Философия европейского Средневековья (II-XIV вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия европейского Средневековья (II-XIV вв.)



 

Исторические предпосылки:

1. Зарождение и развитие феодальных отношений в Западной Европе;

2. Распад Римской империи и необходимость объединения возникших на ее руинах государств в борьбе с варварами при отсутствии единой социально-экономической и политической базы;

3. Распространение христианства, постепенное превращение его из «религии низов» в господствующую идеологию большинства европейских государств.

4. В идейном плане платонизм и неоплатонизм, позже – аристотелизм.

Основные принципы:

1. Теоцентризм. 2. Креационизм. 3. Провиденциализм.

Характерные черты:

1. Потеря философией своей самостоятельности и превращение ее в «служанку богословия»;

2. Подчинение разума – вере;

3. Разработка философской картины мира, основанной на религиозной (христианской) догматике.

Основные проблемы:

1. Соотношение Бога и мира. 2. Соотношение души и тела в человеке. 3. Соотношение веры и разума. 4. Соотношение философии и теологии. 5. Теодицея (оправдание Бога за земные грехи людей).

Основные этапы становления и развития:

1. Апологетика (I-III вв.) – период деятельности раннехристианских писателей (Юстин Мученик, Тертуллиан, Ориген и др.), в своих произведениях и письмах к римским императорам и их наместникам в регионах (апологиях) защищавших принципы христианства и христиан от критики и преследования.

2. Патристика (III-VIII вв.) – этап выработки патристами (т.н. «отцами церкви») первооснов христианского вероучения путем рационального обоснования и толкования религиозной мифологии и догматики. Основные представители: Василий Великий (выступал против отказа от догмата о единосущности Бога-отца и Бога-сына, изложил и обосновал принципы христианской космологии); Григорий Нисский (разработал теорию символической интерпретации Библии, отстаивал принцип органического единства человечества как «коллективной личности»); Иоанн Дамаскин (идейный противник иконоборчества, систематизировал основные положения патристики); Аврелий Авгус т ин (развил учение о божественном предопределении и благодати, в работе «О граде божьем» основал христианскую философию истории, в автобиографической работе «Исповедь» показал свой трудный путь к Богу через преодоление «заблуждений» и «грехов», считал, что познание вещей возможно лишь через самоочищение в служении Творцу, обосновывал религиозный аскетизм).

3. Схоластика (IX-XIV вв.) – заключительный этап средневековой христианской философии, представленный прежде всего в трудах преподавателей церковных епископальных и монастырских школах и университетах (схоластов). Наиболее характерная черта – рациональное толкование идей, изначально принимаемых за непререкаемую истину (христианских догм и положений, высказанных патристами). Основные представители: Иоанн Скот Эриугена (выдвинул принцип использования философии как средства обоснования религии); Ансельм Кентерберийский (разработал онтологическое доказательство бытия Бога, выводя его из понятия Бога как абсолютного совершенства, считал веру необходимой предпосылкой знания); Фома (Томас) Аквинский (в качестве обоснования христианских идей интерпретировал соответствующим образом учение Аристотеля, понимал Бога как абсолютную силу не только творящую мир по своему замыслу, но и способную уничтожить его после полной реализации этого замысла, предложил пять доказательств бытия Бога).

Несмотря на общую религиозную направленность, этот этап изобиловал многочисленными острыми дискуссиями между схоластами по поводу различных толкований тех или иных теологических положений. Наиболее известным, продолжавшимся несколько веков был спор между реализмом и номинализмом, в основе которого лежали различные толкования природы универсалий (общих понятий).

 
 
Реализм (лат. «реалис» - действительный) Утверждает объективное существование общего


Крайний Подлинное существуют не вещи, а общие понятия (идеи), имеющиеся в уме Бога и служащие ему основой для творения мира (Эриугена, Ансельм Кентерберийский и др.)  
Умеренный Общее имеет три формы своего бытия: 1. До вещей – в уме Бога; 2. В вещах как его творениях; 3. После вещей – в понятиях человеческого ума (Фома Аквинский)
Умеренный Объективно существуют лишь вещи, однако, будучи творением единого Бога, они содержат общее, что и отражается в понятиях о них и, соответственно, в их именах (П.Абеляр)
Крайний Общие понятия – только имена, произвольно и согласованно даваемые вещам людьми, а потому существуют лишь в человеческом уме (И.Росцелин, У.Оккам и др.)

Номинализм (лат. «номина» - имя, название) Отрицает объективное существование общего


Философия европейского Возрождения (XV-XVI вв.)

 

Исторические предпосылки:

1. Рост городов с концентрацией в них развития ремесел, искусства, медицины и др.

2. Развитие торговли и мореплавания.

3. Зарождение внутри феодализма нового (буржуазного) типа общественных отношений.

4. Процесс постепенной секуляризации (освобождения от влияния религии) всех сфер жизни общества.

5. Возрастание интереса к естественнонаучному знанию, а также к античной культуре и искусству.

Основные принципы:

1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм. 3. Пантеизм.

Характерные черты:

1. Восстановление на новом уровне ряда идей античной философии.

2. Выдвижение в центр философских размышлений проблем человекознания, гносеологии и методологии познания.

3. Критика средневековой теологии и схоластики.

Основные проблемы:

1. Деятельность человека как творца собственной жизни

2. Поиск естественных причин вещей как основы творческой деятельности человека.

3. Соотношение общего и единичного как методологический принцип.

Основные представители:

Эразм Ротердамсякий – голландский ученый-гуманист. Отстаивал идею свободного развития человека как личности, выступая в то же время против односторонности его оценок (как позитивных, так и негативных). Критиковал религиозный догматизм, а также невежество и косность общества. Сторонник диалектического понимания мира. Высказывал идею о конкретности истины: «всему свое время и место».

Николай Кузанский –кардинал римско-католической церкви, церковный реформатор, крупный ученый (математик, географ). В философской онтологии – пантеист, сближающий Бога с природой, путем приписывания ей божественных атрибутов бесконечности и разумности. В связи с этим отрицал положение о Земле как центре Вселенной. Критиковал схоластику как способ познания, считая, что основой его должны быть прежде всего опыт и разум. Высказал ряд диалектических идей: об единстве и взаимопереходах противоположностей.

Джордано Бруно – итальянский ученый, развивавший пантеизм Кузанца. Считал материю вечной и естественной предпосылкой как творящего (Бога), так и творимого (мира). Считал Вселенную (как и число миров в ней) бесконечной, отрицая тем самым возможность существования Единого мирового центра. Допускал возможность жизни и разума не только на Земле, но и в других мирах. Сожжен инквизицией в 1600 году.

Мишель Монтень – французский философ. Подверг резкой критике схоластику, называя ее «писанием о писании». Отстаивал взгляд на природу как на объективный и закономерный порядок вещей, изучение которого и считал основной задачей познания. Действительной основой научного познания полагал опыт. Признавая существование Бога, отвергал идею бессмертия души. В области этики был приверженец гедонизма, считая целью человека достижения счастья и удовольствия в земной жизни.

Николо Макиавелли – итальянский (флорентийский) политический деятель и философ. Критиковал теорию божественного происхождения государства, обосновывая в противовес ей его естественное происхождение и призвание – для обуздания негативных качеств (страстей) людей. Политические решения должны определяться интересами укрепления государства и исходить из анализа реальных фактов, а не из норм морали. Опора власти – сила и хитрость. При этом не отвергал роли морали и религии в обыденной жизни, что относил и к политическим лидерам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.28.181 (0.011 с.)