Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура общественного сознания.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Структура общественного сознания является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), в общественном сознании различают два уровня обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, иллюзий, простых законов и т.д. ядро обыденного сознания – здравый смысл – по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Второй уровень общественного сознания – теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его. Обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, иллюзий, простых законов и т.д. ядро обыденного сознания – здравый смысл – по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Второй уровень общественного сознания – теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его. Общественная психология и общественная идеология. Общественная психология характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Это отношение общества к действительности. Общественная психология так же включает в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к явлениям общественной жизни. Общественная психология с ее эмоциональной окрашенностью играет очень важную роль в общественных движениях, побуждая людей к различного рода действиям. Поэтому необходимо учитывать общественную психологию при проведении политических изменений. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия. Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически. Формы общественного сознания и принципы их выделения. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Не существует какого-то одного признак, по которому можно разделить все формы общественного сознания, выделяют несколько признаков: 1. Предмет отражения: ü Политическое сознание (отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти); ü Религиозное сознание (зависимость человека от сверхъестественных сил); ü Наука и философия (Наука имеет своим предметом “особенное”, конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания; но по предмету отражения их отличить практически невозможно). 2.Форма отражения: ü Наука (понятия, теории, гипотезы, модели); ü Искусство (художественные образы); ü Религия (церковные догматы); ü Мораль (нравственные чувства и нормы, ценности, идеалы); ü Философия и наука (также не различаются). 3.Особенности развития: ü Наука (прогресс познания); ü Искусство (прогресс познания – не самое важное; эстетические критерии). 4. Выполняемые социальные функции (практические различия): ü Политика, право и мораль (регулирование человеческих отношений, духовно – практическое освоение действительности); § Моральное сознание (является основой для формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции поведения человека); ü Религия (промежуточное положение, и форма мировоззрения, и регулятор человеческих отношений); ü Наука, искусство и философия (духовное и духовно – практическое освоение всей окружающей человека действительности): § Наука (познавательная и практическая функция – источник средств изменения природы и общества); § Искусство (познавательная, идеологическая, эстетическая функции). Право и правовое сознание. Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании. людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания — правовое сознание. Представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах — государстве, правосудии, законности. Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, к классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, определяемые юридическими законами. Право родственно морали и возникает из нравственных взглядов и норм с появлением классов и государства. Определенная часть нравственного сознания и норм «ужесточается» и нормализуется, превращаясь в явление права. Право - это "минимум нравственности", который юридически оформлен в соответствующих законах. Истоки нравственного начала - в совести человека, в его доброй воле. Законы государства, как и взаимоотношения между людьми, должны ориентироваться на исключение зла и несправедливости и утверждение добра и справедливых взаимоотношений в обществе. Нанесение ущерба личности, как и обществу, должно караться судом (в этом проявляется репрессивная функция права). Неотвратимость наказания, осознание этого - важное условие воспитания и самовоспитания членов общества (воспитательная функция права).Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется регулятивная функция; она является ведущей функцией, а воспитательная, репрессивная и другие функции - ей подчиненными, ее обеспечивающими или выступающими в качестве производной от нее. Право охраняет существующий строй (охранительно-стабилизирующая функция) и способствует его разумному преобразованию или трансформации одной правовой системы в другую (социально-трансформирующая функция). В отличие от морали, право имеет свое учреждение, институт – государство, которое поддерживает и защищает право. Система права имеет внутреннюю структуру, которая дифференцируется на отрасли - совокупности правовых норм, регулирующих отношения в различных сферах жизни (государственное право, административное, гражданское, уголовное и др.). Ведущей отраслью является государственное, конституционное право. К сожалению, нередки случаи, когда действующая система права существенно отличается от правосознания населения. Это бывает, когда при формальном равенстве граждан перед законом существует фактическое социальное неравенство. Важнейшие понятия правосознания – справедливость и законность. Право определяется экономическими отношениями, в особенности отношениями собственности, так как право находится наряду с политикой ближе к экономическому базису. Важнейшим принципом права в эксплуататорских обществах является «священное право частной собственности». Таким образом, право – воля господствующего класса, возведенная в закон.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.153 (0.008 с.) |