Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь материи и движения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- 18-19 века – материя оторвана от движения. Возникает такое направление как деизм, который не видит источника движения и считает, что первопричина движения – бог. Дюринг: сначала материя находилась в состоянии покоя, затем зарядилась энергией и стала двигаться. - Вторая половина 19 века. Энергетизм. E=m*v*v/2. Энергетизм пытался доказать, что это равенство свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако формула Эйнштейна фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе. Материя и движение неразрывно связаны. При этом следует учитывать, что движение принадлежит материи, является ее способом существования. Понятия материи и движения в этом смысле далеко не равноправны. Неразрывная связь материи и движения доказывается всем материалом общественных, технических и естественных наук. Движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела. Одним из случаев движения является движение мысли. Отрыв движения от материи означает в этом весьма важном для понимания сущности мира и человека случае отрыв мысли от материального мозга и материального мира вообще. «Оторвать движение от материи, - писал Ленин, - равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира». Движение и покой. Понятие движения раскрывается через противопоставление покою. Материалистическая диалектика вовсе не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для релятивизма как одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отрицанию движения и, более того, самого существования вещей. Действительно, движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движения, доведенная до полного отрицания покой, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает и бессмысленным и само понятие движения. Вместе с тем покой и движение не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, покой как относительный. Покой относителен в 2 смыслах. Во-первых, в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой «изнутри». Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя. Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение – целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле – за вычетом покоя. Движение и развитие. Движение – это развитие вообще, безотносительно к его направлению и результату. Развитие понимается как возникновение качественно нового. При первоначальном подходе возникает впечатление, что развитие есть одна из частных форм движения. При этом развитие обычно определяют как высшую форму движения. Движение – более простое свойство материи, которое обнаруживается в любых актах изменений. Развитие –более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений. Развитие включает движение, движение – наиболее абстрактная сторона развития. Существует несколько трактовок развития. 1. трактовка развития как бесконечного движения от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому по содержанию. В =Н + h, где h - сложность Парадокс развития: откуда взялась сложность, если в низшем ее нет, а в высшем уже есть? 2. трактовка развития как мирового круговорота. Согласно ей, развитие материи есть круговорот, состоящий из 2 равноправных процессов, или ветвей: прогрессивного (восходящего) и регрессивного (нисходящего) развития. Центральным моментом концепции мирового круговорота является постулат равносильности прогресса и регресса в мировом развитии. Ближайшим следствием из концепции круговорота является заключение, что социальный прогресс неминуемо исчерпывается и в силу самой природы развития, природы человека, приводит к деградации последнего. Более далеким, но логически неизбежным, является вывод о конечном качественном и количественном многообразии материи, ибо круговорот имеет начальный, низший и конечный, предельный, высший уровни развития. С этих позиций материя имеет наипростейший и наисложнейший уровни, а это противоречит положениям диалектического материализма. И возникает вопрос: что происходит в низшей точке развития, что заставляет снова ее развиваться? 3. концепция развития как необратимых качественных изменений сохраняет ряд основных положений концепции круговорота, но стремится исправить последнюю, рассматривая круговорот как момент необратимого движения. Но эта концепция содержит главный постулат предыдущей – о равносильности и равнозначности прогресса и регресса. Прогресс и регресс. Существование двух противоположных элементов развития – высшего и низшего – определяет наличие двух противоположных процессов – прогресса и регресса. Прогресс – движение от низшего к высшему, регресс – обратный ему процесс. Они выступают как 2 составляющие целостного процесса развития. Прогресс относителен: он всегда приводит к утрате и каких-то положительных черт реальности. Так, появление человека представляет собой возникновение более сложной и совершенной, универсальной биологии, однако человеческий организм расплачивается и некоторыми потерями за прогресс. Прямая походка – отнюдь не самый экономичный способ движения, она привела также к более трудным, чем у животных, родам. С позиций научной философии единственно правильный путь разрешения проблем человеческого существования – путь прогресса. Например, единственный выход из кризиса, связанного с истощением природных ресурсов – путь прогресса, основанного на научном управлении общественным развитием, использованием природных ресурсов Земли и Космоса. Прогресс и регресс не являются двумя равноправными формами развития. Материал современной науки показывает, что в конечном счете в развитии преобладает прогрессивная тенденция. Точнее, развитие – это интегральный прогресс, включающий в себя регресс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.55.43 (0.007 с.) |