Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каролингское возрождение. Основные авторы и жанры

Поиск

Каролингское возрождение - культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. в основном на территории Франции и Германии.

Король франков, а с 800 г. император средневековой Римской империи Карл Великий (768–814) поставил перед собой целью «renovatio Romani imperii» («возрождение Римской империи»), для чего, в частности, собрал при своем дворе в Аахене самых образованных людей Европы и основал Академию по примеру древних. Во главе Академии встал англосакс из Йорка Алкуин (Alcuin, 730–804), в ней трудились вестгот из Испании Теодульф, франк Эйнхард (автор одной из лучших биографий раннего Средневековья – «Жизнь Карла Великого»), лангобард Павел Диакон (создатель «Истории лангобардов»), архиепископ Августодунский Муадвин и другие выдающиеся литераторы.

Культурный подъем выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. В период "Каролингского возрождения" вырос интерес к светским знаниям, "Семи свободным искусствам", которые включали 2 цикла: тривиум: грамматику, риторику, диалектику, и квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические "Королевские анналы"; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание ("Фульдские анналы", "Сеи-Бертинские анналы" и др.).

Приняв классический латинский язык как общегосударственный язык церкви и власти в пределах своей разноязычной империи, Карл и его помощники деятельно взялись за реформу образования, которая стала вместе с тем и реформой подготовки многочисленных кадров государственного аппарата.

(Из 1 т. «Памятников латинской литературы», но еще НЕ деятели Каролингского возрождения. На всякий случай. Чтобы были):

1) Евсевий Софроний Иероним - церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текстаБиблии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учи́телей Церкви. Главные работы Иеронима – латинский перевод Ветхого завета, сделанный на основе Септуагинты (с древнееврейского языка, кроме книг, изначально написанных на арамейском и греческом), и редакция латинской версии Нового завета, получившие впоследствии название Вульгата, а также исторический труд «О знаменитых мужах». Сохранилось другое его историческое произведение – «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории, начиная с «сотворения мира. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем.

2) Григорий Великий, Двоеслов - папа Римский (540-604), последний из западных отцов Церкви. Родился в Риме в старинной аристократической семье. С юных лет стремился к аскетической жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности отказался от имущества и вступил на иноческий путь. В 590 Г. В. был избран сенатом и духовенством на кафедру апостола Петра. В ту эпоху Рим формально зависел от Византии и подвергался натиску варваров. Оставаясь в личной жизни строгим аскетом, Григорий Великий вынужден был много заниматься политикой, защищать Рим от нашествий, мобилизовывать войска. Написал ряд пояснений к Библии: "Нравственные поучения на Книгу Иова" (в 35 кн.), 22 проповеди на «Книгу Пророка Иезекииля» (593) и 40 Бесед на Евангелия.

3) Григорий Турский, первоначально Георгий Флоренций (540-594 гг.), историк франков. Происходил из знатной галло-римской семьи из Оверни. С 573 г. епископ Турский. Один из влиятельнейших духовных лиц государства Меровингов. "История франков" Григория Турского (на лат. языке, в 10 кн.), доведённая до 591 года, – главный источник политической истории Франкского государства V-VI вв.

4) Исидор Севильский - (около 560-636) испанский церковный деятель и писатель. С 600 года архиепископ Севильи. Автор "Этимологии" (своеобразной энциклопедии раннего средневековья), "Истории королей готов, вандалов и свевов" (главным образом политической и церковной истории вестготской Испании). Идеолог испано-римской знати, поддерживавшей власть вестготов. Сочинения Исидора Севильского., весьма образованного для своего времени человека, носят компилятивный характер; представляют ценность благодаря содержащемуся в них большому фактическому материалу.

5) Беда Достопочтенный (672-735, Джарроу), англо-саксонский летописец, монах; писал на латинском языке. Наиболее значительные произведения: "Церковная история народа англов", охватывающая период от походов в Британию Ю. Цезаря (55 и 54 до н. э.) до 731 года. Особый интерес представляют разделы, относящиеся к 7-8 вв., остающиеся главным, а часто и единственным письменным источником по истории Англии этого времени. Наряду с историческими фактами Б. Д. излагает народные легенды и предания. Б. Д. принадлежат также сочинения по хронологии, комментарии на Евангелие и произведения "отцов церкви", трактаты по грамматике и естественной истории.

Далее – по Каролингскому возрождению:

1) Павел Диакон (720-799, Монтекассино), историк лангобардов. Из знатного лангобардского рода. В молодости – на службе при дворе лангобардских королей, затем монах монастыря Монтекассино (Италия). В 782-786 гг. – при дворе Карла Великого, член его "Академии". Главное сочинение П. Д. – "История лангобардов", основной источник по их истории с древнейших времён до 744 г. Использовал устные предания, письменные источники, свидетельства современников.

2) Алкуин (735-804), англосаксонский учёный, деятель "Каролингского возрождения", ближайший советник Карла Великого. Автор популярных в 9-11 вв. богословских трактатов и учебников философии, грамматики, риторики, математики. Организовал ряд школ; главная из них была при Турском монастыре, аббатом которого являлся Алкуин.

3) Теодульф (середина 8 в.), деятель "Каролингского возрождения". По происхождению вестгот. Приближенный к Карлу Великому, Теодульф около 798 г. стал епископом Орлеана и аббатом монастыря Флёри. Участвовал в создании сети школ и разработке системы преподавания, был одним из "государевых посланцев", контролировавших деятельность графов. В 817 г. по обвинению в подготовке заговора против Людовика Благочестивого лишён сана и сослан в монастырь. Теодульф – автор многих поэтических произведений, в том числе поэмы "Против судей" (в которой дал яркую картину нравов эпохи, показал произвол графов и их помощников), а также ряда богословских трактатов.

4) Эйнхард (770-840), деятель "Каролингского возрождения", сподвижник Карла Великого. Получил образование в школе Фульдского монастыря. При дворе Карла Великого обратил на себя внимание познаниями в различных областях науки и искусства, стал активным член "Академии". Руководил постройкой собора в Ахене, дворца в Ингельхейме и др. Написанная им после смерти императора "Жизнь Карла Великого" (на латинском яз.) пользовалась в средние века большой популярностью. Это сочинение насыщено большим фактическим материалом, однако ради прославления Карла Эйнхард. допускал искажения в описании его внешней политики, войн. Сохранилось несколько его произведений религиозного характера и более 60 писем.

5) Иоанн Скот Эриугена (810-877), средневековый философ. По происхождению ирландец; переехал во Францию и в начале 840-х гг. появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную учёность. Покровительство монарха позволяло И. С. Э. вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церковных кругов. И. С. Э. впервые перевёл на латинский язык труды Псевдо-Ареопагита и Максима и занимался их истолкованием. Его главное сочинение "О разделении природы" уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии "сущего", или "природы", Доктрина И. С. Э. представляет собой последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; И. С. Э. отрицает сущностную реальность зла – оно существует только как "ничто", как своё самоотрицание.

6) Седулий Скотт, ирландский поэт и ученый IX в, крупный деятель Каролингского возрождения. Блестящий знаток латинского языка и литературы, писал также на греческом. В 848 г. появился при дворе короля франков Карла Лысого в составе посольства верховного короля Ирландии Маэля-Шехналя. При покровительстве епископов Хартгария и Франиона он основал крупный центр культуры в Льеже. Последние сочинения Седулия Скотта датируются около 874 г.

В Льеже обучал сыновей императора Лотаря и Карла, для которых была написана «Книга речений христиан». Три из 83 поэм Седулия связывают его с Северным Уэльсом и, вероятно, написаны до прихода на континент. Одна из них – «О разгроме норманнов», является благодарением за победу над викингами в Уэльсе и рассказывает о гибели их предводителя Гормра. Она стала популярной при дворе Карла Лысого, земли которого в то время серьезно страдали от набегов норманнов. Несколько богословских работ и сочинений по грамматике Седулия включают в себя комментарии на Евтихия, Присциана и Доната, на Евангелие от Матфея и Послания апостола Павла. Комментарии на Послания Павла интересны тем, что в труде приводятся подлинные тексты основателя ереси пелагиан Пелагия, обосновавшегося в Ирландии. В компиляции из латинских авторов (Collectaneum) он ссылается на 8 произведений Цицерона, тогда как его современники ограничивались одним или двумя. Так, произведение Цицерона «В защиту Пизона» сохранилось в отрывках благодаря записи Седулия Скотта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.01 с.)