Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология и общественные движенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последние годы две из наиболее влиятельных сил в современных обществах конца столетия - информационные технологии и общественные движения — объединились, что дало потрясающие результаты. В наш век информации общественные движения по всему миру способны объединиться в огромные региональные и международные сети, включающие в себя неправительственные организации, религиозные и гуманитарные объединения, ассоциации по защите прав человека, защитников прав потребителей, активистов охраны окружающей среды и других, кто проводит кампании в защиту общественных интересов. Сейчас такие электронные сети обладают ранее небывалой способностью немедленно реагировать на события, которые происходят, получать доступ и делиться информационными ресурсами и оказывать давление на корпорации, правительства и международные организации в качестве части стратегии своих кампаний. К примеру, колоссальные акции протеста против Всемирной торговой организации (ВТО), состоявшиеся в Сиэтле, были по большей части организованы через сети, базирующиеся в Интернете. Интернет занимал важнейшее место в этих переменах, хотя мобильные телефоны, факсы и спутниковое вещание также ускорили их эволюцию. Одним нажатием кнопки события местного значения распространяются по всему миру. Широкие массы активистов от Японии до Боливии могут встретиться в сети и поделиться информационными ресурсами, обменяться опытом или скоординировать совместные действия. Последний аспект использования Интернета — возможность координировать международные политические кампании — боль- ше всего беспокоит правительства и вдохновляет участников общественных движений. За последние десять лет число «международных общественных движений» стабильно росло по мере распространения Интернета. От глобальных протестов выступающих за отмену долга стран Третьего мира до международной кампании по запрету фугасных бомб (которая достигла своей кульминации в виде Нобелевской премии мира), Интернет доказал свою способность объединять участников кампаний сквозь национальные и культурные границы. Некоторые обозреватели рассуждают о том, что в век информации происходит «миграция» власти от национальных государств к новым неправительственным объединениям и коалициям. Политические советники в таких «умных» организациях, как корпорация RAND в США, говорят о сетевых войнах — крупных интернациональных конфликтах, в которых на кон соревнования поставлены информация и общественное мнение, а не ресурсы или территория. Участники сетевых войн используют средства массовой информации и ресурсы, доступные в режиме онлайн, чтобы формировать то, что некоторые группы населения знают об общественной жизни. Эти сетевые движения часто нацелены на распространение информации о корпорациях, государственных установках или воздействии международных соглашений на те аудитории, которые в другом случае могли бы и не знать о таковых. Для многих правительств — даже демократических — сетевые войны являются пугающей и трудноуловимой угрозой. Вот о чем предупреждает доклад Армии США: «Новое поколение революционеров, радикалов и активистов начинает создавать идеологии века информации, в которых личности и приверженности могут перейти от национального государства на уровень международного гражданского общества» (цит. по: Guardian. 19 Jan. 2000). Беспочвенны ли эти страхи? Есть основания полагать, что общественные движения в последние годы действительно радикально изменились. Мануэль Кастеллс в своей книге «Сила личности» рассматривает три примера общественных движений, которые, будучи совсем не похожи по своим проблемам и задачам, привлекли внимание международной общественности к поставленным ими вопросам с помощью эффективного использования информационных технологий (Castells 1997). Националистические движения
Мексиканские повстанцы-сапатисты2), амери- канское движение «милиция' культ Аум Синрикё — все они использовали средства массовой информации, чтобы донести свою идею протеста последствиям глобализации и выразить свой гнев, вызванный, потерей контроля над собственными судьбами. Согласно Кастеллсу, каждое из этих движений полагается на информационные технологии в качестве организационной инфраструктуры. Например, без Интернета повстан-цы-сапатисты так и оставались бы изолированным партизанским движением в Южной Мексике. Вместо этого в течение нескольких часов после их вооруженного восстания в январе 1994 г. в Интернете появились национальные и международные группы, цель которых была — поддержать дело повстанцев и обвинить мексиканское правительство в грубом подавлении этого восстания. Сапати-сты использовали телекоммуникации, интервью для СМИ и видеоматериалы, чтобы обнародовать свой протест против торговой политики, таким как Североамериканское соглашение о свободе торговли (NAFTA), которые еще больше лишают бедных индейцев из областей Оаксака и Чиапас благ глобализации. В связи с тем что их дело было вынесено на первые полосы онлайн сетей участников общественных кампаний, сапатисты смогли заставить мексиканское правительство пойти на переговоры и привлекли международное вникание к пагубному влиянию свободной торговли на уровень жизни коренного населения. Националистические движения Теории национализма и нации Некоторые из наиболее важных социальных движений в современном мире являются националистическими. Мыслители-социологи XIX и начала XX вв. практически не проявляли интереса или тревоги по отношению к национализму. Маркс и Дюркгейм видели национализм прежде всего как разрушительную тенденцию и полагали, что усиление экономической интеграции, полученное благодаря современной !'Движение носит имя Эмилиана Сапаты (1879-1919) — руководителя крестьянского движения в Мексиканской революции 1910-1917 гг. — Прим. перев. " Добровольные военизированные формирования, часто не подчиняющиеся властям. — Прим. перев. индустрии, станет причиной его скорого заката. Лишь Макс Вебер уделил много внимания анализу национализма и был готов объявить себя националистом. Но даже Вебер не смог оценить, сколь важным станут национализм и идея нации в XX в. В начале XXI в. национализм не просто жив, но, по крайней мере в некоторых местах мира, процветает. Хотя мир стал более взаимозависимым, особенно за последние тридцать-сорок лет, эта взаимозависимость не привела к концу национализма. В некотором отношении она, возможно, даже способствовала его усилению. Возрождение национализма в бывшей Югославии описано в разделе «Этнические конфликты» нл с. 230. Современные мыслители пришли к разным умозаключениям относительно того, почему так происходит. Существуют также разногласия по поводу этапа истории, при котором национализм, нация и национальное государство появились как таковые. Некоторые считают, что у них гораздо более ранние истоки. Национализм и современное общество Пожалуй, главным теоретиком национализма является Эрнест Геллнер (1925-1995). Геллнер утверждает, что и национализм, и нация, и национальное государство являются продуктами современной цивилизации, истоки которой лежат в индустриальной революции конца XVIII в. Национализм и чувства или ощущения, с ним связанные, не имеют глубоких корней в человеческой природе. Это продукты нового крупномасштабного общества, которое создается индустриализмом. Согласно Геллнеру, национализм как таковой, а также понятие нации не знакомы традиционным обществам (Gellner 1983). Существуют несколько черт современных обществ, которые привели к появлению этих феноменов. Во-первых, современное индустриальное общество ассоциируется с быстрым экономическим развитием и сложным разделением труда. Геллнер отмечает, что современный индустриализм создает потребность в гораздо более эффективной системе государства и правительства, чем та, что существовала ранее. Во-вторых, в современном государстве индивиды обязаны постоянно общаться с чужестранцами, поскольку в основе Глава 14. Правительство и политина
общества лежит теперь не деревня или город местного значения, а нечто намного более крупное. Массовое образование, основанное на «государственном языке», которое дается в школах, — основное средство, с помощью которого крупномасштабное общество может быть организовано и сохранять свое единство.. Теория Геллнера была раскритикована по нескольким аспектам. Критики говорят, что это функционалистская теория, которая утверждает, что образование работает на социальное единство. Как и при более общем подходе функционалистов, этот взгляд склонен недооценивать роль образования в генерировании конфликтов и разногласий. Теория Геллнера, в общем-то, не объясняет тех страстей, которые национализм может пробуждать и часто вызывает. Сила национализма, возможно, связана не просто с образованием, но с его способностью формировать идентичность — нечто, без чего индивидуумы не могут существовать. Потребность в идентичности, конечно же, родилась не с появлением современного индустриального общества. В связи с этим критики утверждают, что Геллнер не прав, столь сильно отделяя национализм и нацию от досовре-менных времен. В чем-то национализм весьма современен, но он также использует чувства и формы символизма, которые уходят гораздо глубже в прошлое. Согласно одному из наиболее известных исследователей национализма, Энтони Смиту, нации обычно имеют прямые линии преемственности от более ранних этнических общин, или как он их называет, этни или этнос. Этнос — это группа, которая объединена идеей общего происхождения, общими культурными особенностями и связью с определенной родиной. Многие нации, как отмечает Смит, действительно возникли в доиндустриальную эпоху, и в предыдущие исторические периоды существовали этнические общины, которые напоминают нации. Евреи, к примеру, представляют собой отчетливый этнос в течение более чем 2000 лет. В определенные периоды евреи объединялись в общины, которые обладали рядом характеристик наций. Но только после Второй мировой войны все эти элементы были объединены в форму национального государства Израиль. Как и большинство других национальных государств, Израиль не был образован из единственного этноса. Палестинское меньшинство в Израиле ведет свое про- исхождение от весьма отличающегося этниче- ■ ского источника и утверждает, что создание израильского государства сместило палестинцев с их древней родины - отсюда и их постоянный конфликт с евреями в Израиле, а также разногласия между Израилем и большинством сопредельных арабских стран. Различные страны развивались относительно этноса по-разному. В некоторых, включая большинство стран Западной Европы, распространялся какой-то один этнос, вытесняя ранее живших на этой территории соперников. Так, в XVII в. во Франции говорили на нескольких других языках (помимо французского. — Прим. перев.), с которыми связаны другие этнические истории. По мере того как французский становился основным языком, большинство его соперников впоследствии исчезли. Однако их остатки закрепились в некоторых областях. Одним из таких мест является страна басков, расположенная по обе стороны франко-испанской границы. Баскский язык довольно сильно отличается и от французского, и от испанского, и баски утверждают, что у них отдельная культурная история. И хотя уровень насилия и близко не приближался к тому, который наблюдался в других местах, таких как Восточный Тимор или Чечня на юге России, группы сепаратистов в стране басков спорадически устраивали серии взрывов, стремясь приблизиться к своей цели — независимости. Нации без государств Живучесть строго очерченных этносов внутри сложившихся наций приводит к феномену нации без государства. В подобной ситуации налицо многие из основных характеристик нации, но тем, кто составляет такую нацию, недостает независимой политической организации. Сепаратистскими движениями, такими как в Чечне или Басконии, а также во многих других местах мира, таких как Кашмир в северной Индии, движет желание организовать автономное государство с самоуправлением. Можно признать несколько различных типов наций без государств, в зависимости от взаимоотношений этноса с более крупным национальным государством, внутри которого он существует (Guibernau 1999). 1. В некоторых случаях национальное государство может принимать культурные отличия своего меньшинства или меньшинств и Националистические движения
позволять им определенную степень активного развития. Так, в Великобритании Шотландия и Уэльс признаются как имеющие свою историю и культурные особенности, отличные от остального Соединенного Королевства, и они до некоторой степени имеют свои отдельные институты. К примеру, большинство шотландцев являются пресвитерианцами, и Шотландия уже давно имеет отдельную от Англии и Уэльса систему образования. Шотландия и Уэльс достигли еще большей автономности внутри Соединенного Королевства в целом с организацией Шотландского Парламента и Национальной Ассамблеи Уэльса в 1999 г. Подобно им, Баскония и Каталония (область вокруг Барселоны в северной Испании) признаются «автономными общинами» внутри Испании. У них есть свой собственный парламент, который обладает определенным количеством прав и полномочий. Однако и в Великобритании, и в Испании основная власть по-прежнему остается в руках национальных правительств и парламентов, расположенных, соответственно, в Лондоне и Мадриде. 2. Некоторые нации без государств обла 3. С другой стороны, существуют некото Тибетцы и курды ведут свою культурную историю из глубины веков. История Тибета тесно связана с определенными формами буддизма, которые получили там свое развитие. Тибетский лидер в изгнании — Далай Лама — за пределами Тибета руководит движениями, которые стремятся достичь отдельного тибетского государства ненасильственным путем. В отличие от тибетцев, среди курдов существует несколько движений за независимость, в основном базирующихся за границей, которые провозглашают насилие способом достижения своих целей. У курдов в Брюсселе существует «парламент в изгнании», но у него нет поддержки всех сепаратистских движений. В случае тибетцев и курдов шансы достичь даже ограниченной автономии невелики, если правительства соответствующих национальных государств не решат в какой-то момент изменить свою нынешнюю политику. Но в других случаях возможен сценарий, когда национальные меньшинства могут предпочесть внутреннюю автономию, нежели полную независимость от тех государств, в которых они проживают. В Басконии, Каталонии и Шотландии, к примеру, лишь маленькая часть населения сейчас поддерживает идею полной независимости. В Квебеке недавний провинциальный референдум по вопросу независимости от Канады был отменен, когда не было набрано нужного количества голосов избирателей. Национальные меньшинства и Европейское сообщество В случае национальных меньшинств в Европе важную роль играет Европейское сообщество. Европейское сообщество бьио организовано в результате заключения договоров о взаимной поддержке между основными странами Западной Европы. Однако ключевым моментом философии ЕС является передача власти областям и регионам. Одной из явных целей ЕС является создание «Европы регионов». Этот момент очень поддерживается большинством баскских, шотландских, каталонских и других национальных меньшинств. Члены этих меньшинств часто озабочены утерей части их культурного наследия в прошлом и стремятся к его восстановлению. Они рассматривают ЕС как способ сохранения их особой идентичности. Их право обращаться напрямую в организации ЕС, такие как Европейский парламент и Европейский суд, может дать им достаточно автономности, чтобы быть уверенными в том, что они — хозяева собственных судеб. Таким образом, представляется как минимум вероятным, что существование ЕС будет означать то, что национальные меньшинства откажутся от своего идеала — полной независимости — Глава 14. Правительство и политика
в пользу кооперативных отношений с более крупными нациями, частью которых они являются, и с ЕС.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.01 с.) |