Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как социальный организм; основные подходы к пониманию процесса развития общества.

Поиск

Широко известны произведения Д. Киплинга и Э. Берроуза о приключениях Маугли и Тарзана, которые жили среди зверей. Однако это красивые, но неправдоподобные сказки. Как доказано довольно многочисленными реальными событиями: ребенок, выросший среди животных, так и остается животным, человек, оказавшийся в одиночестве, теряет человеческие черты. Чтобы стать и быть человеком, нужно жить среди людей, в обществе. Человек одновременно живет и в мире природы, и в социальном мире.

Раздел философии, изучающий человеческое общество, называется социальной философией, в круг вопросов для обсуждения входят: что такое общество? Какова его структура? Как появилось государство? Какие существуют типы государств и формы государственного устройства? Каковы основные сферы общественной жизни? И др.

В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтения одному или нескольким факторам. Так, Аристотель понимал общество как совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения "социальных инстинктов", а человека называл общественным животным. Т. Гоббс и Ж. Руссо видели в обществе совокупность индивидов, связанных общественным договором. Р. Мертон и Т. Парсонс воспринимали общество через систему разделения социальных ролей. Г. Гегель рассматривал общество как сферу "всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех". В первой трети XIX века О. Конт заявил о создании науки об обществе - социологии.

Особо выделим позицию К. Маркса об обществе, так как она связана с непрекращающимися спорами философов, политологов, социологов и политиков о понимании общества. Маркс определял общество как совокупность общественных отношений. С его точки зрения, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно- экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся, прежде всего типами собственности, составляет, по Марксу, содержание исторического процесса. Общественно-экономические формации разделяют на антагонистические: рабовладельческая, феодальная, капита- листическая и неантагонистические: первобытная, коммунистическая.

Существуют и другие точки зрения на понимание общества и особенности его развития. Так, Ш. Монтескье и Т. Мальтус определяли общественную жизнь на основе природных условий обитания человека. Д. Белл, У. Ростоу и О. Тоффлер полагали технику, технологии и науку основанием общественной жизни. П. Сорокин и другие видели главной особенностью общества культуру. О. Шпенглер и Н. Данилевский исследовали общество через его цивилизационные особенности. Э. Фромм и Н. Бердяев рассматривали общество через степень свободы человека в нем.

В настоящее время некоторые философы и ученые считают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценки фактора человеческого.

Здесь есть рациональное зерно. Со времен К. Маркса социальный мир кардинально изменился. В условиях интенсивного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с многократным производством и потреблением разнообразной информации. Возникает так называемое "информационное общество", основанное на особой информационной структуре, состоящей из образовательного компонента - индустрия знаний, коммуникационно-вычислительных сетей, а также национальных и межнациональных баз данных.

Вместе с тем, дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого. А в том, чтобы на основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности разработать новую теоретическую модель развития социума, отвечающую современным реалиям его развития.

Как было показано выше, в истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается, в конечном счете, независимо от этих целей. При столкновении миллионов различных желаний и волеизъявлений людей с их различными интересами образуется своеобразная равнодействующая - так называемое историческое событие. Вот почему в большинстве случаев поставленные цели не осуществляются так, как они представлялись в сознании людей. Однако это не означает, что люди не воздействуют на ход истории.

Поскольку необходимость в истории проявляется через множество случайностей, то можно сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создает предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории, от которых, в значительной мере зависит, по какой траектории будет развиваться общество.

Основной движущей силой истории является народ, т. е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития.

Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они по собственному произволу "творят историю", а в том, что они способны, в силу своей высокой духовности и квалификации, объединить желания и волю каждого отдельного человека в единую волю, создав "равнодействующую", направленную на решение насущных социальных проблем.

Социальная философия осмысливает общественно-исторический процесс, то есть последовательное изменение состояний общества. Если общественные события выстраиваются в ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Но варианты развития общества могут быть различными. Философия использует понятие прогресса и регресса для характеристики направленности развития общества.

Прогресс - это поступательное восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам. Регресс, наоборот, - нисходящее развитие, возвращение к прежним или более низким формам.

Среди философов не было и нет единства во взглядах на прогресс и регресс. Так, нигилистическое отрицание общественного прогресса (Ницше, Шпенглер и др.), а также его абсолютизация (догматический марксизм), по сути дела, игнорируют реальную диалектику социальной действительности. Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества существует не только восходящая, но и нисходящая ветвь его развития.

Отсюда возникает вопрос о критериях - показателях степени развития общества. Здесь у мыслителей также нет единого мнения. Следует пояснить, что общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы (экономический, природный, демографический, научно-технический и др.) не зависят от воли и желания людей. Субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную деятельность людей.

Деятельность есть целенаправленная активность человека. Видов человеческой деятельности необозримо много. Выделим наиболее существенные:

производственная деятельность - деятельность по производству, распределению, обмену материальных благ: пищи, одежды, жилища и т. п.

деятельность по созданию, хранению и передаче духовных благ - наука, искусство, религия, образование и т. д.

организационную и управленческую деятельность, сфера которой расширяется с каждым годом во всех странах.

Все эти виды деятельности осуществляются людьми совместно. При этом между ними складываются разнообразные отношения: сотрудничества, соперничества, подчинения, партнерства и т. п. Одним из наиболее важных отношений между людьми в процессе производства и распределения материальных благ является отношение собственности. Критерием же оценки характера и уровня общественно-исторического развития, в котором решающую роль играют люди, может служить уровень развития общественного производства, определяющего меру свободы, предоставляемую обществом конкретному индивиду.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюция - это процесс постепенных изменений, а революция - резкие переходы от одного состояния к другому. В философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая. Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической - изменение формы власти. Научная революция - это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил. Это, например, промышленный переворот XVIII-XIX вв., в результате которого произошел переход от ручного труда к машинному.

Философские модели общественно- исторического процесса довольно разнообразны. В качестве критерия развития общества мыслители выбирали ту или иную стороны общественной жизни. Так, в философии Г. Гегеля история развития человечества - это путь к политической свободе. К. Маркс обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

В XX в. особую известность приобрела концепция К. Ясперса, который выделил своеобразное "осевое время". Оно, по Ясперсу, пронизывает все человечество и все его проявления - от разнообразия веры в Бога до научных изысканий. Философ обозначает это историческим периодом 800-200 гг. до н. э. Суть его связана, прежде всего, с возникновением практически одновременно в нескольких точках земного шара философии.

Осевое время характеризуется следующими особенностями:

1. Внутри него происходит исчезновение целостных культур, из которых остаются лишь фрагменты, которые вписались в осевое время и используются им.

2. Проявляет себя как культурная значимость и сохранение общих целей человечества, вплоть до наших дней.

3. Народы, "не вписавшиеся" в осевое время, оказались вне истории, они в историческом смысле "застыли".

Таким образом, схема мировой истории выглядит следующим образом. Из общих истоков человечества возникает период доисторического существования, которое географически располагается в четырех мировых точках - Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ. Начиная с 800 г. до н. э. происходит формирование мировых культур как духовной основы человечества. Это культуры Индии и Китая и культура Европы.

Период осевого времени характеризуется поляризацией на западную и восточную европейскую культуры, и в этот же период зарождается исламская культура. Западная культура порождает современную науку и технику и реализует рационалистический стержень развития, что постепенно связывает все регионы земного шара, породив схожую систему коммуникации, выступая фактором культурной интеграции. Собственно, с этого момента, пишет Ясперс, и начинается история в ее современном значении.

Существуют две наиболее обоснованные теории прогрессивного исторического развития: формационная и стадий роста. Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно этой теории, в истории общества выделяются пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, т. е. совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношении (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений, по Марксу, разрешается через классовую борьбу. Формационная теория была в XX в. в нашей стране в советский период единственной и официально поддерживаемой.

Довольно распространенной в XX в. была теория стадий роста, созданная в основе своей американским ученым У. Ростоу. Он полагал, что стадия роста - это такой этап общественного развития, который связан с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки

Эта теория выделяет в истории следующие стадии:

- доиндустриальное общество с преимущественно аграрным способом ведения хозяйства;

- индустриальное общество, которое начинается с возникновения машинного производства;

- постиндустриальное общество, связанное с дальнейшим развитием науки и техники;

- будущее постиндустриальное (технотронное или информационное) общество.

Имеются и другие философские теории развития общества. Так, довольно долго были распространены среди исследователей теория индустриального общества французского ученого Р. Арона, теория постиндустриального общества американского ученого Д. Белла, различные теории конвергенции (от лат. converge - приближаюсь, схожусь) различных систем. В настоящее время наиболее популярна теория цивилизаций. Основоположниками цивилиза- ционного подхода к истории общества являются русский философ Н. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

У каждой из этих теорий есть как свои сильные, так и слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то время как теория стадий дает более полно представление о современных глобализационных процессах. Философами неоднократно предпринимались попытки объединить различные теории. Но универсальная теория общественно-исторического процесса, в которой соединились бы различные подходы, еще не создана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.008 с.)