Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия в Соединенных ШтатахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Положение религиозных организаций в Соединенных Штатах является необычным в нескольких отношениях. Свобода выражения религиозных чувств была закреплена в статье Американской конституции задолго до того, как терпимость к различным религиозным вероучениям и отправлению религиозных обрядов получила распространение в каком-либо другом западном обществе. Первые переселенцы были беженцами, спасавшимися от религиозного преследования со стороны политических властей, и они настояли на отделении церкви от государства. В США нет «официальной» церкви, подобной англиканской церкви в Великобритании. Кроме того, в Соединенных Штатах существует гораздо большее разнообразие религиозных групп, чем в какой-либо другой индустриальной стране. В большинстве западных обществ преобладающая часть населения формально принадлежит к единой церкви, подобной англиканской церкви в Великобрита- нии или римско-католической церкви в Италии. В Америке около 90 % населения являются христианами, но принадлежат к огромному многообразию церквей и деноминаций. Многие группы имеют не больше нескольких сотен членов, но примерно 90 религиозных организаций объединяют, по их утверждению, свыше 50 тыс. членов, а 22 организации, по их отчетам, имеют свыше миллиона членов. В последние 25 лет в Соединенных Штатах христианские фундаменталистские группы создали мощное социальное и политическое движение (см. раздел «Христианский фундаментализм» на с. 490-492). Намного крупнее всех других религиозных организаций в Соединенных Штатах католическая церковь, насчитывающая около 50 млн членов. Однако это составляет только около 27 % общего количества членов религиозных организаций. Около 60% населения — протестанты, но разделяющиеся между многочисленными различными деноминациями. Самой крупной является Южная конгрегация Глава 17. Религия
баптистов (13 млн членов), за ней следуют Объединенная методистская церковь и Национальная конвенция баптистов, и далее лютеранская и епископальная церкви. Среди нехристианских групп наиболее многочисленными являются еврейские конгрегации, насчитывающие около б млн членов. Примерно 40 % американского населения посещают церковную службу каждую неделю. Почти 70 % принадлежат к церквям, синагогам или другим религиозным организациям, и большинство этих людей утверждает, что играет в своих кошрегациях активную роль. Скотг ОТрэйди, капитан ВВС США, был в 1995 г. сбит над Боснией. Он провел шесть полных опасности дней, стараясь не быть схваченным сербскими войсками, пока его наконец не подобрали и не доставили в безопасное место. «Прямо сейчас, — заявил он представителям мировых средств массовой информации, — первое, что я хочу сделать — это поблагодарить Бога. Если бы не любовь Бога ко мне и не моя любовь к Богу, я бы не смог выдержать все это. Именно он спас меня здесь, я чувствую это сердцем». Если бы подобные слова были сказаны британским или французским летчиком, они вызвали бы легкое изумление. Но произнесенные американцем, эти слова звучали совершенно естественно. Уровень религиозности в Соединенных Штатах гораздо выше наблюдаемого в большинстве европейских обществ. Согласно результатам исследования, 95 % американцев утверждают, что верят в Бога, 80% верят в чудеса и загробную жизнь, 72% верят в ангелов и 65 % верят в дьявола (Stark and Bainbridge 1985). По данным Всемирного исследования ценностей, опубликованным в 1994 г., 82 % опрошенных в США считали себя «религиозными людьми» по сравнению с 55 % в Великобритании, 54 % в Западной Германии и 48 % во Франции. Тот же опрос показал, что 44 % американцев, по их словам, посещали церковь по крайней мере раз в неделю, по сравнению с 14 % в Соединенном Королевстве, 10% во Франции и лишь 4% в Швеции (см. рис. 17.1 и журнал «The Economist» 8 July 1995. P. 20). В спорах по поводу секуляризации Соединенные Штаты являют собой важное исключение из утверждения об упадке религии в западных обществах. С одной стороны, США принадлежат к наиболее глубоко «модернизированным» странам и в то же время они
0 20 40 60 80 В % относительно всего населения Г"~1 Считают себя религиозными Щ Посещают религиозные службы один раз в неделю или чаще Рис. 17.1. Приверженность к религии в восьми странах (в процентах относительно всего населения). 1990-1993 гг. Источник: World Values Study Group. Inter-University Consortium for Political and Social Research. характеризуются одним из самых высоких уровней популярности религиозных верований и принадлежности к церкви. Стив Брюс, один из ведущих защитников тезиса о секуляризации, высказал мнение, что распространенность религии в США можно понять в свете культурного перехода (Втсе 1996). В случаях, когда общество подвергается быстрому и глубокому демографическому и экономическому изменению, предположил Брюс, религия может играть решающую роль, помогая людям приспособиться к новым условиям и выжить в условиях нестабильности. По его мнению, индустриализация произошла в Соединенных Штатах сравнительно поздно и осуществилась очень быстро, причем среди населения, состоящего из огромного множества различных этнических групп. Религия в США была важна потому, что способствовала установлению идентичности людей и позволила более плас-но осуществить культурный переход к американскому «плавильному котлу». Оценка тезиса о секуляризации Среди социологов практически никто не сомневается, что, особенно если рассматривать вопрос в долгосрочной перспективе, религия Религия, секуляризация и социальные изменения
в форме традиционной церкви переживает спад — за примечательным исключением США. Влияние религии уменьшилось по всем трем параметрам секуляризации, во многом так, как это предсказывали социологи XIX в. Следует ли нам сделать вывод, что они и более поздние пропагандисты тезиса о секуляризации правы? Сократилась ли привлекательность религии по мере распространения современных взглядов и современного образа жизни? Такое заключение вряд ли можно было бы считать оправданным по нескольким причинам. Во-первых, современное положение религии в Великобритании и других западных странах является гораздо более сложным, чем это представляется защитникам тезиса о секуляризации. Религиозные и духовные верования остаются мощной и мотивирующей силой в жизни многих людей, даже если они предпочитают не посещать богослужения официально в рамках традиционной церкви. Некоторые ученые высказали предположение о том, что произошел сдвиг в сторону принципа «верить, но не принадлежать» (Daivie 1994) — иначе говоря, люди придерживаются веры в Бога или в какую-то высшую силу, но реализуют и развивают свою веру вне установленных форм религии. Во-вторых, секуляризацию нельзя оценивать исходя из членства только в основном направлении тринитарных церквей. Поступая так, мы не учитываем все возрастающую роль незападных верований и новых религиозных движений как во всем мире, так и в индустриальных обществах. В Великобритании, например, количество действующих членов традиционных церквей сокращается, однако число мусульман, индуистов, сикхов, иудеев, евангелистов, верующих во «второе рождение», и православных христиан обнаруживает динамику роста. В-третьих, в не-.западных обществах нет никаких свидетельств секуляризации. В Иране и других регионах Ближнего Востока, Африки и Индии мощный динамичный исламский фундаментализм бросает вызов влиянию Запада. Папа посещает с визитом Южную Америку, и миллионы католиков там с энтузиазмом следуют за ним в его поездке. Восточное православие было с воодушевлением вновь воспринято гражданами в разных частях бывшего Советского Союза после десятилетий 16 Социология подавления церкви коммунистическим руководством. Эта восторженная поддержка религии по всему миру, к сожалению, нашла отражение также и в связанных с религией конфликтах. Религия может служить источником утешения и поддержки, но одновременно она была и продолжает оставаться источником острых социальных столкновений и конфликтов. Можно привести свидетельства как в пользу, так и против идеи секуляризации. Представляется очевидным, что секуляризация как понятие особенно полезна при объяснении тех изменений, которые происходят в наши дни в традиционных церквях — имея в виду как падение могущества власти и влияния, так и процессы внутренней секуляризации, касающиеся, например, роли женщин и геев. Влияние сил модернизации, характерное для общества в целом, ощущается и внутри многих традиционных религиозных организаций. Однако в первую очередь значение религии в постсовременном мире нужно оценивать на фоне быстрых изменений, нестабильности и разобщенности. Даже если традиционные формы религии в какой-то мере сдают свои позиции, религия по-прежнему остается решающей силой в нашем социальном мире. Обращение к религии в ее традиционной или новой форме, по-видимому, будет продолжаться еще достаточно долго. Благодаря религии многие люди получают прозрение в понимании сложных вопросов, связанных с жизнью и ее смыслом, на которые нельзя получить удовлетворительного ответа, исходя из рационалистических позиций. Неудивительно поэтому, что во времена быстрых перемен многие люди ищут — и находят — ответы и успокоение в религии. Вероятно, наиболее ярким примером этого феномена является фундаментализм. Вместе с тем во все возрастающей степени религиозная реакция на изменения принимает новые и непривычные формы: новые религиозные движения, культы, секты, деятельность групп «Нового века». Несмотря на то, что на первый взгляд эти группы, возможно, «не похожи» на формы религии, многие критики гипотезы секуляризации считают, что они представляют собой трансформацию религиозных верований перед лицом глубоких социальных потрясений. Глава 17. Религия
Новые религиозные движения Хотя в последние десятилетия у традиционных церквей наблюдалось сокращение числа членов, другие формы религиозной деятельности переживали подъем. Для обозначения широкого круга религиозных и духовных групп, культов и сект, возникших в Западных странах, в том числе и в Соединенном Королевстве, рядом с основными религиями социологи используют термин новые религиозные движения (НРД). Новые религиозные движения охватывают огромное многообразие групп, от групп духовных и групп самопомощи в движении Нового века до таких своеобразных сект, как Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны). Многие новые религиозные движения возникли на основе традиций основных религий, таких как индуизм, христианство и буддизм, тогда как другие восходят к традициям, практически не известным на Западе до самого последнего времени. Некоторые НРД являются по существу новыми созданиями харизматических лидеров, возглавляющих их деятельность. Такова Церковь унификации, во главе которой стоит преподобный Сан Мён Мун. Членами новых религиозных движений являются преимущественно новообращенные, а не люди, воспитанные в атмосфере какого-либо определенного вероучения. Это люди чаще всего хорошо образованные и принадлежащие к среднему классу. Большинство новых религиозных движений, существующих на территории Великобритании, возникли в Соединенных Штатах или на Востоке, однако немногие, как, например, Общество Эстериуса или Фонд Эмина, уже существовали в Великобритании в более раннюю эпоху. После Второй мировой войны в США наблюдался гораздо более быстрый рост религиозных движений, чем когда-либо прежде в их истории, включая беспрецедентное количество слияний и размежеваний между деноминациями. Большая часть их были однодневками и просуществовали очень недолго, но некоторые приобрели многочисленных сторонников. Были предложены различные теории, пытающиеся объяснить популярность новых религиозных движений. Некоторые исследователи утверждают, что НРД нужно рассматривать как реакцию на процесс либерализации и секуляризации в обществе и даже внутри традиционных церквей. Люди, чувствующие, что традиционные религии стали ритуальными и утратили духовный смысл, возможно, ощущают себя более комфортно и испытывают более сильное чувство причастности в небольших, менее обезличенных новых религиозных движениях. Другие социологи, такие как, например, выдающийся ученый Брайан Уилсон, придерживаются мнения, что новые религиозные движения являются следствием быстрых социальных сдвигов (Wilson 1982). По мере того как подрываются традиционные социальные нормы, люди начинают искать и объяснение, и утешение. Появление групп и сект, делающих упор на личную духовность, наводит на мысль, например, что многие люди испытывают потребность «восстановить связь» со своими собственными ценностями и верованиями перед лицом нестабильности и неопределенности. Еще одним фактором, возможно, является то, что новые религиозные движения импонируют людям, которые чувствуют себя отчужденными от основной части общества. Коллективная, общинная атмосфера, царящая в сектах и культах, по мнению некоторых авторов, дает таким людям поддержку и чувство принадлежности к коллективу единомышленников. Эта идея получила дальнейшее развитие у Роя Уоллиса, который исследовал участие в новых религиозных движениях молодых людей, принадлежащих к среднему классу. Хотя с материальной точки зрения они не находятся на периферии общества, они могут испытывать одиночество в эмоциональном и духовном отношении. Участие в культе, вероятно, помогает им преодолеть это чувство отчужденности.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.011 с.) |