Семинар 5. Мировая религия: ислам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 5. Мировая религия: ислам.



1. Культурный и исторический контекст зарождения ислама

2. Вероучение и культовая практика ислама Повседневный мир мусульманина.

3. Шариат как основа правовых систем мусульманских стран.

Литература:

1. Ислам. Сайт религии мира

//http://sputnik.mastertelecom.ru/Kultura/schools.keldysh.ru_school1413_religija_/schools.keldysh.ru/school1413/religija/islam.htm

2. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. – 288 с.

3. Васильев Л.С. История религий. М.: КДУ, 2008. – 791 с.

4. Салганик М. Гармония ислама // Иностранная литература. 1992. № 5, 6. - С. 302 – 308.

5. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозной учение.

// http://krotov.info/library/18_s/solovyov/07_203.html

6. Ренан Э. Магомет. Происхождение ислама // Звезда Востока. 1992. № 11-12. С. 13-121.

7. Сюкияйнен Л.О. правовой природе шариата и его взаимодействии с европейским правом

// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/syk/prav_prir.php

 

Семинар 6. Новые религиозные движения.

1. Определение понятий: новые религиозные движения, нетрадиционные религии, секты.

2. Психологические установки религиозного преследования. Социальные мифы в отношении новых религиозных движений: «угроза обществу и государству», «оргия», «лживость», «порча», «доброжелательный инквизитор».

3. Особенности и классификация новых религиозных движений.

Литература:

1. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984. - 288 с.

2. Баркер А. Новые религиозные движения. – СПб.: РХИ, 1997.- 282с.

3. Радугин А.А.Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Радугин А.А. Курс лекций. 2-е изд., дополн. - М.: Центр, 2000.- 240 с.

4. Тимощук А.С. Лекции по религиоведению. Лекция 6. Новые религиозные движения // http://www.philosophy.ru/edu/vgu/06.htm

5. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 216с.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

 

Современный мир – время глубинных сдвигов в культурном сознании, когда наряду с секулярным мироощущением возрождается и укореняется понимание неустранимости религиозной компоненты как экзистенциальной составляющей опыта человека. При этом современный мир чрезвычайно многообразен. В современном глобальном мире, в условиях интенсивного взаимодействия культур и цивилизаций, в геометрической прогрессии растет число различий противоречий, несовпадений. Мир фрагментируется, утрачивая универсальные интересы и общие цели. Французский философ Жак Деррида, разделяя «различия» и «различности», утверждал, что последние не растворяются в общей идентичности, а сохраняют самобытность. Вызов плюрализма требует культуры толерантности. В современном поликультурном и динамичном мире терпимость к иной позиции, толерантность - условие сохранения и развития современных цивилизаций.

Это определяет важнейшую предпосылку освоения религиоведческого материала: уважительное отношение к рассматриваемым традициям религиозной жизни, ориентацию на «взаиморасположенное общение», диалог, утверждающий права на существование различных мировоззренческих позиций. Курс религиоведение содержит выраженную мировоззренческую компоненту, предполагает освоение круга теоретических проблем религии, предполагает серьезную проработку литературы теоретического свойства. Именно эта проблематика вынесена в первый раздел курса.

Освоив основные теоретические координаты и опираясь на них, следует приступить к освоению многообразия исторических и современных форм религиозной жизни. При подготовке к семинарским занятиям следует начинать с освоения учебной и справочной литературы, затем переходить к проработке специализированных статей и монографий.

Вопросы к зачету можно рассматривать как темы реферативных заданий. Студенты заочного отделения сдают зачет в форме реферата.

Реферат является результатом освоения соответствующей рекомендованной для освоения выбранной темы литературы. Следует обратить особое внимание на соответствие темы реферата его содержательному раскрытию. Недопустимо составление реферата в виде набора цитат из предложенной литературы. Реферат – это результат самостоятельного освоения предложенного круга литературы, когда в определенной последовательности излагаются основные положения, раскрывающие заявленную тему. Подготовленный реферат должен включать в себя три основных компонента: авторский план, основные позиции которого отражают логику раскрытия избранной темы; основной текст (объем работы должен составлять 10-15 страниц формата А-4); список использованной литературы с указанием автора, названия использованной работы, места издания, названия издательства, года издания, количества страниц. Возможно информационное использование электронных ресурсов, однако относиться к ним надо избирательно, кроме того необходимо правильное оформление сносок: должно присутствовать обязательное указание автора, название материала, сайта и электронного адреса размещения публикации. Реферат, как правило, должен опираться на несколько источников. Также абсолютно не допустимо, компилятивное заимствование реферативных текстов из Интернет-ресурсов.

 

Примеры тестовых заданий

Тест 1

Выбрать только один правильный ответ

Постсекулярность – понятие, означающее

1. «возвращение религии», культурная идея о том, что религиозный опыт - непреходящий элемент человеческого существования

2. синоним понятия постхристианство

3. означающее светскую доминанту в культурном сознании

4. духовную ситуация в культуре ХХ века

2. Конфессия - это

1. вероисповедание

2. секулярность

3. гетерогенность религиозной жизни

4. консервативные установки в сознании

В структуру религиоведения входят

1. морфология религии

2. феноменология религии

3. религиозная семантика

4. культовая практика

Слово религия производно от латинского relegere, что означает «почитание богов». Это гипотеза

1. Лактанция

2. Св. Иеронима

3. Цицерона

4. Платона

5. Одна из национальных религий:

1. буддизм

2. ислам

3. христианство

4. иудаизм

6. Одно из направлений в исламе, допускающее передачу сана имама только кровным родственникам Мухаммеда:

1. шиизм

2. суннизм

3. суфизм

4. ваххабизм

7. Ислам зародился в:

1. Месопотамии

2. Египте

3. Аравии

4. Кувейте

8. В исламе шариат это:

1. философское направление

2. учение об исламском образе жизни

3. секта

4. какой-то праздник

9. Конфуций это:

1. император Китая

2. основатель этико-философского и религиозного учения

3. основатель древнего китайского государства

4. писатель

10. Лао-цзы это:

1. древнекитайский поэт

2. легендарный основатель даосизма

3. легендарный китайский герой

4. обожествленный император

11. Христианство возникло в:

1. Месопотамии

2. Египте

3. Палестине

4. Вавилонии

12. Христианизация Руси произошла при:

1. Ярославе Мудром

2. Святославе

3. Владимире

4. Петре Первом

13. Святейший правительственный синод был образован:

1. Екатериной Второй

2. Петром Первым

3. Николаем Вторым

4. Павлом Первым

14. Таинства это:

1. какие-то скрытные действия

2. культовые действия в христианстве

3. мистика

4. гадания

15. Свобода совести относится к группе:

1. политических прав

2. экономических прав

3. гражданских прав

4. теоретически конструируемых дефиниций

Тест 2

Выбрать только один правильный ответ

 

1. Назовите имя протестантского теолога, сформулировавшего принципы межконфессионального диалога:

1. Йозеф Ратцингер

2. Бенедикт ХУ1

3. С.С.Хоружий

4. Пауль Тиллих

Догмат в религиоведении – это

1. нерушимый принцип мировоззрения

2. религиозное основоположение

3. религиозно-философская гипотеза

4. устаревшая доктрина

3. Эвсéбия – аналог латинского слова религия с ________ языка

1. китайского

2. греческого

3. санскрита

4. арабского

4. Форма свободомыслия, основанная на сомнении в существовании каких-либо непогрешимых истин и авторитетов:

1. скептицизм

2. секуляризм

3. агностицизм

4. индифферентизм

5. Священные книги мусульман, предания о жизни и изречениях Мухаммеда:

1. Новый Завет

2. Тора

3. Велесова книга

4. Хадисы

6. Основателем ислама является:

1. Авраам

2. Моисей

3. Мухаммед

4. Ной

7. Кааба это:

1. монастырь

2. мечеть

3. город

4. памятник

8. Время возникновения буддизма:

1. IX в. до н.э.

2. IX в. н.э.

3. VI в. до н.э.

4. VI в. н.э.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.043 с.)