Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всемирная история как единый закономерный мировой процесс.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Историю человечества оба философа рассматривали как единое целое, каждая отдельная ступень коего может быть истинно достигнута только в свете этого целого. Связь хода и событий всемирной истории есть связь необходимая, ибо каждая эпоха всемирной истории возникает и закономерно приходит на смену определенной предшествующей эпохе, которая себя внутренне изжила и тем самым обусловила необходимость перехода к новой. Этот принцип необходимости особенно подчеркивался в работах Фихте. По мысли философа: все, что действительно существует, существует с безусловной необходимостью и именно так, как существует; оно не могло бы не существовать или быть иным, чем оно есть. Но эта имманентная необходимость не является абсолютно бессознательной и потусторонней для человека и его деятельности. Постигая необходимость, человек становится свободным, и его сознательная деятельность все возрастает как важнейший фактор исторического процесса. Эти идеи единства и развития, свободы и необходимости во всемирной истории понимаются и Фихте, и Шеллингом как осуществление мировых разумных планов, заданных человечеству божественной силой идеалов прогресса и совершенствования. Фихте кладет в основу исторического процесса идею мирового плана, как понятия единства всей земной жизни человечества. Шеллинг развивает мысль о том, что своеобразная особенность истории человечества заключается в соединении свободы и необходимости, и что через это люди реализуют заложенный в них и никогда не исчезавший из сознания идеал совершенствования - универсальный правовой строй, который может быть реализован только всем человеческим родом. А весь процесс исторического развития нужен и сводится лишь к вечному стремлению к этому идеалу. Социальный прогресс, его критерии и типы. Социальный прогресс – социальная форма развития и движения общества от низших ступеней к высшим. ü Причина социального прогресса – диалектика способностей и потребностей человека (производства и потребления). Человек должен производить условия своего существования. Потребности человека имеют тенденцию к усложнению. Потребности носят сложный характер - закон. Маркс: закон неуклонного возвышения потребностей. ü Критерий социального прогресса. Идеализм искал причину в духовном начале. Материализм считал, что критерий нужно искать в производственной сфере. Критерий – уровень развития производительных сил. Конечный критерий социального прогресса – уровень развития самого человека, его сущностных сил. Самый глубокий критерий социального прогресса – сам человек. Выделяют два уровня сущностных сил человека: 1. Интеллектуальный: труд, мышление, речь; 2. Потенциальный: способности и потребности. Формация и ее структура. Общество вообще существует в конкретных исторических формах. Форма общества — это общество на определенной ступени развития, или общественно-экономическая формация. Понятия "общество вообще" и "общественно-экономическая формация" соотносятся как род и вид. Первое выражает качественную определенность социальной формы материи, ее отличие от других форм, второе — качественную определенность исторических ступеней ее развития. ОЭФ – особый тип общества, цельная, социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специальным законам которые обусловлены данным способом производства. В каждой формации оно имеет свою форму, и потому формации характеризуются различной степенью идентичности (соответствия) человеческих индивидов своей сущности. Иными словами, каждой исторической ступени развития человечества свойственно противоречие между универсальной, потенциально бесконечной человеческой сущностью и ее исторически ограниченной формой, осуществлением. Критерий выделения той или иной ОЭФ - способ производства. -Первобытно – общинный -Рабовладельческий -Феодальный -Капиталистический (Буржуазный) -Социалистический Экономические эпохи различаются не тем что производится, а тем как производится. Структура ОЭФ Поскольку ОЭФ есть общество на определенной ступени развития, основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства. Он представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В этом единстве ведущими являются производительные силы, которые и определяют производственные отношения. Способ производства и его структура. Способ производства – конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. Т.о. производя материальные блага, люди воспроизводят собственные общественные отношения. Производственные отношения(ПО) – взаимодействие человека с человеком в процессе работы. Виды: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение). - определяющие отношения распределения отношения обмена отношения потребления 6) первобытно-общинный собственность коллективная 7) рабовладельческая (человек - раб) 8) феодальная собственность на землю и крестьян 9) буржуазная собственность на средства производства 10) социализм коллективная собственность (колхозы, народная собственность (недра, фабрики)). В распоряжении государства. Производительные силы(ПС) – Взаимодействие человека с природой. - личный компонент (сам человек) - вещественный компонент (средства производства). Закон соответствия ПО и ПС. Не одна ОЭФ не погибает раньше, чем разовьются все ПС, для которых она дает просторы, и новые ПО не появятся раньше, чем созреют ПС в обществе. ПС – развиваются быстрее ПО, которые развиваются скачками. Смена экономических формаций происходит на том этапе развития, когда данные ПО становятся тесными для ПС. Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда. Предмет труда – часть природы, на которую направлена трудовая деятельность человека (природа в целом). Пр: руда на руднике, виноград на винограднике. Сырье - предмет труда, профильтрованный через предшествующий человеческий труд. (Пр: руда на медеплавильном заводе, виноград на винодельне). Всякое сырье – предмет труда, но не всякий предмет труда – сырье. Средства труда – вещь или комплекс вещей, орудия труда, то есть то чем производится труд. Наука – компонент производительных сил, или растворена в человеке и в средствах производства (Знания, которые есть у человека. Пр: более сложные станки). Наука – создание новой техники, научные знания, наука об управлением производством. Доля науки в производстве все время растет (онаучивание труда).
Способ производства= Производительные силы + Производственные отношения Производительные силы= Человек+Наука+ Средства производства Средства производства= Предмет труда+ Средства труда Средства труда= Орудия труда+ Инфраструктура Базис и надстройка. Базис – совокупность производственных отношений, существующих в обществе. Надстройка – совокупность определенных общественных идей, взглядов, теорий, складывающаяся в соответствии с ними система идеологических отношений и организации закрепляющих их. Отношение базиса и надстройки есть отношение первичности-вторичности. Идеологические отношения как духовные (субъективные) имеют объективное содержание и материальные средства реализации, или материальную часть надстройки. Последняя "изъята" из материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи объективной, представляет собой специфический компонент общественного бытия. Эта объективная часть надстройки есть связующее звено объективно-реального и субъективно-реального существования общества, средство их взаимного влияния. Ненадстроечные элементы – это различные социальные группы, классы, страты, особые семейные отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.006 с.) |