Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символика чисел в «комедии».

Поиск

Данте интересовался нумерологией и символикой чисел. Весь текст пронизан числовыми символами и соответствиями. Основные символы – 3, 9, 10. В каждой кантике 33 песни + 1 вводная → всего 100. 3 – символ троицы и 3-х загробных царств. 10 – символ совершенства, и в нем господствуют числа 3 и 9. Ад делится на 3 части, включающие 9 кругов, 7-ой круг разделяется на 3 малых круга, 10-ый подразделяется на 10 рвов. Чистилище делится на 3 отдели и всего 9 ступеней (2 – предчистилище, 7 – чистилище, 7 смертных грехов). Рай – 3 части, 9 сфер (небес) – сферы всех планет солнечной системы и, согласно Птолемею, Земля в центре. В райской розе 3 иерархии святых и 9 ангельских хоров. Поэма написана терциной (трехстишием). Всего 14233 стиха.

Образ Беатриче в «Комедии».

Тайна Беатриче в том, что она индивидуум, личность и идеальная сила в одно и то же время. Другими словами, она конкретный человек, неповторимый душевный мир и персонализация небесной мудрости. Это предопределяет и характер любви Данте: она — событие его личной жизни, проявление в личном сверхличных ценностей и прорыв в мир универсального смысла. Можно сказать, что слияние «лица» и «символа» в живой индивидуальности и любовь как соответствующее индивидуальности чувство есть формула персонализма, выработанного культурой XIII в. Совпадение природной силы (звёзды), силы благодати (Беатриче) и силы права (римлянин Вергилий), соединившихся в судьбе Данте,помогает ему пройти весь трудный путь. Роль “земной” Беатриче предшествует роли Беатриче “теологической”, которая в потустороннем мире становится символом божественного Знания, никогда не теряя при этом своей женственности. Она приходит на помощь Данте, когда он оказывается в “диком лесу”, призывая Вергилия; является ему на вершине Чистилища и упрекает его за отступничество; затем становится его возлюбленным проводником через небесные сферы Рая в интеллектуальном, моральном и религиозном восхождении, которое завершается созерцанием Бога. В бесконечности живет “ее прекрасная улыбка” (Нж, XXI,8), в которую он был влюблен при ее жизни; Беатриче, преображенная в славе и в блаженстве, остается все такой же “прекрасной и смеющейся” (Рай, XIV), как это было в произведениях стильновистов, готовая увлечь его “лучом улыбки” (Рай, XVIII,19). Место Беатриче в небесной иерархии (точно не указан ное, но во всяком случае почетное: она сидит рядом с библейской Рахилью), и ее эпитеты говорят о том, что перед нами не дочь Фолько Портинари или не только она. Беатриче — единственная, кем смертные в подлунном мире возвышаются над другими творениями (II 76—78), она также — истин ная хвала богу (II 102). Другими словами, она — рациональное богословие, схоластика (учение совмещавшее христианское

Данте как поэт-персонаж.

Необычность замысла «Комедии» видна уже в том, что главным ее героем становится сам автор. Обычно «я» — просто прием повествования или маска, исповедь, герой — пассивный слушатель. В «Божественной Комедии» центральный персонаж — не абстрактное «я», а Данте со всеми особенностями его личности и событиями прошедшей жизни, причем в первых же песнях «Ада» мы узнаем, что и путешествие, и лица, с которыми встречаются странники, предопределены судьбой Данте и ничьей другой. В то же время «Комедия» представляет собой художественный вымысел, развивающийся по литературным законам. Надо учесть, что соединение реальной личной судьбы и литературного сюжета стало возможным благодаря некоторому среднему звену — чувству избранничества. Данте не считает себя обычным человеком: во-первых, он поэт, во-вторых, он пророк в том смысле, в каком ими были ветхозаветные поэты — обличители зла и провидцы; он, наконец, избранник, на которого возложена великая миссия. По существу не так уж важно, взял ли он на себя эту миссию произвольно, опирался ли на какой-то визионерский опыт или на философские размышления. Важнее другое: чувство избранничества дает возможность сопоставить личное и всеобщее, уподобить свою судьбу уделу человечества, которое также избрано богом для высоких целей. Данте реализует эту возможность в полной мере и проходит свой путь по загробным мирам таким образом, что в его странствии мы видим отражение исторического пути человечества в прошлом, настоящем и будущем. Конечно, переживания и проблемы автора составляют первый план. Можно сказать, что Данте осуществляет опыт самоанализа, продумывая все события своей жизни и проясняя ее смысл с каждым новым этапом пути в потустороннем мире. Реальная жизнь Данте — это цепь разрушенных надежд и потерь. Умирает его возлюбленная, умирает лучший друг, он теряет родину, затем единомышленников, у него на глазах уничтожается цвет христианского рыцарства, умирает глубоко чтимый им монарх и рушатся надежды на, казалось бы, близкое исполнение мечты об империи. В поэме все погибшее воскресает, все потерпевшее поражение торжествует; властью поэта наказываются злодеи и награждаются праведники. Данте осуществляет свой замысел — дать поучение современникам, показать этические и философские ориентиры. Но было бы неправильно усматривать здесь только дерзкие притязания на роль судьи. Автор — пилигрим, который совершает путешествие на небо, чтобы спасти себя от гибели, очиститься от грехов. Это путь покаяния и духовного возрождения. В 1300 г. за 15-дневную молитву в храмах Петра и Павла в Риме, как обещал папа, пилигриму отпускались грехи и он приравнивался к крестоносцу. Данте совершил в юбилейный год путешествие в Рим небесный, и столь же высоким был избранный им путь покаяния. Подобно тому как путь в Чистилище оказался проходящим через Ад, так и возвышение его личности стало возможным через унижение и смирение. В XXV песни «Рая» поэт выражает надежду, что его произведение смирит гнев, пресекший ему путь на родину. Он видит в поэме искупительный акт, который снимет с него заклятие и вернет «потерянный рай»: родину, детство, Беатриче. «Комедия» соединяет глубоко личный акт самопреодоления и обращенный к человечеству призыв. Три ее части суть три мира, в которых одновременно жил Данте: ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы и рай веры, не покидающей поэта. Авторское «я» с необходимостью погружается в глубины личного и обнаруживает там нечто жизненно важное для всех.

Язык и стиль «Комедии».

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература – замковая, салонная, а здесь – горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан – усиливают момент поклонения даме – дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме – первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная – первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» - нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды – священный цвет. Присутствие в "Божественной Комедии" подвижного и красочного народного говора флорентийских улиц, рынков и площадей; величавая и оправданная огромным опытом мысли и чувства сентенциозность поэмы, отдельные стихи-афоризмы которой утвердились в живом обиходе итальянского языка; наконец, широкая, несмотря на весь груз ее аллегорий, доступность "Божественной Комедии" в своих наиболее крупных поэтических ценностях многовековым читателям и на родине Данте, - далеко за ее пределами обусловили наряду со всем прочим то первенствующее место, которое она заняла в итальянской национальной культуре.
Надо сказать несколько слов о языке «Комедии», характерной чертой являются бессказуемые конструкции, речь героев приобретает эпически торжественное звучание, произведение написано силлабическим одинадцатисложником, о котором Данте говорил, что он самый длинный и наиболее величавый в итальянском стихосложении, он не воспроизводится и средствами русского языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 3482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.116.76 (0.008 с.)