ТОП 10:

Кризис 1920-1921 гг. в Советской России. НЭП, сущность, этапы, результаты



Начало 20 гг - крайне сложной ситуация из-за социально-экономического и политического кризисов. Экономика = страна в положении «человека, избитого до полусмерти» (Ленин).

1.ущерб, нанесенный ГВ и иностранной интервенцией, составил более 50 млрд. рублей.

2.уничтожено 75% довоенного богатства страны.

3.промышленное производство составило всего 14% по сравнению с довоенным уровнем, транспорт почти полностью разрушен, национальный доход сократился в 4 раза.

4. крайне тяжелым было положение в с/х.: резко сократилась урожайность и площадь обрабатываемой

5. Социальный кризис – большие потери в войне + продолжение политики военного коммунизма. Голод 1921-1922 гг. Демонстрации + забастовки рабочих. Крестьянство в мирных целях отказалось платить разверстку. Кризис зимы-весны 1921 – мятеж в Кронштадте – экономические + политические требования: свобода слова, печати, многопартийность и т.д.

Социальный кризис был вызван гигантскими людскими потерями (свыше 10 млн. человек), а также продолжением, в мирных условиях, политики военного коммунизма.

В 1921-1922 годах разразился небывалый голод, от которого умерло 1 млн. человек, 2 миллиона детей остались сиротами. Росло недовольство рабочих из-за голода, разрухи, уравнительной заработной платы. В крупнейших городах начались демонстрации, а затем и забастовки рабочих.

Крестьянство в мирных целях отказалось платить разверстку, требовало права свободно распоряжаться с/х продукцией. Начались крестьянские мятежи и восстания, особенно в Тамбовской и Воронежской губерниях.

Наибольшую опасность для большевиков представлял политический кризис зимы-весны 1921. В Кронштадте начался мятеж, в ходе которого выдвигались не только экономические, но и политические требования: свобода слова, печати, многопартийность и так далее.

Главными были требования «Советы без коммунистов» и «Свобода торговли». Мятеж был подавлен, но он ясно показал, что военный коммунизм необходимо заменить такой экономической политикой, которая отвечала бы интересам пролетариата и крестьянства.

Весной 1921 10-й съезд РКП(б) принял решение о замене продразверстки продналогом, что означало радикальную смену экономического курса большевиков. Эта политика была названа новой по сравнению с военным коммунизмом, а также потому что большевики признали необходимость товарно-денежных отношений в период строительства социализма, что означало формирование административно-рыночной экономики в России.

НЭП нашел свое конкретное воплощение в с/х, промышленности, торговле, финансах и так далее.

В с/х:

1.Продразверстка отменена; введен продналог, который устанавливался весной, государство не имело права его изменять, а размер продналога зависел от доходности хозяйства.

2.Излишками своей продукции крестьяне могли свободно распоряжаться, т. к. разрешалась свободная купля-продажа всех товаров.

3.Разрешена аренда земли, применение наемного труда, возобновился выход крестьян на хутора и отруба.

В промышленности переход к НЭПу означал:

1.Началась денационализация мелкой и средней промышленности, а за государством остались только крупные предприятия, подчиняющиеся ВСНХ.

2.Разрешена аренда предприятий частными лицами, разрешено открывать новые пром. предприятия.

3.Отмена всеобщей трудовой повинности; перестроена система зарплаты рабочих, которая теперь зависела от квалификации, качества и количества труда.

4.Разрешены концессии (договор советского правительства с иностранной фирмой на производство определенных работ); они открыли доступ к мировому рынку, что позволило ввозить оборудование и продовольствие.

Результаты НЭПа уже к середине 1920-х были весьма значительными: восстановлены посевные площади, возрос сбор зерновых, продукция животноводства вышла на довоенный уровень. В промышленности, на транспорте прирост составил 50% ежегодно, что позволило восстановить их и выйти на довоенный уровень.

В торговле: восстановлен всероссийский рынок, заработали ярмарки, открылись товарные биржи.

Финансовая система возрождалась за счет банков и кредитной политики. Начали свою деятельность Госбанк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, а также кооперативные и коммунальные банки.

В России введена новая система прямых и косвенных налогов, восстановлена плата за все услуги, что и составило основной источник их доходов.

В 1922 проведена денежная реформа, выпущен обеспеченный золотом червонец и в 1924-ом – медные и серебряные монеты, бумажные ассигнации.

Ленин и большевики понимали, что все эти мероприятия могут вызвать рост буржуазии и кулачества, но не видели растущей опасности, так как государство сохранило за собой командные высоты в экономике:

1.Крупная промышленность

2.Земля

3.банки

4.транспорт

5.монополия внешней торговли.

НЭП имел серьезные социальные последствия:

1.Улучшилось материальное положение населения

2.выросла реальная зарплата, потребление всех видов товаров

3.сократилась безработица

4.продолжительность рабочего дня составила семь часов.

Произошли серьезные изменения в деревне, где середняки составляли 60% крестьянства.

В политической системе государства были предприняты демократические меры:

1.Гражданский и земельный кодексы

2.Законы о труде

3.Подготовлена судебная реформа

4.Возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры

5.ВЧК и ОГПУ потеряли право внесудебного преследования граждан.

Однако НЭП имел и ряд существенных противоречий:

1.В условиях либерализации экономики, допуска в нее частного капитала, большевики сохранили диктатуру пролетариата, однопартийную систему, недемократические выборы в Советы, постепенно уничтожали все оппозиционные течения.

2.Курс на развитие тяжелой промышленности привел к перераспределению средств, вызвал занижение цен на с/х продукцию, следствием этого стали так называемые «ножницы цен». Срыв хлебозаготовок грозил голодом для рабочих крупнейших промышленных центров, т.к. крестьяне отказывались продавать продукцию на невыгодных для них условиях.

3.Классовый характер НЭПа. Большевики рассматривали городских предпринимателей и зажиточное крестьянство как классовых врагов, боролись с ними посредством налоговой и кредитной политики, что замедляло рост промышленности и с/х.

Что касается оценки НЭПа, то некоторые ученые до сих пор считают его идеальной моделью социалистической рыночной экономики.

Авторы другой точки зрения, анализируя противоречия НЭПа, пришли к выводу об ограниченности рынка при нем, низкой товарности хозяйства, цикличности кризисов.

В своем развитии НЭП прошел два периода:

1.1921 – 1925 – восстановительный, когда промышленность и с/х вышли на уровень 1913.

2.С 1926 – реконструктивный период, когда на базе НЭПа предполагалось осуществить индустриализацию и кооперацию с/х.

Но уже с середины 20-х годов и по инициативе Сталина начался отход от экономики и политики принципов НЭПа, переход к командно-административной экономике. В конце 20-х Нэповская система оказалась на грани развала.

Оценка: некоторые ученые до сих пор считают его идеальной моделью социалистической рыночной экономики. Другие пришли к выводу об ограниченности рынка, низкой товарности хозяйства, цикличности кризисов.

 

Национально-государственное строительство в Советской России в 20-е гг. Образование СССР.

Российская империя – исторически сложившийся конгломерат народов, относившихся к разным типам цивилизационного развития, отличавшихся не только уровнем развития, но и темпом модели развития, отличавшиеся культурой, языком, религией, менталитетом. Данное сообщество народов держалось на сильной централизованной власти.

Унитарность старой России, тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивала к объединению. Тяжёлое положение в молодых государствах, образовавшихся на территории бывшей империи, объективно толкало к сближению с РСФСР, восстановлению экономических связей. Сближение началось первоначально на двухсторонней экономической основе. Особую заинтересованность в восстановлении унитарного государства проявляли русскоязычные анклавы и те силы, которые связывали своё будущее с Россией. Именно они решили судьбу большинства молодых государств. Исключение составляли Финляндия, Польша, Прибалтика, в которых русскоязычные анклавы были малочисленны. Для русского населения восстановление державы являлось как бы обретением национального достоинства, восстановлением привычного мира. Русскоязычные анклавы, которые в национальных районах отличались наибольшей политической активностью. Выступали за воссоединение с РСФСР, стремились к возрождению единого государства, в котором они чувствовали бы себя защищёнными. Русские жили преимущественно в городах, значительная их часть состояла преимущественно из фабрично-заводских рабочих. Чем мощнее были русскоязычные анклавы, тем безболезненнее происходил процесс возвращения в унитарное многонациональное государство.

Большевики заявляли, что восстановление государства необходимо в интересах классовой борьбы и перехода к социализму. На тот момент объединение было возможно только на основе большевистской системы, внедрение которой в самостоятельных государствах происходило под лозунгом советской власти и получило название «советизация».

В 1919 г. на части белорусской территории была провозглашена советская властью. Решение об образовании Белорусской Советской Социалистической Республики было принято ЦК РКП(б), структура власти создавалась аналогично РСФСР. Формально Белорусская Республика была объявлена независимой, однако на практике органы власти зависели от Москвы, её Конституция была слепком с российской Конституции 1918 г.

Украина являлась одной из наиболее развитых в промышленном отношении областей Российской империи, где выделялись Донбасс и металлургический Юг. Здесь находился довольно многочисленный отряд промышленных рабочих, большинство которого составляли русские и русскоязычные, они и решили судьбу Украины. В январе 1919 г. была восстановлена советская власть на Украине и провозглашена независимая Советская Социалистическая Республика. Органы власти формировались по типу РСФСР, при её помощи, в том числе материальной и финансовой. Конституция в основных положения повторяла Конституцию РСФСР, а в органах власти руководящее положение заняли коммунисты. Весной 1919 г. Белоруссия и Украина были захвачены польскими войсками, но после её окончания советская власть в них была восстановлена.

Первостепенное значение для РСФСР имело возвращение Кавказа. Положение в большинстве молодых кавказских государств было трудным. Разрыв хозяйственных связей привёл к упадку экономики, а расчёт на помощь западных государств не оправдался. Советизация закавказских государств произошла довольно быстро. Модель установления советской власти во всех закавказских государствах была однотипной. Решающими в этом процессе выступали следующие факторы: русскоязычные анклава, поддерживающие идею восстановления многонационального государства, вооруженная помощь Красной армии, коммунистические силы, выступавшие под лозунгом советской власти. Роль организатора и координатора действий в ходе советизации Закавказья играл созданный в годы Гражданской войны Кавказский краевой комитет РКП(б) во главе с Г.К. Орджоникидзе (одновременно председатель Реввоенсовета Кавказского фронта). Из стратегических соображений начали с Азербайджана (нефть) и Грузии (черноморские порты).

В результате поднятого большевиками в апреле 1920 г. вооруженного восстания в Азербайджане Азербайджанское правительство, состоявшее из мусавитов, передало власть большевикам. Советизация Грузии осуществлялась не столь быстро , что было связано в первую очередь с осложнением на советско-польском фронте, а также неудачами национально-освободительного движения в Персии и Турции, на которые рассчитывали большевики. Местные власти жестоко пресекали выступления, дестабилизирующие обстановку. Двусторонний договор между Советской Россией и Грузией был заключён 7 мая 1920 г. В соответствии с ним грузинская коммунистическая партия большевиков получила право легальной деятельности. В ноябре 1920 г. ситуация созрела для решительных действий. Москва колебалась и Орджоникидзе решил действовать самостоятельно. Свергнув 1 декабря 1920 г. правительство дашнаков в Ереване и сформировав советское, он поставил перед фактом Москву. 25 февраля 1921г. после восстания большевиков был взят Тифлис, и Грузия была провозглашена советской.

Социальная база большевистской власти во всём закавказском регионе была крайне узкой. Весьма значительным в Грузии было влияние меньшевиков, в Армении – дашнаков, в Азербайджане – мусаватистов. Чтобы удержаться, власть применяла силу. Была предпринята попытка советизации Персии, однако не встретив поддержки населения, советские части ушли с территории страны.

Провозглашение советской власти в Туркестане в 1917 г. привело к объявлению независимости от России Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Их советизация произошла в 1920 г. по тому же сценарию: подготовка большевиками вооружённого восстания и призыв от имени народа Красной армии, которая и выполнила поставленные задачи. Следует отметить, что советизация перекрала попытки национального самоопределения, обретения народами своей судьбы, но одновременно прекратила кровопролитие, конфликты, стабилизировала условия для жизни людей. Большевики не могли рассчитывать на мирное установление своей власти на Дальнем Востоке, невозможным было и военное решение этого вопроса. Требовался временный компромисс с тем, чтобы, опираясь на местные силы, вытеснить японских интервентов. Помере стабилизации ситуации в Европейской России большевики «прибирали к рукам» ДВР. Но Дальневосточная республика и так не была жизнеспособной. Этот регион не мог существовать самостоятельно, он не обеспечивал себя, к тому же испытывал сильнейшее давление Японии и Китая. В 1922 г. ДВР вошла в состав РСФСР. С соответствующей реконструкцией органов власти.

Действия большевистской партии по восстановлению распавшегося государства находили оправдание в глазах русскоязычного населения. Красная армия, которая в большинстве состояла из русских, принимала активное участие в восстановлении державы. Но и часть местного населения поддерживала восстановление большого единого государства. Что касается среднеазиатских регионов, где русскоязычные анклавы были очень малочисленными, то для них, наряду с влиянием политически активного русского населения, большую роль играли острые проблемы, которые требовали решения: необходимость ускорения развития, преодоление нищеты, ликвидация безграмотности и т.д. При почти полной неграмотности, кочевом и полукочевом образе жизни большинства населения Средней Азии не было условий для создания самостоятельной, независимой государственности и тем более для решения проблем собственными силами, без помощи России.

Образование СССР. В июне 1919 г. советские республики Россия, Белоруссия, Украина и страны Прибалтики создали военный союз. Впоследствии советская власть в Прибалтике пала (весна-лето 1919), однако к союзу подключились республики Закавказья (1920-1921). Одновременно путём заключения двухсторонних договоров военный союз был дополнен хозяйственным. Согласно договорам, объединялись наркоматы: военно-морские, финансов, труда, связи, путей сообщения, а также советы народного хозяйства; вводилась единая денежная система. Цементирующей силой объединительного движения, а затем и государственного союза стала коммунистическая партия. В 1922 г. по инициативе российского руководства во время проведения Генуэзской конференции оформился дипломатический союз советских республик. В том же году произошло экономическое и государственное объединение закавказских республик – Грузии, Армении и Азербайджана. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов провозгласил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР).

При обсуждении формы будущего государственного объединения мнения в руководстве большевиков разделились. И.В. Сталин предлагал, чтобы все советские республики вступили в РСФСР на правах автономий. Победила иная точка зрения, которой придерживался Ленин. Согласно его плану РСФСР и другие советские республики совместно образовывали новое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов. I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Он также избрал Центральный Исполнительный Комитет СССР в составе 371 человека – представителей от всех объединившихся республик. Его возглавили 4 председателя – по числу создавших СССР республик. Ими стали М.И. Калинин (от РСФСР), Г.И. Петровский (от УССР), Н.Н. Нариманов (от ЗСФСР), А.Г. Червяков (от БССР).

В период с января 1923 по январь 1924 г. была разработана, введена в действие и окончательно утверждена Конституция СССР, созданы правительство и парламент СССР (вторая палата ЦИК Союза СССР).

В январе 1923 г. в союзных республиках были созданы конституционные комиссии. Главным итогом из работы явилось предложение создать наряду с палатой классового представительства в ЦИК СССР палаты «национального представительства». В апреле 1923 г. была создана объединённая Конституционная комиссия из представителей ЦИК всех союзных республик. Её председателем стал М.И. Калинин. Она решила объединить два документа – Декларацию и Договор – в один под названием «Конституция» СССр. Комиссия пришла к выводу, что вторая палата, названная Советом национальностей, должна быть равноправна с Советом Союза и составляться из представителей всех республик и национальных областей. В конце июня – начале июля 1923 г. проект общесоюзной Конституции был рассмотрен и одобрен специальными сессиями ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. этот проект был утверждён второй сессией ЦИК СССР, которая постановила ввести немедленно в действие Конституцию СССР. В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II Съезд Советов СССР окончательно утвердил её. На пост председателя СНК СССР был избран А.И. Рыков.

Конституция СССР 1924 г. повторяла основные положения Конституции СССР 1918 г., а также дополнялась разделом о национально-государственном устройстве нового государства. В ней провозглашались принципы построения союзного многонационального государства. Первоначально в состав СССР входили Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, включавшая в свой состав Грузию, Армению и Азербайджан. В 1920-1930-х гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии, в результате которого СССР пополнился Узбекской, Туркменской, Киргизской, Таджикской и Казахской республиками. Закавказская Федерация в 1936 г. ликвидировалась, и составлявшие её республики были включены в состав СССР напрямую. Накануне ВОВ в СССР вошли Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская республики. Внутри некоторых республик были созданы национальные автономии низшего ранга (автономные республики, края и области).

Образование СССР позволило на значительное время стабилизировать внутреннюю структуру государства и несколько ослабить остроту национального вопроса, принявшего в последние годы существования Российской империи значительные масштабы. В то же время, принцип государственного строительства по национальному признаку, положенный в основу СССР, нёс в себе зёрна будущих конфликтов. Будучи формально союзным государством, СССР на самом деле представляла собой жёсткую унитарную структуру, реальной несущей конструкцией которого были не столько конституционные органы власти, сколько вертикальная иерархия партийных органов. Именно эти органы и обеспечивали союзному государству реальное единство, в силу чего с ослаблением партийной диктатуры неизбежно должен был последовать и распад СССР.

Образованию СССР предшествовали политические, экономические, культурные и внешнеполитические предпосылки.

Важной политической предпосылкой был единый характер государственного строя, власти, управления, т.к. на всей территории бывшей Российской империи была установлена советская власть, а руководящая роль принадлежала коммунистическим партиям.

Экономической предпосылкой были многовековые хозяйственные связи, исторически сложившееся разделение труда, необходимость восстановить народное хозяйство после ГВ, преодолеть отсталость ряда советских республик. Потребность объединения исходила также из общности судеб народов, многолетних культурных связей.

С точки зрения международного положения союз республик был необходим для обеспечения обороноспособности.

Возможность объединения была связана с тем, что нац. политика большевиков и советской власти вызывала доверие к ней со стороны народов Поволжья, Крыма, Кавказа, Средней Азии, Сибири и так далее.

 

Первым этапом объединения стал военно-политический союз республик, сложившийся в период ГВ: единые военное командование, транспорт, управление экономикой и финансами.

В 1921 началось создание экономического союза, когда ВСНХ фактически руководил всей промышленностью, кроме того, был создан Госплан для разработки единого хозяйственного плана в масштабах всей страны. Зимой 1922 года сложился и дипломатический союз молодых республик, которые поручили ВЦИК РСФСР представлять их интересы на Генуэзской конференции, заключать от их имени любые договоры и соглашения.

Однако при обсуждении конкретного плана объединения, особенно его формы, у лидеров большевиков возникли серьезные разногласия.

К началу 1922 в состав РСФСР входили 21 автономные республики и область, существовало 6 социалистических республик: РСФС, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан и 3 народные республики: Дальневосточная, Бухарестская и Хорезмская.

Сталин, нарком по делам национальностей, предложил включить в состав РСФСР советские республики на правах автономий – план автономизации. Этот план был подвергнут критике со стороны Ленина.

В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР. Состав: Белоруссия, Украина, ЗСФСР. (Определяет порядок вхождения и комплектацию высших органов власти)

Высшими органами власти Конституция объявила Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – ЦИК, состоящий из равноправных палат: Союзного совета и Совета национальностей. Высшим исполнительным органом стал Совнарком СССР, который ведал иностранными делами, обороной, внешней торговлей, финансами и путями сообщений. В ведении союзных республик находились внутренние дела., земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

 

СССР становился федерацией равноправных суверенных республик, обладавшими правом выхода. Однако на практике СССР превратился в унитарное государство, , т.к. вся полнота власти сосредоточилась в руках компартии. Проводилась политика сближения наций.

В середине 20-х шел процесс дальнейшего национально-государственного строительства, образования новых союзных республик (1924-Узбекская ССР, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская и т.д.). Образование СССР способствовало укреплению геополитического положения государства, отвечало историческим, культурным и экономическим традициям входивших в него народов.

Однако с конца 30-х начался процесс перехода к классической унитарной модели, возникли серьезные противоречия в отношениях центра и республик, репрессии, депортации целых народов создали почву для межнациональных конфликтов, что отрицательно сказалось на судьбе СССР. В стране окончательно утвердился тоталитарный режим.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.013 с.)