Иудаизм, христианство и ислам



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иудаизм, христианство и ислам



Тремя наиболее влиятельными монотеистиче­скими религиями в мировой истории являются иудаизм, христианство и ислам. Все они воз­никли на Ближнем Востоке, и каждая испытала влияние других.

Иудаизм

Иудаизм является древнейшей из указанных трех религий, датируется приблизительно пер­вым тысячелетием до н. э. Древние евреи были кочевниками, жившими в Древнем Египте и вокруг него. Их пророки,или религиозные вожди, частично заимствовали свои представ­ления из религиозных верований данного ре­гиона, но отличались своей приверженностью к единому всемогущему Богу. Большинство же их соседей были политеистами. Древние евреи верили, что Бог требует подчинения суровым моральным законам, и с упорством настаивали на том, что обладают монополией на истину, считая свои верования единственно истинной религией (Zeitliti 1984, 1988).

До создания государства Израиль вско­ре после окончания Второй мировой войны не существовало государства, в котором иуда­изм был бы официальной религией. Еврейские общины продолжают существовать в Европе, Северной Америке и Азии, хотя они часто под­вергались преследованиям, кульминацией ко­торых было убийство миллионов евреев наци­стами в концентрационных лагерях во время войны.

Христианство

Многие понятия иудаизма были переняты и включены в христианство. Иисус был орто­доксальным евреем, и христианство возникло первоначально как секта иудаизма; не впол­не ясно, хотел ли Иисус основать отдельную религию. Его ученики воспринимали его как Мессию (древнееврейское слово, означающее «помазанник», которому в греческом языке со­ответствует слово «Христос»), ожидаемого ев­реями. Павел, гражданин Рима, говоривший


Разновидности религии



Таблица 17.1

Религиозная принадлежность населения земного шара. 1993 г.

 

Религия Число приверженцев Процент от общего числа
Христиане 1869282 470 33,5
Католики 1 042 501 000 18,7
Протестанты 382 374 000 6,9
Православные 173 560000 3,1
Англикане 75 847 000 1,4
Прочие христиане 195 000470 3,5
Мусульмане 1014 372 000 18,2
Неверующие 912 874 000 16,4
Индуисты 751360 000 13,5
Буддисты 334 002 000 6,0
Атеисты 242 852 000 4,3
Китайские народные религии 140 956 000 2,5
Последователи новых религий 123765 000 2,2
Последователи племенных религий 1,8
Сикхи 0,4
Иудеи 0,3
Прочие 49280 000 1,0

Источник: Statistical Abstract of the United States. 1994. P. 855.


по-гречески, был главным инициатором рас­пространения христианства, широко пропо­ведуя христианство в Малой Азии и Греции. Хотя христиане подвергались жестоким гоне­ниям, император Константин в конце концов принял христианство в качестве официаль­ной религии ■ Римской империи. Распростра­нившись, христианство стало доминирующей силой западной культуры на последующие две тысячи лет.

В наши дни христианство имеет большое число приверженцев и больше распростране­но в мире, чем любая другая религия. Свыше миллиарда человек считают себя христиана­ми, но существует много подразделений хри­стианства, расходящихся между собой по во­просам теологии и церковной организации; основными ответвлениями являются католи­цизм, протестантизм и православие.

Ислам

Происхождение ислама, в настоящее время второй самой крупной религии в мире (см. табл. 17.1), во многом совпадает с происхожде­нием христианства. Ислам восходит к учению пророка Мухаммеда в VII в. н. э. Единый бог ислама — Аллах — властвует, как считается, над жизнью всех людей и над всей природой. «Столпы ислама» — это пять основных религи-


озных обязанностей мусульман (так называют приверженцев ислама). Первая — это повторе­ние исламского символа веры: «Нет Бога кро­ме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его». Вторая обязанность — пятикратное ежедневное со­вершение установленной молитвы с предше­ствующим ритуальным омовением. Во время молитвы молящийся должен быть обязательно обращен лицом к священному городу Мекке в Саудовской Аравии, как бы далеко от Мекки он ни находился.

Третьим столпом является соблюдение Ра­мадана, длящегося месяц поста, в течение ко­торого в дневное время нельзя ни принимать пищу, ни пить. Четвертая обязанность мусуль­ман — раздача милостыни (денег бедным), которая определялась согласно закону ислама и часто использовалась государством как ис­точник налогообложения. Наконец, от каждого верующего ожидается, что он хотя бы один раз в жизни совершит паломничество в Мекку.

Мусульмане верят, что сначала, до Му­хаммеда, Аллах говорил устами более древ­них пророков — включая Моисея и Иисуса — но учение Мухаммеда более непосредствен­но выражает его волю. Ислам получил в ми­ре очень большое распространение, у него насчитывается свыше миллиарда последовате­лей, большинство из которых сосредоточено



Глава 17. Религия


 


в Северной и Восточной Африке, на Ближ­нем Востоке и в Пакистане. (Мусульманские верования кратко рассматриваются в разделе «Исламский фундаментализм» на с.488).

Религии Дальнего Востока

Индуизм

Существуют важные различия между иудаиз­мом, христианством и исламом, с одной сто­роны, и религиями Дальнего Востока, с дру­гой. Древнейшей из всех великих религий, известных в современном мире, является ин­дуизм, основные верования которого датиру­ются примерно шестым тысячелетием до н. э. (из этой религии был заимствован пример, приведенный в начале данной главы). Ин­дуизм — религия политеистическая. Он на­столько внутренне неоднороден, что некото­рые ученые предложили рассматривать его как совокупность родственных религий, а не как единую религиозную систему; многие местные культы и религиозные обычаи связаны между собой немногими общими верованиями.

Большинство индуистов придерживается учения о цикле реинкарнации — учения о том, что все живые существа являются частью веч­ного процесса рождения, смерти и повторного рождения. Второй ключевой признак — это ка­стовая система, основанная на вере в то, что люди при рождении попадают в определен­ное положение в социальной и ритуальной иерархии в соответствии с характером их де­ятельности во время прежних воплощений. Для каждой касты существует свой особый на­бор обязанностей и обрядов, и судьба каждого человека в будущей жизни зависит, главным образом, от того, насколько хорошо он выпол­няет свои обязанности в этой своей жизни. Ин­дуизм признает возможность многочисленных различных религиозных взглядов, не проводя четкого различия между верующими и неверу­ющими. В мире насчитывается свыше 750 млн индуистов, из которых практически все живут на полуострове Индостан. В отличие от хри­стианства и ислама, индуисты не стремятся обратить других в «истинную веру».

Буддизм, конфуцианство, даосизм

Этические религииВостока включают буд­дизм, конфуцианство и даосизм. В этих рели­гиях нет богов. Напротив, в них на первый план выдвигаются этические идеалы, которые


связывают верующего с естественной гармо­нией и единством вселенной.

Буддизм восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (санскр. «про­светленный»), индийского принца небольшо­го царства в Южном Непале в VI в. до н. э. Согласно учению Будды, человеческие суще­ства могут избежать круга реинкарнации, от­решившись от желаний. Путь к спасению за­ключается в жизни, полной самодисциплины и медитации и отделенной от забот мирской жизни. Конечной целью буддизма является до­стижение нирваны, полного духовного совер­шенства. Будда отвергал индуистские ритуалы и власть каст. Подобно индуизму, буддизм име­ет много местных разновидностей, связанных с верой в местных богов, и не требует от сво­их приверженцев единства взглядов. Буддизм в настоящее время представляет собой влия­тельную силу в нескольких государствах Даль­него Востока, в том числе в Таиланде, Мьянме, Шри Ланке, Китае, Японии и Корее.

Конфуцианство составляло основу куль­туры правящих групп в традиционном Китае. Конфуций (латинизированная форма имени Кун-фуцзы — «учитель Кун») жил в VI в. до н. э., в ту же эпоху, что и Будда. Подобно Лао-цзы, основателю даосизма, Конфуций был учите­лем, а не религиозным пророком в отличие от религиозных вождей на Ближнем Востоке. Последователи Конфуция не считают его бо­гом, но видят в нем «мудрейшего из мудрых людей». Конфуцианство стремится приспосо­бить человеческую жизнь к внутренней гар­монии природы, обращая особое внимание на почитание предков. Даосизм придержива­ется сходных принципов, делая упор на ме­дитации и неприменении насилия как пути к высшей жизни. В результате целенаправ­ленной оппозиции со стороны правительства конфуцианство и даосизм утратили в Китае значительную часть своего влияния, хотя не­которые элементы этих религий сохранились в верованиях и обычаях многих китайцев до наших дней.

Теории религии

Социологические теории религии до сих пор находятся под сильным влиянием трех «клас­сиков» — теоретиков социологии: Дюркгейма, Маркса и Вебера. Ни один из трех указанных ученых сам не был приверженцем какой-либо религии, и все они придерживались мнения,


Теории религии



 


что значение религии в современном обще­стве уменьшится. Каждый из них считал, что религия, в некотором фундаментальном смыс­ле, есть иллюзия. Вполне возможно, что сто­ронники различных вероучений абсолютно уверены в обоснованности верований, кото­рых они придерживаются, и ритуалов, в ко­торых они участвуют, и тем не менее само многообразие религий и их очевидная связь с разными типами общества, как полагали три упомянутых мыслителя, делают подобные при­тязания изначально несостоятельными. Чело­век, родившийся в обществе австралийских охотников и собирателей, совершенно очевид­но, будет иметь иные религиозные верования, чем тот, кто родился внутри кастовой систе­мы в Индии или в лоне католической церкви средневековой Европы.

Маркс и религия

Несмотря на то, что взгляды Маркса оказа­ли влияние на понимание данной проблемы, он никогда не занимался религией специаль­но. Его взгляды по данному вопросу восходят по большей части к трудам нескольких более ранних теологов и философов начала XIX в. Одним из них был Людвиг Фейербах, автор знаменитой работы «Сущность христианства» (Feuerbach 1957, первоначально опубликова­на в 1841 г.). Согласно Фейербаху, религия состоит из понятий и ценностей, созданных человеческими существами в ходе развития их культуры, но ошибочно проецируемых на бо­жественные силы или богов. Поскольку чело­веческие существа не вполне понимают свою собственную историю, они обычно приписы­вают созданные обществом ценности и нормы действиям богов. Так, история о десяти запо­ведях, полученных Моисеем от Бога, представ­ляет собой мифическую версию происхожде­ния моральных предписаний, которыми руко­водствуются в своей жизни верующие иудеи и христиане.

По словам Фейербаха, «до тех пор, пока мы не поймем природу религиозных симво­лов, которые мы сами же создали, мы об­речены быть пленниками неподвластных нам сил истории». Фейербах использует термин отчуждение для обозначения создания богов и божественных сил, отличных от человече­ских существ. Ценности и понятия, создан­ные людьми, начинают восприниматься как продукт чужих или посторонних существ — религиозных сил и богов. Хотя последствия


отчуждения в прошлом были негативными, понимание религии как отчуждения является, по Фейербаху, многообещающим для будуще­го. Как только человеческие существа осозна­ют, что ценности, проецируемые ими на ре­лигию, в действительности являются их соб­ственными, появляется возможность реализо­вать эти ценности на земле, а не откладывать их на загробную жизнь. Могущество, которым, по убеждению христиан, обладает Бог, может быть присвоено самими человеческими суще­ствами. Согласно христианской вере, Бог все­могущ и всемилостив, тогда как человеческие существа являются несовершенными и пороч­ными. Однако Фейербах считал, что потенциал любви и доброты, а также способность контро­лировать свою собственную жизнь заложены в социальных институтах людей и могут быть претворены в жизнь, как только люди поймут их подлинную природу.

Маркс был согласен с мнением о том, что религия представляет собой самоотчуждение человека. Многие считают, что Маркс не при­знавал религии, но это далеко не так. Рели­гия, — писал он, — это «сердце бессердечного мира», прибежище от жестокости повседнев­ной жизни. По мнению Маркса, религия в ее современной форме исчезнет и должна исчез­нуть, однако это произойдет потому, что по­зитивные ценности, воплощенные в религии, могут стать руководящими идеалами для улуч­шения судьбы человеческого рода на земле, но отнюдь не потому, что эти идеалы и цен­ности сами по себе ошибочны. Мы не должны бояться богов, которых сами создали, и следу­ет перестать наделять их ценностями, которые мы можем воплотить в жизнь сами.

Широко известно высказывание Маркса, что религия — это «опиум для народа». Религия откладывает счастье и вознаграждение на по­том — на загробную жизнь, приучая к покор-' ному принятию существующих условий жизни. Внимание, таким образом, отвлекается от не­равенства и несправедливости в этом мире путем обещания надежды на то, что должно прийти в следующем мире. Религии присущ сильный идеологический компонент: религи­озные верования и ценности часто служат оправданием неравенства в распределении бо­гатства и власти. Например, учение о том, что «нищие духом обретут весь мир», воспиты­вает отношение смирения и непротивления угнетению.



Глава 17. Религия


 


Дюркгейм и религиозный ритуал

В отличие от Маркса, Эмиль Дюркгейм значи­тельную часть своей научной деятельности по­святил изучению религии, сосредоточив осо­бенное внимание на религии в небольших традиционных обществах. Книга Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни»,' впервые опубликованная в 1912 г., представ­ляет собой, вероятно, одно из самых влия­тельных исследований в социологии религии (Durkheim 1976). Дюркгейм не связывает рели­гию преимущественно с социальным неравен­ством или властью, но соотносит ее с общей природой общественных институтов. Основу его книги составляет исследование тотемизма в том виде, в каком он существует в обществах австралийских аборигенов, и он считает, что тотемизм являет собой религию в ее самой «элементарной», или простой, форме — отсю­да и название его книги.

Тотем, как уже упоминалось, — это пер­воначально животное или растение, которому приписывается особое символическое для дан­ной группы людей значение. Это сакральный объект, вызывающий поклонение и сопрово­ждаемый различными ритуальными действи­ями. Дюркгейм определяет религию исходя из различия между сакральными мирским.Он утверждает, что сакральные объекты и сим­волы рассматриваются как стоящие особнякам от рутинных сторон существования, образую­щих царство мирского. Обычно запрещается, за исключением специальных ритуальных це­ремоний, есть тотемное животное или расте­ние, и в качестве сакрального объекта тотем, согласно верованиям, обладает некоторыми священными свойствами, которые полностью отделяют его от других животных, на кото­рых можно охотиться, или растений, которые можно собирать и употреблять в пищу.

Почему тотем считается сакральным? Со­гласно Дюркгейму, потому, что это символ са­мой группы: он замещает ценности, централь­ные для этой группы или сообщества. Благого­вение, которое люди испытывают по отноше­нию к тотему, в действительности возникает из почтения, которое они чувствуют к основ­ным социальным ценностям. В религии объект поклонения — это, по существу, само общество.

Дюркгейм настойчиво подчеркивал, что религия — это не просто верования. Любая религия предполагает регулярную церемонию и ритуальные действия, в которых принима­ет участие вся группа верующих, собравшись


вместе. В таких коллективных церемониях поддерживается и усиливается чувство группо­вой солидарности. Обряды отвлекают людей от забот мирской социальной жизни и уносят в возвышенные сферы, где люди чувствуют контакт с высшими силами. Эти высшие силы, приписываемые тотемам, божественным вли­яниям или богам, на самом деле есть не что иное как выражение влияния коллективного начала на индивидуальное.

Церемония и ритуал, по мнению Дюрк­гейма, играют важную роль в объединении членов групп. Вот почему они наблюдаются не только в регулярных ситуациях богослуже­ния, но и в случаях различных жизненных кризисов, когда люди переживают основные социальные изменения, например рождение, брак и смерть. Практически во всех обществах в указанных ситуациях соблюдаются ритуалы и обрядовые процедуры. Дюркгейм доказыва­ет, что коллективные обряды поддерживают групповую солидарность в те моменты, когда люди вынуждены приспосабливаться к основ­ным изменениям, происходящим в их жиз­ни. Похоронные ритуалы демонстрируют, что ценности данной группы не умирают со смер­тью отдельного конкретного человека, и та­ким образом предоставляют людям, потеряв­шим близких, возможность приспособиться к своим изменившимся обстоятельствам. Тра­ур — это не спонтанное выражение горя, или по крайней мере, он является таковым только для тех, кто лично затронут понесенной утра­той. Траур — это долг, навязываемый группой.

В небольших традиционных культурах, утверждал Дюркгейм, почти все стороны жиз­ни пронизаны религией. Религиозные обряды одновременно и порождают новые понятия и категории, и подтверждают существующие ценности. Религия — это не просто некоторая совокупность воззрений и действий; в тра­диционных культурах она в действительности обусловливает способ мышления человека. Да­же самые фундаментальные категории мышле­ния, включая понимание категорий времени и пространства, первоначально были сформу­лированы в терминах религии. Например, по­нятие «время» первоначально возникло из сче­та перерывов в религиозных ритуалах.

Дюркгейм считал, что по мере разви­тия современных обществ влияние религии ослабевает. Научное мышление все больше за­меняет религиозное объяснение, а обрядовые и ритуальные действия постепенно ограничи-


Теории религии



 


ваются и занимают только малую часть жиз­ни отдельного человека. Дюркгейм согласен с Марксом в том, что традиционная религия, т.е. религия, связанная с верой в божествен­ные силы или богов, находится на грани ис­чезновения. «Старые боги мертвы», — пишет Дюркгейм. Вместе с тем он говорит о том, что существует функция, в которой религия, в из­мененных формах, вероятно, будет существо­вать и дальше. Даже в наши дни единство со­временных обществ зависит от ритуалов, под­держивающих их ценности, и можно, таким образом, ожидать, что на смену старым ри­туальным действиям возникнут новые. О том, что они будут собой представлять, Дюркгейм говорит несколько неопределенно, но, по-ви­димому, он имеет в виду празднования в честь таких гуманистических и политических цен­ностей, как свобода, равенство и социальное сотрудничество.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.007 с.)