Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народы Европейского Севера СССРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На севере европейской части СССР кроме русских живут карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки, ненцы и саамы (лопари). Все это население, за исключением ненцев, относится к большой европеоидной расе. Несколько особняком стоят лопари, в антропологическом типе которых прослеживается древнее смешение монголоидных и европеоидных признаков. Ненцы принадлежат к монголоидам. Карелы (138 тыс.) живут в Карельской АССР и Калининской обл. Вепсы (8,1 тыс.) населяют смежные районы Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областей. Лопари или саамы (2 тыс.) занимают северные районы Кольского полуострова. Основная масса их живет за пределами СССР — на севере Норвегии, Финляндии и Швеции. Коми-зыряне живут в Коми АССР, а также за Уралом. Коми-пермяки расселены в Коми-Пермяцком автономном округе и отчасти за его пределами. Ненцы (29 тыс.) обитают на широких пространствах тундры и лесотундры Европы и Западной Сибири. В европейской части СССР они составляют коренное население Ненецкого автономного округа и небольшими группами живут дальше к западу, включая Кольский полуостров (О ненцах см. в главе 10 «Народы Сибири»), Этногенез и этническая история. Языки народов Европейского Севера относятся к уральской языковой семье. Коми-зырянский и коми-пермяцкий очень близки между собой и вместе с удмуртским составляют пермскую подгруппу финских языков. Карельский и венский языки относятся к прибалтийско-финским языкам. К ним же причисляется язык лопарей. Но как считают исследователи, лопари в древности говорили на другом языке, возможно самодийском, и только попав в прибалтийско-финскую этническую среду, они утратили свой древний язык. Заселение Европейского Севера происходило в эпоху мезолита (12—10 тыс. лет тому назад). С юга продвигалось европеоидное население, этническая принадлежность которого остается неизвестной. С востока просачивались монголоиды, говорившие, по-видимому, на уральских языках. Раньше других, вероятно, появились предки лопарей, которые в эпоху неолита широко были расселены по всему Европейскому Северу. Тогда же сложился их антропологический тип. Позднее значительная часть лопарей была ассимилирована расселявшимися на Севере угро-финскими и ненецкими племенами. На Кольском полуострове лопари появились в 1 тысячелетии до н. э. В это время в районе Финского залива уже жили предки эстонцев, карел, вепсов и финнов-суоми. Формирование карел происходило на Карельском перешейке и прилегающих районах Финляндии. В русской летописи они известны под названием корелы. В начале 13 в., когда Швеция захватила Финляндию, часть карел (сайминские и привыборгские карелы) осталась на территории Финляндии и затем вошла в состав финского народа. В этот же период началось постепенное продвижение карел на Кольский полуостров. К 15 в. они достигли побережья Белого моря. Оседая в южных районах современной Карелии, они смешивались с жившими там вепсами. В результате этого смешения образовались две этнографические группы карел со своими диалектами карельского языка — ливвики и людики. Третью группу составили собственно карелы, занимающие северные районы Карельской АССР. В 17 в. после захвата Швецией Карельского перешейка происходило добровольное переселение карел в Тверскую, Новгородскую и Вологодскую земли. Так образовались верхневолжские или тверские карелы. Этногенез коми-зырян и коми-пермяков связан с этническими процессами, протекавшими на территории Верхнего Прикамья в начале 1 тысячелетия н. э., где на базе различных племен, связанных по происхождению с ананьинскими племенами, формировались племена коми. В конце 1 тысячелетия н. э. часть их продвинулась на север в район Вычегды, где смешалась с местным населением, говорившем на языке, близком к вепсскому. Так было положено начало коми-зырянам. Отсюда они расселялись по другим рекам Вычегодского бассейна. В 14 в. территория, населенная различными группами коми-зырян, в русских источниках известна под именем Перми Вычегодской. В феодальный период отдельные группы коми-зырян были слабо связаны между собой, особенно выделялись коми-ижемцы. Развитие капиталистических отношений способствовало консолидации коми-зырян в народность. Оставшиеся на Каме племена коми сложились в коми-пермяцкий народ. Область их расселения носила название Перми Великой. В 14—15 вв. Пермь Вычегодская и Пермь Великая вошли в состав Московской Руси. С этого времени начались тесные контакты народов коми с русскими, что привело к широкому распространению среди них русской культуры. Хозяйство и материальная культура. Народы Севера, за исключением лопарей, рано начали заниматься земледелием. Однако эта отрасль хозяйства значительное развитие получила только в южных районах их расселения. Наряду с земледелием повсюду было распространено скотоводство. Эти виды занятий до-голнялись лесными промыслами, преимущественно охотой, а также рыболовством, особенно на крупных реках и озерах. Коми-зыряне, жившие на р. Ижме, под влиянием ненцев перешли к занятию оленеводством, однако сначала сами они не кочевали со стадами оленей, а нанимали пастухов из тех же ненцев. Но постепенно ими был освоен этот вид занятий, и они стали сами выпасать своих оленей Занимая все новые пастбища, они в конце 19 в. продвинулись на Урал. В период капитализма народы Севера, особенно коми-зыряне, широко практиковали различные виды отхожих промыслов. У лопарей хозяйство было комплексным. Они занимались оленеводством, рыболовством и охотой, в том числе и на морских животных. В отличие от ненцев они доили оленей. В течение года лопари совершали несколько перекочевок. С конца 19 в. кочевать стали только мужчины, а остальные члены семей переселялись лишь из зимних поселков в летние. В материальной культуре карел, вепсов, коми-зырян и коми-пермяков в 19 в. прослеживалось много общих черт. Для них был характерен гнездовой тип расселения, при котором вокруг главного селения располагались небольшие выселки. Жилищем им служили срубные избы на высоком подклете. Под одной крышей с избой ставились хозяйственные постройки. У всех этих народов сложились сходные традиционные комплексы одежды, особенно женской. Она состояла из рубахи с длинными рукавами, на которую надевали разного покроя сарафаны на лямках. Головные уборы были обычно сложными: непосредственно на волосы надевали шапочки, затем головной убор на твердой основе. Широко бытовали различные платки и шали. Мужской костюм был таким же, как у соседнего русского населения. Жилищем лопарей первоначально служила вежа — низкий, углубленный в грунт сруб, засыпанный сверху землей. В крыше для света и выхода дыма оставлялось небольшое отверстие. Летом они сооружали конические шалаши, покрытые берестой. Под влиянием русских в 15 —17 вв. лопари стали переходить к полуоседлому образу жизни, в связи с чем появились небольшие срубные избушки с окнами, позднее распространились срубные избы. За годы Советской власти произошли коренные изменения во всех сторонах жизни народов Европейского Севера. На Севере стали развиваться различные отрасли тяжелой и легкой промышленности и специализированное сельское хозяйство. Вырос национальный рабочий класс. Преобразилась и материальная культура. Традиционные особенности еще сохраняются во внешнем облике сельского жилища, но его внутренняя планировка и убранство все более приближается к городским. Традиционная одежда повсюду сменилась городской, только в немногих местах отдельные ее элементы сохраняются в костюме пожилых женщин. Продолжает бытовать меховая зимняя одежда у лопарей. Духовная культура. До революции ни один из народов Европейского Севера не имел своей письменности, если не считать особой зырянской письменности, созданной в 14 в. Стефаном Пермским, но не получившей распространения и быстро забытой. В духовной жизни этих народов большое место занимало устное художественное творчество и прикладное искусство. Широко бытовали эпос, предания, песни, сказки, особенно богат по содержанию был карело-финский эпос «Калевала». Из прикладного искусства популярны были вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву. По вероисповеданию народы Севера были православными, но у них в той или иной степени сохранялись пережитки дохристианских верований, особенно у лопарей, которые почитали «оленью хозяйку» и других «хозяев» — покровителей промыслов; у них же существовал культ священных камней и пережитки шаманизма. При Советской власти была создана письменность у коми-зырян и коми-пермяков, а также у карел, у которых в основу литературного языка был положен финский язык. Большое развитие получили национальные литературы, художественное творчество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.212 (0.009 с.) |