Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия о природе и сущности человека. Общество и личность. Свобода и ответственность личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема человека – традиционная и ключевая для философии, начиная еще с софистов и Сократа. Отмечая ее значимость, Протогор писал, что «человек есть мера всех вещей, существующих – что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Сократ, определяя цель философии, призывал познавать прежде всего самого себя, видя в этом корень решения всех философских проблем. В античности человек понимается как «микрокосмос», поэтому все его проблемы решаются посредством определения его места в большом разумном и гармоничном Космосе. В средневековье человек рассматривается как высшая из тварей Божьих. Цель и смысл его земного бытия определяется актом грехопадения и состоит в спасении души и новом соединении со своим творцом. Возрождение создало свой идеал человека как творческой свободной и самостоятельной личности, стремящейся к достижению собственного счастья. В новоевропейской и просвещенческой философии человек предстает как субъект рационального познания и основанной на нем деятельности. При этом сам он трактуется как особо сложный, но принципиально познаваемый механизм. Новый поворот в философии человека связан с немецкой классикой, прежде всего с гегелевской «Феноменологией духа», где человек мыслится как необходимый и закономерный этап развития абсолютной Идеи, на котором она осуществляет свое самопознание в формах субъективного, объективного и абсолютного духа. Особую значимость при этом имеют категории объективного духа, включающего в себя в качестве исторических этапов развития семью, право и нравственность, и абсолютного духа, в котором такими этапами выступают искусство, религия и философия. Тем самым Гегелю принадлежит заслуга открытия, хотя и в мистифицированном виде, общественно-исторической сущности человека. Достаточно плодотворную попытку развить гегелевское учение о человеке, очистив его в то же время от мистики и идеализма, предприняли основоположники марксистской философии. Так, Маркс усматривал действительную сущность человека в совокупности (ансамбле) всех общественных отношений, формирующих то или иное его отношение к миру в разные исторические эпохи. Изучение человека в настоящее время, конечно же, не является прерогативой исключительно философии. Есть множество других наук, изучающих его с разных сторон и под разными углами зрения – анатомия и физиология человека, психология, педагогика, медицина, валеология и др. Философия в этой системе играет особую роль. Она интегрирует знание, получаемое в других науках, и дает на этой основе синтетическую картину человека, выделяя понятия природы и сущности человека. Эти два понятия, на первый взгляд, близки между собой, однако различаются в философской антропологии. Говоря о природе человека, философия прежде всего стремится выявить его место в системе окружающей действительности. При этом, прежде всего, бросается в глаза двойственность человеческой природы, выражающаяся в принадлежности человека одновременно как бы к двум мирам – миру живой природы и миру социума. В связи с этим она характеризуется в современной философии как биосоциальная. Понятие же сущности человека выражает то, что определяет его основное качественное отличие по отношению к этой действительности. В истории философии в качестве таковой рассматривались и разум, и речь, и мораль, и целый ряд других особенностей человека как рода. Однако все они не даны человеку с рождения, а являются, результатом общественной жизни человека, его «вхождения» в систему общественных отношений, появление и развитие которых связано с переходом наших животных предков от приспособительного к практической, преобразовательной деятельности и ее дальнейшим историческим развитием. Это и нашло свое отражение в приведенном выше Марксовом определении сущности человека. Преобразуя окружающую его действительность, человек создает «вторую», очеловеченную природу – мир культуры. При этом он проявляет себя как разумный и свободный, ибо способен действовать «по меркам любого вида» и творить не только по законам целесообразности, но и по законам красоты. Еще одним важнейшим понятием философской антропологии выступает понятие личности. Личность – это мера цельности человека, диалектического единства в нем общего и индивидуального, исторического и современного. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне, закрепляясь в генофонде и передаваясь потомкам. Однако подлинный смысл личностной уникальности связан с внутренним духовным миром человека, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Таким образом, уникальность личности имеет по сути своей не биологический, а социальный смысл. Человек формируется и развивается как личность под влиянием совместной деятельности с другими людьми. В этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом общественных изменений. Вот почему проблему личности невозможно решать без рассмотрения взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется? Связь личности и общества опосредствована прежде всего теми коллективами в которых живет и действует человек: семейным, учебным, трудовым и др.. Формы общения, складывающиеся в этих коллективах, образуют социальные связи, непосредственно формирующие социальный облик каждого человека. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов - личностей. На формирование личности оказывают сильнейшие воздействия и историческая эпоха и общественный строй, в которых живет человек, и его социальное положение, и принадлежность к определенным этнокультурным группам и другие социально-исторические факторы. Общество выступает для личности одновременно и как совокупность всех социальных условий ее жизни, и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является их членом. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свой вклад в жизнь общественного целого. При этом взаимоотношения личности и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом и ее социальной роли, включая соотношение свободы и ответственности в ее социальной деятельности. Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: этическом, политическом, экономическом и др. Философский аспект связан с решением вопроса о том, насколько детерминирована и самоопределяема личность в своих поступках. В ответе на данный вопрос сталкиваются две противоположные концепции – социального детерминизма и индетерминизма. Жаркие споры между представителями этих концепции не утихают еще со времен античности. Первая из указанных концепций исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь полностью определяет как мысли, так и поступки личности. Такая позиция фактически ведет к фатализму, т.е. вере в судьбу. Вторая же концепция полностью или частично отвергает такую детерминацию, считая, что действия личности зависят прежде всего от его свободной воли, что ведет фактически к волюнтаризму, т.е. к оправданию своеволия, доходящего до произвола. Пытаясь преодолеть сложившееся противоречие, Спиноза в свое время определял свободу как познание необходимости: чем полнее и глубже познает личность закономерности окружающей его действительности, тем более свободна она в выборе своих действий. Гегель с диалектических позиций преодолел метафизическое противопоставление необходимости и случайности, показав, что случайность – не продукт нашего незнания, а существует объективно и является формой выражения необходимости, ее дополнением. Используя эти положения классиков философии, диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает ее строго детерминированной системой реальных объективных возможностей. В границах этих возможностей личность свободна делать свой выбор. Иногда это ведет к диаметрально противоположным последствиям. Но это всегда выбор самой личности, которая должна нести за него ответственность (политическую, экономическую, правовую или нравственную) перед обществом и перед собой. Мера такой ответственности может оказаться чрезвычайно большой. Провозглашая высшей ценностью права и свободы человека, правовое государство обязуется их соблюдать и защищать. В свою очередь каждый гражданин имеет обязанности перед другими людьми, обществом, государством, поскольку как без прав нет и не может быть обязанностей, так и без обязанностей нет и не может быть прав в нормальном обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.221 (0.006 с.) |