Критика средневекового общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика средневекового общества



1) авторы критикуют идеализированное изображение мира в куртуазных романах и показывают истинное лицо общества, в котором правит хитрость, глупость, жадность, эгоизм, жестокость и страх.

2) традиционной сатире подвергаются «женщины». Так, Ренар, составляя завещание, не строит особых иллюзий насчет верности своей супруги Эрмелины. В самом деле, в одной из ветвей, Эрмелина, считая своего мужа мертвым, готова взять себе нового. Иногда "женщины" показывают себя с лучшей стороны (курица Пинта часто оказывается умнее своего упрямого мужа Шантеклера; даже неверная Эрмелина торопится принести выкуп, когда Ренару грозит казнь, и нежно ухаживает за ним, когда он возвращается домой в жалком виде).

3) критике подвергается и феодальное общество. Ренар утверждает, например, что короли плохо обращаются с бедными вассалами, следуют плохим советам, задавливают налогами бедных, неблагодарны, присваивают себе чужое добро. Лев Нобль (как и король Людовик VIII) то деспотичен то слабоволен, любит золото, прощает опасных вассалов.

4) представители церкви также не избегают критики. Большая их часть - это деревенские священники, мало чем отличающиеся от крестьян. Он живут с любовницами, пасут скот, пашут землю, и т.д. Им не чужда алчность. Критики не избегают и монахи. Их обвиняют их в лени, жадности и вероломстве.

5) сатире подвергаются и религиозные обряды. Пьяный волк Примо, брат Изенгрина, остриженный Ренаром и облаченный в церковные одеяния во все горло поет мессу: очевидно, автор хотел показать, что часто священник отличается от прихожан одним одеянием и выбритой головой, а на самом деле так недостоин, что его мог бы заменить зверь.

6) в «Романе» присутствует и критика исповеди. Несколько раз Ренар исповедуется в своих грехах, но чаще всего его раскаяние притворно и сразу после исповеди Ренар принимается за свое (так, в седьмой ветви он съедает своего исповедника). Даже отлучение от церкви не особо пугает Ренара.

7) большинство персонажей отправляется в паломничества из выгоды, а не из религиозного чувства: Ренар становится паломником, чтобы избежать казни; баран Белен отправляется в путь, так как его хозяин хочет сделать из его шкуры сапоги; осел Бернар отправиться в паломничество, устав таскать мешки с углем. Никто так и не доходит до конечной цели.

8) в романе критикуется не священничество, а священники, изменяющие своему долгу, не рыцарство, а рыцари, короче, не институты и нормы общества, но отклонения от них.

Поэма может быть прочитана как сатира на представителей разных сословий феодального общества (первоначальные версии не преследовали сатирических целей и были отмечены скорее карнавальным характером, но в позднейших веках XIII века сатира уже проявляется отчетливо). Имя лиса – Ренар – стало столь популярным, что сначала превратилось в нарицательное для обозначения хитреца, а затем вытеснило старое название лисицы (goupil), которую теперь французы называют renard.

Роман приобрел широкую известность в Западной Европе, появились его вариации (например, «Переделанный Ренар» – «Renart contrefait», XIV век), переводы на голландский, английский, итальянский и другие языки. К нижненемецкой версии романа, появившейся в 1498 г., восходит знаменитая поэма И. В. Гёте «Рейнеке-лис» (1793), обновившая интерес европейского читателя к этому средневековому роману.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Куртуазная поэзия. Основные черты куртуазного универсума. Творчество трубадуров

Создателями куртуазной лирики были трубадуры – провансальские поэты и певцы. Происхождение слова «трубадур» связано со значением глагола trobar – «изобретать, находить новое». Время существования – XI-XIII вв. Надо отметить, что трубадуры, в отличие от вагантов, которые писали как на латыни, так и на родном языке, писали исключительно на провансальском языке и извращались так, что на русский это с точным смыслом стихами почти не переводится.

Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский (1071-1126 гг.). Знамениты были также:

- Джауфре Рюдель (сер. XII в.);

- Маркабрюн (сер. XII в.);

- Бернарт де Вентадорн (годы творчества: 1150-1180);

- Гираут де Борнель (1162-1200);

- Бертран де Борн (ок. 1140-1215);

- Арнаут Даниэль (ок. 1140-1200);

- Пейре Видаль (последняя четверть XII в.).

Поэзия трубадуров носила традиционный характер. Отличаясь условностью и каноничностью, все персонажи и ситуации лирики трубадуров описывались при помощи системы устойчивых формул. Дама куртуазных поэтов непременно прекрасна. Она совершенна душой и телом и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть. Лирический герой (собственно сам трубадур) представал в идеальном облике певца куртуазной любви.

Характеристика куртуазной доктрины любви

Любовь не заинтересована в результатах, она ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному. Эта радость достигается долгим путем страданий, но уже само добровольно принятое страдание оборачивается для трубадура радостью.

Недоступная дама является источником духовного совершенствования для мужчины. Эта любовь в какой-то мере освобождала и женщину от господствовавшего не протяжении средних веков отношения к ней как к существу низшего порядка, виновнице грехопадения и сосуду зла.

Трубадуры воспевали не свою чувственность, а нечто совсем иное - любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство же их заключалось в том, что они впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, сосредоточенные в образе Дамы.

Пользуясь мистическими смыслами и формулами, трубадуры создали тем не менее чисто светскую лирику.

Необходимо подчеркнуть, что формируясь в феодальной среде, поэзия трубадуров неизбежно осмысляла любовь к Даме в терминах феодальных отношений. Поклоняясь Даме как божеству, поэт в то же время был верен и служил ей, как вассал своему сеньору.

Решающую роль играл мотив неразделенной и неудовлетворенной любви, то есть недосягаемого идеала, к которому можно лишь бесконечно стремиться.

Понятие куртуазного универсума

Центральное место в поэтическом мире трубадуров занимало понятие fin’amore (тонкая, совершенная любовь, порождаемая Богом) как источник всего комплекса куртуазных качеств, начиная верностью и доблестью и заканчивая любыми формами вежества и обходительности. Этому понятию противостоит falsamore – неистинная, бессмысленная любовь – порождение абстрактного зла, выходящая за пределы куртуазного мира. Вокруг оппозиции этих двух понятий формируется сложный комплекс терминов, составляющих основное ядро куртуазных ценностей.

Бог выступал единственно возможным источником любви.

Мировое Древо Любви:

I. Куртуазные ценности:

Бог высокая любовь Cortezie 1) юность, честь, красота, любезность, обхождение, ум, смирение; 2) радость, утешение; 3) мера, достоинство, куртуазная речь, щедрость, верность.

II. Антикуртуазных качеств:

Зло (абстрактное зло, а не дьявол) низкая любовь вилания (крестьянин) 1) старость, бесчестье, уродливость, неразумие, высокомерие; 2) тоска, гнев; 3) несдержанность, дурная слава, дурная речь, скупость, обман

Основные жанры и персонажи

Трубадуры воспевали любовь в численно преобладающем и наиболее важном по своему значению жанре куртуазной песни, или кансоны.

Провансальская кансона обычно сдержит в себе 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто зашифрованного условным именем (это называется сеньяль – зашифрованное имя того, кому посвящена поэма).

Однако трубадуры воспевали не только любовь и дам. В своих произведениях они откликались на все актуальные вопросы современности: писали о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть. Все это можно было сделать в жанре сирвенты. В сирвентах было принято пользоваться метрическими схемами и музыкой уже существующих кансон.

Целая серия политических сирвент принадлежит знаменитому трубадуру Бертрану де Борну. Он и известен в основном своими сирвентами, сквозной мотив которых – любовь к войне, к которой он постоянно призывает королей и баронов. Трубадуры могли обмениваться сирвентами, но чаще они вдвоем писали одну сирвенту (или один за двоих). Получался подвид сирвенты – прения.

Существовало две основных разновидности поэтического дебата: тенсона и джок партит, или партимен. Тенсона допускала свободное развитие диалога. Партимен предусматривает, что трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, которая и будет обсуждаться в песне, причем собеседники должны придерживаться противоположных взглядов.

К диалогическим жанрам относится также жанр пасторелла (любовный спор между крастьянкой и вельможей, который хочет соблазнить ее).

Третий жанр, сохранивший элементы диалога, - альба, песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете, о наступлении которого возвещает сторож или верный друг, всю ночь охранявший место свидания. Для композиции произведений этого жанра характерно употребление в конце каждой строфы слова «альба» – «заря, рассвет».

Плач – стихотворение в память об умерших – донне, сюзерене или друге. В отличие от кансоны, всегда посвящается реальному лицу и реальному событию.

Персонажи:

Дама – воплощение куртуазного идеала.

Влюбленный трубадур.

Муж – носитель некуртуазных качеств.

Lauzengiere (сплетник, клеветник, доносчик) – олицетворение антикуртуазных чувств и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.140.111 (0.015 с.)