Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неславянские народы европейской части СССРСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Европейскую часть Советского Союза помимо восточных славян населяют многие народы, различающиеся по своему происхождению и культурно-бытовому облику.
Народы Волго-Камья Особый историко-этнографический регион в европейской части СССР представляет Вол-го-Камье, в котором живут шесть крупных народов, имеющих свои национальные автономии: поволжские или казанские татары — 2806 тыс., чуваши —1165 тыс., башкиры — 936 тыс., мордва — 389 тыс., удмурты (вотяки) — 505 тыс. и марийцы (черемисы) — 433 тыс. По расовой принадлежности все названные народы относятся к разным антропологическим типам большой европеоидной расы, среди которых преобладают типы, сочетающие в себе помимо европеоидных также в большей или меньшей степени монголоидные признаки. Наиболее распространенным из них является вятско-камский антропологический тип. В лингвистическом отношении все народы Волго-Камья делятся на две группы. Одну из них составляют удмурты, марийцы и мордва, говорящие на языках финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи, другую — чуваши, татары и башкиры, языки которых относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Этногенез и этническая история. Область, где по мнению большинства исследователей, происходило формирование уральской языковой семьи, лежала по обе стороны Уральского хребта. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной— угро-финские. В конце 3 тысячелетия до н. э., как полагают лингвисты, произошло отделение финнов от угров. В эпоху бронзы (2 тысячелетие до н. э.) началось постепенное распространение финноязычных племен из района Прикамья на запад вплоть до Балтийского моря. При этом они смешивались с местным населением и испытывали его культурное воздействие. В раннежелезный век в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (8—3 вв. до н. э.), носители которой явились далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Начало формирования современных финноязычных народов Волго-Камья относится к первой половине 1 тысячелетия н. э. Основу удмуртского этноса составили племена, жившие по р. Чепце, а также по среднему и нижнему течению р. Вятки. В дальнейшем этногенез удмуртов протекал на более широком пространстве от Вятки до Камы, где в процессе консолидации удмуртских племен образовывались более крупные территориально-племенные объединения, имевшие диалектные и культурные различия. Наиболее четко были разграничены северные и южные удмурты. Среди северных удмуртов известны этнографические группы ватка (на р. Вятке) и калмез (на р. Кильмезь). В этногенезе южных удмуртов («арских людей» русских источников) приняли участие различные тюркские племена, оседавшие в Нижнем Прикамье, начиная с эпохи великого переселения народов. Особый компонент в удмуртском этносе составляют бесермяне, живущие в бассейне р. Чепцы и в настоящее время почти полностью слившиеся с удмуртами. Происхождение бесермян до сих пор не выяснено. Одни исследователи считают их потомками какой-то группы тюрок, переселившихся из Нижнего Прикамья на Чепцу, другие видят в них южных удмуртов. После присоединения Удмуртского края к России начался процесс консолидации удмуртской народности. Область формирования марийских племен охватывала правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу их составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное воздействие позднегородецких племен — предков мордвы. Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки, где они вошли в соприкосновение с удмуртскими племенами, и в южном, где граница их расселения доходила до р. Казанки. Ко времени включения Марийского края в состав России марийский этнос состоял из ряда групп, различавшихся своими диалектами, особенностями материальной и духовной культуры и этническим самосознанием. Позднее, под воздействием более тесных социально-экономических связей, особенно с развитием капиталистических отношений, эти группировки консолидировались в марийскую народность. До сих пор сохраняется деление марийцев на горных, луговых и восточных. Горные марийцы, живущие по правобережью и на противоположном левом берегу Волги, отличаются от других групп марийцев своим наречием и некоторыми особенностями традиционной культуры. Луговые марийцы, составляющие большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье. Восточные марийцы сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье. Древнемордовские племена формировались в междуречье Оки и Волги на основе местного финноязычного населения, которое оставило, по-видимому, памятники позднего-родецкой археологической культуры. В начале 1 тысячелетия н. э. здесь образовалось несколько этно-лингвистических группировок предков мордвы, которые в процессе исторического развития вступали во взаимодействие с различными ираноязычными и тюркоязычны-ми племенами на южных границах своего расселения. На севере и западе мордва длительное время находилась в тесных контактах с восточными славянами. Часть мордвы обрусела. Ко времени включения Мордовии в состав России среди мордвы выделялись две крупные группы: мокша и эрзя. Мокша сложилась в бассейне рек Мокши и Цны, эрзя — в бассейне Суры. Дальнейшее этническое развитие этих групп привело к образованию двух близких по происхождению народностей (мокша и эрзя) со своими языками, этническим самосознанием и особенностями материальной и духовной культуры. В 17—18 вв. происходило постепенное движение мордвы на восток, в Заволжье и Башкирию. К концу 19 в. мордва расселилась на обширных пространствах, но не сплошными массивами, а чересполосно с русскими и татарами. Проникновение тюрок в Среднее Поволжье началось в первой половине 1 тысячелетия н. э. Наиболее крупной волной было переселение в 7—8 вв. булгар из степей Северного Кавказа и Приазовья. Заняв территорию преимущественно на левобережье Волги, ограниченную с севера Камой, а на юге простиравшуюся до Самарской луки, кочевники-булгары пришли в соприкосновение с местным финно-угорским населением и тюрками, поселившимися здесь ранее. В 10 в. булгары создали государство — Волжскую Булгарию, игравшую значительную роль в экономической и политической жизни Восточной Европы. В 13 в. это государство пало под ударами монголо-татар. Его города (Булгар, Биляр, Сувар и др.) подверглись разрушению. Часть населения была истреблена, часть уведена в плен, оставшееся отошло в леса к северу от Камы и в правобережные районы Поволжья. Переселившиеся на Правобережье булгары положили начало чувашам. Возможно, что большинство переселенцев составляли сувазы (от них происходит название чувашей), которые, как полагают, являлись добулгарским тюркским населением Нижнего Прикамья, испытавшим сильное влияние булгар. При продвижении на север булгары смешивались с жившими там горными марийцами. Это смешение отразилось в лексике чувашского языка и в формировании этнографической группы чувашей — вирьялов (верховых), которые в традиционной культуре имеют много общего с горными марийцами и отличаются от юго-восточных чувашей—анатри (низовых). Казанские татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финноязычным населением — луговыми марийцами и удмуртами. Вторгшиеся на территорию Среднего Поволжья монголы не оказали заметного влияния на формирование поволжских или казанских татар, в антропологических типах которых не прослеживаются черты центральноазиатского монголоидного типа, к которому принадлежали монголы. Но значительную роль в их этногенезе сыграли тюркоязычные кипчаки, составлявшие основное население Золотой Орды. Сам этноним «татары» связан с одним из монгольских племен. В эпоху походов Чингизхана и его преемников этим термином стали обозначать тюркоязычное население причерноморско-прикаспийских степей. В период распада Золотой Орды и образования Казанского ханства (15 в.) кипчаки оседали в Заволжье, вливаясь в местную булга-роязычную среду. Постепенно булгарский язык был вытеснен кипчакским. Среди татар выделяется сравнительно небольшая группа мишарей, происхождение которых до сих пор не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками отюре-ченной финно-угорской мещеры. Также особую группу представляют касимовские татары, живущие вокруг города Касимова на р. Оке. Эта группа образовалась в 15 в., когда московский царь пожаловал казанского царевича Касима землями по Оке. Пришедшие с ним татары и стали предками касимовских татар. Особенно сложно протекал этногенез, башкир. Основу их составили тюркские племена центральноазиатского происхождения, которые под названием баджгардов и бурджан были зафиксированы источниками 7 —8 вв. в районе Приаралья и Сырдарьи. Оттуда эти племена в составе печенежского союза племен в 8 в. продвинулись в прикаспийские и северокавказские степи. Затем в конце 8 — начале 9 в. предки башкир вслед за булгарами отошли на север в степные и лесостепные районы, расположенные между Волгой и Уралом. Сравнительно небольшая территория Бугульминской возвышенности, ограниченная с севера и востока течением р. Белой, с запада— левыми притоками Волги и с юга степями, примыкающими к р. Самаре, стала местом, где в 9 —10 вв. шел процесс формирования древнебашкирского этноса, ставшего известным под названием башкорт. В этот период в состав башкир влились близкие им по культуре кочевые булгаро-мадьярские племена, жившие по соседству в Приуральских степях. Там же, в Приуралье, древние башкиры смешивались с ранее поселившимися в тех местах финно-угорскими, сармато-аланскими, угорско-самодийскими племенными образованиями. В период монголо-татарского нашествия и господства Золотой Орды происходила усиленная кипчакизация башкир, начавшаяся еще в домонгольский период. Кипчаки оказали большое влияние на формирование башкирского языка, который относится к кипчакской ветви тюркских языков. После распада Золотой Орды в 15 — начале 16 в. башкиры подпали под власть ногайских ханов. Лучшие кочевья башкир, особенно на юге, были заняты ногайцами. Под давлением ногайцев башкиры продвинулись на север, где вошли в соприкосновение с финноязычными и угорскими (манси) народами и частично смешались с ними. Длительные контакты с кочевниками-ногайцами привели к вхождению части ногайцев в состав башкир. Последние значительные вкрапления иноэтнич-ных элементов в башкирский этнос происходили в 17 —18 вв., когда на территории северо-западной Башкирии поселились выходцы из области Поволжья — татары, марийцы, удмурты и мордва. Особенно интенсивное эт-но-культурное взаимодействие было между татарами и башкирами, чему способствовало родство их языков. Ко времени присоединения Башкирии к России (16 в.) башкирский этнос находился на пути консолидации в народность, которая оформилась уже в рамках Российского феодального государства. В дореволюционный период этническое развитие народов Волго-Камья не пошло дальше стадии народности, за исключением татар, ставших на путь консолидации в буржуазную нацию. После Октябрьской революции все народы Волго-Камья получили свои национальные автономии, в рамках которых и шло образование социалистических наций. Хозяйство. С давних времен основными занятиями народов Волго-Камья были земледелие и скотоводство. В 19 в. в земледелии господствовала трехпольная система. Пахотными орудиями служили различные виды сох и тяжелый деревянный плуг — сабан, применявшийся для поднятия тяжелых почв и целины. Скотоводство имело подсобное значение и было тесно связано с земледелием. Исключение представляли башкиры, которые до 17 в. были типичными скотоводами — кочевниками и полукочевниками. По мере сокращения пастбищ они постепенно переходили к оседлому образу жизни и к земледелию. Древними занятиями народов Волго-Камья были также охота и бортничество. С вырубкой лесов эти занятия пришли в упадок. Вместо бортничества появилось пасечное пчеловодство. В период капитализма развивалась лесная промышленность, возникали мелкие предприятия по обработке местного сырья, широкое распространение получили кустарные, связанные преимущественно с обработкой дерева, и отхожие промыслы. Последними больше других занимались татары и мордва. В советское время в республиках Поволжья стала создаваться тяжелая промышленность по добыче и переработке нефти, горнорудная, машиностроительная, металлообрабатывающая, бумажно-целлюлозная, а также различные отрасли легкой промышленности. Сложился национальный рабочий класс. Развитие промышленности привело к росту старых и строительству новых городов, значительный процент населения которых составляют выходцы из коренных национальностей. Колхозное строительство способствовало подъему сельского хозяйства за счет широкого внедрения механизации, роста квалифицированных кадров, совершенствования организации труда. Многие колхозы реорганизованы в совхозы со специализацией на определенных отраслях сельскохозяйственного производства. Материальная культура. В традиционной материальной культуре народов Волго-Камья прослеживается много общих черт, обусловленных единой географической средой, сходным уровнем экономического и социального развития, а также длительным этно-культур-ным взаимодействием. В лесных районах в прошлом селения были небольшими. Хозяйственные и жилые постройки в них располагались без определенного плана. Это объясняется тем, что у народов Поволжья долго сохранялся обычай совместного поселения родственных семей отдельными гнездами. Уличная планировка деревень стала преобладать в 19 в. Жилищем всем народам Поволжья, за исключением части башкир, служила срубная изба. Планировка жилого помещения была различной, в зависимости от численности и имущественного положения семьи,— двухраз-дельной (изба + сени) и трехраздельной (две избы и сени между ними, или изба 4- сени + + клеть, как у русских). У башкир, кроме срубных, были плетневые, пластовые (из дерна) и каменные жилища, а у восточных и юго-восточных— также кибитки тюркского и монгольского типов. По внутренней планировке и убранству жилища удмуртов, марийцей, чувашей и мордвы ничем не отличались от изб соседнего русского населения. В доме находилась русская печь, полати, неподвижные лавки и стол в переднем углу. У татар и башкир большое место у стены занимали нары, на которых работали, ели, спали, принимали гостей. В настоящее время сохраняется традиция строить срубные жилища, но они значительно изменили свой внешний вид и внутреннее убранство. Дома обычно состоят из нескольких комнат с городским интерьером. Преобразился облик современной поволжской деревни. Повсюду идет процесс укрупнения деревень, позволяющий приблизить условия жизни в сельской местности к городским. Разнообразной и красочной была традиционная одежда, особенно женская. Она устойчиво сохранялась на протяжении ряда столетий и служила своеобразным отличительным признаком отдельных этнографических групп. Одежду до революции почти целиком изготовляли из домашних конопляных, льняных и шерстяных тканей. Только татары и отчасти башкиры в период капитализма приобретали ткани фабричного производства. Основу мужского и женского костюма составляли туникообразная (без шва на плечах) рубаха и штаны (кроме эрзянок, которые как и русские женщины, в прошлом штанов не носили). Женские рубахи богато украшались вышивкой шерстяными и шелковыми нитями преимущественно темно-красных тонов. В орнаменте преобладали зооморфные и геометрические узоры, а у мусульман — растительные. Искусством вышивания особенно отличались марийки и мордовки. Разнообразны были женские головные уборы, как мягкие (полотенечные и платки), так и на твердой основе (высокие в виде усеченного конуса у удмурток, мариек, башкирок, лопатообразные сороки у мариек и эрзянок, рогатый шымакш у мариек и др.). Праздничный наряд у женщин дополнялся обилием украшений, которые носили на голове, в ушах и на ушах, на шее, груди, спине, поясе. Их изготовляли из серебра, серебряных монет, бус, бисера, пуговиц, кораллов, раковин-каури и др. В капиталистический период мужская традиционная одежда исчезла, заменившись городской. Женский традиционный костюм продолжал бытовать, но в советское время в связи с широким распространением фабричных тканей, готовой одежды и городских мод многие его элементы исчезли совсем, другие приспосабливались к городской одежде. В настоящее время он сохраняется местами только у пожилых женщин. Духовная культура. До революции народы Волго-Камья, кроме татар, не имели своей письменности, если не считать отдельных попыток создания грамматик на языках коренного населения и печатания религиозной литературы. Духовное творчество народов Волго-Камья находило свое выражение в богатом фольклоре, народной музыке, танцах и прикладном искусстве, особенно в вышивке, резьбе по дереву, в меньшей степени — в узорном ткачестве. По вероисповеданию народы Волго-Камья делились на две группы: христиан и мусульман. Мусульманами были татары и башкиры. Ислам рано пустил корни в Поволжье. С 10 в, он был государственной религией в Волжской Булгарии. Христианство же стало распространяться преимущественно после присоединения Поволжья к России и насаждалось оно зачастую насильственным путем. Однако народы Поволжья, принимая православие, продолжали придерживаться своих древних обрядов и верований, которые часто переплетались с христианскими. Из языческих верований наибольшее распространение имели аграрные культы и культ предков. После установления Советской власти и организации национальных автономий у народов Волго-Камья были созданы все условия для развития национальных культур. Все народы Поволжья получили письменность. У татар она была переведена с арабской графики на русскую. В автономных республиках были созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, что способствовало быстрому росту национальной интеллигенции, занятой в различных областях народного хозяйства и культуры. Больших успехов достигло творчество национальных писателей и поэтов, скульпторов, композиторов, артистов и художников. Дальнейшее развитие получило прикладное искусство.
Народы Прибалтики Советская Прибалтика в историко-культурном отношении представляет особый регион. Ее населяют три крупные социалистические нации: литовцы (лиетувяй) — ок. 2750 тыс., латыши (латвиеши)—ок. 1340 тыс. и эстонцы (эестласед) — ок. 1 млн. В антропологическом отношении все они принадлежат к европеоидной расе. Среди латышей и особенно эстонцев преобладают светлопигментированные антропологические типы. По языку прибалтийские народы делятся на две группы. Языки литовцев и латышей составляют небольшую летто-литовскую ветвь индоевропейских языков, ближе всего стоящую к славянской ветви. Эстонский язык относится к западной или прибалтийской ветви финских языков угро-финской группы уральской семьи. Он близок к карельскому и финскому. Этногенез и этническая история. Прибалтика была освоена человеком с древнейших времен. Этническая принадлежность ее первоначального населения неизвестна. В эпоху бронзового века (2 тысячелетие до н. э.) в южных районах Прибалтики распространились пришедшие с юга и юго-востока, возможно из Поднепровья, племена, знавшие земледелие, скотоводство и металлургию бронзы. По своему антропологическому типу они были ярко выраженными европеоидами. Считают, что они говорили на индоевропейских языках. Эти племена рассматриваются как далекие предки летто-литовских народов. Осев в Прибалтике, они постепенно ассимилировали местное неолитическое население. Северные районы Прибалтики занимали продвинувшиеся с востока племена финно-угорского происхождения. До сих пор в науке нет единого мнения о времени появления этих племен на современной территории их расселения. Во всяком случае, это произошло не позже 1 тысячелетия до н. э. С этого времени прослеживается довольно четкая археологическая граница, проходившая по Северной Латвии и делившая Прибалтику на две культурные области. К северу от этой границы шло формирование прибалтийских финнов — предков эстонцев, ливов и води, которые упоминаются на страницах начальной русской летописи. К югу от указанной границы складывались летто-литовские племена, занимавшие более обширную территорию и находившиеся в постоянных этно-культурных контактах с восточными и западными славянами. К концу 1 тысячелетия н. э. образовался ряд территориально-племенных группировок, положивших начало современным литовцам и латышам. В состав латышей вошли известные летописям земигола, летьгола, корсь и селы; в состав литовцев — жмудь и аукштайты (литва русских летописей). Сложные исторические условия, в которых находились народы Прибалтики в эпоху средневековья (начиная с 15 в. происходили захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был нарушен процесс их самобытного социально-экономического и исторического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы создали в 15 в. свою государственность. В 18 в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее положение в Эстонии и Латвии продолжали занимать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и ополяченная литовская знать. В феодальный период у народов Прибалтики складывались этнографические области, различавшиеся особенностями культуры. У литовцев таких областей было две — Жемайтия (Западная Литва) и Аукштайтия (Восточная). У латышей прослеживаются пять культурных районов—Курземе, Земгале, Латгале, Аугшзенс и Видземе. В Эстонии в этнографическом отношении различались северные и южные эстонцы. Кроме того, среди эстонцев выделяются сету (или сетукезы), живущие на юго-востоке республики и в соседних районах Псковской области. Они приняли православие и испытали сильное влияние восточных славян. В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики в народности, а в период капитализма происходило формирование эстонской, латышской и литовской буржуазных наций. Победа Октябрьской революции в России привела к установлению Советской власти в Прибалтике. Но местные буржуазные националисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную диктатуру. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в единую семью народов Советского Союза. Материальная культура. Древнейшими занятиями народов Прибалтики были земледелие, скотоводство и рыболовство. Промышленность стала развиваться после отмены крепостного права, особенно в Латвии и Эстонии. В период буржуазных республик Прибалтика превратилась в аграрный придаток западноевропейских империалистических держав. В настоящее время Эстония, Латвия и Литва являются передовыми индустриально-аграрными республиками с высокоразвитыми промышленностью и сельским хозяйством. С развитием промышленности в Прибалтике росло городское население. В настоящее время оно преобладает над сельским. Большинство прибалтийских городов имеет многовековую историю. В период феодализма, особенно в Эстонии и Латвии, в городах жили преимущественно немцы, которые держали в своих руках ремесло и торговлю. При капитализме города росли за счет коренного населения— выходцев из крестьян. После воссоединения Прибалтики с Советским Союзом росли и благоустраивались старые, возникали новые города и городские поселки, создаваемые с учетом всех требований современного градостроительства. В сельской местности с древнейших времен были распространены деревни (кучевого и уличного плана) и однодворные поселения типа хуторов. Число последних стало расти после отмены крепостного права и особенно в период буржуазных республик. В настоящее время в Прибалтике все большее распространение получают сельские поселения, которые по своему благоустройству приближаются к поселкам городского типа. Крестьянское жилище народов Прибалтики за время своего существования претерпело значительные изменения. В феодальный период в Прибалтике бытовало несколько типов крестьянских жилищ. В Эстонии и Северной Латвии существовали жилые риги представлявшие собой высокие срубные постройки с соломенной крышей и печью, топившейся по-черному. Осенью в риге сушили снопы. В восточных районах Латвии и Литвы, крестьянское жилище не отличалось от жилища соседнего русского и белорусского населения и состоял о из избы с русской печью, холодных сеней и клети. На западе Литвы и Латвии в середине жилища находились отапливаемые сени, по бокам которых располагались жилые помещения. В период буржуазных республик в сельской местности все большее распространение получал городской тип жилища. В настоящее время в селениях все чаще возводятся жилища по типовым проектам со всеми необходимыми удобствами. Традиционная одежда народов Прибалтики свою законченную Форму приобрела в феодальный период. Она целиком изготовлялась из тканей домашнего производства. У всех трех народов сложилось по нескольку комплексов традиционной одежды, характерных для определенных местностей. Основу женского костюма у эстонцев в древний период составляла туникообразная рубаха, несшитая поясная одежда, передник и полотенчатый головнои убор. Ворот рубахи закалывали подкововообразной фибулой. В 18—19 вв. эта Одежда испытала сильное западноевропейское влияние. На смену ей пришли полосатые юбки, короткие пышные кофты и головные уборы разных типов. Женская традиционная одежда латышей и литовцев имела много общих черт. Женщины носили pyбахи разного покроя с длинными рукавами, юбки. передники, безрукавки в виде лифа, наплечные покрывала, полотенчатые головные уборы, чепчики. В этом наряде прослеживалось сходство с соседними восточными славянами и поляками. Мужской костюм прибалтийских народов во многом напоминал одежду немецкого городского населения. В капиталистический период с распространением фабричных тканей и городских мод традиционная одежда начала быстро исчезать. Некоторые ее элементы трансформировались в костюмы участников певческих праздников и бытуют в наши дни. Духовная культура. Республики Прибалтики— одни из передовых республик Советского Союза по уровню развития культуры. В прошлом развитие национальной культуры тормозилось в Эстонии и Латвии гнетом немецких баронов, в Литве — польских помещиков. Этому способствовала также конфессиональная разобщенность. По вероисповеданию население Прибалтики делилась на католиков, лютеран и православных. Католичество было распространено в районах, которые долго находились под властью Польши, в Литве и восточной Латвии у латгальцев. Лютеранство с 16 в. насильственно насаждалось немецкими пасторами среди эстонцев и западных латышей. Православными были жители пограничных с русскими областей. В культуре господствующих классов было сильно влияние немецких провинциальных традиций, обычаев польской шляхты и католического духовенства. Народные же массы продолжали сохранять и развивать многие национальные культурные традиции, которые дожили до нашего времени. Глубокие корни имеет прикладное искусство. В современных условиях самодеятельное творчество тесно переплетается с профессиональным. Из прикладного искусства наиболее развиты деревянная скульптура, производство изделий из янтаря, художественное ткачество и вязание, обработка кожи, керамика и др. После отмены крепостного права в Прибалтике зародилось движение за национально-культурное возрождение. Во главе этого движения встала демократически настроенная интеллигенция. Большое внимание уделялось собиранию и изучению фольклора, шла борьба за создание школ, национальной литературы, театра. Национальный поэт Эстонии Ф. Крейцвальд на основе фольклора написал поэму «Калевипоэг» (Сын Калева). Латышский поэт А. Пумпур по народным мотивам создал поэму «Лачплесис» (Разрывающий медведя), посвященную борьбе латышского народа с немецкими рыцарями. Большое развитие у народов Прибалтики получило хоровое пение. Со второй половины 19 в. стали устраиваться праздники песен. Особенное распространение они получили в советское время.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.014 с.) |