Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переходный период от античности к средневековью.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Переходный период в средневековье продолжается до конца IX – начала X вв. Только к X в. выкристаллизовывается система феодальных отношений, мировоззрение. X-XI в. - раннее Средневековье. От этого времени осталось очень мало памятников. XII-XIII в — зрелая средневековая культура. Эпоха, в которой связывается философия, система жанров. В этот период поднимаются города, начинают производить собственную культуру, выдавать собственные памятники. XIV-XV вв. - позднее Средневековье. Колоссальный итог предшествующего развития. Эпоха, подготавливающая Ренессанс. В Италии XIV в — уже эпоха Возрождения. С.С.Аверинцев предлагает другую периодизацию. Он предлагает пренебречь знакомой периодизацией на античность, средневековье, возрождение и т.д. И посмотреть на другие важнейшие составляющие культуры, определяющие разные типы состояния культур. Он выделяет три качественных состояния в истории литературы и культуры европейского круга.
· Дорефлективно-традиционалистский. Преодолен греками в V-IV в. до н.э. Словесность начинает осознавать себя как реальность особого рода за счет того, что противопоставляет себя реальности быта и реальности культа. Рождается поэтика, риторика — надлитературные реальности, осмысляющие что есть литература. Перерождаются жанры. Появляется авторство. Но доминирующая роль принадлежит жанрам. Автор не конкретного произведения, а жанра. Поэтому следует говорить об авторитете. Литература продолжает быть в сущности традиционалистской. · Рефлективно-традиционалистский. Состояние было оспорено к концу XVIII в. · Конец традиционалистсткой установки.
3 век – кризис Римской империи, гражданские войны Диоклетиан Константин (провозглашен императором в 312 году) установил союз с церковью Западная Римская империя 385 – 480 Великое переселение народов – 4 – 5 вв. Причина: ослабление Рима, соблазн, своя земля истощена. Постепенно. К концу 4 века начинается принятие христианства. Сначала католичество в виде арианской ереси (согласно арианцам Бог-Сын – творение Бога_отца), затем оказалось, что ортодоксальное католичество гораздо выгоднее. Конец 4 века – Иероним переводит Библию на латинский язык, затем Библию переводят на готский язык. Все образованные люди получили античное образование (Августин, Иероним). Читали все тех же античных авторов – Цицерона, Вергилия, Овидия, Плавта. Воспитаны на античных памятниках. В 4 веке понимают, что христиане сами должны писать на христианские темы. Новая система образования: семь свободных искусств: · грамматика, риторика, логика · арифметика, геометрия?, музыка · богословие
Для политической жизни раннего средневековья характерны три типа власти: Ксенократия – этнически чуждая власть Бюрократия – отчужденная от общества чиновничья каста Теократия – держатели трансцендентного религиозного авторитета. Язык, письменность, этническая принадлежность обретали смысл только в свете религиозных идей. Основатель монашества – Антоний Великий (3-4 вв). Умиление страданием, стремление к самоотречению – непременная ступень самостановления, открывающая глубины психики. Традиционно связано с социальной утопией. Нужно новое искусство, на смену статуе, идолу приходит плоское изображение, икона, над телом доминирует лицо, над лицом – глаза. Средневековое искусство переносит человека извне вовнутрь, эллин молится перед храмом, христианин внутри. Наследники античного красноречия – проповедники. На смену драме – гимны. блаженный Иероним, блаженный Августин (клирикальная литература). Жанр видения: о путешествии души в потусторонний мир, где видит мучения грешников. Жанр хроники: не было понятия историзма. Перемежается преданиями, рассказами о святых и т.д. влияние божественного или дьявольского мира. Двоемирие. VI – VII века. Жанр жития святого. “Роман о Розе” – образец аллегоричности. Книги на лат. языке. Универс. среди наречий: - искусство; - наука; - религия. Ораторская проза, риторика (Цицерон был полностью усвоен культурой), Тацит, Гомер, Вергилий, Овидий (4 эклоги “Энеиды”). Античная философия (Аристотель, Платон). Рыцарский роман (“Левкиппа и Клитофонт”); Роман об Энее. Роман об Александре. Лекция: историк связывает новый период Средние века (название придумали гуманисты) со сменой способа производства (рабовлад.Рим сменяется феодальной Европой. Процесс постепенного освобождения рабов. Возникает система колоннатов. Владелец дает рабам некоторый участок и требует отдачи части дохода. Система феодов, доменов, владений. Система сузеренов, их вассалов, которые раздробляют участки и отдают их крестьянам. Заключается пакт между крестьянами и военными сословиями. Возникает три сословия.) Конец II-III в. издание закона, по которому этнически чуждые Риму элементы имеют право на присовение себе звания римского гражданина. Конец IV-н.V века падение Римской империи. Передел мира. Верхняя граница — XVII в. буржуазная революция во Франции и Нидерландах. 1789 г.(Фр.). Для историка культуры даты другие. Целесообразно для обозначения культурной эпохи утпотреблять термин «Средневековье». Сердневековье как культурная эпоха. Ощутимой вехой для всех обитателей Римской империи в смысле развития новой идеологии было начало IV в. правление Константина, принимающего христианство в качестве официальной религии. Начало бурного формирования бурного нового сознания. Начало длинного переходного периода, в котором с одной стороны угасает античная картина мира и ант.памятники предаются все большему забвению, с другой стороны все больше вливаются варварские обычаи. Постепенная кристаллизация нового видения мира. Христианство все больше упрочивает свои позиции. Все больше варварских государств принимает христианства. Самыми упорными племенами были саксы, которые в конце VIII — начале IX в. были язычниками. Невозможно было найти чисто христианскую или чисто языческую концепцию мира в литературе или сознании людей. Все время происходит взаимопроникновение языческого и христианского самосознания. Двоеверие. Рыбаков: «двоеверие — компромиссное равновесие яз.и христианских элементов в культуре народа». Успенский: «двоеверие -функциональное объединение христ.и языч.начала». Это не механическое сочетание черт разных видений мира, а некий синтез, некая уравновешенная работающая структура. Гуревич говорит, что это ядро средневекового мировоззрения. Именно когда в сознании две культуры соединились, возникло средневековое мировоззрение. Успенский говорит о том, что двоеверие связано с процессом бессознательного усвоения язычниками христианской идеологии. Были церковники, которые сознательно для привлечения большего количества паствы объединяли некие элементы христ. И варварских культов. Этот процесс сознательного внедрения христ.в яз.умы — воцерковление. В центре — античные празднества, которые подверстываются под христианские или наоборот.
Основные жанры христианской дидактической словесности: жития, проповеди, примеры, видения специфический стиль Библии многое определил в христианском сознании и жанрах. стили двух древнейших произведений противоположны. Одиссея и Библия. Эпизод узнавания Одиссея. Жертвоприношение Авраама. Для греков непонятна мотивация бога, непонятно отсутствие деталей, отсутствие описания антуража. Нет описания Исаака. Стилистическая противоположность текстов. В одном законченный и наглядный облик определенных во времени и пространстве без зияний и пробелов соединенных между собой явлений. Мысли и чувства высказаны. События совершаются неторопливо, размеренно. В Библии из явлений выхватывается важное для конечных целей действий. Подчеркиваются только решающие, кульминационные моменты действий, все между ними лишено существенности. Время и пространство оставлены без определения и нуждаются в особом истолковании. Мысли и чувства не высказаны. Их подсказывают молчание и отрывочные реплики. Целое пребывает в величайшем напряжении. Все обращено к одной цели. Все гораздо более едино и цело, но остается загадочным и темным задним планом. Библейский рассказ по своему содержателен нуждается в истолковании, его притязание на господство усиливает это. Он стремится не заставить нас на несколько часов позабыть о нашей действительности, а поработить нас. Мы должны включить в мир сказания нашу действительность. Одним из самых ранних жанров, возникших в христианстве, является проповедь. Проповедничество. Практика толкования писания существовало у евреев. Об этом пишет Гаспаров. Практика толкования текста писания была унаследована христ.рел.бытом из иудейского (правда там толковать могли все члены общины). Иудейское объединение было аналогично объединению античной общины (где обсуждались вопросы политические). На этой почве встретилось в толкованием поэтов. Проповедники воспитывались на этих двух традициях. Проповедь становилась устной глассой писания. «Всякая краткость ведет за собой темноту» Касиодор. Помимо толкований поэтов, проповедники пользовались навыками риторики. Пять частей риторики
· Инвенцио — нахождение темы выступления · Диспозицио — расположение частей. · Элокуцио — изложение материала. Устное продумывание выступления. · Мемориа — заучивание наизусть. · Акцио — момент выступления.
Перед выступлением ритору надо было продумать, как воздействовать на аудиторию с помощью голоса, интонаций и жестов. К V в. пишется труд Квинтелиана 9 книг о риторике. Во многом проповедь наследует учение. Inventio. Кажется, что круг тем сужается (только Священное Писание). Но поскольку туда входят практически все темы, то это не так. Сначала проповедь ведется исключительно на латинском языке. Позже — на национальных языках. Проповедники отлично понимали, какая логика и язык должен быть для какой аудитории. Когда наступает зрелое средневековье, продолжаются в монастырской среде проповеди на латинском. Для паствы расцветают проповеди на национальном языке. Проповедники обретают все большее влияние в обществе. Они одни из немногих путешествующие из города в город. С ним путешествовали люди. Висент Феррер (каталонец) пользовался огромной популярностью. Проповедовал перед аудиторией около 10 тысяч человек. За проповедниками записывали репортадорс. Эти записи несовершенны. Вокруг этого возникают жанры, помогающие проповедникам. Жанр, возникающий в помощь начинающему проповеднику — экземплум. Чтобы пояснить ту или иную мысль, проповедники прибегают к историям. Петр Альфонси — участник Талецкой школы переводчиков. Пишет «Учительная книга клирика». Хочет облегчить задачу проповедника. Там он собирает массу примеров — историй из самых разных источников (включая арабские, античные, иудейские и т.д.) проповедь была каналом распространения бродячих сюжетов. Возникает некая иерархия, обязательная для средневековья. во главе всего стоит Священное писание. Дальше идут жанры, связанные с толкованием: всевозможные комментарии, научные трактаты и проповеди. Проповедь — более высокий жанр, т.к.включает в себя другие более низкие жанры. Ниже нее — экземплум (объединяет все истории).. В истории могут включаться бытие или видения. Видение. Жанр связан с древними представлениями о сновидениях как о некоем средстве общения с иным миром. Канал, по которому можно прозреть высшую истину. О том, как распознать, хороший или плохой сон, задумывались очень многие (онирология). Первым, кто писал о снах - Иероним. III-V вв — эпистолярная эпоха. Патристика. Отцы церкви писали друг другу письма, в которых рассказывали о собственном духовном опыте. Наставительный жанр. После видение станет политическим жанром. Видение даст рождение аллегорической поэме (Роман о Розе). Уже в видении мы сталкиваемся с таким понятием, как чудо. Для среднего человека чудо — это некая возможность соединения двух миров или возможность проявления в земном мире божественного. Бывают чудеса, творимые злыми силами. Эти чудеса теряют полноту понятия. Это только нечто необычное. Божественное чудо иного порядка. Прежде всего определяется верой. Житие. Возникает очень рано, когда возникает движение отшельничества. Это эпоха, когда за веру клали свою жизнь. Житийный мотив об Алексии возникает в Сирии. В V в.переводится на латинский язык. Повествует об Алексии по восточным канонам. Алексий — особенный человек с самого начала. Его родители благоверные христиане, у которых нет детей. В конце концов они вымаливают ребенка. Он с самого начала отдает все свое время Богу. Наступает момент, когда родители подыскивают ему невесту. Он дожидается свадьбы, женится. В свадебную ночь он раскрывает, что должен уйти из дома. Отказывается от жены в момент наивысшего физического соблазна. Он подвергает себя испытанием и побеждает их. Подвергается искушению в пустыне. В Иерусалим. Потом возвращается домой, но не открывается. Его принимает его мать, потому что думает, что и ее сына кто-нибудь где-нибудь приютит. Каждый день он видит, как страдает его мать. Велик искус открыться. Исполняет заповедь «возлюби меня больше, чем родителей своих». Происходит чудо. Он умирает и источает не смрад, а благовоние.
18. Светская драматургия средневековья, общая характеристика основных жанров (по статье Косикова и лекции Абрамовой) Выступления мимов были очень реалистичными (убийства). Этим объясняется активная неприязнь отцами церкви этого театра. Оппозиция театр-церковь очень долговечна. В ответ мимы начинают пародировать христианский культ. И в представлениях мима, и в христианской евангельской истории есть много похожих моментов. (Средневековая европейская драма — Андреев) христос — карнавальный король пятница — христос подвергается поношениям, предстает перед судом, увенчивается шутовским вецом, делает завещание и предается казни. Первое свидетельство относится к IX в. В какой-то момент прекращается литургия и начинается представление. Момент смерти и воскресения Христа. Неслучайно вся Христовая литургия связана с умиранием и воскресением. второй цикл связан с Рождеством. Жанр пьесы — литургическая драма. Существовала теория о том, что средневековый театр существует исключительно из литургии. Но он не смог бы возникнуть без соприкосновения с карнавальной традицией. Мимы – V в. IX в — литургическая драма. Неизвестно точно, когда возникает. Средневековый театр не имеет представления о вымысле. Все, что происходит на сцене, - истина. Это представление держалось долго. Когда в XIV-XV вв получают распространение мистерии (театрализация всей священной истории). Мужчины играли все роли. Мистерии шли неделю. Актеров брали среди населения. Ставили кукольные спектакли. Три Марии (отсюда — марионетки). После литургической драмы, которая не могла долго развиваться. Стали расширять репертуар и изображать иные сцены, чаще всего из Ветхого Завета. Литургическая драма разыгрывалась исключительно в церкви. Полулитургическая же драма может разыгрываться на паперти и начинает писаться на народных языках. Англия и Франция — первые по пьесам. Полулитургическая драма - «Действо об Адаме». Французский язык. Разыгрывалась на паперти. Эпизод, когда Ева поддалась на искушение. Вместе с языком меняется регистр диалога. Пьеса превращается в классический треугольник. Адам — муж, Ева — жена, змей — искуситель. Лексика куртуазной поэзии. Ева изображена как любопытный человек. Персонаж, который называется Фигура (Бог). Огромную роль в средневековой культуре играла драматургия, ибо она обращалась ко всем сословиям без исключения, выражала представления всего общества, не требовала “образовательного ценза” и, поскольку представления разыгрывались на площадях, была общедоступна. Особая популярность театра была связана также и с тем, что он представлял собой драматизацию различных повествовательных жанров, сюжеты которых обычно были хорошо известны публике; изображая эти сюжеты, он добивался эффекта особой наглядности и непосредственности воздействия на зрителя. Первые образцы средневековой драмы зафиксированы еще в конце XII и в XIIIвв. К ним относятся: миракль “Игра о святом Николае” Жана Боделя, “Миракль о Теофиле” Рютбёфа, анонимный “Фарс о мальчике и слепом”, а также две “комедии” Адама де Ла Аль - “Игра в беседке” и “Игра о Робене и Марион”. Расцвет средневекового театра приходится на XV в. В жанровом отношении театр этот представляет значительное разнообразие. Миракль (“чудо”) был религиозно-дидактической драмой, а ее сюжет - драматизированным изложением легенды или жития святого, совершившего какой-либо тяжкий проступок и спасенного заступничеством Богоматери. Наибольшее распространение миракли получили в XIV в. Мистерии (от лат. ministerium - служба), постановка которых находилась в ведении городских цехов и муниципалитетов, разыгрывали в основном библейские сюжеты - как ветхозаветные, так и новозаветные. Известны “Искупление” Эсташа Меркаде (конец XIV в.), “Мистерия Ветхого завета” (50-е годы XV в.), “Мистерия Страстей Господних” Арнуля Гребана (50-е годы XV в.) [84-85] и др. Эти произведения обычно достигали огромных размеров. Так, “Мистерия Ветхого завета”, излагавшая все основные события от сотворения мира до рождества Христова, включала в себя около 40 пьес, насчитывала 50 000 стихов и исполнялась 250 актерами. Такие представления разыгрывались в течение нескольких дней, а бывало, и недель, деловая жизнь повсюду замирала, и зачарованные горожане наблюдали, как прямо перед ними разворачивается вся “Священная история”. В мистериях с особым размахом проявилась одна из основных черт средневекового мировоззрения и поэтики - соединение иносказательного толкования изображаемого с его подчеркнуто чувственной остротой: мистерии как бы погружали патетический смысл “Священной истории” в стихию плотской натуральности. И это понятно, поскольку страдания библейских мучеников, и прежде всего самого Христа, воспринимались как самая настоящая реальность, имевшая искупительное значение. На подмостках праведников клали на горячие жаровни, бросали в яму к диким зверям, распинали на кресте, обезглавливали и т. п. Чем более кричащими красками рисовались подобные сцены, чем более жестокими они были, тем большей оказывалась сила чувственно-мистического внушения. С другой стороны, религиозная патетика тесно соседствовала с бытовым и комическим элементом, когда, например. Ной представал бывалым моряком, а его жена - сварливой бабенкой. В целом мистерии были пышными, красочными зрелищами, поставленными с большим размахом с применением всех возможных средств театральной машинерии: зрители видели море с плывущими по нему кораблями, адское пламя, вырывающееся из специальных устройств, кровь казненных, хлеставшую из бычьих пузырей, и т. п. Постановка мистерий, требовавшая большой организации, приводила к возникновению различных “братств”, в которые объединялись актеры- любители из горожан (“Братство Страстей Господних”, “Братство Двенадцати Апостолов” и др.). Светский театр был представлен моралите - нравоучительно-аллегорическими представлениями, получившими особое распространение в середине XV в. Так, в моралите “О Разумном и Неразумном” один герой, одержимый Безумием, Распутством и т. п., в конце концов попадает в ад, тогда как другой, слушающийся Разума и Веры, завершает свою жизнь в раю. Чрезвычайной популярностью пользовались также комические представления. Соти были чрезвычайно близки к “вывороченной”, шутовской поэзии средневековья, на что указывает само их название (“дурачества”). Актеры, объединенные в два “братства” - “Базошь” и “Беззаботные ребята”, избирали из своей среды главу - Принца дураков и Дурацкую мать, носили “дурацкую” одежду (шутовские колпаки, погремушки и т. п.). Сети прибегали к аллегории и нередко представляли собой срамословие и глумление над наиболее высокими “персонажами” средневекового общества, не исключая королей, пап и кардиналов. Особенно процветал жанр на рубеже XV - XVI вв., в частности, в творчестве Пьера Гренгора (ок. 1475-1538), автора “Игры о Принце дураков и Дурацкой матери” (1512) и других соти. Фарсы воплощали иную, сатирическую по преимуществу сторону средневекового комизма, были весьма близки к фаблио с их сословными образами-масками и народной мудростью. Наиболее известны фарсы об адвокате Патлене (70-е годы XV в.). Возникает в недрах других жанров — поэтому фарш — вставлен, как начинка. Фарс (фр. Farce) — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. 22. Средневековье как культурно-историческая эпоха, хронологические границы и этапы развития историк связывает новый период Средние века (название придумали гуманисты) со сменой способа производства (рабовлад.Рим сменяется феодальной Европой. Процесс постепенного освобождения рабов. Возникает система колоннатов. Владелец дает рабам некоторый участок и требует отдачи части дохода. Система феодов, доменов, владений. Система сюзеренов, их вассалов, которые раздробляют участки и отдают их крестьянам. Заключается пакт между крестьянами и военными сословиями. Возникает три сословия.) Конец II-III в. издание закона, по которому этнически чуждые Риму элементы имеют право на присвоение себе звания римского гражданина. Конец IV-н.V века падение Римской империи. Передел мира. Верхняя граница — XVII в. буржуазная революция во Франции и Нидерландах. 1789 г.(Фр.). Средневековье как культурная эпоха. Ощутимой вехой для всех обитателей Римской империи в смысле развития новой идеологии было начало IV в. правление Константина, принимающего христианство в качестве официальной религии. Начало бурного формирования бурного нового сознания. Начало длинного переходного периода, в котором с одной стороны угасает античная картина мира и ант.памятники предаются все большему забвению, с другой стороны все больше вливаются варварские обычаи. Постепенная кристаллизация нового видения мира. Христианство все больше упрочивает свои позиции. Все больше варварских государств принимает христианства. Самыми упорными племенами были саксы, которые в конце VIII — начале IX в. были язычниками. Невозможно было найти чисто христианскую или чисто языческую концепцию мира в литературе или сознании людей. Все время происходит взаимопроникновение языческого и христианского самосознания. Рыбаков: «двоеверие — компромиссное равновесие яз.и христианских элементов в культуре народа». Успенский: «двоеверие -функциональное объединение христ.и языч.начала». Это не механическое сочетание черт разных видений мира, а некий синтез, некая уравновешенная работающая структура. Гуревич говорит, что это ядро средневекового мировоззрения. Именно когда в сознании две культуры соединились, возникло средневековое мировоззрение. Успенский говорит о том, что двоеверие связано с процессом бессознательного усвоения язычниками христианской идеологии. Были церковники, которые сознательно для привлечения большего количества паствы объединяли некие элементы христ. И варварских культов. Этот процесс сознательного внедрения христ.в яз.умы — воцерковление. В центре — античные празднества, которые подверстываются под христианские или наоборот. Переходный период в средневековье продолжается до конца IX – начала X вв. Только к X в. выкристаллизовывается система феодальных отношений, мировоззрение. X-XI в. - раннее Средневековье. От этого времени осталось очень мало памятников. XII-XIII в — зрелая средневековая культура. Эпоха, в которой связывается философия, система жанров. В этот период поднимаются города, начинают производить собственную культуру, выдавать собственные памятники. XIV-XV вв. - позднее Средневековье. Колоссальный итог предшествующего развития. Эпоха, подгатавливающая Ренессанс. В Италии XIV в — уже эпоха Возрождения. С.С.Аверинцев предлагает другую периодизацию. Он предлагает пренебречь знакомой периодизацией на античность, средневековье, возрождение и т.д. И посмотреть на другие важнейшие составляющие культуры, определяющие разные типы состояния культур. Он выделяет три качественных состояния в истории литературы и культуры европейского круга. · Дорефлективно-традиционалистский. Преодолен греками в V-IV в. до н.э. Словесность начинает осознавать себя как реальность особого рода за счет того, что противопоставляет скбя реальности быта и реальности культа. Рождается поэтика, риторика — надлитературные реальности, осмысляющие что есть литература. Перерождаются жанры. Появляется авторство. Но доминирующая роль принадлежит жанрам. Автор не конкретного произведения, а жанра. Поэтому следует говорить об авторитете. Литература продолжает быть в сущности традиционалистской. · Рефлективно-традиционалистский. Состояние было оспорено к концу XVIII в. · Конец традиционалистсткой установки.
28. Каролингское возрождение, основные авторы и жанры Каролингский Ренессанс — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма. Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах. Статья Гаспарова: 1)«дух» латинской культуры каролингской эпохи оставался религиозным, церковным во всех своих основаниях, образцом же и идеалом для неё служили не республики цветущей античности, а христианская империя Константина. Возрождение античной культуры на новой, христианской основе: античные поэты дают литературе блеск формы, а христианство – истинность содержания 2)Для подъёма культуры было необходимо воссоединить остатки античной культуры и христианской в едином центре, которым стала Империя Карла 3) отправная точка – 800 г. Карл великий получил императорскую корону от Папы Римского Льва III. 4) карл организовал комиссию, чтобы очистить текст канонической Библии от ошибок и распространить её по стране, реорганизовал монастыри, был создан универсальный первый всборник проповедей (Павел Диакон), капитулярий о науках 787 г. – при каждом монастыре открываются школы 5) «Академия Карла Великого» в Ахене – как бы сразу академия наук, министерство просвещения и дружеский кружок. Изучались латынь, классики и 7 благородных наук, каждый член академии принимал античный или библейский псевдоним. Карл – Давид, его дочери Луция, Математика, Алкуин – Флакк (как Гораций), Эйнхард – Веселиил. 780-е – итальянский период – приток итальянских учёных: грамматик Пётр диакон Пизанский, богослов Павлин, Павел Диакон, автор «Истории лангобардов» 790-е – англо-скансонский период – Алкуин, Ирландские иммигранты дали знакомство с греческим и расширенные познания в географии и астрономии (Дунгал, Клемент, Дикуил) 6) Людовик Благочестивый (814-840) Децентрализация империи Центральная фигура – Храбан Мавр – ученик Алкуина, начало монастырского периода Каролингского Возрождения 7) смута после смерти Людовика, культура сосредотачивается в монастырях, мастерские по переписке книг, большинство античных рукописей, дошедших до нас, были переписаны в 9 веке 8) жанры Жития – облик идеального христианина, простой язык Панегирическое послание – обращение к духовным/светским властям (в эпоху карла великого панегирик был господств жанром) Дружеское послание – обращение не к высшему, а к равному (Валахфид Страбон) Поучительные послания и медитации в стихах на богословские темы («Об умеренности» Милона) Описательная поэзия Надписи и эпитафии – развитие античной эпиграммы Гимны и стихотворные молитвы Эклоги (вследствие культа Вергилия) Исторические поэмы – «Деяния императора Карда Великого» Дружинная и городская поэзия Латинские переложения сюжетов германского фольклора 9) Стихотворная техника Метрическое стихосложение - это типа по античному образцу (гекзаметры, элегические дистихи всякие) – алкуин, Храбан Мавр, Ритмическое стихосложение – силлабо-тоника – гимны Августина Секвенции – проза, положенная на музыку, духовная тематика 10) отличившиеся (по статье аверинцева) Деяния Карла и его родни воспел в своих поэмах Ангильберт (ум. 814). Одна из них посвящена разгрому аваров при очередной попытке проникнуть в пределы империи. Другая поэма, известная под названием «Император Карл Великий и папа Лев» (авторство Ангильберта предположительно), посвящена событию более важному: это рассказ о том, как встретились император и папа Лев III для заключения конкордата. Большим мастером стиха был Теодульф (ум. 821), автор многочисленных дидактических произведений. Ему принадлежит большое аллегорическое стихотворение, изображающее мир наук: у корней древа познания сидит Грамматика, матерь всех знаний в понимании Теодульфа. Ветви древа — Риторика и Диалектика. Тут же находятся Логика и Этика. На другой стороне древа — Арифметика, Геометрия с циркулем в руках, Астрономия, увенчанная диадемой, изображающей небо, и Музыка, бряцающая на лире. Эта аллегория важна как свидетельство необыкновенно высокого мнения Академии Карла о месте гуманитарных наук в общем образовании. В поэме «Послание к королю», великолепном образце поэтической эпистолярной поэзии эпохи Каролингов, Теодульф создал семейный портрет императора и его близких — детей и вельмож. У поэта, как и у резчиков и мозаичистов его времени, условные черты соседствуют с конкретными реалиями, следование античной традиции — со смелым новаторством. Император предстает в виде земного божества: Самым выдающимся писателем и поэтом Академии был Алкуин (ок. 735—804). Учителем Алкуина в области поэзии был прежде всего Вергилий Среди учеников Алкуина были и выдающиеся политические деятели вроде Гримальда, ставшего со временем канцлером императора Людовика Немецкого. Учеником Алкуина был и выдающийся педагог и латинист Храбан Мавр (784—856), автор большого количества трудов по самым различным вопросам истории церкви и проблемам теологии, человек, искушенный и в писании звучных латинских стихов, и в изящной прозе. Его учеником был замечательный поэт первой половины IX в. аламанн Валахфрид Страбон (809—849), блестяще усвоивший богатейшее наследие классической латинской версификации и применявший его для создания произведений, насыщенных проблематикой его эпохи. Развитие светской поэзии на латинском языке оказало некоторое воздействие и на литературу церковную. В IX в., пока сохраняется своеобразная атмосфера каролингского гуманизма, появляются новые образцы латинской агиографической литературы, во многом отличающиеся от первых этапов. Уже создан и записан «Беовульф», первый великий эпос на живом средневековом языке. Уже записана безвестным клириком «Песнь о Хильдебранде и Хадубранде». Близится эпоха записи и переработки великих эпических творений, еще бродящих в устной традиции, но уже становящихся фактом письменности тех новых народностей, которые начинают собственную историческую жизнь. Латинские средневековые писатели уже сыграли свою роль хранителей античной традиции — роль звена, смыкающего античную древность с новым миром, возникающим на ее обломках; литература Западной Европы, сохраняя латинскую письменность, становится многоязычной, находит новые огромные возможности для дальнейшего художественного развития, отозвавшегося прежде всего в памятниках героического эпоса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.115 (0.021 с.) |