Управляя городами в глобальную эпоху 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управляя городами в глобальную эпоху



Как и глобализация, урбанизация является дву­сторонним и противоречивым явлением. Она оказывает и созидательное, и разрушительное действие на города. С одной стороны, она при­водит к концентрации людей, товаров, услуг и возможностей. Но в то же самое время она делит на фрагменты и ослабляет связь меж­ду городами, традициями и существующими системами. Помимо новых возможностей, со­здаваемых централизацией и экономическим ростом, существуют опасные последствия мар­гинализации. Не только в развивающихся, но и в индустриальных странах многие го­родские жители работают на периферии, вне


Управляя городами в глобальную эпоху



 


сферы формальной трудовой занятости, прав­ления закона и гражданской культуры {Borja and Castells 1997).

Управляя глобальным

Хотя глобализация приводит к множеству про­блем, с которыми сталкиваются города по все­му миру, она также дает городам и местным правительствам возможность играть активную политическую роль. Города стали важнее, чем когда бы то ни было, по мере того как государ­ства все чаще не справляются с глобальными тенденциями. Такие проблемы, как экологиче­ский риск и неустойчивость финансовых рын­ков, требуют решения на гораздо более высо­ком уровне, чем государственный; отдельные страны, даже самые могущественные, слиш­ком «малы», чтобы противостоять этим силам. Но в то же время национальные государства и чересчур «велики», чтобы адекватно отвечать на огромное многообразие нужд, которые воз­никают на космополитичных городских тер­риториях. Там, где национальное государство не в состоянии действовать эффективно, мест­ные и городские власти могут быть более «по­движными формами управления глобальным» {Borja and Castells 1997).

См. также на с. 386 материал о подъеме об­щественных движений в ответ на «Полити­ческие и социальные изменения».

Хорди Борха и Мануэль Кастеллс утвер­ждают, что существуют три основных сферы, в которых местные власти могут эффектив­но управлять глобальными силами {Borja and Castells 1997). Во-первых, города могут вно­сить вклад в экономическую продуктивность и соревнование с помощью управления мест­ной «средой обитания» — условиями и сред­ствами, которые образуют социальную основу экономической продуктивности. Экономиче­ская конкуренция в новой экономике зависит от продуктивной квалифицированной рабо­чей силы; чтобы быть продуктивной, эта ра­бочая сила должна иметь надежную систему образования для своих детей, хороший об­щественный транспорт, удобное и доступное жилье, квалифицированные правоохранитель­ные органы, эффективные аварийные службы и разнообразные культурные ресурсы.

Во-вторых, города играют важную роль в обеспечении социокультурной интеграции многонационального населендя. Глобальные


города объединяют людей из десятков стран, отличающихся по религии и языку, а также находящихся на разных социально-экономи­ческих уровнях. Если значительному плюра­лизму, наблюдаемому в городах-космополитах, не противопоставить силы интеграции, в ре­зультате могут возникнуть раздробленность общества и нетерпимость. В особенности там, где эффективность национальных государств в стимулировании социальной сплоченности находится в опасности по религиозным, линг­вистическим и прочим причинам, отдельные города могут являться позитивным орудием социальной интеграции.

В-третьих, города являются важным ме­стом сосредоточения политического предста­вительства и руководства. Местные власти имеют два неотъемлемых преимущества над национальным государством при решении глобальных проблем: у них больше легитим­ности по отношению к тем, кого они пред­ставляют, и они также обладают большей сте­пенью гибкости и возможностью лавировать, чем национальные структуры. Как мы узнали в главе 14 («Правительство и политика»), мно­гие граждане считают, что национальные по­литические системы неадекватно представля­ют их интересы и проблемы. В случаях, когда общенациональные органы власти слишком удалены для того, чтобы представлять опре­деленные культурные или региональные инте­ресы, городские и местные власти являются более доступным форумом для политической активности.

Города как политические,

экономические и социальные

агенты

В городах пересекаются пути очень большо­го числа организаций, учреждений и групп. На городских территориях внутренние и меж­дународные компании, потенциальные инве­сторы, государственные органы, гражданские ассоциации и многие другие организации встречаются и устанавливают между собой связи. Эти связи могут привести к коллектив­ным и объединенным действиям, в которых города выступают в качестве социальных аген­тов в сферах политики, экономики, культуры и СМИ.

Число городов, играющих активную роль в мировой экономике, в последние годы вы­росло. В Европе начиная с рецессии 1970-х гг.



Глава 18. Города и городские пространства


 


города объединялись вместе, чтобы привлечь инвестиции и создать новые формы трудо­вой занятости. Движение «Еврогорода», в кото­ром сегодня участвуют пятьдесят крупнейших городов Европы, было образовано в 1989 г. Такие азиатские города, как Сеул, Сингапур и Бангкок, были особенно активными в роли экономических агентов, признавая важность быстроты передачи информации о междуна­родных рынках и потребности в гибких про­изводственных и коммерческих структурах.

Некоторые города строят средне- и долго­срочные стратегические планы решения слож­ных задач, стоящих перед ними. По таким планам местные правительства, общественные группы и частные экономические агенты мо­гут вместе работать над обновлением город­ской инфраструктуры, организовывать меро­приятия мирового уровня или переводить базу трудовой занятости от промышленных пред­приятий к предприятиям экономики знаний. Бирмингем, Амстердам, Лион, Глазго и Бар­селона являются примерами европейских го­родов, которые успешно осуществили проек­ты возрождения с помощью стратегических планов.

Особенно интересен пример Барселоны. Введенный в 1988 г. экономический и со­циальный стратегический план «Барселона-2000» объединил вместе общественные и част­ные организации в единый проект и план действий по преобразованию города. Муни­ципальное правительство Барселоны и де­сять дополнительных органов (включая тор­говую палату, университет, власти городского порта и профсоюзы) наблюдали за выпол­нением трех основных целей этого плана: подсоединить Барселону к системе европей­ских городов с помощью совершенствова­ния коммуникаций и транспортной инфра­структуры; улучшить качество жизни жите­лей Барселоны; сделать секторы производ­ства и услуг более конкурентоспособными, одновременно продвигая новые перспектив­ные секторы экономики.

Один из основных этапов плана «Барсе-лона-2000» пришелся на 1992 г., когда в городе проходили Олимпийские игры. Проведение Олимпиады позволило Барселоне «интерна-ционализоваться»; образ и достоинства города были продемонстрированы на весь мир. В слу­чае Барселоны организация мероприятия ми­рового уровня была важна с двух сторон: она расширила представление о городе в глазах


всего мира, а также вызвала дополнительный энтузиазм по отношению к завершению пре­образования города (Borja and Castells 1997).

Роль мэров

По мере того как города становятся все бо­лее важными в глобальной системе, меняется и роль их мэров. Мэры больших городов могут обеспечить тип персонализированного лидер­ства, который может быть чрезвычайно важ­ным для продвижения городской политики и для поднятия международного авторитета того или иного города. В нескольких зна­менитых случаях успешного преобразования облика города роль мэра была решающей. Мэ­ры Лиссабона и Барселоны, к примеру, были движущими силами энергии, стоящей за уси­лиями поднять их города до уровня главных мировых центров. Аналогично этому мэры бо­лее мелких городов могут играть важнейшую роль в том, чтобы их город получил между­народное значение и в привлечении новых экономических инвестиций.

В Великобритании растущая роль город­ских мэров не осталась незамеченной. По­сле прихода к власти в 1997 г. правитель­ство новых лейбористов объявило о своем решении передать власть над делами, каса­ющимися Лондона, официально выбранному мэру. После отмены г-жой Тэтчер Высшего лондонского совета город не имел местной администрации. В рамках передачи власти ре­гиональным органам Соединенного Королев­ства правительство признало, что с нуждами английской столицы успешнее справится си­стема, возглавляемая мэром.

В США городские мэры стали в по­следние несколько десятилетий влиятельной экономической и политической силой. Мэ­ры американских городов традиционно были вынуждены работать в рамках финансовых и политических параметров, установленных федеральным правительством в Вашингтоне. Не предлагая новых форм политики в сво­их городах, мэры обычно отстаивали феде­ральные программы и лоббировали группы, обеспокоенные городскими проблемами. Од­нако по мере того как городские проблемы обострились при консервативном правлении таких президентов, как Рейган и Буш, город­ские мэры начали объединяться для привлече­ния внимания к специфическим нуждам боль­ших городов. Конференция мэров объединяет глав советов крупнейших городов страны для


Заключение: города и глобальное правление



 


привлечения внимания к таким проблемам, как обеспечение правопорядка и потребность в партнерстве между бизнесом и местным пра­вительством.

Некоторые мэры городов, например Ри­чард Дэйли (Чикаго) или Дэннис Арчер (Дет­ройт), начали амбициозные образовательные реформы по улучшению качества школ и пре­дотвращению дальнейшего «бегства в приго­роды». Мэр (бывший. — Прим. перев.) Нью-Йорка Рудольф Джулиани вызвал бурю кон­фликтов, одновременно завоевав уважение многих за введение строгой политики «пра­вопорядка», нацеленной на снижение уровня преступности. Уровень преступности, связан­ной с насилием над личностью, в течение 1990-х гг. значительно снизился; последова­тельная политика «качества жизни», направ­ленная на улучшение жизни бездомного насе­ления, преобразовала лицо оживленных нью-йоркских улиц. По мере того как насилие с применением оружия в США стремитель­но росло, больше двадцати мэров перестали полагаться на попытки федеральных властей провести законы, ограничивающие продажу и покупку оружия, и от имени своего го­рода подали в суд на ряд производителей оружия.

В США и других странах мэры начина­ют пользоваться большим влиянием в качестве представителей своих городов и регионов. Мэ­ры больших городов зачастую могут форми­ровать политический курс для территорий, на­ходящихся за пределами этого города, вступая в соглашения с общинами из непосредственно прилегающих к городу районов. На подобные типы партнерств можно полагаться, например, при привлечении иностранных инвестиций или в случае борьбы за возможность прове­дения того или иного мероприятия мирового уровня.


Заключение: города и глобальное правление

Кооперация между городами не ограничена региональным уровнем. Все больше людей по­лагают, что города могут и должны играть бо­лее важную роль в решении международных политических, экономических и социальных проблем. По мере того как силы глобализации притягивают отдельные части мира ближе друг к другу, возникают неформальные и формаль­ные объединения (сети) городов. Проблемы, с которыми сталкиваются крупнейшие горо­да мира, не являются изолированными; они встроены в более широкий контекст глобаль­ной экономики, интернациональной мигра­ции, новых моделей торговли и возможностей информационных технологий.

Мы уже отмечали, что трудности меняю­щегося вокруг нас мира требуют новых форм международного демократического правления. Сеш городов должны занимать видное место среди этих новых механизмов. Одна подобная структура уже существует — Мировая ассам­блея городов и местных представительств вла­сти собирается параллельно с конференцией ООН «Среда обитания». Такие органы, как Ми­ровая ассамблея, обещают привести к посте­пенной интеграции городских организаций в структуры, в настоящее время состоящие из национальных правительств.

Повышенная вовлеченность городов в международное сотрудничество может приве­сти к демократизации международных отно­шений; она также может сделать их более эф­фективными. По мере того как население го­родов продолжает расти, все больше и больше политических программ и реформ должны бу­дут быть направлены на городское население. Городские правительства будут необходимыми и важными партнерами в этих процессах.


Краткое содержание

1. В традиционных обществах лишь небольшая часть населения жила на городских террито­
риях. В индустриальных странах сегодня в городах проживает от 60 до 90% населения.
Урбанизм также очень быстро развивается в странах третьего мира.

2. Из ранних работ по городской социологии наиболее влиятельными считаются труды
Чикагской школы, члены которой рассматривали процессы, происходящие в городе, в рам­
ках экологических моделей, почерпнутых из биологии. Луис Вирт разработал концепцию
урбанизма как образа жизни, утверждая, что городская жизнь ведет к безличности и соци­
альной дистанции. Эти взгляды оспаривались, но не были полностью отвергнуты. Критики


520 Глава 18. Города и городские пространства

отмечали, что городская жизнь не всегда является безличной: в районах города можно завязать и поддерживать множество близких, личных отношений.

3. Более современные работы Дэвида Харви и Мануэля Кастеллса связывают урбанистические
модели с обществом в более широком смысле, не рассматривая процессы, происходящие
в городе, как самодостаточные. Образ жизни, который развивается у горожан, так же
как и физическая планировка различных районов, отражает общие черты развития
промышленного капитализма.

4. Расширение пригородов и спальных районов способствовало разрушению старых районов
города. Более состоятельные группы, как правило, выезжают из центра города, чтобы
жить в малоэтажных домах в более однородных в социальном отношении районах.
Цикл разрушения уже начат, поэтому, чем больше расширяются пригороды, тем с большим
количеством проблем сталкиваются жители внутренних городов. Вторичное использование
городского жилого фонда, включая реставрацию старых зданий с целью использования
их заново, стало распространенным явлением во многих больших городах.

5. В странах третьего мира происходят массовые процессы развития городов. Города в этих
обществах во многих отношениях отличаются от западных, в них часто превалирует
самодельное нелегальное жилье, где люди живут в крайней бедности. Неформальная
экономика весьма распространена в развивающихся странах. Правительства не могут
удовлетворить постоянно растущие требования народа, касающиеся образования, здраво­
охранения и планирования семьи.

6. Города находятся под сильным влиянием глобализации. Глобальные города — это ур­
банистические центры, такие как Нью-Йорк, Лондон и Гонконг, в которых расположены
центральные офисы множества корпораций и налицо суперизобилие предприятий инду­
стрии финансовых, технологических и консалтинговых услуг. Ряд региональных городов,
таких как Сеул, Москва и Сан-Паулу, постепенно становятся важными узловыми пунктами
глобальной экономики.

7. По мере того как значение городов в глобальной экономике растет, меняются их отношения
с отдаленными регионами. Города отделяются от того региона и страны, в которых они
расположены, одновременно увеличивается значение горизонтальных связей с другими
глобальными городами. Для глобальных городов характерен высокий уровень неравенства
жизни их населения. Большой достаток и унизительная бедность сосуществуют бок о бок,
но при этом контакт между ними может быть минимальным.

8. Растет роль городов в качестве политических и экономических агентов. Городские пра­
вительства сегодня могут лучше справляться с некоторыми глобальными проблемами,
чем общенациональные органы власти. Города могут вносить вклад в экономическую
продуктивность и конкурентоспособность, содействовать общественной и культурной ин­
теграции и служить доступным местом проведения различных политических мероприятий.
Некоторые города строят стратегические планы повышения общественного мнения о себе
с помощью проведения того или иного мероприятия мирового уровня или выполнения про­
грамм по городскому возрождению и экономическому развитию. Мэры городов становятся
важным политическим орудием, способствующим решению городских вопросов.

9. По мере прогресса глобализации роль городов при решении международных проблем,
по-видимому, будет расти. Это так, потому что множество вопросов, которые приходится
решать большим городам, связано с такими глобальными проблемами, как экономиче­
ская интеграция, миграция, торговля, здравоохранение и информационные технологии.
Появляются региональные и национальные сети городов, и они могут более активно
вовлекаться в различные формы глобального правления, которое сегодня осуществляется
национальными государствами.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Почему район Нью-Йорка Гринич-виллидж является олицетворением и лучших, и худших черт городского пространства?


Заключение: города и глобальное правление 521

2. Как повлияли работы Чикагской школы на более поздние концепции городской жизни?

3. Почему различные группы вступают в конфликт из-за городских ресурсов?

4. Почему попытки городского возрождения в Соединенном Королевстве не были более
успешными?

5. Стоит ли «мегагородам» третьего мира прекратить урбанизацию из-за тяжелых социальных
условий, возникающих при этом процессе?

6. Почему концепция избрания городского мэра вызывает в последнее время такой энтузи­
азм?

Дополнительная литература

Caulfiled John and Peake Linda (eds.). City Lives and City Forms: Critical Research and Canadian Urbanism. Toronto: University of Toronto Press, 1996.

Donald James. Imagining the Modern City. London: Athlone, 3999- Ellin Nan. Postmodern Urbanism. Oxford: Blackwell, 1995.

Low Setha M. (ed.). Theorizing the City: The New Urban Anthropology Reader. New Brunswick: Rutgers University Press, 1999.

Mackey William J., Fredericks Janet and Fredericks Marcel A. Urbanism as Delinquency: Compromising the Agenda for Social Change. Lanham: University Press of America, 1993.

Marcuse Peter and Kempen Ronald van (eds.). Globalizing Cities: A New Spatial Order? Oxford: Blackwell, 2000.

Интернет-линки

Лондонский исследовательский центр www.london-research.gov.uk/Lrcinf.htm

Международный центр «Единый мир» — город www.oneworld.org/guides/thecity

Лестерский университет. Центр истории городов http://www.le.ac.uk/urbanist/index.html

Институт города (Вашингтон, Округ Колумбия) http://www.urban.org



ГЛАВА

РОСТ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС


В периоды, предшествовавшие современ­ным обществам, уровень рождаемости по сего­дняшним нормам индустриального мира был очень высок. Тем не менее рост народонасе­ления вплоть до XVIII в. оставался довольно низким, потому что число рождений в це­лом приблизительно уравновешивалось чис­лом смертей. Общей тенденцией был рост на­родонаселения, однако за периодами заметно­го увеличения населения следовали периоды увеличения уровня смертности. Чума и другие эпидемии могли, например, унести большое количество жизней за один год. В средневеко­вой Европе в годы неурожая свадьбы обычно откладывались, и число зачатий сокращалось, тогда как количество смертей росло. Эти взаи­модополняющие тенденции сокращали коли­чество голодных ртов, которые нужно было кормить. Рост населения в мире, предшество­вавшем современному, управлялся чем-то вро­де саморегулирующегося ритма.

В эпоху возникновения промышленно­го производства многие надеялись, что голод и нехватка необходимого остались в прошлом. Развитие современной индустрии должно бы­ло, согласно распространенному мнению, со­здать новую эру изобилия, когда стандарты жизни станут более высокими. В своей зна­менитой книге «Опыт закона о народонасе­лении» (1798) Томас Мальтус подверг критике эти идеи и положил начало дискуссии, про­должающейся по сей день, о связи между народонаселением и продовольственными ре­сурсами (Malthus 1976). В то время, когда Маль­тус писал свою книгу, население Европы росло быстрыми темпами. Мальтус указал, что тогда как население увеличивается в геометрической прогрессии, запасы пищи зависят от фик­сированных ресурсов, которые можно увели-


чить только приспосабливая для культивации новые земли. Следовательно, рост населения имеет тенденцию опережать имеющиеся сред­ства существования. Неизбежным результатом является голод, который в сочетании с вой­нами и мировыми эпидемиями действует как естественный ограничитель роста населения. Мальтус предсказывал, что если человеческие существа не начнут применять то, что он на­зывал «моральным ограничением», они всегда будут жить в условиях нищеты и недоедания. Единственное средство против чрезмерного роста народонаселения он видел в строгом ограничении частоты половых сношений.

Поскольку развитие населения западных стран пошло по совершенно иному пути, чем тот, к которому призывхч Мальтус, какое-то время мальтузианство не привлекало к себе внимания. Коэффициент прироста населения в этих регионах в XIX и XX вв. постепенно падал. По сути, в 1930-х гг. во многих индустри­альных странах главное беспокойство вызыва­ла убыль населения. Однако резкий скачок ро­ста народонаселения мира в XX в. показал не-безоснователыюсть некоторых взглядов Маль­туса и вновь вызвал интерес к ним, хотя мало кто сейчас принимает теорию Мальтуса в ее первоначальном виде. Рост населения в ме­нее развитых странах, судя по всему, обгоняет увеличение ресурсов, которые эти страны в со­стоянии произвести, чтобы прокормить своих граждан. Долгосрочные прогнозы в области народонаселения, осуществленные Организа­цией Объединенных Наций, говорят о том, что в конце XXI в. население Земли достиг­нет 10 млрд чел. По большей части увеличение населения произойдет в развивающемся мире.

Опасения относительно того, что рост на­селения будет сопровождаться нехваткой про-


Рост народонаселения в мире



 


дуктов питания и голодом, отнюдь не беспоч­венны. Быстрое увеличение населения ляжет тяжелым бременем как на окружающую при­роду, так и на материальную инфраструктуру многих частей мира. Прогресс в экономиче­ском развитии и повышение уровня жизни в развивающихся странах могут встретить се­рьезное препятствие в виде потребностей рас­тущего населения.

Однако рост населения — это только один из факторов, влияющих на проблему нехватки продуктов питания во многих частях Земли. Глобальные модели потребления и от­ношение к окружающей природе оказывают огромное воздействие на доступность ресур­сов во всем мире. Как можно было видеть из настоящей книги, общества, существующие сейчас на Земле, гораздо более взаимозависи­мы, чем когда-либо прежде. Мы все являемся путешественниками на «космическом корабле под названием Земля», и где бы мы ни.жили, нас всех затрагивают изменения, воздейству­ющие на мир природы. В данной главе мы рассмотрим взаимосвязь между ростом наро­донаселения, потреблением и использованием ресурсов окружающей природы. Современные тенденции, если они будут пущены на само­тек, несут серьезную угрозу будущему благо­получию человеческих обществ повсюду. И то, насколько быстро и творчески мы сможем найти решение этих грозных проблем, имеет для всех нас жизненно важное значение.

Рост народонаселения в мире

На протяжении многих лет раздавались десят­ки предсказаний относительно потенциально катастрофических последствий продолжающе­гося роста населения. В 19бО-х гг. было под­считано, что если современные темпы роста населения бесконтрольно продолжатся, через 900 лет на Земле будет 60 000 000 000 000 000 (60 квадриллионов) людей. Это означает, что на каждый квадратный метр как суши, так и моря будет приходиться по сто восемнадцать человек. Такая картина представляет собой, ра­зумеется, лишь кошмарный плод воображения, созданный для того, чтобы привлечь внима­ние к насущной проблеме роста населения. Но тревога, которую она вызывала, была, как мы увидим, вполне реальной.


Потребовалось 10 000 лет, чтобы насе­ление Земли достигло 1 млрд. Только за од­но столетие, с 1800 по 1900 гг., население удвоилось с 1 до 2 млрд. В XX в. мы были свидетелями того, как эта цифра утроилась и достигла примерно 6 млрд. Неудивительно поэтому, что многие люди обеспокоены тем, что произойдет в XXI в. При современных темпах роста население Земли в ближайшие сорок или пятьдесят лет может достичь недо­пустимого уровня. Как справятся человеческие общества с такими изменениями? И как это отразится на планете?

Анализ народонаселения: демография

Изучением народонаселения занимается демо­графия. Термин «демография» был изобретен примерно полтора века назад, в эпоху, ко­гда государства начинали вести официальную статистику о природе и распределении своего населения. Задачей демографии является из-. мерение численности населения и объяснение его роста или уменьшения. Изменения чис­ленности населения связаны с тремя факто­рами: рождаемостью, смертностью и миграци­ей. Демография обычно рассматривается как часть социологии, потому что факторы, ока­зывающие влияние на уровень рождаемости и смертности в определенной группе людей или в обществе, так же как и на миграционные процессы населения, являются в основном со­циальными и культурными.

Значительная часть работы в области де­мографии носит обычно статистический ха­рактер. Все индустриальные страны в наши дни собирают и анализируют основные стати­стические данные о своем населении, проводя переписи (систематические обследования, на­правленные на получение информации о на­селении определенной страны). Но даже в этих странах, несмотря на то что там применяются строгие методы сбора сведений, демографиче­ская статистика не является абсолютно точной. В Соединенном Королевстве каждые десять лет проходят крупномасштабные переписи насе­ления, а также регулярно осуществляются вы­борочные обследования. Тем не менее по раз­ным причинам большое количество людей не регистрируется официальной статистикой, включая нелегальных эмигрантов, бездомных, лиц, временно проживающих в стране, и дру­гих людей, которые по той или иной причине уклонились от регистрации.



Глава 19. Рост народонаселения и экологический кризис


Основные демографические понятия


Общий уровень рождаемости — число живо­рожденных в год на тысячу населения. Общий уровень рождаемости — это очень общий ста­тистический показатель, который полезен для обобщенного сравнения различных групп, об­ществ, регионов.

Фертильность — число живорожденных детей на одну среднестатистическую женщину. Уро­вень фертильности обычно исчисляется как сред­нее число рождений на тысячу женщин детород­ного возраста.

Биологическая плодовитость — потенциаль­ное число детей, которое женщины биологи­чески способны родить. Нормальная женщина физически может рожать детей каждый год в те­чение той части своей жизни, когда она способна к зачатию. Хотя могут существовать семьи, в ко­торых женщина рожает двадцать и более детей, на практике уровень фертильности всегда го-


раздо ниже уровня плодовитости, из-за того что социальные и культурные факторы ограничивают рождаемость.

Общий уровень смертности — число смертей на тысячу населения в год. Общий уровень смерт­ности иногда также заменяют термином уровень убыли (mortality rates).

Смертность — число смертей среди населения. Уровень младенческой смертности — число детей, умерших до достижения ими возраста одного года на тысячу рождений в год. Ожидаемая продолжительность жизни — чис­ло лет, которые, как ожидается, проживет чело­век в среднем. За последнее столетие ожида­емая продолжительность жизни в большинстве обществ мира выросла.

Максимальная продолжительность жизни —, максимальное число лет, которое может прожить человек.


 


Во многих менее развитых странах, осо­бенно в тех, где в последнее время наблюдают­ся высокие темпы роста населения, демогра­фическая статистика гораздо менее надежна. Так, например, некоторые демографы подсчи­тали, что зарегистрированное количество рож­дений и смертей в Индии может составлять только примерно три четверти от реальных общих цифр (Сох 1976). В некоторых частях Центральной Африки достоверность офици­альной статистики еще ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.047 с.)