Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вебер: мировые религии и социальные измененияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дюркгейм строил свои доказательства на основе очень небольшого круга примеров, хотя и утверждал, что его идеи приложимы к религии вообще. Макс Вебер, напротив, начал с масштабного изучения религий во всем мире. Ни один ученый ни до, ни после Вебера не предпринимал работы подобного размаха. Большую часть внимания он посвятил тому, что он назвал мировыми религиями — религиям, которые имеют большое число последователей и которые оказали решающее влияние на ход мировой истории. Он подробно исследовал индуизм, буддизм, даосизм и древний иудаизм (Weber 1951, 1952, 1958, 1963), а в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (Weber 1976, первоначально опубликована в 1904-1905 гг.) и других трудах он подробно рассмотрел, какое влияние оказало на историю Западного мира христианство. Однако задуманное им исследование ислама осталось незавершенным. Работы Вебера, посвященные религии, отличаются от работ Дюркгейма тем, что Вебер сосредоточил свое внимание на проблеме связи между религией и изменениями в обществе, которой Дюркгейм уделял мало внимания. От Маркса Вебера отличало то, что, по его мнению, религия вовсе не обязательно консервативная сила, напротив, вдохновленные религией движения часто приводили к глубо- ким социальным преобразованиям. Так, протестантство, в частности пуританизм, послужило источником капиталистических взглядов, характерных для современного Запада. Первые предприниматели были в своем большинстве кальвинистами. Их стремление к преуспеванию, которое привело к экономическому развитию западных стран, было первоначально вызвано желанием служить Богу. Материальный успех воспринимался ими как знак Божьей милости. Вебер рассматривал свои исследования, посвященные мировым религиям, как единое целое. Обсуждение проблемы влияния протестантизма на развитие Запада является частью всеобъемлющей попытки понять влияние религии на социальную и экономическую жизнь в различных культурах. Анализируя восточные религии, Вебер пришел к выводу, что они ставили непреодолимые преграды на пути развития промышленного капитализма, подобного тому, которое имело место на Западе. Это объяснялось не тем, что не-западные цивилизации являются отсталыми: просто они приняли ценности, отличающиеся от тех, что стали доминировать в Европе. В традиционном Китае и Индии, указывал Вебер, в определенные периоды наблюдалось значительное развитие торговли, промышленности и урбанизма, но это не привело к радикально иным моделям социальных изменений, как это было при возникновении индустриального капитализма на Западе. Основной силой, препятствовавшей таким изменениям, была религия. Например, индуизм характеризуется Вебером как религия «не от мира сего». Иначе говоря, наивысшие ценности индуизма делают упор на уход от забот материального мира в более высокую сферу духовного существования. Религиозные чувства и мотивации, вызываемые индуизмом, не обращены на то, чтобы контролировать или формировать материальный мир. Напротив, индуизм рассматривает материальный мир как покрывало, скрывающее истинные проблемы, на которые должен быть ориентирован человеческий род. Конфуцианство также стремилось отвлечь внимание от экономического развития, как оно впоследствии стало пониматься на Западе, подчеркивая гармонические отношения с миром, а вовсе не власть над ним. Хотя Китай в течение долгого времени был самой могущественной и самой культурно развитой цивилизацией в мире, господ- Глава 17. Религия
ствующие в нем религиозные ценности тормозили сколько-нибудь значительное стремление к экономическому развитию ради него самого. Христианство Вебер рассматривал как религию спасения, исходящую из веры в то, что человеческие существа могут быть «спасены», если они примут догматы религии и будут следовать ее моральным принципам. Важное значение здесь имеют понятия греха и возможности спастись от греховности благодаря Божьей милости. Эти понятия рождают напряженность и эмоциональный динамизм, который, как правило, отсутствует в восточных религиях. Религиям спасения присущ «рево: люционный» аспект. Если религии Востока культивируют у своих приверженцев отношение пассивности к существующему порядку, христианство предполагает постоянную борьбу с грехом и, следовательно, может стимулировать бунт против существующего порядка вещей. Появляются религиозные вожди, подобные Иисусу, которые дают новое толкование существующим доктринам, такое, что они бросают вызов господствующим властным структурам. Оценка И Маркс, и Дюркгейм, и Вебер — каждый из них выделил некоторые важные общие характеристики религии, и в известном смысле их взгляды взаимодополняют друг друга. Маркс был прав, указывая, что религия часто имеет идеологический подтекст и служит для оправдания интересов господствующих кругов за счет других групп населения: подобных примеров в истории можно найти несчетное множество. Возьмем, скажем, случай влияния христианства на попытки европейских колонистов подчинить своему господству другие культуры. Миссионеры, прилагавшие усилия, чтобы обратить «языческие» народы в христианскую веру, были, несомненно, искренни, тем не менее, результатом их действий было разрушение традиционных культур и навязывание господства белых. Различные направления в христианстве вплоть до XIX в. почти все допускали или даже поддерживали рабство в Соединенных Штатах и в других частях мира. Были созданы теории, утверждавшие, что рабство основывается на законе, установленном Богом, что непокорные рабы виновны в преступлении не только против своих хозяев, но и против Бога. Вместе с тем Вебер совершенно справедливо подчеркивал дестабилизирующий и часто революционный характер влияния религиозных идеалов на предустановленный социальный порядок. Несмотря на то, что церковь сначала поддерживала рабство в Соединенных Штатах, позднее многие церковные лидеры сыграли ключевую роль в борьбе за его отмену. Религиозные верования служили побудительным мотивом для многих движений, пытавшихся свергнуть несправедливые системы власти, и играли, например, важную роль в движении за гражданские права в 19бО-х гг. в США. Религия также оказывала воздействие на социальные изменения — зачастую вызывая кровопролитие — путем вооруженных столкновений и войн, которые велись ради религиозных целей. Такое разъединяющее влияние религии, столь заметное в истории, почти не получило отражения в трудах Дюркгейма. Дюркгейм в первую очередь обращал внимание на роль религии в обеспечении сплоченности общества. Тем не менее, нетрудно использовать его идеи для объяснения не только единства общества, но и религиозных делений, конфликтов и изменений. В конце концов, в значительной степени те сильные эмоции, которые иногда возникают у одних религиозных групп против других, рождаются из преданности религиозным ценностям, существующим внутри каждой группы верующих. Особенно ценным в трудах Дюркгейма было его внимание к обрядам и церемониям. Во всех религиях существуют регулярные собрания последователей, на которых совершаются предписанные ритуалы. Как справедливо указывает Дюркгейм, ритуальными действиями отмечаются также основные переходные этапы в жизни людей — рождение, вступление во взрослое состояние (ритуалы, связанные с половой зрелостью, можно найти во многих культурах), вступление в брак и смерть (van Genner 1977). В последней части данной главы мы используем идеи, выдвинутые Марксом, Дюрк-геймом и Вебером, при обсуждении ряда вопросов. Сначала мы обратимся к различным типам религиозных организаций и рассмотрим вопрос религии и тендера. Затем мы проанализируем споры, которые идут среди социологов, относительно секуляризации, идеи о том, что религия в индустриальных обществах утрачивает свое значение. После этого Типы религиозных организаций
мы обратимся к некоторым событиям, которые происходят в религии в наши дни и которые опровергают идею секуляризации — а именно к возникновению новых религиозных движений и к усилению власти религиозного фундаментализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.008 с.) |