Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восхождение от абстрактного и конкретномуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Абстрактное (лат. «абстракцио» - отвлечение) – мысленное отвлечение от несущественных, случайных признаков объекта с одновременным фиксированием существенных, значимых для его бытия свойств и сторон. В диалектической методологии абстрактное понимается как бедное, одностороннее, неразвитое знание, вырывающее объект из его реальных условий существования и взаимосвязей. Конкретное (лат. «конкретус» – сгущенный) – объект, рассмотренный в реальных условиях существования и взаимосвязях. В диалектической методологии различают два уровня конкретного знания об объекте: 1) чувственно-конкретное, как результат непосредственного наблюдения объекта на эмпирическом уровне познания; 2) мысленно-конкретное, как результат глубокого и целостностного изучения объекта на теоретическом уровне. Восхождение от абстрактного к конкретному – диалектический принцип и метод научного исследования, состоящий в движении мысли на теоретическом уровне от абстрактного знания к мысленно-конкретному воспроизведению предмета, т.е. от менее содержательного к более содержательному знанию. Однако следует иметь в виду, что в реальном познании объекта процессу восхождения от абстрактного к мысленно-конкретному знанию предшествует процесс движения от чувственно-конкретного к абстрактному знанию. Это позволяет за случайными и несущественными признаками объекта, проявляющимися в процессе его непосредственного наблюдения, выявить существенное и закономерное в нем и выработать так называемую исходную абстракцию, содержащую «зародыш» полного и глубокого знания о нем. Без выработки такой исходной абстракции процесс восхождения от абстрактного к мысленно-конкретному оказывается невозможным. Историческое и логическое в научном познании Историческое и логическое – понятия, имеющие в философии два аспекта своего содержания: онтологический и методологический. В онтологическом аспекте историческое - это реальный процесс становления и развития объекта со всеми его закономерностями и случайностями, а логическое – это общая направленность, закономерность, т.е. «логика» этого процесса. В методологическом аспекте историческое понимается как метод познания, заключающийся в воспроизведении той последовательности изменений, которые происходят в его действительном становлении и развитии, а логическое - это метод познания, суть которого состоит в воспроизведении этой «логики» на теоретическом уровне познания. Диалектическая методология науки требует применения исторического и логического методов в их единстве и взаимообусловленности, поскольку, чтобы познать сущность объекта и закономерности его развития исследователь должен проследить, как проявлялись они в ходе конкретного исторического процесса. Этого требует принцип историзма, важной стороной которого является также положение о необходимости для понимания прошлой истории объекта рассматривать его в развитом состоянии, иначе говоря, таким, каким он стал в результате своего исторического пути. Это позволяет лучше выявить закономерность в развитии объекта, проследить основные и необходимые этапы его исторического пути и одновременно мысленно «очистить» этот путь от всего случайного, связанного не с его внутренней сущностью, а с внешними обстоятельствами его реального бытия. Как образно заметил Маркс, «ключ к пониманию анатомии обезьяны лежит в анатомии человека». Таким образом, логическое предстает как то же самое историческое, но только освобожденное от всего несущественного, от возможных зигзагов и отклонений, наблюдающихся в реальном процессе исторического движения исследуемого объекта.
Проблемы социальной философии Особенности социального познания и предмет социальной философии Социальное познание имеет много общего с познанием природы. Это относится и к уровням познания (эмпирическому и теоретическому), и к познавательным формам (собиранию фактов, выработке гипотез и теорий), а также в значительной мере и к методам познания (наблюдение, сравнение, логический анализ и синтез и др.). В то же время социальное познание имеет целый ряд особенностей, вытекающих из самой природы общества и создающих серьезные трудности в изучении и понимании общественных явлений: 1. если в природе отсутствуют осознаваемые цели и действуют стихийные силы, то в обществе действуют люди, обладающие сознанием, преследующие определенные, порой противоречащие друг другу цели и интересы; 2. проблематика общественных наук относится к сфере идеологических отношений, поэтому их теоретические выводы более непосредственно, чем положения естественных наук, связаны с государственными, национальными, классовыми и др. интересами и борьбой между ними; 3. в то время, как в естествознании субъект познания находится вне объекта и может наблюдать его «со стороны», в социальном познании объект и субъект во-многом совпадают; 4. общественные законы (в отличие от законов природы) осуществляются не как абсолютная неизбежность, а лишь как господствующие тенденции с немалым числом ответвлений от них. Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, общей и конкретной социологии экономической теории, демографии, политологии, этики, эстетики и других, изучающих его с различных сторон. В отличие от них социальная философия изучает общество как целостную саморазвивающуюся систему –его сущность, структуру, место и роль в объективном мире. Такое изучение ведется, прежде всего, под углом зрения мировоззренческих проблем, таких, в частности, как проблемы возникновения и развития общества, смысла и целей его существования, определения его движущих сил, судеб и перспектив, а также методологии исследования общества как системы и его подсистем, в том числе человека как социального существа. Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает, таким образом, в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире – всех гуманитарных наук. Общество и природа Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле – это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле – это совокупность материальных систем, которая противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять. Общество – это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному. Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является. Во-первых, человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой. В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы. В -четвертых, как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития. В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком. Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение. Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда». При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь. Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом». Согласно им именно географические условия − климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов − оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни. Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых, не является определяющей и, во-вторых, исторически меняется. Анализируя эту роль, К. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: 1) естественные источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т. д.); 2) естественные богатства средств труда (водные пути, энергетические ресурсы, природные ископаемые и т.п.). На ранних этапах развития человечества, когда производительные силы находились на низком уровне развития, люди в большей степени зависели от естественных источников средств существования. По мере же развития и совершенствования орудий труда, знаний и навыков зависимость людей от этих естественных источников жизни ослабевает (хотя никогда не прекращается), одновременно возрастает роль естественных богатств средств труда. Взаимодействуя с географической средой, обществов большей или меньшей степени изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую, «очеловеченную» природу, охватывающую не только неодушевленные предметы, созданные человеком, но также растения и животные, выведенные человеком благодаря искусственному отбору или созданные им путем генной инженерии. В связи с этим вместо понятия географической среды все чаще употребляется теперь более широкое понятие «окружающая среда», в содержание которого входит не только естественная, но и искусственно созданная людьми среда их обитания. Вся жизнь и развитие человека протекают в определенной среде обитания, то есть во взаимодействующей с ним части природы. Характер и темпы воздействия человека на природу обусловливаются уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. На современном этапе развития науки и техники деятельность человека приобретает характер геологической и даже космической силы. При этом крайне важными становятся не только ближайшие последствия, но и дальние, трудно предвидимые, а зачастую и вообще непредвидимые результаты воздействия на окружающую среду. В настоящее время можно констатировать, что вмешательство человека в природу зачастую приводит к нарушению естественного равновесия и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются и на обществе, и на каждом человеке. Перед человечеством во весь рост встала и стала глобальной экологическая проблема. Суть ее в том, что нарушение естественного равновесия, отравление водных и воздушных ресурсов отходами производства и т. д. приняло угрожающие масштабы и становится опасным для здоровья и жизни человека. Помимо постоянного взаимодействия с природной средой, необходимейшим условием нормального функционирования и развития общества является народонаселение, т.к.плотность населения, его структура, в том числе возрастная, темпы его роста и др. факторы, которые несомненно оказывают большое влияние на на развитие производительных сил и ход исторического процесса в целом. Некоторые ученые даже считали эти факторы определяющими общественную жизнь, отводя им прогрессивную или регрессивную роли развитии общества. Так, например, английский священник и экономист Мальтус открывший закон опережающего роста численности и плотности населения по отношению к росту необходимых для жизни людей материальных благ, полагал, что постоянно растущее перенаселение Земли грозит человечеству нищетой и бедностью. Выход он и его последователи видят в оправдании различных способов сокращения населения, особенно в особо густонаселенных регионах, в том числе таких, как эпидемии, природные катастрофы (наводнения, землетрясения) и даже локальные войны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.009 с.) |