Социально-исторические корни




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-исторические корни



 
 

 


Гносеологический оптимизм Агностицизм

1. Историческое развитие науки, демонстрирующее 1. Кризисные явления в развитии знания, свя-

рост познавательных возможностей человека. занные со сменами научных парадигм.

2. Заинтересованность передовых общественных сил 2. Заинтересованность ряда слоев общества в

во все более полном овладении природными и об- ограничении знания, если оно противоречит

щественными законами. их политическим и экономическим интересам.

Гносеологические корни

       
   
 
 


Гносеологический оптимизм Агностицизм

1. Тесная связь с реальной жизнью и практикой. 1. Реальные трудности в процессе познания.

2. Учет диалектики (взаимопереходов) чувственно- 2. наличие исторических пределов знания.

ности и рациональности в процессе познания. 3. Абсолютизация одной из сторон (чаще всего

чувственной) в процессе познания.

Наиболее известными представителями агностицизма были Д.Юм и И.Кант (см. об их учениях выше)

В познавательном процессе участвуют две стороны – познающий субъект (S) и познаваемый объект (O), которые по-разному понимаются представителями метафизики и диалектики.

Первые рассматривают S как природного индивида, обладающего с рождения способностью к чувствованию и мышлению, а О – как предмет действительности, выбираемый им в качестве такового благодаря собственной любознательности. Для вторых же S – общественно-исторический человек, формирующий и развивающий свои познавательные способности в практике, а О – предмет действительности, включенный в сферупрактикицеленаправленной общественно-исторической деятельности по преобразованию действительности, основными видами которой выступают: 1) материальное производство; 2) общественные преобразования; 3) в науке – эксперимент.

Соответственно различаются и подходы к пониманию самого познавательного процесса:

Схема 1. Метафизический подход

О → S(природный индивид) [чувства → ум] →Знание

Схема 2. Диалектический подход

Практика S

Практика
 
 


O ↔ S(общ. – ист. человек) [чувства ↔ ум] → Знание Практика

S S

 

Если по схеме 1. познание объекта происходит путем его созерцания, то по схеме 2. – посредством его преобразования, т.е. практики, которая выполняет при этом следующие функции:

1. определяет выбор объекта познания из всего многообразия природных и социальных предметов;

2. является основой познавательного процесса;

3. выступает его ведущей движущей силой;

4. представляет собой конечную цель познания;

5. является определяющим (хотя и не абсолютным) критерием истинности полученного знания.

Человеческое познание осуществляется посредством чувств и разума (мышления), т.е. имеет стороны – чувственную и рациональную (логическую), каждая из которых выступает в трех основных формах.

Формы чувственного познания

ВОСПРИЯТИЯ Целостный чувственный образ предмета, складывающийся на основе синтеза ощущений
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Чувственный образ, возника-ющий в памяти на основе ранее имевшихся восприятий
ОЩУЩЕНИЯ Чувственное воспроизведение отдельных сторон и признаков предметов

ООоооооооо

       
   


1 2 3

 

Спецификой форм человеческой чувственности обусловлена общественно-исторической практикой.

Каждая из указанных форм чувственного познания формируется на основе предшествующих и в то же время все они взаимообогащают друг друга.

Формы рационального познания

           
 
ПОНЯТИЕ Форма мысли, отражающая существенные, необходимые и достаточные признаки предметов или их классов
 
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое, содержащее ранее неизвестное знание
   
СУЖДЕНИЕ Форма мысли, в которой что либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах и отношениях

 

 


 

1 2 3

Указанные формы абстрактного мышления характерны исключительно для человека и формируются на основе становления и развития общественно-исторической практики.

Проблема истины

Истина знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию.

Важнейшими характеристиками И. в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективность и конкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы, так называемых, абсолютной и относительной истин.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ

       
   
КОНКРЕТНОСТЬ характеристика истины, выражающая зависимость ее от условий, в которых существует и познается исследуемый объект.
 
ОБЪЕКТИВНОСТЬ характеристика истины, выражающая независимость ее содержания от субъекта познания – человека и человечества.


 

 

       
   
 
 

 


Взаимосвязь и взаимопереходы абсолютного и относительного в истине позволяют рассматривать ее не как окончательный результат познания, его полное завершение, а как внутренне противоречивый процесс постоянного увеличения совпадения содержания наших знаний о действительности с нею самой.

Критерии истины

ПРАКТИКА Практическая проверка на соответствие знания действительности
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ Полезность полученного знания для человека (человечества)
ВЕРИФИКАЦИОННЫЙ Принципиальная возможность проверки чувственным опытом
ЛОГИЧЕСКИЙ Логическая строгость выводов, сведение их к простому и ясному знанию.  

 

С у б ъ е к т и в н ы е к р и т е р и и Объективный критерий

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Развитие – понятие, выражающее важнейшее свойство всей действительности. Проясняется оно в соотнесении с более широким понятием – движение, которое выражает всеобщую изменчивость в мире. Развитие представляет собой особый вид движения, характеризующийся последовательностью и необратимостью изменений. В понимании развития в истории философии сложились две противоположные концепции:





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.009 с.)