Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нации и национализм в развивающихся странахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В большинстве стран развивающегося мира курс, которым идут национализм, нация и национальное государство, отличается по сравнению с индустриальными обществами. Большинство менее развитых стран когда-то были колонизированы европейцами и достигли независимости в определенный момент второй половины XX в. Во многих из этих стран границы между колониальными администрациями были произвольно установлены в Европе и не принимали во внимание существующие экономические, культурные или этнические различия среди населения. Колониальные власти побеждали и подчиняли себе королевства и племенные группировки, существовавшие на африканском субконтиненте, в Индии и других частях Азии, и устанавливали свои собственные колониальные администрации или протектораты. Следствием этого стало то, что каждая колония была «совокупностью народов и бывших государств или их частей, собранных вместе внутри одних и тех же границ» (Akintoye 1976, 3). Большинство колонизированных территорий содержали целую мозаику этносов и других групп. Когда бывшие колонии получали свою независимость, им было зачастую трудно создать ощущение государственности и национальной принадлежности. Хотя национализм играл важную роль в обеспечении независимости колонизированных территорий, он в основном ограничивался небольшими группами активистов. Националистические идеи не влияли на большинство населения. Даже сегодня многие постколониальные государства находятся под постоянной угрозой внутренних соперничеств и конкурирующих притязаний на политическую власть. Практически полностью колонизированным континентом была Африка. Националистические движения за независимость Африки после Второй мировой войны хотели освободить колонизированные земли от европейского господства. Когда эта цель была достигнута, новые лидеры повсеместно испытывали колоссальные затруднения в своих попытках создать национальное единство. Многие из лидеров 1950-х и 19б0-х гг. получили образование в Европе или США, и разница между ними и их гражданами, большинство которых были безграмотными, неимущими и не знакомыми с правами и обязанностями, провозглашаемыми демократией, была огромной. При колониализме некоторые этнические группы процветали больше, чем другие; у этих групп были разные интересы и цели, и вполне естественно, что они воспринимали друг друга как врагов. Гражданские войны разразились в ряде постколониальных государств Африки, таких как Судан, Заир и Нигерия; в других странах как Африки, так и Азии, наблюдались этническое соперничество и антагонизм. Например, в Судане около 40 % населения говорили на арабском языке и утверждали, что они этнически арабского происхождения. В других регионах страны, в особенности на юге, на арабском практически не говорили. Когда к власти пришли националисты, они начали программу по национальной интеграции, основанную на арабском языке в качестве государственного. Эта попытка была лишь частично успешной, напряжение и стресс, которые она принесла, заметны до сих пор. Тяжелые проблемы, с которыми сталкивается большая часть африканского континента, являются прямым результатом подобных затруднений. Еще одним таким примером является Нигерия. В стране проживает около 120 млн чел.: по большому счету, каждый четвертый африканец является жителем Нигерии. Нигерия — бывшая британская колония, получившая свою независимость 1 октября I960 г. Государственным языком страны остается английский. Однако использование английского в основном ограничено небольшим количеством более образованных групп населения. Большая часть населения говорит на трех основных языках, носящих названия соответствующих народностей — йоруба, ибо и хауса. Имеется также более 300 диалектов, которые существуют как внутри основных языков, так и за их пределами. Многие из этих диалектов, по сути дела, являются самостоятельными языками — так, некоторых диалектов йоруба говорящие на другом диалекте языка йоруба не понимают. Вскоре после получения независимости в I960 г. в стране началась вооруженная борьба между различными этническими группами. К власти пришло военное правительство, и с тех пор периоды гражданского правления Заключение: национальные государство, принадлежность и глобализация
чередовались с этапами правления военных. В 1967 г. разразилась гражданская война, в ходе которой одна из областей, Биафра, стремилась стать независимой от всей остальной страны. Сепаратистское движение было подавлено с помощью военной силы с большими человеческими потерями. Последующие правительства пытались насаждать более высокое чувство национальной самобытности под лозунгом «родины Нигерии», но создание ощущения национального единства и общей цели по-прежнему является сложной задачей. Страна обладает большими запасами нефти, но, как и прежде, по большей части погрязает в бедности и до сих пор находится в тисках авторитарной власти. Подведем итоги: большинство государств в развивающемся мире появилось в результате процессов формирования нации, отличающихся от тех, которые происходили уже в индустриальном мире. Государства были образованы извне, в границах территорий, где до этого зачастую не было культурного или этнического единства. Такие проблемы, как показывает практика, повсеместно трудно преодолеть. Современные нации возникли наиболее эффективно либо в тех регионах, которые никогда не были полностью колонизированы, либо там, где уже имело место сильное культурное единство — например в Японии, Корее или Таиланде. Заключение: национальное Государство, национальная Принадлежность И глобализация В некоторых областях Африки нации и национальные государства до конца еще не сфор- мированы. Однако в других регионах мира некоторые авторы уже пишут о «конце национального государства» перед лицом глобализации. Согласно японскому писателю Кениши Омаэ, в результате глобализации мы все больше живем в «мире без границ», в котором национальная принадлежность ослабевает (Ohmae 1995; см. также с. 63). Насколько обоснована эта точка зрения? Процессы глобализации, безусловно, влияют на все государства. И подъем «наций без государств», возможно, связан с глобализацией. На развитие глобализации люди часто реагируют попытками возродить местные особенности, желая достичь защищенности в быстро меняющемся мире. В результате распространения мирового рынка у наций снизилась былая собственная экономическая мощь. Однако было бы неверным утверждать, что мы с вами свидетели кончины национального государства. В каком-то смысле верно обратное. Сегодня каждая страна в мире является и желает быть национальным государством — такое государство стало универсальной политической формой. До недавнего времени у него еще были конкуренты. Колонизированные земли и империи существовали параллельно с национальными государствами в течение большей части XX в. Можно утверждать, что последняя империя исчезла лишь с крахом советского коммунизма. Советский Союз был действительно в центре империи, охватывающей свои страны-сателлиты из Восточной Европы. Теперь все они стали независимыми нациями, так же как и многие территории, которые находились в пределах бывшего Советского Союза. Сейчас в мире действительно существует гораздо больше суверенных наций, чем двадцать лет тому назад. Краткое содержание 1. Термин «правительство» относится к политическому аппарату, в котором чиновники 2. Власть есть способность достигать своих целей даже несмотря на сопротивление осталь 394 Глава 14. Правительство и политина 3. Государство существует там, где есть политический аппарат, управляющий данной терри 4. Монархия — это политическая система, при которой власть передается внутри одной семьи 5. Демократия — это политическая система, при которой правит народ. При совместном 6. В авторитарных государствах участие народа в управлении запрещено или строго ограни 7. Число стран с демократическими правительствами резко увеличилось в последние годы 8. Политическая партия — это организация, ориентированная на достижение легитимного 9. Британская политика последних лет ощущала на себе влияние тэтчеризма, т. е. ря
10. Партия лейбористов сильно изменилась за последние 25 лет. В особенности при лидерстве 11. Революция — это переворот существующего политического порядка с помощью массо 12. Национализмом называется набор символов и убеждений, которые дают ощущение принад Заключение: национальные государство, принадлежность и глобализация 395 государства. Хотя основатели социологии считали, что национализм в промышленных обществах исчезнет, в начале XXI в. он, судя по всему, процветает. «Нациями без государств» называют национальные группы, не имеющие политического суверенитета на той территории, которую они считают своей. Вопросы для самостоятельного анализа 1. Почему социология должна заниматься изучением политики? 2. Почему либеральная демократия так часто сосуществует с капитализмом? 3. Если западные нации столь привержены демократии, почему же во многих странах так 4. Что «нового» в «новом лейборизме»? 5. Как социальные движения используют существующие социальные и политические инсти 6. Теряют ли свое значение национальные государства по мере развития глобализации? Дополнительная литература Dahl Robert A On Democracy. New Haven: Yale University Press, 1998. Dunkavy Patrick and O'Leaty Brendan. Theories of the State: The Politics of Liberal Democracy. Basingstoke: Macmillan Education, 1987. Ciulla Elaine and NyeJoseph S.Jr. Democracy.com? Governance in a Networked World. Hollis, N. H.: Hollis, 1999. Kickert Walter J. M. and Stillman RichardJ. И (eds.). The Modern State and its Study: New Administrative Sciences in a Changing Europe and United States. Northampton, Mass.: Edward Elgar, 2000. Lukes Steven. Power: A Radical View. London: Macmillan, 1974. Melucci Alberto. Nomads of the Present: Social Movements and Individual Needs in Contemporary Society. London: Hutchinson Radius, 1989. Navari Cornelia. Internationalism and the State in the Twentieth Century. N. Y.: Routledge, 2000. Интернет-линки Международный институт проблем демократии и содействия выборам http://www.idea.int/ Сборник Интернет-материалов по современной истории: национализм http://www.fordham.edu/hasall/mod/modsbookl7.htnil Ассоциация политических исследований www.psa.ac.uk ГЛАВА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ Мы живем в эпоху всеобщей взаимосвязи, когда люди по всему земному шару стали участниками единого информационного миропорядка. Это во многом результат международного масштаба современных коммуникаций. Благодаря глобализации и мощи Ип- тернета, люди от Каракаса до Каира имеют доступ к одним и тем же популярной музыке, новостям, кинофильмам и телевизионным программам. Круглосуточные новостные каналы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случились, и передают репортажи о развитии событий на весь мир. Фильмы, сделанные в Голливуде или Гонконге, доступны всемирной аудитории, а такие знаменитости, как «Спайс Герлз» и Тайгер Вудз прекрасно известны на всех контитентах. В последние несколько десятилетий мы стали свидетелями процесса конвергенции в области производства, распространения и потребления информации. Если когда-то такие средства связи, как печать, телевидение и кино были достаточно самостоятельными, то сейчас они в значительной степени связаны между собой. Границы между формами коммуникации теперь не столь явственны, как это было раньше: телевидение, радио, газеты и телефон подвергаются значительным изменениям под влиянием технологического прогресса и быстрого распространения Интернета. Хотя газеты и прочие средства массовой информации (СМИ) по-прежнему остаются важными элементами нашей жизни, их организация и способы доставки меняются. Газеты можно прочитать в режиме онлайн, использование мобильных телефонов растег с астрономической скоростью, а цифровое телевидение и службы спутникового вещания предлагают своим зрителям доселе невиданный выбор программ. Однако центром революции в сфере коммуникаций является именно Интернет. С распространением таких технологий, как распознавание голоса, широкополосная связь, веб-кастинг и кабельные соединения, Интернет грозит стереть различия между традиционными формами средств массовой информации и стать единственным средством доставки информации, развлечений, рекламы и торговли для массовой аудитории. В этой главе мы рассмотрим трансформации, которым подвергаются СМИ и коммуникации в процессе глобализации. СМИ включают в себя широкий спектр форм, таких как телевидение, газеты, фильмы, журналы, радио, реклама, видеоигры и компакт-диски. Эти средства информации называются массовыми, поскольку они охватывают массовую аудиторию — аудиторию, состоящую из очень большого количества людей. Их также иногда называют массовыми коммуникациями, СМИ часто ассоциируются исключительно с развлечениями и как таковые рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд, однако, однобок: массовые коммуникации также связаны со многими другими аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение. Это происходит не только потому, что они определенным образом влияют на наши воззрения, но и потому, что они являются средством доступа к знанию, от которого зависят многие аспекты нашей общественной жизни. Мы начинаем анализ СМИ с рассмотрения двух самых старых их форм — газет и телевидения. Будут рассмотрены влияние телеви- Газеты и телевидение
дения и роль общественного вещания. Затем мы проанализируем некоторые лидирующие в данной области теории и роль СМИ в защите сферы публичного. В последней части главы мы исследуем появление электронных СМИ и телекоммуникаций, включая Интернет, а также обсудим глобализацию СМИ, происходящую на протяжении последних десятилетий. Газеты и телевидение Газеты Современные газеты берут начало от памфлетов и информационных листков, печатавшихся и распространявшихся в XVIII в. Газеты стали «ежедневными», с тысячами, а порой и миллионами читателей, лишь начиная с конца XIX в. Газета — фундаментально важное явление в истории современных СМИ, поскольку она включала в себя много различных типов информации в компактном и легко воспроизводимом формате. В одном выпуске газеты содержалась информация о последних событиях, о развлечениях и товарах для потребителей. Дешевая ежедневная пресса впервые появилась в Соединенных Штатах. Ежедневная газета стоимостью в один цент изначально была основана в Нью-Йорке, а затем ее аналоги увидели свет в других крупных городах восточного побережья. В начале XX в. городские или региональные газеты уже выходили в большинстве американских штатов (по контрасту с небольшими европейскими странами, общенациональные газеты не получали развития). Изобретение дешевого способа газетной печати дало толчок к массовому распространению газет уже в конце XIX в. Два наиболее ярких примера престижных газет начала XX в. — «Нью-Йорк Тайме» (New York Times) и лондонская «Тайме» (The Times). Большинство влиятельных газет других стран брали их за образец. Газеты, пользовавшиеся высоким спросом на читательском рынке, становились важной политической силой и остаются таковой до наших дней. Более полувека газеты были основным средством быстрой и эффективной передачи информации для массовой аудитории. С расцветом радио, кино и — что гораздо более важно — телевидения их влияние уменьшилось. Данные относительно чтения газет в целом говорят о том, что количество людей, читающих какую-либо национальную ежедневную газету в Великобритании, уменьшилось с начала 1980-х гг. Среди мужчин количество читателей упало с 76% в 1981 г. до 60% в 1998-1999 гг.; уровень чтения среди женщин немного меньше, однако произошел аналогичный спад — с 68 до 51 %(HMSO 2000). Электронные коммуникации с большой вероятностью могут еще больнее ударить по распространению газет. Новостная информация сейчас доступна в режиме онлайн практически мгновенно, она постоянно обновляется в течение дня. Многие газеты также доступны для чтения онлайн без дополнительной платы. Телевизионное вещание Наряду с подъемом Интернета растущее влияние телевидения является, пожалуй, наиболее важным событием в сфере средств массовой информации за последние сорок с лишним лет. Если современные тенденции просмотра будут продолжаться, к восемнадцати годам среднестатистический ребенок, рожденный в наши дни, потратит на просмотр телепередач больше времени, чем на какое-либо другое занятие, не считая сна. Телевизор сейчас есть практически в каждом доме. В Великобритании телевизор в среднем включен пять-шесть часов в день. Практически та же картина наблюдается в других западноевропейских странах и в США. В Великобритании все от четырех лет и старше смотрят телевизор в среднем двадцать пять часов в неделю! Пожилые люди смотрят вдвое больше, чем дети от четырех до пятнадцати лет, и женщины смотрят телевидение немного больше, чем мужчины (см. рис. 15.1). Количество телевизионных каналов, доступных британской аудитории, продолжает увеличиваться благодаря прогрессу в области спутниковых и кабельных технологий. В 1998 г. около 13% британских домов заказали спутниковое телевидение, а 9 % подписались на кабельное телевидение (HMSO 2000). Цифровое телевидение в Великобритании стало коммерчески доступным в 1998 г. Общественное (некоммерческое) вещание В большинстве стран государство непосредственно участвует в управлении телевещанием. В Великобритании Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си, ВВС), которая первой начала выпуск телевизионных программ, Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
Мужчины Женщины
40 30 20 10 Человеко-часы в неделю 10 20 30 Человеко-часы в неделю Рис. 15.1. Просмотр телевидения по половым и возрастным признакам (человеко-часы в неделю). Великобритания. 1998 Источники: BARB; AGB Ltd.; RSMB Ltd. From Social Trends. 30. 2000. P. 211. Crown copyright. является государственной организацией. На ее финансирование идут лицензионные взносы, которые выплачивает каждая семья, имеющая телевизор. В течение ряда лет Би-би-си была единственной организацией, которой было разрешено радио- и телевещание на территории Великобритании, но сегодня наряду с двумя телевизионными каналами Би-би-си (Би-би-си 1 и Би-би-си 2) существует три наземных коммерческих телеканала (Ай-ти-ви (ITV), Канал 4 и Канал 5). Частота и продолжительность рекламы контролируются законом, на нее должно отводиться не более шести минут в час. Эти же правила распространяются и на спутниковые каналы, которые стали широко доступны потенциальным заказчикам в 1980-е гг. В Соединенных Штатах все три ведущие телевизионные компании являются коммерческими: «Американская Компания» — «Эй-би-си» (ABC), «Вещательная Система Коламбии» — «Си-би-эс» (CBS) и «Национальная Вещательная Компания» — «Эн-би-си» (NBC). Компании по закону могут иметь не более пяти лицензированных телестанций, которые в случае этих трех организаций находятся в крупнейших городах страны. Вместе «большая тройка» охватывает благодаря своим телестанциям более четверти всех семей. Около 200 ретранслирующих станций также связаны с каждой из этих компаний, составляя 90 % от более чем семисот ТВ-станций страны. Доход этих компаний зависит от продажи рекламного времени. Национальная ассоциация работников теле-и радиовещания (The National Association of Broadcasters) — частная организация — устанавливает пропорции рекламы на один час просмотра: 9,5 мин в час в лучшее эфирное время («прайм-тайм») и 1б мин в час в остальное время. С целью установления расценок на рекламу телекомпании регулярно собирают статистику (рейтинги) того, сколько человек смотрят ту или иную передачу. Помимо этого, рейтинг, разумеется, очень влияет на принятие решения, какие программы будут продолжать показывать. Власть больших компаний снизилась с появлением спутникового и кабельного телевидения. За определенную абонентскую плату зритель многих европейских стран, в том числе и в Великобритании, а также в крупных американских городах может выбирать из множества программ и каналов. В подобных обстоятельствах, в особенности из-за дополнительного влияния видео, люди все больше и больше склонны к самостоятельному «программированию телепередач». Они создают персональные расписания просмотра вместо того, чтобы полагаться на заранее заготовленную компаниями программу передач. Спутник и кабель изменяют характер телевидения практически повсеместно. Как только они начнут вторгаться во владения классических наземных телеканалов, властям станет еще труднее контролировать содержание телепередач, что они обычно делали в прошлом. По-видимому, доступность западных информационных средств внесла свой вклад в формирование обстоятельств, приведших к револю- Газеты и телевидение
циям 1989 г. в восточной Европе (см. главу 14 «Правительство и политика»). Будущее Би-би-си Положение Би-би-си, как и иных общественных вещательных компаний в большинстве других стран, напряженно и является предметом многочисленных дискуссий. Будущее Би-би-си под вопросом из-за процветания новых форм информационных технологий. Постоянно появляются новые каналы, а с развитием цифровых технологий станут доступны буквально сотни кабельных и цифровых каналов. «Пэй-пер-вью» (передачи, доступные за отдельную плату), телевидение по подписке и «интерактивное ТВ» — все они угрожают уменьшить просмотр Би-би-си. Доля телевизионной аудитории, принадлежащая Би-би-си, в 1995 г. составляла всего лишь чуть более 40 %. Ее программы смотрят лишь 33 % населения, у которого есть кабельное или спутниковое телевидение, и многие начинают задаваться вопросом, почему они должны платить лицензионный сбор. Высказывалось предложение, что Би-би-си должна быть приватизирована. Иными словами, она должна получать свой доход от рекламы, как и другие каналы, и лицензионный сбор тогда бы мог исчезнуть. До сих пор идее оптовой приватизации сопротивлялись. Многие люди считают, что Би-би-си важно оставаться общественной собственностью. Однако были предприняты попытки частично коммерциализовать интернациональную деятельность Би-би-си с целью увеличить бюджет внутренних коммунальных услуг. Би-би-си является одним из наиболее известных и уважаемых в мире «брендов»; в последние годы пытались извлечь из этого выгоду, вступая в совместные предприятия для создания новых телевизионных каналов для мирового рынка (Herman & McChesney 1997). Как отмечают некоторые комментаторы, сокращение государственного регулирования в сфере ее действия и финансовые затруднения превратили Би-би-си в коммерческую систему, которая частично сохраняет изначально присущие ей признаки общественной службы. Будущее Би-би-си туманно. С одной стороны, система лицензионных взносов не сможет более существовать, если аудитория Би-би-си уменьшится еще больше, ибо это вызовет общественный протест против повышения платы. В ближайшие годы доходов от лицензионного сбора станет недостаточно для покрытия растущих затрат на производство и приобретение прав на высококачественные программы (Currie and Silver 1999). Возрастет роль доходов от рекламы в финансировании программ. С другой стороны, не стоит недооценивать общественное значение Би-би-си. Поскольку телевизионный сектор выходит из-под контроля государства, роль Би-би-си становится все более важной, особенно это касается поддержания высокого качества передач и обслуживания тех слоев населения, которые исключены из социума (поскольку сейчас люди старше семидесяти пяти лет получают лицензию бесплатно). Вот как это прокомментировал директор Би-би-си по политике и планированию: Мы действительно боимся, что «больше» будет означать «хуже», что наши конкуренты раздробят аудиторию и инвестиции на множество рынков сбыта, что в свою очередь приведет к бульварщине и к разделению нации на тех, кто приветствует новые услуги и на тех, кто либо не может их себе позволить либо не желает этого. Вызов общественной политике состоит в том, чтобы суметь дать и то, и другое: проводить кампанию по расширению, сохраняя при этом качество (Currie and Siner 1999). Глобальное телевидение За последние двадцать лет произошли важные изменения в области технологий и в политике, что привело к большей глобализации при составлении программ ТВ. Во многих местах мира, таких как Восточная Европа, бывший СССР, а также ряд регионов Азии и Африки, где телевещательные системы и владение телевизорами традиционно были ограниченными, появилось значительно больше возможностей телевещания. Увеличение числа телеканалов и рост популярности телевидения привели к росту спроса на большее количество программ. Часто этот повышенный спрос не может быть удовлетворен одной лишь местной производственной мощностью и требуются импортные телевизионные программы. Поскольку правительства либерализовали регулирование телевещания, иностранные информационные компании вступили на прежде не доступные им рынки (см. врезку на с. 400). Это, а также прогресс в области спутниковых и кабельных технологий намного облегчили пересечение телевещанием границ национальных государств. Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация Телевидение и глобализация: ситуация в Индии Воздействие глобализации средств массовой информации четко видно на примере Индии, где в течение последнего десятилетия наблюдался необыкновенно бурный рост в сфере ТВ-вещания. В 1991 г. в Индии существовал один ТВ-канал, контролируемый государством, но уже к 1998 г. появилось около семидесяти каналов, включая самую крупную телекомпанию в Азии — Zee TV. В последние годы перспектива СМИ в Индии — стране, чья огромная прослойка среднего класса (250 млн чел.), говорящего по-английски, делает ее одним из наиболее быстро растущих рынков СМИ в мире, — очень изменилась (Thussu 1999). Многие международные вещательные компании теперь считают Индию бойким рынком, так как огромное число жителей и разнообразие культур и языков означает, что существует большая потребность в различных типах программ и каналов. Будучи постколониальным государством с высоким уровнем безграмотности и слабым чувством национальной идентификации, Индия определялась государственным ТВ-каналом «До-ордаршан» (Doordarshan). Индийское правительство полагалось на «Доордаршан» как на средство построения национального единства, продвигая определенные цели «развития» среди населения и обучая индийских граждан. Хотя печатные СМИ в Индии были исторически свободными, «Доордаршан» строго контролировался и подвергался цензуре. Один из важных поворотных моментов в истории индийского вещания пришелся на период правления Индиры Ганди (1967-1978 и 1980-1984 гг.), которая верила, что телевидение — важнейшее средство продвижения среди населения идей консолидации страны. Она следила за расширением числа телевещателей и познакомила страну с цветным телевидением. В 1991 г. правительство Индии сняло ограничения с сектора СМИ, открывая дверь для трансляции передач внутри ранее закрытой системы иностранным медиакорпорациям. Спутниковое вещание — например, таких каналов, как Star TV из Гонконга или американского CNN — стало необыкновенно популярно среди городской образованной элиты, способствуя быстрому росту количества кабельных узлов и спутниковых тарелок. Хотя в начале 1990-х гг. такой просмотр телевидения ограничивался небольшой зажиточной группой населения, эта малочисленная группа привлекала рекламодателей, которые считали ТВ-вещание в Индии прекрасным способом рекламировать свои товары. К 1998 г. все основные мировые кабельные каналы, включая ВВС, CNN, Discovery, STAR, MTV и CNBC, вели вещание в Индии наряду
Воздействие телевидения Масса исследований проводилась с целью определить эффект от телевизионных программ. Большинство из них касалось детей, и это вполне понятно, учитывая количество часов, отводимых ими для просмотра, и возможные социальные последствия этого. Двумя наиболее исследуемыми темами являются влияние телевидения на уровень преступности и насилия, а также характер ТВ-новостей. ТВ и насилие Уровень насилия в телевизионных программах хорошо документирован. Гербнер и его коллеги проводили самые подробные исследования, в которых начиная с 1967 г. ежегодно анализировались примеры программ всех основных американских телекомпаний, транслировавшихся в лучшее эфирное время в будни и в дневное время в выходные. Число и частота актов насилия и эпизодов с присутствием насилия были занесены в таблицу по целому ряду типов программ. В этом исследовании насилием считается угроза или применение физической силы, направленной против себя или других, влекущей за собой телесные повреждения или смерть. Телевизионная драма как жанр оказалась по своему содержанию полной насилия: в среднем 80% такого рода программ включали насилие, демонстрируя 7,5 эпизодов насилия в час. Детские программы показали еще более высокий уровень насилия, хотя убийство в этих программах изображалось реже. Мультфильмы лидировали по количеству насильственных действий и эпизодов среди всех типов телевизионных программ (Gerbner et ей 1979, 1980; Gunter 1985). Каким образом изображение насилия влияет на публику, если влияет вообще? Ф. С. Андерсон собрал результаты 67 исследований, проводившихся в течение двадцати лет с 1956 по 1976 гг., посвященных изучению влияния ТВ-насилия на тенденции к агрессии Воздействие телевидения
с местными индийскими компаниями. Хотя эти вещательные компании передавали в основном иностранный по своему содержанию материал, они часто «одомашнивали» свои передачи с помощью добавления субтитров на хинди или передавая программы, затрагивающие темы, особо интересные именно для Индии. Zee TV был самым крупным и самым успешным индийским телеканалом, появившимся наряду с каналом «Доордашан». Запущенный в 1992 г., этот первый частный индийский телеканал, транслирующий передачи на хинди, затмил «Доордашан», снизив рейтинг последнего от 37 до 28% к 1996 г. (Herman and McChesney 1997). Популярность Zee TV, по-видимому, связана с рядом факторов, включая новаторские программы, не знакомые ранее индийским зрителям, а также активное использование «хинглиша» (смеси хинди и английского, популярной у городской молодежи). Программы Zee TV показали успешность переработки выпускаемой в мире продукции на местный лад. Ток-шоу и игровые шоу как жанры ТВ были не знакомы индийским зрит
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.015 с.) |