Периодизация Средневековья и средневековой культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация Средневековья и средневековой культуры.



Периодизация Средневековья и средневековой культуры.

312 – император Константин под влиянием жены и матери, которые прониклись духом христианства, принимает «Миланский эдикт», которым провозглашает христианство официальной религией империи.

395 – разделение римской империи на Западную (столицы Рим → Ровенна → Милан) и Восточную (столица Константинополь).

410 – Варвары совершают разгромный набег на Рим.

476 – когда правил Ромул Августул, - набег варвар, которые уничтожают императора. Рим пал. Начинается эпоха средних веков.

Эпоха средневековья была в трудах ученых-гуманистов15-16 вв.

Конец средневековья установить достаточно сложно:

1. С точки зрения гуманистов, которые анализировали античные тексты и пытались связать свою эпоху с античностью – между 14-15 вв.

2. С точки зрения политической истории:

А) 1453, когда турками-османами был взят штурмом Константинополь. Пала Восточная Римская империя.

Б) 1492 – открытие Америки.

3. С точки зрения истории религии – 1517 – начало Реформации. Мартин Лютер, положивший начало, утверждал, что церковь – необязательный элемент для общения человека с Богом.

4. С точки зрения экономической и общественной истории: первой из эпохи средневековья выходит Италия (12-13 вв.) В это время активно строятся города, изменяется социальная структура общества. Апогея в развитии достигли 4 республики: Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи.

 

Основные черты средневекового мировоззрения и культуры.

Средневековая цивилизация: религиозная, христианская, антисветская. В основе лежит убеждение, что настоящая жизнь, уготованная душе, - это жизнь загробная, а земное существование преходящее, это всего лишь испытание и подготовка к настоящей, загробной жизни. Считалось, что сама жизнь и история человека предопределены божественным провидением. Каждый играет свою роль, подчиняясь божественной воле, причем сам не знает той роли, которая ему предназначена. Происходит сложная обработка античной культуры, которая расцветает в эпоху Возрождения.

530 – первым монастырь, который основал св. Бенедикт.

1054 – «великий раскол» - разделение церкви на православную и католическую.

Конец 8 – начало 9 в. – период экономического и культурного подъема в западной Европе, период «каролингского возрождения». Оформляются феодальные отношения.

В 11 в. начинаются крестовые походы, в результате которых возникают христианские королевства в восточном средиземноморье. Обращение в христианство многих народов.

12 в. – рост городов и торговли в Европе. Многие историки называют это эпохой Возрождения. Особенно очевидно в Италии. Активно развиваются и города-республики (Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи), которые активно торгуют с другими странами Европы. В 13 в. все они приходят в упадок, кроме Венеции.

 

Данте в изгнании.

Годы изгнания были для Данте годами скитальчества. Он затевает свой «Пир», который так и закончил: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном красноречии. В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Рай дописывался в Равенне. О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Bartolomeo della Scala; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии. Позднее он прибыл в Болонью, позже очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию, желая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался), а в 1315 г. наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев. С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор городаGuido da Polenta. Здесь создавались песни Рая. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Данте был похоронен в Равенне.

 

Образ Беатриче в «Комедии».

Тайна Беатриче в том, что она индивидуум, личность и идеальная сила в одно и то же время. Другими словами, она конкретный человек, неповторимый душевный мир и персонализация небесной мудрости. Это предопределяет и характер любви Данте: она — событие его личной жизни, проявление в личном сверхличных ценностей и прорыв в мир универсального смысла. Можно сказать, что слияние «лица» и «символа» в живой индивидуальности и любовь как соответствующее индивидуальности чувство есть формула персонализма, выработанного культурой XIII в. Совпадение природной силы (звёзды), силы благодати (Беатриче) и силы права (римлянин Вергилий), соединившихся в судьбе Данте,помогает ему пройти весь трудный путь. Роль “земной” Беатриче предшествует роли Беатриче “теологической”, которая в потустороннем мире становится символом божественного Знания, никогда не теряя при этом своей женственности. Она приходит на помощь Данте, когда он оказывается в “диком лесу”, призывая Вергилия; является ему на вершине Чистилища и упрекает его за отступничество; затем становится его возлюбленным проводником через небесные сферы Рая в интеллектуальном, моральном и религиозном восхождении, которое завершается созерцанием Бога. В бесконечности живет “ее прекрасная улыбка” (Нж, XXI,8), в которую он был влюблен при ее жизни; Беатриче, преображенная в славе и в блаженстве, остается все такой же “прекрасной и смеющейся” (Рай, XIV), как это было в произведениях стильновистов, готовая увлечь его “лучом улыбки” (Рай, XVIII,19). Место Беатриче в небесной иерархии (точно не указан ное, но во всяком случае почетное: она сидит рядом с библейской Рахилью), и ее эпитеты говорят о том, что перед нами не дочь Фолько Портинари или не только она. Беатриче — единственная, кем смертные в подлунном мире возвышаются над другими творениями (II 76—78), она также — истин ная хвала богу (II 102). Другими словами, она — рациональное богословие, схоластика (учение совмещавшее христианское

Данте как поэт-персонаж.

Необычность замысла «Комедии» видна уже в том, что главным ее героем становится сам автор. Обычно «я» — просто прием повествования или маска, исповедь, герой — пассивный слушатель. В «Божественной Комедии» центральный персонаж — не абстрактное «я», а Данте со всеми особенностями его личности и событиями прошедшей жизни, причем в первых же песнях «Ада» мы узнаем, что и путешествие, и лица, с которыми встречаются странники, предопределены судьбой Данте и ничьей другой. В то же время «Комедия» представляет собой художественный вымысел, развивающийся по литературным законам. Надо учесть, что соединение реальной личной судьбы и литературного сюжета стало возможным благодаря некоторому среднему звену — чувству избранничества. Данте не считает себя обычным человеком: во-первых, он поэт, во-вторых, он пророк в том смысле, в каком ими были ветхозаветные поэты — обличители зла и провидцы; он, наконец, избранник, на которого возложена великая миссия. По существу не так уж важно, взял ли он на себя эту миссию произвольно, опирался ли на какой-то визионерский опыт или на философские размышления. Важнее другое: чувство избранничества дает возможность сопоставить личное и всеобщее, уподобить свою судьбу уделу человечества, которое также избрано богом для высоких целей. Данте реализует эту возможность в полной мере и проходит свой путь по загробным мирам таким образом, что в его странствии мы видим отражение исторического пути человечества в прошлом, настоящем и будущем. Конечно, переживания и проблемы автора составляют первый план. Можно сказать, что Данте осуществляет опыт самоанализа, продумывая все события своей жизни и проясняя ее смысл с каждым новым этапом пути в потустороннем мире. Реальная жизнь Данте — это цепь разрушенных надежд и потерь. Умирает его возлюбленная, умирает лучший друг, он теряет родину, затем единомышленников, у него на глазах уничтожается цвет христианского рыцарства, умирает глубоко чтимый им монарх и рушатся надежды на, казалось бы, близкое исполнение мечты об империи. В поэме все погибшее воскресает, все потерпевшее поражение торжествует; властью поэта наказываются злодеи и награждаются праведники. Данте осуществляет свой замысел — дать поучение современникам, показать этические и философские ориентиры. Но было бы неправильно усматривать здесь только дерзкие притязания на роль судьи. Автор — пилигрим, который совершает путешествие на небо, чтобы спасти себя от гибели, очиститься от грехов. Это путь покаяния и духовного возрождения. В 1300 г. за 15-дневную молитву в храмах Петра и Павла в Риме, как обещал папа, пилигриму отпускались грехи и он приравнивался к крестоносцу. Данте совершил в юбилейный год путешествие в Рим небесный, и столь же высоким был избранный им путь покаяния. Подобно тому как путь в Чистилище оказался проходящим через Ад, так и возвышение его личности стало возможным через унижение и смирение. В XXV песни «Рая» поэт выражает надежду, что его произведение смирит гнев, пресекший ему путь на родину. Он видит в поэме искупительный акт, который снимет с него заклятие и вернет «потерянный рай»: родину, детство, Беатриче. «Комедия» соединяет глубоко личный акт самопреодоления и обращенный к человечеству призыв. Три ее части суть три мира, в которых одновременно жил Данте: ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы и рай веры, не покидающей поэта. Авторское «я» с необходимостью погружается в глубины личного и обнаруживает там нечто жизненно важное для всех.

Язык и стиль «Комедии».

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература – замковая, салонная, а здесь – горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан – усиливают момент поклонения даме – дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме – первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная – первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» - нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды – священный цвет. Присутствие в "Божественной Комедии" подвижного и красочного народного говора флорентийских улиц, рынков и площадей; величавая и оправданная огромным опытом мысли и чувства сентенциозность поэмы, отдельные стихи-афоризмы которой утвердились в живом обиходе итальянского языка; наконец, широкая, несмотря на весь груз ее аллегорий, доступность "Божественной Комедии" в своих наиболее крупных поэтических ценностях многовековым читателям и на родине Данте, - далеко за ее пределами обусловили наряду со всем прочим то первенствующее место, которое она заняла в итальянской национальной культуре.
Надо сказать несколько слов о языке «Комедии», характерной чертой являются бессказуемые конструкции, речь героев приобретает эпически торжественное звучание, произведение написано силлабическим одинадцатисложником, о котором Данте говорил, что он самый длинный и наиболее величавый в итальянском стихосложении, он не воспроизводится и средствами русского языка.

Значение творчества Данте.

Произведения Данте во многом автобиографичны. Из них мы узнаем автора как страстного, непримиримого борца за светлые идеалы, наделенного истинно человеческими, высокими чувствами. Он выражал стремление к добру, веру в могущество человеческой мысли. Человеческие чувства для него были выше всего божественного, того, что проповедуют отцы церкви. В его автобиографии «Новая жизнь» отразилась сила и глубина его чувств, стремление к единству и сплоченности людей. Высшим земным счастьем видится ему любовь к Беатриче - женщине, которую не раз воспевал он в своих стихотворениях. Сквозь все свое творчество пронес поэт страстную, возвышенную, бессмертную любовь к Беатриче. Поэма Данте «Божественная комедия» - бессмертный памятник XIV века, который является величайшим вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой литературы. В нем автор решает богословские, исторические и научные проблемы. Поэма стоит на последней границе своей эпохи, всю ее в себе заключая и свидетельствуя одновременно о ее жизненной силе и о ее смысловой исчерпанности. Значение творчества Данте Алигьери трудно переоценить. Его мастерство — безгранично, многосторонне, оно включает в себя все бесчисленные аспекты человеческой жизни. Не случайно Джован-ни Бокаччо говорил о нем: «За свою глубокую и разностороннюю ученость он целиком заслужил почетное звание, и не случайно еще при жизни одни называли Данте поэтом, другие — философом, третьи — теологом».

 

Образ Лауры в «Канцоньере».

Любви к Лауре посвящены почти все стихотворения “Канцоньере”, и голос лирического “я”, которое обращается к читателю, выражает интонации этого чувства. Однако в образах и чертах внешнего мира отсутствует какая-либо реалистичность или физическая конкретность. Поступки, жесты, ситуации вписываются в символический, абстрактный план, становятся выражением внутреннего опыта. Даже само имя создает возможность для целого рядта символических ассоциаций, связанных как с поэзией Петрарки в целом, так и с его определенными мировоззренческими установками. Имя “Лаура” идентифицируется со словом “лавр” (Laura - lauro), символом бога Аполлона и поэзии - и тем самым лавром (лавровым венком), которым Петрарка был увенчан на Римском Капитолии в 1341 г. Поэтому уже некоторые современники поэта предполагали, что любовь к Лауре и ее имя вымышлены. На эти замечания Петрарка дает ответ в письме к Джакомо Колонна примерно в 1336 г., где говорит о реальности своего чувства и о реальном существовании объекта этой любви.

Лаура не вымысел, однако Петрарка создает свою поэтическую систему, составленную из повторяющихся ситуаций и мест, образов и метафор, устанавливая точную хронологическую симметрию, - все это было связано со схемами средневековой поэзии и с образцами “сладостного нового стиля” (как, например, дата первой встречи с Лаурой - 6 апреля 1327 г., и дата смерти - 6 апреля 1348 г.).

В отличие от дантовой Беатриче, образ Лауры не вызывает во влюбленном коренных изменений, не вынуждает принимать радикальные решения,- это неизменный образ желания, которое не может быть удовлетворено, реализовано, но которое в то же время становится смыслом существования. Именно благодаря этому образу, лирический герой осознает самого себя.

В сборнике есть два важнейших хронологических момента, имеющих значение: первая встреча 1327 года, к которой поэт не устает снова возвращаться, воспроизводя подробности, жесты, слова, прозвучавшие тогда, описывая ощущения, которые она оставила в его душе. Вторая точка отсчета - это смерть возлюбленной, и с этого момента появляется тема невосполнимой потери тех образов и ситуаций, которые окружали Лауру при жизни. Они возвращаются только во сне либо в видениях загробной жизни.

Постоянное возвращение к образу Лауры означает для поэта еще и потерю себя, непрестанные колебания, не дающие ему покоя. В самой символизации, абстрагировании образа возлюбленной от реальности ощущается элемент эротизма, постоянное желание обрести земную красоту, которое все резче сталкивается (особенно во второй части книги) с осознанием суетности мира и чувством религиозного раскаяния.

В своей книге Петрарка упрощает, очищает, преобразует всю систему любовной лирики на volgare и создает поэтические модели, которые останутся образцами на протяжении столетий: женщина прекрасна и самоценна, прекрасны ее лицо и одежды, гармоничны ее движения, она является на фоне природы, вдали от шумной толпы.

В “Канцоньере” сведено к минимуму присутствие философско-теоретической проблематики “сладостного нового стиля”. Целый ряд метафор подчеркивает противоречивый характер отношений с женщиной - “dolce nemica”, - которые утешают и разрушают одновременно. Игра парадоксов и противопоставлений, лежавшая в основе всей предыдущей любовной и куртуазной лирики, становится у Петрарки целой системой. В этой системе поэтическое “я” отказывается от какого бы то ни было участия в социальной жизни, отвергает любые внешние оправдания либо причины событий, но в то же время оказывается в плену прекрасного образа земной женщины, красота которой, несмотря на постоянные попытки зафиксировать ее, остановить во времени, сделать символом, все же земная, изменчивая - и потому преходяща, как и сама жизнь.

Периодизация Средневековья и средневековой культуры.

312 – император Константин под влиянием жены и матери, которые прониклись духом христианства, принимает «Миланский эдикт», которым провозглашает христианство официальной религией империи.

395 – разделение римской империи на Западную (столицы Рим → Ровенна → Милан) и Восточную (столица Константинополь).

410 – Варвары совершают разгромный набег на Рим.

476 – когда правил Ромул Августул, - набег варвар, которые уничтожают императора. Рим пал. Начинается эпоха средних веков.

Эпоха средневековья была в трудах ученых-гуманистов15-16 вв.

Конец средневековья установить достаточно сложно:

1. С точки зрения гуманистов, которые анализировали античные тексты и пытались связать свою эпоху с античностью – между 14-15 вв.

2. С точки зрения политической истории:

А) 1453, когда турками-османами был взят штурмом Константинополь. Пала Восточная Римская империя.

Б) 1492 – открытие Америки.

3. С точки зрения истории религии – 1517 – начало Реформации. Мартин Лютер, положивший начало, утверждал, что церковь – необязательный элемент для общения человека с Богом.

4. С точки зрения экономической и общественной истории: первой из эпохи средневековья выходит Италия (12-13 вв.) В это время активно строятся города, изменяется социальная структура общества. Апогея в развитии достигли 4 республики: Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.019 с.)