Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое умственное развитие?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В течение долгих лет психологи спорили между собой о том, существует ли такое единое человеческое качество, которое можно было бы назвать интеллектом, и если оно существует, то зависит ли оно от различий, обусловленных наследственностью. Интеллект трудно определить, потому что он охватывает много различных, зачастую не связанных между собой качеств. Так, мы могли бы предположить, Коэффициент умственного развития и успехи в образовании
что «самой чистой» формой интеллекта является способность решать абстрактные математические головоломки. Однако люди, которые очень хорошо решают такие головоломки, обнаруживают иногда весьма слабые способности в других областях, например плохо усваивают изложение исторических событий или совсем не понимают искусство. Поскольку понятие интеллекта оказалось столь трудноопределимым, некоторые психологи предложили (и многие деятели образования за неимением лучшего согласились) рассматривать интеллект просто как то, «что измеряется тестами по определению коэффициента умственного развития» (IQ — intelligence quotient — коэффициент умственного развития как измерение интеллекта). Неудовлетворительный характер такого решения совершенно очевиден, поскольку определение интеллекта при этом становится не чем иным, как порочным кругом. Большинство тестов по определению IQ представляют собой смесь логических и вычислительных задач. Тесты построены таким образом, что среднее число баллов составляет сто пунктов; человек, получивший меньшее количество баллов, считается, следовательно, обнаружившим «умственные способности ниже средних»; человек, набравший большее количество баллов, считается обладающим «умственными способностями выше среднего уровня». Несмотря на принципиальную трудность измерения интеллектуальных способностей, тесты по определению IQ широко используются в научно-исследовательской работе, а также в школах и в бизнесе. Коэффициент умственного развития и генетические факторы Баллы, полученные при тестах по определению IQ, на практике в значительной степени совпадают с успехами в учебе (что неудивительно, поскольку тесты по определению IQ первоначально были созданы для предсказания успешности занятий в школе). Они, следовательно, также четко коррелируют с социальными, экономическими и этническими различиями, поскольку они связаны с расхождениями в уровне успехов в образовании. Белые учащиеся в среднем набирают больше баллов, чем черные ученики или члены других неблагополучных меньшинств. В 1969 г. была опубликована статья Артура Дженсена, которая произвела шок, — в ней различия между белыми и черными, установленные при определении IQ, частично объяснялись различиями генетическими (Jensen 1967, 1979). Ближе к нашим дням психолог Ричард Д. Херрнстейн и социолог Чарлз Марри вновь открыли дискуссию об IQ и образовании весьма полемическим образом. В книге «Кривая нормального распределения: интеллект и классовая структура в американской жизни» они утверждают, что собранные свидетельства, связывающие IQ с генетическим наследством, стали в настоящее время неопровержимыми. Значительные различия в умственных способностях между разными расовыми и этническими группами, по их мнению, следует частично объяснять исходя из наследственности (Herrnstein and Murray 1994). Большинство цитируемых ими свидетельств взяты из исследований, проведенных в США. По утверждению Херрнстейна и Марри, данные материалы показывают, что некоторые этнические группы имеют в среднем более высокий IQ, чем другие группы. Так, американцы азиатского происхождения, особенно выходцы из Японии и Китая, обладают, как правило, в среднем более высоким коэффициентом интеллекта, чем белые американцы, хотя это различие не столь велико. Вместе с тем средняя величина IQ выходцев из Азии и белых существенно выше, чем у черных. Обобщая данные, заимствованные из 156 исследований, Херрнстейн и Марри устанавливают, что среднее различие между указанными двумя расовыми группами составляет шестнадцать пунктов. Авторы утверждают, что подобные различия в унаследованных интеллектуальных способностях оказывают существенное влияние на социальное разделение американского общества. Чем умнее индивидуум, тем больше шансов у него подняться по социальной лестнице. Те, кто находится на самой вершине, попали туда частично потому, что они более умны, чем остальная часть населения, из чего следует, что люди, находящиеся внизу, остаются там, как правило, потому, что не столь умны. Критики взглядов Херрнстейна и Марри отрицают, что различия в IQ между расовыми и этническими группами имеют генетическое происхождение. Они считают различия в IQ результатом социальных и культурных различий. По их мнению, тесты по определению IQ включают такие вопросы, например связанные с абстрактным рассуждением, которые скорее присущи жизненному опыту более зажиточных белых учащихся, чем Глава 16. Образование
черных или представителей этнических меньшинств. На результаты тестов по определению IQ могут также повлиять некоторые факторы, не имеющие ничего общего со способностями, которые должны якобы измеряться, такие, например, как атмосфера напряженности при проведении тестирования. Так, исследование показало, что если тестирование на IQ проводил белый, результаты афроамериканцев были на шесть баллов ниже, чем в тех случаях, когда тестирование проводил черный {Kamin 1977). Социологи, обследовавшие группы бесправных этнических меньшинств в других странах, таких как «неприкасаемые» в Индии, маори в Новой Зеландии и буракумины в Японии7', с уверенностью угверждают, что различия в IQ между афроамериканцами и белыми в США обусловлены социальными и культурными расхождениями. Во всех обследованных ими группах дети при тестировании на IQ набирали в среднем на десять-пятнадцать баллов меньше, чем дети, принадлежавшие к этническому большинству. Этот вывод получил дальнейшую поддержку при сравнительном изучении четырнадцати стран (включая Соединенные Штаты), которое показало значительный рост среднего показателя IQ за последние полстолетия для всего населения в целом (Coleman 1987). Тесты по определению IQ постоянно обновляются. Когда одной и той же группе людей даются старые и новые варианты тестев, по старым тестам люди набирают значительно большее количество баллов. Современные дети, когда им при тестировании на IQ были даны задания 1930-х гг., набрали в среднем на пятнадцать баллов больше, чем группы 1930 г. — как раз такая же средняя разница, какая в наши дни разделяет черных и белых. Теперешние дети не имеют врожденного превосходства в интеллектуальных способностях по сравнению с их родителями или дедушками и бабушками; изменение, по-видимому, объясняется увеличением благосостояния и социальных возможностей. В среднем социальный и экономический разрыв между белыми и афроамериканцами по меньшей мере столь же велик, как разрыв между разными поколениями, и этого достаточно, чтобы объяснить расхождения в количестве баллов при 7) Буракумины (от яп. bwaku «гетто») - в Японии представители достаточно многочисленного социального меньшинства, традиционно относимые к «отверженным» в связи с выполняемой ими «грязной» работой. — Прим. перев. тестировании на IQ. В то же время, среднее количество баллов, определенное для групп в целом, ничего не дает для предсказания уровня умственного развития каждого отдельного члена этой группы. Возможно, различия между отдельными людьми, влияющие на количество баллов при тестировании на IQ, частично являются генетическими, однако утверждение о том, что некоторые расы в целом умнее других рас, остается бездоказательным и маловероятным. Сражения по поводу «Кривой нормального распределения» В книге «Сражения по поводу „Кривой нормального распределения"» несколько известных ученых, собравшись вместе, проанализировали взгляды Херрнстейна и Марри. Редактор тома характеризует книгу указанных авторов «Кривая нормального распределения» как «самое подстрекательское сочинение в социальной науке за последние десять или даже более лет». Заявления и утверждения авторов книги «вызвали мгновенные потоки писем редакторам всех крупных журналов и газет, не говоря уже о комментариях в радио-и телевизионных шоу» (Fraser 1995, 3). Один из участников издания «Сражения по поводу „Кривой нормального распределения"», Стивен Джей Гоулд, говорит о том, что Херрнстейн и Марри ошибаются по четырем основным пунктам. Он оспаривает их утверждение о том, что интеллект можно определить с помощью одного числового показателя IQ; что людей можно сколько-нибудь осмысленно ранжировать с помощью одной-единственной шкалы интеллектуальных способностей; что интеллект выводится в значительной степени из генетического наследства; и что интеллект не может изменяться. Гоулд показывает, что каждое из подобных допущений сомнительно. Другой участник издания, Говард Гарднер, утверждает, что научные исследования, которые велись на протяжении столетия, рассеяли представление об «интеллекте» как общей категории. Существует только «совокупность умственных способностей» — практических, музыкальных, математических и т.д. Другие участники издания «Сражения по поводу „Кривой нормального распределения"» указывали, что нет сколько-нибудь устойчивого соотношения между количеством баллов IQ и будущим качеством выполнения работы. Заключение: учиться всю жизнь
Общий вывод участников обсуждения книги Херрнстейна и Марри гласил: «расистская псевдонаука». В заключение Гоулд пишет: «Мы должны бороться с доктриной авторов „Кривой нормального распределения" потому, что она ошибочна, а также потому, что если она будет реанимирована, это отрежет всякую возможность правильного формирования интеллекта людей. Разумеется, мы не можем все быть строителями космических ракет или заниматься хирургией мозга, но те, кто не имеет таких способностей, вполне вероятно, станут рок-музыкантами или профессиональными спортсменами (и будут иметь тем самым гораздо более высокий социальный престиж и доходы)...» (Gould 1995, 22). Эмоциональный и межличностный интеллект Б своей книге того же названия «Эмоциональный и межличностный интеллект» Дэниел Го-улмен высказал убеждение, что, по-видимому, «эмоциональный интеллект», во всяком случае, не менее важен, чем IQ, в определении того, насколько успешна наша жизнь. Эмоциональный интеллект проявляется в том, как люди используют свои эмоции, — это способность ставить перед собой цели, сдерживать себя, вдохновляться и быть настойчивым. В общем и целом эти качества не являются наследственными, и чем больше детей можно научить им, тем больше шансов будет у них использовать свои интеллектуальные способности (Goleman 1996). По словам Гоулмена: «Самые талантливые из нас могут потерпеть кораблекрушение на мелководье необузданных страстей и бурных импульсов, столкнувшись со скрытой опасностью: люди с высоким IQ могут быть ужасающе плохими лоцманами в своей личной жизни» (Goleman 1996, 34). Здесь кроется одна из причин того, почему измерения обычного интеллекта не слишком точно коррелируют с последующими достижениями человека. Так, в одном исследовании были прослежены судьбы 95 студентов Гарварда, закончивших его в 1940-х гг. К тому времени все они были уже людьми среднего возраста, и обнаружилось, что с точки зрения профессиональной карьеры те из них, у кого в колледже были высокие показатели IQ, добились лишь ненамного больших успехов, чем те студенты, которые тогда набрали меньше баллов. Авторы другого исследования обратились к другому концу шкалы IQ. Они обследовали 450 юношей из района трущоб около Гарварда, причем две трети юношей были из семей, живущих на социальное пособие. У трети юношей из этой группы показатель IQ был ниже 90. И снова IQ имел только слабое отношение к их последующей карьере. Например, 7 % молодых людей с IQ ниже 80 баллов были безработными, но работы не имели также и 7% с IQ выше 100. Такие способности, проявляющиеся в детстве, как умение сдерживать свои эмоции и ладить с другими детьми, давали возможность более точного предсказания. Как сформулировал это Говард Гарднер: Межличностный интеллект представляет собой способность понимать других людей: какая у них мотивация, как они работают, как работать в сотрудничестве с ними. Люди, преуспевшие в торговле, политики, учителя, лечащие врачи и религиозные лидеры - все с большой долей вероятности являются людьми с высоким уровнем межличностного интеллекта. Межличностный интеллект — это способность построить точную, соответствующую действительности модель своей личности и уметь использовать эту модель, чтобы эффективно действовать в жизни (Gardner 1993, 9). Следует пересмотреть наше представление об интеллекте и включить в него многообразные факторы, способствующие успеху в жизни. Нечто сходное можно сказать и о самом образовании. Образование представляет собой гораздо более широкое явление, чем формальное школьное обучение. Оно также не может больше считаться подготовительным этапом перед тем временем, когда человек начнет работать. По мере того как изменяются технологии, изменяются необходимые умения и навыки, и даже если рассматривать образование с чисто профессиональной точки зрения — как дающее навыки, важные для трудовой деятельности, — по единодушному мнению большинства ученых, в будущем людям нужно будет учиться на протяжении всей жизни. Заключение: учиться всю жизнь Новые технологии и возникновение экономики знания трансформируют традиционные Глава 16. Образование
представления о труде и образовании. Сами темпы изменения технологий ведут к гораздо более быстрой реорганизации видов трудовой деятельности, чем это было раньше. Как уже говорилось выше в данной главе, а также в главе 13 («Труд и экономическая жизнь»), обучение и получение квалификации происходят теперь не только один раз в жизни, в ранней молодости, но на протяжении всей жизни людей. В середине профессиональной карьеры специалисты принимают решение усовершенствовать свою квалификацию с помощью непрерывных образовательных программ и обучения с помощью Интернета. Многие предприниматели в наши дни разрешают своим работникам участвовать в обучении в рабочие часы, видя в этом способ укрепления лояльности и повышения уровня квалификации работников компании. Поскольку наше общество продолжает трансформироваться, изменяются также традиционные представления и институты, служившие ему опорой. Понятие образования, предполагающее структурированную передачу знания в условиях официального учебного заведения, уступает место более широкому понятию учения, которое происходит в самой разной обстановке. Этот сдвиг от «образования» к «учению» не остался без последствий. Люди, которые учатся, — это социально активные, любознательные личности, которые могут черпать вдохновение из многообразных источников, не только в обстановке учебного заведения. Делая упор на учении, мы признаем тем самым, что навыки и знания можно приобрести путем самых разных типов контактов — с друзьями и соседями, на семинарах и в музеях, в разговорах в местном пабе, через Интернет и другие средства информации и т. д. Перемещение центра внимания на обучение на протяжении всей жизни можно уже заметить и в самих школах, где расширяется круг возможностей для школьников учиться вне стен классной комнаты. Границы между школой и внешним миром рушатся не только с помощью киберпространства, но также и в окружающем физическом мире. Напри- мер, «обучение через оказание услуг» стало оплотом многих американских средних школ. Выполняя одно из требований, предъявляемых к выпускникам школ, ученики посвящают определенное время социальной работе, трудясь волонтерами в общине. Обычным явлением в США и Соединенном Королевстве стало партнерство школ с местными бизнесменами, благоприятствующее взаимодействию и отношениям наставничества между взрослыми специалистами и школьниками. С целью поощрения граждан к продолжению образования в Великобритании был создан инновационный «банк обучения». Если человек сделал небольшой начальный взнос на Индивидуальный счет обучения в этом банке, государство добавляет к его счету более крупную сумму. Можно взять со своего Индивидуального счета обучения деньги для оплаты образовательных курсов любого типа, включая переобучение для приобретения новых технических или рабочих навыков. «Университет для промышленности», включающий местные обучающие центры в таких местах, как церкви, супермаркеты и футбольные клубы, стимулирует людей продолжать свое образование в их собственном регионе. Учение на протяжении всей жизни должно сыграть и обязательно сыграет свою роль в движении к обществу знания. Это важно не только для осуществления хорошо обученной целеустремленной рабочей силы, учение следует рассматривать также в отношении к более масштабным человеческим ценностям. Учение — одновременно и средство, и цель развития непрерывного и автономного самообразования, поставленного на службу саморазвитию и самопониманию. В этой идее нет ничего утопического; по существу, она отражает гуманистические идеалы образования, созданные учеными — специалистами в области образования. Примером, который уже реально существует, может служить «университет третьего возраста», который дает людям пенсионного возраста возможность получить такое образование, какое они хотят, обучая тем предметам, какие представляют для них интерес. Краткое содержание 1. Образование в его современной форме, подразумевающей обучение учеников в специально созданных школьных помещениях, начало складываться по мере распространения печатных материалов и более высокого уровня грамотности. Большее число людей Заключение: учиться всю жизнь 459 и в большем числе мест получило возможность сохранять, воспроизводить и потреблять знания. С наступлением индустриализации труд стал более специализированным, и большее число людей приобрело абстрактные знания в добавление к практическим навыкам чтения, письма и счета. 2. Распространение образования в XX в. тесно связано с явно ощущаемой потребностью 3. В соответствии с Законом об образовании 1944 г., каждый гражданин Соединенного 4. В 1960-х гг. была введена система единой средней школы. Экзамен элевен-плас был отме 5. Высшее образование получило в Великобритании значительное распространение после 6. Информационные технологии все больше внедряются в процесс образования — ив ауди 7. Приватизация образования означает вовлечение частных компаний в управление обра 8. На понимание образования и школьного обучения оказали влияние различные социологи 9. Официальная школьная учебная программа представляет собой только часть более широ 10. В организации работы школ и в самом школьном обучении наблюдается тенденция сохранения тендерного неравенства. Правила, устанавливающие ношение различной одежды для девочек и мальчиков, поддерживают разделение по признаку пола, как и учебные тексты, содержащие укоренившиеся стереотипы о различии полов. Несмотря на все еще сохраняющиеся тенденции, девочки на протяжении последнего десятилетия постоянно опережали мальчиков на всех уровнях системы образования. Озабоченность, которую вызывают «неуспевающие мальчики», связана с такими более крупными социальными 460 Глава 16. Образование проблемами, как преступность, безработица и отсутствие отцов в неполных семьях, хотя некоторые социологи придерживаются мнения, что столь большое внимание к этой проблеме является необоснованным. 11. Поскольку определение понятия «интеллект» вызывает трудности, по этому вопросу 12. Новые технологии и экономика, основанная на знании, меняют наши представления Вопросы для самостоятельного анализа 1. Для чего нужно образование? 2. Может ли образование преодолеть социальное неравенство? 3. Какова должна быть политика, стимулирующая людей получать высшее образование? 4. Делают ли современные технологии «общество без школ» возможным или желательным? 5. Как могла бы скрытая учебная программа проявиться в компьютерном классе? 6. Следует ли школам и колледжам обращать больше внимания на развитие эмоционального Дополнительная литература Вепп Caroline and Chitty Clyde. Thirty Years On: Is Comprehensive Education Alive and Well or Struggling to Survive? London: David Fulton, 1996. Epstein Debbie el al. Failing Boys: Issues in Gender and Achievement. Buckingham: Open University Press, 1998. Halsey A.H. et al. Education: Culture, Economy and Society. Oxford: Oxford University Press, 1997. Интернет-линки Образовательная инициатива XXI века http://www.21learn.org Министерство образования и ремесел (Соединенное Королевство) www.dfee.gov.uk Энциклопедия философии образования http://www.educacao.pro.br/ ЮНЕСКО-образование http://www.unesco.org/education ГЛАВА РЕЛИГИЯ На протяжении тысячелетий религия оказывала огромное влияние на жизнь людей. В той или иной форме религия обнаруживается во всех известных человеческих обществах. В самых древних засвидетельствованных обществах, о которых нам известно только благодаря археологическим находкам, мы находим явные следы религиозных символов и ритуалов. В ходе последующей истории религия продолжала быть центральной частью жизни людей, воздействуя на то, как они воспринимают окружающую действительность и реагируют на нее. Однако в отношениях между религиозными воззрениями и современным рационалистическим мышлением существует известная напряженность. По мере развития современного общества рационалистический взгляд захватил многие стороны нашего существования, и по-видимому, его влияние в предсказуемом будущем вряд ли ослабеет. И тем не менее, можно ожидать, что всегда будуг выступления против науки и рационалистического мышления, потому что они не дают ответа на такие фундаментальные вопросы, как смысл и цель нашей жизни. А именно эти вопросы всегда были в самом центре религии и именно они поддерживали идею религии, эмоциональный скачок в веру. Временами религия и наука находились в противостоянии друг другу. Споры между сторонниками теории эволюционного происхождения человека и приверженцами теории сотворения человека ярко обрисовывают два совершенно различных подхода к пониманию происхождения человека. Однако в другие периоды религия и наука могут переплетаться самым странным и неожиданным образом. Так обстояло дело во время удивительного' события 21 сентября 1995 г., когда божества в некоторых святых индуистских храмах Ин- дии якобы пили молоко, поднесенное им их почитателями. К концу указанного дня, по мере того как известие о чуде передавалось из уст в уста и с помощью радио и телевидения, было подсчитано, что несколько миллионов людей лично попытались предложить богам молоко. Почти во всех индийских больших и малых городах толпы людей собирались на улицах перед храмами. Общественные места приняли вид «импровизированного религиозного празднества». Школы, офисы и другие учреждения в течение дня практически опустели, и все больше и больше людей выходило на улицы. Однако на следующий день, когда фанатичные верующие и просто любопытствующие пришли к храмам, чудо исчезло. Казалось, что боги больше не хотели пить поднесенное молоко. По словам антрополога Дениса Видала, описавшего данный феномен с достаточной подробностью, невозможно сколько-нибудь точно подсчитать количество людей, предложивших 21 сентября молоко богам. Подсчеты, проведенные после события, показывают, что принять участие в эксперименте попытались около 50% взрослого населения в Дели, 59 % в Калькутте и 49 % в Бомбее. Если учесть, что еще больше людей приняло участие в событии дома, в маленьких городах и за границей, данный феномен, вполне возможно, захватил несколько миллионов человек (Vidal 1998). В течение недель, которые последовали за указанным событием, исследование, проведенное в Бомбее, показало, что мнения поровну разделились между теми, кто принял научное объяснение, и теми, кто верил в подлинность чуда. Результаты опроса опровергли ожидания многих ученых, считавших, что реакция людей на указанный феномен бу- Глава 17. Религия
дет зависеть от социального происхождения, образования и культурных пристрастий. Тот факт, что значительная часть образованных индийцев, жителей городов верила в чудо, продемонстрировал, по словам Видала, «как много людей в наши дни в Индии — особенно в городских регионах — сочетают в своей повседневной жизни установки и мнения, свидетельствующие об их религиозных чувствах, и одновременно откровенный прагматизм и рационализм» (Vidal 1998, 168). Почему религия так глубоко пронизывает человеческие общества? Как меняется роль религии в обществах в наши дни? При каких условиях религия объединяет сообщества, а при каких разъединяет их? Почему религия имеет такую ценность для жизни людей, что они готовы пожертвовать собой за ее идеалы? Вот те вопросы, на которые мы попытаемся дать ответ в настоящей главе. Для осуществления этой задачи нам придется сначала выяснить, что в действительности представляет собой религия, и рассмотреть несколько различных форм, которые принимают религиозные верования и обряды. Мы также обсудим основные социологические теории религии и проанализируем различные типы религиозных организаций, которые возможно выделить. И везде нас будет интересовать судьба религии в современном мире, поскольку многим наблюдателям представляется, что по мере развития науки и современной индустрии религия утратила ту ключевую роль в социальной жизни, какую она играла до наступления нешего времени. Изучение религии — чрезвычайно трудное дело, предъявляющее совершенно особые требования к воображению социолога. Анализируя религиозные обычаи, мы должны осмыслить многие различные верования и ритуалы, существующие в различных человеческих культурах. Мы должны прочувствовать идеалы, которые внушают глубокую убежденность верующим, и одновременно отнестись к ним беспристрастно. Мы должны оценить идеи, обращенные к вечности, и в то же время помнить, что религиозные группы преследуют также вполне мирские цели — такие как сбор финансовых средств или привлечение последователей. Мы должны признать многообразие религиозных верований и способов поведения, но одновременно также исследовать сущность религии как общего феномена. Определение религии Многообразие религиозных верований и организаций настолько велико, что ученые столкнулись с огромными трудностями, пытаясь дать приемлемое для всех определение религии. На Западе большинство людей отождествляют религию с христианством — верой в высшее существо, которое побуждает нас вести себя на земле в соответствии с заповедями морали и обещает нам вечную жизнь. Разумеется, мы не можем определить религию в целом исходя из этих понятий. Подобные верования, как и многие другие аспекты христианства, в большинстве мировых религий отсутствуют. Чем религия не является Чтобы преодолеть опасность культурно предвзятого понимания религии, самое правильное, вероятно, для начала сказать, чем религия не является, исходя из общих соображений. Так, во-первых, религию не следует отождествлять с монотеизмом (верой в одного Бога). В большинстве религий признается множество божеств. Даже в некоторых разновидностях христианства существует несколько фигур, обладающих божественными качествами: Бог, Иисус, Дева Мария, Святой Дух, ангелы и святые. В некоторых религиях боги вообще отсутствуют. Во-вторых, религию не следует отождествлять с моральными предписаниями, контролирующими поведение верующих, — подобно Заповедям, которые Моисей якобы получил от Бога. Представление о том, что боги интересуются тем, как люди ведуг себя на земле, чуждо для многих религий. Например, для древних греков боги были в основном равнодушны к поступкам людей. В-третьих, религия совсем не обязательно связана с объяснением того, как мир стал таким, какой он есть. В христианстве происхождение человеческого рода объясняется в мифе об Адаме и Еве; мифы о происхождении такого рода имеются во многих религиях, но равным образом, во многих религиях таких мифов нет. В-четвертых, религию нельзя отождествлять со сверхъестественными явлениями, как изначально предполагающую веру в мир «за пределами сферы наших чувств». Конфуцианство, например, стремится к тому, чтобы при- Разновидности религии
нять естественную гармонию мира, а не к поиску истин, «лежащих за» ним. Чем религия является Характерные черты, которые, как представляется, действительно присущи всем религиям, следующие. Религия предполагает наличие системы символов, вызывающих чувство благоговения или страха, и связана с ритуалами или церемониями (как, например, церковное богослужение), в которых принимает участие община верующих. Каждый из этих элементов нуждается в некотором уточнении. Независимо от того, предполагают или нет верования в той или иной религии существование богов, практически всегда в ней имеются существа или предметы, внушающие отношение благоговейного страха или чуда. В некоторых религиях, например, люди веруют в «божественную силу» и поклоняются ей, а не персонифицированным богам. В других религиях существуют личности, не являющиеся богами, но глубоко почитаемые, — например, Будда или Конфуций. Обряды, ассоциируемые с религией, очень многообразны. Ритуальные действия могут включать молитвы, монотонное молитвенное песнопение, пение, вкушение определенного вида пищи — или воздержание от этого — пост по определенным дням и т. д. Поскольку ритуальные действия направлены на религиозные символы, они обычно считаются принципиально отличными от обычаев и действий повседневной жизни. Так, зажечь свечу, чтобы почтить или умиротворить бога, имеет совершенно иной смысл, чем сделать то же самое для освещения комнаты. Религиозные ритуалы часто совершаются людьми в одиночестве, но во всех религиях существуют также обряды, совершаемые верующими коллективно. Регулярные церемонии происходят, как правило, в специальных местах — церквях, храмах или святых местах наподобие тех, где в Индии случилось «чудо» и боги пили молоко. Наличие коллективных обрядов рассматривается обычно социологами как один из основных факторов, отличающих религию от магии, хотя граница между ними отнюдь не является отчетливой. Магия представляет собой воздействие на события с помощью снадобий, песнопений или ритуальных действий. Обычно это действо осуществляется отдельным человеком, а не группой верующих. Часто люди решаются прибегнуть к магии в ситуации несчастья или опасности. Так, Бронислав Малиновский в своем классическом исследовании, посвященном жителям островов Тро-бриан в Тихом океане, описывает множество магических обрядов, которые островитяне совершали перед каждым сопряженным с риском плаванием на каноэ (Malinovski 1982). Когда жители островов просто отправлялись на рыбную ловлю в безопасных и спокойных водах местных лагун, они таких обрядов не совершали. Хотя в современных обществах магические ритуалы по большей части исчезли, в ситуациях опасности суеверия, подобные магии, все еще достаточно широко распространены. Многие люди, занятые в профессиях, сопряженных с риском, или там, где случайные факторы могут существенным образом повлиять на результаты деятельности — например ша
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.015 с.) |