Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

крестьянского, казачьего управления

Поиск

Для второй половины XVIII в. характерно развитие сослов­ного управления в России. В отличие от Запада, где разрушались феодальные устои, сословные перегородки в обществе и государ­ственном управлении, формировались общедемократические вла­стные и представительные органы, в Российской империи были усилены как сословная замкнутость общества, так и сословный характер государственного управления. Обусловлено это поли­тикой упрочения феодальной абсолютистской монархии, поли­тического оформления сословной структуры феодального обще­ства, которое стало коррозироваться под воздействием новых буржуазных хозяйственных форм и отношений.

Каждому сословию власть определила конкретные обязан­ности, повинности, права, привилегии, место во власти и управ­лении. Соответственно этому определена и социальная направ­ленность административных реформ, подчиненность их выраже­нию главным образом сословных интересов дворянства: 1. Возникнув как служилое сословие, дворянство к середине XVIII в. стало сильным, богатым. Составляя 1% населения, оно владело подавляющим большинством производительно­го богатства России, огромными поместьями с миллионами крепостных крестьян, большинством уральских металлурги­ческих заводов, опиралось на крепнущую экономическую ос­нову, пользовалось расширяющимися привилегиями[38]. В 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной граж­данской службы и личных податей.

Идеологией самодержавного абсолютизма стало фактически обеспечение интересов господствующего благородного сословия. Не было недостатка в провозглашенных Екатериной II «забот» о благоденствии, безопасности, спокойствии всех подданных, но реально она заботилась об усилении позиций дворянства, кото­рое стало «руководящим классом» в управлении. Окрепло и «лич­ное дворянство», не владеющее крепостными, не передаваемое по наследству, что отразило курс на усиление роли благородного сословия в государственной жизни.

Сложилась в государственном управлении ситуация, для ко­торой характерны неограниченная власть монарха и сильное вли­яние в управлении дворянства, дворянской чиновной бюрокра­тии.

Дворянство организовано политически. В 1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворян­ства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнения других высочайших требо­ваний.

По губернской реформе 1775 г. созданы дворянские собра­ния, как уездные, наделенные правом юридического лица, так и губернские с выборными предводителями уезда и губернии, ко­торые заметно усилили дворянскую организацию и ее роль в гу­бернском, уездном управлении, придали монархическому управ­лению яркий дворянский характер.

Апогеем возвышения роли дворянства в российском управ­лении стала «Грамота на права, вольности и преимущества бла­городного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г.[39], где под­тверждены прежние и установлены новые права и привилегии господствующего феодального сословия.

Во-первых, интересы дворянства отождествлены официаль­но с государственными. Государство обрело статус дворянского, обеспечивало защиту чести, имущества, жизни дворянина, осво­божденного от телесных наказаний; монопольное право на зем­лю, крепостных, на свой сословный суд, права распоряжаться имуществом, крепостными, заводить фабрики, заводы, торги, не платить податей, сохранять и передавать по наследству иму­щество, выезжать беспрепятственно за границу в случае уголов­ных преступлений; и др.

Во-вторых, дворянство объединялось в свои сословные об­щества, своеобразные дворянские корпорации, влияющие на устройство сословия, защиту и реализацию его корпоративных ин­тересов, подчиняющие государство этим узкосословным инте­ресам.

В-третьих, кроме государственного управления, создавалось параллельно ему особое дворянское общественное управление со своей системой органов с целью повышения роли дворянства в государственных делах. Губернское дворянское собрание полу­чило тоже право юридического лица.

Комплектованию служилого состава чиновников подчинена деятельность дворянского депутатского собрания, предусмотрен­ного той же жалованной грамотой. Состояло оно из губернского предводителя дворянства, председательствующего и в этом со­брании, и по одному депутату от каждого уезда. Рассматривало предварительно вопросы, подлежавшие обсуждению на дворян­ских собраниях, вело учет личного состава, родословные книги под контролем департамента герольдии Сената, выдавало грамо­ты и свидетельства о внесении дворянских родов в губернскую родословную книгу, участвовало в наложении опеки на имения и в исключении отдельных лиц из местного дворянского собрания, общества[40]. Дворянство представлялось Екатерине II воплощени­ем подвластного ей, послушного российского народа, который, как отмечено в «Грамоте», «верою к Богу и верностью к престолу управляем»[41].

Екатерининские реформы ориентированы целеустремленно на обеспечение дворянству решающей роли в государственном управлении при абсолютной власти монарха. Они укрепили со­словную ограниченность управления государством. В то же вре­мя ограничивался доступ в высшее сословие лиц из других со­словий.

При абсолютизации власти и управления в XVIII в. россий­ское дворянство пережило тогда «золотое время» своей истории. Но абсолютная монархия подготовила деградацию и в последую­щем гибель служилого сословия, ибо устранена была зависимость между корпоративными интересами дворянства и его государ­ственными функциями. Понижалась способность дворянского сословия руководить обществом, и оно быстро превращалось в «историческую ненужность»[42].

2. Екатерина II продолжила линию Петра I на ограничение прав духовенства, усилила государственное управление церковью, решительно подчиняя ее абсолютной монархии с учетом вли­яния церкви на управление, жизнь общества и исходя из на­веянной «Духом времени» Ш.Л. Монтескье перспективы ос­лабления и практического исчезновения духовенства как сословия.

Духовенство оказалось в полном подчинении у органов самодержавной власти и управления. Переведенное на штатные окла­ды, финансируемые государством, оно лишилось права владеть землей и крестьянами[43], что одновременно с сокращением сети монастырей, ограничением церковного управления стало ущем­лением православия. Необратимым оказался процесс уничтоже­ния церковно-монастырского землевладения, образования новой огосударствленной церкви с ограниченным внутрицерковным уп­равлением.

3. Управление крестьянами охватило 90% населения, лишен­ного элементарных гражданских прав, даже права присягать императору. Во второй половине XVIII в. изменилось в соот­ветствии с социально-политическими приоритетами самодер­жавия.

Во-первых, расширен и ужесточен институт крепостничества. Помещики получили расширенные вотчинные права в отноше­нии находившихся в их собственности крепостных, могли ссы­лать строптивых крестьян в Сибирь, на каторгу, сурово наказы­вать за попытку жаловаться на господина. Крепостники имели абсолютную власть над своими крестьянами-рабами, распоряжа­лись их жизнью на правах собственности, продавали, покупали, меняли, судили, наказывали. Помещичье (вотчинное) управле­ние крепостными не имело правовой основы, было самым жес­токим и архаичным институтом феодального режима, вызывая массовый протест крестьянства, которое держали в темноте и за­битости, и осуждение как прогрессивного отечественного дворян­ства, так и западноевропейских просветителей.

Во-вторых, введена новая система управления государствен­ными крестьянами, насчитывавшими 5 млн. ревизских душ, проживавшими на просторных землях Поволжья, Севера, Сибири и др. По закону 1797 г. они управлялись губернскими казенными палатами, их уездными структурами, несли тяжелые подати и повинности и сохранили чрезмерно ограниченные законами пра­ва в социально-экономической сфере, ведении хозяйства, занятия промыслами. Организованы сословное крестьянское обще­ственное управление, волостные и сельские учреждения, действо­вавшие под руководством административно-полицейских орга­нов, помогавшие выполнять им налоги, повинности, комплекто­вать армию на основе рекрутчины. В отдельных селениях прово­дился сельский сход государственных крестьян. Избирались сель­ский старшина, его помощники — староста, сборщик податей, сотские и десятские, выполнявшие полицейские функции под на­чалом чинов уездной полиции. 6000 ревизских душ составляли государственную волость — административную, полицейскую единицу. Представители сельских сходов — от 1 до 20 дворов — проводили волостной сход, избирали волостное правление в со­ставе волостного головы, двух заседателей по хозяйственным и полицейским делам.

В-третьих, Учреждением об императорской фамилии (5 ап­реля 1797 г.) упорядочено управление удельными (царскими) кре­стьянами с целью извлечения средств на содержание растущей императорской фамилии (семьи). Создано ведомство Департамен­та уделов во главе с министром. Образованы специальные струк­туры — экспедиции удела на местах, при казенных палатах в де­вяти губерниях, где были компактно сосредоточены принадле­жавшие фамилии крестьяне и земли. Царские крестьяне организованы административно в удельные волости по 3000 ревизских душ в каждой, которыми управляли непосредственно сельские приказы. В эти сословные учреждения крестьянами под руковод­ством чиновников избирались удельный голова — «первый на­чальник крестьян», приказной старшина по полицейским делам, казенный старшина по податям и повинностям, писарь. Сельс­кий приказ являлся финансовым и полицейским органом, обес­печивал исполнение распоряжений Департамента уделов, других властных органов, распределял подати и повинности, собирал налоги, рассматривал мелкие тяжбы и проступки крестьян. В от­дельных деревнях удельной волости созывались сельские сходы для избрания старост и ведавших порядком, безопасностью сотс­ких, десятских, являвшихся по сути нижними полицейскими дол­жностными лицами

Усилены административные и полицейские функции управ­ления государственными и удельными крестьянами, сохранен самодержавно-феодальный характер управления крестьянством. Не была введена в действие подготовленная жалованная грамота государственным крестьянам[44].

4. Екатерина II продолжила тенденцию формирования государственного управления казачеством, ограничения казачьего самоуправления, «расказачивания», начатого Петром I, который ликвидировал казачий круг, отменил выборность главного атамана, учредил вместо выборного должность назначаемого царем на­казного атамана, переселил насильно тысячу семей казаков с Дона на Астраханскую и Гребенскую линии, где большая часть каза­ков погибла, а оставшихся в живых перевели на Терек в так на­зываемое терско-семейное войско.

В 60-е гг. было развернуто наступление на казачье сословное управление. Решительно и радикально ущемлялись права каза­чества, расширялись сеть и сфера государственного чиновного люда в казачьем управлении. В 1764 г. ликвидированы на Лево­бережной Украине гетманство и полковое управление, создана Малороссийская коллегия, назначен генерал-губернатор Малой России.

После народной пугачевской войны усилилось государствен­ное регулирование жизни казаков. Земли войска Донского, Азов, крепость св. Димитрия Ростовского и вся Азовская губерния под­чинены в 1775 г. наместнику Г.А. Потемкину. Ликвидирована казачья автономия. Учреждено гражданское войсковое правитель­ство для управления всеми делами войска Донского, ставшего субъектом системы имперского центрального управления. Граж­данское управление на Дону строилось на основе общероссийско­го законодательства и по типу губернской администрации[45]. Лик­видировано Запорожское казачье управление. Казацких старшин выслали или ублажили землями и офицерскими чинами. Рядо­вые казаки образовали с разрешения Екатерины Черноморское казачье войско, подчиненное Таврическому губернатору. Значительная часть казаков переселилась в Восточное Приазовье меж­ду реками Ея и Кубань, часть ушла в Турцию, образовала за Ду­наем Задунайскую сечь. Волжское казачье войско было лишено земли, вольностей, подчинено Военной коллегии, частично пе­реселено. На Яике отменена выборность войсковых атаманов.

Образованные в 1782 г. на территории бывшей Гетманщины Киевское, Черниговское, Новгород-Северское наместничества вошли в сферу имперского управления, ликвидирована относи­тельная автономия Малой России. Вместо казацких сформирова­ны первоначально гусарские полки, затем они заменены армей­скими частями. Введено деление на губернии, уезды с соответ­ствующим управлением. Рядовое казачество стало «войсковыми обывателями», а украинское шляхетство, старшины обрели все права и привилегии российского дворянства.

Казачество продолжало нести воинскую государеву службу, являлось, как и купечество, горожане, полупривилегированным сословием, было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности[46]. Курс на усиление государственных начал в казачь­ем управлении породил устойчивую тенденцию. Тенденция расказачивания получила в условиях развития капитализма логиче­ское продолжение и свое завершение.

Павловская контрперестройка

Государственного управления

Павел I пытался «исправить» все, что, по его мнению, было приведено в беспорядок матерью, действуя в том же русле аб­солютистского управления. Он стремился укрепить и возвысить принцип самодержавия, единоличную власть по прусским госу­дарственным образцам, внедрить в российское управление идеи почитаемого им родственника — короля Пруссии Фридриха: 1. Актом 5 апреля 1797 г. был установлен порядок престоло­наследия от отца к старшему сыну по закону, гарантирую­щий престол от случайной узурпации и воцарения женской особы; учреждавший императорскую фамилию и право им­ператора определять супружеские браки ее членов, что закрепило на российском престоле династическую линию потом­ков голштин-готторпских герцогов[47].

2. Укрепил самодержавную власть, ослабил значение Сената, но усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами цен­трального управления и местных прокуроров за губернатора­ми, другими чиновниками. Учредил военные губернаторства в столице и Москве. Упразднил ряд наместничеств, где гене­рал-губернаторы проявляли самостоятельность.

3. По линии централизации управления он воссоздал Мануфак­тур-, Камер-, Берг- и некоторые другие коллегии, поставил во главе их директоров, наделил правом личного доклада царю, самостоятельностью действий от членов коллегий. Главу Коммерц-коллегии В.А. Гагарина именовал мини­стром. Казначею А.И. Васильеву подчинил казначейские эк­спедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокуро­ра. В самостоятельное центральное учреждение выделен из Сената Почтовый департамент. Самостоятельным стал и Де­партамент водяных коммуникаций. Для управления земля­ми и крестьянами царской фамилии создано центральное ве­домство во главе с департаментом уделов, который возгла­вил министр Уделов. Павел I составил записку «Об устрой­стве разных частей государственного управления», где содер­жался план учреждения министерств вместо коллегий.

4. Павел отказался от курса матери с ее опорой на «просвещен­ное» дворянство, приостановил действие многих статей жа­лованной грамоты дворянства, ограничил дворянские приви­легии, права и льготы, решил восстановить «блеск самодер­жавия», уменьшить влияние дворян на царское управление, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской ад­министрации, упразднил губернские и ограничил уездные дво­рянские собрания, расширил сферу вмешательства губерна­тора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей.

5. В стремлении оградить Россию от влияния Французской ре­волюции ужесточил цензуру, запретил частные типографии, употребление слов «граждане», «отчество», «общество» и др., поездки во Францию, импорт французской литературы, пользование французским языком и т.д.

6.Перетряхнул местное управление, перекроил губернское, уезд­ное деление[48], уменьшил число губерний и соответственно их учреждений, закрыл приказы общественного призрения, воз­вратил окраинам прежние структуры и формы управления.

7. Изменил радикально городское управление на немецкий ма­нер, объединил с полицейскими органами слабое сословное управление в городах. Упразднил в губернских городах думы, управы благочиния, учредил ратгаузы во главе с назначен­ными императором президентами, которые контролировались губернаторами и Сенатом, имели в своем составе чиновни­ков, как назначаемых Сенатом, так и избираемых горожана­ми и утверждаемых императором. Объединены администра­тивные, полицейские, финансовые, хозяйственные и частич­но судебные функции. Ратгаузам подчинены магистраты, ратуши. Уменьшено число сословных судебных структур. В 1799 г. в губернских и уездных городах созданы ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендан­том. Новые военно-полицейские органы ведали и военным судом, тюрьмами.

8. Проявил стремление опереться на бюрократию, увеличил число чиновников в центральном и местном аппарате, про­вел ряд мер по укреплению служебной дисциплины. Павел I централизовал до крайности управление, усилил его деспотическую форму, вмешивался лично во все детали управле­ния через собственную канцелярию, Сенат, Синод, коллегии, укреплял единоначалие, роль бюрократии, углубляя кризисное состояние системы абсолютистского правления, которая не смог­ла избавить Россию от нового обострения противоречий, анти­крепостнических выступлений на рубеже XVIII—XIX вв., крова­вой смены верховной власти весной 1801 г.

 

* * *

Государственное управление во второй половине XVIII в. было направлено на укрепление власти абсолютного монарха, еще бо­лее централизовано и бюрократизировано.

Умножены и укреплены органы на местах, которым переда­ны некоторые функции центрального управления; широкие пол­номочия предоставлены губернаторам и генерал-губернаторам, возвышен институт губернаторства. Учреждены наместничества.

Усовершенствовано общественное сословное управление. Дво­рянству, городам жалованы права самоуправления, корпоративной организации, функционирования на основе законов империи, под контролем царской администрации. Изменено, ужесточено государ­ственное управление духовенством, крестьянством, казачеством.

Осуществлена полицеизация управления, особенно местно­го, уездного, во главе которого поставлены полицейские чины, созданы специальные полицейские управы благочиния.

Система государственного управления реформирована чисто императорско-административными методами. Проигнорированы прогрессивные идеи западных и отечественных мыслителей-про­светителей, депутатов Уложенной комиссии, зарубежный опыт организации управления, движения к гражданскому обществу, конституции, всесословному представительному управлению.

Реформы управления не ослабили остроты внутренних соци­альных противоречий, не обеспечили любезных монархам тиши­ны и спокойствия, не избавили империю от потрясений, вызван­ных разложением средневековых институтов и стремлением спа­сти их, не останавливающимся перед применением исполнитель­но-деспотического давления, превратившего Россию в «царство страха», в условиях которого стал возможен еще один кровавый дворцовый переворот. Павловская контрперестройка обнаружила неустойчивость самодержавно-абсолютистского государственно­го управления, чередование в нем «просвещенных» и деспотичес­ких начал, организационную слабость его звеньев, усиление край­ней бюрократической централизации, вмешательство монарха во все сферы, уровни, детали управления, жесткую регламентацию в организации и деятельности управленческих структур.

Усилия Екатерины II и Павла I в сфере управления носили ярко выраженный охранительно-традиционалистский характер, укрепляли феодальные устои, консерватизм системы государствен­ного управления, отдаляли Россию от Запада, где распространя­лись и утверждались реформистскими и революционными спосо­бами демократические процессы; создавали предпосылки для даль­нейшего отставания страны, неадекватно отражали назревавшие объективные потребности XVIII в. На эти процессы, на Француз­скую революцию Екатерина II отреагировала жестко. Преследова­лось свободомыслие, были сурово наказаны российские просвети­тели, активизирован полицейский сыск, ужесточены наказания за преступления. Забыты либеральные высказывания, сброшена маска просвещенной императрицы, «просвещенный» абсолютизм заме­нен режимом «военной и полицейской диктатуры»[49]. По свидетельству В.О. Ключевского, иностранцы, путешествующие по России в 1790-е гг. с целью ознакомления на месте с итогами екатеринин­ского правления, пророчили, что рано или поздно эти преобразо­вания непременно приведут к великой революции в России.

Вопросы для самопроверки

1. Предпосылки и условия изменения государственного управления во второй половине XVIII в.

2. Реорганизация функций, органов высшего и центрального управления в 60—90-е гг.

3. Реформа местного управления на основе «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 7 ноября 1775 г.

4. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (21 апреля 1785 г.) и формирование сословного дворянского управления.

5. Становление государственного и общественного управления в соответствии с грамотой на права и выгоды городам Российской импе­рии (21 апреля 1785 г.).

6. Усиление государственных начал в церковном, крестьянском, казачьем управлении.

7. Социальная направленность, основные черты и уроки реформирования государственного управления во второй половине XVIII в.

Рекомендуемая литература

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII — в первой половине XIX века. М., 1994.

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 21.04.1785 г. // Политическая история России. Хресто­матия. М., 1996.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994.

Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 3.

Наставление губернаторам. 21.04.1764 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Нижний Новгород, 1994.

Об учреждении в Сенате, в Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел. Манифест 15.12.1763 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Нижний Новгород, 1994.

Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопе­дия. А-Д. М., 1994.

Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1993.

Российская государственность: исторический аспект. М., 1995.

Учреждение для управления губерний... 7.11.1755 г. // Политичес­кая история России. Хрестоматия. М., 1996.


[1] Броневский С.М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе оби­тающими, со времен Ивана Васильевича доныне. СПб., 1996. С. 49—50.

[2] Абсолютизм абсолютная монархия — форма феодального го­сударства, при которой монарху принадлежит неограниченная вер­ховная власть. При абсолютизме феодальное государство достига­ет наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, деятель­ность органов сословного представительства, как правило, прекра­щается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы — это XVII — начало XVIII в. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX в. Ликвидирован в большинстве стран буржу­азными революциями.

[3] Меркантилизм (от итал. — торговец, купец) — экономическое уче­ние и экономическая политика, отражавшая интересы торгового капитала эпохи, предшествующей промышленному капиталу. Меркантилисты добивались преобладания вывоза товаров за гра­ницу над ввозом их в страну для накопления в стране денег (золо­та и серебра). Протекционизм (лат. — покровительство кому-ни­будь в устройстве его дел) — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иност­ранной конкуренции. Реализуется посредством поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта и ограниче­ния импорта.

[4] Скрынников Р.Г. История российская IX—XVII вв. М., 1997. С. 465.

[5] Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1997. С. 242.

[6] См. подробнее: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 1997. С. 104—105.

[7] Государственная служба в России. Документы повествуют: Ниж­ний Новгород, 1994. С. 3—6; История государственной службы в России XVIII — XX веков. М., 1999. С. 15—20; Понеделков А.В. Элита. Ростов н/Д, 1995. С. 114-122; и др.

[8] См.: Понеделков А.В. Элита. С. 114-122; и др.

[9] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 77-78.

[10] Государственные учреждения в России. Документы повествуют. Н.Н., 1994. С. 18.

[11] Имеется первый опыт периодизации династии Романовых: I период: 1613-1725 гг. –бояре Романовы на русском престоле; II период: 1725-1796 – обновление династии Романовых; III риод: 1796-1018 – герцоги Голштинские – русские цари «Романовы»; IV период: 1917 – начало XXI в. – Голштейн-Готторп «Романовы» в изгнании. См.: Чашков В.Н. Романовы: кто они? //Отечественная история. 1998. № 1. С. 167-176.

[12] См.: Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Учебное пособие. Новосибирск – Москва, 1997. С. 37 и др.

[13] Таблица составлена по данным Советской исторической энциклопедии. Т. 7, 11. М., 1965. С. 482; 1968. С. 559—566; Советского энциклопедического словаря. М., 1990. С. 608, 1070. Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии и Главный магистрат стали органами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления тор­гово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма. До конца первого десятилетия XVIII в., т.е. до перелома в политике, Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью.

[14] Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России. М., 1910. С. 97—98.

[15] Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 98—103.

[16] Александров В.А. Сельская община в России (XVII — начале XIX в.). М., 1976. С. 178—179. Глубокий трагизм скрывают полу­грамотные строки мирских приговоров, санкционировавших денеж­ную компенсацию одиноким матерям и женам рекрутов.

[17] Бурмистерская палата (Московская ратуша) просуществовала до 1720 г., когда был создан такой орган, как Московский магистрат.

[18] Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная ис­тория. 2001. № 2. С. 18—23.

[19] Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 113—114.

[20] Мунчаев Ш. М., Устинов В. История России. Учебник для вузов. М., 1997. С. 108.

[21] Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные суды России // Отечественная история. 2000. № 5. С. 11—18.

[22] М.М. Щербатов пытался реализовать свои идеи, возглавляя дво­рянских депутатов в Уложенной комиссии 1767—1768гг. См.: Коваленко В. И. Михаил Михайлович Щербатов // Вестник Москов­ского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 1. С. 70—79.

[23] В управлении при Екатерине сочетались черты сословного и поли­цейского государства во имя укрепления ее власти и мощи импе­рии. См.: Рэгсдейл X. Просвещенный абсолютизм и внешняя по­литика в России в 1762—1815 гг. // Отеч. история. 2001. № 3. С. 4.

[24] См.: Рэгсдейл Х. Указ. соч. С. 4.

[25] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 5. Курс русской истории. М., 1989. С. 105. См. также: Минаева Н.В. Никита Иванович Панин // Вопросы истории. 2001. № 7. С. 74.

[26] См.: Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Н. Н., 1994. С. 31-33.

[27] Учреждения государственного управления в России... С. 84,85. Уезд представлял собой издавна сложившийся округ, состоял из земель, волостей, тянувшихся географически к городу, стал тер­риториальной, административной, финансовой единицей. Уезды, губернии, провинции отличались ранее по количеству земли, жи­телей. Увеличение числа уездов по указу Екатерины II потребова­ло превращения многих сел, деревень, слобод в уездные города. См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 273.

[28] В работные дома собирали нищих, людей, которые «праздно ша­тались». В смирительные дома помещики сдавали непокорных кре­постных, родители — неповиновавшихся детей. Там существовал полутюремный режим, принудительный труд, телесные наказа­ния. По сути это были тюремные учреждения.

[29] См.: Из учреждений для управления губернией. 7 ноября 1775 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 201—207.

[30] Совестный суд правил дела малолетних, безумных преступников, разбирал жалобы в порядке примирения, рассматривал дела не по формальному указанию законов, а по естественной справедливос­ти. См.: Платонов С.Ф. Указ. соч. С. 284.

[31] Институт наместников усовершенствован в XIX в., возрожден свое­образно в конце XX в. Указом «О полномочном представителе Президента Российской Федерации» (13.05.2000) учреждено 7 фе­деральных округов. По версии газеты «Крестьянин» (18—24.05.2000. №20. С. 1), полпреды главы государства «наделяются беспреце­дентными генерал-губернаторскими полномочиями», станут «фак­тически его наместниками».

[32] 23 октября 1762 г. разрешено всем сословиям создавать мануфак­туры. Позволено в 60-е гг. создавать текстильное производство без регистрации. 17 марта 1775 г. предоставлено «всем любезно-подданным» право устраивать любые промышленные предприя­тия. Активизировались банки. Дворянский банк приобрел в 1786 г. статус государственного заемного. Создан в связи с выпуском ас­сигнаций Государственный ассигнационный банк. За 10 лет (1775— 1785 гг.) удвоилось число городов. См.: Паппс Р. Россия при ста­ром режиме. М., 1993. С. 285.

[33] Манифестом от 14 декабря 1766 г. о созыве Уложенной комиссии введены новое понятие «город» как тяглая и юридическая единица, выборные городские головы, баллотировка шарами, известная в России начиная с эпохи Петра I при принятии коллективных реше­ний в учреждениях.

[34] См.: Грамота на права и выгоды городам Российской империи. 21 апреля 1875г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С.244-311.

[35] 1. Владельцы домов, земель, иной недвижимости в городе — «на­стоящие городские обыватели». 2. Купцы трех гильдий. 3. Цехо­вые ремесленники. 4. Иногородние и иностранные гости (торгов­цы). 5. Именитые граждане: а) выборные должностные лица, получившие звание степенных, похвалу за службу заседателем гу­бернского магистрата, совестного суда, бургомистром, городским головой и другую городскую службу; б) профессиональные дип­ломированные ученые; в) архитекторы, живописцы, скульпторы, «музыку учинители»; г) состоятельные капиталисты, объявившие свои капиталы свыше 50 тыс. руб.; д) банкиры; е) оптовые торгов­цы; ж) кораблевладельцы. 6. Посадские-цеховые, имеющие капи­тал, занятые ремеслом, рукоделием, — самый многочисленный разряд.

[36] Ключевский В.О. Указ. соч. С. 112.

[37] Платонов С.Ф. Указ. соч. С. 286.

[38] В петровское время употреблялся термин «шляхетство» для обозначения служилого сословия, замененный «дворянством» в усло­виях оформления сословия и утверждения абсолютизма. В 1736 г. срок обязательной службы дворян сокращен до 25 лет. При Елизавете он стал еще короче, подготовлен проект о полном освобождении дворян от обязательной службы.

[39] В документе 4 раздела и 92 статьи. См.: Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 208—243.

[40] «Бесправное при Петре Великом шляхетство облегчило несколько свои тяготы при императрице Анне, замкнулось в благородное со­словие при Елизавете, освобождено от обязательной службы при Петре III, при Екатерине II обращено в привилегированное сословие с широким сословным самоуправлением и с большими адми­нистративными полномочиями». Платонов С.Ф. Указ.соч. С. 286.

[41] Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 208.

[42] Ключевский В.О. Указ. соч. С. 166.

[43] Государство стало выдавать монастырям сначала до 30 десятин, архиерейским домам — 6—9 десятин земли, а в 1797 г. увеличило наделы для монастырей до 60 десятин и для архиерейских домов — до 30 десятин.

[44] Подробно см.: Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправле­ния в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001, 3. С. 29.

[45] В 1782 г. крепость св. Димитрия Ростовского, посад, возникший недавно г. Нахичевань-на-Дону причислены к Таганрогскому уез­ду, который в 1784 г. в составе Азовской губернии стал частью Екатеринославского наместничества, а в 1796 г. — Новороссийс­кой губернии, но уже в составе Мариупольского уезда. 17 августа 1797 г. крепость св. Димитрия Ростовского с поселением преобра­зована в уездный центр, канцелярия которого размещалась в Та­ганроге.

[46] В 1797 г. восстановлена на Дону войсковая канцелярия. Павел I в 1801 г. заменил войсковое правительство Черноморского казачье­го войска тоже войсковой канцелярией, которая имела шесть струк­турных экспедиций и в своем штате особое должностное лицо, назначавшееся государем.

[47] Брак Павла I с вюртембергской принцессой Софией-Доротеей-Лу­изой (в православном крещении Марией Федоровной) и рождение сыновей Александра, Константина и Николая упрочили немецкую этническую линию на российском престоле.

[48] Указом от 28 августа 1797 г. «О назначении границ Новороссийс­кой губернии и о разделении ее на уезды» образован в составе гу­бернии Ростовский уезд с центром в крепости св. Димитрия Рос­товского. 8 октября 1802 г. уезд с центром в Ростове отошел к Екатеринославской губернии.

[49] См.: Ерошкин Н.П. Государственные учреждения дореволюцион­ной России. М., 1983. С. 114.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.016 с.)