Восточные славяне в древности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне в древности



Ю.Ю. Иерусалимский

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Учебное пособие


Глава 1.

Глава 2.

Древнерусское государство в IX - XII веков

Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси

В VIII - IX вв. у восточных славян происходило дальнейшее развитие частной собственности, совершенствовались орудия труда, приемы и способы обработки земли, появилась знать, сосредоточившая в своих руках богатство и властные функции. В это время наблюдался интенсивный процесс разложения родоплеменных отношений и формирования основ раннефеодального строя.

Основными чертами феодального строя являлись наличие частной собственности на землю; двух основных классов общества - феодалов и крестьян; сочетание феодального (вотчина и поместье) с крестьянским (надел) хозяйством; личная зависимость крестьянина от феодала. Феодальное землевладение существовало в форме вотчины и поместья. Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну (отсюда и термин «вотчина»). Поместье - земля, которой пользовался держатель за службу (от слова «испомещать», т.к. князья «испомещали» своих людей на землю). Эта форма землевладения возникнет в период феодальной раздробленности. Давалось поместье на время службы. После ее окончания держатель обязан был вернуть землю хозяину.

Крестьянское землепользование происходило от наделения феодалами крестьян землей. За пользование наделом крестьяне обязаны были работать на земле феодала (барщина), нести оброк (продуктами и деньгами - с веками значение последней формы оброка все более возрастало).

Выделились категории зависимого населения: смерды, холопы, рядовичи, закупы, изгои. Смердами назывались свободные и зависимые общинники. Холопы по своему положению почти приравнивались к рабам. Из-за неэффективности их труда использовались преимущественно в домашнем хозяйстве феодала в качестве прислуги. Рядовичем назывался человек заключивший договор (ряд) с феодалом. Закуп - тот, кто взял у феодала в долг (продукты, орудия труда, гораздо реже деньги). Долг назывался "купа", отсюда и произошел термин закуп. Выполнив договор (ряд) или вернув купу рядович и закуп мог стать свободным человеком, поэтому эффективность их труда была много выше, чем у холопов. Изгоем считали человека, изгнанного из общины. Поскольку в одиночку было не выжить, он обращался за покровительством к феодалу и попадал в зависимость от него.

В IX-ХII вв. на основе роста значения племенных центров как административных единиц, дальнейшего развития ремесла и торговли возникают и растут древнерусские города. Среди них выделялись Киев - «мать городов русских» и Новгород, они находились на знаменитом пути из «варяг в греки». Он связывал Балтийское и Черное море, жителей Скандинавии, (на Руси их называли «варяги») и Византийской империи («греки»). Этот торговый путь проходил по р. Неве, Ладожскому озеру, р. Волхов, Ильмень - озеру, р. Ловать, затем корабли перетаскивались до верховьев р. Днепр, а далее они спускались в Черное море. В стране развивалось ремесло, различных видов которого насчитывалось более двухсот. Внутренняя и внешняя торговля поднялась на новую ступень. Из Руси вывозились мед, пушнина, пенька, лен. В страну иноземные купцы ввозили предметы роскоши, оружие и другие товары.

Глава 3.

Культура Киевской Руси

Развитие культуры Руси определялось процессами, связанными с формированием раннефеодального государства и принятием христианства. Все наиболее заметнее события древнерусской истории (походы Олега, Игоря, Святослава, восстание древлян, борьба с кочевниками) отразились в устном народном творчестве, летописях, публицистике и т.д. Важнейшей особенностью культуры Руси явилось соединение византийской христианской цивилизации с языческим миром древних славян. Это нашло проявление в устном народном творчестве. Безвестные народные сказатели сочиняли песни, былины, сказки. Были широко распространены предания, пословицы, поговорки. Произведения устного народного творчества передавалось от отца к сыну, от одного поколения к другому. До наших дней дошли былины про трех богатырей - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красно Солнышко, крестьянского сына Микулу Селяниновича, кожевника Никиту Кожемяку, который за свою силу был взят в княжескую дружину, о новгородском купце Садко.

Важнейшим показателем уровня развития культуры является письменность. На Руси она была внедрена болгарскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. В основе современной русской письменности до сих пор лежит кириллица (названа так по имени одного из братьев). Создана она была на основе греческой азбуки. Большое внимание распространению письменности уделяли князья Владимир I Креститель и Ярослав Мудрый. Долгое время историки считали, что грамотными были лишь представители высших сословий. С середины 1950-х г. начались массовые находки берестяных грамот при раскопках в Новгороде и в других городах Северо - Западной Руси. Исследователи доказали, что грамотность была широко распространена среди всех слоёв населения.

Древнейшая дошедшая до нас летопись “Повесть временных лет” была создана к 1113 г. в Киево - Печёрском монастыре монахом Нестором. Он, используя сведения предшествующих летописей, задался вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля?». До наших дней дошли такие замечательные памятники церковной и светской древнерусской литературы как “Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона («слово» означало тогда проповедь), житие первых русских святых Бориса и Глеба, «Поучение детям» Владимира II Мономаха (по сути, автобиография великого князя киевского) и др.

Первой каменной церковью на Руси являлась Десятинная церковь в Киеве. Она была возведена на десятину - десятая часть всех княжеских доходов шла в пользу церкви. Отсюда и название храма. В значительно перестроенном виде дошли до нас Софийский собор в Киеве и Новгороде. Они являются настоящими шедеврами древнерусской архитектуры. На Руси утверждается крестово - купольный тип храма. Вход в храм был с запада, на восток смотрели алтарные выступы (апсиды), где хранились святые таинства. Алтарь от помещения, где молились верующие, отделялся стеной, на которой висели иконы - иконостас. Примером был четырёхстолпный и трехярусный храм.

Во внутреннем пространстве храма благодаря столпам образовывался архитектурный крест. На столпы опирались своды, выше находился барабан. Барабан венчал купол (обычно шлемовидной формы - похож на шлем) с крестом. Широко использовали роспись по сырой штукатурке - фрески. Широкое применение получила мозаика. Из архитектурных сооружений фортификационного типа стоит отметить Золотые ворота в Киеве.

На многие страны славились произведения восточнославянских ювелиров, использующих сложнейшую технику при работе с драгоценными металлами - зернь (узор из мельчайших шариков), скань (рисунок из тонкой золотой или серебряной проволоки), перегородчатая эмаль (цветная эмаль, которой заполняли промежутки между сканными перегородками) и т.д.

Большое влияние на развитие культуры Киевской Руси оказало принятие христианства. Оно способствовало вовлечению страны в орбиту мировой христианской цивилизации, росту грамотности, развитию архитектуры, живописи, ювелирного дела. В целом, культура Киевской Руси находилась на высоком уровне.

Глава 4.

Глава 5.

Монголо-татарское нашествие

Завоевание русских княжеств

Вскоре Чингис-хан умер, а следующий поход на Русь возглавил его внук Батукан или Батый, как его звали русские. В 1236 г. он разгромил Волжскую Булгарию и в декабре 1237 г. вторгся в мощное пограничное Рязанское княжество. Рязанский князь, видя перед собой несметное войско, послал за помощью к владимирско-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу. Но многие русские князья враждовали друг с другом, поэтому они думали об ослаблении соседей, а не о совместных действиях. Каждый надеялся, что беда пройдет мимо его княжества. Монголы, осадив Рязань, потребовали выплаты дани. Мужественные рязанцы ответили: «Убьете нас - все ваше будет». Начался штурм. Семь дней героически сопротивлялась Рязань монголо-татарам (на Руси монголов называли «татары»). Рязанский князь пал в жестокой сече. Сохранилась легенда о Евпатии Коловрате, который успешно боролся с татарами, но она, как и положено сказанию, весьма далека от исторической реальности. От города мало что осталось. Несколько десятков лет жизнь еще теплилась в этом месте, но попытки возродить Рязань закончились неудачей. Нынешняя Рязань расположена на месте тогдашнего Переяславля Рязанского в нескольких десятках километров от сгоревшей столицы княжества.

Теперь дошла очередь испить до дна чашу горести и князю Юрию Всеволодовичу. Монголо-татары захватили Коломну, Москву, Суздаль. Юрий, видя подавляющее превосходство врага, уехал из Владимира собирать рать на севере княжества. Стены Владимира не выдержали мощного штурма. Княгиня с детьми и последние защитники города укрылись в каменной жемчужине древнерусского зодчества - Успенском соборе. Пораженные мужеством защитников татары предложили им сдаться, но, услышав отказ, подожгли храм. В 1238 г. дружины, собранные Юрием Всеволодовичем, вышли навстречу врагу. В сражении на реке Сить русские воины проявили чудеса храбрости, но численное преимущество, особенно в коннице, решило исход битвы. В ужасной сече погиб и владимирский князь. Схваченный неприятелем ростовский князь Василько отказался служить монголо-татарам, за что был убит. Его подвиг, увековеченный в сказаниях, стал символом русского сопротивления врагу.

Покорив Северо-Восточную Русь захватчики пошли на Новгород, но из-за распутицы, сделавшей дороги непроходимыми для конницы, они, не дойдя до него 100 км., повернули назад. Монголы не решились оставлять у себя в тылу не смирившиеся русские земли, да и силы у них были на исходе. По пути в степи вся монгольская армия больше месяца осаждала маленький город Козельск, прозванный ими «злым городом».

Пополнив свою армию в степных землях около юго-восточных русских земель, Батый в 1239 г., двинулся на южные княжества. Основной целью его был Киев. Пали по пути Черниговское и Переяславское княжества. В 1240 г. огромные полчища монголо-татар дошли до Киева. Шум, долетавший из многотысячного вражеского стана, заглушал все разговоры в городе. После отказа сдаться начался яростный штурм. Ворвавшиеся через проломы, сделанные стенобитными орудиями, татары не смогли продвинуться дальше. За ночь киевляне соорудили новые укрепления, но и они были взяты осаждающими. Последние защитники города во главе с воеводой Димитром заперлись в Десятинной церкви. Под тяжестью тел защитников и нападающих ее каменные своды рухнули. Взяв самый крупный город южной Руси, Батый через Галицко-Волынское княжество двинулся в Центральную Европу. Но ослабленное в боях с Русью его войско потерпело там ряд жестоких поражений и вернулось обратно.

Главная причина поражения русских земель кроется в феодальной раздробленности. Нашествие и последовавшее за ним монголо-татарское иго привело к длительному упадку Руси. Батый создал свое государство - Золотую Орду, которое в течение сотен лет угнетало русские княжества.

Глава 6.

Глава 7.

Предпосылки образования и укрепления государства

Политический строй

Развитие феодальной земельной собственности находило свое выражение в развитии сложной системы феодальной иерархии. Во второй половине XIII в. из Владимиро - Суздальского княжества выделились Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Ростовское, Ярославское и другие княжества. Верховная власть над всеми землями Северо - Восточной Руси принадлежала великому князю владимирскому. Однако значение Владимира как стольного града падало. С конца XIII в. князья, обладавшие правом на великое владение княжеское, жили в столицах своих княжеств. Великие князья отдельных крупных земель являлись вассалами великого князя владимирского. В свою очередь, в зависимости от них находились крупные и мелкие феодалы - удельные князья, бояре, слуги, которые были обязаны нести военную службу местному великому князю. Владея землей - главным средством производства в условиях господства натурального хозяйства - феодал сосредотачивал в своих руках высшую власть (судебную и административную) над зависимым населением. Это нашло свое отражение в системе феодального иммунитета. Грамоты князей закрепляли за крупными феодалами - землевладельцами право более или менее полной независимости их владений от княжеской администрации в вопросах суда, управления, сбора налогов. Иммунитетные права крупных феодалов становились препятствием на пути централизации Русского государства. С укреплением власти московских князей иммунитет подвергался постепенному ограничению.

На территории княжеских дворцовых владений действовала особая административная организация. Часть княжеских земель была подвластна дворецким. Им подчинялись многочисленные дворцовые слуги, носившие названия «слуг над дворскими». “Сокольничий” и “ловчий” обслуживали потребности княжеской охоты и т.д.

В города посылались наместники, а в волости - волостели из числа бояр с правом “кормления”, т.е. сбора с населения поборов в свою пользу. При князьях сложился совет приближенных бояр, явившийся зачатком позднейшей Боярской Думы.

Особый политический строй - феодальная республика - создается в Новгородской и Псковской землях, где власть принадлежала боярству, использовавшему в своих интересах народное вече, а права и функции князя были весьма ограничены.

Военная организация русских земель отвечала условиям феодальной раздробленности. Великий князь и крупные феодалы имели свои военные отряды, состоявшие как из свободных слуг, так и из холопов. Большую роль кроме этих феодальных дружин в ходе военных действий играло пешее народное ополчение, собиравшееся князьями.

В стране существовало две тенденции: центробежная и центростремительная. Носителями прогрессивной тенденции к образованию централизованной феодальной монархии были московские князья, а их противниками - часть других князей и бояр, стремившихся к усилению собственной власти, и монголо - татары, которым невыгодно было сильное Русское государство.

Таким образом, мы видим, что трудом народных масс, обеспечивших подъем производительных сил в русских землях в XIV-XV вв. были созданы необходимые материальные предпосылки для объединения Руси в единое централизованное государство. Острая потребность обороны страны ускорила процесс создания централизованного государства. В объединении страны были непосредственно заинтересованы различные социальные группы. Крестьяне и городское население было заинтересовано в прекращении разорительных феодальных междоусобиц. Средние и мелкие феодалы стремились к созданию сильной государственной власти, способной обеспечить повиновение крестьянства. Поэтому развитие централизованного государства было неразрывно связано с ростом и укреплением феодально- крепостнических производственных отношений, со складыванием системы крепостного права.

Глава 8.

Образование российского государства

Возвышение Москвы

Центростремительные тенденции с XIV в. начинают играть активную роль. Особенно заметный подъем экономики и культуры наблюдался в северо - восточной Руси. Именно сюда бежали крестьяне, ремесленники и торговцы из областей, пограничных со степняками. Здесь повсеместно применялась двух- и трехпольная системы севооборота. На северо - востоке города быстрее оправились от нашествия Батыя, появились новые.

Среди городских центров особенно выделялись Москва и Тверь, стоявшие на перекрестке торговых путей. Москва находилась на одноименной реке, которая впадала в Оку, а та в Волгу. Поднимаясь вверх по Волге можно было попасть в Новгородские земли, которые торговали с Западом, а, спускаясь вниз - в Каспийское море, куда приплывали купцы с Востока. Через Москву также шли пути, связывающие между собой северные и южные русские земли. Тверь располагалась в верхнем течении Волги и по этой главной водной артерии Восточной Европы можно было торговать с западными и восточными странами. Тверской купец Афанасий Никитин добрался даже до Индии. Очевидно, это был хотя и редкий, но не единственный случай.

При существовании одинаковых экономических и географических условий в Московском и Тверском княжествах соперничать за гегемонию в русских землях должны были политические аспекты. Особенно велика была роль субъективного фактора, заключавшегося в умелой, целенаправленной и в то же время зачастую беспринципной политике московских князей, направленной на возвышение своего княжества любой ценой. Так, Иван Калита, правивший в Москве с 1325 по 1340 гг., использовал в 1327 г. антиордынское восстания в Твери против сборщиков дани, для усиления своих позиций. Он согласился на предложение Золотой Орды подавить тверское выступление. С помощью татарских войск восстание было жестоко подавлено. Опасный соперник был надолго ослаблен. Иван Калита получил ханский ярлык (грамоту) на великое владимирское княжение, что означало признание его первенства среди остальных русских князей и право собирать дань для Орды. Часть ее незаметно оседала в казне московского князя. Благодаря тонкой дипломатии, а иногда и прямого подкупа, Калите удалось добиться прекращения татарских набегов. Москва возвышалась и богатела. Отсюда прозвание великого князя - «Калита» означало «кошель с деньгами». Он постоянно носил его с собой для одаривания нищих и обездоленных.

Казна использовалась Иваном не для корыстных целей и личного обогащения (об этом свидетельствует его завещание, детально перечисляющее, что именно он имеет - шубы и шапки новые и ношеные, драгоценности - видно, что он не богат), а для покупки земель, расширения влияния Московского княжества. Противоречивый характер личности и деятельности князя хорошо показал поэт Н. Коржавин в середине ХХ века:

Мы сегодня поем тебе славу, И как видно поем неспроста, Основатель могучей державы Князь московский Иван Калита. Был ты видом довольно противен, Сердцем подл - но не в этом суть: Исторически прогрессивен Оказался твой жизненный путь…

Глава 9.

Внешняя политика Ивана IV

Перед российской внешней политикой стояло в XVI в. несколько важных задач: борьба с Ливонским орденом на западе и расширение выхода в Балтийское море; борьба с Крымским ханством на юге; укрепление своих позиций в среднем и южном Поволжье, что привело к войне с Казанским и Астраханским ханствами; присоединение Западной Сибири. Активные попытки решить эти задачи были сделаны во время царствования Ивана IV Грозного. В 1552 г. русское войско после нескольких штурмов овладело столицей Казанского ханства - Казанью. Большую роль сыграла в этом русская крепость Свияжск, построенная вдали от Казани, а затем разобрана по бревнам, спущена вниз по реке и собрана вновь напротив столицы ханства. Свияжск стал плацдармом для нападения на татар. В 1556 г. русские войска овладели Астраханью. Астраханское ханство было присоединено к России, и Волга на всем своем протяжении стала российской. Теперь торговый путь, проходивший через Волгу, стал полностью контролироваться Россией. Путь на Каспий был открыт. Торговля с Востоком пошла оживленней.

В 1581 г. купцы Строгановы наняли казачий отряд Ермака для похода на Сибирское ханства. Он одержал ряд блестящих побед над многочисленным войском хана Кучума. Подвластные Кучуму сибирские племена не желали сражаться на стороне хана. В 1582г. войска Ермака подошли к столице ханства Кашлыку. Кучум бежал, но борьба на этом не закончилась. Ермак с небольшими силами остановился на привал, и татары напали на спящих воинов. Пытаясь спастись, Ермак поплыл к ладье, но тяжелые доспехи, подаренные царем, увлекли его на дно Иртыша. Поход Ермака привел к началу освоения русскими Сибири. В 1585 г. русскими была основана крепость Тюмень, в 1587 - Тобольск. В 1598 г. Западная Сибирь была окончательно присоединена к России.

Борьба за расширение выхода к Балтийскому морю привела к Ливонской войне (1558-1583 г.). Она началась удачно для России. Ливонский орден, долгое время угрожавший северо-западным русским владениям, был разбит. Но в борьбу за наследство Ливонского ордена вступили Швеция, Литва и Польша. Последние два государства объединились в 1569 г. в Речь Посполитую, которую возглавил талантливый полководец король Стефан Баторий. Его войска нанесли русской армии ряд тяжелых поражений. На сторону неприятеля перешел, испугавшись репрессий, Андрей Курбский. Он знал военные тайны Ивана IV Грозного.. Россия, ослабленная опричниной, не смогла противостоять объединенным силам крупных европейских держав. Она проиграла Ливонскую войну. К Швеции отошли мощные русские крепости Нарва, Ям, Копорье, Ивангород. Существенно сузились и без того небольшие владения России, выходящие к Финскому заливу.

Российская внешняя политика в XVI в., несмотря на существенные успехи (присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств), пережила и чувствительные неудачи (Ливонская война). XVI век заканчивался для России обострением внутренних и внешних противоречий.

Глава 10.

Смутное время

Начало Смуты

После смерти Ивана Грозного на престол взошел Федор Иванович (годы правления 1584-15980). Новый царь, болезненный и недалекий, не обладал качествами, необходимыми для ведения государственных дел. Реальная власть находилась в руках боярина Бориса Годунова, сестра которого Ирина была супругой Федора Ивановича. Детей у Федора и Ирины не было, поэтому наследником считался младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Он находился в ссылке вместе с матерью в г. Угличе. В 1591 г. царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах. Ходили слухи, что его убили подосланные Б. Годуновым люди. Следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским отметила, что царевич случайно зарезал себя сам во время припадка «падучей» (эпилепсии), но попробовал бы Шуйский обвинить всесильного временщика. Позднее Шуйский откажется от своей версии. Как бы то ни было на самом деле, смерть царевича открывала Годунову путь к царскому трону.

Стремясь заручиться поддержкой церкви, Б. Годунов добился учреждения в России в 1589 г. патриаршества. На церковном соборе патриархом избрали Иова. Таким образом, Русская православная церковь стала не только фактически, но и юридически независима от константинопольского патриарха.

Следующим важным шагом, направленным на укрепление позиций Годунова среди феодалов, было установление в 1597 г. 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Это ознаменовало новый этап в оформлении общегосударственной системы крепостного права в России.

В 1598 г. умер Федор Иванович. Династия Рюриковичей прекратилась. Бояре полагали, что Б. Годунов стремясь завоевать их поддержку предложит им ограничить власть нового царя. Однако, Борис справедливо полагал, что Земский собор выберет его без всяких условий, что вскоре и произошло. Царствование Бориса Годунов (1598-1605), трагическое и противоречивое, ознаменовало начало Смутного времени, которое продлилось до избрания на царство Михаила Романова.

В 1601-1603 гг. в стране из-за неурожая разразился страшный голод. По некоторым подсчетам в стране умерло треть населения. Годунов пытался смягчить бедствия народа - установил предельную цену на хлеб, разрешил бесплатную раздачу хлеба из государственных запасов. В этой обстановке в 1603 г. южнее Москвы вспыхнуло восстание Хлопка. Основную массу восставших составили самые бесправные люди- холопы. Правительство с трудом справилось с восставшими. Пытаясь завоевать симпатии различных слоев населения, Годунов в результате восстановил против себя почти всех. Борис ощущал шаткость своего положения, т.к. был царем избранным, а не по рождению. Недовольство им было повсеместным - начиная от феодально зависимых крестьян, кончая боярами, на которых обрушились гонения. Одного их них - популярного в народе Федора Романова насильно постригли в монахи. При пострижении он принял имя Филарета.

Лжедмитрий I

В обстановке нарастающего недовольства правлением Годунова в 1603 г. в Польше недалеко от русской границы появился «чудесно спасшийся» царевич Дмитрий. Имя Дмитрия принял беглый монах Григорий Отрепьев, укрывшийся в имении польского магната Юрия Мнишек. Во время тяжелой болезни он открыл «страшную тайну», что на самом деле является русским царевичем, несправедливо лишенным трона. Григорий Отрепьев, вошедший в историю под именем «Лжедмитрия», тайно принял католичество, пообещал передать полякам в благодарность за поддержку ряд русских территорий. Он сделал предложение дочери Мнишек - Марине, которая согласилась стать его невестой. К самозванцу стекались польские шляхтичи, русские, недовольные правлением Годунова, в том числе сын князя Андрея Курбского - знаменитого противника Ивана Грозного. В 1604 г. Лжедмитрий перешел русскую границу. Оправившись от первоначального поражения от войск Бориса Годунова, мятежники продвигались к столице. Лжедмитрия поддержали южнорусские города, казаки. Для простого народа имя царевича Дмитрия связывалось с восстановлением законной династии московских правителей.

13 апреля 1605 г. Б. Годунов скоропостижно скончался.Его сын и жена были убиты сторонниками Лжедмитрия. Пощадили лишь из-за невиданной красоты дочь Б. Годунова Ксению, отправив ее в монастырь. В июне 1605 г. Лжедмитрий I, радостно встреченный москвичами, вступил в Москву и был провозглашен царем. Новый правитель также попытался опереться на все слои русского общества: поручил составить новый свод законов, лично вникал во все дела, стремясь облегчить положение народа, принимал жалобы от гонимых и угнетенных. Крестьяне связывали с ним надежды на отмену крепостнических указов, дворяне - на новые пожалования, бояре - на восстановление прежнего могущества, на отказ от преследований, которые были при Годунове. Но постепенно надежды сменились разочарованием, а потом и озлобленностью. Крестьяне не получили свободу, с Боярской думой царь считался далеко не всегда. Православная церковь недовольна была его связями с римским папой, свадьбой с Мариной Мнишек, без предварительного ее православного крещения. Недовольство вызывало также высокомерное и самоуверенное поведение Лжедмитрия I. Поляки, приехавшие на свадьбу самозванца, грубо и неуважительно вели себя по отношению к москвичам. 17 мая 1606 г. Лжедмитрия I был убит в Кремле восставшими москвичами во главе с князем Василием Шуйским. Его изуродованное тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришел.

Глава 11.

Новая династия: 1613-1645

Освобождение Москвы от поляков еще не означало конца Смуты. Для того, чтобы покончить с анархией и гражданской войной, необходимо было посадить на пустующий трон нового царя. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. После долгих споров его участники высказались в пользу 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Романовы были знатным и богатым боярским родом. Двоюродная бабка нового царя Анастасия Захарьина была первой женой Ивана Грозного. Но, вероятно, не это родство с угасшей династией, а скорее общее стремление выйти из страшного кризиса способствовало избранию Михаила.

Ипатьевский монастырь от Земского собора и извещает Михаила Федоровича Романова об избрании его на царство.

Смута оставила тяжелое наследие. В непосредственной близости от столицы продолжали бесчинствовать казачьи ватаги и шайки польских авантюристов. В Астрахани укрепился атаман Иван Заруцкий. Вместе с ним была Марина Мнишек с сыном, которого она выдавала за законного наследника престола. Новгород был оккупирован шведами. Не отказался от претензий на русский трон и польский королевич Владислав.

С большим трудом московскому правительству удалось справиться с этими трудностями. Заруцкий, против которого восстали его же казаки, был схвачен, привезен в Москву и казнен. Вместе с ним был казнен и сын Марины Мнишек, которого тогдашние русские документы называют «воренком». Сама же Марина безвестно сгинула в московских темницах.

В феврале 1617 г. в местечке Столбово был заключен мирный договор со Швецией. По условиям Столбовского мира к шведам отходило побережье Невы и Карелия. Россия лишалась последнего выхода к Балтийскому морю, но Новгород и окрестные земли шведы были вынуждены вернуть. Тяжелым испытанием для России стала новая война с Польшей. Осенью 1618 г. войско королевича Владислава вторглось в глубь страны и подошло к Москве. Враги встали лагерем в том же селе Тушино, где несколькими годами ранее находилась ставка Лжедмитрия II. Однако взять Москву поляки на этот раз не смогли. 1 декабря того же года в селе Деулино (на полпути между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой) было заключено перемирие сроком на 14 с половиной лет. Польша сохраняла за собой Смоленск и Северскую землю. При этом то обстоятельство, что королевич Владислав по прежнему не отказывался от прав на русскую корону сулило Московскому царству новые войны.

Царь Михаил не отличался сильной волей и характером. Долгое время за ним стоял его отец Филарет, вернувшийся после Деулинского перемирия из польского плена и официально возведенный в сан патриарха. Он получил титул «великого государя» наравне с царем и все указы выходили от имени не только царя, но и патриарха. В отличие от сына Филарет правил жесткой рукой. При нем перестали созываться Земские соборы, а Боярская дума была пополнена родственниками Романовых.

После смерти Филарета влияние знатнейших бояр на царя значительно усилилось. Без совета с боярской думой Михаил не принимал ни одного важного решения. Такое положение сохранилось и в правление его сына Алексея Михайловича, вступившего на трон в 1645 году. Как и его отец, он отличался мягкостью, за что и получил прозвище Тишайшего хотя с возрастом продемонстрировал, что может быть твердым и решительным. Эти качества были ему крайне необходимы, так как редко какой период в истории России был столь же бурным как правление «Тишайшего» царя.

Церковный раскол

Царь Алексей Михайлович был человеком искренне религиозным и сведущим в церковных канонах. Он любил беседы на эти темы и мог со знанием дела вести их. Еще в начале его правления вокруг царя сформировался «кружок ревнителей древнего благочестия», куда вошли царский духовник Стефан Вонифатьевич и ряд других церковных деятелей, в том числе будущие заклятые враги игумен Никон и протопоп Аввакум.

Никон (до пострижения в монахи его звали Никита Минин) родился в семье бедного мордовского крестьянина неподалеку от Нижнего Новгорода. После случившейся с ним тяжелой личной трагедии он принял монашество и на несколько лет удалился в уединенный лесной скит. За это время он глубоко изучил творения отцов церкви, а постами и молитвами довел себя до того, что ему стали являться видения. Но монашеская жизнь не сломила сильного и властного характера Никона.

Попав по каким-то делам в Москву, он сошелся с «ревнителями древнего благочестия» и своей фанатичной преданностью делу церкви сумел произвести большое впечатление на царя. Никон был назначен игуменом одного из столичных монастырей, а затем митрополитом Новгородским. Его влияние на царя росло.Алексей Михайлович называл Никона своим «особенным другом». Поэтому не удивительно, что в 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран на освободившийся патриарший престол.

Еще в годы отшельничества, читая различные церковные книги, Никон обратил внимание на наличие в них большого количества разночтений. В течении многих столетий книги переписывались от руки и простая ошибка переписчика, повторенная в сотнях копий, могла постепенно превратиться в правило. В итоге обычаи и традиции русской церкви стали заметно отличаться от обычаев, принятых в греческой и других православных церквях. Никон задумал очистить церковные книги от ошибок, исправив их по греческим оригиналам.

Большинство исправлений касались церковных обрядов. Отныне было предписано креститься не двумя, а тремя пальцами, слово «аллилуйя» произносить не два, а три раза, священник во время службы должен был двигаться не по солнцу, а против солнца. На первый взгляд все это может показаться мало значащими мелочами. Но для искренне верующего человека любая подобная деталь значила очень много. Особенно яростно против нововведений Никона выступили его прежние соратники по кружку «ревнителей древнего благочестия» во главе с протопопом Аввакумом. Как и Никон, Аввакум родился под Нижним Новгородом в семье сельского священника. Поначалу он пошел по стопам отца, но вошел конфликт с сельским «начальством» и уехал в Москву. Здесь он сблизился с «ревнителями благочестия» и получил место протопопа (соборного священника) в городе Юрьевец. Но и на новом месте он сумел рассориться со своими прихожанами, от которых требовал строгого соблюдения церковных правил. Вообще, Аввакум отличался тяжелым и неуживчивым характером, сочетавшимся с крайним фанатизмом. Когда-то Никон и Аввакум были единомышленниками, но сейчас юрьевецкий протопоп выступил с резкими обличениями действий патриарха. Но на стороне патриарха находился царь, а значит и сила. Аввакум был сослан в Сибирь, гонениям подверглись и другие приверженцы старых обрядов. Так было положено начало церковному расколу.

Влияние и авторитет Никона росли с каждым днем. Царь, отправляясь на войну с Польшей, назначил его правителем страны, пожаловав титул «великого государя», который некогда носил патриарх Филарет. В отсутствие царя Никон принимал послов, отдавал распоряжения боярам. Дворец патриарха в Кремле не уступал царскому. Еще более роскошной была новая резиденция, отстроенная Никоном, - подмосковный Воскресенский монастырь, прозванный Новым Иерусалимом.

Никон был убежден, что власть церкви должна стоять выше власти светских государей. Однако постоянное вмешательство патриарха в государственные дела понемногу стало вызывать раздражение у царя. Этим воспользовались многочисленные враги Никона, настраивая Алексея Михайловича против него. Царь перестал посещать церковные службы, проводимые патриархом, отказывался от встреч с ним и не принимал его писем. Тогда Никон демонстративно покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Видимо он рассчитывал на то, что царь не выдержит и пошлет за ним, но этого не произошло.

Более того, противники Никона использовали его отсутствие для того, чтобы погубить его окончательно. На специально созванном для этого в 1660 г. церковном Соборе он был отрешен от патриаршества и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Лишь после смерти Алексея Михайловича, в 1681 г., он получил разрешение вернуться в Москву. Но здоровье его было уже подорвано годами ссылки и, не доехав до столицы, Никон умер.

Отрешение Никона не положило конец преследованию тех, кто не принял церковные нововведения. Правда, Аввакум поначалу был возвращен из ссылки, но с еще большей горячностью принялся обличать отступников, включая самого царя, и потому снова был сослан, на этот раз в северный Пустозерск. Официальные власти называли его и его сторонников раскольниками, хотя сами они считали себя приверженцами истинно-православной веры. Среди них были представители самых разных категорий населения. Убежденной сторонницей старых обрядов была вдова брата прежнего царского воспитателя боярыня Морозова. На все увещевания покориться она отвечала отказом и в итоге была посажена в темницу, где и кончила свои дни. В 1668 г. за старую веру поднялись монахи Соловецкого монастыря. Больше пяти лет они оборонялись за монастырскими стенами от осаждавших монастырь царских войск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.065 с.)