Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народы Среднего Поволжья в восстании Е.И. Пугачева

Поиск

В 1773-1775 гг. по восточным районам Российской империи прокатилась мощная волна народного возмущения. Она охватила Приуралье, Зауралье, Среднее и Нижнее Поволжье. В российскую историю связанные с ней события вошли как крестьянское восстание («крестьянская война») под предводительством Емельяна Пугачева. До сих пор страна не знала столь крупного и ожесточенного движения социального протеста.

Причины «пугачевщины» и участия в ней народов Среднего Поволжья. В первое десятилетие правления Екатерины II (1762-1796) произошло резкое усиление феодально-крепостнических порядков. Помещики получили право отправлять крестьян на поселение в Сибирь, на каторжные работы. Возросли повинности крепостных в пользу помещика, крестьяне превратились в живой товар.

Не обошли стороной эти процессы и население Среднего Поволжья. До четырех-пяти дней возросла барщина. Десятки тысяч приписных крестьян трудились в Адмиралтействе, на уральских горных заводах. Недовольство нерусских народов края вызывала политика христианизации. И хотя времена неистового Луки Конашевича ушли в прошлое, преследования, дискриминация иноверцев продолжались.

От Янцкого городка до Казани. Манифесты Б.И. Пугачева. Восстание началось 17 сентября 1773 г. в среде яицкого казачества. Тогда Е.И. Пугачев на хуторе казаков Толкачевых объявил себя «государем Петром Федоровичем» и провозгласил манифест яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованьем и хлебным провиантом. В манифесте речь также шла о татарах и калмыках. Призывы послужить «чудом, спасшемуся императору» за свое отечество, подкрепленные щедрыми обещаниями, пали на благодатную почву. Под знамена «Петра III» стали стекаться сотни и сотни недовольных. Первым пугачевцы осадили Яицкий городок, и все их войско насчитывало около 200 человек. В начале октября под Оренбург Пугачев привел уже 2,5 тысячи повстанцев.

Впоследствии Пугачев еще не раз выпускал манифесты и указы. В них он обращался к казахам, башкирам, калмыкам, татарам, казакам, работным людям, крестьянам. Манифесты и указы содержали обещания земли и воли, равенства народов и вер. Одновременно «Петр III» призывал к расправе над дворянами и чиновниками, призывал «казнить смертью» противников его воли.

С первого дня восстания манифесты и указы переводились и на татарский язык. На этом языке сообщались между собой повстанцы разных национальностей — татары, башкиры, марийцы, удмурты. В период восстания татарский язык поистине стал языком межнационального общения.

Представители нерусских народов, в первую очередь башкиры и татары, присоединились к движению уже в самом его начале. Когда пугачевцы в октябре 1773 г. появились в Сеитовой (Каргалинской) слободе под Оренбургом, местные татары с ликованием встретили «императора» и оказали ему большую поддержку. Сеитовские татары во главе с Садыком Сеитовым сформировали отряд и до конца войны были с Пугачевым. В Сеитовой слободе был образован первый татарский полк в составе «главной армии» Пугачева — им командовал Муса Алиев. Под Оренбург пришли башкиры С. Юлаева, марийский отряд во главе с М. Тюнеевым. Здесь же началась организация пугачевского войска в полки, которые делились на сотни и десятки. Третью его часть составляли национальные полки и сотни.

На первом этапе восстание охватило главным образом территорию Оренбургской области, Башкирии, восточного и западного Урала. Вместе с тем неспокойно было и в Среднем Поволжье, куда доходили вести об успехах пугачевцев. Хотя власти предпринимали серьезные меры для предотвращения крестьянских волнений, но постепенно и здесь население подняло голову. Недовольство вышло наружу, когда в октябре 1773 г. первые пугачевские отряды появились в Казанском Поволжье.

В это время главные силы Пугачева осаждали Оренбург. В самых же разных районах возникали местные вооруженные группы. Они формально не входили в «главную армию», хотя подчинялись «Петру III», признавали его императором, получали предписания пугачевской Военной коллегии. В первые месяцы войны активно действовали такие крупные формирования, как отряды Мусы Мустафина (к югу от Бугульмы), Осипа Енгалычева (южные районы Казанской губернии), Караная Муратова (в районе Мензелинска). Отряд повстанческого полковника К. Муратова в течении нескольких дней начала января 1774 г. вел ожесточенные бои с правительственными войсками, штурмуя город Мензелинск. Одновременно объединенные отряды Шарифа Якубова и Назара Алексеева осадили Елабугу. Видными руководителями татарских отрядов в это время стали Мясагут Гумеров и Абзялил Сулейманов, действовавшие в районе Елабуги, Агрыза, Мензелинска. -

Почти двухтысячный отряд из государственных крестьян во главе с Андреем Носковым занял Ижевский завод, участвовал в захвате Боткинского завода. В Казанском уезде вели борьбу отряды удмурта Ильи Богданова и Андрея Сомова.

Всего в крестьянском восстании приняли участие более 85 тысяч татар. В основном это были представители трудового населения. Представители верхушки татарского общества в своей массе с самого начала боролись против повстанцев и сохраняли верность императрице Екатерине II, которая объявила себя «казанской помещицей». Такая же разграничительная линия суще­ствовала и в среде других народов края.

К марту 1774 г. инициатива переходит к правительственным войскам, и они наносят ряд ощутимых поражений повстанцам, в том числе и главным силам Пугачева. Но пугачевцы были еще не сломлены. Весной 1774 г. Пугачев из Южного Приуралья победоносно продвинулся на север, по территории современного Башкортостана, захватывая крепости и заводы. По пятам шли правительственные войска, не давая возможности повстанцам закрепиться. Пугачев принимает решение прорваться на Казань, в Поволжье.

В июне-июле армия Пугачева захватила крепости Оса, Елабуга, Сарапул, Мамадыш, Мензелинск, Заинек. Для повстанцев открылся путь на Казань. Местное население встречало их с восторгом.

Пугачев в Казани. Организуя поход на Казань, Пугачев опирался на мощную поддержку многочисленных повстанческих отрядов, которые действовали в нашем крае. Среди предводителей этих отрядов выделялся полковник из татар Бахтияр Канкаев. Он присоединился к восстанию в декабре 1773 г в районе города Красно-уфимска. К июню-июлю 1774 г. Канкаев контролировал значительную территорию в Прикамье и имел отряд численностью более двух тысяч человек при шести пушках. В Казанском Поволжье он формировал новые отряды из татарских, русских, марийских и других крестьян, вел заготовку продовольствия и фуража для наступавших войск Пугачева.

Против повстанцев был выслан небольшой отряд, которым командовал полковник Толстой. Но 10 июля в 12 верстах от Казани он был разбит.

11 июля 1774 г. Пугачев подошел к Казани и встал лагерем около Троицкой мельницы. Его армия насчитывала 20 тысяч человек при 12 пушках. Город он знал неплохо: именно в казанской тюрьме содержался в январе-мае 1773 г. будущий «император Петр» (Пугачев имел разрешение под конвоем ходить по улицам Казани и собирать милостыню для заключенных). К тому же, пришедшие с подарками к Пугачеву перед штурмом жители татарских слобод подсказали, где находятся уязвимые места обороны.

Регулярных войск в Казани было около 1,5 тысячи человек. Еще примерно 500 человек местное командование собрало за счет военного отряда Адмиралтейской конторы, полиции и пожарников. Директор Казанской мужской гимназии Ю.И. фон Каниц сформировал «корпус» из 74 человек, в основном учителей и гимназистов. Владелец Казанской суконной мануфактуры И.Ф. Дряблов попытался организовать для защиты города суконщиков. Татарскую слободу должны были защищать сами ее жители.

Штурм Казани начался рано утром 12 июля. Пугачевская армия разделилась на четыре колонны. Одна колонна вела наступление со стороны Арского поля, другая — вдоль Казанки, третья — со стороны Суконной слободы во главе с Пугачевым, четвертая — из-за Булака, со стороны Татарской слободы. Через несколько часов повстанцы почти полностью овладели Казанью. «Город, — писал А.С. Пушкин в своем труде «История Пугачева», — стал добычей мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы; резали всех, которые попадались им в немецком платье». Из тюрьмы и острогов были освобождены арестованные и колодники, в том числе семья Пугачева, а также около тысячи ранее плененных повстанцев.

Казань пылала, подожженная в нескольких местах. В огне сгорело более двух тысяч домов, более семи десятков казенных строений, более десяти «заводов», Гостиный двор с лавками, 28 церквей. Остались нетронутыми пожаром лишь Суконная, Старотатарская и Новотатарская слободы, жители которых поддержали «императора». Со стороны правительственных войск погибло 115 человек. Потери среди мирных жителей были намного больше.

Часть гарнизона, дворяне, купцы, чиновники укрылись в Кремле. Начался обстрел крепости с трех сторон — со стороны Гостиного двора, Казанского девичьего монастыря и стороны Булака. Кремль готов был вот-вот пасть. Но, получив известие о приближении к Казани корпуса подполковника И.И. Михельсона, который уже давно преследовал повстанцев, Пугачев отвел свои войска на Арское поле.

Здесь вечером того же дня произошло ожесточенное пятичасовое сражение. Пугачев был вынужден отступить за Казанку, где значительно пополнил свои силы за счет местных крестьян.

Рано утром 13 июля Михельсон двинулся на соеди­нение с казанским гарнизоном. Попытка Пугачева помешать этому оказалась неудачной. Повстанцы отошли к деревне Сухая река. Пугачев вновь собирает силы. В течение двух дней к нему примкнуло 15 тысяч человек.

Решающее сражение состоялось 15 июля. В бою за Казань, на Арском поле, пугачевцы потерпели жесткое поражение. В «Истории Пугачева» А.С. Пушкин свидетельствовал: «Казанка была запружена мертвыми телами; пять тысяч пленных (в плен попало около 10 тысяч пугачевцев. — И.Г.) и девять пушек остались в руках победителя. Убито в сражении до двух тысяч, большею частию татар и башкирцев. Михельсон потерял до ста человек убитыми и ранеными».

Правобережное Поволжье в огне крестьянского восстания. Потерпев поражение под Казанью, Пугачев всего с несколькими сотнями своих сторонников 18 июля 1774 г. около села Сундырь переправился на правый берег Волги. Борьба продолжалась. Не был еще разбит крупный отряд Б. Канкаева, который не присоединялся к главной армии. До конца июля он еще действовал в Прикамье, собирал новые силы и находил поддержку у местного населения. Но и он был разгромлен 27 июля в бою у деревни Зюря (современный Мамадышский район Татарстана).

На правобережье Волги Пугачеву удалось собрать новые силы и даже захватить ряд крупных крепостей. Пугачевские полки пополнились крестьянами Свияжско-го, Чебоксарского, Козьмодемьянского, Ядринского и других уездов. Пламя крестьянского восстания вспыхнуло с новой силой в Марийском крае, Чувашии, Казанском, Саратовском и Астраханском Поволжье.

Третий и последний этап «крестьянской войны» сопровождался еще большим ожесточением со стороны повстанцев. Этому способствовал и манифест Пугачева от 31 июля 1774 г. Жалуя крестьян вольностью, землями и освобождением от подушной подати, он призывал «злодеев-дворян ловить, казнить и вешать». Летом 1774 г. было истреблено почти 2,8 тысячи дворян и чиновников, более двухсот представителей духовенства.

Тогда же на правом берегу Волги действовало более 50 крестьянских отрядов. Но былого размаха уже достичь не удалось. Против повстанцев были направлены огромные правительственные, силы, самые опытные генералы, в том числе А.В. Суворов. Герой русско-турецкой войны генерал-поручик Суворов конвоирует с отрядом плененного в сентябре 1774 г. Пугачева и доставляет его в Симбирск к главнокомандующему карательными войсками графу П.И. Панину.

Самая мощная и последняя в истории России крестьянская война была потоплена в крови. Тысячи повстанцев подверглись жестоким наказаниям. По Волге плы­ли плоты с виселицами. На каторжные работы были отправлены К. Усаев и М. Гумеров.

В «Истории Пугачева» А.С. Пушкин писал: «В конце 1775 года обнародовано было общее прощение и поведено все дело предать вечному забвению (манифест, по которому пугачевщина предавалась вечному забвению и глубокому молчанию, был опубликован 17 марта 1775 г. — И.Г.). На самом деле, память об этих событиях пережила века. Не могла забыть о них и российская власть.

Ответные меры правительства после крестьянской войны. После поражения восстания правительство Екатерины II предпринимает ряд крупных шагов, направленных на предотвращение подобных социальных потрясений в будущем. Среди них особое место заняла губернская (областная) реформа 1775 г. Местное управление показало свою неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями. Страна была поделена на 50 губерний (вместо 23-х прежних). Провинции упразднялись, а уезды были сохранены. Уездами стали управлять капитан исправники и заседатели из среды дворян.

Областная реформа в Казанской губернии была проведена в 1781 г. Территория губернии, ранее включавшая в себя все Среднее Поволжье и Камский край, была значительно сокращена. Он делилась на 13 уездов — Казанский, Арский (впоследствии он был слит с Казан­ским), Козьмодемьянский, Лаишевский, Мамадышский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Тетюшский и Ядринский. В 1781-1792 гг. вместе с Пензенской и Са­ратовской губерниями Казанская губерния входила в состав наместничества. В конце столетия на территории края (в границах Республики Татарстан) проживало около 800 тысяч человек.

При проведении областной реформы национальный состав населения не учитывался. В результате нерусские народы края были разобщены между различными губерниями.

В ходе крестьянского восстания хозяйству многих дворян и промышленников Казанской, Нижегородской и Оренбургской губерний был нанесен значительный ущерб. В манифесте от 31 марта Екатерина II пообещала не оставить их «без материнского призрения». В этих трех губерниях были учреждены экспедиции Дворянского банка по 500 тысяч рублей в каждой. Экспедиции должны были выдавать ссуду тем дворянам и промышленникам, чьи имения и заводы были разорены во время пугачевщины.

За верность трону дворянству была дарована «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Дворянские привилегии были предоставлены татарским мурзам и высшему мусульманскому духовенству.

Мусульманское духовенство получило разрешение не только укреплять в исламе приверженцев этой религии, но и заниматься миссионерской деятельностью среди ряда народов, в том числе казахов и киргизов. Были учреждены муфтиат и мусульманское Духовное собрание. В 1776 г. все татары, кроме крепостных, стали обладать правом вести свободную торговлю по всей территории Российской империи. Через пять лет создается Казанская городовая ратуша татарских слобод.

Интересы же крепостных, дворцовых, государственных крестьян правительство не приняло во внимание.

Правда, несколько улучшилось положение приписных крестьян. Так, по манифесту 1779 г. им в два раза была повышена плата труда. Были регламентированы виды работ, на которых заводовладельцы могли использовать труд приписных крестьян.

Таким образом, движение под предводительством Е.И. Пугачева, в котором активное участие приняли народы Среднего Поволжья, стало самой крупной в истории России крестьянской войной. В условиях усиления крепостнического режима и бесправия основной массы населения социальный протест в такой форме был неизбежен. Одновременно восстание стало кровавой трагедией, скорбный счет которой шел на тысячи человеческих жизней.

В борьбе за свободу объединились русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы и представители других национальностей, хотя их представления о свободе былиочень наивны, а общественные идеалы — обращены в прошлое. Следствием крестьянской войны явились новые реформы. Правительство в крае вынуждено было проводить политику лавирования.

Вопросы и задания

1. Почему народы Среднего Поволжья, в том числе нерусские, приняли активное участие в восстании Е.И. Пугачева? Что привлекательного для себя они находили в манифестах «императора Петра III»? 2. На каком этапе крестьянской войны татары начали оказывать поддержку пугачевцам? 3. Что вы знаете о руководителях повстанческих отрядов из татар и об их дальнейшей судьбе? 4. Расскажите о сражении за Казань. Как вы оцениваете действия повстанцев в этом городе? 5. Сопоставьте содержание «прелестных грамот» С. Разина и манифестов Е. Пугачева, обращенных к татарам. Что в них было общего, и в чем состояли различия? 6. Какое место повествование о крестьянской войне на территории Казанского Поволжья занимает в труде А.С. Пушкина «История Пугачева»? Воспроизве­дите какой-либо запомнившийся вам эпизод. 7. Попробуйте оценить значение крестьянской войны 1773-1775 гг. В чем заключалось, по вашему мнению, ее влияние на жизнь края? 8. Как изменилась политика правительства после подавления крестьянского восстания?

Культурная жизнь края

В XVIII в. российская культура развивалась под воздействием петровских преобразований и их последствий. Главное состояло в том, что произошел переход к культуре светской и европейской, который совпал с эпохой Просвещения. Качественный скачок сделало образование, была создана отечественная наука, начался расцвет литературы, искусства и архитектуры, зарождаются публичный театр, периодическая печать и журналистика.

Изменения в культуре края не были столь значительны. Вместе с тем в ней произошли определенные сдвиги. Культурная жизнь края была отмечена рядом новых явлений. Усилилось культурное общение между татарами и русскими.

Особенности развития татарской культуры. С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Не стало собственного государства, которое во многом определяло развитие культуры. Резко сократились мощь, влияние и численность феодального класса у татар. Он вынужденно оторвался от развития культуры, перестал быть главным социальным заказчиком и основным потребителем культурных ценностей. Выселение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки и городской культуры. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала политика христианизации.

Таким образом, татарская культура находилась в исключительно сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа.

В связи с тем, что развитие татарской культуры в XVII-XVIII вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства, культурной жизни были присущи черты односторонности. Татарская культура того времени шла только в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Исключительно религиозными были сюжеты художественной литературы, историческая мысль в основном рассматривала историю религии, общественная мысль сводилась, в конце концов к теологическим спорам.

Вот почему в это время почти не было ярких личностей оставивших глубокий след в культурном прогрессе народа. Самым известным поэтом конца XVII — начала XVIII вв. являлся Мавля Колый. Он родился, предположительно, в деревне Чита Казанского уезда, там же получил богословское образование, в 1760-е гг. жил в окрестностях бывшего города Булгар, позднее — в деревне Иштиряк (ныне Лениногорского района). Все стихотворения М. Колыя, сохранившиеся в рукописном арнике «Мудрые изречения» («Хикмэтлэр»), пронизаны религиозно-философскими размышлениями о жизни и смерти, призывами к нравственной чистоте и религиозному совершенству.

Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль во второй половине XVIII в. Среди мусульмански образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Получают хождение идеи просвещенного абсолютизма. Так, надежды на законность, олицетворяемую разумным, справедливым, милосердным царем, возлагал предводитель татаро-башкирского восстания 1775 г. Батырша.

Толчком к переменам в татарской культуре стало появление у татар новых социальных групп — купечества, владельцев мануфактур. Прежнее состояние этой культуры, ее исключительно религиозное содержание уже не устраивали новые сословия. Культура должна была теперь отражать общественные изменения. Новые культурные потребности выразили в своем творчестве и деятельности Г. Утыз Имяни (1756-1834), Т. Ялчыгул (1768-1838), А Курсави (1776-1812). Они призывали соотечественников к овладению светскими знаниями, практическими науками, русским языком как инструментом, к здравому взгляду на каноны ислама. Примечательно, что опору преобразований в татарском обществе эти деятели видели в прослойке торговцев, предпринимателей.

Просвещение, просветительство, исследования. Как известно, у татар школы в основном существовали при мечетях. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству произошло резкое сокращение количества мечетей. Мусульманские учебные заведения при них фактически были ликвидированы, уровень грамотности татарского народа резко снизился. Лишь после указа Екатерины II о терпимости всех вероисповеданий стали повсеместно открываться новые мектебы (начальные школы) и медресе (средние школы). Этнограф И.И. Георги в книге «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений» (1777) отмечал, что у татар во всякой деревушке «имеется особливая молебная храмина и школа». Он же писал, что «в казанских слободах и в больших деревнях есть подобные сим девичьи школы».

Мектебы располагались в отдельном доме, а медресе — чаще всего в нескольких домах. Содержались эти учебные заведения за счет населения. В мектебах учились дети в возрасте 7-14 лет все вместе. Обучение вел мулла. Учение в мектебе длилось около четырех лет. За это время ученики овладевали арабским алфавитом, изучали основы религии и арабского языка, учились красиво писать и переписывать книги.

В медресе собирались все желающие ученики - шакирды из разных деревень и даже краев. В программу обучения входили арабский и персидский языки, понимание и толкование Корана, логика, основы исламской философии, мусульманское право, каллиграфия и другие предметы. В ЗО-50-е годы XVIII в. одним из самых известных имамов-мударрисов был Габдрахман из деревни Тайсуганово. Сюда приезжали учиться молодые люди из самых разных уголков России.

В 70-х гг. XVIII в. в Казани основываются Ахундовское и Апанаевское медресе, в 1780 г. — медресе при доме Амирхановых. В конце столетия появляются медресе в деревнях Кышкар, Менгер, Сатыш, Саба, Бурундук, Мензеля, Стерлибаш, Маскара, Тайсуган, Ташкичу, Агрыз, Шырдан, а также в Уфе, Сеитовой слободе других местах. Многие их них пользовались заслуженной славой среди татарского населения Поволжья Приуралья.

Мектебы и медресе сыграли огромную роль в развитии татарской национальной культуры, прежде всего в широком распространении грамотности среди татар. И поэтому не без оснований писал о татарах в 1844 г. профессор Казанского университета Карл Фукс: «Всякому заезжему без сомнения странным покажется найти в казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели даже некоторые европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением».

В конце столетия начинает формироваться татарское просветительство. Просветительские идеи нашли отражение в трудах А. Курсави, Утыз Имяни.

Абденнаср Курсави получил образование в деревне Маскара Малмыжского уезда, а затем — в Бухаре. В 1794-1808 гг. он был имам-хатибом мечети в деревне Верхняя Корса Казанского уезда и мударрисом созданного им же медресе. Не отказываясь от религии, Курсави, тем не менее выступил с идеями рационализма и реформаторства, став одним из родоначальников татарского просветительства. «Истина не в том, — писал он, — чтобы безропотно поклоняться и верить старым догмам, а в том, чтобы ненужное в настоящее время отбрасывать. Бог создал людей, чтобы человек сам по своей воле мог познать себя и действовать по своему усмотрению». Понятно, что Курсави вызвал ненависть у консервативного духовенства, подвергался преследованиям как у себя на родине, так и в Бухаре, где хотел совершенствовать свои знания. Бухарский эмир приговорил его к смерти за «вольнодумство». Курсави был вынужден бежать из Бухары.

С XVIII в. в крае стали создаваться русские религиозные и светские учебные заведения. Это — Казанская архиерейская славяно-латинская школа, цифирная школа, Первая Казанская мужская гимназия.

Первым светским начальным учебным заведением в Казанской губернии стала цифирная школа. Она была открыта в 1718 г. при Адмиралтействе с целью обучения рабочих, занятых на строительстве судов, чтению, письму, арифметике и основам геометрии. Цифирная школа просуществовала немногим более четверти столетия.

В 1723 г. была создана славяно-латинская школа. Здесь обучали букварю, славянской грамматике. Школа готовила церковнослужителей, давала также общее начальное образование. В нее принимали детей русского духовенства, крещеных татар, чувашей, мордвы. Через десять лет школа была преобразована в Казанскую духовную семинарию — среднее духовное учебное заве­дение православной церкви.

Важным событием в культурной жизни края стало открытие в 1759 г. Казанской гимназии, первой провинциальной гимназии в России. Она явилась также первым учебным заведением, где изучались татарский, арабский, турецкий, калмыкский и другие восточные языки. Гимназия создала базу для учреждения в последующем Азиатской типографии и открытия Казанского университета.

Гимназия учреждалась с дворянским и разночинским отделениями. Первый ее набор составил всего 14 человек, но вскоре здесь обучалось уже 111 гимназистов. Не все ладилось поначалу. Один из первых воспитанников гимназии, поэт, наш земляк Г.Р. Державин вспоминал: «Нас учили тогда вере без катехизиса, языкам без грамматики, числам и измерению без доказательств, музыке

без нот».

Гимназия пережила немало трудных лет. В 1774 г. во время штурма Казани пугачевцами ее здание полностью сгорело. Не хватало средств, которые выделял на содержание гимназии Московский университет. Она несколько раз открывалась и закрывалась, а в марте 1790 г. была вообще закрыта «по недостатку средств». Вновь гимназия была открыта лишь по указу императора Павла I, который был им дан во время пребывания в Казани 29 мая 1798 г. По его же указу гимназии была передана библиотека и другие художественные ценности князя Г.А. Потемкина.

В октябре 1769 г. в гимназии началось преподавание татарского языка. Этому предшествовал указ Екатерины II об открытии в ней татарского класса: «...Учредить единожды навсегда при Казанской гимназии класс для охотников того языка и определить учителем оного старой и тамошней адмиралтейской конторы толмача Сагита Хальфина, которого, жаловав в переводчики чином и жалованьем против губернского переводчика, как его самого, так и детей его».

Сагит Хальфин преподавал татарский язык в гимназии 19 лет (1732-1750). Дело его продолжили сыновья Исхак и Исмаил, а в начале XIX в. — внук Ибрагим. С. Хальфин стал автором первого в России печатного светского букваря татарского языка «Азбука татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778). Он составил также учебное пособие «Татарский словарь и краткая татарская грамматика в пользу обучающегося юношества татарскому языку». Из татар гимназии работал преподавателем также поэт Нигмат Ибрагимов (1778-1818).

Многие ученики Казанской гимназии впоследствии стали выдающимися деятелями отечественной культуры, науки. Среди них — писатель СТ. Аксаков, гениальный геометр Н.И. Лобачевский, химик A.M. Бутлеров, астроном И.М. Симонов. В XIX в. здесь так же учились будущий педагог, автор букварей, самоучителей татарского языка А.А. Вагапов, педагог, переводчик С.Б. Кукляшев. С их именами и деятельностью мы познакомимся в следующих главах пособия.

В 1786 г. было открыто Казанское главное народное училище, а в ряде уездных городов губернии — малые народные училища с двухклассным обучением. В Казанском училище срок обучения составлял 4 года, в числе других предметов преподавался татарский язык. Сюда ^принимали детей всех сословий. Выпускники училища становились канцелярскими служащими.

Определенное, развитие, получили исторические, философские и иные знания. В отношении XVII в. можно назвать «Сборник летописей» Кадыр Али-бека (1602), сочинение неизвестного автора конца этого столетия «Дафтар-и Чингиз-наме». В конце XVIII столетия Хисамет-дин Муслими и Таджетдин Ялчыгул написали сочинение по истории Волжской Булгарии. В ряде работ Ялчыгула рассматривались вопросы литературы, народной медицины, мусульманского права. Свой вклад в изучение средневековой литературы, исследуя, в частности, знаменитую поэму булгарского поэта Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе») внес Утыз Имяни. Его перу принадлежало и большое число трактатов по фи­лософии, мусульманскому богословию. Изучением татарского языка занимался С. Хальфин.

Исследованиями края занимались известные российские ученые. В 30-х гг. XIX в. это были историк, археограф, академик Петербургской академии наук Г.Ф. Миллер («Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чувашей и вотяков»), С.Г. Гмелин («Путешествие по России»), СП. Крашенинников. В 60-70-х гг. — этнограф, академик И.И. Лепехин («Дневные записки путешественника»), этнограф И.И. Георги («Описание всех в Российском государстве обитающих народов»), историк, географ, экономист, академик П.И. Рычков («Опыт Казанской истории древних и средних времен», «Краткие известия о татарах») и другие.

Преподаватели и гимназисты Казанской гимназии уделили большое внимание изучению памятников г. Булгара (в этой работе принимал участие и Г.Р. Державин). Остатки этого города изучал начальник Казанской адмиралтейской конторы Свечин. Директор гимназии Ю.И. фон Каниц составил подробное пояснение к плану Казани 1730 г. и к плану осады города в 1552 г. войсками Грозного. Местный служащий, писатель Д.Н. Зиновьев издал книгу «Топографическое описание города Казани и его уезда», которая содержала важные сведения о промышленности, торговле города, его зданиях и чис­ленности населения.

Литература, искусство, театр. Крупнейшим представителем татарской художественной литератур половины XVIII — начала XIX вв. был Утыз Имяни получил образование в медресе Каргалинской слободы тем совершенствовал знания в Бухаре, Герате Кабуле Балхе, служил имам- хатибом и мударрисом в деревнях Казанской и Оренбургской губерний, ни написал десять поэм, в том числе «Подарок обездоленным и притчи о терпении», «Дары эпохи», «Добрые наставления для очищения мыслей», «Важнейшие проблемы эпохи». В его поэзии звучат уже новые, светские мотивы, новые мысли. Он воспевал в своих сочинениях добродетель, справедливость, взаимопомощь, осуждал лесть, стяжательство, зависть, другие пороки. Творчество Утыз Имяни является ярким свидетельством поворота татарской литературы от религиозно-дидактических к социальным, морально-этическим проблемам, демократизации языка, формы и стиля произведений.

Во второй половине XVIII в. в татарской литературе складывается новый жанр — «сэяхатнамэ» (записки о путешествиях), который отражал возраставший практический интерес к укреплению торговых связей с другими государствами. Самым известным памятником этого жанра являются «записки» Исмагила Бекмухамедова о его путешествии в Индию.

Светскую направленность имели и произведения устного народного творчества. В байтах, исторических песнях, сказках, пословицах народ выражал свои представления о справедливом общественном устройстве, о лучших человеческих качествах.

В литературной жизни того времени заметный след оставил Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), асессор Московского университета, первый директор Казанской гимназии. Он написал пьесы «Точь- в- точь», «Так и должно быть», «Именинник», сочинял стихи активно занимался переводами, в том числе переводил на русский язык пьесы французского комедиографа, реформатора сценического искусства Мольера.В 1785 г. М.И. Веревкин был избран академиком Российской академии наук и художеств.

Российскую известность получил казанский поэт Гаврила Петрович Каменев (1772-1803). Его отец, купец П.Г. Каменев, происходил из татарского княжеского рода Макуловых.

Перу Г.П. Каменева принадлежат поэмы «Громовой», «Громовал», стихотворения, переводы. Его произведения публиковались во многих московских журналах, а поэма «Громвал» была помещена в «Собрание русских стихотворений», многие годы входила в литературные хрестоматии XIX в. О творчестве Каменева высоко отзывались Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. «Этот человек, — отмечал А.С. Пушкин, — достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма. Мы, русские романтики, должны принести дань его памяти». Г.П. Каменев, таким образом, был одним из первых представителей раннего русского романтизма.

«Отцом русских поэтов» стал уроженец деревни Сокуры Лаишевского уезда Гавриил Романович Державин (1743-1816). Он учился в Казанской гимназии, несколько раз бывал в Казани, став уже выдающимся мастером поэзии. О городе своей юности он оставил немало проникновенных строк. В стихотворении «Арфа» Г.Р. Державин писал:

 

Как весело внимать, когда она

Поет про Родину, Отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!

 

Во второй половине столетия в Казани существовало литературное общество. В него входили секретарь Казанского магистрата С.А. Москотильников, Г.П. Каменев, директор Казанского главного народного училища И.И. Чернявский, литератор и библиофил И.А. Второв, писатель и историк Н.С. Арцыбашев. Общество знакомило общественность города с наиболее важными новинками русской литературы.

Первые публичные театральные представления в Казани известны со второй половины 20-х гг. XVII столетия. Их давали воспитанники Казанского духовного училища. Затем спектакли стали ставить гимназисты. Первой в Казанской гимназии была показана пьеса Мольера «Школа мужей» в апреле 1760 г. Гимназисты ставили также спектакли по пьесам А.П. Сумарокова, М. Хераскова, И.И. Дмитриева, М.И. Веревкина. Эти спектакли посещали и жители татарских слобод.

Одно время театральные зрелища прекратились. Узнав об этом во время посещения Казани в 1767 г., Екатерина II распорядилась возобновить их. Что и было сделано к удовольствию публики.

Театральные труппы появились в имениях отдельных дворян. Так, крепостной театр содержал в селе Юматовка казанский помещик П.П. Есипов.

В 1791 г. в Казани был создан постоянный публичный театр (с него берет начало Русский драматический театр). Его первым руководителем- антрепнером стал бывший придворный актер В.Р. Бобровский. Спектакли вначале ставились силами «любителей из благородных», а с 1800 г. появились своя труппа и свое специальное здание.

Первые шаги делало музыкальное искусство. В Казани было несколько военных оркестров. Свой оркестр имелся в театре П.П. Есипова, которым руководил дирижер-композитор А.В. Новиков. Любители-музыканты играли в публичном театре и Главном народном училище. Известными музыкантами среди татар были скрипачи М. Галеев, И. Загитов.

Архитектура. Определенное развитие в XVIII в. получила архитектура, прежде всего в Казани. В 1768 г. первым профессиональным казанским архитектором Василием Ивановичем Кафтыревым был разработан проект перепланировки города. Центральные улицы стали зас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.022 с.)