Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведения Петрарки на латыни.

Поиск

Поэзия на латыни

Долгое время в латинской поэзии Петрарка видел именно то направление творчества, которое могло бы принести ему писательскую славу. С течением времени, однако, он заметил, что интересы его все более склоняются в сторону nugae - поэтических “безделушек”, написанных на volgare. Его латинская поэзия осталась во многом нереализованной возможностью, - примером и подтверждением тому может служить написанная гекзаметрами эпическая поэма “Африка”, начатая в 1338-39 гг., частично прочитанная Роберту Анжуйскому в 1341-м и ему же посвященная. К работе над ней Петрарка возвращался на протяжении всей жизни, а распространение текст получил уже после смерти поэта. Поэма состоит из 9 книг, часть которых незавершена, - а в целом поэма должна была состоять из 12 книг. Используя в качестве модели “Энеиду” Вергилия, Петрарка рассказывает о событиях Второй пунической войны, стремясь подчеркнуть величие республиканского Рима и доблесть главного героя войны, Сципиона Африканского. Однако рассказ о прошлом является во многом чисто внешней канвой повествования, которое само по себе представляется неоднородным и фрагментарным, персонажи ведут себя достаточно схематично. Главное достоинство поэмы - в ее лирических отступлениях (особенно в 5-й книге) и в размышлениях героев о быстротечной и несовершенной земной жизни. В этих эпизодах Петрарка с горечью и сожалением пишет об изменчивости природы и всего земного. Подражанием Вергилию является книга “Bucolicum carmen” - собрание 12 эклог, написанных изначально в 1346-48 гг., а потом неоднократно редактировавшихся. В три книги собраны и более интересные “Epistole metriche” (“Метрические послания”), собиравшиеся начиная с 1350 г. и представлявшие собой прежде всего письма в поэтической форме. Близки по языку первому латинскому переводу Библии семь “Psalmi penitentiales” (“Покаянные псалмы”) - молитвы, написанные ритмизированной прозой примерно в 1348 г.

Проза на латыни.

Другие произведения Петрарки на латыни могут быть разделены на три группы, каждая из которых отражает определенные аспекты гуманистического мировоззрения автора. Это: трактаты историко-просветительской направленности, трактаты на этическую тематику, произведения полемического характера. Трактаты исторического содержания связаны с прославлением античных героев и их подвигов, что можно назвать первым проявлением глубокого интереса Петрарки к античной классике.

- Трактат «De viris illustribus» («О выдающихся людях») был начат в Валькьюза в 1338-39 гг., но его написание растянулось на долгие годы, в течение разных периодов жизни писателя, причем окончательный вариант так никогда и не был окончен. Петрарка создает 36 биографий выдающихся людей античности по «героической» модели и согласно принятым нормам риторики, в которых подчеркивается конфликт между исключительностью индивидуума и постоянной враждебностью судьбы.

- Трактат «Rerum memorandarum libri» («Книги о памятном»), над которым Петрарка серьезно работал в 1343-45 гг., построен по образцу подобного сочинения средневекового автора Валерия Максима, составлен также из ряда эпизодов античности и более близких автору эпох, и также не был закончен (текст состоит из 4 книг).

- Еще одним трактатом исторической направленности принято считать небольшое произведение, озаглаволенное «Itinerarium syruiacum» («Сирийский путь»), написанный в 1358 г. для некоего Джованни ди Манделло, отправлявшегося паломником в святую землю. Это своего рода историко-археологический и географический «путеводитель», который Петрарка написал, опираясь на свои незаурядные знания.

В трактатах морально-философской направленности Петрарка решает вопрос о соотношении своего собственного человеческого существования и социальной, коллективной действительности. Лучшим из них считается

- «De vita solitaria» («Об уединенной жизни»), в 2-х частях, большей частью написанный в 1346 г., а затем расширенный в последующих редакциях. Восхваление одинокой жизни в Валькьюза здесь дается как восхваление интеллектуальной жизни, посвященной научным занятиям и самоанализу и противопоставляется шумной и хаотичной жизни Авиньона.

-Трактат «De otio religioso» («О покое монашеской жизни») создавался в 1347 г., после поездки в городок Монтрие к брату Герардо. Петрарка редактирует его десять лет спустя, причем произведение продолжает тему предыдущего трактата, однако затворническая жизнь рассматривается здесь в более религиозном и аскетическом ключе. Петрарка проводит параллель между своим существованием и жизнью в монастыре и считает, что монашеское существование дает возможность погрузиться в собственный внутренний мир.

- Трактат «De remediis utriusque fortunae» («О средствах против двух типов судьбы»), задуманный, возможно, еще в 1342-43 гг., большей частью был написан в 1356-57 гг., отредактирован в 1366, и состоял из многочисленных диалогов, объединенных в две книги: в первой изложены способы избежать опасностей, которые таит в себе благосклонная фортуна, во второй – от ситуаций, в которых очевидна ее враждебность. Петрарка создает своего рода риторическую игру между абстрактными фигурами, в которой, однако, сквозной мыслью проходит утверждение, что важнее всего – достоинство человека (virtus) и что при помощи знания можно противостоять любым превратностям судьбы.

Трактаты полемического характера связаны с более конкретными ситуациями и направлены против недругов поэта, которых Петрарка рассматривает как людей коварных, движимых безумными и извращенными побуждениями. В них во многом отразилось его восприятие окружающего мира.

- «Invective contra medicum» («Инвективы против врача») написаны в 1352-53 гг. и разделены на четыре книги в 1355 г. Поэт выступает в этом сочинении против ложного всезнания авиньонских врачевателей.

- «Invectiva contra quendam magni status hominem sed nullius scientie et virtutis» («Инвектива против властителя, не имеющего, однако, никакого знания и достоинства») была написана по поводу одного кардинала папского двора, который критически высказывался по поводу карьеры поэта.

- «De sui ipsius et multorum ignorantia» («О евежестве собственном и многих иных») был написан в 1367 г.. Произведение резко критикует четверых молодых аверроистов, с которыми поэт встречался в Венеции и которые осмеяли его незнание аристотелевской философии. Защита самого себя в этом произведении превращается в резкую полемику, направленную против естественных наук и принципа авторитарности (т.е. против привычки пользоваться цитатами разных авторов, в т.ч. и Аристотеля, чтобы подтвердить истину, - без какого бы то ни было практического ее подтверждения).

- «Invectiva contra eum qui maledixit Italie» («Инвектива против того, кто плохо говорил об Италии») написана в 1373 г. и направлена против сочинения французского монаха Жана де Эсдена, нанесшего Италии и итальянцам глубокое оскорбление своим утверждением о том, что папский престол должен оставаться в Авиньоне.

Многие из этих произведений имели широкое хождение, особенно в эпоху Возрождения, и в большинстве переводились на volgare. При всем разнообразии этих произведений, в них все же можно выделить ряд общих черт и особенностей:

1. Глубокий интерес к античной истории, которая представляется богатым источником образов, моральных качеств, ситуаций, достойных подражания.

2. Общее стремление к тому, чтобы рассматривать жизнь деятеля культуры как высшую ценность, и именно ему давать право (привилегию) оценивать общественную жизнь, но с некой удаленной (и “уединенной”) точки зрения.

3. Утверждение необходимости самопознания, исследования внутреннего мира человека, отвергая естественные науки и всякое системное мышление (систематичности Аристотеля противопоставляется диалогичность Платона; изучению природы - анализ поведения и чувств человека).

4. Религиозность, сосредоточенная на вопросах индивидуального спасения, утверждающая непознаваемость Бога и сотворенного им мира - и прямые, неопосредованные отношения человека с Богом.

5. Утверждение положительной ценности в том, что прочно, надежно, единственно в своем роде, - и отрицательного в том, что изменчиво, многообразно. Достоинство человека (virtus), в котором он может полностью осознать смысл своего существования, есть уверенность, всегда равная себе самой и не поддающаяся изменчивости природы и превратностям судьбы.

6. Поэзия есть наивысшая форма среди всех форм выражения человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.006 с.)