ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народы Европейского Севера СССР



На севере европейской части СССР кроме русских живут карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки, ненцы и саамы (лопари). Все это население, за исключением ненцев, отно­сится к большой европеоидной расе. Несколь­ко особняком стоят лопари, в антропологиче­ском типе которых прослеживается древнее смешение монголоидных и европеоидных признаков. Ненцы принадлежат к монго­лоидам.

Карелы (138 тыс.) живут в Карель­ской АССР и Калининской обл. Вепсы (8,1 тыс.) населяют смежные районы Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областей. Лопа­ри или саамы (2 тыс.) занимают северные районы Кольского полуострова. Основная мас­са их живет за пределами СССР — на севере Норвегии, Финляндии и Швеции. Коми-зыряне живут в Коми АССР, а также за Уралом. Ко­ми-пермяки расселены в Коми-Пермяцком автономном округе и отчасти за его пределами. Ненцы (29 тыс.) обитают на широких прост­ранствах тундры и лесотундры Европы и За­падной Сибири. В европейской части СССР они составляют коренное население Ненецко­го автономного округа и небольшими груп­пами живут дальше к западу, включая Коль­ский полуостров (О ненцах см. в главе 10 «Народы Сибири»),

Этногенез и этническая история. Языки на­родов Европейского Севера относятся к уральской языковой семье. Коми-зырянский и коми-пермяцкий очень близки между собой и вместе с удмуртским составляют пермскую подгруппу финских языков. Карельский и вен­ский языки относятся к прибалтийско-финским языкам. К ним же причисляется язык лопарей. Но как считают исследователи, лопари в древ­ности говорили на другом языке, возможно самодийском, и только попав в прибалтийско-финскую этническую среду, они утратили свой древний язык.

Заселение Европейского Севера происхо­дило в эпоху мезолита (12—10 тыс. лет тому назад). С юга продвигалось европеоидное на­селение, этническая принадлежность которого остается неизвестной. С востока просачива­лись монголоиды, говорившие, по-видимому, на уральских языках. Раньше других, вероят­но, появились предки лопарей, которые в эпо­ху неолита широко были расселены по всему Европейскому Северу. Тогда же сложился их антропологический тип. Позднее значительная часть лопарей была ассимилирована расселяв­шимися на Севере угро-финскими и ненецки­ми племенами. На Кольском полуострове ло­пари появились в 1 тысячелетии до н. э. В это время в районе Финского залива уже жили предки эстонцев, карел, вепсов и финнов-суоми.

Формирование карел происходило на Ка­рельском перешейке и прилегающих районах Финляндии. В русской летописи они известны под названием корелы. В начале 13 в., ког­да Швеция захватила Финляндию, часть карел (сайминские и привыборгские карелы) оста­лась на территории Финляндии и затем во­шла в состав финского народа. В этот же пе­риод началось постепенное продвижение ка­рел на Кольский полуостров. К 15 в. они до­стигли побережья Белого моря. Оседая в южных районах современной Карелии, они смешивались с жившими там вепсами. В ре­зультате этого смешения образовались две эт­нографические группы карел со своими диа­лектами карельского языка — ливвики и людики. Третью группу составили собственно ка­релы, занимающие северные районы Карель­ской АССР.

В 17 в. после захвата Швецией Карель­ского перешейка происходило добровольное переселение карел в Тверскую, Новгородскую и Вологодскую земли. Так образовались верх­неволжские или тверские карелы.

Этногенез коми-зырян и коми-пермяков связан с этническими процессами, протекав­шими на территории Верхнего Прикамья в на­чале 1 тысячелетия н. э., где на базе различ­ных племен, связанных по происхождению с ананьинскими племенами, формировались племена коми. В конце 1 тысячелетия н. э. часть их продвинулась на север в район Вы­чегды, где смешалась с местным населением, говорившем на языке, близком к вепсскому. Так было положено начало коми-зырянам. От­сюда они расселялись по другим рекам Вы­чегодского бассейна. В 14 в. территория, на­селенная различными группами коми-зырян, в русских источниках известна под именем Перми Вычегодской. В феодальный период отдельные группы коми-зырян были слабо связаны между собой, особенно выделялись коми-ижемцы. Развитие капиталистических от­ношений способствовало консолидации коми-зырян в народность.

Оставшиеся на Каме племена коми сло­жились в коми-пермяцкий народ. Область их расселения носила название Перми Великой. В 14—15 вв. Пермь Вычегодская и Пермь Великая вошли в состав Московской Руси. С этого времени начались тесные контакты народов коми с русскими, что привело к ши­рокому распространению среди них русской культуры.

Хозяйство и материальная культура. Наро­ды Севера, за исключением лопарей, рано на­чали заниматься земледелием. Однако эта от­расль хозяйства значительное развитие получила только в южных районах их расселения. Наряду с земледелием повсюду было распро­странено скотоводство. Эти виды занятий до-голнялись лесными промыслами, преимущест­венно охотой, а также рыболовством, особен­но на крупных реках и озерах. Коми-зыряне, жившие на р. Ижме, под влиянием ненцев пе­решли к занятию оленеводством, однако сна­чала сами они не кочевали со стадами оле­ней, а нанимали пастухов из тех же ненцев. Но постепенно ими был освоен этот вид заня­тий, и они стали сами выпасать своих оленей Занимая все новые пастбища, они в конце 19 в. продвинулись на Урал.

В период капитализма народы Севера, осо­бенно коми-зыряне, широко практиковали различные виды отхожих промыслов.

У лопарей хозяйство было комплексным. Они занимались оленеводством, рыболовст­вом и охотой, в том числе и на морских жи­вотных. В отличие от ненцев они доили оле­ней. В течение года лопари совершали не­сколько перекочевок. С конца 19 в. кочевать стали только мужчины, а остальные члены се­мей переселялись лишь из зимних поселков в летние.

В материальной культуре карел, вепсов, коми-зырян и коми-пермяков в 19 в. просле­живалось много общих черт. Для них был характерен гнездовой тип расселения, при ко­тором вокруг главного селения располагались небольшие выселки. Жилищем им служили срубные избы на высоком подклете. Под од­ной крышей с избой ставились хозяйственные постройки.

У всех этих народов сложились сходные традиционные комплексы одежды, особенно женской. Она состояла из рубахи с длинными рукавами, на которую надевали разного по­кроя сарафаны на лямках. Головные уборы были обычно сложными: непосредственно на волосы надевали шапочки, затем головной убор на твердой основе. Широко бытовали различные платки и шали.

Мужской костюм был таким же, как у со­седнего русского населения.

Жилищем лопарей первоначально служи­ла вежа — низкий, углубленный в грунт сруб, засыпанный сверху землей. В крыше для света и выхода дыма оставлялось небольшое от­верстие. Летом они сооружали конические шалаши, покрытые берестой. Под влиянием русских в 15 —17 вв. лопари стали перехо­дить к полуоседлому образу жизни, в связи с чем появились небольшие срубные избушки с окнами, позднее распространились срубные избы.

За годы Советской власти произошли ко­ренные изменения во всех сторонах жизни народов Европейского Севера. На Севере ста­ли развиваться различные отрасли тяжелой и легкой промышленности и специализирован­ное сельское хозяйство. Вырос национальный рабочий класс. Преобразилась и материальная культура. Традиционные особенности еще со­храняются во внешнем облике сельского жи­лища, но его внутренняя планировка и уб­ранство все более приближается к городским. Традиционная одежда повсюду сменилась го­родской, только в немногих местах отдельные ее элементы сохраняются в костюме пожилых женщин. Продолжает бытовать меховая зим­няя одежда у лопарей.

Духовная культура. До революции ни один из народов Европейского Севера не имел сво­ей письменности, если не считать особой зы­рянской письменности, созданной в 14 в. Стефаном Пермским, но не получившей рас­пространения и быстро забытой. В духовной жизни этих народов большое место занимало устное художественное творчество и приклад­ное искусство. Широко бытовали эпос, преда­ния, песни, сказки, особенно богат по содер­жанию был карело-финский эпос «Калевала». Из прикладного искусства популярны были вышивка, узорное ткачество, резьба по де­реву.

По вероисповеданию народы Севера были православными, но у них в той или иной сте­пени сохранялись пережитки дохристианских верований, особенно у лопарей, которые по­читали «оленью хозяйку» и других «хозя­ев» — покровителей промыслов; у них же су­ществовал культ священных камней и пере­житки шаманизма.

При Советской власти была создана пись­менность у коми-зырян и коми-пермяков, а также у карел, у которых в основу литера­турного языка был положен финский язык. Большое развитие получили национальные ли­тературы, художественное творчество.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.004 с.)