Мировоззрение, его сущность, истоки, исторические типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его сущность, истоки, исторические типы.



План-конспект и логические схемы по философии

 

Мировоззрение, его сущность, истоки, исторические типы.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность.

 

Структура мировоззрения:

 

Факторы формирования мировоззрения:

внешние эпоха, культура, общественный строй, социальная макро- и микросреда;

внутренние самообразование, самовоспитание.

Исторические типы мировоззрения:

Мифологический тип характерен для древнего (доклассового) общества; основан на традиционном укладе жизни и направлен на его поддержание. Основные (типические) черты: очеловечивание природы; направленность на решение конкретных жизненных задач; художественная образность и отсутствие рефлексии (абстрактных размышлений и мысленного самоанализа); синкретизм (слитность, неразрывность) верований и знаний, эмоциональных переживаний и размышлений.

Религиозный тип формируется при разложении древнего общества и мифологического мировоззрения. Характерен, прежде всего, для классовых обществ и государств. Главная функция в обществе – компенсаторская. Основные его черты: вера в сверхъестественные силы, определяющие жизнь природы, общества, человека и их судьбы; раздвоенность мира на посюсторонний («земной») и потусторонний; образно-эмоциональная форма восприятия действительности.

Философский тип также возникает на основе разложения мифологического мировоззрения. Это высший тип и уровень мировоззрения, отличающийся рациональностью и системностью. Главная его функция – логико-теоретическое объяснение окружающей человека природной и социальной действительности. Основные черты: основанность на научные знания и строгие логические рассуждения; рефлексивность; опора на четкий категориально-понятийный аппарат.

Предмет, особенности и место философии в структуре теоретического

Основной вопрос философии. Материализм и идеализм,

Их исторические формы.

«Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе» (Ф.Энгельс).

Вопрос этот имеет две стороны(аспекта) своей постановки и решения: онтологическую, в которой указанное отношение определяется в плане уяснения сущности мира (его духовности или материальности) и гносеологическую, в которой это отношение рассматривается в плане установления принципиальной возможности соответствия между содержанием сознания человека и окружающей его действительностью, т.е. достижения объективности знания.

       
   
 
 

 


Античная философия, этапы развития, школы, мыслители.

 

Исторические предпосылки:

  1. Общественное разделение труда и классовое расслоение общества (рабовладение);
  2. Особенности уклада жизни в греческих полисах и широкое распространение в них политических режимов с выборной властью (рабовладельческая демократия, аристократия и др.)
  3. Географическое положение, предопределившее посредническую роль греков между Азией, южной Европой и северной Африкой (торговля, путешествие, обмен знаниями и культурой);
  4. Уменьшение роли традиций в укладе общественной жизни.

Характерные черты:

  1. Появление философских традиций (школ);
  2. Космоцентризм;
  3. Еще остающееся, хотя и снижающееся влияние мифологии;
  4. Основные средства философского познания – острая наблюдательность, обобщение и строгие логические размышления;
  5. Выработка основных философских понятий (категорий):
  6. Зарождение традиций материализма («линия Демокрита») и идеализма («линия Платона»)

 

Этапы развития:

Зарождение основных философских направлений:

       
   

 


Марксистская философия

Исторические предпосылки:

1. В социально-экономической сфере – кризис классического капитализма, вылившийся в ряд крупных выступлений рабочего класса против буржуазии в 40-х гг. XIX в. (восстания ткачей в Лионе и Силезии).

2. В научной сфере – ряд великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Ч.Дарвина).

3. В области философии – достижения немецкой классической философии (прежде всего идеалистическая диалектика Гегеля и метафизический материализм Фейербаха).

Основные принципы:

1. Материальное единство мира 2. Всеобщая взаимосвязь и саморазвитие. 3. Конкретность, объективность и всесторонность рассмотрения. 4. Историзм.

Характерные черты:

1. Органический синтез диалектики и материализма.

2. Распространение материализма на понимание общества и его истории.

3. Открытая и последовательная идеологичность (цель - разработка пролетарской идеологии).

Главные проблемы:

1. Развитие диалектики (ее принципов и законов) на новой (материалистической) основе.

2. Распространение материализма и диалектики на понимание общественного развития.

3. Революционное преобразование общества и преодоление отчуждения человека.

4. Диалектика процесса познания и уяснение роли практики в нем.

Основные этапы и представители:

1-й этап (марксистский) – критическое переосмысление К.Марксом и Ф.Энгельсом достижений своих предшественников, создание и развитие новой философской доктрины, основное содержание которой состоит в следующем: а) обоснование неразрывности диалектики и материализма; б) осознание роли общественно-исторической практики как способа бытия человека и общества; в) определение в связи с этим направленности философии не только на теоретическое объяснение, но и на практическое преобразование действительности; г) уяснение роли практики как основы, движущей силы и цели познания, а также критерия его истинности; д) раскрытие основополагающей роли материального производства в жизни и развитии общества; е) открытие на этой основе материалистического понимания истории; ж) разработка и решение с этих позиций проблемы развития общества как естественно-исторического процесса; з) раскрытие истоков и сущности отчуждения человека в антагонистическом обществе и путей его преодоления; и) обоснование творческого характера новой философии.

2-й этап (ленинский) – развитие В.И.Лениным основных положений марксистской философии в новых исторических условиях (обострение социальных коллизий на новом – империалистическом – этапе развития капитализма, революция в физике, вызвавшая в естествознании мировоззренческий и методологический кризис, и т. д.): а) диалектико-материалистический анализ революционных открытий в физике; б) защита и дальнейшее развитие на этой основе диалектико-материалистических мировоззренческих и методологических принципов – неисчерпаемости материи, диалектического характера познания, в частности, взаимосвязи чувственного и рационального познания, и т. д.; в) выработка нового философского определения материи; г) разработка теории отражения; д) углубленная проработка категориального аппарата диалектики.

 

Материя и ее атрибуты

Материальное бытие является наиболее распространенным из всех форм бытия, поэтому понятие материи издавна привлекало внимание философов, став одной из центральных философских категорий. Существует несколько подходов к пониманию материи и ее роли в существовании и развитии мироздания: 1) Объективно-идеалистический, не отвергающий существование материи, но рассматривающий ее как порождение и воплощение некоего объективного идеального начала – Бога, «мира идей», абсолютной Идеи и т.п.; 2) Субъективно-идеалистический, отвергающий само существование материи, рассматривающий вещи и процессы действительности лишь как порождение сознания и опыта людей (индивидуального либо коллективного); 3) Материалистический, согласно которому материя есть субстанция бытия, а все другие его формы и виды порождены ею, или являются ее проявлениями.

В материалистической традиции понятие материи прошло ряд этапов: 1) Наглядно-чувственный, когда материю сводили к реальным или воображаемым (апейрон) природным «первостихиям»; 2) Вещественно-субстратный, когда материя отождествлялась с веществом как таковым, мельчайшей частицей которого считался атом, обладающий всеми основными свойствами вещественности; 3) Философско-гносеологический, в котором категория материи рассматривается как соотнесенное с понятием сознания (в частности его элементарной формы – ощущения), посредством которого и возможно ее познание.

Последний из перечисленных подходов сложился в условиях кризиса атомистическо-механисти-ческой картины мира, вызванного революционными открытиями в физике на рубеже XIX–XX веков. Эти открытия показали, что вещество не является единственным физическим видом материи, другим ее видом является поле. В связи с кардинальными изменениями в естественнонаучной картине мира стала актуальной задача провести различие между философским понятием материи и естественнонаучными представлениями о структуре и свойствах материального мира. Решение этой задачи привело к выработке диалектико-материалистического определения материи как философской категории для обозначения объективной реальности, данной нам в наших ощущениях, копируемой, фотографируемой ими, но при этом существующей независимо от них (Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм»).

В приведенном определении выделены следующие основные признаки материи: объективность, т.е. независимость от сознания (ощущений); принципиальная познаваемость, вытекающая из определенного соответствия наших ощущений самой объективной реальности, отражаемой ими; несводимость к одному или ряду известных науке видов материи.

Будучи несотворимой и неуничтожимой основой бытия, материя неисчерпаема вширь и вглубь и имеет бесконечно сложную внутреннюю структуру. Современная наука выделяет в ней следующие уровни: 1) Неорганическая материя, имеющая ряд структурных подуровней – субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический, планетарный, звездно-планетарный, галактический, метагалактический, мировой (мир в целом); 2) Органическая материя, структурными подуровнями которой выступают – доклеточный, клеточный, микроорганизменный, уровень органов и тканей, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный; 3) Социальная материя, представленная такими подуровнями, как индивидный, микросоциальный (семья, коллективы), макросоциальный (социальные общности, классы и т.п.), государственный, межгосударственный (союзы государств), общечеловеческий (общество как целостность).

Наряду с указанными выше основными признаками материи, вытекающими из ее философского определения, материя обладает еще рядом атрибутов (неотъемлемых характеристик). Таковыми считаются движение, пространство и время. В истории философии их атрибутивность по отношению к материи признавалась не всегда. Так, в идеалистических концепциях бытия они рассматриваются как порождение духовной субстанции, а в метафизическом материализме как особые и независимые друг от друга субстанции, являющиеся внешними условиями бытия вещей и процессов (субстанциональная концепция). Диалектический материализм отстаивает реляционную концепцию. Суть ее в том, что движение, пространство и время рассматриваются как формы бытия материи, ее атрибуты, находящиеся в определенных отношениях как друг с другом, так и с другими фундаментальными ее свойствами. Ее основные положения высказаны еще Аристотелем, а затем развиты Лейбницем и Гегелем. В ХХ веке такой подход получил естественнонаучное подтверждение в теории относительности и других современных физических теориях.

Движение в диалектическом материализме понимается как универсальный способ бытия материальных систем, выражающийся в их способности изменяться, т.е. переходить из одного состояния в другое или менять свое положение относительно друг друга. В середине XIX в. Ф.Энгельс предложил свою классификацию форм движения, выделив по мере возрастания их сложности механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Иерархическая связь между ними выражается следующими принципами: 1) каждая более высокая форма возникает на базе низших, «снимая» их в себе; 2) в то же время она не сводится к сумме последних, представляя новое качество движения, имея собственных носителей и подчиняясь особым законам.

Гносеологические корни

       
   
 
 


Формы чувственного познания

ВОСПРИЯТИЯ Целостный чувственный образ предмета, складывающийся на основе синтеза ощущений
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Чувственный образ, возника-ющий в памяти на основе ранее имевшихся восприятий
ОЩУЩЕНИЯ Чувственное воспроизведение отдельных сторон и признаков предметов

ООоооооооо

       
   


1 2 3

 

Спецификой форм человеческой чувственности обусловлена общественно-исторической практикой.

Каждая из указанных форм чувственного познания формируется на основе предшествующих и в то же время все они взаимообогащают друг друга.

Проблема истины

Истина знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию.

Важнейшими характеристиками И. в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективность и конкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы, так называемых, абсолютной и относительной истин.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ

       
   
КОНКРЕТНОСТЬ характеристика истины, выражающая зависимость ее от условий, в которых существует и познается исследуемый объект.
 
ОБЪЕКТИВНОСТЬ характеристика истины, выражающая независимость ее содержания от субъекта познания – человека и человечества.


 

 

       
   
 
 

 


Взаимосвязь и взаимопереходы абсолютного и относительного в истине позволяют рассматривать ее не как окончательный результат познания, его полное завершение, а как внутренне противоречивый процесс постоянного увеличения совпадения содержания наших знаний о действительности с нею самой.

Критерии истины

ПРАКТИКА Практическая проверка на соответствие знания действительности
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ Полезность полученного знания для человека (человечества)
ВЕРИФИКАЦИОННЫЙ Принципиальная возможность проверки чувственным опытом
ЛОГИЧЕСКИЙ Логическая строгость выводов, сведение их к простому и ясному знанию.  

 

С у б ъ е к т и в н ы е к р и т е р и и Объективный критерий

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Развитие – понятие, выражающее важнейшее свойство всей действительности. Проясняется оно в соотнесении с более широким понятием – движение, которое выражает всеобщую изменчивость в мире. Развитие представляет собой особый вид движения, характеризующийся последовательностью и необратимостью изменений. В понимании развития в истории философии сложились две противоположные концепции:

Схема действия закона

 
 

 


Количественные изменения ПРЕДМЕТ (единство качества и количества) Количественные изменения  

Другой

предмет

 

 

Г р а н и ц ы м е р ы

Научное познание

Наука – сложное общественное явление, основными составляющими которого являются: 1) исторически определенная система форм объективно-достоверного знания о закономерных связях бытия; 2) особым образом организованная деятельность по производству таких знаний 3) соответствующие методы и другие средства этой деятельности; 4) ученое сообщество, имеющее соответствующую организацию, регулирующую научную деятельность.

Основными функциями науки в обществе являются: – объяснительная;

прогностическая;

мировоззренческая;

практическая.

Формы научного знания

 


Уровни научного познания

Традиционно принято выделять два основных таких уровня: 1) эмпирический; 2) теоретический.

Эмпирический уровень исследований вырастает непосредственно из практики. Он базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и опирается, прежде всего, на чувственное познание (хотя элементы рационального познания здесь, несомненно, присутствуют), отражающее действительность преимущественно со стороны внешних проявлений изучаемых объектов. Его основная задача – сбор и первичный отбор и систематизация научных фактов.

Теоретический уровень исследований связан с практикой опосредованно. Он характеризуется преобладанием рационального (логического) познания, способного отражать изучаемый объект со стороны его внутренних связей и закономерностей, недоступных непосредственному наблюдению. В теоретическом исследовании почти отсутствует непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом. В качестве основного средства познания здесь выступают так называемые теоретические объекты (абстрактные схемы, мысленные модели и др.), которые наделены не только признаками, обнаруживаемыми у реальных объектов, но и такими, которыми последние не обладают (примерами могут служить идеальный газ, абсолютно твердое тело и т. д.).

Методы научного познания.

Метод – исторически определенный и обусловленный объектом способ деятельности субъекта (система принципов, приемов и операций) какой-либо деятельности, позволяющих получить искомый результат. В научно-познавательной деятельности таким результатом является объективно-истинное знание.

Методы, применяемые в науке, могут быть классифицированы по разным основаниям (показателям):

по широте применения они делятся на 1) дисциплинарные, применяемые в той или иной дисциплине, входящей в определенную отрасль науки или на стыке наук; 2) частнонаучные, применяемые в разных разделах той или иной науки; 3) общенаучные, применяемые в большинстве или даже во всех науках; философские, представляющие собой исходные принципы всякого научного познания, среди которых особое место занимают принципы и законы диалектики.

по уровням применения они делятся на 1) методы эмпирического исследования, используемые для получения исходных опытных данных или для опытной проверки полученных в теоретическом исследовании результатов – наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент; 2) методы теоретического исследования, используемые с целью рациональной обработки опытных данных и получения логически обоснованных выводов из них – формализация, идеализация, обобщение,моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы в их взаимообуслволивании и др.

Анализ и синтез

Анализ мысленное разложение сложного целостного объекта на составляющие его стороны или части с целью их более глубокого изучения. Анализ фиксирует и изучает то специфическое, чем отличаются элементы объекта друг от друга.

Синтез мысленное объединение в единое целое расчлененных и рассмотренных в процессе анализа сторон и частей объекта. Синтез вскрывает в объекте то общее и существенное, что связывает его в единое целое (систему).

Как видно из приведенных определений, ни анализ, ни синтез не могут в научном исследовании применяться независимо друг от друга, поскольку невозможно познать глубокую суть изучаемого объекта, только разлагая его на составные элементы, и, напротив, целостный объект не может быть познан без углубленного изучения его составляющих и взаимосвязей между ними.

Неверно также полагать, что сначала должен проводиться анализ, а потом синтез, поскольку анализ не может быть проведен достаточно глубоко без понимания того, что выделяемые и изучаемые в нем стороны и части есть элементы целого, а синтез, проведенный без анализа элементов системы также не способен дать глубокого постижения ее сущности.

Индукция и дедукция

Индукция (лат. «индуктио» - наведение) – метод познания, построенный на строгом учете, анализе и систематизации фактов с дальнейшим движением мысли от частного (опытного) знания ко все более общим выводам. Результат индуктивного умозаключения, как правило, носит вероятностный характер, кроме, пожалуй, редких случаев полной индукции, когда общее положение строится на основе знания обо всех случаях данного класса явлений, но в этом случае результат индукции тривиален С целью сделать индукцию более достоверной, т.е научной, логики и методологи науки, начиная еще с Нового времени, стремились найти соответствующие способы, в основе которых лежал бы отбор фактов на основе определения причинной связи между ними.

Дедукция (лат. «дедуктио» – выведение) – научный метод, представляющий собой движения мысли от принятых за истинные общих, т.е. относящихся ко всему классу изучаемых предметов, положений, к выводам о части предметов или даже об единичных предметах данного класса. Дедуктивный вывод при выполнении ряда условий (правил) дает достоверное знание, однако результаты такого выводы зачастую не дает значительного прироста знания.

Преодолеть указанные недостатки можно, только отказавшись от применения указанных методов в качестве самостоятельных, независимых друг от друга.

Общество и природа

Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле – это весь материальный мир в мно­гообразии его форм, включая и общество. В узком смысле – это совокупность материальных систем, которая противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять.

Общество – это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является. Во-первых, человек и общество связаны с природой своим про­исхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длитель­ной эволюции. Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой. В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы. В -четвертых, как среда обитания и материаль­ная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производи­тельных сил общества, а в отдельных случаях и на на­правление этого развития. В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком. Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда». При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь.

Географическая среда влияет на общество не только пря­мо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и об­щество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Мон­тескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом». Согласно им именно географические условия − климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов − оказывают определяющее влияние на психичес­кие особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни.

Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых, не является определяющей и, во-вторых, исторически меняется. Анализируя эту роль, К. Маркс выделял в естественной среде обитания челове­ка две группы явлений: 1) естественные источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т. д.); 2) естест­венные богатства средств труда (водные пути, энергетические ресурсы, природные ископаемые и т.п.). На ранних этапах развития человечества, ког­да производительные силы находились на низком уровне развития, люди в большей степени зависели от естествен­ных источников средств существования. По мере же развития и совер­шенствования орудий труда, знаний и навыков зависимость людей от этих естествен­ных источников жизни ослабевает (хотя никогда не прекращается), одновременно возрастает роль естественных богатств средств труда.

Взаимодействуя с географической средой, обществов большей или меньшей степени изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую, «очеловеченную» природу, охватывающую не только неодушевлен­ные предметы, созданные человеком, но также растения и животные, вы­веденные человеком благодаря искусственно­му отбору или созданные им путем генной инженерии. В связи с этим вместо понятия географической среды все чаще употребляется теперь более широкое понятие «окру­жающая среда», в содержание которого входит не только естественная, но и искусственно созданная людьми среда их обитания.

Вся жизнь и развитие человека протекают в опре­деленной среде обитания, то есть во взаимодействующей с ним части природы. Характер и темпы воздействия человека на природу обуслов­ливаются уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. На современном этапе развития науки и техники деятельность человека приобретает характер геологи­ческой и даже космической силы. При этом крайне важными становятся не только ближайшие последствия, но и дальние, трудно предвидимые, а зачастую и вообще непредвидимые результаты воздействия на окружающую среду.

В настоящее время можно констатировать, что вмешатель­ство человека в природу зачастую приводит к нарушению есте­ственного равновесия и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются и на обществе, и на каждом человеке. Перед человечеством во весь рост встала и стала глобальной экологическая проблема. Суть ее в том, что нарушение естественного равновесия, отравление вод­ных и воздушных ресурсов отходами производства и т. д. приняло угрожающие масштабы и становится опасным для здоровья и жизни человека.

Помимо постоянного взаимодействия с природной средой, необходимейшим условием нормального функционирования и развития общества является народонаселение, т.к.плотность населения, его структура, в том числе возрастная, темпы его роста и др. факторы, которые несомненно оказывают большое влияние на на разви­тие производительных сил и ход исторического процесса в целом. Некоторые ученые даже считали эти факторы определяющими общественную жизнь, отводя им прогрессивную или регрессивную роли развитии общества. Так, например, английский священник и экономист Мальтус открывший закон опережающего роста численности и плотности населения по отношению к росту необходимых для жизни людей материальных благ, полагал, что постоянно растущее перенаселение Земли грозит человечеству нищетой и бедностью. Выход он и его последователи видят в оправдании различных способов сокращения населения, особенно в особо густонаселенных регионах, в том числе таких, как эпидемии, природные катастрофы (наводнения, землетрясения) и даже локальные войны.

Культура и общество

Термин «культура» (лат. cultura — возделывание, обработ­ка, воспитание, развитие) возник в Древнем Риме. Перво­начально он означал возделывание почвы, ее культивиро­вание, в нем отражался факт воздействия человека на природу. Вместе с тем само явление, позднее обозначенное термином «культура», было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как появился этот термин. Древнегреческое «techne» (ремесло, мастерство, искусство) также обозначало че­ловеческую деятельность, изменяющую природный мир.

Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека, рассматривая ее как средство, с помощью которого можно довести телесное состояние человека до космического совершенства.

Средневековая философия утверждает, что культурное развитие возможно лишь в результате приобщения к Богу, даже само понятие культуры выводя из понятия «культ». Для философии Возрождения культура – средство формиро­вания соответствующей гуманистическому идеалу человека уни­версальной личности, свободной, критичной, образованной, активно участвующей в общественной жизни. Философия XVII-XVIII вв. понятие культуры отождествляет с понятием разумности. К разуму обращались к нему как к неподкупному «высшему судье» в познании, искусстве и всех других человеческих делах. Культура здесь не­отделима от свободы чело­века, достоинств и величия его души. В то же время в философии Просвещения возникает и крити­ческое отношение к культуре. Так, Ж.Ж. Руссо, например, считал, что природа человека, содержащая огромные потенциальные возмож­ности, извращается культурой, которая включает в себя ложные со­циальные условности, идеалы и т.д. Классическая немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным, бездуховным. Подлинно культурное существование че­ловека связывается со сферой или морального сознания (И. Кант), или философского сознания (Г.В. Ге­гель).

Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая ха­рактеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. «Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» (Ф.. Энгельс). Культура включает в себя как вещественно-предметные и духов­ные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные возможности, являясь показателем раз­вития творческих сил и способностей личности.

Общая картина существующих в настоящее время определений культуры также довольно пестрая. Культура определяется и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как способ чело­веческой деятельности, и как деятельность общества, преобразующая природу, и как воплощенные ценности, и как система регулятивов человечес­кой деятельности и т.п.

Во всех определениях культуры нередко выска­зывается мысль, что культура – специфический способ разви­тия социальной жизнедеятельности человека, представлен­ный в продуктах материальной и духовной деятельности. Однакокультура включает в свое содержание не только технологию и результаты деятельности, но и их оценку человеком, а также собственных творческих возможностей, умений, знаний, нравственности и т.п. через призму своих идеалов, целей, установок. Таким образом, цен­ностная ориентация является важным компонентом культуры.

Культура – результат созидательной деятельности человека как общественного существа. Однако человеком создаются не только внешние предметы, идеи, социальные формы, отчужден­ные от него. Созидая их, он реализует свои спо­собности, знания, умения, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Ис­пользуя свой потенциал, человек создает и развивает самого себя, раскрывает свои возможности, выступая не только как творец культуры, но и как ее творение.

Культура – сущностное, родовое свойство человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим бази­сом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой деятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.79.134 (0.1 с.)