Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-исторические корниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гносеологический оптимизм Агностицизм 1. Историческое развитие науки, демонстрирующее 1. Кризисные явления в развитии знания, свя- рост познавательных возможностей человека. занные со сменами научных парадигм. 2. Заинтересованность передовых общественных сил 2. Заинтересованность ряда слоев общества в во все более полном овладении природными и об- ограничении знания, если оно противоречит щественными законами. их политическим и экономическим интересам. Гносеологические корни Гносеологический оптимизм Агностицизм 1. Тесная связь с реальной жизнью и практикой. 1. Реальные трудности в процессе познания. 2. Учет диалектики (взаимопереходов) чувственно- 2. наличие исторических пределов знания. ности и рациональности в процессе познания. 3. Абсолютизация одной из сторон (чаще всего чувственной) в процессе познания. Наиболее известными представителями агностицизма были Д.Юм и И.Кант (см. об их учениях выше) В познавательном процессе участвуют две стороны – познающий субъект (S) и познаваемый объект (O), которые по-разному понимаются представителями метафизики и диалектики. Первые рассматривают S как природного индивида, обладающего с рождения способностью к чувствованию и мышлению, а О – как предмет действительности, выбираемый им в качестве такового благодаря собственной любознательности. Для вторых же S – общественно-исторический человек, формирующий и развивающий свои познавательные способности в практике, а О – предмет действительности, включенный в сферу практики – целенаправленной общественно-исторической деятельности по преобразованию действительности, основными видами которой выступают: 1) материальное производство; 2) общественные преобразования; 3) в науке – эксперимент. Соответственно различаются и подходы к пониманию самого познавательного процесса: Схема 1. Метафизический подход О → S (природный индивид) [чувства → ум] →Знание Схема 2. Диалектический подход Практика S Практика O ↔ S (общ. – ист. человек) [чувства ↔ ум] → Знание ↔ Практика
S S
Если по схеме 1. познание объекта происходит путем его созерцания, то по схеме 2. – посредством его преобразования, т.е. практики, которая выполняет при этом следующие функции: 1. определяет выбор объекта познания из всего многообразия природных и социальных предметов; 2. является основой познавательного процесса; 3. выступает его ведущей движущей силой; 4. представляет собой конечную цель познания; 5. является определяющим (хотя и не абсолютным) критерием истинности полученного знания. Человеческое познание осуществляется посредством чувств и разума (мышления), т.е. имеет стороны – чувственную и рациональную (логическую), каждая из которых выступает в трех основных формах. Формы чувственного познания
ООоооооооо ↔ 1 2 3
Спецификой форм человеческой чувственности обусловлена общественно-исторической практикой. Каждая из указанных форм чувственного познания формируется на основе предшествующих и в то же время все они взаимообогащают друг друга. Формы рационального познания
1 2 3 Указанные формы абстрактного мышления характерны исключительно для человека и формируются на основе становления и развития общественно-исторической практики. Проблема истины Истина – знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию. Важнейшими характеристиками И. в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективность и конкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы, так называемых, абсолютной и относительной истин. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ
Взаимосвязь и взаимопереходы абсолютного и относительного в истине позволяют рассматривать ее не как окончательный результат познания, его полное завершение, а как внутренне противоречивый процесс постоянного увеличения совпадения содержания наших знаний о действительности с нею самой. Критерии истины
С у б ъ е к т и в н ы е к р и т е р и и Объективный критерий ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ Развитие – понятие, выражающее важнейшее свойство всей действительности. Проясняется оно в соотнесении с более широким понятием – движение, которое выражает всеобщую изменчивость в мире. Развитие представляет собой особый вид движения, характеризующийся последовательностью и необратимостью изменений. В понимании развития в истории философии сложились две противоположные концепции:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.006 с.) |