Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное движение 70-90-х гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Непоследовательность и незавершенность реформ вызывали недовольство в обществе. В различных его кругах — либеральных и революционных — вынашивались планы изменений общественного порядка. С противоположных позиций выступали консерваторы. В 80-х гг. появляется и марксистское течение. Распространение народничества. В 70-е гг. в Казанской губернии получает распространение народничество. Его представители, как и их предшественники-революционеры, считали себя защитниками интересов народа, стремились к установлению таких порядков, которые принесли бы с собой равенство и справедливость. Средство достижение этой цели они видели в народной революции. В стране, где основную массу населения составляли крестьяне, это была бы крестьянская революция. Демократический состав казанского студенчества, свободолюбивая атмосфера Казанского университета, традиции освободительного движения в крае — все это создавало почву для распространения здесь идей народничества. Именно участники общественного движения конца 50-х — начала 60-х гг. составили большинство кружка известного историка-краеведа Н.Я. Агафонова. Руководитель кружка был редактором «Камско-:Волжской газеты», на страницах которой пропагандировались демократические идеи. Издание просуществовало два года и было закрыто в 1874 г. «за - вредное направление». В стране среди народнических организаций в то время ведущую роль играли «чайковцы». Этот кружок был назван по имени одного из его основателей — Н.В. Чайковского. Он занимался подготовкой пропагандистов из антеллигенции и рабочих для работы в народе, распросранением и изданием революционной литературы. Частью плана «чайковцев» было создание всероссийской своих групп. Под влиянием их деятельности подобный кружок возник в Казани в 1872 г. Организатором народнического кружка был студент медицинского факультета Казанского университета З.М. Овчинников. Своих единомышленников он так-ке нашел среди студентов университета, а затем и ветеринарного института, открытого в 1874 г. Благодаря связям с Москвой и Петербургом, кружковцы были закомы с народнической, марксистской литературой. Они пропагандировали революционные взгля-среди учащейся молодежи, представителей интеллигенции, рабочих. Весной 1874 г. началось в «хождение в народ», один из инициаторов которого были «чайковцы». Призыв пропагандистов подняться на восстание у крестьянва не нашел отклика. Власти ответили репрессиями. С концу года под арестом оказалось около тысячи пропагандистов. Были арестованы также Е.М. Овчинников семь членов его кружка. Недолго смог просуществовать и другой кружок народнического направления. Он возник в конце 1876 г. и енью 1879-го был разгромлен полицией. Кружковцы — уденческая и учащаяся молодежь — студенты Е. Печоркин, С. Мышкин, курсистки С. Вершинина, Л. Квашнина-Лойко и другие вели пропаганду не только в своей среде и в деревне. Их уже можно было встретить среди алафузовских рабочих.Казанские революционные народники оставили свой след и в деятельности организации «Народная воля». Членом Исполнительного комитета этой организации, участницей подготовки покушений на Александра II была воспитанница Казанского Родионовского института благородных девиц, вольнослушательница Казанского университета В.Н. Фигнер. В самом начале 80-х гг. возник «Казанский центральный социалистический революционный кружок», который объединил около 50 человек. Его члены, в основном студенты университета, ветеринарного института и духовной академии, распространяли среди рабочих, учащейся молодежи листовки и прокламации, революционную народническую литературу. 1 марта 1881 г. исполнительный комитет «Народной воли» осуществил давно задуманный план. Александр II был убит. Последовал разгром «Народной воли», которую восстановить не удалось. Революционное народничество уступает место либеральному. Либеральные народники так же выступали за справедливый общественный строй, который, по их представлениям, не мог быть капиталистическим. Но то, что они предлагали, — обеспечение крестьян дешевым кредитом, создание различных товариществ, артелей, — как раз и подталкивало развитие капитализма. Для народников наступило время «малых дел». Занимаясь ими, в том числе просвещением масс, пропагандой знаний, изучением народной жизни, они с большой пользой служили народу. Многое в этом отношении было сделано профессорами и преподавателями университета, ветеринарного института, гимназий, работниками земств — агрономами, врачами, землеустроителями, статистиками. Студенческие волнения. Активным участником общественного движения 70-80-х гг. было студенчество. Крупным центром студенческих волнений являлась Казань. Одно из них было связано с «делом Лесгафта». Петр Францевич Лесгафт был избран на кафедру физиологической анатомии Казанского университета осе- |иью 1868 г. Будучи демократом по своим убеждениям,: не мог мириться с тем, что попечитель учебного ок-уга стремился свести к нулю автономию университета, январе 1871 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» оявилась его статья, в которой Лесгафт протестовал тив попыток «превратить университет в покорную дназию или скорее в канцелярию послушных чинов-ков». Осенью того же года он опубликовал вторую атью под названием «Что творится в Казанском уни-ерситете», уже за собственной подписью. Резкая критикака порядков, сложившихся в университете, не осталась без последствий. Профессор был отстранен от преподавания и уволен из университета. В знак солидарности с ним семь университетских профессоров подали в отставку, несколько профессоров официально выразили сожаление. Студенты же писали протесты, организовывали демонстрации, долго не допускали нового преподавателя на кафедру анатомии. Нередко студенчество поднималось на открытые выступления. Осенью 1880 г. дважды студенты Казанс-эго университета устраивали сходки, добиваясь разрешения на создание своих организаций. Вводом по-вции в университет закончилась сходка студентов в втябре 1882 г. Студенты прекратили занятия и подали гицию о своих правах. Дело приняло крутой оборот, о ем заговорила центральная печать. Около трех десятков студентов исключили из университета. Но в отстав вынуждены были уйти проректор и попечитель учебного округа. В ноябре 1886 г. студенты не стали участвовать в традиционных мероприятиях по поводу гогодовщины основания университета. Во второй половине 80-х гг. в Казани существовало колько студенческих землячеств, библиотек, касс взаимопомощи. В одно из таких землячеств — Самарско-Симбирское — и революционный кружок «крайне вредного направления» в 1887 г. вступил студент первого юридического факультета Казанского университета ВЛ. Ульянов. Всего тогда в университете действовало 20 тайных кружков, в которых состояло большинство - студентов. В ноябре — начале декабря 1887 г. по высшим учебным заведениям России прокатилась волна студенческих выступлений. Они получили поддержку и в Казани. 4 декабря 1887 г. в актовом зале университета его студенты собрались на сходку. К ним присоединилось несколько десятков студентов ветеринарного института. Студенческие требования были изложены во врученной ректору университета Н.А. Кремлеву петиции. Среди этих требований были такие, как отмена университетского устава, который ограничивал самоуправление университетов, прекращение полицейского надзора и произвола по отношению к студентам, предоставление им права сходок, организации своих библиотек, читален, касс взаимопомощи. Более 250 студентов университета были подвергнуты репрессиям. Наиболее активных участников сходки, в том числе и В.И. Ульянова, арестовали, исключили из университета и выслали из Казани. Находясь в тюрьме, арестованные студенты коллективно составили воззвание — «Прощальное письмо протестующих казанских студентов». Марксистское направление. Марксистская литература начала поступать в край еще во время деятельности народнических кружков 70-х гг. «Капитал» К. Маркса имелся в библиотеке Казанского университета. Знакомилась с марксистской литературой, изданиями плехановской группы «Освобождение труда» в основном студенческая, учащаяся молодежь. Пропаганда этой литературы была продолжена в первых марксистских кружках конца 80-х гг. Организатором и руководителем этих кружков стал Н.Е. Федосеев (1869-1898). К их созданию он приступил вскоре после того, как в декабре 1887 г. был исключен из восьмого класса 1-й Казанской гимназии за политическую неблагонадежность, «вредное» направление мыслей и чтение недозволенных книг. К осени 1888 г. в Казани действовало около 10 марксистских кружков, которые вели пропаганду среди студентов Казанского университета, ветеринарного института, гимназистов. В один из таких кружков вступил В.И. Ульянов, вернувшийся из ссылки в Кокушкино. Учащаяся молодежь изучала работы К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, П. Лафарга, издания группы «Освобождение труда». Нередко на заседаниях кружков вспыхивали яростные споры с казанскими народниками. Члены федосеевских кружков первыми предприняли попытку установить связь с рабочими казанских предприятий, организовать нелегальную типографию, перевести и издать «Нищету философии», «Развитие социализма от утопии к науке», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и некоторые другие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Содействие в этом им оказывал А.М. Горький. Он тогда жил в Казани и работал в булочной А.С. Деренкова. Яркие эпизоды деятельности федосеевских кружков он запечатлел в книге «Мои университеты». В июле 1889 г. Н.Е. Федосеев был арестован и заключен в тюрьму. Полиция напала на след тайной типографии, раскрыла имена кружковцев и «причастных лиц». По «федосеевскому делу» был привлечен А.М. Горький, живший уже в Нижнем Новгороде. В.И. Ульянов избежал ареста потому, что в мае 1889 г. уехал в Самарскую губернию. В Казани будущий лидер большевиков В.И. Ленин воспринял марксистские идеи и встал на путь революционной борьбы.Пропаганда марксизма в Казани велась и в последующие годы. Она была связана с деятельностью студента Казанского университета А. М. Стопани (1871-1932) и студента ветеринарного института Н.Э. Баумана (1873-1905). В 1891 г. Стопани организовал социал-демократический кружок. Он уже ведет пропагандистскую работу среди рабочих-алафузовцев. На фабрике Алафузова организуется и марксистский кружок, который был разгромлен полицией в 1895 г. Бауман вместе со Стопани организовал несколько кружков на заводах Алафузовых, Крестовниковых и Рама. Он возглавил в 1892 г. маевку алафузовских рабочих в Адмиралтейской слободе. В 1894 г. Стопани уезжает в Ярославль, а Бауман, устя год, — в Петербург, где через некоторое время аовится членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Общественное движение 70-90-х гг. в Казанской губернии не имело особого размаха. Студенты, учащаяся молодежь, профессора и преподаватели Казанского университета, земские деятели — вот его основные участники. На смену революционному народничеству приходит либеральное. В борьбе с ним пробивает себе дорогу немногочисленное марксистское направление. Вопросы и задания 1. К чему стремились народники? Каким образом они надеялись достичь своих целей? 2. Среди каких слоев населения вели свою пропаганду казанские народники? Как воспринималась эта пропаганда? 3. Был оправдан расчет народников на крестьянскую революцию? 4. В чем вы видите причины недолго существования народнических кружков? 5. Каким образом казанские революционные народники были связаны с организацией «Народная воля»? Что отличало их деятельность от деятельности народовольцев? 6. Что было общего в устремлениях революционных и либеральных народников? В чем состояло различие в их взглядах? Выразите свое отношение к идее «малых дел». 7. В чем заключались причины студенческих волнений? Чего добивались студенты? 8. Изложите требования участников студенческой сходки 4 декабря 1887 г. Какой они носили характер — революционный или либеральный? 9. Что способствовало распространению марксизма в условиях Казанской губернии? 10. Среди каких социальных групп имели хождение марксистские идеи? Назовите имена наиболее активных пропагандистов этих идей. 11. Было ли массовым общественное движение, 70-80-х гг.? Какие идеи и почему преобладали в нем к концу XIX в.? Национальное движение Причины зарождения и развития татарского национального движения. Во второй половине XIX в. зарождается и получает развитие татарское национальное движение. К концу столетия в Казанской губернии проживало 675,4 тысячи татар, в том числе в городах — немногим более 35 тысяч, в уездах — 640 тысяч. В центре этнической территории татарской нации — в Волго-Камском районе — насчитывалось 808,7 тысячи татар. Общая численность татарского населения Российской империи составляла 2,6 миллиона человек. Компактное большинство татар было сосредоточено в Казанской губернии. Это определило ее основную роль в формировании татарской нации. Казанская губерния с ее центром Казанью и стала средоточием национального движения. Особое значение имела Казань. Здесь был широкий слой татарских предпринимателей, национальной интеллигенции, общественных деятелей. Недовольство татарского населения вызывала национальная политика правительства. В стесненных условиях находились просвещение, язык, предпринимательство. Так, татарским предпринимателям не разрешалось заводить металлургические предприятия, торговать некоторыми товарами, приобретать недвижимое имущество в Средней Азии. Между тем новые общественные отношения, утверждению которых открыла дорогу эпоха Великих реформ, требовали беспрепятственного развития всех сфер жизни татарского общества, в том числе торгово-промышленной деятельности, национальной культуры. Росло национальное самосознание с его идеями равноправия и свободы. Многое требовало обновления в самом татарском обществе. Традиционные устои в культуре, сознании, освященные исламом, сдерживали приобщение к достижениям европейской, мировой цивилизации, распространение светского образования. Не развивались многиеды искусства. Против старой политики в новом облачении. Во второй половине XIX в. власти неоднократно заявляли, что Россия является страной свободного вероисповедания. Утверждалось, что все конфессии равны, что все поданные империи, независимо от их национальности, одинаково защищены законом, платят те же налоги, могут дать любые должности. Однако на деле было не так. В действительности предпочтение отдавалось православию, осуществлялся курс на русификацию. Национальная политика, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения. В условиях, когда попытки насильственной христианизации народов Поволжья не дали должных результатов, она приняла иные формы. Основным методом русификации становится бразование. По закону от 26 марта 1870 г. мусульские духовные школы, мектебы и медресе были подчинены Министерству народного образования, а русский язык был включен в учебные программы национальных учебных заведений. По закону от 16 июля 1888 г. муллы могли занять свой выборный пост лишь в том случае, если они сдали экзамен по русскому языку или прошли курс обучения в русской начальной школе. В результате принятия этого закона среди татар усилилось движение по переселению в Турцию (движение мухаджиров). Основу правительственного курса составила система Н.И. Ильминского. Расчет состоял в том, что русификацией станут заниматься миссионеры, священники, учителя из среды самих «инородцев». Готовить эти кадры должны были специальные учебные заведения. И они были созданы. Кроме открытой в 1863 г. Казанской центральной крещено-татарской школы, Н.И. Ильминский через девять лет организовал Казанскую инородческую учительскую семинарию. Семинария выпускала учителей-миссионеров для татарских, мордовских, марийских, чувашских и удмуртских школ. Кроме того, при участии Братства святителя Гурия были открыты многочисленные миссионерские школы, в которые принимались дети крещеных татар, чувашей, удмуртов и других нерусских народов. Система Н.И. Ильминского этим не ограничивалась. Священники могли вести богослужение на разговорных языках «инородцев», на этих языках издавалась церковная литература. Для крещеных татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов были созданы специальные алфавиты на основе кириллицы. Христианизация встречала противодействие нерусского населения. В 60-е гг. массовый характер приняло возвращение кряшен в ислам. В 1866-1868 гг. в Казанской губернии 12 тысяч мужчин из числа крещеных татар отпали от православия. Ответом на новые поборы и повинности, усиление национально-религиозных притеснений стало мощное движение татарских крестьян 1878-1879 гг. Наибольший размах это движение приняло в Спасском, Казанском и Чистопольском уездах. В волнениях приняли крестьяне Мамадышского и Тетюшского уездов. По новой инструкции, изданной Казанским губернским присутствием по крестьянским делам, вводились сборы на организацию пожарных сараев, обязательное страхование построек, содержание писарей, стражников и т.д. Инструкция была составлена для русского населения и содержала пункты о преподавании «закона божьего», устройстве и поддержании церквей. В условиях насаждения русско-татарских школ это было воспринято как емление властей вновь заняться обращением татар в зравославие. В татарских деревнях начались бунты. Первые волнения возникли в Спасском уезде. Жителей многих деревень, в том числе Старые Ургагары, Татарское Муллино, Большие, Средние и Нижние Тиганы, зарово, других сел отказывались от страхования своих строений, от содержания пожарных сараев, от выбора полицейских урядников, выполнения других повинностей. Подобное происходило в соседних мордовских и неких селах Лягушкино, Булак, Тиган-Булак. В ряде мест были смещены сельские старосты, и на эти должности избраны новые лица. В Казанском уезде выступления произошли в иьше-Менгерской, Мамсинской, Больше-Атнинской, ской и Новокишитской волостях. В деревне Мамси стьяне избили писаря, двух полицейских стражников, избрали нового старшину. Были отстранены от кности и все сельские старосты. Это означало, что в Мамсинской волости было установлено крестьянское самоуправление. То же произошло и в Болыше - Менгерской, Больше -Атнинской волостях в конце ноября 1878 г. r Властям пришлось отменить инструкцию. Для усиления крестьян в ход была пущена военная сила. В занском уезде подавлением волнений занимался ка-яский губернатор Н.Я. Скарятин, которого сопровождал батальон солдат. В Атнинской, Менгерской и Мамсинской волостях начались обыски, аресты, наказания розгами. В селе Большие Менгеры собранных из окрест-деревень крестьян губернатор заставил встать на иени. Затем последовал приказ о порке. Около 800 человек — молодых и глубоких стариков — подверглись унизительной процедуре. Некоторые от полученных побоев скончались. Несколько человек было осуждено к каторжным работам, высылке в Сибирь или к тюремному заключению. В ряде деревень Спасского, Чистопольского, Мамадышского и некоторых других уездов в 1879 г. вновь начались волнения. Окончательно движение было подавлено к началу 1880 г. Ваисовское движение. Своеобразный характер носило ваисовское движение. Оно возникло в 1862 г. как религиозное. Тогда Багаутдин Вайсов (1804-1893) открыл в Казани молитвенный дом, где начал учить «истиной вере». Вскоре им был организован «Вайсов божий полк мусульман-староверов» с автономным духовным управлением. Пятидесятивосьмилетний основатель дома получил начальное образование в родном селе Молвино Свияжского уезда Казанской губернии, затем учился в медресе. Б. Вайсов писал и издавал книги, рассылал разоблачительные стихи губернаторам тех губерний, где имелось татарское население. После убийства Александра II он побывал в Петербурге, надеясь побудить нового царя обуздать произвол чиновников. Здесь он предлагал императорской чете свои стихи «Проповедь о великодержавном Александре III», «Положение мира безысходного времени», «Бедствия подданных». Свой дом и двор в Казани Вайсов объявил независимой территорией, поднял над ним свой зеленый флаг. Он не одобрял занятий своих единоверцев торговлей и промышленностью. Ваисовцы выступали за чистоту ислама, обличали «алчное отступническое» мусульманское духовенство, отказывались служить в армии, подчиняться гражданским законам и светской власти, регистрировать рождение детей у мулл. В период «хождения в народ» разночинской интеллигенции ваисовцы вели агитацию среди татарских крестьян. В 1884 г. толпа обывателей при поддержке отряда солдат разгромила дом и двор Ваисова. Сам Вайсов, признанный «одержимым сумасшествием в опасной форме», был помещен в Казанскую окружную психолечебницу, где и умер в сентябре 1893 г. Шестерых ваисовцев сослали в Сибирь. Просветительство. Во второй половине XIX в. даль-аейшее развитие получает татарское просветительство, зарождение, как мы помним, было связано с име-хами И. Хальфина, X. Фаизханова, М.-Г. Махмудова, 3. Кукляшева. С 60-х гг. XIX столетия это уже офор-вшееся просветительское движение. Распространение свещения, научных и технических знаний в татарском народе, приобщение его к русской и европейской рльтуре, к европейским формам жизни, освобождение устаревших традиций — вот к чему стремились та-ирские просветители. Это было не только мечтой, но и Главным делом их жизни. Одной из самых крупных фигур в татарском просветительстве второй половины XIX в. был Шигабутдин рджани (1818-1889). Он писал, что «для будущности своero народа мы нуждаемся в европейских знаниях, свещении, культуре, промышленности. Умение и просвещение можно брать везде, где оно есть. Знание и прошение не знают ни национальных, ни языковых границ. Педагогическая, научная деятельность Ш. Марджа в Казани началась в 1850 г., когда он был назначен имамом Первой соборной мечети. До этого Ш. Марджани более десяти лет провел в Бухаре и Самарканде, пополняя свои знания. Среднее образование он получил еще раньше в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда. Просветительские идеи Ш. Марджани звучали как эв традиционному обществу. Он заявлял, что изучение светских знаний и наук не противоречит исламу, выступал против запретов музыки, изобразительного искусства мусульманским духовенством. Ш. Марджани предлогал реформировать мектебы и медресе, освободить от средневековой схоластики. Важным средством приобщения татар к европейской культуре должно было изучение русского языка. Ш. Марджани сам и прокладывал дорогу своим идеям. Он впервые в Казани открыл школу нового типа, в вграмму которой наряду с религией были включены некоторые светские дисциплины. Просветитель поддерживал организацию русско-татарских школ, восемь лет преподавал вероучение в открытой в Казани в 1876 г. Татарской учительской школе. Ш. Марджани был и крупным ученым — философом, историком. Он написал первое научное исследование по истории татарского народа «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Сведения, привлеченные для истории о Казани и Булгарах»), многочисленные работы по истории ислама. Ш. Марджани оставил труды по археологии, этнографии, географии, математике, астрономии. За пропаганду гелиоцентрической теории его называли «вторым Галилеем». Ученый неоднократно выступал на заседаниях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, в 1877 г. прочитал доклад на IV Всероссийском археологическом съезде. Младшим современником Ш. Марджани был Каюм Насыри (1825-1902). Он родился в семье муллы, которая жила в селе Верхние Ширданы. После получения начального образования в мектебе своего отца поступил на учебу в медресе «Касимия». С 1855 г. в течение 16 лет преподавал татарский язык в Казанском духовном училище и в Казанской духовной семинарии. В 60-е гг. он был вольнослушателем Казанского университета. В последней четверти XIX в. К. Насыри более всего занимают наука и просветительство. Он создает на родном языке книги и учебники по литературе, арифметике, геометрии, педагогике, медицине, ботанике и другим отраслям знания. Им также было переведено немало учебников с русского языка на татарский. Он активно занимается изучением истории татарского народа, его фольклора. Результатом явились такие его книги, как «Образцы народной литературы казанских татар», «Сказки казанских татар». К. Насыри заложил основы современного татарского литературного языка. В Русском географическом обществе, Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете о нем говорили как о глубоком исследователе. Действительным членом последнего общества К. Насыри был избран в 1885 г. В течение более чем полувека К. Насыри выпускал настольные календари. Это были своего рода маленькие »нциклопедии знаний. Они закладывали основу татарской периодической печати. Намерение же К. Насыри яздавать газету «Тан юлдуз» («Утренняя звезда») власти отвергли. К. Насыри выступал за сближение татарского и руссого народов. Он опубликовал на татарском языке книга «Краткая история России», «Доступные для запоминания события из русской истории», написал и издал гПравила чтения русского языка», «Грамматику русского зыка», «Русско-татарский словарь». В «Записках -враторского географического общества» была напечатана- его статья «Поверья и обряды казанских татар», своей скромной квартирке К. Насыри обучал татарскиx шакирдов русскому языку. Общим для этих наиболее видных представителей ггарского просветительства являлась забота о распростении среди татарского народа научных знаний, о его вциальном прогрессе, борьба против мусульманской кнутости и.косности. Активными участниками татарского просветительского движения были писатели Фатих Халиди J50-1923), Габдрахман Ильяси (1856-1895), Загиргиев (1870-1902). Являясь сторонниками К. Насыри, га выступали за светское образование, за приобщение атар к русской и европейской культуре, за всесторонний прогресс своей нации, боролись против невежественных - мулл. В произведениях этих писателей с особой поэзией звучала тема равноправия татарской женщины. - Джадидизм. Идеи и деятельность татарских просвети-пей подготовили почву для возникновения джадидизма движения произошло от арабского джадид — е). Начало этому движению было положено в 80-х гг. IX в. Его идеологами стали Исмаил Гаспринский J51-1914), Галимджан Баруди (1857-1921), Ризаэт-Фахретдин (1859-1936), некоторые другие предстали татарской либеральной интеллигенции. Джадидизм зародился в сфере образования, просвещения Старая школа была пронизана схоластикой, ориентируясь главным образом на достижения средневековой, в ней преобладали богословские дисциплины. Между тем нужны были светские образованные кадры, владеющие современными научными знаниями. Джадидисты и взялись за перестройку школьного образования татар, преодолевая сопротивление властей и консервативных кругов татарского общества (кадимистов). С 80-х гг. на смену старым, кадимистским школам начинают приходить новометодные, джадидистские. К концу XIX в. в Казанской губернии их уже было несколько десятков. В джадидистских школах широко использовался азбучно-звуковой метод вместо буквослагательного, который облегчал усвоение школьных предметов. В реформированных школах появились классы, классные доски, парты, столы, географические карты, были предусмотрены экзамены. Учащиеся наряду с основами ислама изучали арифметику, географию, историю, русский, ряд европейских и восточных языков. Татарский язык изучался под названием «тюрки тель» («тюркский язык»). В 1882 г. Г. Баруди основал в Казани одно из самых знаменитых новометодных учебных заведений — медресе «Мухаммадия» В нем в начальных классах богословским дисциплинам отводилось в неделю 39, светским — 11 часов, в средних классах — 43 часа и 131 час. Светские дисциплины были широко представлены и в других наиболее крупных новометодных медресе — «Галлия» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк). Постепенно перестройка школьного образования татар набирала размах. Однако новометодные учебные заведения еще не заняли главенствующего положения. К концу XIX столетия их удельный вес в Казанской губернии по отношению ко всем татарским школам не превышал 5 процентов. Программа джадидистов предусматривала обновление различных сторон жизни нации. Она включала в себя организацию женского образования, открытие библиотек, клубов, читален, издание газет. Джадидисты выступали за то, чтобы татары носили европейскую одежду, посещали театр. Реформированию подлежал также ислам. Многое удалось и сделать. С 1883 г. начала выходить первая тюрко-татарская газета «Тарджеман» («Переводчик»). Ее основателем и редактором был городской голова Бахчисарая И. Гаспринский. В газете сотрудничали Бахретдин, А. Максуди, братья Шакир и Закир Рамие-многие другие представители татарской интеллигента. В 1890 г. Г. Баруди вместе со своей женой организовали: первую татарскую женскую новометодную школу. Называлась она «Магруй Баруди школа». Таким образом, во второй половине XIX в. татарское Национальное движение прошло большой путь. Сформировалось просветительское движение, которое выдвинуло целую плеяду прогрессивных мыслителей и деятелей. Многие его идеи были восприняты джадидистами. было уже не только просветительское, но и реформаторское движение. Оно наложило сильный отпеча-эк на образование, общественную жизнь, быт татарское общества. Вопросы и задания 1. Почему Казанская губерния с ее центром Казанью стала средоточием татарского национального движения? 2. Чем было вызвано к жизни татарское национальное движение? 3. Опишите систему Н.И. Ильминского. Каким образом она была связана с национальной политикой правительства? 4. Расскажите о причинах и ходе движения татарских крестьян 1878-1879 гг. 5. Какой характер носило ваисовское движение? Изложите основные взгляды ваисовцев. 6. В чем состояли основные идеи татарского просветительского движения? 7. Что было общего во взглядах Ш. Марджани и К. Насыри как наиболее видных представителей татарского просветительства второй половины XIX в.? 8. Какие идеи татарских просветителей представляются вам созвучными нашему времени? 9. Что роднит и что отличает татарское просветительство и джадидизм? 10. Попытайтесь объяснить, почему джадидизм зародился в сфере образования, просвещения? 11. Каковы были основные итоги. В деятельности представителей джадидистского движения?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.98 (0.013 с.) |