Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городские восстания. Принятие Соборного Уложения

Поиск

В первый период пребывания на троне Алексей Михайлович находился под сильным влиянием своего воспитателя боярина Б.И. Морозова. Тот был человеком умным и европейски образованным, но при этом скупым и алчным. Свое положение при царском дворе он использовал прежде всего для того, чтобы набить собственные сундуки, нередко при этом путая свой карман с казной.

Страна в ту пору страдала от многочисленных налогов и податей. Особенно тяжелым было положение посадских людей. Дело в том, что знатные бояре и монастыри стремились прибрать к рукам богатые городские слободы. Население таких слобод (они назывались белыми) не платила налогов, размер которых распределялся среди прочих горожан. При этом налоги не только не сокращались, но год от года росли, число же белых слобод постоянно увеличивалось. В Москве, например, в середине XVIII века в них жило две трети населения. Понятно, что это вызывало возмущения у жителей тягловых (черных) слобод, вынужденных нести всю тяжесть выплат в казну на себе.

Московское правительство чувствовало растущее недовольство. Стремясь снять его и вместе с тем сохранить источник доходов, оно по инициативе Морозова прибегло к нетрадиционному приему. Были отменены непопулярные стрелецкий и ямской сборы (налоги на содержание стрелецкого войска и почтовой службы), но вместе с тем государство установило повышенные пошлины на соль. Это сразу привело к ее резкому удорожанию. Между тем, соленые овощи и рыба являлись главным продуктом питания малоимущих горожан. В итоге поступления в казну не только не выросли, как на это рассчитывали власти, но существенно сократились. В конце 1647 г. правительство было вынуждено отменить соляную пошлину, но, чтобы не остаться внакладе, решило собрать стрелецкий и ямской сборы за все годы, пока они не взимались. Это вызвало в Москве кровавый бунт, получивший название «соляного».

В начале июня 1648 г. когда царь возвращался с богослужения в одном из столичных монастырей представители московского посада попытались вручить ему челобитную с жалобой на творимые притеснения. Стража попыталась оттеснить жалобщиков, но толпа, становившаяся все гуще, смяла стрельцов и вслед за царской процессией ворвалась в Кремль. Людское море собралось перед окнами дворца. Все попытки уговорить толпу разойтись оказались напрасными. Восставшие требовали выдачи им Морозова и других виновников введения соляной пошлины. В городе уже начали громить усадьбы знатных бояр. Морозов укрылся в царских покоях, а несколько его помощников, попавших в руки толпы, были тут же растерзаны. В итоге царь был вынужден выслать Морозова из столицы и лишь после этого мятеж прекратился.

Под влиянием известий из Москвы волна мятежей прокатилась и по другим городам страны. В такой ситуации власти были вынуждены пойти на уступки. В сентябре 1648 г. в Москве был созван Земский собор, призванный утвердить новый свод законов. В его работе приняло участие более 300 делегатов, представлявших бояр и высшее духовенство, столичное и провинциальное дворянство, купечество, горожан. В течение нескольких месяцев шло обсуждение нового Уложения и лишь к концу января следующего 1649 г. текст его получил завершенный вид.

Соборное Уложение 1649 года включало 25 глав, подробно регламентировавших деятельность государственных органов и положение различных сословий страны. В Уложении были частично удовлетворены требования посадского населения. Белые слободы уничтожались и впредь их было запрещено создавать. Что касается крепостных крестьян, то Уложение окончательно закрепило их подневольное положение. Сыск беглых с этих пор объявлялся бессрочным.

В Соборном Уложении отразилось укрепление самодержавного государства. Всякий помысел на жизнь и здоровье царя объявлялся строжайшим преступлением, наказываемым смертной казнью. Такое же наказание должно было следовать за распространение «подметных писем», смуту и бунт. Это, как и многие другие разделы Уложения, сохраняло силу на протяжении последующих двух с лишним столетий. Не случайно «Полное собрание законов Российской империи», составленное в середине XIX века, начиналось именно с Соборного уложения.

Принятие Соборного Уложения должно было упрочить порядок в стране и способствовать прекращению мятежей. Однако этого не произошло. В феврале 1650 г. вспыхнуло восстание в Пскове, вызванное вздорожанием цен на хлеб. Горожане отрешили от власти псковского воеводу. На несколько месяцев власть в городе перешла к земской избе, состоявшей из выборных представителей посада. Вслед за псковичами восстали жители Новгорода, но здесь правительство сумело подавить выступление почти в самом начале. Псков же до осени не пускал к себе царских чиновников. Лишь внеся разлад в руководство восстания власти сумели добиться его прекращения.

Через десятилетие с небольшим новый страшный бунт потряс столицу. В истории он известен под названием «медного». Дело в том, что правительство, пытаясь полонить истощенную войнами казну, пошло на прямой обман. Наряду с привычной для населения серебряной монетой в оборот были пущены медные деньги. В ту пору цена денег равнялась стоимости драгоценного металла, из которого они были отчеканены. Медь стоила неизмеримо дешевле серебра, но медные монеты было приказано принимать по курсу серебряных. Причем жалование стрельцам и другим служилым людям государство выплачивало медью, а налоги требовало серебром.

На первых порах эта мера привела дала государству фантастический доход, но вскоре выяснилось, что никакие самые строгие приказы не могут помешать обесцениванию медных денег. Уже через короткое время медная копейка стала стоить в двадцать раз меньше серебряной. Поскольку на руках у населения были преимущественно медные деньги, то и цены выросли соответствующим образом. По всей стране росло недовольство. Особенно же заметно оно было в Москве.

В июле 1662 г. на улицах Москвы стали появляться «подметные письма», содержавшие обвинения в измене по адресу знатнейших бояр. Попытка властей пресечь их распространение еще больше подлила масла в огонь. Начавшись на окраинах города, волнения к 25 июля выплеснулись на центральные улицы столицы. Вновь, как и во времена «соляного бунта», народ начал громить боярские усадьбы и дама богатых купцов. Огромная толпа направилась в подмосковное село Коломенское, где в то время находился царь. Выйдя навстречу людям, собравшимся перед дворцом, Алексей Михайлович попытался успокоить их, но его почти не слушали. Оттеснив стражу, бунтовщики окружили царя, кто-то уже хватал его за полы кафтана. Но в этот момент в Коломенское подоспели стрельцы и солдаты полков иноземного строя. Расправа над бунтовщиками была жестокой. Несколько тысяч человек было схвачено и подвергнуто наказаниям. Но и «медный бунт» стал не последним из числа восстаний, потрясавших Россию. «Бунташный век», как назвали современники XVII столетие, продолжался.

Церковный раскол

Царь Алексей Михайлович был человеком искренне религиозным и сведущим в церковных канонах. Он любил беседы на эти темы и мог со знанием дела вести их. Еще в начале его правления вокруг царя сформировался «кружок ревнителей древнего благочестия», куда вошли царский духовник Стефан Вонифатьевич и ряд других церковных деятелей, в том числе будущие заклятые враги игумен Никон и протопоп Аввакум.

Никон (до пострижения в монахи его звали Никита Минин) родился в семье бедного мордовского крестьянина неподалеку от Нижнего Новгорода. После случившейся с ним тяжелой личной трагедии он принял монашество и на несколько лет удалился в уединенный лесной скит. За это время он глубоко изучил творения отцов церкви, а постами и молитвами довел себя до того, что ему стали являться видения. Но монашеская жизнь не сломила сильного и властного характера Никона.

Попав по каким-то делам в Москву, он сошелся с «ревнителями древнего благочестия» и своей фанатичной преданностью делу церкви сумел произвести большое впечатление на царя. Никон был назначен игуменом одного из столичных монастырей, а затем митрополитом Новгородским. Его влияние на царя росло.Алексей Михайлович называл Никона своим «особенным другом». Поэтому не удивительно, что в 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран на освободившийся патриарший престол.

Еще в годы отшельничества, читая различные церковные книги, Никон обратил внимание на наличие в них большого количества разночтений. В течении многих столетий книги переписывались от руки и простая ошибка переписчика, повторенная в сотнях копий, могла постепенно превратиться в правило. В итоге обычаи и традиции русской церкви стали заметно отличаться от обычаев, принятых в греческой и других православных церквях. Никон задумал очистить церковные книги от ошибок, исправив их по греческим оригиналам.

Большинство исправлений касались церковных обрядов. Отныне было предписано креститься не двумя, а тремя пальцами, слово «аллилуйя» произносить не два, а три раза, священник во время службы должен был двигаться не по солнцу, а против солнца. На первый взгляд все это может показаться мало значащими мелочами. Но для искренне верующего человека любая подобная деталь значила очень много. Особенно яростно против нововведений Никона выступили его прежние соратники по кружку «ревнителей древнего благочестия» во главе с протопопом Аввакумом. Как и Никон, Аввакум родился под Нижним Новгородом в семье сельского священника. Поначалу он пошел по стопам отца, но вошел конфликт с сельским «начальством» и уехал в Москву. Здесь он сблизился с «ревнителями благочестия» и получил место протопопа (соборного священника) в городе Юрьевец. Но и на новом месте он сумел рассориться со своими прихожанами, от которых требовал строгого соблюдения церковных правил. Вообще, Аввакум отличался тяжелым и неуживчивым характером, сочетавшимся с крайним фанатизмом. Когда-то Никон и Аввакум были единомышленниками, но сейчас юрьевецкий протопоп выступил с резкими обличениями действий патриарха. Но на стороне патриарха находился царь, а значит и сила. Аввакум был сослан в Сибирь, гонениям подверглись и другие приверженцы старых обрядов. Так было положено начало церковному расколу.

Влияние и авторитет Никона росли с каждым днем. Царь, отправляясь на войну с Польшей, назначил его правителем страны, пожаловав титул «великого государя», который некогда носил патриарх Филарет. В отсутствие царя Никон принимал послов, отдавал распоряжения боярам. Дворец патриарха в Кремле не уступал царскому. Еще более роскошной была новая резиденция, отстроенная Никоном, - подмосковный Воскресенский монастырь, прозванный Новым Иерусалимом.

Никон был убежден, что власть церкви должна стоять выше власти светских государей. Однако постоянное вмешательство патриарха в государственные дела понемногу стало вызывать раздражение у царя. Этим воспользовались многочисленные враги Никона, настраивая Алексея Михайловича против него. Царь перестал посещать церковные службы, проводимые патриархом, отказывался от встреч с ним и не принимал его писем. Тогда Никон демонстративно покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Видимо он рассчитывал на то, что царь не выдержит и пошлет за ним, но этого не произошло.

Более того, противники Никона использовали его отсутствие для того, чтобы погубить его окончательно. На специально созванном для этого в 1660 г. церковном Соборе он был отрешен от патриаршества и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Лишь после смерти Алексея Михайловича, в 1681 г., он получил разрешение вернуться в Москву. Но здоровье его было уже подорвано годами ссылки и, не доехав до столицы, Никон умер.

Отрешение Никона не положило конец преследованию тех, кто не принял церковные нововведения. Правда, Аввакум поначалу был возвращен из ссылки, но с еще большей горячностью принялся обличать отступников, включая самого царя, и потому снова был сослан, на этот раз в северный Пустозерск. Официальные власти называли его и его сторонников раскольниками, хотя сами они считали себя приверженцами истинно-православной веры. Среди них были представители самых разных категорий населения. Убежденной сторонницей старых обрядов была вдова брата прежнего царского воспитателя боярыня Морозова. На все увещевания покориться она отвечала отказом и в итоге была посажена в темницу, где и кончила свои дни. В 1668 г. за старую веру поднялись монахи Соловецкого монастыря. Больше пяти лет они оборонялись за монастырскими стенами от осаждавших монастырь царских войск.

Но наибольшее число приверженцев лозунги противников Никона нашли среди простого народа. Для них борьба за привычную церковную обрядовость стала формой выражения социального протеста против своего бесправного положения. Крестьяне и жители городов тысячами убегали в заволжские леса, на Север, за Урал, где в недоступных местах строились старообрядческие скиты. Власти жестоко подавляли это движение. В 1682 г. Аввакум, не смирившийся и в ссылке и рассылавший из Пустозерска своим сторонникам обличительные послания, был приговорен к смерти и заживо сожжен на костре. Для расправы со старообрядцами неоднократно организовывались карательные экспедиции. При этом многие из приверженцев старой веры предпочитали погибнуть в огне, нежели попасть в руки врагов. Массовые самосожжения старообрядцев, - «гари», стали страшной приметой конца столетия. На протяжении последующих двухсот лет официальные власти всеми силами пытались покончить с раскольниками, но все эти попытки остались безуспешными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.011 с.)