Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Немецкая классическая философия (XVIII-первая половина XIX вв. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторические предпосылки: 1. Германия в это время оказалась между бурно развивающейся Францией и относительно консервативной Россией, что позволило сопоставить и анализировать эти полюса, в том числе и в идейном отношении. 2. Кризис феодализма и зарождение в Германии буржуазных общественных отношений. 3. Взлет духовной культуры в Германии (немецкое Просвещение – Гете, Шиллер, Гейне). Основные принципы: 1. Рационалистичность. 2. Антидогматизм. Характерные черты: 1. Критичность к своим идейным предшественникам. 2. Традиционность философской проблематики. 3. Тесная связь с современным естествознанием. Основные проблемы: 1. Критика прежней и разработка новой логики и методологии познания. 2. Проблема активности человека как субъекта истории и познания. Основные представители: Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии. Два этапа творчества: докритический и критический (по названию трех основных трудов). На первом основными проблемами являлись вопросы естествознания и натурфилософии (выдвижение гипотезы образования планетарных систем из газово-диффузных туманностей; обоснование естественного происхождения человеческих рас и др.; разработка классификации животных). На втором основными проблемами становятся: критический анализ возможностей и путей человеческого познания («Критика чистого разума»); критический анализ природы человеческой свободы и нравственности («Критика практического разума»); критический анализ природы красоты и эстетических категорий («Критика способности суждения»). В первой из названных работ К., критикуя созерцательность прежней гносеологии, отстаивает идею активности познающего субъекта. При этом приходит к выводу об ограниченности возможностей чувственного познания и обосновывает положение о важнейшей роли в нем «априорных» (доопытных) форм чувственности (пространство и время) и рассудка (научные понятия). Наука, по К., имеет принципиальные границы, дальше которых она идти не может: она познает лишь мир явлений («вещей-для-нас»), но не сущностей («вещей-в-себе»). Тем самым К. приходит к агностицизму.
Обективный Чувственное познание Рациональное (логическое) познание мир Георг Гегель – вершина немецкой философской классики. Объективный идеалист: считал сущностью всего действительного абсолютную Идею, под которой понимал саморазвивающуюся и самопознающую себя всеобщую объективную Мысль: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». Главная заслуга – разработка диалектики как Логики и методологии познания, исходный пункт которой – тождество бытия и мышления, понимаемое не статично, а как исторически развивающийся процесс. Внутренним источником его выступают противоречия. Абсолютная идея в своем саморазвитии проходит три этапа: 1) развитие Идеи в лоне «чистой мысли» [ Тезис]; 2) пространственное развертывание в форме своего инобытия – природы [ Антитезис ]; 3) самопознание Идеи в форме человеческого сознания – «духа» [ Синтез ]. Категории диалектики, по Г., есть формы бытия и развития Идеи. Он особо подчеркивал их противоречивость, доходящую до взаимопереходов (возможность ↔ действительность, явление ↔ сущность, необходимость ↔ случайность и т.д.). Главные заслуги в гносеологии – критика созерцательности и агностицизма на основе уяснения роли практики (хотя лишь духовной) в познании. Людвиг Фейербах – философ-материалист.Завершает немецкую классическую философию. Последовательный борец против религии (не Бог творит природу и человека, а человек как «венец природы», наделенный ею разумом, творит Бога по своему образу и подобию). Дух, сознание, мысль – продукты человеческого тела. Поэтому высшим предметом философии должен быть телесный природный человек, его жизненные потребности и интересы. В этом суть антропологического принципа «философии будущего». В то же время Ф. остается на позициях метафизики, хотя и критикует механицизм прежней философии. Гегелевскую диалектику он не понял и отбросил ее вместе с его идеализмом. Марксистская философия Исторические предпосылки: 1. В социально-экономической сфере – кризис классического капитализма, вылившийся в ряд крупных выступлений рабочего класса против буржуазии в 40-х гг. XIX в. (восстания ткачей в Лионе и Силезии). 2. В научной сфере – ряд великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Ч.Дарвина). 3. В области философии – достижения немецкой классической философии (прежде всего идеалистическая диалектика Гегеля и метафизический материализм Фейербаха). Основные принципы: 1. Материальное единство мира 2. Всеобщая взаимосвязь и саморазвитие. 3. Конкретность, объективность и всесторонность рассмотрения. 4. Историзм. Характерные черты: 1. Органический синтез диалектики и материализма. 2. Распространение материализма на понимание общества и его истории. 3. Открытая и последовательная идеологичность (цель - разработка пролетарской идеологии). Главные проблемы: 1. Развитие диалектики (ее принципов и законов) на новой (материалистической) основе. 2. Распространение материализма и диалектики на понимание общественного развития. 3. Революционное преобразование общества и преодоление отчуждения человека. 4. Диалектика процесса познания и уяснение роли практики в нем. Основные этапы и представители: 1-й этап (марксистский) – критическое переосмысление К.Марксом и Ф.Энгельсом достижений своих предшественников, создание и развитие новой философской доктрины, основное содержание которой состоит в следующем: а) обоснование неразрывности диалектики и материализма; б) осознание роли общественно-исторической практики как способа бытия человека и общества; в) определение в связи с этим направленности философии не только на теоретическое объяснение, но и на практическое преобразование действительности; г) уяснение роли практики как основы, движущей силы и цели познания, а также критерия его истинности; д) раскрытие основополагающей роли материального производства в жизни и развитии общества; е) открытие на этой основе материалистического понимания истории; ж) разработка и решение с этих позиций проблемы развития общества как естественно-исторического процесса; з) раскрытие истоков и сущности отчуждения человека в антагонистическом обществе и путей его преодоления; и) обоснование творческого характера новой философии. 2-й этап (ленинский) – развитие В.И.Лениным основных положений марксистской философии в новых исторических условиях (обострение социальных коллизий на новом – империалистическом – этапе развития капитализма, революция в физике, вызвавшая в естествознании мировоззренческий и методологический кризис, и т. д.): а) диалектико-материалистический анализ революционных открытий в физике; б) защита и дальнейшее развитие на этой основе диалектико-материалистических мировоззренческих и методологических принципов – неисчерпаемости материи, диалектического характера познания, в частности, взаимосвязи чувственного и рационального познания, и т. д.; в) выработка нового философского определения материи; г) разработка теории отражения; д) углубленная проработка категориального аппарата диалектики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.006 с.) |