Понятие и проблема бытия в философии: история и современность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и проблема бытия в философии: история и современность



Онтология (гр. «онтос» – сущее, «логос» – учение) ― философское учение о сущем как таковом, а не об отдельных вещах или их классах. Возникает еще в древности и вплоть до нашего времени выступает основой философских размышлений о мире.

Считается, что у истоков О. стояли элейские философы (Парменид, Зенон и др.) Парменид первый ввел понятие «бытие» в философию, придав ему более глубокий, нежели в обыденном языке (бытие как существование, наличествование), смысл. Согласно ему, Бытие (подлинное) лежит за пределами чувственного опыта и может быть постигаемо лишь мыслью, а потому само тождественно некоей объективной мысли. Оно представляет собой Абсолют и обладает вечностью, бесконечностью, непротиворечивостью, неизменностью. Вещный мир, воспринимаемый в опыте, характеризуется как неподлинное, иллюзорное бытие. Понятие же «небытие» полагается за пустое, т.е. бессодержательное, поскольку его нельзя выразить логически непротиворечиво: если признать небытие существующим, то оно должно быть отнесено к бытию.

Отождествление Бытия с Абсолютом (хотя и с различными вариациями) характерно для всей европейской философии, вплоть до Нового времени. Для Демокрита таким Бытием являются атомы, для Платона – «мир идей», для Аристотеля – «форма форм». При этом у Демокрита бытие вещественно (материально), а у Платона и Аристотеля – объективно-духовно. Все они в том или ином виде признают и небытие: Демокрит как необходимое условие существования и движения атомов; Платон как материю, представляя ее лишь как возможность, а не действительность вещей; Аристотель придает понятию небытия относительный смысл, соотнеся его с бытием вещи (то, что она представляла собой до ее появления и после уничтожения). Средневековые мыслители придали понятию бытия теологический смысл, отождествив его с Богом.

В философии Нового времени, особенно в материализме, бытие отождествляется с природой, что означало разрыва с Абсолютом, на место которого возводится человек, обладающий безграничной способностью познания и на этой основе преобразования природы («Знание – сила»). По сути, это означало конец онтологии в ее прежнем виде и ее совпадение с гносеологией (теорией познания). Это находит свое выражение и в немецкой классике, в частности у Канта и Гегеля. Для первого – онтология, как учение о сущем, не может существовать независимо от принципов его познания, для второго – бытие абсолютной Идеи есть одновременно ее и саморазвитие, и самопознание посредством Духа, т.е. человеческого сознания. Тем самым бытие и понятие становятся синонимами, поскольку рассматриваются как формы прежде всего духовной деятельности. Формировалось рационалистическое понимание бытия. В марксистской философии, продолжавшей эту традицию на материалистической основе, «бытие вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наша точка зрения» (Энгельс). Иначе говоря, принципы бытия можно вывести лишь из положительного знания о действительном мире.

В западноевропейской философии второй половины XIX-ХХ веков появляются и получают распространение иррационалистические учения, рассматривающие бытие как непосредственное и нерасчлененное единство субъекта и объекта. Так, «философия жизни» (Дильтей, Ницше и др.) провозглашает подлинным бытием жизнь и потребности ее возрастания, экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр и др.) объявляет самого человека предельным бытием, поскольку, как писал Сартр, вопрос о бытии значим лишь как вопрос о его смысле, а смыслы всегда задает сам человек.

Постоянное расширение и углубление проблемы бытия с необходимостью привели к выработке важнейшей в мировоззренческом плане категории субстанции. Дело в том, что бытие представляет собой неразрывное единство двух сторон: существования и сущности. В понятии субстанции (лат. «субстанцио» – сущность, то, что лежит в основе) как раз и выражается сущностная сторона бытия. Особенно активно разработка этой категории велась в Новое время (Декарт, Спиноза, Гегель). Субстанция, по их мнению, представляет собой такое самообусловленное предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его проявления.

В различных онтологических учениях субстанция понимается по-разному. Так, в объективно-идеалистических концепциях в качестве субстанции выступает некое объективно-духовное начало, в субъективно-идеалистических – различные формы человеческого сознания, в материалистических – объективная реальность (материя). Различают также метафизическое понимание субстанции, как неизменного и абсолютного начала, и диалектическое – как изменчивой саморазвивающейся сущности. Количественная интерпретация субстанции выступает в трех формах – монизма, дуализма и плюрализма.

Необходимо также отметить, что в современной философии выделяют ряд сфер (или видов) бытия: 1) объективно-природное бытие; 2) бытие «второй» (очеловеченной) природы: 3) бытие общества; 4) бытие человека, как единство природного и общественного бытия; 5) бытие духовного (индивидуального и надындивидуального).

Материя и ее атрибуты

Материальное бытие является наиболее распространенным из всех форм бытия, поэтому понятие материи издавна привлекало внимание философов, став одной из центральных философских категорий. Существует несколько подходов к пониманию материи и ее роли в существовании и развитии мироздания: 1) Объективно-идеалистический, не отвергающий существование материи, но рассматривающий ее как порождение и воплощение некоего объективного идеального начала – Бога, «мира идей», абсолютной Идеи и т.п.; 2) Субъективно-идеалистический, отвергающий само существование материи, рассматривающий вещи и процессы действительности лишь как порождение сознания и опыта людей (индивидуального либо коллективного); 3) Материалистический, согласно которому материя есть субстанция бытия, а все другие его формы и виды порождены ею, или являются ее проявлениями.

В материалистической традиции понятие материи прошло ряд этапов: 1) Наглядно-чувственный, когда материю сводили к реальным или воображаемым (апейрон) природным «первостихиям»; 2) Вещественно-субстратный, когда материя отождествлялась с веществом как таковым, мельчайшей частицей которого считался атом, обладающий всеми основными свойствами вещественности; 3) Философско-гносеологический, в котором категория материи рассматривается как соотнесенное с понятием сознания (в частности его элементарной формы – ощущения), посредством которого и возможно ее познание.

Последний из перечисленных подходов сложился в условиях кризиса атомистическо-механисти-ческой картины мира, вызванного революционными открытиями в физике на рубеже XIX–XX веков. Эти открытия показали, что вещество не является единственным физическим видом материи, другим ее видом является поле. В связи с кардинальными изменениями в естественнонаучной картине мира стала актуальной задача провести различие между философским понятием материи и естественнонаучными представлениями о структуре и свойствах материального мира. Решение этой задачи привело к выработке диалектико-материалистического определения материи как философской категории для обозначения объективной реальности, данной нам в наших ощущениях, копируемой, фотографируемой ими, но при этом существующей независимо от них (Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм»).

В приведенном определении выделены следующие основные признаки материи: объективность, т.е. независимость от сознания (ощущений); принципиальная познаваемость, вытекающая из определенного соответствия наших ощущений самой объективной реальности, отражаемой ими; несводимость к одному или ряду известных науке видов материи.

Будучи несотворимой и неуничтожимой основой бытия, материя неисчерпаема вширь и вглубь и имеет бесконечно сложную внутреннюю структуру. Современная наука выделяет в ней следующие уровни: 1) Неорганическая материя, имеющая ряд структурных подуровней – субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический, планетарный, звездно-планетарный, галактический, метагалактический, мировой (мир в целом); 2) Органическая материя, структурными подуровнями которой выступают – доклеточный, клеточный, микроорганизменный, уровень органов и тканей, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный; 3) Социальная материя, представленная такими подуровнями, как индивидный, микросоциальный (семья, коллективы), макросоциальный (социальные общности, классы и т.п.), государственный, межгосударственный (союзы государств), общечеловеческий (общество как целостность).

Наряду с указанными выше основными признаками материи, вытекающими из ее философского определения, материя обладает еще рядом атрибутов (неотъемлемых характеристик). Таковыми считаются движение, пространство и время. В истории философии их атрибутивность по отношению к материи признавалась не всегда. Так, в идеалистических концепциях бытия они рассматриваются как порождение духовной субстанции, а в метафизическом материализме как особые и независимые друг от друга субстанции, являющиеся внешними условиями бытия вещей и процессов (субстанциональная концепция). Диалектический материализм отстаивает реляционную концепцию. Суть ее в том, что движение, пространство и время рассматриваются как формы бытия материи, ее атрибуты, находящиеся в определенных отношениях как друг с другом, так и с другими фундаментальными ее свойствами. Ее основные положения высказаны еще Аристотелем, а затем развиты Лейбницем и Гегелем. В ХХ веке такой подход получил естественнонаучное подтверждение в теории относительности и других современных физических теориях.

Движение в диалектическом материализме понимается как универсальный способ бытия материальных систем, выражающийся в их способности изменяться, т.е. переходить из одного состояния в другое или менять свое положение относительно друг друга. В середине XIX в. Ф.Энгельс предложил свою классификацию форм движения, выделив по мере возрастания их сложности механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Иерархическая связь между ними выражается следующими принципами: 1) каждая более высокая форма возникает на базе низших, «снимая» их в себе; 2) в то же время она не сводится к сумме последних, представляя новое качество движения, имея собственных носителей и подчиняясь особым законам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.009 с.)