Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия (XVIII-первая половина XIX вв. )

Поиск

 

Исторические предпосылки:

1. Германия в это время оказалась между бурно развивающейся Францией и относительно консервативной Россией, что позволило сопоставить и анализировать эти полюса, в том числе и в идейном отношении.

2. Кризис феодализма и зарождение в Германии буржуазных общественных отношений.

3. Взлет духовной культуры в Германии (немецкое Просвещение – Гете, Шиллер, Гейне).

Основные принципы:

1. Рационалистичность. 2. Антидогматизм.

Характерные черты:

1. Критичность к своим идейным предшественникам.

2. Традиционность философской проблематики.

3. Тесная связь с современным естествознанием.

Основные проблемы:

1. Критика прежней и разработка новой логики и методологии познания.

2. Проблема активности человека как субъекта истории и познания.

Основные представители:

Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии. Два этапа творчества: докритический и критический (по названию трех основных трудов). На первом основными проблемами являлись вопросы естествознания и натурфилософии (выдвижение гипотезы образования планетарных систем из газово-диффузных туманностей; обоснование естественного происхождения человеческих рас и др.; разработка классификации животных). На втором основными проблемами становятся: критический анализ возможностей и путей человеческого познания («Критика чистого разума»); критический анализ природы человеческой свободы и нравственности («Критика практического разума»); критический анализ природы красоты и эстетических категорий («Критика способности суждения»). В первой из названных работ К., критикуя созерцательность прежней гносеологии, отстаивает идею активности познающего субъекта. При этом приходит к выводу об ограниченности возможностей чувственного познания и обосновывает положение о важнейшей роли в нем «априорных» (доопытных) форм чувственности (пространство и время) и рассудка (научные понятия). Наука, по К., имеет принципиальные границы, дальше которых она идти не может: она познает лишь мир явлений («вещей-для-нас»), но не сущностей («вещей-в-себе»). Тем самым К. приходит к агностицизму.

 

Обективный Чувственное познание Рациональное (логическое) познание

мир

Георг Гегель – вершина немецкой философской классики. Объективный идеалист: считал сущностью всего действительного абсолютную Идею, под которой понимал саморазвивающуюся и самопознающую себя всеобщую объективную Мысль: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». Главная заслуга – разработка диалектики как Логики и методологии познания, исходный пункт которой – тождество бытия и мышления, понимаемое не статично, а как исторически развивающийся процесс. Внутренним источником его выступают противоречия. Абсолютная идея в своем саморазвитии проходит три этапа: 1) развитие Идеи в лоне «чистой мысли» [ Тезис]; 2) пространственное развертывание в форме своего инобытия – природы [ Антитезис ]; 3) самопознание Идеи в форме человеческого сознания – «духа» [ Синтез ]. Категории диалектики, по Г., есть формы бытия и развития Идеи. Он особо подчеркивал их противоречивость, доходящую до взаимопереходов (возможность ↔ действительность, явление ↔ сущность, необходимость ↔ случайность и т.д.). Главные заслуги в гносеологии – критика созерцательности и агностицизма на основе уяснения роли практики (хотя лишь духовной) в познании.

Людвиг Фейербах – философ-материалист.Завершает немецкую классическую философию. Последовательный борец против религии (не Бог творит природу и человека, а человек как «венец природы», наделенный ею разумом, творит Бога по своему образу и подобию). Дух, сознание, мысль – продукты человеческого тела. Поэтому высшим предметом философии должен быть телесный природный человек, его жизненные потребности и интересы. В этом суть антропологического принципа «философии будущего». В то же время Ф. остается на позициях метафизики, хотя и критикует механицизм прежней философии. Гегелевскую диалектику он не понял и отбросил ее вместе с его идеализмом.

Марксистская философия

Исторические предпосылки:

1. В социально-экономической сфере – кризис классического капитализма, вылившийся в ряд крупных выступлений рабочего класса против буржуазии в 40-х гг. XIX в. (восстания ткачей в Лионе и Силезии).

2. В научной сфере – ряд великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Ч.Дарвина).

3. В области философии – достижения немецкой классической философии (прежде всего идеалистическая диалектика Гегеля и метафизический материализм Фейербаха).

Основные принципы:

1. Материальное единство мира 2. Всеобщая взаимосвязь и саморазвитие. 3. Конкретность, объективность и всесторонность рассмотрения. 4. Историзм.

Характерные черты:

1. Органический синтез диалектики и материализма.

2. Распространение материализма на понимание общества и его истории.

3. Открытая и последовательная идеологичность (цель - разработка пролетарской идеологии).

Главные проблемы:

1. Развитие диалектики (ее принципов и законов) на новой (материалистической) основе.

2. Распространение материализма и диалектики на понимание общественного развития.

3. Революционное преобразование общества и преодоление отчуждения человека.

4. Диалектика процесса познания и уяснение роли практики в нем.

Основные этапы и представители:

1-й этап (марксистский) – критическое переосмысление К.Марксом и Ф.Энгельсом достижений своих предшественников, создание и развитие новой философской доктрины, основное содержание которой состоит в следующем: а) обоснование неразрывности диалектики и материализма; б) осознание роли общественно-исторической практики как способа бытия человека и общества; в) определение в связи с этим направленности философии не только на теоретическое объяснение, но и на практическое преобразование действительности; г) уяснение роли практики как основы, движущей силы и цели познания, а также критерия его истинности; д) раскрытие основополагающей роли материального производства в жизни и развитии общества; е) открытие на этой основе материалистического понимания истории; ж) разработка и решение с этих позиций проблемы развития общества как естественно-исторического процесса; з) раскрытие истоков и сущности отчуждения человека в антагонистическом обществе и путей его преодоления; и) обоснование творческого характера новой философии.

2-й этап (ленинский) – развитие В.И.Лениным основных положений марксистской философии в новых исторических условиях (обострение социальных коллизий на новом – империалистическом – этапе развития капитализма, революция в физике, вызвавшая в естествознании мировоззренческий и методологический кризис, и т. д.): а) диалектико-материалистический анализ революционных открытий в физике; б) защита и дальнейшее развитие на этой основе диалектико-материалистических мировоззренческих и методологических принципов – неисчерпаемости материи, диалектического характера познания, в частности, взаимосвязи чувственного и рационального познания, и т. д.; в) выработка нового философского определения материи; г) разработка теории отражения; д) углубленная проработка категориального аппарата диалектики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.006 с.)