Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 2. Мирча Элиаде «Священное и мирское» - опыт феноменологии религии.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Специфика переживания пространства и времени в религиозном и нерелигиозном опыте. 2. Отношение к природе и человеку в религиозном и мирском опыте. Литература: 1. Элиаде М. Священное и мирское. М.: изд-во МГУ, 1994. – 144 с. Доклад: Мирча Элиаде – выдающийся историк религии и исследователь мифологии. Литература к докладу: 1. Горбовский Н.К. Предисловие //Элиаде М. Священное и мирское. М.: изд-во МГУ, 1994. С.5. 2. Элиаде, Мирча. Материал из википедии, свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/Элиаде,_Мирча
Методические указания. Для подготовки к занятию студенты последовательно знакомятся с главами из книги М. Элиаде «Священное и мирское». Работа с текстом опирается на предлагаемые вопросы, позволяющие выделить основные идеи автора. Вопросы к введению: 1. Раскройте содержание понятия иерофания. 2. Какова структура священного опыта (реальность удваивается)? 3. В чем смысл названия книги «Священное и мирское»? 4. Какие два образа жизни в мире выделяет автор? 5. Как Вы понимаете утверждение Элиаде, что мирской человек наследник человека религиозного. Вопросы к первой главе: 1. Какова структура пространства для человека религиозного и нерелигиозного? 2. Как неоднородность религиозного пространства подтверждается в разных религиях (опыт священных мест – в языческих культурах, христианстве, исламе)? 3. Почему опыт переживания пространства является основополагающим? 4. Как Вы понимаете высказывание: порог в храме и в доме - знак неоднородности пространства в священном опыте 5. Почему человеку важно быть в центре мира? 6. Приведите примеры значимости ориентации в космосе – в культуре (в исламе, христианстве) 7. Разнородное священное пространство (хаос и космос) подвижно - в направлении вытеснения хаоса. Приведите пример освящения пространства в религии вед (Индия), у скандинавских колонизаторов, у австралийского племени ахилпа. 8. Почему в племени ахилпа, если ломался священный столб, люди садились на землю и умирали? 9. Приведите примеры священных столбов как знака космической выделенности местности (священное дерево, медный столб, Млечный путь, жертвенный столб, лестница) 10. В чем символический смысл идеи axis mundi – оси мира? 11. Гора как центр мира: приведите примеры мифологизированных гор в культурной истории 12. Какие культурные объекты способны выразить идею центра мира (святые города, храмы, страны)? 13. Почему человек древних (и современных) обществ стремился жить ближе к центру мира? 14. Как Вы понимаете слова: вся строительная или производственная деятельность имеет своим прототипом космогонию. 15. Для современного человека «дом - машина для жилья» (Карбюзье). Как можно понять это выражение? 16. Для архаического человека дом - образ мира (imago mundi). Что это значит? (Столб, лестница, освящение строительства, новоселье) 17. Почему храм – это также «образ мира» Вопросы ко второй главе: 1. Каковы особенности переживания времени в религиозном сознании? 2. Как переживает время нерелигиозный человек? 3. Как напоминает о себе священное время в опыте нерелигиозного человека? 4. Приведите примеры психологического переживания «таинственного» времени? 5. Покажите на примерах, что религиозный праздник – это повторение в настоящем событий прошлого. 6. Какая связь существует между миром и временем, храмом и годом? 7. Как проявляется идея единства мира и года в идее ежегодного обновления мира? 8. Является ли праздник Нового года примером священного времени? 9. Какие элементы ритуала Нового года Вы можете назвать и какова их символика? 10. Почему человек стремится приобщиться к сильному времени? 11. Почему, - так верит религиозный человек, - возможно физическое и духовное возрождение путем возврата к первичному времени? 12. Что добавляет к пониманию культурного смысла праздника идея: в празднике всегда обнаруживаются священные ценности жизни? 13. Какова символика праздничного времени? 14. Покажите связь между пространством и временем в священном универсуме 15. Какова символика ритуала Нового года? 16. Какой новый опыт восприятия времени проявляется в иудаизме, христианстве? Вопросы к третьей главе: 1. Как относится религиозный человек к природе? 2. В какой современной культуре культ природы сохранился в виде особого эстетического переживания? 3. Какие области природы являются «наиболее любимыми» для Бога? 4. Каково символическое значение неба? 5. Почему высшие боги обитают, как правило, на небесах? 6. Каков смысл удаления бога на небеса? 7. Какие другие природные объекты способны выразить идею вознесения, высоты? 8. Какова символика воды? 9. Почему погружение в воду символизирует разрушение, гибель? 10. Каков символический смысл обряда крещения? 11. Как символически трактуется земля в религиозном и культурном сознании? 12. Какие ритуальные формы связаны с символикой земли? 13. Какова символика космического древа? 14. Как символически осмысливается жизнь растения? 15. Почему люди любят выращивать растения? Вопросы к четвертой главе: 1. Какова специфика отношения к человеку в религиозном и мирском сознании? 2. Приведите примеры мифологической анатомии и физиологии 3. Каковы возможные космическое, социальное иличностное измерение брака у Элиаде? 4. Сохраняет ли значение опыт святости для современного человека? 5. Раскройте смысл обрядов перехода в жизненном цикле человеческого существования. 6. Можно ли выделит реликты традиционной обрядовой практики у современного человека? Семинар 3. Славянское язычество: религия родства. 1. Славянское язычество как элемент культурной традиции русских. 2. Мифология природы в восточно-славянской традиции 3. Демонология у восточных славян. 4. Великие боги древних славян. Методические указания. Семинар проводится в форме семинара-конференции. Студентам предлагаются темы и литература для докладов. Доклады обсуждаются на семинаре. Темы для сообщений и литература. Духовный смысл русской сказки Литература: 1. Ильин И. Духовный смысл русской сказки. \\Литература в школе, 1992, №1. С.3-10. Космические стихии славянского мифа Литература: 1. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982 – 464 с. 2. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – М.: Моск. рабочий, 1995.- С.560. 3. Максимов С. В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово: Кн.изд- во, 1991. - 349 с. 4. Топорков А. Вода. Земля. Огонь // Родина. 1993. № 11. С.14-18. 12. С.67-69. 1994. № 1. С.108-111. Славянская мифология растений Литература: 1. Афанасьев А. Н. Древо жизниМ.: Современник, 1982 – 464 с. (Гл. “Древо жизни и лесные духи”, “облачные скалы и Перунов Цвет”). 2. Домострой/ Сост. В.В.Колесова. - М.: Сов.Россия, 1990.-304 с. Гл. “Травник”. 3. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – М.: Моск. рабочий, 1995.- С.560. 4. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с. 5. Топорков В.Н. Растения //Мифы народов мира. В 2-х томах. М., Издательство «Советская энциклопедия», 1992. Т.2. С.368-371. Мифология животных в восточнославянской культуре Литература: 1. Грушко Е. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий / Е. Грушко, Ю. Медведев. – Н. Новгород: Русский купец и Братья славяне, 1996. – С.559. 2. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов ХIХ – начала ХХ века / С.А. Токарев. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – 164 с.
Демоны и духи славянской мифологии Литература: 1. Максимов С. В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово: Кн.изд- во, 1991. - 349 с. 2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И. Даль. – СПб.: М.О. Вольф, 1880. – 148 с.
Великие боги древних славян Литература: 1. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с. 2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. – 608 с. Языческие праздники (Святки, масленица, семик и русальная неделя, Троицын день, Аграфена-купальница, Иван Купала, Петров день, Спас, Покров). Литература: 1. Статьи с сайта: Дом Сварога. 2. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с. 3. Максимов С. В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово: Кн.изд- во, 1991. - 349 с. 4. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982 – 464 с. (Гл. “Народные праздники”). 5. Термины родства и свойства //Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта http://krotov.info/lib_sec/21_f/fed/osyuk_00.htm Семинар 4. Мир Евангелия. 1. Евангелия как часть Новозаветного канона. 2. Сюжетный аспект евангельского повествования. Евангелия как семантический код европейской культуры. Литература: 1. Новый Завет. Евангелия // Библия. Тексты Евангелия - от Матфея: http://krotov.info/acts/01/nz/mf.htm - от Марка http://krotov.info/acts/01/nz/mark.html - от Луки http://krotov.info/acts/01/nz/luke.html - от Иоанна http://krotov.info/acts/01/nz/ioann.html 2. Аверинцев С.С. Иисус Христос //Мифологический словарь. Под ред. Е. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия.1990, С.231-236. Дополнительная литература: 1. Мень А. Когда и кем были написаны Евангелия? // Мень А. История религии. М., 1992. Т.УП. С.265-274. 2. Сайт Религии мира Христианство. //http://sputnik.mastertelecom.ru/Kultura/schools.keldysh.ru_school1413_religija_/schools.keldysh.ru/school1413/religija 3. Виндельбанд В. Святыня. // Виндельбанд В. Философия культуры. Избранное. М.. 1994. С.317-339.
Доклад: Евангелия как источник, свидетельствующий о Христе. Литература: 1. Мень А. Библия // Наше наследие. 1990. № 1. 2. Чистяков Г. Четыре Евангелия // http://www.katp.narod.ru/str2.htm
Методические указания: Библия - собрание древних религиозных текстов, создаваемых на протяжении более, чем 15 веков, разными авторами (царями, жрецами, воинами, сборщиками налогов), в разных условиях (во дворце, в ссылке, во время военных походов). Библейские книги – предмет интереса различных ученых: историков, лингвистов, философов, филологов и др. Но это и книги веры, для верующих – это богодухновенные тексты. Их значительное место в культуре, а также исторический возраст требует бережного и осторожного прикосновения к ним– независимо от вашего религиозного/внерелигиозного выбора. Ядро книг Нового Завета – Евангелие. Мировая классическая культура пропитана евангельскими смыслами, образами, сюжетами. Мы познакомимся с сюжетной стороной этих книг, ибо сама цепочка разворачивающегося повествования образует семантический код, выстраивающий культурное, ценностное, нормативное сознание европейской цивилизации. Для подготовки к занятию студентам предлагается познакомиться с евангельскими сюжетами на основе оригинальной или комментаторской литературы. На занятии студент должен применить это знание к решению практических заданий – комментированию содержаний ряда репродукций картин, созданных в истории искусства на евангельские сюжеты. Ключевые персонажи и сюжеты евангельской истории: Захария, Елисавета, Иоанн Предтеча, Иоаким, Анна, Мария, Иосиф, Иисус Христос, Благовещение, Рождество, Крещение, искушение Христа, проповедь, ученики, притчи (о блудном сыне), Преображение, Мария, Марфа, Лазарь, тайная вечеря, Иуда, пленение и суд, смерть и Воскресение Христа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.51 (0.011 с.) |