Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутреняя и внешняя политика киевских князейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сторонники «норманской теории», возникшей в середине XVIII в., считали, что славяне не способны сами создать государство. Ее противники, в том числе знаменитый русский ученый М.В. Ломоносов, подчеркивали ведущую роль славян. По нашему мнению, норманны лишь ускорили процесс создания государства. Причины же появления государственности у восточнославянских племен кроются в их внутреннем развитии - экономическом, социальном, этническом и т.д. Следующий князь Игорь (уже упоминавшийся) успешно продолжил внутреннюю и внешнюю политику Олега. Он совершил в 941 г. поход на столицу Византии Константинополь (Царьград как его называли русичи). В борьбе за гегемонию среди восточнославянских племен полянам пришлось столкнуться с древлянами. В 945 г. Игорь собрал дань с древлян (полюдье), но его дружине показалось мало, и была сделана попытка собрать новое «полюдье». Древляне рассудив, что «повадится волк овец таскать, так всех и перетаскает, пока его не убьем», подняли восстание. За его смерть жестоко отомстила вдова Игоря Ольга: одно посольство древлян было закопано живыми в землю, другое сожжено. Дружинники Ольги во время тризны (языческий поминальный пир) на месте убийства Игоря закололи множество древлянских воинов. По легенде самая изощренная месть Ольги заключалась в сборе дани с древлян в виде почтовых голубей с каждого двора. К ним была привязана горящая пакля, отпущенные они полетели к своим жилищам, и так загорелись все селения древлян. Маловероятно, что последнее из преданий отражает реальные события, но тем не менее они показывают жестокие способы борьбы с племенами, непокорными воле киевских князей. Ольга, побывав в Византии, приняла там христианство, добровольно передала власть своему сыну Святославу I, который как и подавляющее большинство русичей оставался язычником. Позднее Ольга была канонизирована православной церковью. Святослав I был храбрым воином и прославился своими походами. Направляясь на врагов он неизменно предупреждал их: «Иду на вы». Силу ударов киевского войска испытали Волжская Булгария и даже далекая Хазария. Ряд историков, вслед за матерью княгиней Ольгой, упрекали его за увлечение дальними походами, считая, что он забывал о внутренних делах государства. В этих рассуждениях есть свой резон, однако не надо забывать, что своими успехами в военном деле он укрепил международный авторитет Руси. Однако, счастье ему изменило. Вторгшись в зависимую от Византии Дунайскую Болгарию и одержав там ряд побед он восстановил против себя могущественную Византийскую империю, опасавшуюся усиления Руси на Балканах. Известны были планы Святослава перенести столицу из Киева в Переславец на Дунае. Не по его ли стопам пошел Петр I, переместив столицу из Москвы в Петербург? Войска византийского императора нанесли русичам ряд поражений. В 972 г. во время возвращения из неудачного похода ослабленная рать Святослава подверглась внезапному нападению кочевников - печенегов у днепровских порогов. Исследователи не без основания полагают, что это было сделано по наущению византийского императора. Из черепа Святослава печенежский хан сделал себе чашу для пиров. Во время княжения сына Святослава Владимира I Крестителя(980-1015 гг.) произошло событие во многом определившее дальнейшую судьбу государства. В 988 г. Владимиром был начат процесс принятия христианства на Руси. Этот год считается годом крещения Руси. Владимир, его дружина и киевляне приняли святое крещение в водах Днепра. Христианство стало государственной религией. Это способствовало вовлечению Руси в орбиту христианской цивилизации, укрепляло единство Руси (единый Бог вместо языческого многобожия, где у каждого племени был свой покровитель), способствовало утверждению общечеловеческих ценностей («не убий», «возлюби ближнего как самого себя»), дальнейшему развитию культуры. В дальнейшем церковь причислила Владимира к лику святых. Наибольшего расцвета Киевская Русь добилась во время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054). В это время был принят первый письменный свод законов «Русская правда», регламентирующий жизнь восточных славян. В нем, хотя еще видны пережитки родоплеменных отношений (упоминается кровная месть), закреплялась власть князя и раннефеодальные отношения - об этом, в частности, свидетельствует существенная разница в наказаниях за убийство феодальнозависимых людей и представителей княжеской администрации. Сыновья Ярослава Мудрого дополнили «Русскую правду». Дальнейший процесс феодализации древнерусского государства, развитие экономики привели к образованию сильных местных административных центров и к началу их борьбы с Киевом. Распад Руси начался с разделам земли между сыновьями Ярослава Мудрого. Последнюю успешную попытку противостоять распаду государства предпринял Владимир II Мономах. Его активная деятельность на княжеском престоле (1113 - 1125 гг.) по укреплению единства Руси снискала ему большой авторитет внутри страны и за ее пределами. Однако, после княжения Мстислава (1125-1132 гг.) процесс феодальной раздробленности возобновился с новой силой. Глава 3. Культура Киевской Руси Развитие культуры Руси определялось процессами, связанными с формированием раннефеодального государства и принятием христианства. Все наиболее заметнее события древнерусской истории (походы Олега, Игоря, Святослава, восстание древлян, борьба с кочевниками) отразились в устном народном творчестве, летописях, публицистике и т.д. Важнейшей особенностью культуры Руси явилось соединение византийской христианской цивилизации с языческим миром древних славян. Это нашло проявление в устном народном творчестве. Безвестные народные сказатели сочиняли песни, былины, сказки. Были широко распространены предания, пословицы, поговорки. Произведения устного народного творчества передавалось от отца к сыну, от одного поколения к другому. До наших дней дошли былины про трех богатырей - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красно Солнышко, крестьянского сына Микулу Селяниновича, кожевника Никиту Кожемяку, который за свою силу был взят в княжескую дружину, о новгородском купце Садко. Важнейшим показателем уровня развития культуры является письменность. На Руси она была внедрена болгарскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. В основе современной русской письменности до сих пор лежит кириллица (названа так по имени одного из братьев). Создана она была на основе греческой азбуки. Большое внимание распространению письменности уделяли князья Владимир I Креститель и Ярослав Мудрый. Долгое время историки считали, что грамотными были лишь представители высших сословий. С середины 1950-х г. начались массовые находки берестяных грамот при раскопках в Новгороде и в других городах Северо - Западной Руси. Исследователи доказали, что грамотность была широко распространена среди всех слоёв населения. Древнейшая дошедшая до нас летопись “Повесть временных лет” была создана к 1113 г. в Киево - Печёрском монастыре монахом Нестором. Он, используя сведения предшествующих летописей, задался вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля?». До наших дней дошли такие замечательные памятники церковной и светской древнерусской литературы как “Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона («слово» означало тогда проповедь), житие первых русских святых Бориса и Глеба, «Поучение детям» Владимира II Мономаха (по сути, автобиография великого князя киевского) и др. Первой каменной церковью на Руси являлась Десятинная церковь в Киеве. Она была возведена на десятину - десятая часть всех княжеских доходов шла в пользу церкви. Отсюда и название храма. В значительно перестроенном виде дошли до нас Софийский собор в Киеве и Новгороде. Они являются настоящими шедеврами древнерусской архитектуры. На Руси утверждается крестово - купольный тип храма. Вход в храм был с запада, на восток смотрели алтарные выступы (апсиды), где хранились святые таинства. Алтарь от помещения, где молились верующие, отделялся стеной, на которой висели иконы - иконостас. Примером был четырёхстолпный и трехярусный храм. Во внутреннем пространстве храма благодаря столпам образовывался архитектурный крест. На столпы опирались своды, выше находился барабан. Барабан венчал купол (обычно шлемовидной формы - похож на шлем) с крестом. Широко использовали роспись по сырой штукатурке - фрески. Широкое применение получила мозаика. Из архитектурных сооружений фортификационного типа стоит отметить Золотые ворота в Киеве. На многие страны славились произведения восточнославянских ювелиров, использующих сложнейшую технику при работе с драгоценными металлами - зернь (узор из мельчайших шариков), скань (рисунок из тонкой золотой или серебряной проволоки), перегородчатая эмаль (цветная эмаль, которой заполняли промежутки между сканными перегородками) и т.д. Большое влияние на развитие культуры Киевской Руси оказало принятие христианства. Оно способствовало вовлечению страны в орбиту мировой христианской цивилизации, росту грамотности, развитию архитектуры, живописи, ювелирного дела. В целом, культура Киевской Руси находилась на высоком уровне. Глава 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.012 с.) |