Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нации и национализм в развивающихся странах

Поиск

В большинстве стран развивающегося мира курс, которым идут национализм, нация и на­циональное государство, отличается по срав­нению с индустриальными обществами. Боль­шинство менее развитых стран когда-то бы­ли колонизированы европейцами и достиг­ли независимости в определенный момент второй половины XX в. Во многих из этих стран границы между колониальными адми­нистрациями были произвольно установлены в Европе и не принимали во внимание су­ществующие экономические, культурные или этнические различия среди населения. Коло­ниальные власти побеждали и подчиняли себе королевства и племенные группировки, суще­ствовавшие на африканском субконтиненте, в Индии и других частях Азии, и устанавливали свои собственные колониальные администра­ции или протектораты. Следствием этого стало то, что каждая колония была «совокупностью народов и бывших государств или их частей, собранных вместе внутри одних и тех же границ» (Akintoye 1976, 3). Большинство коло­низированных территорий содержали целую мозаику этносов и других групп.

Когда бывшие колонии получали свою независимость, им было зачастую трудно со­здать ощущение государственности и нацио­нальной принадлежности. Хотя национализм играл важную роль в обеспечении незави­симости колонизированных территорий, он в основном ограничивался небольшими груп­пами активистов. Националистические идеи не влияли на большинство населения. Даже се­годня многие постколониальные государства находятся под постоянной угрозой внутрен­них соперничеств и конкурирующих притяза­ний на политическую власть.

Практически полностью колонизирован­ным континентом была Африка. Национали­стические движения за независимость Африки после Второй мировой войны хотели освобо­дить колонизированные земли от европейско­го господства. Когда эта цель была достиг­нута, новые лидеры повсеместно испытывали колоссальные затруднения в своих попытках создать национальное единство. Многие из


лидеров 1950-х и 19б0-х гг. получили образо­вание в Европе или США, и разница между ними и их гражданами, большинство которых были безграмотными, неимущими и не знако­мыми с правами и обязанностями, провозгла­шаемыми демократией, была огромной. При колониализме некоторые этнические группы процветали больше, чем другие; у этих групп были разные интересы и цели, и вполне есте­ственно, что они воспринимали друг друга как врагов.

Гражданские войны разразились в ряде постколониальных государств Африки, таких как Судан, Заир и Нигерия; в других странах как Африки, так и Азии, наблюдались этни­ческое соперничество и антагонизм. Напри­мер, в Судане около 40 % населения говорили на арабском языке и утверждали, что они этнически арабского происхождения. В дру­гих регионах страны, в особенности на юге, на арабском практически не говорили. Когда к власти пришли националисты, они нача­ли программу по национальной интеграции, основанную на арабском языке в качестве государственного. Эта попытка была лишь ча­стично успешной, напряжение и стресс, кото­рые она принесла, заметны до сих пор. Тяже­лые проблемы, с которыми сталкивается боль­шая часть африканского континента, являются прямым результатом подобных затруднений.

Еще одним таким примером является Ни­герия. В стране проживает около 120 млн чел.: по большому счету, каждый четвертый афри­канец является жителем Нигерии. Нигерия — бывшая британская колония, получившая свою независимость 1 октября I960 г. Государствен­ным языком страны остается английский. Од­нако использование английского в основном ограничено небольшим количеством более об­разованных групп населения. Большая часть населения говорит на трех основных языках, носящих названия соответствующих народно­стей — йоруба, ибо и хауса. Имеется также более 300 диалектов, которые существуют как внутри основных языков, так и за их пре­делами. Многие из этих диалектов, по сути дела, являются самостоятельными языками — так, некоторых диалектов йоруба говорящие на другом диалекте языка йоруба не понимают.

Вскоре после получения независимости в I960 г. в стране началась вооруженная борь­ба между различными этническими группа­ми. К власти пришло военное правительство, и с тех пор периоды гражданского правления


Заключение: национальные государство, принадлежность и глобализация



 


чередовались с этапами правления военных. В 1967 г. разразилась гражданская война, в хо­де которой одна из областей, Биафра, стре­милась стать независимой от всей остальной страны. Сепаратистское движение было подав­лено с помощью военной силы с большими человеческими потерями. Последующие пра­вительства пытались насаждать более высокое чувство национальной самобытности под ло­зунгом «родины Нигерии», но создание ощу­щения национального единства и общей це­ли по-прежнему является сложной задачей. Страна обладает большими запасами нефти, но, как и прежде, по большей части погрязает в бедности и до сих пор находится в тисках авторитарной власти.

Подведем итоги: большинство государств в развивающемся мире появилось в резуль­тате процессов формирования нации, отли­чающихся от тех, которые происходили уже в индустриальном мире. Государства были об­разованы извне, в границах территорий, где до этого зачастую не было культурного или этнического единства. Такие проблемы, как показывает практика, повсеместно трудно пре­одолеть. Современные нации возникли наибо­лее эффективно либо в тех регионах, которые никогда не были полностью колонизированы, либо там, где уже имело место сильное куль­турное единство — например в Японии, Корее или Таиланде.

Заключение: национальное

Государство, национальная

Принадлежность

И глобализация

В некоторых областях Африки нации и наци­ональные государства до конца еще не сфор-


мированы. Однако в других регионах мира некоторые авторы уже пишут о «конце наци­онального государства» перед лицом глобали­зации. Согласно японскому писателю Кениши Омаэ, в результате глобализации мы все боль­ше живем в «мире без границ», в котором наци­ональная принадлежность ослабевает (Ohmae 1995; см. также с. 63).

Насколько обоснована эта точка зрения? Процессы глобализации, безусловно, влияют на все государства. И подъем «наций без государств», возможно, связан с глобализа­цией. На развитие глобализации люди ча­сто реагируют попытками возродить мест­ные особенности, желая достичь защищен­ности в быстро меняющемся мире. В результа­те распространения мирового рынка у наций снизилась былая собственная экономическая мощь.

Однако было бы неверным утверждать, что мы с вами свидетели кончины нацио­нального государства. В каком-то смысле вер­но обратное. Сегодня каждая страна в мире является и желает быть национальным госу­дарством — такое государство стало универ­сальной политической формой. До недавнего времени у него еще были конкуренты. Коло­низированные земли и империи существовали параллельно с национальными государства­ми в течение большей части XX в. Можно утверждать, что последняя империя исчезла лишь с крахом советского коммунизма. Со­ветский Союз был действительно в центре империи, охватывающей свои страны-сател­литы из Восточной Европы. Теперь все они стали независимыми нациями, так же как и многие территории, которые находились в пределах бывшего Советского Союза. Сей­час в мире действительно существует гораздо больше суверенных наций, чем двадцать лет тому назад.


Краткое содержание

1. Термин «правительство» относится к политическому аппарату, в котором чиновники
утверждают политику и принимают решения. Политика — это средство применения
власти в целях повлиять на размах и смысл правительственной деятельности.

2. Власть есть способность достигать своих целей даже несмотря на сопротивление осталь­
ных, что часто подразумевает применение силы. Считается, что правительство обладает
законной властью, когда применение им власти легитимно. Такая легитимность исходит
из согласия тех, кем управляют. Наиболее распространенной формой законного правления
является демократия, но возможны также другие законные формы.


394 Глава 14. Правительство и политина

3. Государство существует там, где есть политический аппарат, управляющий данной терри­
торией, и чья законная власть опирается на законодательство и возможность применять
силу для реализации своей политики. Современные государства являются националь­
ными государствами, для которых характерны идея гражданства, признание того, что
люди обладают общими правами и обязанностями и осознают свою роль в государстве,
а также национализм —■ ощущение принадлежности к более широкому объединяющему
политическому сообществу.

4. Монархия — это политическая система, при которой власть передается внутри одной семьи
от поколения к поколению. При конституционной монархии власть королевской семьи
строго ограничена конституцией, которая вручает законную власть в руки демократически
избранных представителей.

5. Демократия — это политическая система, при которой правит народ. При совместном
демократическом правлении (или прямой демократии) решения принимаются теми, кого
это касается. Либеральная демократия — это представительная демократия, при которой
все граждане имеют право голоса и могут выбирать как минимум между двумя партиями.

6. В авторитарных государствах участие народа в управлении запрещено или строго ограни­
чено. Нужды и интересы государства являются приоритетными по отношению к нуждам
обычных граждан, и не существует законных механизмов, позволяющих занять оппозици­
онную правительству позицию или лишить лидера власти.

7. Число стран с демократическими правительствами резко увеличилось в последние годы
во многом благодаря воздействию глобализации, средств массовой информации и ка­
питализму со свободной конкуренцией. Но и у демократии существуют проблемы: люди
повсеместно начали терять веру в способность политиков и правительств решать проблемы
и управлять экономикой, а политическое участие в избирательной системе уменьшается.

8. Политическая партия — это организация, ориентированная на достижение легитимного
контроля над правительством с помощью процесса выборов. В большинстве стран Запада
крупнейшими партиями являются те, которые ассоциируются с широкими политическими
интересами, в целом ориентированными на социализм, либерализм или консерватизм.
Ультраправые партии в последнее время пользовались поддержкой в ряде европейских
стран во многом из-за полемики по вопросу иммиграции.

9. Британская политика последних лет ощущала на себе влияние тэтчеризма, т. е. ря­
да доктрин, ассоциирующихся с правлением г-жи Тэтчер. Тэтчеризм предполагает веру
в желательное уменьшение роли государства и господство свободного рыночного пред­
принимательства.

 

10. Партия лейбористов сильно изменилась за последние 25 лет. В особенности при лидерстве
Тони Блэра «новые лейбористы» отошли от таких старых социалистических понятий, как
национализация и плановое экономическое предпринимательство. После прихода к власти
в 1997 г. «новые лейбористы» встали на путь политической реформы и модернизации,
который выходит за пределы традиционных «левых» или «правых» убеждений. Эту новую
разновидность центристско-левой политики зачастую называют политикой третьего пути.

11. Революция — это переворот существующего политического порядка с помощью массо­
вого движения с применением силы. Общественные движения, напротив, предполагают
коллективную попытку удовлетворить общие интересы, используя совместные действия
вне сферы уже существующих институтов. Термин «новые общественные движения»
применяется по отношению к ряду общественных движений, которые возникали в за­
падных странах с 1960-х гг. в ответ на сменяющие друг друга опасности, угрожающие
человеческим обществам. В отличие от ранних общественных движений, НСД являются
кампаниями, направленными на решение какой-то одной проблемы, ориентированными
на нематериальные цели и получающими поддержку в различных классовых прослойках.
Информационные технологии стали мощным организационным орудием для многих новых
социальных движений.

12. Национализмом называется набор символов и убеждений, которые дают ощущение принад­
лежности к единой политической общине. Он появился вместе с развитием современного


Заключение: национальные государство, принадлежность и глобализация 395

государства. Хотя основатели социологии считали, что национализм в промышленных обществах исчезнет, в начале XXI в. он, судя по всему, процветает. «Нациями без госу­дарств» называют национальные группы, не имеющие политического суверенитета на той территории, которую они считают своей.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Почему социология должна заниматься изучением политики?

2. Почему либеральная демократия так часто сосуществует с капитализмом?

3. Если западные нации столь привержены демократии, почему же во многих странах так
мало людей участвуют в выборах?

4. Что «нового» в «новом лейборизме»?

5. Как социальные движения используют существующие социальные и политические инсти­
туты?

6. Теряют ли свое значение национальные государства по мере развития глобализации?

Дополнительная литература

Dahl Robert A On Democracy. New Haven: Yale University Press, 1998.

Dunkavy Patrick and O'Leaty Brendan. Theories of the State: The Politics of Liberal Democracy. Basingstoke: Macmillan Education, 1987.

Ciulla Elaine and NyeJoseph S.Jr. Democracy.com? Governance in a Networked World. Hollis, N. H.: Hollis, 1999.

Kickert Walter J. M. and Stillman RichardJ. И (eds.). The Modern State and its Study: New Administrative Sciences in a Changing Europe and United States. Northampton, Mass.: Edward Elgar, 2000.

Lukes Steven. Power: A Radical View. London: Macmillan, 1974.

Melucci Alberto. Nomads of the Present: Social Movements and Individual Needs in Contemporary Society. London: Hutchinson Radius, 1989.

Navari Cornelia. Internationalism and the State in the Twentieth Century. N. Y.: Routledge, 2000.

Интернет-линки

Международный институт проблем демократии и содействия выборам http://www.idea.int/

Сборник Интернет-материалов по современной истории: национализм http://www.fordham.edu/hasall/mod/modsbookl7.htnil

Ассоциация политических исследований www.psa.ac.uk



ГЛАВА

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ


Мы живем в эпоху всеобщей взаимосвя­зи, когда люди по всему земному шару стали участниками единого информационного ми­ропорядка. Это во многом результат между­народного масштаба современных коммуни­каций. Благодаря глобализации и мощи Ип- тернета, люди от Каракаса до Каира имеют доступ к одним и тем же популярной музы­ке, новостям, кинофильмам и телевизионным программам. Круглосуточные новостные ка­налы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случились, и передают ре­портажи о развитии событий на весь мир. Фильмы, сделанные в Голливуде или Гонконге, доступны всемирной аудитории, а такие зна­менитости, как «Спайс Герлз» и Тайгер Вудз прекрасно известны на всех контитентах.

В последние несколько десятилетий мы стали свидетелями процесса конвергенции в области производства, распространения и по­требления информации. Если когда-то такие средства связи, как печать, телевидение и кино были достаточно самостоятельными, то сейчас они в значительной степени связаны между собой. Границы между формами коммуника­ции теперь не столь явственны, как это было раньше: телевидение, радио, газеты и телефон подвергаются значительным изменениям под влиянием технологического прогресса и быст­рого распространения Интернета. Хотя газе­ты и прочие средства массовой информации (СМИ) по-прежнему остаются важными эле­ментами нашей жизни, их организация и спо­собы доставки меняются. Газеты можно про­читать в режиме онлайн, использование мо­бильных телефонов растег с астрономической скоростью, а цифровое телевидение и службы спутникового вещания предлагают своим зри­телям доселе невиданный выбор программ.


Однако центром революции в сфере комму­никаций является именно Интернет. С рас­пространением таких технологий, как распо­знавание голоса, широкополосная связь, веб-кастинг и кабельные соединения, Интернет грозит стереть различия между традиционны­ми формами средств массовой информации и стать единственным средством доставки ин­формации, развлечений, рекламы и торговли для массовой аудитории.

В этой главе мы рассмотрим трансформа­ции, которым подвергаются СМИ и коммуни­кации в процессе глобализации. СМИ вклю­чают в себя широкий спектр форм, таких как телевидение, газеты, фильмы, журналы, радио, реклама, видеоигры и компакт-диски. Эти средства информации называются мас­совыми, поскольку они охватывают массовую аудиторию — аудиторию, состоящую из очень большого количества людей. Их также иногда называют массовыми коммуникациями,

СМИ часто ассоциируются исключитель­но с развлечениями и как таковые рассмат­риваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд, однако, однобок: массовые коммуникации также свя­заны со многими другими аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства мас­совой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение. Это происхо­дит не только потому, что они определенным образом влияют на наши воззрения, но и по­тому, что они являются средством доступа к знанию, от которого зависят многие аспек­ты нашей общественной жизни.

Мы начинаем анализ СМИ с рассмотре­ния двух самых старых их форм — газет и те­левидения. Будут рассмотрены влияние телеви-


Газеты и телевидение



 


дения и роль общественного вещания. Затем мы проанализируем некоторые лидирующие в данной области теории и роль СМИ в за­щите сферы публичного. В последней части главы мы исследуем появление электронных СМИ и телекоммуникаций, включая Интернет, а также обсудим глобализацию СМИ, происхо­дящую на протяжении последних десятилетий.

Газеты и телевидение Газеты

Современные газеты берут начало от пам­флетов и информационных листков, печатав­шихся и распространявшихся в XVIII в. Газе­ты стали «ежедневными», с тысячами, а по­рой и миллионами читателей, лишь начиная с конца XIX в. Газета — фундаментально важ­ное явление в истории современных СМИ, поскольку она включала в себя много различ­ных типов информации в компактном и легко воспроизводимом формате. В одном выпуске газеты содержалась информация о последних событиях, о развлечениях и товарах для по­требителей.

Дешевая ежедневная пресса впервые по­явилась в Соединенных Штатах. Ежедневная газета стоимостью в один цент изначально была основана в Нью-Йорке, а затем ее ана­логи увидели свет в других крупных городах восточного побережья. В начале XX в. город­ские или региональные газеты уже выходили в большинстве американских штатов (по кон­трасту с небольшими европейскими странами, общенациональные газеты не получали разви­тия). Изобретение дешевого способа газетной печати дало толчок к массовому распростра­нению газет уже в конце XIX в.

Два наиболее ярких примера престижных газет начала XX в. — «Нью-Йорк Тайме» (New York Times) и лондонская «Тайме» (The Times). Большинство влиятельных газет других стран брали их за образец. Газеты, пользовавшие­ся высоким спросом на читательском рын­ке, становились важной политической силой и остаются таковой до наших дней.

Более полувека газеты были основным средством быстрой и эффективной передачи информации для массовой аудитории. С рас­цветом радио, кино и — что гораздо более важ­но — телевидения их влияние уменьшилось. Данные относительно чтения газет в целом го­ворят о том, что количество людей, читающих


какую-либо национальную ежедневную газе­ту в Великобритании, уменьшилось с начала 1980-х гг. Среди мужчин количество читателей упало с 76% в 1981 г. до 60% в 1998-1999 гг.; уровень чтения среди женщин немного мень­ше, однако произошел аналогичный спад — с 68 до 51 %(HMSO 2000).

Электронные коммуникации с большой вероятностью могут еще больнее ударить по распространению газет. Новостная информа­ция сейчас доступна в режиме онлайн практи­чески мгновенно, она постоянно обновляется в течение дня. Многие газеты также доступны для чтения онлайн без дополнительной платы.

Телевизионное вещание

Наряду с подъемом Интернета растущее влия­ние телевидения является, пожалуй, наиболее важным событием в сфере средств массовой информации за последние сорок с лишним лет. Если современные тенденции просмот­ра будут продолжаться, к восемнадцати го­дам среднестатистический ребенок, рожден­ный в наши дни, потратит на просмотр те­лепередач больше времени, чем на какое-ли­бо другое занятие, не считая сна. Телевизор сейчас есть практически в каждом доме. В Ве­ликобритании телевизор в среднем включен пять-шесть часов в день. Практически та же картина наблюдается в других западноевро­пейских странах и в США. В Великобритании все от четырех лет и старше смотрят телеви­зор в среднем двадцать пять часов в неделю! Пожилые люди смотрят вдвое больше, чем дети от четырех до пятнадцати лет, и женщи­ны смотрят телевидение немного больше, чем мужчины (см. рис. 15.1).

Количество телевизионных каналов, до­ступных британской аудитории, продолжает увеличиваться благодаря прогрессу в обла­сти спутниковых и кабельных технологий. В 1998 г. около 13% британских домов за­казали спутниковое телевидение, а 9 % подпи­сались на кабельное телевидение (HMSO 2000). Цифровое телевидение в Великобритании ста­ло коммерчески доступным в 1998 г.

Общественное (некоммерческое) вещание

В большинстве стран государство непосред­ственно участвует в управлении телевещанием. В Великобритании Британская радиовещатель­ная корпорация (Би-би-си, ВВС), которая пер­вой начала выпуск телевизионных программ,



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


 


Мужчины


Женщины


 


 

40 30 20 10

Человеко-часы в неделю


10 20 30

Человеко-часы в неделю


Рис. 15.1. Просмотр телевидения по половым и возрастным признакам (человеко-часы в неделю).

Великобритания. 1998

Источники: BARB; AGB Ltd.; RSMB Ltd. From Social Trends. 30. 2000. P. 211. Crown copyright.


является государственной организацией. На ее финансирование идут лицензионные взносы, которые выплачивает каждая семья, имеющая телевизор. В течение ряда лет Би-би-си бы­ла единственной организацией, которой было разрешено радио- и телевещание на терри­тории Великобритании, но сегодня наряду с двумя телевизионными каналами Би-би-си (Би-би-си 1 и Би-би-си 2) существует три наземных коммерческих телеканала (Ай-ти-ви (ITV), Канал 4 и Канал 5). Частота и продолжи­тельность рекламы контролируются законом, на нее должно отводиться не более шести минут в час. Эти же правила распространяют­ся и на спутниковые каналы, которые стали широко доступны потенциальным заказчикам в 1980-е гг.

В Соединенных Штатах все три ведущие телевизионные компании являются коммер­ческими: «Американская Компания» — «Эй-би-си» (ABC), «Вещательная Система Коламбии» — «Си-би-эс» (CBS) и «Национальная Вещатель­ная Компания» — «Эн-би-си» (NBC). Компании по закону могут иметь не более пяти лицензи­рованных телестанций, которые в случае этих трех организаций находятся в крупнейших го­родах страны. Вместе «большая тройка» охва­тывает благодаря своим телестанциям более четверти всех семей. Около 200 ретранслиру­ющих станций также связаны с каждой из этих компаний, составляя 90 % от более чем семи­сот ТВ-станций страны. Доход этих компа­ний зависит от продажи рекламного времени. Национальная ассоциация работников теле-и радиовещания (The National Association of


Broadcasters) — частная организация — уста­навливает пропорции рекламы на один час просмотра: 9,5 мин в час в лучшее эфирное время («прайм-тайм») и 1б мин в час в осталь­ное время. С целью установления расценок на рекламу телекомпании регулярно собирают статистику (рейтинги) того, сколько человек смотрят ту или иную передачу. Помимо этого, рейтинг, разумеется, очень влияет на принятие решения, какие программы будут продолжать показывать.

Власть больших компаний снизилась с появлением спутникового и кабельного теле­видения. За определенную абонентскую пла­ту зритель многих европейских стран, в том числе и в Великобритании, а также в круп­ных американских городах может выбирать из множества программ и каналов. В по­добных обстоятельствах, в особенности из-за дополнительного влияния видео, люди все больше и больше склонны к самостоятель­ному «программированию телепередач». Они создают персональные расписания просмот­ра вместо того, чтобы полагаться на зара­нее заготовленную компаниями программу передач.

Спутник и кабель изменяют характер те­левидения практически повсеместно. Как толь­ко они начнут вторгаться во владения класси­ческих наземных телеканалов, властям станет еще труднее контролировать содержание теле­передач, что они обычно делали в прошлом. По-видимому, доступность западных информа­ционных средств внесла свой вклад в форми­рование обстоятельств, приведших к револю-


Газеты и телевидение



 


циям 1989 г. в восточной Европе (см. главу 14 «Правительство и политика»).

Будущее Би-би-си

Положение Би-би-си, как и иных обществен­ных вещательных компаний в большинстве других стран, напряженно и является предме­том многочисленных дискуссий. Будущее Би-би-си под вопросом из-за процветания но­вых форм информационных технологий. По­стоянно появляются новые каналы, а с раз­витием цифровых технологий станут доступ­ны буквально сотни кабельных и цифровых каналов. «Пэй-пер-вью» (передачи, доступные за отдельную плату), телевидение по подписке и «интерактивное ТВ» — все они угрожают уменьшить просмотр Би-би-си. Доля телеви­зионной аудитории, принадлежащая Би-би-си, в 1995 г. составляла всего лишь чуть более 40 %. Ее программы смотрят лишь 33 % населения, у которого есть кабельное или спутниковое телевидение, и многие начинают задаваться вопросом, почему они должны платить лицен­зионный сбор.

Высказывалось предложение, что Би-би-си должна быть приватизирована. Иными сло­вами, она должна получать свой доход от ре­кламы, как и другие каналы, и лицензион­ный сбор тогда бы мог исчезнуть. До сих пор идее оптовой приватизации сопротив­лялись. Многие люди считают, что Би-би-си важно оставаться общественной собственно­стью. Однако были предприняты попытки ча­стично коммерциализовать интернациональ­ную деятельность Би-би-си с целью увеличить бюджет внутренних коммунальных услуг. Би-би-си является одним из наиболее известных и уважаемых в мире «брендов»; в последние годы пытались извлечь из этого выгоду, всту­пая в совместные предприятия для создания новых телевизионных каналов для мирового рынка (Herman & McChesney 1997). Как отме­чают некоторые комментаторы, сокращение государственного регулирования в сфере ее действия и финансовые затруднения превра­тили Би-би-си в коммерческую систему, кото­рая частично сохраняет изначально присущие ей признаки общественной службы.

Будущее Би-би-си туманно. С одной сто­роны, система лицензионных взносов не смо­жет более существовать, если аудитория Би-би-си уменьшится еще больше, ибо это вызо­вет общественный протест против повышения


платы. В ближайшие годы доходов от ли­цензионного сбора станет недостаточно для покрытия растущих затрат на производство и приобретение прав на высококачественные программы (Currie and Silver 1999). Возрастет роль доходов от рекламы в финансировании программ. С другой стороны, не стоит недо­оценивать общественное значение Би-би-си. Поскольку телевизионный сектор выходит из-под контроля государства, роль Би-би-си ста­новится все более важной, особенно это каса­ется поддержания высокого качества передач и обслуживания тех слоев населения, кото­рые исключены из социума (поскольку сейчас люди старше семидесяти пяти лет получают лицензию бесплатно). Вот как это проком­ментировал директор Би-би-си по политике и планированию:

Мы действительно боимся, что «больше» будет означать «хуже», что наши конкуренты раздро­бят аудиторию и инвестиции на множество рынков сбыта, что в свою очередь приведет к бульварщине и к разделению нации на тех, кто приветствует новые услуги и на тех, кто ли­бо не может их себе позволить либо не желает этого. Вызов общественной политике состоит в том, чтобы суметь дать и то, и другое: про­водить кампанию по расширению, сохраняя при этом качество (Currie and Siner 1999).

Глобальное телевидение

За последние двадцать лет произошли важные изменения в области технологий и в полити­ке, что привело к большей глобализации при составлении программ ТВ. Во многих местах мира, таких как Восточная Европа, бывший СССР, а также ряд регионов Азии и Афри­ки, где телевещательные системы и владе­ние телевизорами традиционно были огра­ниченными, появилось значительно больше возможностей телевещания. Увеличение числа телеканалов и рост популярности телевиде­ния привели к росту спроса на большее ко­личество программ. Часто этот повышенный спрос не может быть удовлетворен одной лишь местной производственной мощностью и тре­буются импортные телевизионные програм­мы. Поскольку правительства либерализовали регулирование телевещания, иностранные ин­формационные компании вступили на прежде не доступные им рынки (см. врезку на с. 400). Это, а также прогресс в области спутниковых и кабельных технологий намного облегчили пересечение телевещанием границ националь­ных государств.



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


Телевидение и глобализация: ситуация в Индии


Воздействие глобализации средств массовой ин­формации четко видно на примере Индии, где в течение последнего десятилетия наблюдался необыкновенно бурный рост в сфере ТВ-веща­ния. В 1991 г. в Индии существовал один ТВ-канал, контролируемый государством, но уже к 1998 г. появилось около семидесяти каналов, включая самую крупную телекомпанию в Азии — Zee TV.

В последние годы перспектива СМИ в Ин­дии — стране, чья огромная прослойка среднего класса (250 млн чел.), говорящего по-английски, делает ее одним из наиболее быстро растущих рынков СМИ в мире, — очень изменилась (Thussu 1999). Многие международные вещательные ком­пании теперь считают Индию бойким рынком, так как огромное число жителей и разнообразие культур и языков означает, что существует боль­шая потребность в различных типах программ и каналов.

Будучи постколониальным государством с высоким уровнем безграмотности и слабым чувством национальной идентификации, Индия определялась государственным ТВ-каналом «До-ордаршан» (Doordarshan). Индийское правитель­ство полагалось на «Доордаршан» как на сред­ство построения национального единства, про­двигая определенные цели «развития» среди населения и обучая индийских граждан. Хотя


печатные СМИ в Индии были исторически сво­бодными, «Доордаршан» строго контролировался и подвергался цензуре. Один из важных пово­ротных моментов в истории индийского вещания пришелся на период правления Индиры Ганди (1967-1978 и 1980-1984 гг.), которая верила, что телевидение — важнейшее средство про­движения среди населения идей консолидации страны. Она следила за расширением числа те­левещателей и познакомила страну с цветным телевидением.

В 1991 г. правительство Индии сняло огра­ничения с сектора СМИ, открывая дверь для трансляции передач внутри ранее закрытой си­стемы иностранным медиакорпорациям. Спутни­ковое вещание — например, таких каналов, как Star TV из Гонконга или американского CNN — стало необыкновенно популярно среди город­ской образованной элиты, способствуя быстрому росту количества кабельных узлов и спутниковых тарелок. Хотя в начале 1990-х гг. такой просмотр телевидения ограничивался небольшой зажиточ­ной группой населения, эта малочисленная груп­па привлекала рекламодателей, которые считали ТВ-вещание в Индии прекрасным способом ре­кламировать свои товары.

К 1998 г. все основные мировые кабель­ные каналы, включая ВВС, CNN, Discovery, STAR, MTV и CNBC, вели вещание в Индии наряду


 


Воздействие телевидения

Масса исследований проводилась с целью определить эффект от телевизионных про­грамм. Большинство из них касалось детей, и это вполне понятно, учитывая количество часов, отводимых ими для просмотра, и воз­можные социальные последствия этого. Дву­мя наиболее исследуемыми темами являются влияние телевидения на уровень преступности и насилия, а также характер ТВ-новостей.

ТВ и насилие

Уровень насилия в телевизионных программах хорошо документирован. Гербнер и его колле­ги проводили самые подробные исследования, в которых начиная с 1967 г. ежегодно анали­зировались примеры программ всех основ­ных американских телекомпаний, транслиро­вавшихся в лучшее эфирное время в будни и в дневное время в выходные. Число и часто­та актов насилия и эпизодов с присутствием


насилия были занесены в таблицу по целому ряду типов программ. В этом исследовании насилием считается угроза или применение физической силы, направленной против се­бя или других, влекущей за собой телесные повреждения или смерть. Телевизионная дра­ма как жанр оказалась по своему содержанию полной насилия: в среднем 80% такого рода программ включали насилие, демонстрируя 7,5 эпизодов насилия в час. Детские программы показали еще более высокий уровень насилия, хотя убийство в этих программах изобража­лось реже. Мультфильмы лидировали по коли­честву насильственных действий и эпизодов среди всех типов телевизионных программ (Gerbner et ей 1979, 1980; Gunter 1985).

Каким образом изображение насилия влияет на публику, если влияет вообще? Ф. С. Андерсон собрал результаты 67 иссле­дований, проводившихся в течение двадцати лет с 1956 по 1976 гг., посвященных изучению влияния ТВ-насилия на тенденции к агрессии


Воздействие телевидения



 


с местными индийскими компаниями. Хотя эти вещательные компании передавали в основном иностранный по своему содержанию материал, они часто «одомашнивали» свои передачи с по­мощью добавления субтитров на хинди или пе­редавая программы, затрагивающие темы, особо интересные именно для Индии.

Zee TV был самым крупным и самым ус­пешным индийским телеканалом, появившимся наряду с каналом «Доордашан». Запущенный в 1992 г., этот первый частный индийский телека­нал, транслирующий передачи на хинди, затмил «Доордашан», снизив рейтинг последнего от 37 до 28% к 1996 г. (Herman and McChesney 1997). Популярность Zee TV, по-видимому, связана с ря­дом факторов, включая новаторские программы, не знакомые ранее индийским зрителям, а так­же активное использование «хинглиша» (смеси хинди и английского, популярной у городской молодежи). Программы Zee TV показали успеш­ность переработки выпускаемой в мире продук­ции на местный лад. Ток-шоу и игровые шоу как жанры ТВ были не знакомы индийским зрит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.015 с.)