ТОП 10:

Общие сведения: природа, страна и население Африки



 

Географическая среда. Географические ус­ловия Африки отличаются специфическим многообразием природных элементов и их региональных сочетаний, которые по отноше­нию к практической жизнедеятельности насе­ляющих Африку народов выступают в качест­ве необходимых экологических условий, пи­щевых и технических ресурсов. Идущий из глубины тысячелетий процесс овладения эти­ми природными условиями и силами состав­ляет материальную основу всей хозяйственно-культурной истории африканских народов.

Африка — второй по величине после Евра­зии материк—занимает примерно пятую часть земной суши (вместе с примыкающими ост­ровами 30,3 млн. кв. км). Африканский кон­тинент почти равными долями расположен как в северном, так и в южном полушарии, причем большая его часть находится в тро­пическом поясе. С севера на юг континент протянулся на 8000 км, с запада на восток в его северной части — на 7000 км, а в юж­ной части — более чем на 3000 км. На севере Африка омывается водами Средиземного мо­ря, на западе — Атлантического океана, на во­стоке — Индийского. Береговая линия Африки развита слабо; наиболее крупный полуостров Африканский Рог; морские акватории неглу­боко вдаются в материк; многие внутренние области континента удалены от Мирового океана на расстояние от 1000 до 1500 км. Самый большой остров, примыкающий к аф­риканскому континенту с юго-востока, — Ма­дагаскар.

Пять наиболее крупных рек — Нил, Конго, Нигер, Замбези и Оранжевая; их бассейны занимают свыше трети всей территории Аф­рики. Крупнейшие озера — Виктория, Тангань­ика, Ньяса и другие являются естественной границей между Центральной и Восточной Африкой. На остальной территории выделя­ются своими размерами мелководные, с не­устойчивыми уровнями озера Чад и Нгами. Воды ряда африканских рек (Нила, отчасти Нигера и др.) используются для орошения. Некоторые реки (например, Нил, Нигер, Кон­го, Гамбия и др.) служат на значительном своем протяжении как транспортные пути.

Африка считается самым жарким матери­ком, так как большая часть ее территории расположена в тропических широтах и имеет высокие среднегодовые температуры — свыше 25°С. В пределах тропической климатической зоны в северном полушарии находятся: Запад­ная Сахара, центральная и южная части Ма­рокко, Алжир и Тунис, Мавритания, северные части областей Чада и Нигера, Судана, Эфио­пии и Сомали. На этой территории господст­вует исключительно сухой континентальный кли­мат. Местами осадки не выпадают в течение нескольких лет. Тропическая зона южного по­лушария—Ангола, Намибия, Ботсвана, Зимбаб­ве, Мозамбик, ЮАР, часть Мадагаскара — характеризуется более низкими температура­ми и меньшей засушливостью (за исключени­ем некоторых районов Намибии и Ботсваны), чем это наблюдается в Сахаре. Узкие полосы на севере и юге Африки лежат в зоне более влажного и ровного субтропического климата.

Растительность Африки богата и разнооб­разна. Под лесами занято приблизительно 16% общей площади Африки, под травяным покровом степей — 37; территория пустыни составляет 39%. В центральной и западной экваториальной частях Африки, вдоль север­ного побережья Гвинейского залива и во впа­дине Конго произрастают тропические вечно­зеленые «дождевые» леса (гилей). В этих лесах многие растения имеют хозяйственно-потребительную ценность, особенно дающие ценную древесину черное, красное, желтое, эбеновое, сандаловое деревья, каучуконосная лиана ландольфия, дерево кола, либерийское кофейное дерево, масличная и винная паль­мы. В тропических лесах в диком виде про­израстают многие съедобные плоды и ко­ренья.

Севернее и южнее гилей растут узкими полосами муссонные леса, которые затем переходят в лесостепную и степную саванну, занимающую около 30% территории Африки.

Значительные площади саванн используют­ся под пастбища и пашни.

Большую часть Северной Африки занимает пустыня Сахара. В Южной Африке к зоне пустынь относятся западная и южная части Калахари и пустыня Намиб. В редких оазисах севера растет финиковая пальма, плоды ко­торой имеют важное продовольственное значение.

По побережью Средиземного моря, по склонам Атласских гор развита средиземно­морская субтропическая растительность — оливковые деревья, пальмы, мирты и др. В горных районах растут вечнозеленые ка­менный дуб, пробковый дуб, атласский кедр. В этом районе сосредоточено до 50% миро­вой площади, занятой пробковым дубом. На юге Африки, в Капской области, сходной по климатическим условиям со Средиземномор­ской, растут вечнозеленые кустарники, дикая маслина и др.

Животный мир Африки, когда с ней впер­вые познакомились арабы и европейцы, был очень богат и разнообразен. И сейчас в суб­тропических лесах Северной Африки встре­чаются олени и лани, кабаны и дикие бараны, леопарды и обезьяны. В саваннах преоблада­ют антилопы (до 40 видов), зебры, жирафы. Водятся африканские слоны и носороги. По рекам живут многочисленные бегемоты, во­дяные кабаны, крокодилы, пресноводные че­репахи. Много хищников — леопардов, гепар­дов, степных рысей, гиен, шакалов; встреча­ются львы. Большие бедствия людям и жи­вотным доставляют мухи цеце, переносящие опасные заболевания (сонная болезнь, бо­лезнь нагана). Особый интерес представляет фауна Мадагаскара, где многие виды мелких Животных и птиц характерны только для этого острова.

С отдаленнейших времен наземная фауна, так же как и дикорастущая флора, служила африканским народам важнейшим источником пропитания. Охота и собирательство диких ра­стений не утратили своего значения и тогда, когда в передовых областях древней и сред­невековой Африки стали развиваться земле­делие и скотоводство. Но к настоящему вре­мени многие виды животных находятся на грани исчезновения. Сохранение животного мира становится важной задачей молодых национальных правительств.

По природохозяйственным условиям со­временная Африка делится на несколько по­ясов или зон. На севере и северо-западе это Атлас с плодородными, удобными для зернового земледелия коричневыми почвами. Южнее простирается огромная Сахара — зо­на пустынь, полупустынь и степей, пригодных для кочевого и отгонного скотоводства. Да­лее к югу — Судан, протянувшийся полосой параллельно экватору от Сенегала до р. Го­лубой Нил, — зона саванны, где население занимается степным земледелием и скотовод­ством. Еще южнее — Северо-Гвинейская воз­вышенность, или Гвинейское побережье, по­росшее густыми тропическими лесами на юге и влажными саваннами на севере, оби­татели которых возделывают различные кор­неплоды, выращивают злаковые растения и древесные культуры, занимаются охотой и собирательством. Тропическое земледелие с культурами просо, сорго, ямса, маниоки, масличной пальмы и других растений распро­странено также в Центральной Африке (впа­дина Конго). Тропическое земледелие — весьма трудоемкое занятие, требующее по­стоянной борьбы с лесом и многих рабочих рук для мотыжной обработки полей и возделывания саженцев. На северо-востоке кон­тинента выделяется зона очень древнего зернового земледелия и кочевого скотоводст­ва — Эфиопское нагорье и степи полуострова Африканский Рог. Вся Восточная Африка от Эфиопского нагорья до р. Замбези пред­ставляет собой зону степного земледелия с засухоустойчивыми культурами и отгонным скотоводством. В Южной Африке (в том чис­ле и на острове Мадагаскар) со смешанными природными условиями — от субтропических до степных и пустынных—распространены почти все виды хозяйственных занятий (вклю­чая охоту и собирательство), характерных для Африки в целом.

В общем большое разнообразие климати­ческих и почвенных условий позволяет современным африканцам выращивать все извест­ные человечеству земледельческие культуры и разводить скот самых различных пород. На­туральное и мелкотоварное сельское хозяйст­во до сих пор составляют основу экономики многих стран Африки, однако это хозяйство находится в тяжелом или неуравновешенном состоянии, не обеспечивая полностью продо­вольственные потребности возросшего насе­ления. Технико-экономический подъем и раз­витие товарности этой ведущей отрасли хо­зяйства есть самая насущная задача развива­ющихся стран Африки. Попытки буржуазии ряда стран решить эту проблему на капита­листических началах ведения сельского хозяй­ства приводят к росту товарной продукции и обогащению предпринимателей, но по-преж­нему оставляют в бедности основную массу непосредственных производителей. Прогрес­сивные тенденции общего подъема сельского хозяйства и благосостояния крестьян яснее всего обнаруживаются в странах социалисти­ческой ориентации (Эфиопия, Алжир, Ангола и др.).

Недра африканского континента, еще не­достаточно исследованные, таят в себе раз­личные ископаемые: богатейшие залежи неф­ти на севере и в районах Гвинейского побе­режья; на юге крупные запасы золота; уран в Центральной Африке; громадные запасы ме­ди в провинции Шаба (Заир) и в Медном Поясе (Замбия); алмазы — по всей террито­рии Южной и Западной Экваториальной Аф­рики, но особенно в ЮАР, Намибии, Заире и др.; из остальных полезных ископаемых — платина, полиметаллы, кобальт, марганец, оло­во, железные руды, каменный уголь и др.

На базе этих природных богатств в ряде районов Африки (Заир, Замбия, ЮАР и др.) развивается горнорудная, добывающая и пе­рерабатывающая промышленность, создаются крупные производственные центры, индустри­альные города и поселения городского типа, в которых концентрируется значительная мас­са рабочего класса и переходящих к город­скому образу жизни переселенцев из сельской местности.

Страны и государства. По установившейся в африканистике традиции народы Африки обычно распределяются по общим большим историко-географическим областям: Северная Африка — страны Магриба и Египет; Северо-Восточная Африка — Эфиопия и Сомали; Западная Африка, или Западная Тропическая Африка - страны Западного Судана и Гвинейского побережья; Центральная Тропическая Африка — бассейн Конго и соседние области; Восточная Тропическая Африка — Межозерье и приморские области; Южная Африка и Мадагаскар. Такое членение отвечает задачам общего обзора хозяйственно-культурных осо­бенностей обширных регионов, но оно недос­таточно для характеристики политического де­ления современной Африки.

Превращение большинства африканских стран в колонии европейских держав относит­ся в основном к последней четверти 19 в. — периоду империалистического раздела мира. Колониализм расхищал природные богатства, нещадно эксплуатировал коренное население Африки. Африканцев совершенно устранили от политической жизни, лишили самых элементарных прав. К колониальным территори­ям надолго были привешены ярлыки: «Британская», «Французская», «Бельгийская», «Испан­ская», «Португальская» (например, «Британ­ская Западная Африка», «Французская Эква­ториальная Африка», «Бельгийское Конго» и др.).

Исторический перелом в судьбах народов Африки произошел по окончании второй мировой войны. Образование мировой социали­стической системы необычайно ускорило развитие национально-освободительного движе­ния. С этого времени понадобилось всего полтора десятилетия, чтобы в корне подорвать колониальную систему, складывавшуюся столетиями. Если в 1945 г. на африканском кон­тиненте было только три независимых государства— Египет, Либерия и Эфиопия (в нас­тоящее время соответственно называются Арабская Республика Египет, Республика Ли­берия и Социалистическая Эфиопия), то в настоящее время их уже 50. В 1950-х годах независимость получили Ливия (Социалисти­ческая Народная Ливийская Арабская Джамахирийя), Демократическая Республика Су­дан, Королевство Марокко, Тунисская Респуб-лика, Республика Гана, Гвинейская Народная революционная Республика.

1960 год называют «Годом Африки», когда 17 стран получили государственную независимость. Это Исламская Республика Мавритания, республика Сенегал, Мали, Берег Слоновой Кости, Народная Республика Бенин, Верхняя Вольта, Того, Объединенная Республика Камерун, Федеративная Республика Ни­герия, Нигер, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон; Народная Республика Кон­го, Заир, Сомалийская Демократическая Республика, Демократическая Республика Мада­гаскар.

В 1960-х годах свободными стали Алжир­ская Народно-Демократическая Республика, Гамбия, Сьерра-Леоне, Уганда, Кения, Объ­единенная Республика Танзания, Руанда, Бу­рунди, Малави, Замбия, Ботсвана, Маврикий, Экваториальная Гвинея, Королевство Лесото, Королевство Свазиленд. В 1970-х годах после многолетней вооруженной борьбы и сверже­ния фашистской диктатуры в Португалии не­зависимость получили Гвинея-Бисау, Острова Зеленого Мыса, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Народная Республика Ангола, Народная Республика Мозамбик; Сей­шельские острова, Коморские острова и Джи­бути. В 1980 г. независимость получила Зим­бабве. Но существует еще государство, где У власти стоит расистская империалистическая верхушка, — Южно-Африканская Республика, вопреки решениям Организации Объединен­ных Наций, милитаристская ЮАР продолжает незаконно удерживать за собой страну На­мибию. Коренное африканское население этих стран ведет упорную борьбу за свободу и не­зависимость.

Политическая независимость, завоеванная большинством африканских народов, сама по себе еще не означает полного национального освобождения и становления на путях ускоренного социально-экономического развития, второй, не менее важный шаг—это достижение экономической независимости и установ­ление равноправных отношений в мировом экономическом и культурном взаимообмене.

Достигнуть этого без опоры на широкие слои трудящихся в своей стране, без прочного союза с государствами социалистического со­дружества по-настоящему невозможно. Вот почему многие африканские страны — Алжир, Ливия, Гвинея, Бенин, Конго, Эфиопия, Анго­ла, Мозамбик, Мадагаскар и др. — избрали определенные ориентации прогрессивного развития, которые в одних случаях раньше, а в других случаях позже способны подвести их к коренным социальным преобразованиям, к социализму.

Население. Насильственное приобщение африканцев к колониальной «цивилизации» имело демографическим последствием то, что если до прихода европейцев население Аф­рики составляло около 20% жителей земного шара, то к 1960 г. — только 8%. Карательные экспедиции,, эпидемии и массовое недоедание в период колониализма уносили множество человеческих жизней. Так, за период бельгий­ского владычества, менее чем за 80 лет, на­селение Конго (ныне Заир) сократилось в два раза.

Напротив, в период начавшегося независи­мого развития, во второй половине нашего столетия, численность населения стран Афри­ки возрастала быстрее, чем в других частях света. К концу 1970-х годов она приблизилась к 450 млн. человек.

Однако и сейчас средняя плотность насе­ления на африканском континенте более чем в два раза ниже, чем на всем земном шаре, и составляет 13—14 человек на кв. км. Насе­ление распределено по континенту неравно­мерно. Огромные территории Сахары и пус­тынь Южной Африки, районы влажных тро­пических лесов заселены очень редко. Плот­нее заселены возвышенные районы Африки, например: Эфиопское нагорье, Атлас, Восточноафриканское нагорье, горные районы Ма­дагаскара. Наиболее густонаселенным райо­ном является долина Нила (до 1000 человек на кв. км), из государств — Руанда, Бурунди, Реюньон, Маврикий.

Свыше 75% населения Африки являются сельскими жителями, остальные горожанами. Особенно интенсивный рост городского насе­ления наблюдается в период независимого развития. В 1965 г. на континенте имелось бо­лее 100 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом. В некоторых государствах удельный вес городского населения превыша­ет треть жителей — в Джибути (60%), Египте (44%), Алжире (52%), Марокко (39%), Конго (48%), Тунисе (50%), ЮАР (48%), БСК (32,4%), Замбии (36,3%), Маврикии (43%), Намибии (37%), Экваториальной Гвинее (35%). Массовая урбанизация африканских стран отличается стихийностьЮ и не всегда сопровождается ро­стом промышленно-экономического потенциа­ла городов и подъемом культуры мигрантов из сельских местностей. Регулирование про­цессов урбанистического развития — еще од­на важная задача правительств развивающих­ся стран Африки.

Антропологический состав населения. На Африканском континенте в разных вариантах представлены носители физических черт трех больших рас — европеоидной, негроидной и отчасти монголоидной, а также смешанных и переходных между ними расовых типов.

Вся Северная Африка заселена народами относящимися к европеоидной большой расе, — это арабы и берберы, для которых ха-рактерны темный цвет волос и глаз, смуглая кожа, слегка волнистые волосы, узкое лицо, тонкий прямой нос. К этой же расе, точнее к ее среднеевропейскому типу, принадлежит и европейское население, проживающее глав­ным образом на юге континента, — африкане­ры (потомки голландцев), англичане, францу­зы, немцы и др. — отличающееся светлым цве­том волос, глаз и кожи, прямыми или слегка волнистыми волосами, узким лицом, тонким прямым носом.

Подавляющее большинство населения страны к югу от Сахары относится к негроидной (или африканской ) большой расе, представленной тремя региональными типами. Носителям негрского типа свойственны такие специфиче­ские черты: темная кожа различных оттенков от очень темных до светло-кофейных, темный цвет глаз и волос, курчавые волосы, нередко выдающиеся вперед челюсти (прогнатизм), различные формы губ от средней величины до очень крупных («вздутых»), широкий нос с низким переносьем и широко открытыми ноздрями, слабо развитый на теле третичный волосяной покров. Антропологические отличия в пределах этого типа довольно значительны и касаются таких признаков, как рост, цвет кожи, строение лица и головы, носа и губ, наличие или отсутствие прогнатизма,

Носители особых расовых типов — негрилльского и бушменского — проживают Югу от Сахары. Первые представлены пиг­меями Экваториальной Африки, которые вы­деляются очень малым ростом, более свет­лым цветом кожи, более развитым третич­ным волосяным покровом на теле, более тон­кими губами. Вторые — южноафриканские бушмены и готтентоты — характеризуются желтоватым цветом кожи, средним или ма­лым ростом, узким носом с уплощенным пе­реносьем, нередким наличием эпикантуса и стеатопигии (выступающих жировых образова­ний в области ягодиц), рано появляющейся морщинистостью кожи лица и тела.

К смешанным и переходным формам меж­ду негроидной и европеоидной расами отно­сится эфиопский тип (Эфиопия, Сомали и др.), для которого характерны: темный цвет волос и глаз, смуглая или темная кожа, волнистые волосы, узкое лицо и тонкий нос, губы тон­кие или средней толщины, более высокий рост и т. д. К особому смешанному расовому типу (негроидной и монголоидной рас) относятся малагасийцы — коренное население острова Мадагаскар.

Этно-лингвистический состав населения. Многие языки Африки научно малоисследо-ваны, что затрудняет их классификацию. Более основательно выделены языковые семьи и группы, которые объединяют близкие между собой языки.

Всю Северную Африку, значительную часть Северо-Восточной, а также отчасти Восточную и Западную Тропическую населяют народы, говорящие на языках семито-хамитской, или афразийской, семьи (свыше трети населения континента), которая в свою очередь подраз­деляется на четыре группы: семитскую, бер­берскую, кушитскую и чадскую. Среди семит­ской языковой группы выделяются две под­группы: арабская (свыше 80 млн. человек) и эфиопская (около 20 млн.). На диалектах арабского языка говорит население Египта, боль­шая часть Магриба — Ливии, Туниса, Алжира, марокко. Кроме того, он распространен в Мавритании, на большей части территории Судана, частично в Мали, Нигере, Чаде и дру­гих странах, где проживают кочевые арабские племена. На языках второй подгруппы гово­рит главным образом население Эфиопии — амхара, тигре, тиграи и др.

На языках берберской группы говорит на­селение главным образом Северо-Западной Африки (Магриба) — кабилы, рифы, шлех, шавийя, тамазигт, зенага и др. Кроме того, к ней относятся и племена туарегов, кочующих на обширных пространствах Центральной Сахары. В общей сложности бербероязычных народов насчитывается около 9 млн. человек.

Кушитские языки распространены от юго-востока Египта до Северной Кении и Танза­нии, но в основном на юге и востоке Эфио­пии и в Сомали. Это языки народов галла, со­мали, беджа, сидамо, ираку и др.— всего 19,5 млн. человек.

На ЯЗЫКАХ четвертой группы— чадской — говорит до 22 млн. человек, живущих в Се­верной Нигерии (народ хауса—18 млн. чело­век) и соседних государствах Нигера, Чада и Северного Камеруна.

Исторически к особой группе семито-хамитскои семьи принадлежали языки племен

Древнего Египта И слОЖИВШийся на их основе письменный древнеегипетский язык. Самой поздней ступенью в развитии египетского язы­ка был коптский, на котором, начиная с 3— 4 вв., говорило христианизированное населе­ние Египта. К 161 в. арабский язык оконча­тельно вытеснил бытовой язык коптов. В на­стоящее время он сохраняется как язык бого­служения среди коптов-христиан.

В странах Тропической Южной Африки распространены многочисленные языки, отно­сящиеся к трем основным языковым семьям: Нигеро-кордофанской (или конго-кордофанской), охватывающей свыше 244 млн. человек; нило-сахарской более 25 млн. человек, а так же немногочисленной (менее 250 тыс. человек) койсанской.

 

Нигеро-кордофанская семья языков распространена от Атлантического океана на западе до Индийского океана на Востоке, от Сенегала и Центральноафриканской Респуб­лики на севере до Южноафриканской Респуб­лики на юге. Эта весьма обширная семья под­разделяется на две этнолингвистические груп­пы — нигеро-конго и кордофанскую. Первая

из них включает в себя почти все языки Западной Тропической, Центральной Тропиче­ской, Восточной Тропической и Южной Афри­ки. К ним относятся языки следующих подгpyпп (начиная от западного Атлантического побережья и к востоку): западноатлантическая — 20 млн. человек (фульбе, волоф, серер и др.); манде — 11 млн. (бамбара, малинке и др.; вольта —12 млн. (моси, груси, сенуфо и др.); ква — 52 млн. (акан, эве, йоруба, ибо и др.); адамава-восточная — около 7 млн. (азанде, банда, гбайя и др.); бенуэ-конго (в том числе и народы банту)—140 млн. чело­век, Нигерии (ибибио, тив и др.), Камеруна (бамилеке, буте и др.), многочисленные язы­ки банту южной половины Африки (фанг, конго, луба, мбунду, бемба, ньямвези, ганда, малави, тонга, коса и др.). Кордофанская (460 тыс. человек) этнолингвистическая группа объединяет небольшие народы, проживающие главным образом в центральных районах Де­мократической Республики Судан.

Нило-сахарская семья распространена тремя массивами от среднего течения р. Нигер
на западе и до оз. Рудольфа на востоке Африки. Генетически языки этой семьи объединяются в несколько групп. Самая многочисленная — шари-нильская, — насчитывающая 18,5 млн. человек, Это подгруппа восточно-суданских народов, ранее называвшихся ни­лотами, которые проживают на юге Судана, в Уганде, Кении и Танзании (динка, нуэр, ачо-ли, луо, масаи, нубийцы и др.); подгруппа цент-ральносуданских народов на юге Чада (багир-ми и др.), в Заире (мору-мади и др.); и два языка, составляющие самостоятельные подгруппы берта (Судан) и кунама (Эфиопия). Сахарская группа языков (около 4 млн.человек) представлена тубу центральной Сахары, канури, населяющих северо-восток Нигерии. Третья группа — сонгаи (1.8 млн. человек), к которой относятся главным образом народы сонгаи и джерма, заселяющие среднее тече­ние р. Нигер, — в Мали, Нигере, Нигерии и Бенине. Кроме того, в эту семью включены отдельные языки — маба, фур, кома, которые ни в одну из этих групп не входят.

Койсанская семья языков в Юго-Западной Африке включает бушменов, готтентотов и горных дамаров, говорящих на различных по происхождению, но исторически сблизивших­ся языках, которым свойственна специфиче­ская особенность — употребление в речи «щелкающих» звуков, с великим трудом вос­производимых европейцами. В эту семью вхо­дят также языки хатса (хадзапи или тиндига) и сандаве — двух небольших народов, прожи­вающих во внутренних районах Танзании.

На острове Мадагаскар местное население говорит на диалектах и наречиях малагасий­ского языка, относящегося к индонезийской группе австронезийской языковой семьи

8 млн. человек). среди жителей Африки примерно 11 млн. человек говорят на языках индоевропейской семьи. Из них свыше 7 млн. человек относятся к германоязычным народам. Это потомки ко­лонистов из Западной Европы — африканеры, англичане, немцы и др., а также «цветные» ЮАР, американо-либерийцы (Либерия) и не­которые другие. Африканеры ЮАР употреб­ляют язык африкаанс, который строится на основе староголландского, испытавшего влия­ние языков местных африканцев. К романо-язычным группам принадлежат африканские французы, итальянцы, испанцы, португальцы и др. (всего 1,5 млн.). На языках индоарий-ской группы (ок. 2 млн. человек) разговарива­ют выходцы из Северной Индии, Пакистана и Бангладеш, — в основном это население Мав­рикия и ЮАР, отчасти стран Восточной Афри­ки. Кроме того, в Африке проживают греки (65 тыс.), евреи, армяне, дравиды, китай­цы и др.

Религии. До сих пор в мировоззрении и общественно-политической жизни подавляю­щего большинства африканского населения значительную роль играют различные формы религиозных верований и культов, конфессио­нальных организаций и союзов. Это «группы вероисповеданий», тесно связанные с тради­ционными (чисто африканскими) религиями верованиями и культами, а также занесенны­ми в Африку «мировыми религиями» — исламом, христианством и созданными на основе последнего христианско-африканскими церквами и сектами.

Что касается традиционных верований и культов африканцев, то нет оснований видеть в них некую единую африканскую религию. Напротив, эти верования и культы представ­ляют собой пестрое разнообразие различных религиозных форм в виде фетишизма как по­читания священных предметов; колдовской магии; веры в ману — всесильную и безликую сверхъестественную силу, довлеющую над природой и человеком; более сложного ани­мизма, утверждающего веру в многочислен­ных «духов и душ» — персонифицированных вершителей судеб мира, общины и личности и т. д. Существенную роль в идеологической жизни африканцев играет традиционный культ предков, наиболее влиятельный в странах Тропической и Южной Африки. На Гвиней­ском побережье столь же влиятельны куль­ты в «эзотерических (тайных) сообществах» (например, культы в мужском союзе Поро, женском союзе Санде и др.). У целого ряда народов, переживших в свое время стадию создания самобытной государственности, — йоруба, акан, луба, зулу и других сохранились «действующие» пережитки «государственных» религий с развитым пантеоном богов. В сов­ременной Африке традиционных верований и культов придерживается около 30% всего на­селения континента.

Вероятно, значительно большее (до 41 — 42% населения) число африканцев — привер­женцы ислама, главным образом его суннит­ского направления. Около половины африкан­ских мусульман сосредоточено в Северной Африке—в Египте и странах Магриба. В За­падной Тропической Африке мусульмане со­ставляют свыше трети населения, из которых половина — в Нигерии. Исторически ислам на­чал распространяться в Северной Африке в связи с арабским завоеванием 7—9 вв. Позднее он проник и в страны южнее Са­хары.

Христианскую религию различных ее тол­ков ныне исповедует примерно четверть африканского населения разных стран Северо-Восточной, Тропической и Южной Африки. Первоначальные очаги христианства (со 2 в. н. э.) складывались в Египте, где эта религия, несмотря на давление ислама, и сейчас со­хранилась среди части египтян (православных, коптов) и у большинства населения Эфиопии. С 15 в. по западному побережью Африки португальские миссионеры стали насаждать католичество. В период колониального господ­ства европейских держав составной частью их политики являлось поощрение миссионерской деятельности католической и протестантских церквей. С падением колониального господст­ва после второй мировой войны эти церкви активно поддерживали создание самоуправля­ющихся христианских организаций в развива­ющихся странах Африки.

Нынешние христианско-африканские церк­ви и секты в странах Тропической и Южной Африки представляют собой религиозные об­щины с собственной догматикой и ритуалами, сочетающими элементы традиционных куль­тов с элементами, воспринятыми от христиан­ства. Поначалу эти организации носили анти-колониалистский идейно-политический харак­тер, в настоящее время они декларируют чис­то религиозный характер своей деятельности, хотя нередко стоят в оппозиции к правитель­ствам своих стран. Удельный вес привержен­цев этих организаций невелик и составляет примерно 3—5% населения Африки.

 

Этническая история и социальные структуры доколониальной Африки

Чтобы по-настоящему понять социально-ис­торическую действительность африканских на­родов, необходимо обратиться к богатейшим напластованиям их этнокультурных традиций, истоки которых восходят к самобытным ци­вилизациям африканского средневековья и более глубокой древности. Вопреки утвержде­ниям апологетов европейского колониализма о «врожденной неспособности» африканцев к высоким культурам и развитой государствен­ности, современная передовая наука шаг за Шагом раскрывает объективную картину как причин действительного отставания Африки от европейских стран в новое время, так и вполне самостоятельного и своеобразного, на­сыщенного многими культурными приобрете­ниями исторического пути, проделанного аф­риканскими народами за тысячелетия в русле общих закономерностей мирового человече­ского прогресса.

Древняя история. В свете новейших науч­ных открытий африканский континент, особен­но его восточная и северная части, представ­ляется древнейшей «колыбелью человечест­ва»— очагом возникновения самых первых протолюдей, которые уже более двух мил­лионов лет назад умели изготовлять простей­шие каменные орудия (олдовайская «галечная культура» в Восточной Африке).

В виде ископаемых форм в Африке обна­ружены костные останки древнейших людей последующих стадий формирования — пите­кантропа и неандертальца, а также останки человека вида Homo sap1ens, вероятно оби­тавшего в Африке повсеместно 35 тыс. лет назад. Это было время верхнего палеолита с его достаточно развитой техникой изготовле­ния различных орудий, применявшихся в пер­вобытном охотничье-собирательском хозяй­стве.

Судя по костным находкам человека в местечке Мешта аль-Арби (Алжир), в Север­ной Африке в верхнепалеолитическое время обитали люди европеоидного облика, а к югу от них, вероятно, формировались негроидные группы. Во всяком случае, в неолите (7— 5 тысячелетие до н. э.) негроидные племена занимали значительную часть Сахары — тогда еще не пустыни, а увлажненной лесостепи (подвергшейся постепенному усыханию и за­пустению начиная с 3—2 тысячелетий до н. э.). Возможно, смешение негроидных и европео­идных расовых типов происходило в лесостеп­ной Сахаро-Нильской полосе уже много тысяч лет назад, в мезолите или даже в верхнем палеолите.

Хозяйственно-культурная история Африки наиболее известна с эпохи развитого неолита, когда на севере, в Сахаре и долине Нила не только совершенствовались исконные охота и собирательство, но и развивались новые для этого периода занятия — земледелие, скотоводство, керамическое дело, более высокая камнеобработка, а искусство наскальной живописи (например, фрески Тассили и др.) от­разило возникновение производящего сель­ского хозяйства.

Поселения ранних земледельцев и масте­ров неолитической техники обнаружены в Западной Африке, в плодородных долинах рек Сенегала и Нигера. Своеобразием отличалась неолитическая культура земледельцев, охот­ников и собирателей Гвинейского побережья и бассейна р. Конго, развивавшаяся в 3— 1 тысячелетиях до н. э. в условиях тропиче­ского леса. В саванне, в степных и полупус­тынных районах Восточной и Южной Африки каменный век просуществовал дольше всего; обитатели здешних открытых пространств до рубежа нашей эры, а местами и позднее за­нимались исключительно охотой и собиратель­ством (впрочем, в довольно развитых фор­мах).

Древняя Африка, несмотря на ее особое географическое положение — удаленность значительной части территории от Средизем­номорья и Передней Азии, т. е. от древних центров и цивилизаций, как свидетельствуют многие научные факты, поддерживала опре­деленные связи с ними. Открытием и ис­пользованием навыков культуры земледелия и скотоводства Африка в целом обязана ко­ренным племенам Сахаро-Нильского региона, передавшим это искусство более южным со­седям. Прежняя версия западноевропейских ученых о том, что земледелие и скотоводство занесены в Африку высокоодаренными пе-реднеазиатскими «хамитами», полностью дис­кредитирована современными археологически­ми находками. Что же касается зарождения первоначальных очагов металлургии, то они, по всей вероятности, возникли в Африке под воздействием передовых стран Древнего Вос­тока.

В низовья Нила (Египет) и центральную часть Сахары (область развитого неолита Тассили) культура бронзового литья пришла из первичных центров Ближнего Востока и Средиземноморья (крито-микенская цивилизация). И если культура Тассили в связи с усыханием Сахары заглохла к середине 2 тысячеле­тия до н. э., то сложившаяся на Ниле древнеегипетская цивилизация, обогащенная техни­ческими достижениями бронзового века, на­чиная от рубежа 4 и 3 тысячелетий до н. з., все более быстро развивалась. Будучи одним из передовых государств Древнего Востока, Египет на несколько тысячелетий занял веду­щую роль в истории Африки. Так, под влия­нием Египта культура бронзовой металлургии, а затем и металлургии железа (в 1 тысячеле­тии до н. э.) распространилась вверх по Ни­лу на юг, за первый порог, где начиналась страна Куш.

В древней стране Куш (позднее Нубия) жили племена, которых египтяне на рисунках изображали с черной кожей, курчавыми воло­сами и толстыми губами, т. е. негроидами; на других рисунках того же времени кушиты изображены с лицами коричневого цвета. Тем самым египетские художники хотели показать, что население страны Куш неоднородно в ра­совом отношении или представляет собой не­что переходное от негроидов к европеоидам (эфиопская раса). Египтяне знали и более юж­ную страну Пунт с темнокожими обитателя­ми, которую, по всей вероятности, надо по­местить в пределах Восточного Судана и на побережье Сомали и Эритреи. Возможно, что среди жителей этой страны были представле­ны древние нилоты.

Много лучше древние египтяне знали сво­их западных соседей — «ливийцев» (по цвету кожи более светлых, чем сами египтяне). Об­ласть их расселения, по-видимому, простира­лась до Атлантического побережья (совре­менные Марокко и Мавритания). Нынешние народы Северной Африки, говорящие как на языках берберской группы, так и на диалек­тах арабского языка, являются их потомками. Древние ливийцы очевидно имеют прямое от­ношение к истории формирования и последу­ющего распада на самостоятельные подразде­ления семитохамитской языковой семьи. Бу­дучи европеоидами в своей антропологиче­ской основе, древнейшие представители этой семьи первоначально формировались к запа­ду от Нила, в сахарской лесостепной и среди­земноморской зонах. По мере усыхания Са­хары здешние земледельцы и скотоводы или покидали эту область, отходя на восток (пред­ки семитов и древних египтян), юг и юго-вос­ток (предки кушитов и чадских хауса), или же, отчасти сместившись к северу, к горам Атла­са, приспосабливались к изменившийся эколо­гической среде (предки многочисленных ра­нее берберов — ливийцев).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.048 с.)