, гусли. При дворе князей и знатных феодалов состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты как славянского, так и византийского происхождения. В народном быту большую роль играло музыкальное искусство скоморохов - бродячих артистов. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. Основы церковной музыки были заимствованы из Византии, но впоследствии на нее оказали влияние и музыкальные традиции славян. 3 Билет Особенности развития Древнерусской культуры .Культура Киевской Руси: Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха). Начинается летописание (древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). В архитектуре развиваютсятрадиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска (роспись по сырой штукатурке), мозаика (изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись (на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерь и Спас Нерукотворный; книжная миниатюра. Культура периода раздробленности: С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простыми и гармоничными формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые ворота и Успенский собор воВладимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа. Культура Московской Руси: Восстановление и развитие русской культуры после татаро-монгольского нашествия шло в условиях борьбы с игом. Эта тема становится главной в литературе («Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», посвященные Куликовской битве). Становятся популярными бытовые повести и хождения (описания путешествий в святые места или чужие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)). Развивается жанр житийной литературы (повесть об Александре Невском, житие Сергия Радонежского и др.). В архитектуре ведущей становится московская школа, опиравшаяся на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. При Иване III разворачивается строительство Московского Кремля (в том числе и его современных каменных стен). Особенностью этого периода стало приглашение в Россию иностранных архитекторов, сумевших создать кремлевский комплекс с учетом национальных русских традиций. Ими возведены крупнейшие постройки Кремля - Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата. В XVI в. утверждается шатровый стиль, возродивший традиции деревянного зодчества. Его лучшие образцы – ц. Вознесения в Коломенском и ц. Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного). Выдающимися живописцами Московской Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев («Троица»), Дионисий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.008 с.) |