Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничения подходов Тейлора и ФордаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В какой-то момент казалось, что фордизм представляет собой будущее промышленного производства как такового. Но этого не случилось. Эта система применима только к таким отраслям промышленности, как производство автомобилей, которые выпускают стандартную продукцию для больших рынков. Установка механизированных поточных линий стоит очень дорого, и как только система внедрена, она оказывается негибкой: к примеру, чтобы изменить продукт, потребуются значительные повторные капиталовложения. Фордистское производство легко копировать при наличии достаточного количества средств для открытия подобного завода. Но фирмам в странах, где рабочая сила является дорогостоящей, трудно конкурировать с теми, где оплата ниже. Это стало одним из факторов, которые изначально привели к подъему японского машиностроения (хотя сегодня уровень японской заработной платы более не является низким), а впоследствии и южнокорейского. Преобразование труда
Однако трудности фордизма и тейлоризма касаются не только потребности в дорогостоящем оборудовании. Фордизм и тейлоризм являются, используя термин, применяемый по отношению к ним некоторыми промышленными социологами, системами с низким уровнем доверия. Виды работ определяются менеджментом и устанавливаются в соответствии с действующим оборудованием. За теми, кто выполняет рабочие задания, идет пристальное наблюдение, и они имеют мало возможностей действовать независимо. Этот постоянный надзор, однако, обычно приводит к результату, противоположному желаемому: заинтересованность и боевой дух рабочих часто ослабевает, потому что они не могут повлиять на свою работу и на то, как она выполняется. В тех местах, где существует множество должностей низкого доверия, высок уровень недовольства и абсентеизма рабочих. и нередки производственные конфликты. Напротив, система с высоким уровнем доверия — это такая система, при которой рабочим позволяется контролировать темп и даже содержание их работы, не выходя за рамки общих директив. Такие системы обычно сконцентрированы на более высоких уровнях промышленных организаций. Как мы увидим, системы с высоким уровнем доверия стали в последние несколько десятилетий более распространены во многих местах работы, преобразуя сами наши понятия об организации и выполнении работы. Преобразование труда С начала 1970-х гг. и далее фирмы в Западной Европе, США и Японии начали экспериментировать с альтернативами системам с низким уровнем доверия. Фордистские методы стали считаться ограниченными, поскольку они лучше всего подходили для производства большого количества стандартных товаров. Однако в глобальных методах стимулирования потребительского интереса происходили важные изменения: рынки товаров массового производства, которые сделали фордизм столь успешным, вытеснялись самобытными «нише-выми рынками» для принципиально новых, высококачественных товаров. Методы фордизма были чересчур негибкими, чтобы отвечать этим быстро меняющимся требованиям рынка, и со временем многие компании постарались изменить свои неподатливые способы производства, желая сделать процесс работы более гибким. \Японскиёшавшества:^'§бласти менеджмента;- (рассматриваются -в ' ]Ш|Ше««Орган^зацион-: ные изменен№;яп6нск|я|^дёль»; на ci323;; Постфордизм За последние три десятилетия в целом ряде областей были введены гибкие методы работы, включая разработку изделия, способы производства, стиль управления, рабочую атмосферу, вовлеченность работников и маркетинг. Групповое производство, команды по решению задач, «многозадачность» и «нишевый маркетинг» — только некоторые из тех стратегий, которые были переняты компаниями в попытке реструктуризации в меняющихся условиях. Некоторые комментаторы предположили, что все вместе эти изменения представляют радикальное отступление от принципов фордизма; они утверждают, что сейчас мы работаем в период, которому наиболее подходит определение постфордизм. Постфордизм, термин, ставший общепринятым после работы Майкла Пиоре и Чарльза Сабела «Второй раздел индустрии», называет новую эру капиталистического экономического производства, в которой с целью отвечать рынку, требующему разнообразных товаров, сделанных на заказ, максимально развиты гибкость и нововведение {Piore and Sabel 1984). Однако идея постфордизма является несколько проблематичной. Термин используется по отношению к ряду частично совпадающих изменений, которые происходят не только в области труда и экономической жизни, но в обществе в целом. Некоторые авторы утверждают, что тенденцию к постфордизму можно увидеть в таких различных сферах, как политика партий, программы социального обеспечения, а также выбор образа жизни и потребительские предпочтения. Хотя обозреватели современности часто указывают на одни и те же изменения, нет всеобщего согласия относительно точного значения термина «постфордизм» или даже того, является ли он наилучшим способом понимания того феномена, свидетелями которого мы являемся. Несмотря на неопределенность, связанную с термином «постфордизм», в последние несколько десятилетий появился ряд особых тенденций в сфере труда, которые представляют собой явный отход от прежних фор- Глава 13. Труд и экономическая жизнь
дистских методов. Они включают в себя идею о «гибком производстве», децентрализации работы по неиерархическим группам командного типа, отход от специализированных навыков и обучения в сторону общих навыков и постоянного обучения, и также введение более гибких методов работы. Сейчас мы рассмотрим примеры первых трех из перечисленных тенденций; о появлении гибких методов работы далее в этой же главе. Гибкое производство Тейлоризм и фордизм успешно действовали на предприятиях, производивших стандартную продукцию для рынков массового потребления, но такие предприятия были не в состоянии выпускать небольшие партии товара, а уж тем более товары, сделанные специально для отдельного клиента. Компьютерный дизайн вкупе с другими типами технологии, основанной на применении компьютера, радикальным образом изменили ситуацию. Идея гибкого производства, или, по-другому, гибкой специализации, состоит в создании небольших групп высококвалифицированных рабочих, которые используют инновационные методы производства и новые формы технологии для создания меньшего количества товаров более индивидуального характера, нежели те, которые были сделаны с помощью массового производства. Изменения в дизайнах, опциях и характеристиках можно вносить чаще, чем во времена более медленных перемен, характерных для фордистских методов производства. Поскольку сегменты потребительского рынка требуют определенных типов товаров, гибкая специализация дает компаниям возможность разнообразить их ассортимент, чтобы соответствовать этим нуждам. Например, растущее число женщин и молодежи, покупающих машины в западных странах, побудило многих автопроизводителей ввести машины с «пакетом опций», рассчитанных именно на такой рынок. Некоторые модели автомобилей могут похвастаться дополнительными средствами обеспечения безопасности и более компактным дизайном кабины водителя для покупателей-женщин; другие ввели недорогие экономичные с точки зрения расхода топлива модели для молодых, впервые приобретающих автомобиль покупателей, надеясь положить начало пожизненной приверженности клиента их марке. Результаты гибкого производства можно также наблюдать во многих других компаниях, которые ввели «экологически приемлемые» линии товара — от моющих средств до шампуней и косметики — дополнительно к своему стандартному ассортименту. Групповое производство Групповое производство иногда использовалось совместно с автоматизацией как способ реорганизации работы. Идея этого метода состояла в том, чтобы увеличить мотивацию рабочих, объединяя последних в группы, совместно работающие над производственным процессом, вместо того чтобы заставлять каждого рабочего проводить весь день, выполняя одно повторяющееся задание, как, например, закручивание винтов в ручку двери автомобиля. Примером группового производства являются кружки качества (КК), группы, состоящие из пяти-двадцати человек, которые регулярно встречаются для изучения и решения производственных проблем. Рабочих, которые входят в КК, обучают дополнительно, что позволяет им применять технические знания в обсуждении проблем производства. КК возникли в Соединенных Штатах, были переняты рядом японских компаний, а затем снова распространились на Западе в 1980-е гг. Они представляют собой отход от исходных положений тейлоризма, поскольку в них признается, что рабочие обладают компетенцией, которая дает им возможность вносить свой вклад в определение и методику выполняемых ими заданий. Коллективная работа При отсутствии автоматизации группы, работающие совместно, также становятся популярны, будучи способом повышения результативности и экономической эффективности при разработке изделий и решении задач. Вместо того чтобы находиться на постоянной должности с определенным набором обязанностей, сегодня от многих служащих ожидается более гибкий способ работы, при котором они объединяются для краткосрочных проектов с коллегами и консультантами извне, а затем переходят к следующему совместному заданию. Этот подход часто используется в рекламной и марктетинговой индустриях: часто команды объединяются для построения кампании и запуска определенного продукта, вскоре после этого их распускают, и их члены переходят к новым проектам. Преобразование труда
Многие служащие, имеющие квалификацию в области информационной технологии, склонны работать очень гибко, временно присоединяясь к небольшой рабочей группе или «стручку» с целью добавить свой технический опыт. Интенсивный период работы в междисциплинарной команде затем резко заканчивается, и внимание концентрируется на следующем срочном проекте. Как определил это один агент по найму кадров, работающий на одну из фирм Соединенного Королевства, занимающихся консалтингом в области СМИ, «одним из врагов творческой мысли является привычка. Работа в „стручке" — это своего рода постановка пьесы. На этот шестинедельный период у вас появляется новая семья» (цит. по: Phillips 1999)- Объединяя вместе служащих с различным опытом работы, маленькие команды могут максимально повысить квалификацию и вклад каждого участника и добиться более творческого решения задач. «Разносторонность умений» Одно из убеждений постфордистских комментаторов состоит в том, что новые формы работы позволяют служащим увеличивать широту своих навыков из-за участия во множестве заданий, в отличие от выполнения определенного задания снова и снова. Групповое производство и коллективную работу' считают способствующими формированию «многоквалифицированной» рабочей силы, которая способна выполнять более широкий спектр обязанностей. В свою очередь это ведет к более высокой продуктивности и более качественным товарам и услугам; служащие, которые могут вносить вклад в свою работу различными способами, будут более успешны в решении задач и нахождении творческих подходов. Движение в сторону к «разносторонности умений» имеет последствия для процесса найма кадров. Если когда-то решения о найме в основном принимались на основании образования и квалификации, сегодня многие работодатели ищут людей, которые способны адаптироваться и быстро обучиться новым навыкам. В связи с этим экспертное знание различных компьютерных программ может не так цениться, как доказанная способность быстро усваивать идеи. Специализация зачастую является достоинством, но, если служащим трудно творчески применять узкие навыки в новых обстоятельствах, она может не считаться пре- имуществом в условиях гибкого, легко внедряющего инновации предприятии. В исследовании Фонда Джозефа Раунтри под названием «Будущее работы» рассматривались типы навыков, которые сегодня интересуют работодателей (Meadows 1996). Авторы исследования пришли к выводу, что и в квалифицированных, и неквалифицированных секторах трудовой занятости все больше ценятся «персональные навыки». Способность сотрудничать, а также работать отдельно, брать на себя инициативу и перенимать творческие подходы при соответствующей надобности назывались среди лучших навыков, которые может иметь человек. В условиях такого рынка, где индивидуальным требованиям заказчика уделяется повышенное внимание, необходимо, чтобы служащие в различной обстановке — от сектора сервиса до финансового консалтинга — могли использовать «персональные навыки» на рабочем месте. Это «понижение ценности» технических навыков, согласно авторам исследования, может быть особенно тяжелым для рабочих, которые долго трудились на рутинной, монотонной работе, где не было места «персональным навыкам». Обучение на работе «Разносторонность умений» тесно связана с идеей обучения и переобучения служащих. Вместо того чтобы нанимать узких специалистов, многие компании предпочтут нанять способных неспециалистов, которые могут развивать новые навыки по ходу работы. По мере того, как Меняются технология и требования рынка, компании по мере необходимости переобучают своих собственных служащих, вместо того чтобы привлекать дорогостоящих консультантов или заменять существующий состав новыми работниками. Вложения в основной состав служащих, которые могут стать ценными работниками, посвятившими всю свою карьеру этой организации, считаются стратегическим способом идти в ногу с быстро меняющимся временем. Некоторые компании организуют обучение в процессе работы с помощью команд, которые работают над одной и той же задачей. Этот метод дает возможность обучаться новым навыкам и быть кому-то наставником, параллельно выполняя работу: специалист в области информационной технологии может в течение нескольких недель работать в паре с менеджером компании с целью обоюдного обмена Глава 13. Труд и экономическая жизнь
навыками. Эта форма обучения рентабельна, поскольку она не уменьшает количество часов работы в значительной степени, а также дает возможность служащим расширить их квалификационную базу. Обучение в процессе работы может быть для работников важным способом развить их навыки и улучшить перспективы карьеры. Однако важно отметить, что возможности обучения не открыты для всех работников в равной степени. В групповых исследованиях ESRC1', посвященных молодым людям, рожденным между 1958 и 1970 гг., обнаружили, что служащие, уже обладающие рядом квалификаций, с гораздо более высокой вероятностью могли получить обучение в процессе работы, нежели их коллеги, не имеющие квалификаций. Такие исследования предполагают, что идет постоянное вложение средств в тех, кто уже являются наиболее квалифицированными, тогда как те, кто не имеют навыков, страдают от меньшего числа предоставляемых им возможностей. Обучение также влияет на уровень заработной платы: среди группы рожденных в 1970 г. обучение в процессе работы повышало доход служащего в среднем на 12%. Критика постфордизма Признавая трансформации, происходящие в сфере труда, некоторые комментаторы отрицают «постфордизм» как название. Одно из распространенных критических замечаний заключалось в том, что постфордисткие аналитики преувеличивают степень отступления общества от фордистких методов. Мы свидетели не массовой трансформации, как уверяют нас сторонники постфордизма, но интеграции некоторых новых подходов к традиционным фордистким методам. Это утверждение бьио принято теми, кто считает, что на самом деле мы переживаем период «неофордизма» — т. е. модификации традиционных фордистких методов (Wood 1989). Утверждалось, что идея гладкого линейного перехода от фордистких методов к пост-фордистким искажает истинную природу труда с обеих сторон. Анна Поллерт полагает, что фордистские методы никогда не были столь уж закрепившимися, как нас уверяли некоторые. Согласно Поллерт, мнение, что век мас- '' Economic and Social Research Council — Совет по экономическим и социальным исследованиям, действующий в Великобритании. — Прим. перев. сового производства прошел, уступив место тотальной гибкости, также является преувеличением. Она отмечает, что методы массового производства по-прежнему в силе во многих отраслях промышленности, особенно тех, что направлены на потребительские рынки. Поллерт считает, что экономическое производство всегда характеризовалось разнообразием используемых методов, а не стандартным, единообразным подходом (Pollert 1988). Женщины и работа В ходе истории мужчины и женщины участвовали в производстве и репродуцировании окружающего их общественного мира и на повседневной основе, и в масштабах длительных периодов времени. Однако сама природа этого партнерства и распределения обязанностей внутри него со временем принимала различные формы. Вплоть до недавнего времени оплачиваемая работа в западных странах была в основном мужской сферой. За последние несколько десятилетий эта ситуация радикально изменилась: все больше и больше женщин вступали в ряды тех, кто работает. Сегодня от 35 до 60% женщин в возрасте от 16 до 60 лет в большинстве европейских стран имеют оплачиваемое место работы вне дома. В последующих разделах этой главы мы рассмотрим истоки и последствия этого феномена — одной из наиболее значительных трансформаций, происходящих в современном обществе в настоящее время. Мы также рассмотрим, как некоторые текущие изменения в области работы, такие как новые информационные технологии и гибкие модели организации работы, влияют на опыт женщин на рынке труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.011 с.) |