Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная жизнь общества. Общественное Сознание, его уровни и формы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимое условие бытия общества — ду- производство ховная деятельность людей. Люди — созна- тельные существа, и сознание пронизывает все проявления социального, будучи одним из способов их жизнедеятельности. Важнейшим элементом духовной жизни общества является специализированная профессиональная духовная деятельность, относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической подсистемы, т.е. повторяющиеся существенно-необходимые зависимости между хозяйственными процессами общества в целом. К их числу можно отнести закон возвышения потребностей, законы общественного воспроизводства, закон стоимости и др. Духовная Эта подсистема включает органически свя- подсистема занные между собой элементы, направлен- ные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей. Важнейшие из них — познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и институты, которые соответствуют многообразным духовным потребностям Отрасли духовного Научные институты и разнообразные "^У^ знание природы, общества, человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. В науке также возникают собственные проблемы, не имеющие непосредственного выхода в социальную практику. Разрешение названных проблем является условием дальнейшего развития науки, ее внутренней потребностью. Информация Существуют области духовного произ- и коммуникация водства, направленные на удовлетворе- ние потребности в обмене информацией, духовном общении. Это прежде всего средства прямого информирования населения. В старину это были глашатаи, читавшие указы государей на площадях, проповедники, поэты и сказители, скоморохи, театр, а также писаная литература. Позднее, с развитием технических средств информации, потребности в духовном общении удовлетворялись печатными изданиями (книги, газеты, журналы), затем появились радио, кино, телевидение, т.е. средства массовой информации (СМИ) в современном виде. Характерные признаки массовой информации — публичность, быстрота передачи информации и ее преходящий характер. Формы массовой информации зачастую подвергаются справедливой критике, поскольку в них может преобладать пропаганда и агитация с присущими им шаблонностью, односторонностью, навязчивостью. Средства массовой информации в современных условиях— особый вид индустрии, производящей свой товар, который более или менее выгодно продается на рынке. Продается и творческий потенциал интеллигенции (журналистов, телеведущих, шоуменов и т.п.). Кто платит деньги, тот и заказывает «музыку». Иными словами, СМИ — тот вид производства, в который финансовые олигархи наиболее охотно вкладывают свои капиталы. Наряду с организованными существуют стихийные средства передачи информации, к числу которых относят, в частности, слухи. Слухи возникают по причине недостаточности информации или недоверия к имеющимся источникам информации. (Их классифицируют на абсолютно недостоверные, недостоверные, недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи и достоверные слухи с элементами неправдоподобия.) Следует отметить, что слухи могут распространяться вполне сознательно в качестве средства манипулирования общественным мнением. Развитие средств массовой информации не устраняет потребность в непосредственном межличностном и коллективном духовном общении людей, которая удовлетворяется принципиально иными средствами и в иной обстановке (дома или в театре, в учебной аудитории или переписке и т.п.). Тем не менее средства массовой информации — необходимый элемент духовного общения в современном обществе. В научной литературе и в обиходной речи понятия «-информация» и «-коммуникация» зачастую употребляются как синонимы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое знание и меняющее поведение лица или фуппы, воспринимающих данную информацию. Коммуникация — вид духовного общения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взимопонимания между людьми. Духовное производство и духовное общение невозможны без определенных предпосылок, т.е. наличия регулирующих его норм, а также некоторого исходного мыслительного материала, созданного предшествующими поколениями людей и зафиксированного в языке, предметах материальной и духовной культуры. Поэтому неотъемлемым компонентом духовного производства является кодирование, тиражирование, хранение и распространение духовного богатства. Оно предполагает также формирование личности, способной к освоению культурных ценностей. Воспитание Особая область духовного производства — и образование воспитание и образование человека. В обществе создается разветвленная система учреждений обучения и воспитания: высшие учебные заведения, разнообразные формы школьного обучения (домашнее, монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты и т.п.), детские дошкольные учреждения. Воспитательную функцию выполняют семья, круг друзей и знакомых, государственные учреждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями. Центральное звено духовной подсистемы — сознание общества, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации и т.д. Важнейшими элементами сознания общества являются индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание — образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов — материальных условий жизни общества и его духовной культуры. Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид— представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщенность к реально функционирующему сознанию личности. Структура Общественное сознание имеет сложную общественного структуру. Выделяются два уровня — обы- денное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, возникающее под непосредственным влиянием быта, консервативно, замкнуто, догматично, эмоционально окрашено. В нем преобладают суеверия, предрассудки, а слухи — основной способ передачи информации. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность. (См. гл. 3). Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и фупп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания. Общественная В понятии общественной психологии мыс- психология лятся проявления психики человека, со- циальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного сознания социальная психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т.д. Социальная психология включает также психический склад, т.е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной фуп-пы. В понимании сознания социальных общностей и фупп значительную роль ифает учет социального характера, который представляет собой особое, отличающее именно данную фуппу единство некоторого множества черт (рабочий характер, национальный характер, купеческая психология и т.п.) Существенное место в социальной психологии занимают социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства массовидны, динамичны и чрезвычайно заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковы взаимная психическая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр. Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества. Идеология Сознание всегда так или иначе решает проблемы смысла жизни, отвечает на коренные, жизненно важные вопросы, связанные с потребностями и перспективами общественного развития. Названные вопросы ставятся и решаются в рамках идеологии. Идеология — структурный элемент общественного сознания, представляющий собой совокупность идей, взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизи рованной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных отношений. Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и требующие разрешения противоречия общественного развития. На этой основе вырастают некоторые теоретические построения, раскрывающие особый взгляд на смысл происходящего и пути выхода из социальных тупиков и трудностей. Вот эта бесстрастная, наукообразная видимость и составляет форму идеологии. Сущность же идеологии — вы-раж:ение интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы, правящей элиты или ее оппозиции и т.д. Идеология объективна по форме, но субъективна по содержанию. Она в теоретически систематизированном виде выражает точку зрения социальных фупп на потребности общественного развития и теоретически обосновывает и оправдывает их социально-политические действия. Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное, религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды или формы общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие своеобразно представленные обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию. Состояния Целостная характеристика общественного общественного сознания выражается в понятиях состояния ние, общественное мнение и др. Серьезное значение в характеристике состояний общественного сознания принадлежит определению соотношения научных и вненаучных представлений. Например, в периоды общественных потрясений и кризисов возрождаются самые дикие предрассудки и суеверия, нарастают апокалиптические настроения, фетишизация общественного сознания. Общественное сознание получает свою реализацию в культуре. 49. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. Истоки интереса В истории философии практически невоз- софскую школу или направление, которые не обращались бы к человеку, к прямому или косвенному анализу различных сторон его материального и духовного бытия. Многие философские и религиозные системы видели ключ к пониманию всего мироздания именно в человеке, рассматривая его как микрокосм, или малую Вселенную, в противоположность большой Вселенной, или макрокосму. «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке — значит разгадать тайну бытия, — говорил Н.Бердяев (1874—1948). — Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без по-фужения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке». {Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. С. 293). Отсюда такую широкую известность получило изречение, приписываемое «семи мудрецам» и высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя», которое и теперь служит призывом к самопознанию для каждого, стремящегося понять мир. История знает и множество других изречений, которые свидетельствуют, что независимо от времени, культуры, ве роисповедания человек неизменно был и остается в центре внимания, служит точкой опоры и даже критерием познания. Так, по мнению древнекитайского философа Лао Цзы, «знающий других— умен, знающий себя — мудр». Широко известно изречение Протагора, который говорил, что «человек есть мера всех вещей». «Царство Божие внутри нас», — учил Христос. С этим же перекликается буддийский призыв: «Посмотри в себя, ты есть Будда». «Тот, кто знает себя, знает своего Бога», — говорится в исламе. Попытку объяснить такой предельно высокий интерес к человеку, мы находим у Н.Бердяева. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, — говорил он, — и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека — лишь относительное». (Бердяев Н.А. Смысл творчества. С. 296). Что есть человек? Следует заметить, что интерес к человеку со времен античности то возрастал, то на некоторое время ослабевал, но никогда при этом не иссякал, не сводился к нулю. И теперь, как и прежде, вопрос: «Что есть человек?» остается одним из наиболее важных во всей мировой философии, продолжая занимать лучшие умы человечества и все еще не имея однозначного ответа и законченных решений, тем более таких, которые получили бы общее признание. Примечательно, что каждый раз, когда человек оказывался в центре внимания, его снова и снова как бы открывали заново, пытаясь по-новому, в новом ракурсе и в новых исторических условиях переосмыслить его сущность. В итоге без преувеличения можно сказать, что в философии нет предмета более сложного и противоречивого, чем человек, в оценке которого обнаруживаются всевозможные позиции — от радужных и оптимистических до наивных и преисполненных пессимизма. Человека трактуют и как безграничный микрокосм — уникальное и вполне совершенное существо, наделенное всеми добродетелями, и как ошибку природы, обреченную на гибель по причине несовершенства и порочности человеческой натуры, и как творение Бога, и как продукт деятельности других людей. Так, по определению К. Маркса (1818-1883), «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265). С этим не соглашался Ж.П. Сартр (1905-1980), полагая, что человек устремлен в будущее и таким образом сам творит самого себя. «Человек— это будущее человека», — утверждал он. Совсем иной подход у другого знаменитого философа — Р. Декарта (1596-1650), который считал, что «человек есть мыслящая вещь». «Человек— не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее», — говорил французский философ и теолог П.Т. де Шарден (1881 -1955). (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 40). Человек есть существо ущербное, это «халтура природы», противоречил ему А. Шопенгауэр (1788-1860). Таким образом, за две с половиной тысячи лет истории философии человека наделили таким количеством эпитетов, дали ему столько синонимов, сколько не имеет ни один другой объект философского анализа: «разумное существо», «политическое животное», «венец природы», «тупик жизни», «ложный шаг жизни», «животное, создающее орудия труда», «существо, обладающее самосознанием», «существо моральное и свободное» и т.д. и т.п. Причину такого разброса мнений следует искать прежде всего в природе самого человека, тайна которого принадлежит, несомненно, к разряду «вечных проблем», к которым философия возвращалась и будет возвращаться снова и снова в силу характера и специфики своего предмета. Важнейшим здесь является вопрос о происхождении человека, задающий определенную направленность всем дальнейшим рассуждениям в этой области. И если отвлечься от многочисленных вариаций на тему о том, как и откуда появился человек, и выделить наиболее существенные из них, то с определенной долей условности их можно свести к двум основным концепциям. Одна из них характеризуется тем, что исхо- века, рассматривая его как продукт естественной эволюции неживого, а затем и живого вещества. Эта концепция опирается на эволюционную теорию Ч.Дарвина (1809-1882), опубликовавшего в 1859 г. свою знаменитую работу «О происхождении видов», ставшую основой естественнонаучного истолкования происхождения человека, и в настоящее время, значительно видоизменившись под влиянием новейших достижений в области молекулярной биологии и генной инженерии, разделяется большинством ученых. Весьма примечательно, что у человека поразительно большое генетическое сходство не только с высокоразвитыми живыми существами, но и с простейшими. В частности, с шимпанзе — на 98%, с крысой — на 80% и даже с бананом — на 50%. Следует отметить, однако, что сторонники «естественного» подхода могут придерживаться как земного (например, в случае с дарвинистами), так и космического происхождения человека. Другая концепция выводит человека из сверхприродного начала, рассматривая его, например, как результат творения Бога или Космического Разума. Мы еще вернемся к собственно философскому взгляду на человека и покажем, что сколько бы философия ни занималась им, она не может знать о нем все и считать это знание истиной в последней инстанции. Теперь же заметим, что размышлять о себе, как и об окружающем мире, человек начал задолго до возникновения философии. Но и затем, с появлением «любомудрия», тема человека далеко не сразу оказалась в центре философского внимания. По мере накопления и развития знаний о природе, окружающей человека, возрастал и его интерес к самому себе, обнаруживались все новые и новые особенности человеческого бытия, открывавшие еще более широкие просторы для исследований в этой области. Причем наибольший философский интерес к человеку обычно возникал тогда, когда за исторически короткое время происходили серьезные глубокие перемены в общественной жизни, когда под напором революционных преобразований рушились прежние представления и устои, составлявшие основу сложившихся человеческих отношений. В такие периоды философия снова проявляла повышенный интерес к извечным вопросам о сущности человека, его предназначении, роли и ответственности за происходящие события. Таким образом, наряду с онтологией, гносеологией, этикой, эстетикой и другими разделами философии постепенно формировалась область знаний о человеке, где он не только анализировался с различных сторон, но и рассматривался в его взаимосвязях с общественными, природными и космическими процессами. Что можно Так что же положительного накоплено за утверждать многие столетия в этой области знаний? достоверно? Есть ли прогресс в понимании человека? И можно ли назвать хоть какие-то бесспорные достижения в области философии и науки, касающиеся определения человека, раскрывающие его сущностные характеристики? Если суммировать многовековые усилия в познании человека и выделить то, что может считаться окончательно решенным, наберется не так уж и много бесспорного. В ряду того, что не вызывает сомнения, следует назвать прежде всего тот факт, что появление человека неразрывно связано с развитием жизни на Земле, имеющей и свое начало, и определенную историю. Так, известные всему миру антропологи, биохимики и генетики — участники конгресса, организованного в 1982 г. Папской академией наук в Ватикане, пришли к общему мнению, опираясь на современное естествознание, что между человеком и животным миром существуют родственные связи. Можно считать доказанным, что человек и окружающий его мир эволюционируют. Это не только подтверждается археологией и геологической историей Земли, но и вытекает из современных представлений о жизни на Земле и эволюционных мировых процессах, объяснение которым дает общепризнанная теория «расширяющейся Вселенной» (см. гл. 2 Но наука, в особенности генетика, продолжает делать все новые открытия, подчас в корне меняющие наши прежние представления. Так, вслед за клонированием, позволяющим производить биологические копии живых существ, генетики, если верить последним сенсационным публикациям, подошли к тому, чтобы серьезно поколебать опиравшееся прежде только на обыденный опыт вероятностное (индуктивное) умозаключение древних философов, что все люди смертны. В частности, итальянские ученые установили, что процесс старения млекопитающих управляется особым геном, известным как P66SHC. Им удалось взять этот ген «под контроль» и тем самым увеличить жизнь подопытных животных на 35% по сравнению со средней продолжительностью жизни по популяции. И тем не менее, сегодня, с научной точки зрения, физическое бессмертие противоречит фундаментальным законам биологии. В соответствии с этими законами, жизнь человека ограничена понижающейся способностью клеток размножаться путем деления. В частности, установлено, что зрелый организм человека состоит примерно из 50 000 млрд. клеток. «Число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110 лет». {Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 2. М., 1996. СЮ). Однако теперь сообщается, что генетики нашли вещество, останавливающее старение клетки, а также установлен ген, который управляет выделением этого вещества в организме. Несомненным результатом научных исследований следует признать и формулировку ряда принципиальных проблем, без решения которых не может быть понимания того, что есть человек, какова его сущность. Важнейшая среди них — происхождение человека, а также установление природы сознания, языка, творчества, морали, духовности и т.п. Любой, кто берется за осмысление указанных проблем, не может оставить без внимания следующие вопросы: что есть жизнь? Где и когда появился первый человек? Каков природа его духовности? Что обусловило его появление на Земле? Есть ли в этом определенная логика, закономерность, фатальная неизбежность или причиной тому стала какая-то случайность, аномалия, чей-то произвол, прихоть? Наконец, является ли жизнь космическим явлением или протекает только на нашей планете? А человек — единственное ли это разумное существо во Вселенной? Специфика Над решением этих и подобных им воп- философского росов неизменно бьется и философская и человека ния многие из них являются не только трудными, но подчас и неразрешимыми, а то и вовсе открытыми вопросами, так как имеющиеся по отношению к ним знания зачастую столь ничтожны и проблематичны, что суждения, основанные на таких знаниях (а других попросту нет), по своей достоверности могут быть гипотетическими или в лучшем случае вероятностными. Но там, где теряет силу наука, а точнее там, где она еще не обрела свою силу, свободно чувствует себя философия, не обремененная точными формулировками, унифицированным языком, единой методологией и строгими доказательствами, хотя они ей и не противоречат. Об этом в общем плане уже говорилось в первой главе, теперь же посмотрим, как это «работает» в конкретной сфере — антропологии. Исследуя «вечные» вопросы и стремясь к установлению
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.012 с.) |