Вебер: мировые религии и социальные изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вебер: мировые религии и социальные изменения



Дюркгейм строил свои доказательства на осно­ве очень небольшого круга примеров, хотя и утверждал, что его идеи приложимы к ре­лигии вообще. Макс Вебер, напротив, начал с масштабного изучения религий во всем ми­ре. Ни один ученый ни до, ни после Вебера не предпринимал работы подобного размаха. Большую часть внимания он посвятил тому, что он назвал мировыми религиями — рели­гиям, которые имеют большое число после­дователей и которые оказали решающее вли­яние на ход мировой истории. Он подробно исследовал индуизм, буддизм, даосизм и древ­ний иудаизм (Weber 1951, 1952, 1958, 1963), а в книге «Протестантская этика и дух капи­тализма» (Weber 1976, первоначально опубли­кована в 1904-1905 гг.) и других трудах он подробно рассмотрел, какое влияние оказа­ло на историю Западного мира христианство. Однако задуманное им исследование ислама осталось незавершенным.

Работы Вебера, посвященные религии, от­личаются от работ Дюркгейма тем, что Вебер сосредоточил свое внимание на проблеме свя­зи между религией и изменениями в обществе, которой Дюркгейм уделял мало внимания. От Маркса Вебера отличало то, что, по его мнению, религия вовсе не обязательно кон­сервативная сила, напротив, вдохновленные религией движения часто приводили к глубо-


ким социальным преобразованиям. Так, проте­стантство, в частности пуританизм, послужило источником капиталистических взглядов, ха­рактерных для современного Запада. Первые предприниматели были в своем большинстве кальвинистами. Их стремление к преуспева­нию, которое привело к экономическому раз­витию западных стран, было первоначально вызвано желанием служить Богу. Материаль­ный успех воспринимался ими как знак Бо­жьей милости.

Вебер рассматривал свои исследования, посвященные мировым религиям, как единое целое. Обсуждение проблемы влияния проте­стантизма на развитие Запада является частью всеобъемлющей попытки понять влияние ре­лигии на социальную и экономическую жизнь в различных культурах. Анализируя восточ­ные религии, Вебер пришел к выводу, что они ставили непреодолимые преграды на пу­ти развития промышленного капитализма, по­добного тому, которое имело место на Западе. Это объяснялось не тем, что не-западные ци­вилизации являются отсталыми: просто они приняли ценности, отличающиеся от тех, что стали доминировать в Европе.

В традиционном Китае и Индии, указывал Вебер, в определенные периоды наблюдалось значительное развитие торговли, промышлен­ности и урбанизма, но это не привело к ра­дикально иным моделям социальных измене­ний, как это было при возникновении инду­стриального капитализма на Западе. Основной силой, препятствовавшей таким изменениям, была религия. Например, индуизм характери­зуется Вебером как религия «не от мира сего». Иначе говоря, наивысшие ценности индуизма делают упор на уход от забот материально­го мира в более высокую сферу духовного существования. Религиозные чувства и моти­вации, вызываемые индуизмом, не обраще­ны на то, чтобы контролировать или фор­мировать материальный мир. Напротив, ин­дуизм рассматривает материальный мир как покрывало, скрывающее истинные проблемы, на которые должен быть ориентирован че­ловеческий род. Конфуцианство также стре­милось отвлечь внимание от экономического развития, как оно впоследствии стало пони­маться на Западе, подчеркивая гармонические отношения с миром, а вовсе не власть над ним. Хотя Китай в течение долгого времени был самой могущественной и самой культур­но развитой цивилизацией в мире, господ-



Глава 17. Религия


 


ствующие в нем религиозные ценности тор­мозили сколько-нибудь значительное стрем­ление к экономическому развитию ради него самого.

Христианство Вебер рассматривал как ре­лигию спасения, исходящую из веры в то, что человеческие существа могут быть «спасены», если они примут догматы религии и будут следовать ее моральным принципам. Важное значение здесь имеют понятия греха и воз­можности спастись от греховности благодаря Божьей милости. Эти понятия рождают на­пряженность и эмоциональный динамизм, ко­торый, как правило, отсутствует в восточных религиях. Религиям спасения присущ «рево: люционный» аспект. Если религии Востока культивируют у своих приверженцев отноше­ние пассивности к существующему порядку, христианство предполагает постоянную борь­бу с грехом и, следовательно, может стиму­лировать бунт против существующего порядка вещей. Появляются религиозные вожди, по­добные Иисусу, которые дают новое толко­вание существующим доктринам, такое, что они бросают вызов господствующим власт­ным структурам.

Оценка

И Маркс, и Дюркгейм, и Вебер — каждый из них выделил некоторые важные общие характеристики религии, и в известном смыс­ле их взгляды взаимодополняют друг друга. Маркс был прав, указывая, что религия часто имеет идеологический подтекст и служит для оправдания интересов господствующих кру­гов за счет других групп населения: подобных примеров в истории можно найти несчетное множество. Возьмем, скажем, случай влияния христианства на попытки европейских коло­нистов подчинить своему господству другие культуры. Миссионеры, прилагавшие усилия, чтобы обратить «языческие» народы в хри­стианскую веру, были, несомненно, искренни, тем не менее, результатом их действий было разрушение традиционных культур и навязы­вание господства белых. Различные направ­ления в христианстве вплоть до XIX в. почти все допускали или даже поддерживали рабство в Соединенных Штатах и в других частях ми­ра. Были созданы теории, утверждавшие, что рабство основывается на законе, установлен­ном Богом, что непокорные рабы виновны в преступлении не только против своих хозя­ев, но и против Бога.


Вместе с тем Вебер совершенно справед­ливо подчеркивал дестабилизирующий и ча­сто революционный характер влияния рели­гиозных идеалов на предустановленный соци­альный порядок. Несмотря на то, что церковь сначала поддерживала рабство в Соединен­ных Штатах, позднее многие церковные ли­деры сыграли ключевую роль в борьбе за его отмену. Религиозные верования служили по­будительным мотивом для многих движений, пытавшихся свергнуть несправедливые систе­мы власти, и играли, например, важную роль в движении за гражданские права в 19бО-х гг. в США. Религия также оказывала воздействие на социальные изменения — зачастую вы­зывая кровопролитие — путем вооруженных столкновений и войн, которые велись ради религиозных целей.

Такое разъединяющее влияние религии, столь заметное в истории, почти не получи­ло отражения в трудах Дюркгейма. Дюркгейм в первую очередь обращал внимание на роль религии в обеспечении сплоченности обще­ства. Тем не менее, нетрудно использовать его идеи для объяснения не только единства обще­ства, но и религиозных делений, конфликтов и изменений. В конце концов, в значительной степени те сильные эмоции, которые иногда возникают у одних религиозных групп про­тив других, рождаются из преданности ре­лигиозным ценностям, существующим внутри каждой группы верующих.

Особенно ценным в трудах Дюркгейма было его внимание к обрядам и церемониям. Во всех религиях существуют регулярные со­брания последователей, на которых соверша­ются предписанные ритуалы. Как справедливо указывает Дюркгейм, ритуальными действия­ми отмечаются также основные переходные этапы в жизни людей — рождение, вступление во взрослое состояние (ритуалы, связанные с половой зрелостью, можно найти во мно­гих культурах), вступление в брак и смерть (van Genner 1977).

В последней части данной главы мы ис­пользуем идеи, выдвинутые Марксом, Дюрк-геймом и Вебером, при обсуждении ряда во­просов. Сначала мы обратимся к различным типам религиозных организаций и рассмот­рим вопрос религии и тендера. Затем мы про­анализируем споры, которые идут среди со­циологов, относительно секуляризации, идеи о том, что религия в индустриальных обще­ствах утрачивает свое значение. После этого


Типы религиозных организаций



 


мы обратимся к некоторым событиям, которые происходят в религии в наши дни и которые опровергают идею секуляризации — а именно к возникновению новых религиозных движе­ний и к усилению власти религиозного фун­даментализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.004 с.)