Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иудаизм, христианство и исламСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тремя наиболее влиятельными монотеистическими религиями в мировой истории являются иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая испытала влияние других. Иудаизм Иудаизм является древнейшей из указанных трех религий, датируется приблизительно первым тысячелетием до н. э. Древние евреи были кочевниками, жившими в Древнем Египте и вокруг него. Их пророки, или религиозные вожди, частично заимствовали свои представления из религиозных верований данного региона, но отличались своей приверженностью к единому всемогущему Богу. Большинство же их соседей были политеистами. Древние евреи верили, что Бог требует подчинения суровым моральным законам, и с упорством настаивали на том, что обладают монополией на истину, считая свои верования единственно истинной религией (Zeitliti 1984, 1988). До создания государства Израиль вскоре после окончания Второй мировой войны не существовало государства, в котором иудаизм был бы официальной религией. Еврейские общины продолжают существовать в Европе, Северной Америке и Азии, хотя они часто подвергались преследованиям, кульминацией которых было убийство миллионов евреев нацистами в концентрационных лагерях во время войны. Христианство Многие понятия иудаизма были переняты и включены в христианство. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло первоначально как секта иудаизма; не вполне ясно, хотел ли Иисус основать отдельную религию. Его ученики воспринимали его как Мессию (древнееврейское слово, означающее «помазанник», которому в греческом языке соответствует слово «Христос»), ожидаемого евреями. Павел, гражданин Рима, говоривший Разновидности религии Таблица 17.1 Религиозная принадлежность населения земного шара. 1993 г.
Источник: Statistical Abstract of the United States. 1994. P. 855. по-гречески, был главным инициатором распространения христианства, широко проповедуя христианство в Малой Азии и Греции. Хотя христиане подвергались жестоким гонениям, император Константин в конце концов принял христианство в качестве официальной религии ■ Римской империи. Распространившись, христианство стало доминирующей силой западной культуры на последующие две тысячи лет. В наши дни христианство имеет большое число приверженцев и больше распространено в мире, чем любая другая религия. Свыше миллиарда человек считают себя христианами, но существует много подразделений христианства, расходящихся между собой по вопросам теологии и церковной организации; основными ответвлениями являются католицизм, протестантизм и православие. Ислам Происхождение ислама, в настоящее время второй самой крупной религии в мире (см. табл. 17.1), во многом совпадает с происхождением христианства. Ислам восходит к учению пророка Мухаммеда в VII в. н. э. Единый бог ислама — Аллах — властвует, как считается, над жизнью всех людей и над всей природой. «Столпы ислама» — это пять основных религи- озных обязанностей мусульман (так называют приверженцев ислама). Первая — это повторение исламского символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его». Вторая обязанность — пятикратное ежедневное совершение установленной молитвы с предшествующим ритуальным омовением. Во время молитвы молящийся должен быть обязательно обращен лицом к священному городу Мекке в Саудовской Аравии, как бы далеко от Мекки он ни находился. Третьим столпом является соблюдение Рамадана, длящегося месяц поста, в течение которого в дневное время нельзя ни принимать пищу, ни пить. Четвертая обязанность мусульман — раздача милостыни (денег бедным), которая определялась согласно закону ислама и часто использовалась государством как источник налогообложения. Наконец, от каждого верующего ожидается, что он хотя бы один раз в жизни совершит паломничество в Мекку. Мусульмане верят, что сначала, до Мухаммеда, Аллах говорил устами более древних пророков — включая Моисея и Иисуса — но учение Мухаммеда более непосредственно выражает его волю. Ислам получил в мире очень большое распространение, у него насчитывается свыше миллиарда последователей, большинство из которых сосредоточено Глава 17. Религия
в Северной и Восточной Африке, на Ближнем Востоке и в Пакистане. (Мусульманские верования кратко рассматриваются в разделе «Исламский фундаментализм» на с.488). Религии Дальнего Востока Индуизм Существуют важные различия между иудаизмом, христианством и исламом, с одной стороны, и религиями Дальнего Востока, с другой. Древнейшей из всех великих религий, известных в современном мире, является индуизм, основные верования которого датируются примерно шестым тысячелетием до н. э. (из этой религии был заимствован пример, приведенный в начале данной главы). Индуизм — религия политеистическая. Он настолько внутренне неоднороден, что некоторые ученые предложили рассматривать его как совокупность родственных религий, а не как единую религиозную систему; многие местные культы и религиозные обычаи связаны между собой немногими общими верованиями. Большинство индуистов придерживается учения о цикле реинкарнации — учения о том, что все живые существа являются частью вечного процесса рождения, смерти и повторного рождения. Второй ключевой признак — это кастовая система, основанная на вере в то, что люди при рождении попадают в определенное положение в социальной и ритуальной иерархии в соответствии с характером их деятельности во время прежних воплощений. Для каждой касты существует свой особый набор обязанностей и обрядов, и судьба каждого человека в будущей жизни зависит, главным образом, от того, насколько хорошо он выполняет свои обязанности в этой своей жизни. Индуизм признает возможность многочисленных различных религиозных взглядов, не проводя четкого различия между верующими и неверующими. В мире насчитывается свыше 750 млн индуистов, из которых практически все живут на полуострове Индостан. В отличие от христианства и ислама, индуисты не стремятся обратить других в «истинную веру». Буддизм, конфуцианство, даосизм Этические религии Востока включают буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов. Напротив, в них на первый план выдвигаются этические идеалы, которые связывают верующего с естественной гармонией и единством вселенной. Буддизм восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (санскр. «просветленный»), индийского принца небольшого царства в Южном Непале в VI в. до н. э. Согласно учению Будды, человеческие существа могут избежать круга реинкарнации, отрешившись от желаний. Путь к спасению заключается в жизни, полной самодисциплины и медитации и отделенной от забот мирской жизни. Конечной целью буддизма является достижение нирваны, полного духовного совершенства. Будда отвергал индуистские ритуалы и власть каст. Подобно индуизму, буддизм имеет много местных разновидностей, связанных с верой в местных богов, и не требует от своих приверженцев единства взглядов. Буддизм в настоящее время представляет собой влиятельную силу в нескольких государствах Дальнего Востока, в том числе в Таиланде, Мьянме, Шри Ланке, Китае, Японии и Корее. Конфуцианство составляло основу культуры правящих групп в традиционном Китае. Конфуций (латинизированная форма имени Кун-фуцзы — «учитель Кун») жил в VI в. до н. э., в ту же эпоху, что и Будда. Подобно Лао-цзы, основателю даосизма, Конфуций был учителем, а не религиозным пророком в отличие от религиозных вождей на Ближнем Востоке. Последователи Конфуция не считают его богом, но видят в нем «мудрейшего из мудрых людей». Конфуцианство стремится приспособить человеческую жизнь к внутренней гармонии природы, обращая особое внимание на почитание предков. Даосизм придерживается сходных принципов, делая упор на медитации и неприменении насилия как пути к высшей жизни. В результате целенаправленной оппозиции со стороны правительства конфуцианство и даосизм утратили в Китае значительную часть своего влияния, хотя некоторые элементы этих религий сохранились в верованиях и обычаях многих китайцев до наших дней. Теории религии Социологические теории религии до сих пор находятся под сильным влиянием трех «классиков» — теоретиков социологии: Дюркгейма, Маркса и Вебера. Ни один из трех указанных ученых сам не был приверженцем какой-либо религии, и все они придерживались мнения, Теории религии
что значение религии в современном обществе уменьшится. Каждый из них считал, что религия, в некотором фундаментальном смысле, есть иллюзия. Вполне возможно, что сторонники различных вероучений абсолютно уверены в обоснованности верований, которых они придерживаются, и ритуалов, в которых они участвуют, и тем не менее само многообразие религий и их очевидная связь с разными типами общества, как полагали три упомянутых мыслителя, делают подобные притязания изначально несостоятельными. Человек, родившийся в обществе австралийских охотников и собирателей, совершенно очевидно, будет иметь иные религиозные верования, чем тот, кто родился внутри кастовой системы в Индии или в лоне католической церкви средневековой Европы. Маркс и религия Несмотря на то, что взгляды Маркса оказали влияние на понимание данной проблемы, он никогда не занимался религией специально. Его взгляды по данному вопросу восходят по большей части к трудам нескольких более ранних теологов и философов начала XIX в. Одним из них был Людвиг Фейербах, автор знаменитой работы «Сущность христианства» (Feuerbach 1957, первоначально опубликована в 1841 г.). Согласно Фейербаху, религия состоит из понятий и ценностей, созданных человеческими существами в ходе развития их культуры, но ошибочно проецируемых на божественные силы или богов. Поскольку человеческие существа не вполне понимают свою собственную историю, они обычно приписывают созданные обществом ценности и нормы действиям богов. Так, история о десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, представляет собой мифическую версию происхождения моральных предписаний, которыми руководствуются в своей жизни верующие иудеи и христиане. По словам Фейербаха, «до тех пор, пока мы не поймем природу религиозных символов, которые мы сами же создали, мы обречены быть пленниками неподвластных нам сил истории». Фейербах использует термин отчуждение для обозначения создания богов и божественных сил, отличных от человеческих существ. Ценности и понятия, созданные людьми, начинают восприниматься как продукт чужих или посторонних существ — религиозных сил и богов. Хотя последствия отчуждения в прошлом были негативными, понимание религии как отчуждения является, по Фейербаху, многообещающим для будущего. Как только человеческие существа осознают, что ценности, проецируемые ими на религию, в действительности являются их собственными, появляется возможность реализовать эти ценности на земле, а не откладывать их на загробную жизнь. Могущество, которым, по убеждению христиан, обладает Бог, может быть присвоено самими человеческими существами. Согласно христианской вере, Бог всемогущ и всемилостив, тогда как человеческие существа являются несовершенными и порочными. Однако Фейербах считал, что потенциал любви и доброты, а также способность контролировать свою собственную жизнь заложены в социальных институтах людей и могут быть претворены в жизнь, как только люди поймут их подлинную природу. Маркс был согласен с мнением о том, что религия представляет собой самоотчуждение человека. Многие считают, что Маркс не признавал религии, но это далеко не так. Религия, — писал он, — это «сердце бессердечного мира», прибежище от жестокости повседневной жизни. По мнению Маркса, религия в ее современной форме исчезнет и должна исчезнуть, однако это произойдет потому, что позитивные ценности, воплощенные в религии, могут стать руководящими идеалами для улучшения судьбы человеческого рода на земле, но отнюдь не потому, что эти идеалы и ценности сами по себе ошибочны. Мы не должны бояться богов, которых сами создали, и следует перестать наделять их ценностями, которые мы можем воплотить в жизнь сами. Широко известно высказывание Маркса, что религия — это «опиум для народа». Религия откладывает счастье и вознаграждение на потом — на загробную жизнь, приучая к покор-' ному принятию существующих условий жизни. Внимание, таким образом, отвлекается от неравенства и несправедливости в этом мире путем обещания надежды на то, что должно прийти в следующем мире. Религии присущ сильный идеологический компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием неравенства в распределении богатства и власти. Например, учение о том, что «нищие духом обретут весь мир», воспитывает отношение смирения и непротивления угнетению. Глава 17. Религия
Дюркгейм и религиозный ритуал В отличие от Маркса, Эмиль Дюркгейм значительную часть своей научной деятельности посвятил изучению религии, сосредоточив особенное внимание на религии в небольших традиционных обществах. Книга Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни»,' впервые опубликованная в 1912 г., представляет собой, вероятно, одно из самых влиятельных исследований в социологии религии (Durkheim 1976). Дюркгейм не связывает религию преимущественно с социальным неравенством или властью, но соотносит ее с общей природой общественных институтов. Основу его книги составляет исследование тотемизма в том виде, в каком он существует в обществах австралийских аборигенов, и он считает, что тотемизм являет собой религию в ее самой «элементарной», или простой, форме — отсюда и название его книги. Тотем, как уже упоминалось, — это первоначально животное или растение, которому приписывается особое символическое для данной группы людей значение. Это сакральный объект, вызывающий поклонение и сопровождаемый различными ритуальными действиями. Дюркгейм определяет религию исходя из различия между сакральным и мирским. Он утверждает, что сакральные объекты и символы рассматриваются как стоящие особнякам от рутинных сторон существования, образующих царство мирского. Обычно запрещается, за исключением специальных ритуальных церемоний, есть тотемное животное или растение, и в качестве сакрального объекта тотем, согласно верованиям, обладает некоторыми священными свойствами, которые полностью отделяют его от других животных, на которых можно охотиться, или растений, которые можно собирать и употреблять в пищу. Почему тотем считается сакральным? Согласно Дюркгейму, потому, что это символ самой группы: он замещает ценности, центральные для этой группы или сообщества. Благоговение, которое люди испытывают по отношению к тотему, в действительности возникает из почтения, которое они чувствуют к основным социальным ценностям. В религии объект поклонения — это, по существу, само общество. Дюркгейм настойчиво подчеркивал, что религия — это не просто верования. Любая религия предполагает регулярную церемонию и ритуальные действия, в которых принимает участие вся группа верующих, собравшись вместе. В таких коллективных церемониях поддерживается и усиливается чувство групповой солидарности. Обряды отвлекают людей от забот мирской социальной жизни и уносят в возвышенные сферы, где люди чувствуют контакт с высшими силами. Эти высшие силы, приписываемые тотемам, божественным влияниям или богам, на самом деле есть не что иное как выражение влияния коллективного начала на индивидуальное. Церемония и ритуал, по мнению Дюркгейма, играют важную роль в объединении членов групп. Вот почему они наблюдаются не только в регулярных ситуациях богослужения, но и в случаях различных жизненных кризисов, когда люди переживают основные социальные изменения, например рождение, брак и смерть. Практически во всех обществах в указанных ситуациях соблюдаются ритуалы и обрядовые процедуры. Дюркгейм доказывает, что коллективные обряды поддерживают групповую солидарность в те моменты, когда люди вынуждены приспосабливаться к основным изменениям, происходящим в их жизни. Похоронные ритуалы демонстрируют, что ценности данной группы не умирают со смертью отдельного конкретного человека, и таким образом предоставляют людям, потерявшим близких, возможность приспособиться к своим изменившимся обстоятельствам. Траур — это не спонтанное выражение горя, или по крайней мере, он является таковым только для тех, кто лично затронут понесенной утратой. Траур — это долг, навязываемый группой. В небольших традиционных культурах, утверждал Дюркгейм, почти все стороны жизни пронизаны религией. Религиозные обряды одновременно и порождают новые понятия и категории, и подтверждают существующие ценности. Религия — это не просто некоторая совокупность воззрений и действий; в традиционных культурах она в действительности обусловливает способ мышления человека. Даже самые фундаментальные категории мышления, включая понимание категорий времени и пространства, первоначально были сформулированы в терминах религии. Например, понятие «время» первоначально возникло из счета перерывов в религиозных ритуалах. Дюркгейм считал, что по мере развития современных обществ влияние религии ослабевает. Научное мышление все больше заменяет религиозное объяснение, а обрядовые и ритуальные действия постепенно ограничи- Теории религии
ваются и занимают только малую часть жизни отдельного человека. Дюркгейм согласен с Марксом в том, что традиционная религия, т.е. религия, связанная с верой в божественные силы или богов, находится на грани исчезновения. «Старые боги мертвы», — пишет Дюркгейм. Вместе с тем он говорит о том, что существует функция, в которой религия, в измененных формах, вероятно, будет существовать и дальше. Даже в наши дни единство современных обществ зависит от ритуалов, поддерживающих их ценности, и можно, таким образом, ожидать, что на смену старым ритуальным действиям возникнут новые. О том, что они будут собой представлять, Дюркгейм говорит несколько неопределенно, но, по-видимому, он имеет в виду празднования в честь таких гуманистических и политических ценностей, как свобода, равенство и социальное сотрудничество.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.011 с.) |