Сопротивление и альтернативы глобальным СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопротивление и альтернативы глобальным СМИ



Хотя сила и размах глобальных СМИ не под­лежат сомнению, во всех странах существу­ют силы, которые могут замедлить медиаата-ку и формировать характер соответствующей продукции таким образом, чтобы она отража-


ла местные традиции, культуру и приоритеты. Религия, обычаи и народные воззрения — все это является хорошим тормозом глобализации СМИ, в то же время местные постановления и внутренние институты СМИ могут также сыграть роль в ограничении воздействия гло­бальных медиаисточников.

Али Мохаммади исследовал реакцию ис­ламских стран на силы глобализации СМИ (Mohammadi 1998). Подъем международных электронных империй, которые действуют по­всеместно, воспринимается как угроза куль­турной индивидуальности и национальным интересам многих исламских стран. Соглас­но Мохаммади, сопротивление вторжению чу­жих форм СМИ варьировалось от сдержанной критики до полного запрета на западные спут­ники. Реакция на глобализацию СМИ и дей­ствия, предпринятые отдельными странами, во многом отражают их общий ответ насле­дию западного колониализма и вторжению современности. Анализируя реакцию ислам-



Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация


 


ских стран на глобализацию СМИ, Мохаммади делит эти страны на три широкие категории: модернистские, смешанные и традиционные.

Вплоть до середины 1980-х большинство телевизионных передач в исламском мире производилось и распространялось внутри на­циональных границ или через Арабсат (Arab-sat) — пан-арабскую спутниковую вещатель­ную компанию, состоящую из двадцати двух государств. Либерализация вещания и сила глобального спутникового ТВ преобразовали структуру телевидения в исламском мире. Со­бытия войны в Персидском заливе 1991 г. поместили Ближний Восток в центр внимания глобальной индустрии СМИ, а также в значи­тельной степени повлияли на телевизионное вещание и потребление внутри самого ре­гиона. Спутники быстро распространялись — Бахрейн, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, Дубай, Тунис и Иордания к 1993 г. обзавелись спутниковыми каналами. К концу десятиле­тия большинство исламских стран установило свои собственные спутниковые каналы, а так­же имело доступ к программам СМИ со все­го мира.

Однако в некоторых исламских государ­ствах темы и материалы, которые освеща­лись по западному телевидению, создавали напряженную обстановку. Программы, связан­ные с тендерными отношениями и правами человека, вызывали особенно много полеми­ки; например, в Саудовской Аравии больше нет трансляции ВВС Arabic из-за беспокой­ства, вызванного ее освещением проблем прав человека. Три исламских государства — Иран, Саудовская Аравия и Малайзия — запретили доступ к западному спутниковому телевиде­нию. Иран был и является наиболее стойким противником западных СМИ, заклеймив их как источник «культурного засорения» и проталки­вания западных потребительских ценностей.

Такая сильная реакция, однако, является мнением меньшинства. Мохаммади приходит к выводу, что несмотря на то, что исламские страны ответили на глобализацию СМИ по­пытками сопротивления или предоставления альтернативы, большинство из них сочли не­обходимым внести определенные изменения в свою культуру с целью поддержания их соб­ственной культурной индивидуальности. «Тра­диционалистский подход», выбранный Ира­ном и Саудовской Аравией, с его точки зрения, уступает реакциям, основанным на адаптации и модернизации (Mohammadi 1998).


Проблема регулирования СМИ

Подъем и влияние медиапредпринимателей и крупных медиакомпаний беспокоят мно­гих. Это вызвано тем, что подобные корпора­ции занимаются не только продажей товаров, но и влияют на мнение людей. Владельцы подобных корпораций, как например Мер-док, не делают секрета из своих политических взглядов, что является неизбежной причиной для тревоги у политических партий и других групп, которые придерживаются иных поли­тических воззрений.

Мнение Мердока о том, что только пра­вительства создают монополии, отчасти спра­ведливо. Мердок не является поставщиком мо­нополии и чтобы добиться того положения, которое он сейчас занимает, он не раз шел на риск и терпел убытки. Ему приходится конкурировать не только с другими медиаги-гантами, такими, например, главой которых является Айзнер, но и с целым рядом дру­гих противников. Однако идея о том, что рыночная конкуренция не дает крупным фир­мам господствовать над индустриями, является по меньшей мере сомнительной.

Все страны, признавая это, принимают меры предосторожности, с помощью которых они пытаются контролировать владение СМИ. Но сколь серьезными должны быть эти меры? И могут ли национальные правительства во­обще питать какую-либо надежду на контроль над медиапредприятиями, принимая во вни­мание их глобальный характер?

Проблема регулирования СМИ является более сложной, нежели она может казаться на первый взгляд. Кажется очевидным, что в общественных интересах следует иметь раз­нообразные медиаорганизации, так как это с большой вероятностью обеспечит ситуа­цию, при которой к мнению различных групп и к различным перспективам будут прислуши­ваться. Однако наложение ограничений на то, кто чем имеет право владеть и какие формы медиатехнологий они могут использовать, мо­жет повлиять на экономическое преуспевание сектора СМИ. Страна с множеством ограниче­ний может начать отставать — индустрии СМИ являются одним из наиболее быстро растущих секторов в современной экономике.

Критики концентрации СМИ говорят, что крупные, медиакомпаний обладают слишком большой властью. Предприятия, с другой сто­роны, утверждают, что если они подвергнутся


Заключение



 


регулированию, они будут не в состоянии при­нимать эффективные коммерческие решения и проиграют своим мировым конкурентам. Бо­лее того, их интересует, кто же будет занимать­ся регулированием. Кто же будет регулировать регулировщиков?

Общей ниточкой политики регулирова­ния СМИ, возможно, является признание то­го, что одновременное господство на рынке двух-трех крупных медиакомпаний угрожает и экономической конкуренции, и демокра­тии — поэтому владельцы СМИ не избирают­ся. Здесь может быть применено существую­щее антимонопольное законодательство, хотя оно довольно сильно отличается от страны к стране в Европе и других индустриальных странах.

Конкуренция означает или должна озна­чать плюрализм, а последний предположи­тельно годится для демократии. Но достаточ­но ли одного плюрализма? Многие называ­ют США, когда спорят о том, что наличие множества медиаканалов не гарантирует ка­чества или достоверности содержания. Не­которые считают, что поддержание сильно­го сектора общественного вещания является наиболее важным моментом для предотвра­щения господства крупных медиакомпаний. Однако системы общественного вещания, ка­ковой в Великобритании является Би-би-си, создают свои собственные проблемы. В боль­шинстве стран они превращаются в монопо­лии, а во многих становятся орудием пра­вительственной пропаганды. Здесь особенно остро встает вопрос о том, кто должен регули­ровать регулировщиков.

Проблемой, которая усложняет вопрос о регулировании СМИ, является весьма стре­мительный темп технологических изменений. СМИ постоянно трансформируются в связи с техническими новшествами, и формы тех­нологии, которые когда-то были отдельными друг от друга, сегодня объединяются. Какой тип регулирования применим, например, при просмотре телепередач через Интернет? Сре-


ди стран — членов ЕС центральным вопросом на повестке дня является проблема конверген­ции СМИ и телекоммуникаций. Хотя некото­рые видят потребность в координированном законодательстве, которое приведет к согла­сию телекоммуникации, вещание и информа­ционные технологии в Европе, осуществить это нелегко. Роль ЕС в вопросе регулирования СМИ остается слабой, и поправки в текущий законопроект «Телевидение без границ» будут внесены лишь в 2002 г.

Заключение

По отдельности люди не в состоянии контро­лировать технологические изменения, и один лишь темп, в котором они происходят, угрожа­ет сделать нашу жизнь слишком перегружен­ной. Часто приводимое понятие «сверхско­ростного информационного шоссе» предпо­лагает наличие точной дорожной карты, тогда как влияние новых технологий часто воспри­нимается нами как хаотичное и приносящее лишь вред.

Однако появление мира, соединенного проводками, пока никоим образом не приве­ло к необычайно негативным ситуациям, пред­сказываемым некоторыми скептиками. В ре­зультате появления Интернета мы не стали жить, как в телепередаче «Старший брат»2): скорее наоборот, Интернет послужил децен­трализации и индивидуализму. Несмотря на необыкновешгую шумиху, вызванную потен­циальным крахом глобальной компьютерной инфраструктуры в начале нового тысячеле­тия — по причине так называемой «проблемы 2000 года», — этот момент истории прошел от­носительно спокойно. И наконец, книги и дру­гие СМИ «доэлектронного периода» вряд ли исчезнут. Несмотря на объемистость, книга удобнее в использовании, нежели ее компью­теризованный вариант. Даже Билл Гейтс счел необходимым написать книгу о предвкушае­мом им новом мире высоких технологий.


2) Аналог телепередаче «Старший брат» — российская телепередача «За стеклом». — Прим. перев.

Краткое содержание

1. СМИ стали играть очень важную роль в современном обществе. СМИ — это средства связи, а именно газеты, журналы, телевидение, радио, кино, видео, компакт-диски и пр.,


424 Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация

и их воздействие на нашу жизнь глубоко. СМИ не только поставляют развлечения, но и обеспечивают и придают форму той информации, согласно которой мы действуем в нашей повседневной жизни.

1. Газеты относятся к одним из наиболее важных СМИ раннего периода. Они продолжают
иметь вес, но их дополнили другие, более новые СМИ, в особенности телевидение
и Интернет.

2. Наряду с Интернетом, телевидение является самым важным изобретением в области
СМИ за прошедшие сорок лет. В большинстве стран государство непосредственно во­
влечено в управление телевизионным вещанием. Спутниковая и кабельная технологии
в значительной степени меняют характер телевидения; по мере того как становятся до­
ступными множество каналов, некоммерческое телевидение теряет часть своей аудитории,
а правительства не могут в той же степени контролировать содержание телепередач.

3. Было предложено несколько различных теорий СМИ. Иннис и Маклуан утверждали, что
СМИ влияют на общество в большей степени от того, как они подают материал, а не что
они передают. По словам Маклуана, «средство определяет содержание»: ТВ, например,
влияет на поведение и воззрения людей, потому что оно так сильно отличается от других
СМИ, таких как газеты или книги.

4. Другими важными теоретиками являются Хабермас, Бодрийяр и Томпсон. Хабермас от­
мечает роль СМИ в создании «сферы публичного» — сферы общественного мнения
и публичных дебатов. На Бодрийяра в значительной степени повлиял Маклуан. Он счита­
ет, что новые СМИ, в особенности телевидение, на самом деле меняют ту «реальность»,
в которой мы находимся. Томпсон утверждает, что СМИ создали новую форму социально­
го взаимодействия — «опосредованное квазивзаимодействие», — более ограниченное,
узкое и одностороннее, нежели повседневное социальное взаимодействие.

5. За последние несколько лет прогресс в области технологии новых средств связи пре­
образовал телекоммуникации — передачу текста, звуков или образов на расстояние
с помощью технологических устройств. Переход на цифровые носители, волоконная опти­
ка и спутниковые системы — вместе все это облегчает задачи мультимедиа — комбинацию
нескольких форм СМИ в одном, — и интерактивных медиа, которые позволяют индивидам
активно участвовать в том, что они увидели или услышали. В данный момент важнейшее
место среди нововведений в области телекоммуникаций занимают мобильные телефоны.

6. Интернет позволяет оказаться на небывалом ранее уровне взаимосвязанности и интерак­
тивности. Число пользователей Интернета во всем мире продолжает стремительно расти,
а круг задач, которые могут выполняться в сети, продолжает расширяться. Интернет дает
нам новые интересные возможности, но некоторые обеспокоены тем, что он может ухуд­
шить человеческие взаимоотношения и подорвать роль общины, способствуя социальной
изоляции и анонимности.

7. За последние тридцать лет в индустрии СМИ произошла глобализация. Можно отме­
тить несколько тенденций: собственность СМИ все чаще сконцентрирована в крупных
медиаконгломератах; частное владение СМИ затмевает общественное; деятельность меди-
акомпаний простирается за пределы национальных границ и стала более разнообразной;
объединения медиакомпаний стали более частым явлением. В глобальной индустрии
СМИ — музыке, телевидении, кино, новостях — господствует небольшое число многона­
циональных корпораций.

8. Сегодняшнее ощущение проживания в едином мире — во многом результат междуна­
родного размаха СМИ и коммуникаций. Появился мировой информационный порядок —
международная система производства, распространения и потребления информационной
продукции. Учитывая то, что главное положение в мировом информационном порядке за­
нимают индустриальные страны, многие считают, что развивающиеся страны подвергаются
новой форме медиаимпериализма. Многие критики обеспокоены тем, что концентрация
медиавласти в руках нескольких влиятельных лиц подрывает дело демократии.


Заключение 425

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Должны ли правительства пытаться защищать национальные культуры с помощью огра­
ничения распространения спутникового и кабельного ТВ?

2. Если бы единственным источником информации у вас были сериалы, каким образом
ваше представление о своей стране было бы искаженным или неполным?

3. Уменьшают СМИ или же увеличивают возможности для публичных дебатов?

4. Кем бы вы могли быть в Интернете?

5. Привела ли концентрация собственности в области музыкальной индустрии к уменьшению
выбора для потребителя?

6. Улучшит ли глобализация коммуникаций наше понимание культурных различий или же
уничтожит последние?

Дополнительная литература

Barker Chris. Television, Globalization and Cultural Identities. Buckingham: Open University Press, 1999.

Cook Timothy E. Governing with the News: The News Media as a Political Institution. Chicago: The University of Chicago Press, 1998.

Lacey Nick. Narrative and Genre. Houndmills: Macmillan Press, 2000. Slevin James. The Internet and Society. Cambridge: Polity, 2000. TIjussu Daya Kishan. Electronic Empires. London: Arnold, 1998.

Интернет-линки

Фонд исследований информационной политики (Соединенное Королевство) http://www.fipr.org

Модернистский журнальный проект www.modjourn.brown.edu

Обзор новостей http://www.newswatch.org

Организация экономического сотрудничества и развития и Информационная компания www.oecd.org/dsti/sti/it

Калифорнийский университет. Лос-Анджелес. Исследования культуры Запада http://www.qseis.ucla.edu/courses/ed253a/253WEBB.htm



ГЛАВА

ОБРАЗОВАНИЕ


Многие из читателей этой книги, веро­ятно, учатся в университетах или в скором времени станут студентами. Вполне возможно, что, изучая социологию, вы какое-то время проводите в аудитории, а в остальное время работаете самостоятельно. По всей вероятно­сти, вы сидите в аудитории бок о бок со сво­ими сокурсниками, с которыми встречаетесь раз в неделю или чаще, а с основными поняти­ями социологии вас знакомит преподаватель или научный руководитель, который читает лекции, проводит обсуждения, а также дает консультации и в определенные часы встре­чается с прикрепленными к нему студента­ми. По существу, значительная часть процесса образования протекает в указанных формах, сочетающих личный контакт студента с пре­подавателем, коллективную работу совместно с другими студентами и самостоятельное изу­чение предмета.

Но что же произойдет, если та часть обра­зования, которая связана с личными контак­тами, будет устранена и можно будет прой­ти полный курс обучения, ни разу лично не встретившись ни с сокурсниками, ни с пре­подавателем? Такую возможность до самого последнего времени представить себе было очень трудно. Хотя заочная форма обучения уже давно позволила людям получать образо­вание вне формальной обстановки образова­тельных учреждений, заочные курсы не явля­ются ни широко распространенными, ни ин­терактивными по своему характеру. Открытый университет, основанный в Великобритании в 1971 г., был первопроходцем в использова­нии телевидения при дистанционной форме получения высшего образования. Программы Открытого университета передаются Би-би-си рано утром и поздно вечером. Студенты со­четают занятия в этой форме с изучением научной литературы, перепиской с преподава-


телями и личными встречами с наставником, а также работой на летних курсах, которые они посещают вместе с другими студента­ми. Таким образом они могут слушать лекции самых высококвалифицированных специали­стов, находясь дома, а часто даже на рабо­чем месте. Открытый университет превратил­ся в крупнейший университет Соединенного Королевства, и он все больше использует сей­час возможности Интернета, но все-таки в нем сохраняется и такая форма, как встречи пре­подавателей со своими студентами.

Другой пример образовательных учре­ждений нового поколения, использующих воз­можности Интернета для революционного преобразования традиционного облика обу­чения, — это университет Финикса в Соеди­ненных Штатах. Университет Финикса был основан в 1989 г. и является сейчас круп­нейшим имеющим аккредитацию университе­том в США. Однако в отличие от большин­ства крупных американских университетов он не может похвастаться ни поросшими травой территориями кампуса, ни огромной библио­текой, ни футбольной командой или студенче­ским центром. Обучающиеся в университете 68 тыс. студентов общаются преимуществен­но посредством Интернета — «онлайновый кампус» университета Финикса — или в од­ном из более пятидесяти «учебных центров», расположенных в крупных городах по всей Северной Америке.

Университет Финикса предлагает для по­лучения степени свыше двенадцати образо­вательных программ, которые можно изучать исключительно в режиме онлайн, что делает реальное местожительство студента не имею­щим значения. Онлайновые «групповые почто­вые ящики» заменяют подлинные аудитории: вместо того чтобы лично излагать свои идеи или обсуждать их, студенты отсылают свои


Меняющаяся роль образования



 


работы в «электронную аудиторию», чтобы их прочитали другие студенты и преподаватель. Для завершения исследования и чтения необ­ходимой литературы в распоряжении студен­тов имеется электронная библиотека. В на­чале каждой недели преподаватель рассылает по Интернету список материалов для изучения, рассчитанный на неделю, и темы для обсуж­дения. Студенты выполняют работу в соответ­ствии со своим собственным расписанием — они имеют доступ в «электронную аудиторию» в любое время дня и ночи, а преподаватели оценивают выполненные задания и возвраща­ют их студентам со своими замечаниями.

Дело не только в том, что в универси­тете Финикса используется иной, новый спо­соб обучения. Университет Финикса принима­ет только тех студентов, кто старше двадцати трех лет и кто имеет постоянную работу. Как структура, так и содержание курсов, предлага­емых данным университетом, ориентированы на взрослых людей, уже получивших образова­ние, но желающих приобрести новые знания и профессиональные навыки путем непрерыв­ного образования таким образом, чтобы это не мешало их напряженной личной и профес­сиональной жизни. По этой причине курсы читаются в виде интенсивных блоков, рас­считанных на пять-восемь недель, и ведутся указанные курсы непрерывно в течение всего года, а не в соответствии с режимом работы обычных учебных заведений.

Университет Финикса отличается от тра­диционных университетов еще в одном, более важном отношении — это учебное заведение приносит прибыль и владеет им корпорация под названием «Аполло Коммуникации». Спу­стя десять лет после основания университет Финикса получал ежеквартально в среднем 12,8 млн долл. прибыли. Как мы вскоре увидим, все большее число образовательных учрежде­ний в Соединенных Штатах, Великобритании и других странах управляются не государ­ством, но частными лицами. Приглашенные со стороны организации, специализирующи­еся в области управления или в создании и распространении технологий, все более во­влекаются в систему образования в качестве консультантов или администраторов.

Нельзя отрицать гибкость и удобство обу­чения, использующего Интернет, однако та­кой подход не избежал критики. По мнению многих, ничто не может заменить непосред­ственный контакт, лицом к лицу, в подлинно


интерактивной обстановке. Станут ли будущие поколения учащихся лишь сетью безымянных студентов, известных только по их псевдони­мам, которыми они пользуются в Интернете? Подорвет ли практическое обучение, ориен­тированное на приобретение навыков, значи­мость абстрактного мышления и учения «ради учения»?

В настоящей главе мы рассмотрим не­которые пути, по которым идет перестройка образования в связи с изменениями в тех­нологии и новыми требованиями, предъявля­емыми глобальной экономикой знания. Мы исследуем возникновение и развитие системы образования в Великобритании и обсудим по­литические споры, которые возникли в связи с проблемами образования, и ту роль, которую играют в школе новые информационные тех­нологии. После обзора некоторых основных теоретических подходов к образованию мы обратимся к вопросу о неравенстве в сфере образования, учитывая, что такое неравенство связано с тендером, этнической принадлеж­ностью и классом. Завершат данную главу некоторые соображения по поводу природы мыслительной деятельности и по поводу того, как важно продолжать учиться всю жизнь.

Меняющаяся роль образования

Хотя большинство граждан индустриальных стран принимает современное образование как нечто само собой разумеющееся, такое об­разование, предполагающее обучение учени­ков в специально построенных школьных зда­ниях, прошло долгий путь развития. На про­тяжении столетий официальное образование было доступно лишь немногим, обладавшим необходимыми для этого временем и день­гами. До того как в 1454 г. был изобретен печатный станок, книги старательно перепи­сывались от руки, их поэтому было мало и стоили они дорого. Чтение не было за­нятием ни необходимым, ни даже полезным в повседневной жизни многих людей. Для по­давляющего большинства населения взрослеть означало учиться путем подражания тем же социальным обычаям и практическим трудо­вым навыкам, какие были присущи старшим в семье. Дети с раннего возраста начинали по­могать взрослым в работе по дому, на ферме и в ремесле, приобретая к пятнадцати годам



Глава 16. Образование


 


много познаний о земле и сноровку в ремесле. Местные обычаи передавшись от поколения к поколению, а устная традиция сказитель-етва обеспечила сохранность легенд и эпи­ческих произведений в живой динамической форме.

В эпоху, которая предшествовала совре­менной, все коренным образом изменилось. В настоящее время в индустриальных странах грамотность является высокой — это означает, что почти все граждане этих стран умеют чи­тать и писать на определенном базовом уров­не. Почти все члены общества осознают свою принадлежность к этому обществу и имеют хотя бы некоторое представление о его гео­графическом положении в мире и о его про­шлой истории. В любом возрасте после мла­денчества на нашу жизнь оказывает влияние информация, которую мы черпаем из книг, газет, журналов и телевизионных передач. Мы все проходим через процесс официального школьного обучения. Неотъемлемой принад­лежностью нашего образа жизни стали печат­ное слово и электронная коммуникация в со­четании с официальным обучением, которое дают школы и колледжи.

Образование и индустриализация

Процесс индустриализации и расширения го­родов оказал значительное влияние на раз­витие системы образования. Почти вплоть до первых десятилетий XIX в. большинство населения вообще не получало школьного об­разования. Но в связи с быстрым распростра­нением индустриальной экономики возникла большая потребность в специализированном школьном обучении, которое могло бы по­ставлять образованную, умелую рабочую силу. По мере того как виды трудовой деятельности становились все более дифференцированны­ми, а место работы все больше удалялось от дома, стало невозможно передавать ра­бочие навыки непосредственно от родителей к детям.

По мере того как системы образования становились всеобщими, все больше и больше людей охватывалось обучением абстрактным наукам (изучением таких предметов, как ма­тематика, естественные науки, история, лите­ратура и т. п.), а не практической передачей конкретных умений и навыков. В современном обществе люди должны обладать основными навыками, такими как чтение, письмо, счет


и общими познаниями в окружающем их фи­зическом, социальном и экономическом мире, но очень важно также, чтобы они знали, как учиться, и могли бы овладеть новыми, часто очень специальными, формами информации. Развитое общество нуждается также и в «чи­стых» исследованиях и озарениях, не принося­щих непосредственной практической выгоды, но раздвигающих пределы человеческих по­знаний.

В наше время образование и квалифи­кация стали важным условием для получения работы и карьерного роста. Школы и уни­верситеты не только расширяют умственные горизонты людей и их перспективы, но они должны, как ожидается, готовить новые по­коления граждан к участию в экономиче­ской жизни. Найти правильное соотношение между общим образованием и специальны­ми трудовыми навыками — задача не из лег­ких. Специализированные формы техническо­го, профессионального и производственного обучения часто дополняют «свободное» об­разование школьников и облегчают переход от школы к работе. Системы интернов и про­граммы приобретения рабочего опыта, на­пример, позволяют молодым людям получить конкретные знания, применимые в их будущей карьере.

В то время как многие учителя в школах и университетах стараются в первую очередь дать ученикам всестороннее образование, по­литики и работодатели озабочены тем, чтобы обеспечить соответствие программ по образо­ванию и обучению направлению экономиче­ского развития страны и потребностям рынка труда. Вместе с тем во времена быстрых эко­номических и технических изменений не все­гда наблюдается полное соответствие между приоритетами образовательной системы и до­ступностью рабочих мест в той или иной профессии. Так, быстрое расширение в стране системы здравоохранения резко увеличило бы потребность в квалифицированных специали­стах-медиках, в лаборантах и способных ад­министраторах и аналитиках компьютерных систем, знакомых с проблемами обществен­ного здравоохранения. Охватившие всю про­мышленность изменения в технологии фаб­ричного производства, возможно, потребуют рабочей силы, обладающей таким набором навыков, которого, вполне вероятно, будет не­доставать на рынке труда.


Образование в Великобритании: возникновение и развитие



 


Образование

в Великобритании:

возникновение и развитие

Хотя в большинстве западных стран совре­менная система образования сложилась в на­чале XIX в., Великобритания гораздо дольше, чем большинство других стран, сопротивля­лась установлению интегрированной нацио­нальной системы. Если к середине 1800-х гг. Голландия, Швейцария и немецкие государства добились более или менее всеобщего охвата населения начальным школьным обучением, то Англия и Уэльс далеко отстали в этом от­ношении. В Шотландии образование достигло несколько более высокого уровня развития.

Между 1870 г. (когда в Великобритании впервые было введено обязательное образо­вание) и Второй мировой войной сменявшие друг друга правительства увеличивали расходы на образование. Минимальный возраст, позво­лявший оставить школу, был поднят с десяти до четырнадцати лет, строилось все больше и больше школ, но в действительности обра­зование не считалось важной областью для вмешательства государства (Chapman 1986). Большинством школ управляли частные ли­ца или церковные власти под наблюдени­ем местных государственных органов. Вторая мировая война изменила подобное отноше­ние. Новобранцев при приеме в вооруженные силы подвергли тестированию способностей и грамотности, и результаты шокировали вла­сти, продемонстрировав весьма низкий уро­вень образования новобранцев. Обеспокоен­ное перспективами послевоенного восстанов­ления, правительство было вынуждено пере­смотреть существующую систему образования.

До 1944 г. огромное большинство бри­танских школьников посещало единственную бесплатную школу — общеобразовательную государственную (elementary) школу — до до­стижения возраста четырнадцати лег. Наряду с общеобразовательными школами существо­вали средние школы, но в них за обучение детей родители должны были платить. Такая система четко разделяла детей в соответствии с границами социальных классов — деги из бо­лее бедных семей почти все ограничивались общеобразовательным обучением. Менее 2 % населения поступало в университеты. Закон об образовании 1944 г. ввел несколько важ­ных изменений, включая бесплатное среднее


образование для всех, увеличение возраста ухода из школы до пятнадцати лет и провоз­глашение равенства возможностей получения образования. Ответственность за образование была возложена на местные выборные органы.

После введения этого закона большин­ство местных властей в области образования приняло отбор на основе академической успе­ваемости как основной принцип для предо­ставления среднего образования, специально приспособленный к ргуждам детей. Отбор уче­ников по успеваемости в возрасте одинна­дцати лет, в возрасте, когда дети переходят из начальной школы в среднюю, должен был, как предполагалось, отделить детей способ­ных от остальных детей, независимо от их социального происхождения. Для большей ча­сти детей результаты экзамена «элевен-плас»') определяли, пойдут ли они в классические средние школы (которые давали углубленное общее образование с изучением нескольких классических языков) или в средние совре­менные школы (которые давали смешанное общее и профессиональное образование) 2\ Кроме того, небольшая часть детей шла в тех­нические школы или в школы специальные. Все подростки, которые признавались способ­ными и хотели продолжать учебу, могли оста­ваться в школе до достижения семнадцати лет'.

К I960 гг., частично в результате социоло­гических исследований, стало очевидно, что система «элевен-плас» не оправдала ожида­ний. В 1959 г. Доклад Кроутера засвидетель­ствовал, что только 12 % школьников оста­ются в школе до возраста семнадцати лег, причем уход из школы до достижения это­го возраста, как было показано, более тесно связан с классовой принадлежностью учени­ков, чем с их академической успеваемостью. Правительство лейбористов, которое верну­лось к власти в 1964 г., провозгласило создание единой средней школы (comprehensive school) и отказалось отделения школ на классические и средние современные, а также отменило от­бор детей на основе экзамена в одиннадцать

" Экзамены для одшшадцатилетпих детей, опреде­ляющие умственные способности учеников, их знания в т>бласти английского языка и математики. По резуль­татам элевен-плас определяют дальнейшее направление в образовании ребенка. — Прим. ред.

2' Средние современные школы — государственные школы для детей 11-16 лег, имевшие практическую на­правленность и не обучавшие классическим языкам. — Прим. перев.



Глава 16. Образование


Так называемые «публичные» школы


Публичные школы в Великобритании представ­ляют собой странное явление во многих отно­шениях. Начнем с того, что они отнюдь не явля­ются общедоступными, но, напротив, частными, платными учебными заведениями. По степени независимости, которой они обладают от осталь­ной части образовательной системы, и по той ключевой роли, которую они играют в обще­стве в целом, они не имеют аналогов в систе­мах других стран. Во всех западных обществах существуют частные школы, в большинстве слу­чаев связанные с определенными религиозными организациями, но ни в одной другой стране частные школы не являются ни столь эксклюзив­ными, ни столь влиятельными, как в Соединенном Королевстве.

Формально публичные школы подлежат го­сударственному контролю, но в действительно­сти их касаются лишь очень немногие суще­ственные пункты законодательства по вопросам образования. Их не затронул закон 1944 г., со­здавший систему государственных средних школ, и в подавляющем их большинстве до послед­него времени сохранялось раздельное обуче­ние. В Англии существует свыше 2 300 плат­ных школ, и в них учится около б % насе­ления. В их число входит множество различ­ных учебных заведений, включая такие пре­стижные школы, как Итон, Рагби или Чар-терхаус, и кончая так называемыми «младши­ми» менее значительными публичными школа­ми, названия которых неизвестны большинству людей.


Некоторые деятели образования относят название «публичная школа» только к крупным платным школам. Это такие школы, которые были членами Ассоциации директоров (Headmasters' Conference), первоначально основанной в 1871 г. Вначале Ассоциация объединяла только полсот­ни школ. Сейчас число таких школ увеличилось до 233. Школы, подобные тем, что были названы выше — Итон, Рагби и др., — являются членами Ассоциации директоров.

Люди, получившие образование в школах, входящих в Ассоциацию директоров, занимают ключевые посты в британском обществе. Иссле­дование Айвана Рейда и его коллег, опублико­ванное в 1991 г., показало, например, что 84% судей, 70 % директоров банков и 49 % высших государственных чиновников учились в школах-членах Ассоциации директоров (Reid et at 1991).

В соответствии с Законом о реформе об­разования 1988 г., все государственные шко­лы должны следовать общенациональному стан­дартному учебному плану, который включает проведение экзаменов учащихся в семь, одинна­дцать, четырнадцать и шестнадцать лет. Предста­вители платных школ принимали участие в со­здании общенациональных учебных планов, од­нако следовать им эти школы не обязаны. Плат­ные школы могут учить тому, чему они хотят, и они не обязаны подвергать экзаменам сво­их учеников. Большинство платных школ сдела­ло выбор в пользу общенациональных учебных планов, но некоторые школы их просто про­игнорировали.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.18 с.)