Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопротивление и альтернативы глобальным СМИСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя сила и размах глобальных СМИ не подлежат сомнению, во всех странах существуют силы, которые могут замедлить медиаата-ку и формировать характер соответствующей продукции таким образом, чтобы она отража- ла местные традиции, культуру и приоритеты. Религия, обычаи и народные воззрения — все это является хорошим тормозом глобализации СМИ, в то же время местные постановления и внутренние институты СМИ могут также сыграть роль в ограничении воздействия глобальных медиаисточников. Али Мохаммади исследовал реакцию исламских стран на силы глобализации СМИ (Mohammadi 1998). Подъем международных электронных империй, которые действуют повсеместно, воспринимается как угроза культурной индивидуальности и национальным интересам многих исламских стран. Согласно Мохаммади, сопротивление вторжению чужих форм СМИ варьировалось от сдержанной критики до полного запрета на западные спутники. Реакция на глобализацию СМИ и действия, предпринятые отдельными странами, во многом отражают их общий ответ наследию западного колониализма и вторжению современности. Анализируя реакцию ислам- Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация
ских стран на глобализацию СМИ, Мохаммади делит эти страны на три широкие категории: модернистские, смешанные и традиционные. Вплоть до середины 1980-х большинство телевизионных передач в исламском мире производилось и распространялось внутри национальных границ или через Арабсат (Arab-sat) — пан-арабскую спутниковую вещательную компанию, состоящую из двадцати двух государств. Либерализация вещания и сила глобального спутникового ТВ преобразовали структуру телевидения в исламском мире. События войны в Персидском заливе 1991 г. поместили Ближний Восток в центр внимания глобальной индустрии СМИ, а также в значительной степени повлияли на телевизионное вещание и потребление внутри самого региона. Спутники быстро распространялись — Бахрейн, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, Дубай, Тунис и Иордания к 1993 г. обзавелись спутниковыми каналами. К концу десятилетия большинство исламских стран установило свои собственные спутниковые каналы, а также имело доступ к программам СМИ со всего мира. Однако в некоторых исламских государствах темы и материалы, которые освещались по западному телевидению, создавали напряженную обстановку. Программы, связанные с тендерными отношениями и правами человека, вызывали особенно много полемики; например, в Саудовской Аравии больше нет трансляции ВВС Arabic из-за беспокойства, вызванного ее освещением проблем прав человека. Три исламских государства — Иран, Саудовская Аравия и Малайзия — запретили доступ к западному спутниковому телевидению. Иран был и является наиболее стойким противником западных СМИ, заклеймив их как источник «культурного засорения» и проталкивания западных потребительских ценностей. Такая сильная реакция, однако, является мнением меньшинства. Мохаммади приходит к выводу, что несмотря на то, что исламские страны ответили на глобализацию СМИ попытками сопротивления или предоставления альтернативы, большинство из них сочли необходимым внести определенные изменения в свою культуру с целью поддержания их собственной культурной индивидуальности. «Традиционалистский подход», выбранный Ираном и Саудовской Аравией, с его точки зрения, уступает реакциям, основанным на адаптации и модернизации (Mohammadi 1998). Проблема регулирования СМИ Подъем и влияние медиапредпринимателей и крупных медиакомпаний беспокоят многих. Это вызвано тем, что подобные корпорации занимаются не только продажей товаров, но и влияют на мнение людей. Владельцы подобных корпораций, как например Мер-док, не делают секрета из своих политических взглядов, что является неизбежной причиной для тревоги у политических партий и других групп, которые придерживаются иных политических воззрений. Мнение Мердока о том, что только правительства создают монополии, отчасти справедливо. Мердок не является поставщиком монополии и чтобы добиться того положения, которое он сейчас занимает, он не раз шел на риск и терпел убытки. Ему приходится конкурировать не только с другими медиаги-гантами, такими, например, главой которых является Айзнер, но и с целым рядом других противников. Однако идея о том, что рыночная конкуренция не дает крупным фирмам господствовать над индустриями, является по меньшей мере сомнительной. Все страны, признавая это, принимают меры предосторожности, с помощью которых они пытаются контролировать владение СМИ. Но сколь серьезными должны быть эти меры? И могут ли национальные правительства вообще питать какую-либо надежду на контроль над медиапредприятиями, принимая во внимание их глобальный характер? Проблема регулирования СМИ является более сложной, нежели она может казаться на первый взгляд. Кажется очевидным, что в общественных интересах следует иметь разнообразные медиаорганизации, так как это с большой вероятностью обеспечит ситуацию, при которой к мнению различных групп и к различным перспективам будут прислушиваться. Однако наложение ограничений на то, кто чем имеет право владеть и какие формы медиатехнологий они могут использовать, может повлиять на экономическое преуспевание сектора СМИ. Страна с множеством ограничений может начать отставать — индустрии СМИ являются одним из наиболее быстро растущих секторов в современной экономике. Критики концентрации СМИ говорят, что крупные, медиакомпаний обладают слишком большой властью. Предприятия, с другой стороны, утверждают, что если они подвергнутся Заключение
регулированию, они будут не в состоянии принимать эффективные коммерческие решения и проиграют своим мировым конкурентам. Более того, их интересует, кто же будет заниматься регулированием. Кто же будет регулировать регулировщиков? Общей ниточкой политики регулирования СМИ, возможно, является признание того, что одновременное господство на рынке двух-трех крупных медиакомпаний угрожает и экономической конкуренции, и демократии — поэтому владельцы СМИ не избираются. Здесь может быть применено существующее антимонопольное законодательство, хотя оно довольно сильно отличается от страны к стране в Европе и других индустриальных странах. Конкуренция означает или должна означать плюрализм, а последний предположительно годится для демократии. Но достаточно ли одного плюрализма? Многие называют США, когда спорят о том, что наличие множества медиаканалов не гарантирует качества или достоверности содержания. Некоторые считают, что поддержание сильного сектора общественного вещания является наиболее важным моментом для предотвращения господства крупных медиакомпаний. Однако системы общественного вещания, каковой в Великобритании является Би-би-си, создают свои собственные проблемы. В большинстве стран они превращаются в монополии, а во многих становятся орудием правительственной пропаганды. Здесь особенно остро встает вопрос о том, кто должен регулировать регулировщиков. Проблемой, которая усложняет вопрос о регулировании СМИ, является весьма стремительный темп технологических изменений. СМИ постоянно трансформируются в связи с техническими новшествами, и формы технологии, которые когда-то были отдельными друг от друга, сегодня объединяются. Какой тип регулирования применим, например, при просмотре телепередач через Интернет? Сре- ди стран — членов ЕС центральным вопросом на повестке дня является проблема конвергенции СМИ и телекоммуникаций. Хотя некоторые видят потребность в координированном законодательстве, которое приведет к согласию телекоммуникации, вещание и информационные технологии в Европе, осуществить это нелегко. Роль ЕС в вопросе регулирования СМИ остается слабой, и поправки в текущий законопроект «Телевидение без границ» будут внесены лишь в 2002 г. Заключение По отдельности люди не в состоянии контролировать технологические изменения, и один лишь темп, в котором они происходят, угрожает сделать нашу жизнь слишком перегруженной. Часто приводимое понятие «сверхскоростного информационного шоссе» предполагает наличие точной дорожной карты, тогда как влияние новых технологий часто воспринимается нами как хаотичное и приносящее лишь вред. Однако появление мира, соединенного проводками, пока никоим образом не привело к необычайно негативным ситуациям, предсказываемым некоторыми скептиками. В результате появления Интернета мы не стали жить, как в телепередаче «Старший брат»2): скорее наоборот, Интернет послужил децентрализации и индивидуализму. Несмотря на необыкновешгую шумиху, вызванную потенциальным крахом глобальной компьютерной инфраструктуры в начале нового тысячелетия — по причине так называемой «проблемы 2000 года», — этот момент истории прошел относительно спокойно. И наконец, книги и другие СМИ «доэлектронного периода» вряд ли исчезнут. Несмотря на объемистость, книга удобнее в использовании, нежели ее компьютеризованный вариант. Даже Билл Гейтс счел необходимым написать книгу о предвкушаемом им новом мире высоких технологий. 2) Аналог телепередаче «Старший брат» — российская телепередача «За стеклом». — Прим. перев. Краткое содержание 1. СМИ стали играть очень важную роль в современном обществе. СМИ — это средства связи, а именно газеты, журналы, телевидение, радио, кино, видео, компакт-диски и пр., 424 Глава 15. Средства массовой информации и коммуникация и их воздействие на нашу жизнь глубоко. СМИ не только поставляют развлечения, но и обеспечивают и придают форму той информации, согласно которой мы действуем в нашей повседневной жизни. 1. Газеты относятся к одним из наиболее важных СМИ раннего периода. Они продолжают 2. Наряду с Интернетом, телевидение является самым важным изобретением в области 3. Было предложено несколько различных теорий СМИ. Иннис и Маклуан утверждали, что 4. Другими важными теоретиками являются Хабермас, Бодрийяр и Томпсон. Хабермас от 5. За последние несколько лет прогресс в области технологии новых средств связи пре 6. Интернет позволяет оказаться на небывалом ранее уровне взаимосвязанности и интерак 7. За последние тридцать лет в индустрии СМИ произошла глобализация. Можно отме 8. Сегодняшнее ощущение проживания в едином мире — во многом результат междуна Заключение 425 Вопросы для самостоятельного анализа 1. Должны ли правительства пытаться защищать национальные культуры с помощью огра 2. Если бы единственным источником информации у вас были сериалы, каким образом 3. Уменьшают СМИ или же увеличивают возможности для публичных дебатов? 4. Кем бы вы могли быть в Интернете? 5. Привела ли концентрация собственности в области музыкальной индустрии к уменьшению 6. Улучшит ли глобализация коммуникаций наше понимание культурных различий или же Дополнительная литература Barker Chris. Television, Globalization and Cultural Identities. Buckingham: Open University Press, 1999. Cook Timothy E. Governing with the News: The News Media as a Political Institution. Chicago: The University of Chicago Press, 1998. Lacey Nick. Narrative and Genre. Houndmills: Macmillan Press, 2000. Slevin James. The Internet and Society. Cambridge: Polity, 2000. TIjussu Daya Kishan. Electronic Empires. London: Arnold, 1998. Интернет-линки Фонд исследований информационной политики (Соединенное Королевство) http://www.fipr.org Модернистский журнальный проект www.modjourn.brown.edu Обзор новостей http://www.newswatch.org Организация экономического сотрудничества и развития и Информационная компания www.oecd.org/dsti/sti/it Калифорнийский университет. Лос-Анджелес. Исследования культуры Запада http://www.qseis.ucla.edu/courses/ed253a/253WEBB.htm ГЛАВА ОБРАЗОВАНИЕ Многие из читателей этой книги, вероятно, учатся в университетах или в скором времени станут студентами. Вполне возможно, что, изучая социологию, вы какое-то время проводите в аудитории, а в остальное время работаете самостоятельно. По всей вероятности, вы сидите в аудитории бок о бок со своими сокурсниками, с которыми встречаетесь раз в неделю или чаще, а с основными понятиями социологии вас знакомит преподаватель или научный руководитель, который читает лекции, проводит обсуждения, а также дает консультации и в определенные часы встречается с прикрепленными к нему студентами. По существу, значительная часть процесса образования протекает в указанных формах, сочетающих личный контакт студента с преподавателем, коллективную работу совместно с другими студентами и самостоятельное изучение предмета. Но что же произойдет, если та часть образования, которая связана с личными контактами, будет устранена и можно будет пройти полный курс обучения, ни разу лично не встретившись ни с сокурсниками, ни с преподавателем? Такую возможность до самого последнего времени представить себе было очень трудно. Хотя заочная форма обучения уже давно позволила людям получать образование вне формальной обстановки образовательных учреждений, заочные курсы не являются ни широко распространенными, ни интерактивными по своему характеру. Открытый университет, основанный в Великобритании в 1971 г., был первопроходцем в использовании телевидения при дистанционной форме получения высшего образования. Программы Открытого университета передаются Би-би-си рано утром и поздно вечером. Студенты сочетают занятия в этой форме с изучением научной литературы, перепиской с преподава- телями и личными встречами с наставником, а также работой на летних курсах, которые они посещают вместе с другими студентами. Таким образом они могут слушать лекции самых высококвалифицированных специалистов, находясь дома, а часто даже на рабочем месте. Открытый университет превратился в крупнейший университет Соединенного Королевства, и он все больше использует сейчас возможности Интернета, но все-таки в нем сохраняется и такая форма, как встречи преподавателей со своими студентами. Другой пример образовательных учреждений нового поколения, использующих возможности Интернета для революционного преобразования традиционного облика обучения, — это университет Финикса в Соединенных Штатах. Университет Финикса был основан в 1989 г. и является сейчас крупнейшим имеющим аккредитацию университетом в США. Однако в отличие от большинства крупных американских университетов он не может похвастаться ни поросшими травой территориями кампуса, ни огромной библиотекой, ни футбольной командой или студенческим центром. Обучающиеся в университете 68 тыс. студентов общаются преимущественно посредством Интернета — «онлайновый кампус» университета Финикса — или в одном из более пятидесяти «учебных центров», расположенных в крупных городах по всей Северной Америке. Университет Финикса предлагает для получения степени свыше двенадцати образовательных программ, которые можно изучать исключительно в режиме онлайн, что делает реальное местожительство студента не имеющим значения. Онлайновые «групповые почтовые ящики» заменяют подлинные аудитории: вместо того чтобы лично излагать свои идеи или обсуждать их, студенты отсылают свои Меняющаяся роль образования
работы в «электронную аудиторию», чтобы их прочитали другие студенты и преподаватель. Для завершения исследования и чтения необходимой литературы в распоряжении студентов имеется электронная библиотека. В начале каждой недели преподаватель рассылает по Интернету список материалов для изучения, рассчитанный на неделю, и темы для обсуждения. Студенты выполняют работу в соответствии со своим собственным расписанием — они имеют доступ в «электронную аудиторию» в любое время дня и ночи, а преподаватели оценивают выполненные задания и возвращают их студентам со своими замечаниями. Дело не только в том, что в университете Финикса используется иной, новый способ обучения. Университет Финикса принимает только тех студентов, кто старше двадцати трех лет и кто имеет постоянную работу. Как структура, так и содержание курсов, предлагаемых данным университетом, ориентированы на взрослых людей, уже получивших образование, но желающих приобрести новые знания и профессиональные навыки путем непрерывного образования таким образом, чтобы это не мешало их напряженной личной и профессиональной жизни. По этой причине курсы читаются в виде интенсивных блоков, рассчитанных на пять-восемь недель, и ведутся указанные курсы непрерывно в течение всего года, а не в соответствии с режимом работы обычных учебных заведений. Университет Финикса отличается от традиционных университетов еще в одном, более важном отношении — это учебное заведение приносит прибыль и владеет им корпорация под названием «Аполло Коммуникации». Спустя десять лет после основания университет Финикса получал ежеквартально в среднем 12,8 млн долл. прибыли. Как мы вскоре увидим, все большее число образовательных учреждений в Соединенных Штатах, Великобритании и других странах управляются не государством, но частными лицами. Приглашенные со стороны организации, специализирующиеся в области управления или в создании и распространении технологий, все более вовлекаются в систему образования в качестве консультантов или администраторов. Нельзя отрицать гибкость и удобство обучения, использующего Интернет, однако такой подход не избежал критики. По мнению многих, ничто не может заменить непосредственный контакт, лицом к лицу, в подлинно интерактивной обстановке. Станут ли будущие поколения учащихся лишь сетью безымянных студентов, известных только по их псевдонимам, которыми они пользуются в Интернете? Подорвет ли практическое обучение, ориентированное на приобретение навыков, значимость абстрактного мышления и учения «ради учения»? В настоящей главе мы рассмотрим некоторые пути, по которым идет перестройка образования в связи с изменениями в технологии и новыми требованиями, предъявляемыми глобальной экономикой знания. Мы исследуем возникновение и развитие системы образования в Великобритании и обсудим политические споры, которые возникли в связи с проблемами образования, и ту роль, которую играют в школе новые информационные технологии. После обзора некоторых основных теоретических подходов к образованию мы обратимся к вопросу о неравенстве в сфере образования, учитывая, что такое неравенство связано с тендером, этнической принадлежностью и классом. Завершат данную главу некоторые соображения по поводу природы мыслительной деятельности и по поводу того, как важно продолжать учиться всю жизнь. Меняющаяся роль образования Хотя большинство граждан индустриальных стран принимает современное образование как нечто само собой разумеющееся, такое образование, предполагающее обучение учеников в специально построенных школьных зданиях, прошло долгий путь развития. На протяжении столетий официальное образование было доступно лишь немногим, обладавшим необходимыми для этого временем и деньгами. До того как в 1454 г. был изобретен печатный станок, книги старательно переписывались от руки, их поэтому было мало и стоили они дорого. Чтение не было занятием ни необходимым, ни даже полезным в повседневной жизни многих людей. Для подавляющего большинства населения взрослеть означало учиться путем подражания тем же социальным обычаям и практическим трудовым навыкам, какие были присущи старшим в семье. Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым в работе по дому, на ферме и в ремесле, приобретая к пятнадцати годам Глава 16. Образование
много познаний о земле и сноровку в ремесле. Местные обычаи передавшись от поколения к поколению, а устная традиция сказитель-етва обеспечила сохранность легенд и эпических произведений в живой динамической форме. В эпоху, которая предшествовала современной, все коренным образом изменилось. В настоящее время в индустриальных странах грамотность является высокой — это означает, что почти все граждане этих стран умеют читать и писать на определенном базовом уровне. Почти все члены общества осознают свою принадлежность к этому обществу и имеют хотя бы некоторое представление о его географическом положении в мире и о его прошлой истории. В любом возрасте после младенчества на нашу жизнь оказывает влияние информация, которую мы черпаем из книг, газет, журналов и телевизионных передач. Мы все проходим через процесс официального школьного обучения. Неотъемлемой принадлежностью нашего образа жизни стали печатное слово и электронная коммуникация в сочетании с официальным обучением, которое дают школы и колледжи. Образование и индустриализация Процесс индустриализации и расширения городов оказал значительное влияние на развитие системы образования. Почти вплоть до первых десятилетий XIX в. большинство населения вообще не получало школьного образования. Но в связи с быстрым распространением индустриальной экономики возникла большая потребность в специализированном школьном обучении, которое могло бы поставлять образованную, умелую рабочую силу. По мере того как виды трудовой деятельности становились все более дифференцированными, а место работы все больше удалялось от дома, стало невозможно передавать рабочие навыки непосредственно от родителей к детям. По мере того как системы образования становились всеобщими, все больше и больше людей охватывалось обучением абстрактным наукам (изучением таких предметов, как математика, естественные науки, история, литература и т. п.), а не практической передачей конкретных умений и навыков. В современном обществе люди должны обладать основными навыками, такими как чтение, письмо, счет и общими познаниями в окружающем их физическом, социальном и экономическом мире, но очень важно также, чтобы они знали, как учиться, и могли бы овладеть новыми, часто очень специальными, формами информации. Развитое общество нуждается также и в «чистых» исследованиях и озарениях, не приносящих непосредственной практической выгоды, но раздвигающих пределы человеческих познаний. В наше время образование и квалификация стали важным условием для получения работы и карьерного роста. Школы и университеты не только расширяют умственные горизонты людей и их перспективы, но они должны, как ожидается, готовить новые поколения граждан к участию в экономической жизни. Найти правильное соотношение между общим образованием и специальными трудовыми навыками — задача не из легких. Специализированные формы технического, профессионального и производственного обучения часто дополняют «свободное» образование школьников и облегчают переход от школы к работе. Системы интернов и программы приобретения рабочего опыта, например, позволяют молодым людям получить конкретные знания, применимые в их будущей карьере. В то время как многие учителя в школах и университетах стараются в первую очередь дать ученикам всестороннее образование, политики и работодатели озабочены тем, чтобы обеспечить соответствие программ по образованию и обучению направлению экономического развития страны и потребностям рынка труда. Вместе с тем во времена быстрых экономических и технических изменений не всегда наблюдается полное соответствие между приоритетами образовательной системы и доступностью рабочих мест в той или иной профессии. Так, быстрое расширение в стране системы здравоохранения резко увеличило бы потребность в квалифицированных специалистах-медиках, в лаборантах и способных администраторах и аналитиках компьютерных систем, знакомых с проблемами общественного здравоохранения. Охватившие всю промышленность изменения в технологии фабричного производства, возможно, потребуют рабочей силы, обладающей таким набором навыков, которого, вполне вероятно, будет недоставать на рынке труда. Образование в Великобритании: возникновение и развитие
Образование в Великобритании: возникновение и развитие Хотя в большинстве западных стран современная система образования сложилась в начале XIX в., Великобритания гораздо дольше, чем большинство других стран, сопротивлялась установлению интегрированной национальной системы. Если к середине 1800-х гг. Голландия, Швейцария и немецкие государства добились более или менее всеобщего охвата населения начальным школьным обучением, то Англия и Уэльс далеко отстали в этом отношении. В Шотландии образование достигло несколько более высокого уровня развития. Между 1870 г. (когда в Великобритании впервые было введено обязательное образование) и Второй мировой войной сменявшие друг друга правительства увеличивали расходы на образование. Минимальный возраст, позволявший оставить школу, был поднят с десяти до четырнадцати лет, строилось все больше и больше школ, но в действительности образование не считалось важной областью для вмешательства государства (Chapman 1986). Большинством школ управляли частные лица или церковные власти под наблюдением местных государственных органов. Вторая мировая война изменила подобное отношение. Новобранцев при приеме в вооруженные силы подвергли тестированию способностей и грамотности, и результаты шокировали власти, продемонстрировав весьма низкий уровень образования новобранцев. Обеспокоенное перспективами послевоенного восстановления, правительство было вынуждено пересмотреть существующую систему образования. До 1944 г. огромное большинство британских школьников посещало единственную бесплатную школу — общеобразовательную государственную (elementary) школу — до достижения возраста четырнадцати лег. Наряду с общеобразовательными школами существовали средние школы, но в них за обучение детей родители должны были платить. Такая система четко разделяла детей в соответствии с границами социальных классов — деги из более бедных семей почти все ограничивались общеобразовательным обучением. Менее 2 % населения поступало в университеты. Закон об образовании 1944 г. ввел несколько важных изменений, включая бесплатное среднее образование для всех, увеличение возраста ухода из школы до пятнадцати лет и провозглашение равенства возможностей получения образования. Ответственность за образование была возложена на местные выборные органы. После введения этого закона большинство местных властей в области образования приняло отбор на основе академической успеваемости как основной принцип для предоставления среднего образования, специально приспособленный к ргуждам детей. Отбор учеников по успеваемости в возрасте одиннадцати лет, в возрасте, когда дети переходят из начальной школы в среднюю, должен был, как предполагалось, отделить детей способных от остальных детей, независимо от их социального происхождения. Для большей части детей результаты экзамена «элевен-плас»') определяли, пойдут ли они в классические средние школы (которые давали углубленное общее образование с изучением нескольких классических языков) или в средние современные школы (которые давали смешанное общее и профессиональное образование) 2\ Кроме того, небольшая часть детей шла в технические школы или в школы специальные. Все подростки, которые признавались способными и хотели продолжать учебу, могли оставаться в школе до достижения семнадцати лет'. К I960 гг., частично в результате социологических исследований, стало очевидно, что система «элевен-плас» не оправдала ожиданий. В 1959 г. Доклад Кроутера засвидетельствовал, что только 12 % школьников остаются в школе до возраста семнадцати лег, причем уход из школы до достижения этого возраста, как было показано, более тесно связан с классовой принадлежностью учеников, чем с их академической успеваемостью. Правительство лейбористов, которое вернулось к власти в 1964 г., провозгласило создание единой средней школы (comprehensive school) и отказалось отделения школ на классические и средние современные, а также отменило отбор детей на основе экзамена в одиннадцать " Экзамены для одшшадцатилетпих детей, определяющие умственные способности учеников, их знания в т>бласти английского языка и математики. По результатам элевен-плас определяют дальнейшее направление в образовании ребенка. — Прим. ред. 2' Средние современные школы — государственные школы для детей 11-16 лег, имевшие практическую направленность и не обучавшие классическим языкам. — Прим. перев. Глава 16. Образование Так называемые «публичные» школы Публичные школы в Великобритании представляют собой странное явление во многих отношениях. Начнем с того, что они отнюдь не являются общедоступными, но, напротив, частными, платными учебными заведениями. По степени независимости, которой они обладают от остальной части образовательной системы, и по той ключевой роли, которую они играют в обществе в целом, они не имеют аналогов в системах других стран. Во всех западных обществах существуют частные школы, в большинстве случаев связанные с определенными религиозными организациями, но ни в одной другой стране частные школы не являются ни столь эксклюзивными, ни столь влиятельными, как в Соединенном Королевстве. Формально публичные школы подлежат государственному контролю, но в действительности их касаются лишь очень немногие существенные пункты законодательства по вопросам образования. Их не затронул закон 1944 г., создавший систему государственных средних школ, и в подавляющем их большинстве до последнего времени сохранялось раздельное обучение. В Англии существует свыше 2 300 платных школ, и в них учится около б % населения. В их число входит множество различных учебных заведений, включая такие престижные школы, как Итон, Рагби или Чар-терхаус, и кончая так называемыми «младшими» менее значительными публичными школами, названия которых неизвестны большинству людей. Некоторые деятели образования относят название «публичная школа» только к крупным платным школам. Это такие школы, которые были членами Ассоциации директоров (Headmasters' Conference), первоначально основанной в 1871 г. Вначале Ассоциация объединяла только полсотни школ. Сейчас число таких школ увеличилось до 233. Школы, подобные тем, что были названы выше — Итон, Рагби и др., — являются членами Ассоциации директоров. Люди, получившие образование в школах, входящих в Ассоциацию директоров, занимают ключевые посты в британском обществе. Исследование Айвана Рейда и его коллег, опубликованное в 1991 г., показало, например, что 84% судей, 70 % директоров банков и 49 % высших государственных чиновников учились в школах-членах Ассоциации директоров (Reid et at 1991). В соответствии с Законом о реформе образования 1988 г., все государственные школы должны следовать общенациональному стандартному учебному плану, который включает проведение экзаменов учащихся в семь, одиннадцать, четырнадцать и шестнадцать лет. Представители платных школ принимали участие в создании общенациональных учебных планов, однако следовать им эти школы не обязаны. Платные школы могут учить тому, чему они хотят, и они не обязаны подвергать экзаменам своих учеников. Большинство платных школ сделало выбор в пользу общенациональных учебных планов, но некоторые школы их просто проигнорировали.
лет. В школах должны были вместе обучаться дети из семей, принадлежащих к разным классам. Возникла, однако, неясность относительно того, чему именно должна
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.017 с.) |