Природа и проявления общественных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и проявления общественных отношений.



Природа и проявления общественных отношений.

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. И поскольку человек включен в каждую их этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, сообщество граждан одного государства и т.д.), он выступает в качестве универсального субъективного элемента, или точнее - со-субъекта, ибо каждая такая группа есть совокупность индивидов.Таким образом, с полным правом можно сказать, что человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. Как существа сознательные люди осознают свои потребности, ставят перед собой конкретные цели, создают идеальную модель желаемого результата и в большинстве случаев его достигают. Но это преобладающее совпадение цели и результата касается в основном содержательной стороны человеческой деятельности, у нас же сейчас речь идет о стороне формальной, поскольку общественные отношения, как об этом уже сказано выше, суть необходимая форма нашей деятельности. Осознавая, предугадывая содержательные результаты своей деятельности, люди в то же время, как правило, не могут предвидеть вызванную этой эволюцию (а иногда и самую настоящую революцию) своих общественных отношений. Происходит это, во-первых, потому, что каждое новое поколение застает уже сложившуюся систему общественных отношений, отражающую уровень развития технико-технологического базиса и степень овладения природой, меру цивилизованности общества, состояние его культуры и психологии. Подводя итоги рассмотрению природы общественных отношений, можно сделать вывод: общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности. Объективный же характер их позволяет лучше понять уже анализировавшийся тезис, согласно которому человек в сущности своей есть совокупность (то есть отражение) соответствующих общественных отношений. Разновидности совместной деятельности людей образуют различные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, правовую, экологическую, деловую, духовную, социальную (см. схему). Связи и взаимодействия между людьми в этих сферах задают специфику проявлениям общественных отношений как внутри сфер жизнедеятельности, так и между ними. В реальности разновидности общественных отношений взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга (социально-экономические, организационно-управленческие и др.). От совершенства образующейся ими системы общественных отношений зависят социальное равновесие и стабильность в обществе как основа его динамического развития.

 

Социальное поведение как обмен деятельностью.

В социальном поведении люди корреспондируют друг с другом на основе взаимовыгодных обменов, когда действия каждой стороны взаимно вознаграждаются. Данный добровольный социальный обмен совершается на основе выгоды: люди и их группы продолжают те отношения, в которых получают желаемое, то, к чему стремятся. Такова общая социально-психологическая предпосылка социального обмена. Проблема заключается в том, что нужно научиться «жить вместе» при разнообразных (противоречивых) интересах, признавать (учитывать) выгоды других и управлять социальными процессами в условиях их действий. Данная проблема разрешается на основе теории и практики социального обмена с главной ее функцией - это создание доверия, опирающегося на свободу выбора и ожидания взаимности в добровольном обмене между взаимодействующими сторонами различными ценностями: материальными (деньги, время, информация, привилегии и т.п.), духовными (общественное внимание, признание, престиж, сотрудничество, любовь и т.п.), практическими (действия, поступки, помощь, статусы и т.п.). В процессе обмена каждый участник что-то приобретает, а при прекращении ожиданий обменные отношения также прекращаются. Социальное поведение является обменом деятельностью - это непосредственные контакты индивидов, когда действие каждого взаимно подкрепляет (подавляет) — коррелирует - действие другого и, соответственно, каждый влияет на другого: они «дают» другим и стараются «получить» взамен соответствующий эквивалент (взаимные подкрепления)[2]. В результате происходит социальный обмен — это тип взаимодействия в границах таких отношений, при котором получаемое от других лиц «вознаграждение» (наказание) ожидается. Всякий раз, когда ожидания подтверждаются, человек испытывает чувство удовлетворения (неудовлетворения). Если при обмене имеет место поощряющая реакция, то поведение, вероятно, будет воспроизведено в будущем в подобных ситуациях. Наоборот, отрицательная реакция уменьшит вероятность воспроизведения поведения. Следовательно, основой социального обмена является личный (групповой) интерес, базирующийся на сочетании экономических и социально-психологических (поведение человека, группы) потребностей. Суть же социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что ему представляется более ценным, чем вам (плата), и получить от него то, что для вас представляет большую ценность, чем для него (вознаграждение).Социальный обмен осуществляется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. Выгода - это мера (разница) платы и вознаграждения, извлекаемая в процессе социального обмена субъектами взаимодействия. Каждый из обменивающихся стремится минимизировать свои «затраты» (плату) и максимизировать «прибыль» (вознаграждение), избегая при этом негативных санкций. Это стремление вытекает из эгоистической природы человека. Поэтому на уровне социума идет постоянный поиск данной меры и, соответственно, ее реформирование в зависимости от конкретно-исторических условий.Основное положение концепции социального обмена: чем более ценной является для человека единица деятельности, которую ему дает другой человек, тем более часто он будет производить деятельность, вознаграждаемую деятельностью другого.

 

Принципы регулирования обменных сделок.

 

Социальное партнерство как вид общественных отношений.

Социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

Основными целями социального партнерства являются:

• согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп

и классов,

• содействие решению актуальных экономических политических задач,

• укреплению демократии, стабильности,

• формированию социального правового государства, гражданского общества.

Социальное партнерство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, несогласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности.

 

Трипартистский механизм социального партнерства.

Корпоративизм как основа корпоративных отношений.

Разновидности корпоративизма.

Корпоративная культура как фактор формирования корпоративных отношений.

Корпоративная культура социального государства.

 

Интегративные маркетинговые коммуникации (ИМК — IMC).

В настоящее время все большую популярность приобретает концепция, предусматривающая разработку программ маркетинговых коммуникаций, которые координируют все виды продвижения — рекламу, личные продажи, стимулирование сбыта и PR, чтобы выйти ко всем целевым аудиториям с единым сообщением. Эта концепция называется интегрированными маркетинговыми коммуникациями (ИМК или IMC)

Новый подход должен решить старые проблемы традиционного подхода к проблеме.

Во-первых, вводится единое финансирование и устраняется вечный спор за бюджеты по разным направлениям, отнимающий силы и время.

Во-вторых, появляется единый «центр управления» кампанией по продвижению продукта.

В-третьих, вводится единое планирование кампании. Тем самым устраняется эффект отправки в общество различных и порой даже противоречивых «посланий» о продукте.

И наконец, самое главное. Этот подход, по крайней мере, в 2—2,5 раза дешевле традиционного. Существенная экономия возможна, поскольку IMC-подход позволяет отказаться от прямого размещения рекламы на телевидении.

Цель ИМК — добиться эффекта синергии, т.е. согласованного использования нескольких инструментов маркетинговых коммуникаций, которые способны принести больший эффект, чем при их раздельном применении.

маркетинговые коммуникации могут создать положительные впечатления, которые повысят удовлетворенность покупателей от приобретенных товаров и придадут продукции компании дополнительную ценность в глазах потребителей.

Проблема идеологии и науки.

Идеология придает тот или иной смысл действиям людей, социальным общностям, группам и организациям. Вместе с тем ее ценностно-оценочная ориентированность отличает идеологию от науки. Ценность и оценка. Ценностно-оценочное осознание явлений как «значение значения» есть их рассмотрение в соответствии с человеческими потребностями, интересами, эмоциями. Тем самым происходит процесс «очеловечивания» социальной реальности. При этом ценность (материальная и духовная) есть выражение общественной значимости явлений действительности, вовлеченных в сферу бытия человека и ставших носителями определенных общественных отношений. Формируясь под влиянием социальной практики, она является объективной основой оценки. Последняя, в свою очередь, представляет субъективное выражение значимости явлений для деятельности человека по удовлетворению своих потребностей. Поэтому оценка выражает устремления, позиции, заинтересованность определенных социальных сил и тем самым формирует социальную направленность их практики. Логически оформленные оценки в виде понятий, суждений, умозаключений являются познавательными оценками, средством объяснения объекта познания, выявляя его значимость в сфере повседневного бытия человека, и выполняют роль познавательного ориентира.Противопоставление истины и ценности неоправданно: ценность предмета или идеи определяется объективными свойствами. Следовательно, правильная оценка их невозможна без научного познания. Хотя ценности в большей степени субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Никто не станет возражать против того, что ценностно-оценочное отражение действительности содержит в себе субъективность, которая может выливаться в произвольное, деформирующее по отношению к истине начало. Именно это служит основанием рассматривать идеал науки в отстранении мышления от любых ценностей. Однако негативная характеристика субъективности не является основной. Ведь она представляет собой только известную «слабость или недостаток» сознания, но одновременно означает «силу», преимущество перед чисто объективной, но бездумной, автоматической информацией. Благодаря субъективности, неабсолютной привязанности идей к объекту познания, становится возможным отход от действительности, опережающее ее отражение, научное творчество, предвидение будущего. Наиболее фундаментальные истоки ценностного и научно-познавательного постижения действительности коренятся в одном и том же т в материально-преобразующей деятельности человека. Она является основой того, что объекты, сами люди, их отношения приобретают для человека, общества определенное значение. Поэтому познание в процессе исторического развития выступает не беспристрастной фиксацией различных сторон действительности, а инструментом ориентации человека в развивающемся природном и социальном мире. При этом социальное познание не только опирается на определенную систему ценностей, но и вырабатывает, обосновывает их, как бы сплавляет объективное знание и субъективное целеполагание, истину и ценность. Как раз система ценностей предстает в виде ценности-цели (что желательно) и ценности-средства (что необходимо для достижения цели), которые вместе с интересами составляют содержание идеологии. Поэтому она, с одной стороны, является мировоззренческим конструктом, выполняющим мобилизационную и регулирующую функции социальных взаимодействий и отношений. Из рассмотренного выше вытекает, что идеология - это мыслительная конструкция общественного жизнеустройства и путей его достижения, которая формируется на основе функциональных групп интересов — социальных общностей, групп, общественно-политических, конфессиональных объединений и движений, выражающихся в ценностно-оценочной более или менее логически систематизированной форме взглядов, идей, идеалов, ценностей, программ, ориентирующих социальные действия и придающих им определенный позитивный или негативный смысл.Социально-психологическая, ценностно-оценочная природа идеологии отличает ее от объективно-научных построений, науки в целом и придает мировоззренческий характер. Поэтому наряду с функциональным применением идеологии к управлению социальными действиями, процессами и отношениями также стоит вопрос о ее научно-теоретическом характере.Признавая научно-теоретический характер идеологии, необходимо отметить, что «научное» и «теоретическое» не тождественны, хотя и охватывают организованное, профессиональное познание и знание, осуществляемое под влиянием заранее заданной программы, с использованием категориального аппарата, специальных методов гносеологического освоения действительности, носящего творчески продуктивный характер.

Подводя промежуточный итог, отметим, что в своей способности выдвигать прогнозы на будущее, идеология сближается с утопией. Обоснование одних ценностей и опровержение других ведет к тому, что идеологические построения тянутся к мифотворчеству. Огосударствление догматизирует идеологические доктрины, возводя их в абсолют (гиперидеологизация) и чрезвычайно упрощая, клишируя и т. п. Наличие в идеологии программно-директивного компонента (политические документы, манифесты, платформы, призывы, лозунги и т. п) обусловливает ее ценностное, практически-прикладное предназначение. Идеология реакционных сил играет негативную} деструктивную роль в общественной жизни. Следовательно, попытки создать стерильную «научную» идеологию несостоятельны по самой ее природе, которая обусловливает конфронтационный тон в отношении науки. Но это вовсе не исключает необходимости опоры первой на вторую, использование идеологией научного знания, как основы обретения ею черты научности, не отменяя различия между наукой и идеологией. При этом вопрос о степени научности, сочетании научно-теоретического и вненаучного в любой идеологии является дискуссионным. Однако главным остается ее функциональное предназначение - активная роль в качестве духовного фактора по защите, закреплению или разрушению, изменению существующего статус-кво в общественной жизни и адекватных общественных отношений.

 

Основные понятия и объект PR— общество.

Паблик рилейшнз - общественные связи - организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества» (Словарь иностранных слов, изд. МГУ).

Одни из наиболее значимых современных американских пиарологов Т.Хант и Дж.Грюниг пишут: «Большинство определений public relations - многие из них длинные и сложные - содержат два элемента: коммуникация и менеджмент. Мы определяем паблик рилейшнз как управление коммуникацией между организацией и общественностью».

Предмет исследования «Паблик рилейшнз» - общественные отношения.

Связь с общественностью - выстраивание двусторонних отношений, где объектом является человек, входящий в различные организации и сообщества, а главным фактором - общественное мнение.

Основная задача "паблик рилейшнз" - создание доверительных отношений для поиска общих интересов.

PR в целом делится на внешние коммуникации и внутренние отношения. Внешние коммуникации соединяют организацию с окружающим миром, внутренние отношения определяют специфику и качество деятельности организации.

Общая структура деятельности в области PR выглядит так:

Внутренние отношения:

Создание имиджа.

Имидж лидера.

Имидж организации и/или "команды", включая фирменный стиль.

Создание корпоративной культуры.

Команда: творчество, работа, быт - система взаимодействия.

Кадровые вопросы.

Совершенствование управления и технологий.

Предотвращение конфликтов.

История и традиции.

Внешние коммуникации:

Поддержание постоянных контактов с партнерами, в т.ч. потенциальными.

Связь со средствами массовой информации.

Связи с гражданским обществом и институтами власти.

Международные связи.

Реклама.

Подготовка к кризисным ситуациям и ликвидация кризисов.

Мониторинг ситуации и анализ эффективности деятельности.

 

Планирование и проведение PR-кампании.

PR–кампания

– это комплексное, многократное использование PR–средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и проведения общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити.

Разработка стратегических программных планов по связям с общественностью согласно разработкам Сэма Блэка состоит из четырёх шагов:

1. Определение проблемы.

2. Планирование и программирование.

3. Действие и коммуникация.

4. Оценка программы.

1. Важный этап в подготовке PR-кампании – всестороннее изучение аудитории

(целевых групп).Идентифицировать группы, которые должны стать целевыми

Определить приоритетные группы, т.е. выявить наиболее важные целевые группы с точки зрения степени их влияния, престижа, власти, потребности в них для организации.

Выявить степень информированности целевых групп.

2. Планирование и программирование.Информация, собранная на первом этапе позволяет установить цели и задачи PR- кампании. Это - второй этап процесса, который должен дать ответ на вопрос:

«Что мы должны изменить, сделать или сказать с учётом того, что нам стало известно о ситуации?»

Цели PR – кампании, отражая её специфику, дают представление о том, к чему нужно стремиться. По И.Л.Викентьеву все мероприятия Public Relations в своей основе имеют пять целей:

. Позицирование PR – объекта, товара и/или услуги;

. Возвышение имиджа;

. Антиреклама (или снижение имиджа);

. Отстройка от конкурентов;

. Контрреклама (или «отмыв»).

Третий этап процесса управления знаменует собой переход на стадию реализации PR-программы, которая представляет собой практическое воплощение разработок, сделанных на первых двух этапах – поиска фактов и стратегического планирования. Эта стадия включает в себя определение следующих элементов программы PR-кампании.

. Стратегия действия.

. Стратегия коммуникаций.

. Планы выполнения программы.

Стратегия PR-акции обычно включает в себя изменение политики, образа действий и поведения компании. Эти изменения нацелены на достижение целей

PR-программы и глобальных целей компании, но в тоже время они отвечают запросам и потребностям всех целевых аудиторий компании. Коротко говоря, PR- акция отвечает взаимным интересам компании и её целевых аудиторий.

Ключевые этапы разработки пиар кампании:

1) Анализ ситуации перед началом пиар кампарии. Ключевой вопрос что происходит сейчас? Какие условия складываются для проведения камапании? Определяются проблемы кампании, которые надо решить

2) Анализ значимого окружения, сторонники, оппоненты, силовые структуры (те от которых зависит успех, которые могут повлиять)

3) Определение целевых групп: первичные (основное воздействе), вторичны (через которых идет основное воздействие)

4) Постановка целей и изменение представлений, отношения и поведения

5) Разработка продвигаемого имиджа и идеи

6) Анализ представлений и поведений целевых групп

7) Разработка сообщенй для целвых групп

8) Определение и разработка инструментов и каналов продвижения сообщения

9) Анализ результатов пиар кампании

10) Составление рабочего плана

 

Приемы работы в области PR.

Выбор PR-мероприятий зависит от целей и специфики PR - кампании и текущей ситуации. В литературе тема методов и так­тик PR почти не разработана. Однако в целом все PR-тактики так или иначе опираются на две основные операции — присоединения и отсоединения.Операция присоединения. PR -объект помещается в благоприят­ное информационное поле, к этому полю присоединяется поло­жительная информация. В основе этого процесса лежит идея о том, что присоединение к тому, что считается в обществе пози­тивом, способствует упрочению его позиций.Основной вопрос для PR-специалиста — определить ту пози­тивную информацию, к которой можно присоединить PR-объект. Поиск позитива ведется как на уровне вечных ценностей, так и на уровне ценностей реальных (для данной аудитории, в данное время, в данных обстоятельствах). При решении этой задачи может использоваться конкретный прием, смысл которого заключа­ется в том, чтоизображения PR-объекта помешаются на фоне стандартных (знаковых) символов успеха, например известных, уважаемых и талантливых людей из мира искусства, науки, биз­неса, политики, финансов, спорта, или успешно работающих предприятий. Таким образом, решается задача увязки образа PR - объекта и положительных образов: PR – объект, -новое, - реформа, - успех. «Хорошее» может легко присоединяться к PR-объекту, когда он соприкасается с общепринятыми позитивными объектами ­детьми и животными или когда он проявляет глубокие эмоции. Операция отсоединения означает отмежевание от возможной негативной информации. Чем решительнее проводится данная операция, тем больше у нее шансов на успех.Операции присоединения и отсоединения используются в важ­нейших направлениях PR-работы - при позиционировании и со­здании имиджа. Позиционирование. Это обозначение организацией своей позиции и сообщение о цели организации.Для позиционирования организации могут быть использованы различные организационные формы - презентации, пресс-кон­ференции, ток-шоу. Позиционирование можно рассматривать как первый, предварительный этап создания имиджа. Имидж - явление массового сознания. Работа над имиджем является важнейшим направлени­ем и основой основ PR-работы, так как именно имидж есть наи­более эффективный способ проникновения в массовое сознание. При работе над имиджем необходимо выявить те характеристики, с которыми ассоциируется идеальный образ данного PR-объекта в общественном сознании, и подвести под них его реальное поведение и образ. Способы возвышения и снижения имиджа. Черный пиар, При работе над имиджем нередко используются технологии «черного пиара», суть которого - в сознательном манипулировании обще­ственным мнением. «Черные пиарщики» отталкиваются от идеи, что завоевать сердца и души сложно и дорого, проще обмануть публику. В основе «черных» PR-технологий по возвышению или снижению и имиджа лежит манипулирование общественным мне­нием. Манипулирование в большинстве случаев проводится тайно и в ущерб тем лицам, на кого оно направлено. Основная цель манипулирования - установление социального контроля над отдельной личностью и целыми социальными группами, сохраняя у них иллюзиюсвободного выбора. Важнейшим способом манипулирования является создание мифов. В числе прочих нечестных приемов - приклеивание ярлыков, причем как положительных, так и отрицательных. Неправомерным может быть использование некоторых обобщений: например, публике внушается, что у такого-то «толпы поклонников», а его речи вызывают «массовый энтузиазм». В данном случае срабатывает стадное чувство, оно заставляет нерешительное меньшинство присоединиться к большинству.

Защита информации и PR.

Анализ законодательных актов и практики организации связей с общественностью в промышленно развитых странах позволяет выделить определенные виды экономической информации, со­крытие которых руководством компании является противозакон­ным, поскольку противоречит интересам государства и общества в целом:

• о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом дан­ного предприятия или запрещенной законами данной страны;

• о нарушении специального законодательства, регулирующе­го деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции, защите прав потребителей, рекламной деятельности и др.);

• о чрезмерном загрязнении окружающей среды;

• о нерациональном природопользовании;

• о злоупотреблениях и недобросовестности руководителей и персонала компании;

• о причинах и фактах невыполнения заключенных договоров;

• о возможностях и реальных случаях уклонения от правиль­ной уплаты налогов;

• о фактах проявления недобросовестной конкуренции;

• о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни работников компании, и др.

В ГК РФ (Часть I, ст. 139, п. 1) указано, что «сведения, кото­рые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». Отдельные предприятия и организации в процессе повседнев­ного функционирования используют некоторые виды информации, относимые российским законодательством к категории государ­ственной тайны. Руководство и специалисты таких предприятий и организаций должны учитывать это при построении системы ин­формационных взаимосвязей с различными сегментами обще­ственности. Государство законодательно закрепляет некоторые правила допуска предприятий и организаций к информации, со­держащей государственную тайну, а также финансирует меропри­ятия по ее защите.Допуск осуществляется путем получения лицензий на проведе­ние работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия выдается по результатам специальной экспертизы и го­сударственной аттестации руководителей, ответственных за защи­ту сведений, составляющих государственную тайну.Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных учреждений, предприятий и организаций и их струк­турных подразделений по защите государственной тайны осуще­ствляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, по­лучаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государ­ственную тайну. В отличие от военных и государственных секретов коммерчес­кая тайна является собственностью конкретного предприятия или организации. Ее главное назначение — обеспечить фирме эконо­мические преимущества в конкурентной борьбе.По оценкам специалистов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает зна­чительные преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половину фирм, допустивших утечку конфиденциальных сведений.Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, если информация имеет действительную или потенциаль­ную коммерческую ценность в силу ее недоступности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и об­ладатель информации принимает меры к охране ее конфиденци­альности.Важная проблема — степень защиты информации. Размеры затрат на защиту информации, относимой к категории государ­ственной тайны, определяются необходимостью обеспечить мак­симально высокую степень защиты, поскольку во многих случаях практически невозможно определить количественно стоимость за­щищаемой информации. Возможные потери от утечки коммерчес­кой информации часто имеют конкретную стоимостную оценку. Поэтому и затраты на защиту такой информации должны быть со­относимы с суммой возможных потерь. При излишнем засекре­чивании конфиденциальной коммерческой информации рост рас­ходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наи­более ценных сведений.

 

Природа и проявления общественных отношений.

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. И поскольку человек включен в каждую их этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, сообщество граждан одного государства и т.д.), он выступает в качестве универсального субъективного элемента, или точнее - со-субъекта, ибо каждая такая группа есть совокупность индивидов.Таким образом, с полным правом можно сказать, что человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. Как существа сознательные люди осознают свои потребности, ставят перед собой конкретные цели, создают идеальную модель желаемого результата и в большинстве случаев его достигают. Но это преобладающее совпадение цели и результата касается в основном содержательной стороны человеческой деятельности, у нас же сейчас речь идет о стороне формальной, поскольку общественные отношения, как об этом уже сказано выше, суть необходимая форма нашей деятельности. Осознавая, предугадывая содержательные результаты своей деятельности, люди в то же время, как правило, не могут предвидеть вызванную этой эволюцию (а иногда и самую настоящую революцию) своих общественных отношений. Происходит это, во-первых, потому, что каждое новое поколение застает уже сложившуюся систему общественных отношений, отражающую уровень развития технико-технологического базиса и степень овладения природой, меру цивилизованности общества, состояние его культуры и психологии. Подводя итоги рассмотрению природы общественных отношений, можно сделать вывод: общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности. Объективный же характер их позволяет лучше понять уже анализировавшийся тезис, согласно которому человек в сущности своей есть совокупность (то есть отражение) соответствующих общественных отношений. Разновидности совместной деятельности людей образуют различные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, правовую, экологическую, деловую, духовную, социальную (см. схему). Связи и взаимодействия между людьми в этих сферах задают специфику проявлениям общественных отношений как внутри сфер жизнедеятельности, так и между ними. В реальности разновидности общественных отношений взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга (социально-экономические, организационно-управленческие и др.). От совершенства образующейся ими системы общественных отношений зависят социальное равновесие и стабильность в обществе как основа его динамического развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.06 с.)