Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественный прогресс и его критерии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе. В своих взглядах на историю философы разделились на две основные группы: 1) те, кто рассматривают историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный закономерности и какой-либо направленности; 2) те, кто видит в истории определенную логику, считая ее направленным, закономерным движением по пути прогресса. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить, прежде всего, само понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие». Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические. Развитие же понимается как процесс необратимых изменений, имеющий определенную направленность. Направлением таких изменений в разных философских концепциях могут выступать восходящая или нисходящая линия, движение «по кругу» или же «по спирали». Прогресс в диалектической концепции развития – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Противоположным по содержанию и форме является понятие «регресс», означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, т.е. упадок, деградацию. Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были французские мыслители Тюрго и Кондорсэ. Впоследствии свою, более глубокую трактовку понятия прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю общества как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс прежде всего в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой. К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для все более успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа. Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, обеспечивающий производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности. Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых, уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва-едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства может быть скудным и даже нищенским даже при самой высокой материально-технической базе. Во-вторых, избыток может быть и достаточно большим, но из него нужно еще уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его без всякой общественной пользы и тем более не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения. Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Истинный критерий достижений, успеха любого общества - не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Необходимо также отметить, что, признавая исторический прогресс в общественном развитии, нельзя его абсолютизировать, поскольку он всегда включает в себя элементы старения и разрушения отживших свое общественных систем. Кроме того, прогресс в одной сфере жизни общества может сопровождаться определенным регрессом в другой. Так, к примеру, прогресс в области информатизации и компьютеризации при определенных условиях ведет к снижению личных контактов между людьми, их, если можно так выразиться, «сердечного» общения и взаимопонимания. Не менее вредны оказываются порой его последствия для психического и физического здоровья, особенно подрастающего поколения. Достаточно бурное развитие общественного и особенно личного транспорта приводит к гиподинамии, что также сказывается на здоровье людей, повышая количество сердечно-сосудистых заболеваний. Вот почему прогрессивное общество должно всячески минимизировать, если не удается полностью исключить такие последствия. Наряду с концепциями признания общественного прогресса есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф. Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, оно связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.
Культура и общество Термин «культура» (лат. cultura — возделывание, обработка, воспитание, развитие) возник в Древнем Риме. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, в нем отражался факт воздействия человека на природу. Вместе с тем само явление, позднее обозначенное термином «культура», было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как появился этот термин. Древнегреческое «techne» (ремесло, мастерство, искусство) также обозначало человеческую деятельность, изменяющую природный мир. Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека, рассматривая ее как средство, с помощью которого можно довести телесное состояние человека до космического совершенства. Средневековая философия утверждает, что культурное развитие возможно лишь в результате приобщения к Богу, даже само понятие культуры выводя из понятия «культ». Для философии Возрождения культура – средство формирования соответствующей гуманистическому идеалу человека универсальной личности, свободной, критичной, образованной, активно участвующей в общественной жизни. Философия XVII-XVIII вв. понятие культуры отождествляет с понятием разумности. К разуму обращались к нему как к неподкупному «высшему судье» в познании, искусстве и всех других человеческих делах. Культура здесь неотделима от свободы человека, достоинств и величия его души. В то же время в философии Просвещения возникает и критическое отношение к культуре. Так, Ж.Ж. Руссо, например, считал, что природа человека, содержащая огромные потенциальные возможности, извращается культурой, которая включает в себя ложные социальные условности, идеалы и т.д. Классическая немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным, бездуховным. Подлинно культурное существование человека связывается со сферой или морального сознания (И. Кант), или философского сознания (Г.В. Гегель). Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая характеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. «Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» (Ф.. Энгельс). Культура включает в себя как вещественно-предметные и духовные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные возможности, являясь показателем развития творческих сил и способностей личности. Общая картина существующих в настоящее время определений культуры также довольно пестрая. Культура определяется и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как способ человеческой деятельности, и как деятельность общества, преобразующая природу, и как воплощенные ценности, и как система регулятивов человеческой деятельности и т.п. Во всех определениях культуры нередко высказывается мысль, что культура – специфический способ развития социальной жизнедеятельности человека, представленный в продуктах материальной и духовной деятельности. Однакокультура включает в свое содержание не только технологию и результаты деятельности, но и их оценку человеком, а также собственных творческих возможностей, умений, знаний, нравственности и т.п. через призму своих идеалов, целей, установок. Таким образом, ценностная ориентация является важным компонентом культуры. Культура – результат созидательной деятельности человека как общественного существа. Однако человеком создаются не только внешние предметы, идеи, социальные формы, отчужденные от него. Созидая их, он реализует свои способности, знания, умения, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Используя свой потенциал, человек создает и развивает самого себя, раскрывает свои возможности, выступая не только как творец культуры, но и как ее творение. Культура – сущностное, родовое свойство человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим базисом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой деятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни. В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальную и духовную. Первая связана с практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает общественное сознание, способы создания духовных ценностей, язык, эмоционально-психологические состояния. Духовная культура проявляет себя в науке, образовании, искусстве и других формах духовной деятельности Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, непрерывность, существующая в процессе создания материальных ценностей, влияет на непрерывность развития культуры духовной. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность системы образования, медицинского обслуживания и т.п.). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными возможностями производителей. Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями, ставят между ними знак равенства. Безусловно, духовность в ее различных проявлениях играет огромную роль в жизни человека и общества. Однако отождествление культуры в целом с исключительно духовной ее составляющей вряд ли правомерно, ибо в этом случае полностью отбрасывается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством. Итак, культура представляет собой специфическую человеческую форму бытия, включающую определенный уровень организации материальной и духовной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, используемые человеком и оцененные им через призму своих идеалов, целей, установок, знаний и умений. Человек является не только творцом культуры, но и ее творением. В культуре выражена жизнедеятельность как отдельной личности, так и групп людей, и общества в целом. Культура является важнейшим атрибутом общества, но она не тождественна ему. Между культурой и обществом существуют сложные, разнообразные, порой противоречивые отношения. Каждый исторически конкретный период общественного развития, выраженный определенными экономическими, социальными, политическими отношениями, формирует различные проявления культуры, влияет на их функционирование. В обществе могут действовать как культурно-стимулирующие, так и тормозящие культуру силы. Обществом детерминируются границы существования, специфика и возможности человеческой деятельности. Так, интеллектуальная деятельность и ее продукты появились позднее материальных, их возникновение явилось результатом кардинальных изменений в экономической жизни общества. Характер организации различных видов деятельности, их эффективность, выраженная в культуре труда и управления, культура научных исследований, образования, воспитания и общения, правовая, нравственная, эстетическая культура, культура быта также зависят от определенного состояния общества. Философский анализ культуры ставит проблему единства и множественности культур. Заключает ли культура в самой себе некую универсальность или она предстает как дискретное явление? Что является причиной разделения культуры на различные феномены? Эти и другие вопросы задавали и задают себе до настоящего времени многие философы, социологи, культурологи. Сторонники эгалитаристского подхода полагают, что все культуры по своему содержанию равноценны. Многие последователи антропологических концепций отрицают возможность существования множественности культурных миров на том основании, что культурный плюрализм нсвыводим из человеческой природы. Если в антропологическом начале человека заложен импульс к культуре, то она должна быть единой. Подобные теории, наиболее популярные в XIX в., сохраняют свою актуальность до наших дней. Противоположную позицию занимают приверженцы культурного плюрализма, утверждающие существование отдельных локальных культур и предполагающие не только наличие различных культурных организмов, но и их принципиальную несовместимость. Следует, одноко, отметить что вышеназванные теории односторонне подходят к решению проблемы. На глобальном уровне действительно существует общечеловеческая, мировая культура, которая не знает расовых, национальных, социальных и иных границ. В ее содержание включены некоторые «вечные» истины и ценности, фиксирующие отношение людей к различным сторонам их бытия. Это и моральные принципы, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения, и представления о красоте, получившие выражение в произведениях литературы и искусства, ставших классическими, и научные достижения, «ухватившие» абсолютный момент в бесконечном приближении к истине, и стандарты техники и технологических решений. Вместе с тем по мере развития мировой культуры становится возможным выделение различных исторических этапов, с целым рядом характерных только для каждого из них своеобразных идеалов, эталонов, оценок. Каждый исторический период предстает не как «культура вообще», а как дифференцированное явление, выражающее эталоны, цели, стремления, идеалы, принципы, навыки, уклады жизни как этого периода в целом, так и отдельных социальных групп, различной степени общности – социально-экономических, этнических, профессиональных, религиозных и др. Это и позволяет говорить о национальной и конфессиональной культуре, а также выделять в культуре и другие ее виды. |
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.141.81 (0.009 с.)