Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производительные силы и производственные отношения: их структура и источники развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПС выражают единство двух сторон: личной (чел-к и чел.труд) и вещественной (средства производства). Труд - всегда опосредованный процесс, сам по себе не реализуется, а реализуется в диалоге с техникой. Подходы: 1)Технократический (Плеханов, теории индустриального и постиндустриального общества). Полагают, что производство зависит от состояния техники. Этот подход появляется, т.к.: ·Труд не имеет предметной формы выражения. Возникает иллюзия, что движение и развитие происходит только в технике. ·Труд зависит от техники (орудий труда). Но эта зависимость не абсолютна: человек, который произвёл машину от неё не зависит, а наоборот. 2)Гуманистический. Техника сама не производит, а производит человек и её, и блага. Она не имеет источника саморазвития. Стоит уделять внимание развитию рабочей силы, а не техники. Труд определяют как материальное производство в узком смысле. Труд - социальный материальный процесс постоянного порождения человека из природы. Это связь человека и окружающего мира. Труд рассматривается в нескольких аспектах: 1. Всеобщий, труд рассматривается применительно к миру в целом. Труд предстаёт как высшая форма материальной активности (все материальные предметы ею обладают, но труд - высшая, наиболее сложная форма). Труд выступает как универсальный процесс, т.к. в труде человек относится ко всему многообразию материального мира, т.е. в труде преобразуется всё. Он включает в себя все формы материальной активности, т.е. в нём представлены и химическая, и физическая, и биологическая активность. Труд выступает как способ существования и развития человека. 2. Особенный. Труд рассматривается применительно к обществу. Труд предстаёт как конкретный исторический процесс, явление, т.к. он развивается. Он не складывается на пустом месте, он $ на базе уже сложившихся производственных навыков. Труд выступает как способ преобразования жизни не только отдельного индивида, но и общества в целом. 3. Единичный. Труд как элементарный процесс. Процесс превращения некоего исходного предмета в конечный продукт. Он опосредуется средствами производства, труда. Конечный продукт служит для потребления (удовлетворения потребностей и реализации способностей). Видна направленность от простого к сложному, от предмета к продукту, от природы к человеку. Труд развивается, имеет исторический характер, развитие направлено движением от природы к человеку. Труд имеет избыточный характер, т.к. всегда превышает затраченные издержки для поддержания рабочей силы. Это самовозрастающая величина, т.к. в процессе труда человек каждый раз присоединяет к собственным силам силы природы, он оказывается сложнее, чем он был. Как труд, так и человек являются сложнее самих себя. Движущий элемент - противоречие между простым и сложным, природой и человеком. Труд - процесс, который каждый раз снимает это противоречие. Процесс имеет бесконечный характер. Вещественный элемент. Трудовой процесс в жизни человека происходит в диалоге с техникой. Техника - это посредник между человеком и природой. Существует несколько подходов к истории техники: 1) Выделение сложности техники по свойствам самой техники. Но непонятна смена одних орудий на другие, т.к. техника сама не развивается, значит, источник находится вне неё 2) По тем материальным процессам, которые овеществлены в технике (по формам материи). Но природа технику не развивает, хотя в ней преобразуется 3) По свойствам человека, т.е. свойства человека, которые осуществляются в технике. Но в данном подходе можно усомниться, т.к. машина не трудится, она не берёт на себя функции труда, преобразует всё сам человек. Человек сам актуализирует собственный материальный процесс
Предмет труда (то, на что направлена человеческая деятельность) и средства труда (посредством чего воздействуют на предмет труда) образуют средства производства. В средствах труда различают механические средства, или орудия труда, и средства для хранения предметов труда. Продукты труда представляют собой не только результат, но и условие процесса труда. Труд осуществляется посредством орудий или средств труда. Соотношение труда и орудий труда есть соотношение высшего (социального) и низшего (природного). Источники развития произв-ных сил. В производительных силах наиболее подвижным, динамичным является общество, люди, ибо техника - преобразованный природный элемент общества, средство существования. Изменение техники осуществляется людьми, создается в результате целесообразной деятельности человека, это значит, что человек должен меняться раньше, чем техника. Однако изменение человека происходит в диалоге с техникой. Появлению новой техники предшествует возникновение новых потребностей, которые толкают человека к ее совершенствованию, и способностей, которые в процессе создания новой техники получают дальнейшее развитие, перерастая достигнутый уровень. #, рабочий должен приспосабливаться к непрерывности процесса производства ритму, заданному ему машиной, так как машины не смогут приспособиться к человеку. Мастерство ремесленников было тем выше, чем больше искусства, накопленного поколениями, они в себя вбирали. В машинном труде картина меняется. Автоматизация производства ведет к тому, что труд становится невозможным без развития многосторонних способностей. Современный этап требует от работника высокого уровня знаний, умения быстро переходить от одной профессии к другой. Но наиболее творческая часть труда всегда осуществлялась человеком. Граница между творческими функциями человека и возможностями машины постоянно меняется. С передачей части функций машине у него появляются новые творческие функции. Процесс взаимодействия человека и машины противоречив: с одной стороны происходит рост свободы, ослабление зависимости человека от освоенной им техники, с другой - растет его зависимость от новой, более сложной техники. Овладевая наличными орудиями труда, человек подчиняет их себе и тем самым приобретает независимость от данного уровня техники. Развитие орудий труда идет в направлении к человеку, к достижению с ним сходства (искусственный интеллект, персональные компьютеры).
Производственные отношения – отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. В соответствии со сложной структурой производства различают: · собственно производственные отношения · отношения распределения · отношения обмена · отношения потребления В силу относительной самостоятельности производственные отношения заключают в себе тенденцию к саморазвитию. В этой связи важно выяснить, чем определяется развитие производственных отношений: орудиями труда или самим трудом. Орудия труда служат лишь показателем развития рабочей силы, или способности к труду. Изменение производственных отношений непосредственно обуславливает не техника как таковая, а живая человеческая деятельность. Производительные силы определяют форму производственных отношений. Пока производственные отношения соответствуют производительным силам, они создают простор их развитию. Отношение собственности. Собственность - это не свойство самого предмета, а отношение человека к предмету, это отношение к присвоению. Это необходимый элемент производства, она обеспечивает контакт человека с предметом преобразования, при этом она выступает источником развития производства, стимулом его развития. Выделяются 2 стороны собственности: 1. Техническая. Отношение человека к природе, природным объектам 2. Экономическая. Отношения между людьми по поводу присваиваемых объектов. 3 момента: 1) отношения между людьми как собственниками и не собственниками. 2) отношение к средствам производства как к своим или к чужим 3) отношение к рабочей силе как к своей или к чужой (личный элемент) Формы собственности: 1. общественная. Средства производства принадлежат обществу. 2. индивидуальная. Обе формы существует одновременно (в первобытном обществе всё принадлежало обществу, но использование её носит индивидуальный характер). Зародыши новых производственных отношений возникает в недрах старого способа производства. Только тогда, когда возникает технический базис, адекватный новому способу производства, и соответствующая ему рабочая сила, т.е. когда создаются качественно новые производительные силы, складываются и качественно новые производственные отношения. Закон соответствия производственных отношений к производительным силам выражает соответствие отношений человека и его собственной сущности. Производство и потребление. Люди в процессе производства приспосабливают предметы природы к человеческим потребностям, т.е. производство ориентировано лишь на удовлетворение потребностей. Оно создает предметы, соответствующие потребностям, распределение рассредоточивает их согласно общественным законам, обмен вновь распределяет уже распределенное соответственно отдельным потребностям, а в потреблении созданный предмет непосредственно потребляется. С производства процесс начинается, потреблением заканчивается, и в нем определяются цели нового процесса. Учитывается динамика развития способностей и потребностей (развиваются аналогично). Большинство исследователей полагают, что потребности первичны. В непосредственном плане, в повседневной жизни это так, но если углубиться в сущность человека, то способности опережают потребности.(Если перевести на актуальный уровень, то это производство и потребление, но здесь производство первично). Способности и потребности. 1) Потребности - нужда в чём-либо. Имеют сложную структуру. Делятся на простые и сложные. Простые: биологические; имеют социальное выражение, так как удовлетворяются социальной практикой. Сложные: потребность в трудовой деятельности, в мышлении, в процессе познания и в общении. Потребности делятся на материальные и духовные. Материальные: потребность в трудовой деятельности. Духовные: потребность в осознании трудовой деятельности. В потребностях можно выделить предмет, потребное будущее, потребное состояние. Движущим противоречием является противоречие между наличным и потребным будущим состоянием. Потребности постоянно возрастают. 2) Способности - готовность к какой-либо деятельности. Бывают: * материальные и духовные; * простые и сложные. Материальные: способность к трудовой деятельности. Духовные: способность к познанию, к мыслительной деятельности. Простые материальные способности: способности к конкретным видам деятельности. Сложные материальные способности: способность к труду вообще, ко всему многообразию видов деятельности. Простые духовные: способности к обыденному познанию. Сложные духовные: способность к логическому, научному осознанию действительности и к художественной деятельности. Структура способностей. Они имеют свой предмет: будущее материальное и духовное состояние. Средство реализации: прообраз - то, чего ещё нет, но существует возможность получить. Способности развиваются из задатков человека, но не все задатки реализуются.
Способности и потребности находятся в единстве, которое выступает в трёх основных отношениях: 1. Одно есть непосредственно другое. То есть способность есть потребность иметь способность, и наоборот. 2. Одно опосредует другое. Удовлетворяя потребности, мы одновременно реализуем способности, и наоборот. 3. Одно создаёт себя как другое. Учитывается динамика развития способностей и потребностей (развиваются аналогично). Большинство исследователей полагают, что потребности первичны. В непосредственном плане, в повседневной жизни это так, но если углубиться в сущность человека, то способности опережают потребности.(Если перевести на актуальный уровень, то это производство и потребление, но здесь производство первично).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.009 с.) |