Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и проблема бытия в философии: история и современностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Онтология (гр. «онтос» – сущее, «логос» – учение) ― философское учение о сущем как таковом, а не об отдельных вещах или их классах. Возникает еще в древности и вплоть до нашего времени выступает основой философских размышлений о мире. Считается, что у истоков О. стояли элейские философы (Парменид, Зенон и др.) Парменид первый ввел понятие «бытие» в философию, придав ему более глубокий, нежели в обыденном языке (бытие как существование, наличествование), смысл. Согласно ему, Бытие (подлинное) лежит за пределами чувственного опыта и может быть постигаемо лишь мыслью, а потому само тождественно некоей объективной мысли. Оно представляет собой Абсолют и обладает вечностью, бесконечностью, непротиворечивостью, неизменностью. Вещный мир, воспринимаемый в опыте, характеризуется как неподлинное, иллюзорное бытие. Понятие же «небытие» полагается за пустое, т.е. бессодержательное, поскольку его нельзя выразить логически непротиворечиво: если признать небытие существующим, то оно должно быть отнесено к бытию. Отождествление Бытия с Абсолютом (хотя и с различными вариациями) характерно для всей европейской философии, вплоть до Нового времени. Для Демокрита таким Бытием являются атомы, для Платона – «мир идей», для Аристотеля – «форма форм». При этом у Демокрита бытие вещественно (материально), а у Платона и Аристотеля – объективно-духовно. Все они в том или ином виде признают и небытие: Демокрит как необходимое условие существования и движения атомов; Платон как материю, представляя ее лишь как возможность, а не действительность вещей; Аристотель придает понятию небытия относительный смысл, соотнеся его с бытием вещи (то, что она представляла собой до ее появления и после уничтожения). Средневековые мыслители придали понятию бытия теологический смысл, отождествив его с Богом. В философии Нового времени, особенно в материализме, бытие отождествляется с природой, что означало разрыва с Абсолютом, на место которого возводится человек, обладающий безграничной способностью познания и на этой основе преобразования природы («Знание – сила»). По сути, это означало конец онтологии в ее прежнем виде и ее совпадение с гносеологией (теорией познания). Это находит свое выражение и в немецкой классике, в частности у Канта и Гегеля. Для первого – онтология, как учение о сущем, не может существовать независимо от принципов его познания, для второго – бытие абсолютной Идеи есть одновременно ее и саморазвитие, и самопознание посредством Духа, т.е. человеческого сознания. Тем самым бытие и понятие становятся синонимами, поскольку рассматриваются как формы прежде всего духовной деятельности. Формировалось рационалистическое понимание бытия. В марксистской философии, продолжавшей эту традицию на материалистической основе, «бытие вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наша точка зрения» (Энгельс). Иначе говоря, принципы бытия можно вывести лишь из положительного знания о действительном мире. В западноевропейской философии второй половины XIX-ХХ веков появляются и получают распространение иррационалистические учения, рассматривающие бытие как непосредственное и нерасчлененное единство субъекта и объекта. Так, «философия жизни» (Дильтей, Ницше и др.) провозглашает подлинным бытием жизнь и потребности ее возрастания, экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр и др.) объявляет самого человека предельным бытием, поскольку, как писал Сартр, вопрос о бытии значим лишь как вопрос о его смысле, а смыслы всегда задает сам человек. Постоянное расширение и углубление проблемы бытия с необходимостью привели к выработке важнейшей в мировоззренческом плане категории субстанции. Дело в том, что бытие представляет собой неразрывное единство двух сторон: существования и сущности. В понятии субстанции (лат. «субстанцио» – сущность, то, что лежит в основе) как раз и выражается сущностная сторона бытия. Особенно активно разработка этой категории велась в Новое время (Декарт, Спиноза, Гегель). Субстанция, по их мнению, представляет собой такое самообусловленное предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В различных онтологических учениях субстанция понимается по-разному. Так, в объективно-идеалистических концепциях в качестве субстанции выступает некое объективно-духовное начало, в субъективно-идеалистических – различные формы человеческого сознания, в материалистических – объективная реальность (материя). Различают также метафизическое понимание субстанции, как неизменного и абсолютного начала, и диалектическое – как изменчивой саморазвивающейся сущности. Количественная интерпретация субстанции выступает в трех формах – монизма, дуализма и плюрализма. Необходимо также отметить, что в современной философии выделяют ряд сфер (или видов) бытия: 1) объективно-природное бытие; 2) бытие «второй» (очеловеченной) природы: 3) бытие общества; 4) бытие человека, как единство природного и общественного бытия; 5) бытие духовного (индивидуального и надындивидуального). Материя и ее атрибуты Материальное бытие является наиболее распространенным из всех форм бытия, поэтому понятие материи издавна привлекало внимание философов, став одной из центральных философских категорий. Существует несколько подходов к пониманию материи и ее роли в существовании и развитии мироздания: 1) Объективно-идеалистический, не отвергающий существование материи, но рассматривающий ее как порождение и воплощение некоего объективного идеального начала – Бога, «мира идей», абсолютной Идеи и т.п.; 2) Субъективно-идеалистический, отвергающий само существование материи, рассматривающий вещи и процессы действительности лишь как порождение сознания и опыта людей (индивидуального либо коллективного); 3) Материалистический, согласно которому материя есть субстанция бытия, а все другие его формы и виды порождены ею, или являются ее проявлениями. В материалистической традиции понятие материи прошло ряд этапов: 1) Наглядно-чувственный, когда материю сводили к реальным или воображаемым (апейрон) природным «первостихиям»; 2) Вещественно-субстратный, когда материя отождествлялась с веществом как таковым, мельчайшей частицей которого считался атом, обладающий всеми основными свойствами вещественности; 3) Философско-гносеологический, в котором категория материи рассматривается как соотнесенное с понятием сознания (в частности его элементарной формы – ощущения), посредством которого и возможно ее познание. Последний из перечисленных подходов сложился в условиях кризиса атомистическо-механисти-ческой картины мира, вызванного революционными открытиями в физике на рубеже XIX–XX веков. Эти открытия показали, что вещество не является единственным физическим видом материи, другим ее видом является поле. В связи с кардинальными изменениями в естественнонаучной картине мира стала актуальной задача провести различие между философским понятием материи и естественнонаучными представлениями о структуре и свойствах материального мира. Решение этой задачи привело к выработке диалектико-материалистического определения материи как философской категории для обозначения объективной реальности, данной нам в наших ощущениях, копируемой, фотографируемой ими, но при этом существующей независимо от них (Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм»). В приведенном определении выделены следующие основные признаки материи: объективность, т.е. независимость от сознания (ощущений); принципиальная познаваемость, вытекающая из определенного соответствия наших ощущений самой объективной реальности, отражаемой ими; несводимость к одному или ряду известных науке видов материи. Будучи несотворимой и неуничтожимой основой бытия, материя неисчерпаема вширь и вглубь и имеет бесконечно сложную внутреннюю структуру. Современная наука выделяет в ней следующие уровни: 1) Неорганическая материя, имеющая ряд структурных подуровней – субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический, планетарный, звездно-планетарный, галактический, метагалактический, мировой (мир в целом); 2) Органическая материя, структурными подуровнями которой выступают – доклеточный, клеточный, микроорганизменный, уровень органов и тканей, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный; 3) Социальная материя, представленная такими подуровнями, как индивидный, микросоциальный (семья, коллективы), макросоциальный (социальные общности, классы и т.п.), государственный, межгосударственный (союзы государств), общечеловеческий (общество как целостность). Наряду с указанными выше основными признаками материи, вытекающими из ее философского определения, материя обладает еще рядом атрибутов (неотъемлемых характеристик). Таковыми считаются движение, пространство и время. В истории философии их атрибутивность по отношению к материи признавалась не всегда. Так, в идеалистических концепциях бытия они рассматриваются как порождение духовной субстанции, а в метафизическом материализме как особые и независимые друг от друга субстанции, являющиеся внешними условиями бытия вещей и процессов (субстанциональная концепция). Диалектический материализм отстаивает реляционную концепцию. Суть ее в том, что движение, пространство и время рассматриваются как формы бытия материи, ее атрибуты, находящиеся в определенных отношениях как друг с другом, так и с другими фундаментальными ее свойствами. Ее основные положения высказаны еще Аристотелем, а затем развиты Лейбницем и Гегелем. В ХХ веке такой подход получил естественнонаучное подтверждение в теории относительности и других современных физических теориях. Движение в диалектическом материализме понимается как универсальный способ бытия материальных систем, выражающийся в их способности изменяться, т.е. переходить из одного состояния в другое или менять свое положение относительно друг друга. В середине XIX в. Ф.Энгельс предложил свою классификацию форм движения, выделив по мере возрастания их сложности механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Иерархическая связь между ними выражается следующими принципами: 1) каждая более высокая форма возникает на базе низших, «снимая» их в себе; 2) в то же время она не сводится к сумме последних, представляя новое качество движения, имея собственных носителей и подчиняясь особым законам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.007 с.) |