Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональному тендерномуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неравенству? Количество возможностей для женщин, находящихся на высшей ступени, увеличивается... Несмотря на подразумеваемые профессиональную тендерную сегрегацию и разницу в оплате труда, существуют признаки того, что экстремальные тендерные неравенства становятся менее явными и что отношения, поддерживающие их, продолжают меняться. Среди молодых выпускников, которые сегодня вступают на рынок труда, профессиональная тендерная сегрегация менее очевидна. При групповом исследовании молодых людей 1970 г. рождения, проведенном ESRC, обнаружили, что молодым женщинам приносят пользу программы равных возможностей при приеме на работу, введенные в 1980-х (ESRC 1997). Женщины, принадлежащие к среднему классу, сегодня с одинаковой вероятностью могут быть приняты в престижный университет и найти хорошо оплачиваемую работу после его окончания, как и их одноклассники-мужчины. Наличие у женщины детей, находящихся у нее на иждивении, очень влияет на ее участие в системе оплачиваемого труда. Во всех социо-экономических группах женщины с большей вероятностью будут заняты полный рабочий день, если у них дома нет детей. Однако сегодня матери с гораздо большей вероятностью могут вернуться к полному рабочему дню на работе, к той же должности и к тому же работодателю, чем два десятилетия назад. Теперь женщины оставляют свою карьеру ради рождения ребенка на более короткие сроки, нежели ранее. Это особенно относится к более высокооплачиваемым профессиям — фактор, который способствует финансовой крепости «богатых работой» семей с двойным заработком. Похоже, что сегодня происходят глубокие преобразования: социологи соглашаются, что имел место значительный рост числа высокообразованных квалифицированных женщин. В исследованиях предполагается, что больше женщин приходит на профессиональные и менеджерские должности, чем в предыдущие десятилетия. К примеру, между 1991 и 1998 гг. пропорция женщин-менеджеров и администраторов поднялась от 30 до 33 % (HMSO 1999). Однако нам следует помнить, что тем, кто начинает свою карьеру, требуется немало времени, чтобы достичь высшей степени образованности, и полные результаты этого могут быть засвидетельствованы лишь годы спустя. Исследования показали, что получение доступа к высшим рангам власти было намного более сложным процессом для женщин, чем получение профессиональных должностей среднего уровня (см. выводы Джуди Вайч-ман на с. 321-322). Менее 5 % директорских должностей в британских компаниях заняты женщинами; четыре из пяти фирм не имеют ни одной женщины-директора. К сожалению, похожая ситуация имеет место во многих отраслях экономики. Но положение женщин на нижней ступени по-прежнему не улучшается... Однако прогресс в области женских профессиональных возможностей ощутим не для всех в равной степени. Тенденции в «информационной экономике», похоже, увеличивают раскол между теми, кто находится на высшей ступени, и теми, кто внизу. Динамичный набор новых престижных профессий резко отличается от огромного числа низкоквалифицированных должностей, которые необходимы для Женщины и работа
поддержания функционирования «информационной экономики». Мы уже отмечали, что самый большой рост в женской оплачиваемой трудовой занятости имеет место в виде частичной занятости в низкооплачиваемом секторе услуг: женщины представляют собой важный трудовой ресурс в меняющейся экономике. Однако тот факт, что очень многие должности оплачиваются чуть выше или в размере минимального оклада, делает бедность весьма реальной проблемой для многих женщин, в особенности для матерей-одиночек. Трудовая занятость растет быстрыми темпами среди матерей маленьких детей — группы, которую остро волнует проблема ухода за ребенком. Потребность в услугах по уходу за детьми должна считаться одной из наиболее важных проблем, влияющих на способность женщины заняться поисками оплачиваемого места работы. Чтобы иметь возможность работать полный день, женщина должна организовать уход за ребенком — формальным или неформальным образом (помощь друзей, родственников или соседей). В докладе Департамента образования и трудовой занятости под названием «Решая проблему ухода за ребенком» (DJEE 1998) указывалось, что четыре из каждых пяти неработающих женщин работали бы, если бы могли организовать приемлемый уход за ребенком. Одна из семи матерей приводила необходимость ухода за ребенком как основную причину того, что она не работает. Хотя число частных организаций, предлагающих услуги по уходу за ребенком, растет, они чаще всего являются непомерно дорогостоящими. Низкоквалифицированные женщины зачастую обнаруживают, что работа вне дома едва покрывает расходы на услуги по уходу за ребенком. Домашнее разделение труда Работа по дому Работа по дому в своей современной форме появилась с отделением дома от места работы (Oakley 1974). В индустриальном обществе дом стал скорее местом потребления, а не производства товаров. Домашняя работа стала «невидимой» по мере того, как «настоящая работа» все больше и больше определялась как та, что приносит прямой доход. Работа по дому традиционно считалась уделом женщин, тогда как область «настоящей работы» вне дома отводилась мужчинам. При этой традиционной мо- дели домашнее разделение труда — то, каким образом обязанности по дому распределены между членами семьи, — была достаточной простой. Женщины брали на себя если не все, то большую часть домашних дел, тогда как мужчины «обеспечивали» семью, зарабатывая определенный оклад. Период развития отдельного «дома» был свидетелем ряда изменений. До того, как изобретения и удобства, данные нам индустриализацией, повлияли на сферу домашнего хозяйства, работа по дому была тяжелой и изнуряющей. Еженедельная стирка, к примеру, бьша тяжелым делом, требующим немало сил и времени. Введение домашнего водопровода с горячей и холодной водой уничтожило множество длительных по времени операций: до этого саму воду необходимо было принести в дом и там же нагревать всякий раз, когда требовалась горячая вода. С проведением электричества и газа ушли в прошлое угольные и дровяные печи, а такие домашние дела, как рубка дров, принесение угля и постоянная чистка печи практически исчезли. Тем не менее, среднее количество времени, уделяемое женщинами домашней работе, на удивление не очень снизилось даже с введением таких рационализаторских приборов, как пылесос и стиральная машина. Время, которое британские женщины, не имеющие оплачиваемого места работы, тратят на работу по дому, оставалось весьма стабильным в течение прошедшей половины века. Бытовая техника уничтожила некоторые из наиболее тяжелых задач, но образовались новые. Увеличилось количество времени, затрачиваемое на уход за детьми, заполнение дома покупками и приготовление еды. Неоплачиваемый домашний труд очень важен для экономики. Подсчитано, что работа по дому приносит от 25 до 40% богатств, создаваемых в индустриальных странах. Домашняя работа поддерживает остальные составляющие экономики с помощью бесплатных услуг, от которых зависят многие представители населения, работающего за плату. Однако в работу по дому как таковую заложено ряд проблем. Исследование работы по дому как формы работы, произведенное Энн Оукли, показало, что посвящение полного рабочего дня домашним делам может привести к изоляции, отчуждению и не нести с собой внутреннего удовлетворения. Оукли свидетельствует, что домохозяйки находили домашние дела в высо- Глава 13. Труд и экономическая жизнь
кой степени монотонными и с трудом избегали психологического давления требования отвечать определенным, установленным ими же самими стандартам работы {Oakley 1974). Различные формы оплачиваемой и неоплачиваемой работы тесно связаны между собой, что показывает нам вклад работы по дому в экономику в целом. Один из основных вопросов, интересующих социологов, состоит в том, насколько растущее участие женщин на рынке труда повлияло на домашнее разделение труда. Если количество домашней работы не уменьшилось, но теперь меньше женщин полностью посвящают себя работе домохозяйки, следует вывод, что домашние дела в семьях сегодня организуются иначе. Изменения в домашнем разделении труда Одним из результатов того, что сегодня больше женщин заняты оплачиваемой работой, является пересмотр определенных традиционных семейных моделей. Модель «мужчина-кормилец» стала скорее исключением, нежели правилом, а растущая экономическая независимость женщин стала означать, что они при желании имеют больше возможностей перестать играть отведенную им тендерную роль домохозяйки. С точки зрения и работы по дому, и решения финансовых вопросов традиционные домашние роли женщин претерпевают значительные изменения. По всей видимости, во многих домах идет процесс, направленный в сторону равноправных взаимоотношений, хотя женщины продолжают брать на себя основную ответственность за большую часть работы по дому. Исключением из этого, по-видимому, являются мелкий домашний ремонт, зачастую выполняемый мужчинами. Исследования показали, что замужние женщины, работающие вне дома, выполняют меньше работы по дому, чем остальные, хотя они практически всегда ответственны за ведение хозяйства. Модель выполнения домашних дел у них, конечно же, несколько иная. Эти женщины делают больше работы по дому в начале вечера и дольше занимаются ей по выходным, нежели классические домохозяйки. Тот факт, что работающие женщины по-прежнему несут основную ответственность за домашние дела, навел американского социолога Арли Хокшилд на разговор о «второй смене» (Hochschild 1989). Хокшилд использует этот термин для описания тех дополни- тельных часов домашнего труда, с которыми приходится сталкиваться многим работающим женщинам после официального рабочего дня для того, чтобы в доме все было в порядке. С точки зрения Хокшилд, для женщин это приравнивается «остановленной революции»; хотя они все больше продвигают свои права на рынке труда, им приходится нести тяжкое бремя домашней работы. Однако существуют свидетельства, что даже эта модель меняется. Мужчины вносят больший вклад в работу по дому, чем это было, в прошлом, хотя ученые, которые занимались этим феноменом, утверждают, что этот процесс есть «замедленная адаптация» (Gershuny et al. 1994). Под этим понимается то, что пересмотр распределения домашних дел между мужчинами и женщинами происходит медленнее, чем приход женщин на рынок труда. Исследования показали, что разделение труда внутри семей варьируется относительно таких факторов, как классовая принадлежность и количество времени, которое женщина проводит на оплачиваемой работе. Пары из более высоких социальных слоев обычно имеют более равноправное разделение труда, как и те семьи, где женщина работает полный рабочий день. В целом мужчины принимают на себя больше ответственности за работу по дому, но этот груз по-прежнему распределяется неравномерно. Опрос, проведенный Уорд и Хезерингто-ном в Манчестере, показал, что домашнее разделение труда было более равноправным среди молодых пар, нежели среди представителей более старшего поколения. Авторы пришли к выводу, что со временем тендерные стереотипы ослабевают (Warde and Heatherington 1993)- Молодые люди, которые были воспитаны в семьях, где родители пытались распределить между собой домашние дела, с большей вероятностью могли применять ту же практику в своей собственной жизни. Воглер и Пал изучили другой аспект домашнего разделения труда, а именно систему домашнего финансового «менеджмента» (Vogler and PahT). В своем исследовании они преследовали цель понять, является ли доступ женщины к деньгам и контроль над решениями, касающимися семейных трат, более равноправным в связи с ростом женской трудовой занятости. С помощью интервью, взятых у семейных пар из шести различных местностей в Великобритании, они обнаружили, что Работа и семья
распределение финансовых ресурсов в целом происходит более справедливым образом, нежели раньше, но что оно по-прежнему связано с вопросами классовой принадлежности. Среди семейных пар с более высоким достатком «объединенные» ресурсы, как правило, распределялись совместно, и было больше равенства в доступе к деньгам и в решении вопросов, касающихся трат. Чем больше финансовая доля, приносимая женщиной в семью, тем у нее больше контроля над принятием финансовых решений. В семьях с более низким достатком женщины зачастую отвечают за повседневное ведение финансов семьи, но не обязательно за стратегические решения, касающиеся бюджета и трат. В этих случаях Воглер и Пал заметили у женщин тенденцию защищать доступ их мужей к деньгам, одновременно лишая себя такого же права. Иными словами, образовалась картина разделения между повседневным контролем женщины над финансами и ее доступом к деньгам. Работа и семья До сих пор мы рассматривали некоторые из основных трансформаций, происходящих в сфере работы, — уклон в сторону экономики знания, введение гибких «постфордист-ских» методов производства, а также вступление женщин на рынок труда. Каким образом эти изменения в работе ощутимы внутри семьи? Трансформации на рабочем месте не происходят в вакууме — они приводят к важным последствиям для тех домашних хозяйств и семей, к которым принадлежат работники. В этом разделе мы рассмотрим некоторые проблемы и возможные стратегии урегулирования между потребностями работы и семьи в нашем стремительно меняющемся мире. Проблема совмещения работы и семьи Изменение традиционной модели семьи, основанной на принципе «мужчина-кормилец», сопровождался ростом равенства женщин, как в доме, так и в профессиональной сфере. Однако он также привел к сложным последствиям среди семей и внутри них: социальная поляризация и бедность увеличиваются по мере того, как разница между «богатыми работой» и «бедными работой» семьями увеличивается. 12 Социология
Два зарабатывающих Один зарабатывающи й ...... член семьи Зарабатывающих нет о 1979-80 1983-84 1987-88 1991-92 Рис. 13.5. Количество зарабатывающих, по парам с находящимися на их иждивении детьми. Великобритания. 1979-1996 гг. Источник: General Household Survey. Office for National Statistics. From Social Trends. 30. 2000. P. 68. Crown copyright. Расширяется граница между домами с двойным заработком и семьями, где не зарабатывает никто либо получает оклад лишь один человек (см. рис. 13-5). Эти изменения в структурах семейного хозяйства совпали с огромными преобразованиями в экономике и на рабочем месте. Компании пытаются стать более эффективными и модернизированными, количество рабочих мест урезается или «сокращается в размерах», и многие работники волнуются за стабильность своего положения. Высокие ожидания, связанные с тем, как выполняются задания (либо определяемые самостоятельно, либо идущие сверху), означают, что работники трудятся более усиленно и большее количество часов. Работа требует от людей больше времени; особенно в случае пар, где работают оба супруга, или матерей-одиночек, больше отданного работе времени означает меньшее количество времени, которое можно посвятить семейной жизни и общению с детьми. Распределение времени стало основной проблемой для многих семей, у которых просто «слишком много работы». Удлинение рабочей недели В ходе исследования, проведенного Фондом Джозефа Раунтри, обнаружилось, что 60% работников кажется, что за последние пять лет им приходилось работать усиленнее и в более быстром темпе, нежели ранее. Британские Глава 13. Труд и экономическая жизнь
мужчины, работающие на полную ставку, работают в среднем большее количество часов, чем практически в любой другой стране Европы: 45,7 ч в неделю по сравнению с общим по ЕС показателем 41,3 ч (HMSO 2000,74). Официальная статистика, взятая из «Обследования трудовых ресурсов», показывает, что примерно 20 % британской рабочей силы трудится более 48 ч в неделю на своем основном рабочем месте. 30 % мужчин утверждали, что работают больше, чем 48 ч в неделю, среди женщин — 7% (HMSO 1999). Исследования, посвященные моделям работы среди менеджеров и консультантов, показывают, что все чаще встречаются ситуации, когда люди регулярно работают 50, 60, 70 и более часов в неделю. Становится ли «удлиненный рабочий день» нормой? Некоторые считают, что это так и что эта тенденция является, безусловно, нехорошей. Критики утверждают, что «рабочие перегрузки» приводят к явному дисбалансу между профессиональной и личной жизнью. Работающие родители, которые приходят домой озабоченными и уставшими, в меньшей степени способны уделять достаточно внимания и времени детям и супругам, что ухудшает и брак, и детское развитие. У них также меньше времени на развлечения или участие в делах своего района, таких как местная политика или школьное руководство. Согласно критикам, часы, отданные работе, регулярно «покушаются» на ценное время отдыха, которое необходимо людям, чтобы оставаться здоровыми. Трудовая занятость родителей и детское развитие По мере того как все больше и больше матерей приходят на рынок труда, возникает вопрос о долгосрочных последствиях этой тенденции, ее влиянии на благополучие детей. «Обсчитывают» ли матери собственных детей? По этому поводу существуют различные точки зрения; многие из них весьма спорны и утверждают, что те дети, оба родителя которых ходят на работу, находятся в худшем положении, чем те, у кого один из родителей был дома в ранние годы их жизни. В исследовании, проведенном Институтом образования, использовались данные Национального опроса по детскому развитию, в ходе которого опросили 11000 чел. 1958 года рождения, а также их детей. Исследование было посвящено влиянию возвращения матери к работе на ребенка, которому еще нет одного года. Результаты показали связь между женской трудовой занятостью и последующими академическими успехами ребенка: дети, чьи матери вернулись на работу в течение года после их рождения, имели несколько худшие навыки чтения, чем остальные дети в возрасте от восьми до десяти лет. Однако исследование также показало, что, в целом, дети, матери которых вернулись к работе (в особенности к полной трудовой занятости), были более приспособленными, менее беспокойными и более социально зрелыми в дальнейшей жизни (Joshi and Verropoulou 1999). На подобные исследования указывают те участники политических кампаний, которые утверждают, что женщины должны обладать законным правом вернуться к работе через год после рождения ребенка, но не ранее, что часто практикуется. В недавнем социологическом исследовании, проведенном в Баркинге и Дагенхеме в Восточном Лондоне, также обнаружились нити, связывающие получение детьми образования и модели родительской трудовой занятости (O'Brien and Jones 1999). В 1994 г. Маргарет О'Брайен и Дебора Джонс опросили 620 школьников в возрасте от тринадцати до пятнадцати лет с целью изучить взаимосвязь между их семейной жизнью и учебой. Дополнительно к заполнению анкет, детей попросили в течение одной недели вести дневник своего ежедневного распорядка дня, включавшего в себя информацию о том, сколько времени они проводили с каждым из родителей. О'Брайен и Джонс затем собрали дополнительные данные о школьных результатах этих детей по прошествии двух лет. Баркинг и Дагенхем в 1950-е гг. были местом важного социологического исследования, проведенного Питером Виллмоттом; в то время в этой местности в основном жили белые семьи из рабочего класса с сильными родственными узами и низким образованием. Виллмотт описал их как «колонию единого класса» с однородной культурой и ценностями, направленными на физический труд (Willmott 1963). Более чем два десятилетия спустя местность по большому счету не изменилась, хотя гораздо больше женщин стали работать. В исследовании О'Брайен и Джонс 40 % семей имели два источника дохода — оба родителя, работающих полный рабочий день, 34 % име- Работа и семья Таблица 13.1 Отчет детей о времени, проведенном с родителями, по статусу трудовой занятости родителя (часы и минуты)
Не было замечено существенной разницы между профессиями отцов в трех родительских группах по статусу трудовой занятости (НРД - неполный рабочий день; ПРД - полный рабочий день).. Источник: O'Brien M. and Jones D. Children, parental employment and educational attainment: an English case study. Cambridge Journal of Economics. 23. 1999. ли два источника дохода — отца, работающего на полную ставку, и мать, работающую неполный рабочий день, и 23 % семей были семьями с одним источником дохода — отцом, работающим полный рабочий день, и матерью-домохозяйкой. Основываясь на данных опроса, О'Брайен и Джонс могли сравнить количество времени, проводимое детьми с их родителями, в различных типах семей. Они обнаружили, что, в целом, доступность матери для детей была самой высокой в случае, когда мать работала неполный рабочий день (см. табл. 13.1)- Удивительно, но в тех домах, где отец работал на полную ставку, а мать была дома, дети проводили с родителями наименьшее количество времени. Со слов детей, неработающие матери не обязательно проводили с ними больше времени, даже будучи дома. Это особенно касалось выходных; О'Брайен и Джонс предполагают, что неработающие матери могли не считать необходимым проводить дополнительное время с детьми по выходным или же могли не иметь средств для оплаты развлечений по сравнению с другими матерями. Что касается качества отношений родителей с детьми, то дети, матери которых работали неполный рабочий день, выражали немного больше удовлетворения, чем те, чьи матери работали на полную ставку, хотя разница не была столь уж значительной. Например, 81 % детей, матери которых работают неполный рабочий день, считали, что у последних находилось время поговорить с ними на важные темы; среди тех детей, чьи матери работали на полную ставку, этот показатель составлял 73 %■ Рассматривая общие успехи в учебе тех детей, которые участвовали в исследовании, О'Брайен и Джонс отметили влияние на результаты обучения нескольких факторов: материальное благосостояние, амбиции, связанные с образованием, материнскую похвалу и модели трудовой занятости родителей. В заключение эти авторы утверждают, что дети лучше учатся в школе в том случае, когда родители работают, но итоги несколько ниже среди тех, у кого оба родителя работают полный рабочий день. В целом, однако, приход женщин из Баркинга и Дагенхема на рынок труда оказал положительное влияние на переход детей к дальнейшим жизненным этапам (O'Brien and Jones 1999). Нагрузка работающих матерей Женщины продолжают нести на себе основную ответственность по уходу за детьми, хотя эта ситуация, по-видимому, в некоторой степени меняется, по мере того, как отцы стали играть более активную роль в воспитании. Это означает, что работающие матери маленьких детей ежедневно сталкиваются с проблемой установления баланса кажущих- Глава 13. Труд и экономическая жизнь
ся бесконечными требований дома и работы. Для многих работающих.матерей повседневная жизнь превращается в одно пятно: подъем и сборы детей по утрам, доставка их в то или иное детское учреждение, полный рабочий день, далее им нужно зайти за детьми в конце дня, провести с ними какое-то время по вечерам, заняться домашними делами и попытаться урвать сколько-то времени для своих собственных нужд. Для матерей-одиночек эти проблемы стоят еще более остро, так как они имеют меньше поддержки и у них меньше «резервов», особенно в те дни, когда дети болеют и нуждаются в уходе. Многие работающие матери считают, что им приходится идти на уступки, чтобы различные аспекты их жизни не противоречили друг другу. Одна респондентка при исследовании Джуди Вайчман, посвященном женщинам-менеджерам, дала следующий комментарий: На мой взгляд, в жизни существует три стихии: семья, социальная жизнь и работа. В семье, где карьеру строят двое, одного из элементов приходится лишаться, и для меня им стала социальная жизнь. Если я не на работе, я мать «от и до», а когда дети уложены в постель, я падаю от усталости! Даже те работающие матери, которые могут себе позволить нанять помощницу по дому, считают, что на них ложится больше ответственности за организацию и наблюдение за выполнением этих услуг, чем на их партнеров-мужчин. «Если вы спросите няню, кто ее начальник, она вам скажет, что это я, — сказала другая женщина-менеджер. — И я знаю от нее больше различных деталей, она чаще говорит со мной, нежели с моим мужем» (цит. по: Wajcman 1998, 152). В некоторых недавних исследованиях утверждалось, что напряжение, возникающее от попытки сбалансировать работу и дом, приводит большое число работающих матерей к тому, что они вообще оставляют работу на полную ставку или устраиваются на работу с неполной занятостью. Социологи из Бристольского университета провели исследование среди 560 британских матерей, которые вернулись к полной занятости после рождения первого ребенка. Они обнаружили, что более чем одна треть из этих матерей оставили работу на полную ставку в течение последующих двух лет. Многие называли в качестве причины негибкость работодателей, которые не желали давать каких-либо поблажек в связи с тем, что у вернувшихся на работу матерей появились новые, дополнительные обязательства, относящиеся к малышу (Wilson J. 2000). Хотя подобные результаты важны для демонстрации тех больших проблем, с которыми сталкиваются работающие матери в современном мире, мы также должны быть осторожны с их интерпретацией. Воспитание детей по самой своей природе является сложным и трудоемким занятием; не удивительно, что путь, нацеленный на одновременное внимание и к воспитанию, и к профессиональным обязанностям, полон трудностей. Однако существует опасность счесть задачу совмещения семьи и работы «женской проблемой». Думая о том, как же наилучшим образом уравновесить дом и работу, мы также должны обращать внимание на соответствующую роль отцов, работодателей и правительства в поддержке процесса воспитания ребенка. Сейчас мы посмотрим на примеры «просемейной» политики, которую развивают в некоторых рабочих местах с целью облегчить нагрузку, вызванную совмещением работы и семьи. «Просемейная» политика на работе Если мы, в самом деле, вступили в эпоху, когда темп работы стал более быстрым, компании — более гибкими, стиль менеджмента — «более мягким», то меняются ли условия трудоустройства таким образом, чтобы проблему совмещения работы и семьи служащим было проще решать? Судя по признакам, благодаря информационной технологии, ряд «просемей-ных» методов работы перенимается работодателями, чтобы помочь работающим семьям справляться с рабочими и не относящимися к работе задачами. Не существует единого мнения относительно четких критериев политики, которая могла бы считаться «просемейной». Однако в своем исследовании различных типов «просемейной» политики, существующих на сегодняшний день в Европе, Лайза Харкер отметила четыре основных условия, которые должны выполняться (Harker 1996): 1. Политика должна быть направлена на то, 2. Политика должна поддерживать гендер- Работа и семья
3. Политика не должна быть дискримина 4. Просемейная политика не будет успеш Те, кто поддерживает «просемейную» политику, утверждают, что последняя выгодна для всех. Во-первых, гибкая политика идет на пользу работодателям. Они дают работникам больше контроля над их собственными судьбами, позволяя им принимать решения, касающиеся того, каким образом им лучше работать. Это приводит к тому, что работники находят более приемлемый баланс между своими рабочими и не относящимися к работе обязательствами. При гибкой политике признается, что работники на разных этапах жизни имеют различные потребности. Например, молодой работник может интенсивно работать, строя свою карьеру, в течение десяти лет, затем, когда у него появляются дети, решает уменьшить количество часов работы на период длительностью в пять лет, затем возвращается к бывшему уровню активности в середине жизни, а позже начинает отрабатывать часть трудовых часов дома, чтобы иметь возможность заботиться о престарелом родителе. Вторая сильная сторона «просемейной» политики состоит в том, что она идет на пользу компании. Разрабатывая вместе с работниками более удобные модели труда, работодатели обнаруживают, что их подчиненные трепетнее и заинтересованнее относятся к компании. Их работа также, как правило, более эффективна и результативна, поскольку они проводят меньше времени в попытках скоординировать различные аспекты их жизни. Более организованные, менее озабоченные в плане индивидуального характера служащие, согласно мнению сторонников гибкой политики, будут работать лучше. Типы «просемейной» политики на работе далеко не универсальны, но некоторые подходы становятся все более популярными по мере распространения информационных технологий. Гибкий график Гибкий график — это одна из возможностей, которая распространилась среди служащих наиболее широко. Как предполагает сам термин, гибкий график позволяет служащим самостоятельно выбирать часы работы, не выходя за определенные установленные рамки. Это, к примеру, может означать, что работающая мать начинает свой трудовой день в семь часов утра, чтобы быть дома к тому времени дня, когда дети заканчивают школьные занятия. Другие служащие могут предпочесть начинать свою работу рано, заканчивать ее поздно, но оставляют за собой три часа в середине дня, чтобы иметь возможность заботиться о больном родственнике. Другой вариант гибкого графика, предпочитаемый многими служащими, состоит в сжатии трудовой недели до четырех дней вместо пяти. Работа в течение большего количества часов с понедельника по четверг позволяет людям получить трехдневные выходные. Хотя гибкий график популярен у многих работников, особенно у пар с двумя зарабатывающими партнерами, которые могут использовать гибкий график, чтобы координировать свое рабочее расписание с нуждами детей, он применим не ко всем типам работы. Критики также утверждают, что гибкий график не может создать никакого дополнительного времени, которое можно было бы провести с семьей: он просто по-новому распределяет трудовую нагрузку. И наконец, некоторые менеджеры являются противниками гибкого графика, утверждая, что работникам необходимо в рабочие часы находиться в офисе, чтобы они могли обслуживать клиентов и сотрудничать с коллегами. Один менеджер в исследовании на тему «просемейной» политики объяснил потенциальные недостатки гибкого графика следующим образом: «Моя основная цель — разработать такую систему, в которой учитывались бы потребности Тины, но чтобы она также была приемлема для остальных людей в офисе... Если они станут свидетелями того, как она ежедневно рано уходит домой, это катастрофически плохо отразится на их моральном состоянии. Более приемлемой является ситуация, при которой она один день в неделю отсутствует» (цит. по: Lewis and Taylor 1996, 121). Совместная работа Совместная работа — подход, который меняет организацию труда. Совместная работа позволяет двоим людям распределять должностные обязанности и заработок одной и той же позиции. Для женатой или сожительствующей па- Глава 13. Труд и экономическая жизнь
ры, оба партнера в которой обладают похожими квалификациями или навыками, этот вариант может быть привлекателен, поскольку он позволяет в любое время одному из родителей заниматься уходом за ребенком. Совместную работу можно также организовать между двумя служащими, работающими не полный рабочий день, которым необходима определенная гибкость, чтобы выполнять ряд обязанностей, не относящихся к работе. Например, две работающие матери могут совместно занимать определенную административную должность, согласовывая часы работы между собой. Существуют практические проблемы, связанные с поддержанием нормального хода совместной работы, поскольку обоим индивидам необходимо быть в курсе и выполненных дел, и тех, которые еще предстоит сделать. Однако, если установлена эффективная коммуникация и система ведения записей, совместная работа предлагает прекрасную степень гибкости и служащим, и компании. Работа на дому Работа на дому (иногда также называемая как «электронные поездки на работу»), позволяет служащим выполнять некоторые или все их рабочие обязанности в домашних условиях с помощью компьютера и модема. В тех работах, где нет необходимости регулярного общения с клиентами или коллегами, такими как компьютерный графический дизайн или защита прав рекламной продукции, служащие считают, что работа на дому позволяет им и справляться с нерабочими обязанностями, и работать более продуктивно. Феномен «сетевых работников», по-видимому, будет в последующие годы только расти. Хотя работа на дому стала в последние годы более распространенной, это не означает, что все работодатели считают ее предпочтительной. Наблюдать за работой служащего, когда он не присутствует в офисе, намного сложнее; по этой причине часто вводятся новые виды контроля для работающих в домашних условиях, чтобы последние не злоупотребляли своей «свободой». Например, подчинеьных могут обязать регулярно появляться на ра 5оте или же сдавать отчеты о продвижении проекта чаще, чем остальных служащих. Хотя многие смотрят на потенциал «домашних офисов» с большим энтузиазмом, некоторые ученые предупреждают, что может возникнуть значительная поляризация между профессиональными домашними работниками, которые занимаются дома выполнением сложных, творческих проектов, и в целом неквалифицированными домашними работниками, которые выполняют в домашних условиях такие рутинные виды работ, как перепечатывание документов или ввод данных. Если такой раскол произойдет, среди более низких рангов домашних работников вероятна большая концентрация женщин (Phizacklea and Wolkowilz 1995). Декретный отпуск «Дружелюбное отношение» компании к семье можно измерить в отношении политики декретных отпусков. На волне общего сдвига в сторону политики, более
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.013 с.) |