Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указ Петра I от 24 января 1722 г.

Поиск

 

Клас­сы Воинские Статские
1. Генерал-фельдмаршал Канцлер
2. Генералы Действительные тайные советники
3. Генерал-лейтенанты Генерал-прокурор
4.   Генерал-майоры   Президенты от коллегий и штатс-конторы. Тайные советники. Обер-прокурор
5.   бригадиры   Герольд-мейстер. Генерал рекст-мейстер. Обер-церемониймейстер. Обер-вальдмейстер. Ви­це-президенты от коллегий
6.   Полковники   Прокуроры в коллегиях статских. Президенты в надворных судах. Канцелярии тайные советники иностранной коллегии. Обер-секретарь Сената. Со­ветники в коллегиях
7.   Подполковни­ки   Вице-президенты в надворных судах, воинской, адмиралтейской, иностранной коллегий. Обер-секретари. Прокуроры при надворных судах
8.   Майоры   Унтер-штатгалтер в резиденции. Обер-директор над пошлинами и акцизами
9.   Капитаны   Обер-комиссары в коллегиях. Асессоры в коллегиях. Секретари в Сенате. Воеводы
10.   Капитаны-лейтенанты   Титулярный советник воинских двух, иностранной коллегии. Секретари. Бургомистры от магистрата. Профессоры при Академиях, докторы всяких факультетов
11. Секретари корабельные
12.   Лейтенанты   Секретари в надворных судах и канцеляриях и гу­берниях. Камерир при коллегиях. Ратманы в резиденции
13.   Унтер-лейтенанты   Секретари в провинциях. Механик. Почтмейстеры в Санкт-Петербурге и Риге. Коллежские переводчики. Протоколисты
14.   Фендрики Комиссары при коллегиях. Фискалы при надворных судах и губерниях. Камериры в провинциях. Зем­ские комиссары. Асессоры в провинциальных судах. Регистратор и бухгалтеры при коллегиях. Коллегии юнкеры

 

Наименования должностей и званий были, как правило, не­мецкого происхождения. Однако такого дробного деления госу­дарственной службы законодательные акты западноевропейских стран не знали. Преимущественное право на государственную службу имели дворяне, но Табель о рангах давала возможность выходцам из других сословий поступать на военную или граж­данскую службу и по мере продвижения получать дворянское звание, сначала личное, а затем потомственное. К администра­тивной элите того времени, которая реально оказывала влияние на социально-экономические и политические процессы в стране, можно отнести первые («генеральские») четыре класса и с неко­торыми оговорками верхушку штабс-офицерских чинов (5—6-е классы). Административная элита Российской империи состояла из субэлит: чиновнической, военной, придворной и духовной[8].

III. Церковь всегда была опорой царизма, но до начала XVIII в. существовала автономно от государства. Постепенно и первона­чально внешне малозаметно Петр провел реформу церкви. Он объявил себя главою церкви и уничтожил ее автономию. Ранее события развивались таким образом, что в конце XVIII в. церковь была в оппозиции царизму. Патриархи Иоаким (умер в 1670 г.) и Андриан (1690—1700 гг.) осуждали Петра I за его пристрастие к иноземному. После смерти Андриана более 20 лет новый патриарх не избирался, исправление патриаршей должно­сти Петр I временно поручил рязанскому митрополиту Стефану Яворскому. Только в 1721 г. последовала реформа церковного управления.

Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И.П. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Это­му приказу были подчинены патриаршие казенный и дворцовый приказы. Доходы приказа использовались на государственные нужды. Псковский епископ Феофан по заданию и с помощью царя составил «Духовный регламент» и научный трактат «Правда воли монаршей», в которых давал теоретическое обоснование аб­солютизма: 25 января 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регла­мент», по которому учреждалась Духовная коллегия, преобразо­ванная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий синод. В его ведении находились только церковные дела: истолкование церковных догм, распоря­жения о молитвах, церковных службах, утверждение жития свя­тых, мощей, «чудотворных» икон, цензура духовных книг, борь­ба с ересями и расколами, заведование учебными заведениями, назначение и смещение церковных должностных лиц и т.д. Синод имел также функции духовного суда, судил представителей духовенства, а также мирян по некоторым категориям граждан­ских дел (бракоразводные дела, сомнительные духовные завеща­ния, а из уголовных — дела по вероотступничеству).

11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-прокурора «из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать». Ему подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы». Первым обер-прокурором Синода был И.В. Болдин. Сам Синод состоял из 12 членов, назначенных царем из представителей высшего духовенства (архиепископов, архиман­дритов, игуменов, протоиереев). При вступлении в должность члены Синода приносили присягу на верность императору[9]. Так церковь стала одним из звеньев государственного аппарата.

Элементами механизма абсолютной монархии являлись выс­шие органы государственной власти, которые были радикально реформированы. Изменился титул царя. 22 октября 1721 г. (в годовщину славного освобождения Москвы в1612 г.), а также в связи с победоносным исходом Северной войны Петр I принял титул Императора Всероссийского и превратил прежние «вели­кие государства Российского царствия» во «Всероссийскую империю». Независимо от императорского титула Сенат наименовал Петра еще «великим» и «отцом отечества».

Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцеля­рию, которая и стала местом заседания членов Боярской думы, начальников приказов (1704 г.). Такие заседания называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената (1711 г.).

Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704—1727 гг.). Кабинет был военно-поход­ной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сена­том, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же посту­пали челобитные, жалобы, доносы.

В 1711 г. было создано постоянно действующее высшее правительственное учреждение — Правительствующий Сенат. Для углубления представлений о государственном управлении той эпо­хи приведем несколько указов, исходящих непосредственно от Петра I. Так, в Указе от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении Пра­вительствующего Сената» отмечается: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: гос­подин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михаиле Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорий Волконский, господин Самарин, господин Василий Опухтин, господин Мельницкий, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин»[10].

Сенат состоял из 9 человек, являлся коллегиальным орга­ном. Указанные выше три князя — выходцы из старинной титу­лованной знати. Остальные — из малознатных родов. Три сена­тора в прошлом были членами боярской Думы (Мусин-Пушкин, Стрешнев, Племянников).

О компетенции Сената можно судить по двум Указам Пет­ра, принятым 2 марта 1711 г.: «О полномочиях Правительству­ющего Сената», где царь угрожал ослушникам смертной каз­нью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената».

Из документа видно, что Сенат был наделен широкими пол­номочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государствен­ных доходах и расходах, о Явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью. Сенат оставался законосовещательным органом и выполнял функции упраздненного разрядного приказа. А связь с губерниями осуще­ствлял через специальных губернских комиссаров (по два от гу­бернии). Сенат был органом надзора за правительственным ап­паратом и должностными лицами (т.е. высшим органом надзора за государственным управлением). Надзор осуществлялся через фискалов. Об этом можно судить по Указу царя от 5 марта 1711 г. «О порядке заседаний Правительствующего Сената».

Фискала награждали половиной судебного штрафа с уличен­ного должностного лица. Фискалами руководил обер-фискал, поддерживавший связь с ними через Фискальный стол канцеля­рии Сената. Сенат рассматривал доносы ежемесячно по докладу Расправной палаты, которая состояла из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1729 гг.).

Став императором, Петр I запретил Сенату издавать «гене­ральные определения» (подобие законов). Во главе Сената он поставил генерал-прокурора П.И. Ягужинского, наделив его очень широкими полномочиями. Так, в отсутствие царя он должен был быть «царевым оком». Генерал-прокурор осуществлял надзор за работой Сената, председательствовал на его заседаниях и даже имел право законодательной инициативы. Ему подчинялись ге­нерал-фискал и канцелярия Сената.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, согласно кото­рому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника. Таким образом, избрание царей на заседаниях соборов, осуще­ствляемое в XVII в., не стало традицией. Теперь воля императо­ра определяла судьбу престола, а подданные должны были со­глашаться с его решением. Петр I по разным причинам лишился сыновей от обеих жен. Коронация супруги Петра Марты-Екате­рины, не подкрепленная в соответствии с установленным законом обязательным завещанием и провозглашением официально­го наследника, усугубила династический кризис и обусловила его преодоление с помощью военной силы после смерти императо­ра. Таким образом, решения и действия Петра I имели далеко идущие политические последствия и создали угрозу потери ди­настией Романовых престола[11].

Преобразование центральных органов

Государственного управления

В XVI — нач. XVIII в. органами центрального управления оста­вались приказы, которые бюрократизировались. Реформа централь­ных органов власти была проведена постепенно, в два этапа:

I. 1699 г. — нач. XVIII в., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учрежде­ний). В связи с потребностями Северной войны возникло несколь­ко новых приказов (Артиллерии, Провиантский, Адмиралтейский, Рукопашных дел, Преображенский и др.).

II. Реформа 1718—1720 гг. упразднила большинство прика­зов и ввела 12 коллегий (табл. 1). Преобразование началось с Указа Петра от 11 декабря 1717 г. «О выбирании советников и асессоров».

Приказы были преобразованы потому, что тормозили осу­ществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным. Нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

Структура коллегии: присутствие, президент (вел заседание), вице-президент, 4—5 советников, 4 асессора. Имелась канцеля­рия коллегии, в которую входили секретарь, нотариус, регистра­тор, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату, а ей — местный аппарат. С 1720 г. для коллегий был введен единый «Генеральный регламент» (156 глав).

В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (Ка­мер- и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).

В отличие от приказов коллегии (за редким исключением) строились по функциональному принципу и наделялись компе­тенцией в соответствии с возложенными на них функциями. Каж­дая коллегия имела свой круг ведомств. Другим коллегиям за­прещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению. Кол­легиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, канцелярии. Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, а в Сенат входили «доношениями». Коллегиям предо ставлялось право доносить царю о том, в чем они «усматривали государственную пользу». При коллегии состоял фискал, а поз­же прокурор, контролирующий их деятельность[12].

Таблица 1

Преобразование приказов в коллегии (1718—1720 гг.) [13]

 

ПРИКАЗЫ     КОЛЛЕГИИ
Дворцовые Патриаршие Админист- ративные и полицейско-судебные Местные органы   Областные Военные Финансовые
Казенный Дворцовый патриарший Сыскных дел Приказная (съезжая) изба Казанский Казачий Денежных сборов Иностранных дел – высший орган государства, определяв-ший внешнюю политику
Большого Дворца Казенный патриарший Московский судный Земская изба Сибирский Стволь-ный Денежной раздачи Военная – направляла комплекто-вание регулярной армии, управляла делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии
Коню-шенный Судный патриарший Владимир-ский судный Губная изба Великого княжества Литовского Сбора даточных людей Сбора стрелецкого хлеба Адмирал-тейская – ведала воинскими морскими делами
Постельный   Разбойный   Великой России Сбора ратных людей Хлебный Берг-коллегия – занималась поисками новых месторож-дений
Соколь-ничий   Монас-тырский   Малорос-сийский Городо-вого дела Печатный Мануфактур-коллегия – руководила промышлен-ностью
Ловчий   Ямской   Великого княжества Смолен-ского Оружей-ная палата Сбора пятинных и запросных денег Комерц-коллегия – наблюдала за всеми отраслями торговли
Золотых и серебряных дел   Земский   Лифлянд-ских дел Бронный Большой казны Камер-коллегия – надзирала за всеми видами государст-венных сборов
Царская мастерская   Холопий     Аптекар-ский Большого прихода Штатс-контор-коллегия – осуществляла контроль за всеми государствен-ными расходами, составляла государствен-ный штат (коллегий, губерний, провинций).
Царицына мастерская   Приказных дел     Каменных дел Новая четверть Ревизион-коллегия – осуществляла ревизию всех счетных дел
Пани-хидный   Записной     Стрелец-кий Ярославская, Костромская четверть Юстиции – ведала обще-уголовными, граждан-скими и фис-кальными делами
    Книгопе-чатных дел     Пушкар-ский Владимир-ская четверть Духовная коллегия – Синод – ведала делами церкви, являлась администр-ративным и судебным учреждением
    Челобитный     Рейтар-ский Устюжская четверть Вотчинная – руководила формирова-нием частной собствен-ности на землю, слиянием вотчины в один вид - имение
    Полоня-ночный     Инозем-ный Галицкая четверть  
            Новгородская четверть  

 

Количество коллегий не было постоянным. В 1722 г., напри­мер, была ликвидирована Ревизион-коллегия, но позже восста­новлена. Для управления Украиной в 1722 г. была создана Мало­российская коллегия, несколько позже — Коллегия экономии (1726г.), Юстиц-коллегия, Лифляндских, Эстляндских и Фин­ляндских дел (ок. 1725 г.) и др. Руководили коллегиями (явля­лись их президентами) наиболее близкие сподвижники Петра I: А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, П.П. Шафиров, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев, П.А. Толстой, Д.М. Голицын.

Таким образом, потребности внутриполитического развития и международного положения страны требовали дальнейшей централизации управления. Преобразование приказов как пережитка сословно-представительной монархии и введение коллегий яви­лось важным этапом в формировании дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России. Коллегии просуществовали до 1802 г. и были упразднены в связи с дальнейшей централизацией государственного управления и введением министерств.

Реформа местного управления

И самоуправления

Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.

Крупнейшей административной реформой местного управ­ления было создание губерний. Эта реформа совершенно изме­нила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разде­лена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская — позднее С.-Петербургская, Киевская, Смолен­ская, Архангельгородская — позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м — 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра. А.А. Кизеветтер подчеркива­ет фискальный характер этой реформы: «...каждая часть (регу­лярной армии. — Авт.) содержалась на сборы с населения соот­ветствующей губернии, в пределах которой она будет раскварти­рована... Собрать с губернии положенные по табели сборы и свое­временно доставить их в соответствующие полки — в этом заключалась главная сущность, альфа и омега административных задач, возложенных на губернатора»[14]. К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности — организация и деятель­ность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8—12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назнача­лись из дворянства Сенатом или губернатором (последний под­бирал нужных себе людей). Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провин­циального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом[15].

С 1719 г. Петр приступил ко второй административной ре­форме, ибо первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе кото­рых были поставлены воеводы. Провинции делились на окру­га — дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руково­дителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начина­ется взимание нового налога — подушной подати. Для сбора по­душного налога учреждается институт выборных на 1 год мест­ным дворянским обществом новых земских комиссаров. Это была вторая после ландратов попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства. Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недо­лго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дво­рян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полково­го начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община — субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекру­тов). В вотчинах, где управление основывалось на мирском (об­щинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сель­ского старосту и его заместителей — лесных, земельных, сено­косных и т.п.). Наиболее четко проявился общественный дуа­лизм общины как орудия вотчинного управления, с одной сторо­ны, а с другой — как орудия защиты и сохранения интересов кре­стьян перед феодалом и царской администрацией[16].

Петровские реформы коснулись также и устройства управле­ния торгово-промышленным населением городов. В фискальных интересах и в целях предоставления больших прав купечеству в 1699 г. была проведена городская реформа. Городское население было изъято из подчинения воеводам и передано в ведение изби­раемых посадскими людьми бурмистров. Местные бурмистры подчинялись в Москве Бурмистерской палате, переименованной в Ратушу, которой был поручен также сбор всех косвенных (та­моженных, питейных и др.) налогов с городского населения[17]. Бурмистерская палата (с ноября 1699 г. — Ратуша), в которой за­седали бурмистры из крупного московского купечества, выходи­ла с докладом прямо к царю, минуя приказы, и была чем-то вро­де Министерства городов и городских сборов. Она ведала всем посадским (торгово-промышленным) населением в судебных и торговых делах. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Они подчинялись Ратуше (Бурмистер­ской палате), а не воеводе и собирали и поставляли в Москву все государственные налоги, сборы и пошлины. Такова первая го­родская реформа Петра.

В 1720 г. была проведена вторая городская реформа — магистратская. 13 февраля 1720 г. в Петербурге на правах коллегии (министерства) был учрежден Главный магистрат. Он возгла­вил органы самоуправления всей страны. В Москве и других го­родах России учреждались магистраты по образцу Рижского и Ревельского парламентов. Вице-президентом Главного магист­рата был назначен богатый купец И. Исаев. Магистраты, состоявшие из избираемых бурмистров и ратманов, ведали сбором нало­гов и судом над горожанами, должны были «содержать в своем смотрении полицию», что подразумевало тогда не только обес­печение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое. Магис­траты были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок, при­станей, бань, харчевен и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Магистраты явля­лись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались долговечными и были упраздне­ны лишь в 1864 г. судебной реформой[18].

По второй городской реформе население городов было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К «нерегуляр­ным» относились лица, не владевшие собственностью. «Регуляр­ные» делились на две гильдии: в первую входили дворяне, куп­цы и промышленники, во вторую — мелкие торговцы и ремесленники. Правом избирать в местные магистраты пользовались только «регулярные» граждане.

Причины того, что Петру I не удалось разрешить во всей полноте столь занимавшую его проблему местного управления А.А. Кизеветтер, например, видит в «добровольном абсентеиз­ме» дворянства, почти поголовно занятого на военной службе и лишь случайно и мимолетно заглядывающего в свои родовые усадьбы: «Только раскрепощение общества и взаимное сближе­ние сословий могло бы оживить самодеятельность русской про­винции, но задачи этого рода были еще чужды эпохе Петра»[19].

Лишенные условий для жизненного развития, введенные Петром органы местного самоуправления на практике превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались. В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах.

Преобразования государственного управления, осуществлен­ные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Создан­ные им институты государственной власти просуществовали бо­лее двух веков. Сенат, например, действовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 до 1918 г., т.е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г.[20] Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Велико­го: созданные им институты государственной власти оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни.

На ход преобразований накладывала неизгладимый отпеча­ток личность Петра, решительного, нетерпеливого, порывисто­го, стремительного, склонного к насилию, физической расправе. Нововведения осуществлялись в России и до него. Но только Петр придал им невиданный размах, небывалые темпы, круто повер­нул к Западу. Человек большого ума и кипучих страстей, твердо­го характера и колоссальной энергии, Петр I отказался от визан­тийского великолепия своих предшественников. Во главе страны стал царь-мастеровой, в котором в то же время проступал «нетер­пеливый и самовластный помещик» (А.С. Пушкин), приверже­нец кнута и произвола. Всегда Петр I действовал как царь-само­держец, до конца уверовавший в чудодейственную силу государ­ственного принуждения.

К концу 20-х гг. XVIII в. стали очевидны как фантастически ободряющие, так и ужасающие последствия петровского правле­ния. Россия встала перед выбором дальнейшегопути. К этой критической точке Россию подвел сам Петр. В свое время М.М. Сперанский так определил политическое значение эпохи Петра: «Петр Великий во внешних формах правления ничего решитель­но не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле».

В ходе петровских реформ к активной политической жизни были также вызваны люди, которые дышали уже иным цивилизационным воздухом и должны были уже рано или поздно поставить под сомнение политические рычаги, используемые Пет­ром I для достижения своих грандиозных замыслов по превра­щению России в подлинно европейскую державу. Первые при­знаки этого мы видим в оппозиции Петру I со стороны его сына, царевича Алексея, и поддерживающих его некоторых ближай­ших сподвижников Петра I. Все они были уничтожены царем. Чудом спасшийся сторонник Алексея Д.М. Голицын стал чле­ном высшего государственного учреждения России 1726— 1730 гг. — Верховного тайного совета. «Верховники» во главе с Д.М. Голицыным разработали «кондиции» (условия), которые приняла царица Анна Ивановна (1730—1740 гг.). Без согласия Вер­ховного тайного совета императрица не могла назначать себе наследника, начинать войну и заключать мир, вводить новые нало­ги, расходовать государственные средства, раздавать земли и др. Это было одно из первых в истории России значительных огра­ничений самодержавия. В «кондициях» «верховников», продолжавших дело царевича Алексея, можно видеть конституционные проекты России[21].

Вопросы для повторения:

1. В чем состояли предпосылки преобразований Петра I в области государственного управления?

2. Назовите главную опору петровского абсолютизма.

3. Какие высшие государственные учреждения создал Петр I?

4. Почему приказная система центрального управления была заменена коллежской?

5. Назовите коллегии, которые создал Петр I.

6. Раскройте сущность преобразований местного управления и самоуправления.

Рекомендуемая литература

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Баггер X. Реформы Петра Великого: обзор исследований. М., 1985.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

Государственная служба в России: опыт организации кадрового обеспечения. Н. Новгород, 1994.

Мавродин В.В. Рождение новой России. Л., 1988.

Медушевский А.Н. Реформы Петра Великого в сравнительно-исторической перспективе // Вестник высшей школы. 1990. № 2—3.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994.

Очерки истории русской культуры XVIII в. Ч. 2. М., 1987.

Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985.

Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад? Ростов н/Д, 1995.

Петр Великий. Возрождение России. Кн. 1—2. М., 1999, 2000.

Поташева Н.В. Реформа Петра I — начало модернизации во всемирном масштабе. Ростов н/Д, 1995.

Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. №2. С. 3-27.

Российское законодательство X—XX вв. М., 1986. Т. 4.

Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб, 1992.

Троицкий СМ. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1987.

Шенкман Г. Великий Петр. М., 1999.

Шепелев А.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991.

 

Глава 7

 

Система высших центральных и местных органов

управления России 20—60-х годов XVIII века

Создание и деятельность советов, кабинетов и других учреждений на уров­не высшего управления в ходе борьбы элитных группировок. Сенат.

Усиление полицейской регламентации государственного управления. Не­стабильность центральных государственных учреждений в период двор­цовых переворотов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.02 с.)