Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спор на тему дебюрократизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Один из основных споров в социологии организаций — дебаты о том, являемся ли мы свидетелями постепенного упадка бюрократий веберовского стиля, т. е. процесса дебюрократизации, или же бюрократии остаются типичной организационной формой в обществе. Среди социологов нет согласия относительно того, как понимать изменения в организационных структурах и насколько эти перемены в действительности представляют собой реальные сдвиги. Ниже мы рассмотрим позиции трех участников этой полемики: Генри Минц-берга, Стюарта Клегга и Джорджа Ритцера. Подъем «адхократии» Генри Минцберг утверждает, что единственно верной бюрократической модели не существует (Mintzberg 1979). Вместо этого есть множество организационных структур, соответствующих различным потребностям, — от сложных бюрократий, занимающихся проблемами международной торговли, до профессиональных бюрократий, состоящих из обученных специалистов, таких как работники социальной сферы и учителя. Он приводит четыре ти- Глава 12. Современные организации
па «традиционных» бюрократий, которые хорошо приспособлены к выполнению определенных заданий в условиях стабильного рынка; все эти организационные формы являются формами веберовской модели бюрократии. Минцберг также определяет некую пятую организационную форму — «адхократию» — и предлагает ее в качестве модели, которая постепенно и по мере изменения обстоятельств становится наиболее распространенной. В отличие от других форм бюрократии, адхокра-тия не выполняет стандартизованных заданий по установленным процедурам. По сути, и ее функции, и композиция постоянно меняются! С точки зрения Минцберга, адхократия полагается на коллективную работу небольших групп профессионалов различного происхождения, которые объединяются для работы над отдельными проектами или для решения определенных проблем. В таких областях, как реклама или консалтинг, адхократия играет и более значительную роль: отдельные люди приглашаются поделиться своим опытом по поводу определенных проектов, но они не обязательно являются штатными работниками данной организации. Адхократия по определению является подвижной и гибкой. Будучи таковой, она приспособлена к нововведениям и творческому решению задач, но менее пригодна для выполнения специализированных функций на регулярной основе. Минцберг признает, что адхократия не может заменить стабильную эффективность традиционных форм бюрократии. Она скорее представляет динамичную альтернативу в период, когда рынки быстро меняются и постоянно требуются новые подходы к делу. См. также дискуссию в разделе «Тенденции в системе профессиональной занятости» на с. 334-336. Постмодернистская организация Если наиболее характерной моделью организаций современности была бюрократия Вебе-ра, то некоторые социологи утверждают, что изменения, происходящие внутри бюрократий, приводят к «постмодернистской организации» (о термине «постмодернистский» см. в разделе «Теория постмодернизма» на с. 580). Стюарт Клегг — ученый, который считает, что предсказание Вебера о постоянно увеличивающейся рационализации и централизации не сбылось. Чтобы объяснить, почему это так, он указывает на ряд тенденций в современных организациях. Клегг обеспокоен воздействием культурных контекстов на организационные формы. Он предполагает, что ценности и образы жизни, заложенные в определенные культуры, влияют на то, как работают организации, и могут предотвращать господство крупных бюрократических структур над ними. В случае французских пекарен, например, стандартизованные методы массового производства игнорируются в пользу малых предприятий, которые производят свежий хлеб для близлежащей округи. Процесс этот не очень эффективен — работники подолгу работают за небольшую плату, а клиенты должны покупать хлеб ежедневно из-за недолговечности продукции. Тем не менее свежая выпечка является важной частью французской культуры и повседневной жизни, и попытки доставлять на рынок хлеб массового производства оказались совершенно безуспешными. В данном случае культурные предпочтения подавили стремление к рационализации и эффективности, и маленькие пекарни одержали верх (Clegg 1990). Еще одной чертой постмодернистских организаций, согласно Клеггу, является де-дифференциация. Этим термином он называет тенденцию отхода от узкоспециализированных заданий в сторону развития более широких, более разнообразных задач. Если в современных организациях работники отвечали за определенные функции, такие как завершение того или иного этапа на сборочном конвейере, или ввод данных из неких документов в общую базу, работники постмодернистских организаций вовлечены в гораздо большее количество этапов производства. Приведенная ранее в пример автокорпорация «Сатурн», где работники цеха участвуют в дизайнерских группах, иллюстрирует идею дедифференциации. В постмодернистской организации компетентность во многих аспектах работы важнее, чем развитие узкой специализации. Возможно, поэтому не удивительно, что Клегг и другие, кто верит в появление постмодернистской организации, считают японцев пионерами этой организационной формы. «Макдональдизация» общества? Не все согласны, что наше общество и его организации отходят в сторону от веберовской модели жесткой, упорядоченной бюрократии. Заключение
Некоторые критики отмечают, что СМИ и комментаторы ухватились за ряд выдающихся случаев, подобных автокорпорации «Сатурн» или фирме «Бенеттон», провозглашающих зарождение новой тенденции, которой на деле не существует. Они утверждают, будто идея о том, что мы с вами являемся свидетелями процесса дебюрократизации, — преувеличение. Джордж Ритцер, внося свой вклад в полемику о дебюрократизации, нашел яркую метафору для выражения своего взгляда на изменения, происходящие в индустриальных обществах. Он утверждает, что несмотря на то, что некоторые тенденции к дебюрократизации действительно появились, то, чему мы на самом деле являемся свидетелями, есть «макдональдизация» общества! Согласно Рит-церу, «макдональдизация» — это «процесс, в результате которого рестораны, работающие по принципу быстрого питания, постепенно захватывают все больше и больше секторов, как в американском обществе, так и в других странах мира». Ритцер использует четыре основных принципа ресторанов «Макдональдс» — результативность, вычислимость, единообразие и контроль с помощью автоматизации, — чтобы показать, что наше общество становится со временем все более рационализованным {Ritzer 1996). Если вы когда-либо посещали рестораны «Макдональдс» в двух разных странах, то вы непременно заметили, что между ними будет очень мало отличий. Оформление интерьера может немного различаться, и язык, на котором будут говорить, скорее всего, окажется другим, но общий план, меню, процедура заказа, форма обслуживающего персонала, столы, упаковка и «сервис с улыбкой» будут практически идентичными. «Посещение Макдональдса» спланировано так, чтобы быть одинаковым, находитесь ли вы в Боготе или же в Пекине. Независимо от географического расположения конкретной торговой точки, посетители «Макдональдса» знают, что можно рассчитывать на быстрый сервис с минимальной степенью суеты и на стандартную продукцию, которая обнадеживающе постоянна. Система «Макдональдса» специально устроена таким образом, чтобы максимальная результативность сочеталась с минимальными ответственностью и участием в процессе со стороны человека. Не считая некоторых ключевых заданий, таких как прием заказа и нажатие кнопок «старт» и «стоп» на кухонном оборудо- вании, функции ресторана в высокой степени автоматизированы и в основном работают самостоятельно. Ритцер утверждает, что общество в целом движется по направлению к подобной высо-костандартизованной и управляемой модели выполнения задач. Многие аспекты нашей повседневной жизни, к примеру, включают в себя контакт с автоматизированными системами и компьютерами вместо людей. Электронная и голосовая почты заменяют письма и звонки, е-коммерция угрожает обогнать по популярности походы по магазинам, банкоматов сегодня больше, чем банковских кассиров, а полуфабрикаты дают более быстрый способ поесть, чем приготовление пищи. Если вы недавно пытались позвонить в крупную организацию, например в авиакомпанию или компанию автомобильного страхования, вы знаете, что поговорить с реальным человеком практически невозможно! Автоматизированный кнопочно-тональный информационный сервис создан для того, чтобы отвечать на ваши запросы, и только в некоторых случаях вас могут соединить с живым служащим этой организации. Самые различные компьютеризованные системы играют все большую роль в нашей повседневной жизни. Ритцер, как и Вебер до него, опасается плачевных последствий рационализации на душевное состояние человека и творчество. Он утверждает, что «макдональдизация» делает общественную жизнь более однообразной, более суровой и менее индивидуальной. Заключение Уводят ли нас сети, принятие решений по принципу «снизу вверх» и информационные технологии полностью прочь от пессимистичного взгляда Вебера на будущее бюрократии? Некоторые считают именно так, но мы должны относиться к подобной точке зрения осторожно. Бюрократические системы внутренне более подвижны, чем предполагал Вебер, и им также постоянно бросают вызов другие, не столь иерархичные формы организации. Однако, по всей видимости, они не исчезнут полностью подобно динозаврам. В ближайшем будущем, скорее всего, будет продолжаться символическое перетягивание каната между тенденциями к большому размеру, безличности и иерархии в организациях, с одной стороны, и противоположными тенденциями — с другой. 330 Глава 12. Современные организации Краткое содержание 1. Организации играют важную роль в нашей сегодняшней жизни. Организация — это 2. Все современные организации являются в некоторой степени бюрократическими по сво 3. Неформальные объединения развиваются на всех уровнях внутри организаций и меж 4. Некоторые элементы, заложенные в бюрократии, мешают гладкости ее работы. Бюрократи 5. Работа Мишеля Фуко касается проблемы сильного влияния физической обстановки орга 6. Железный закон олигархии гласит, что в крупных организациях, как и в обществе в целом, 7. Современные организации развились в учреждения тендерного характера. Женщин тра 8. Крупные организации в последнее время начали процесс реструктуризации, чтобы стать ■ с подчиненными более низких уровней; оплата и ответственность на основе старшинства; и оценка работы групп, а не отдельных людей. 9. Новые информационные технологии меняют методы работы организаций. Многие задачи 10. Дебюрократизация — это процесс постепенного упадка бюрократий веберовского стиля как главной организационной формы. Заключение 331 Вопросы для самостоятельного анализа 1. В чем преимущества бюрократического стиля рассмотрения дел? 2. Почему люди в организациях столь часто отходят от формальных процедур? 3. Что общего между школами, больницами и тюрьмами? 4. Насквозь ли крупные организации «испорчены» мужскими ценностями? 5. Как организациям-сетям удается одновременно быть и повсюду, и нигде? 6. Почему столь сложны взаимоотношения между бюрократией и демократией? Дополнительная литература Castells Manuel. The Rise of the Network Society. Oxford: Blackweil, 1996. Clegg Stuart. Modern Organizations: Organization Studies in the Postmodern World. London: Sage, 1990. Lyon David. The Electronic Eye: The Rise of Surveillance Society. Cambridge: Polity, 1994. Интернет-линки Центр социологических проблем организаций (Национальный центр научных исследований, Париж) http://www.cso.edu Электронный журнал по проблемам теории организаций http://www.mngt.waikato.ac.nz/researcri/ejrot Сайт Фуко http://www.qut.edu.au/edu/cpoL/foucault/Links.html ГЛАВА ТРУД И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Как и многие другие аспекты нашего социального мира, труд и экономическая жизнь переживают период колоссальных трансформаций. Кажется, будто бы на каждом углу нас поджидают заявления о «конце карьеры», новости о корпоративных слияниях или сокращениях и противоречивые сведения о влиянии информационных технологий на рабочие места. Однако помимо всех этих весьма публичных аспектов современных тенденций в работе, социологов интересует то, как изменения в сфере труда влияют на частную жизнь индивидов и семей. Одним из способов оценить размах перемен в сегодняшней экономической жизни является анализ радикально отличающихся друг от друга трудовых траекторий, которые появлялись в отрезок жизни всего лишь одного поколения. Именно это сделал социолог Ричард Сеннетт в своем недавнем исследовании по воздействию современной работы на характер личности. Сеннетт сравнивает и противопоставляет жизни и карьеры одной пары «отец — сын» с целью подчеркнуть трансформацию в сфере труда (Sennett 1998). Двадцать пять лет назад в исследовании, касающемся представителей рабочего класса из Бостона, Сеннетг составил краткий очерк об Энрико — итальянском иммигранте, который всю жизнь проработал уборщиком в одном административном здании в центре города. Хотя Энрико не нравились тяжелые условия и мизерная оплата, эта работа давала ему чувство самоуважения и была «честным» способом обеспечивать своих жену и детей. Он мыл туалеты и полы ежедневно в течение пятнадцати лет, прежде чем смог позволить себе приобрести дом в пригороде. Не будучи привлекательной, его работа была надежной, его место защищалось профсоюзом, и Энрико и его жена могли уверенно планировать свое будущее, а также будущее своих детей. Энрико знал заранее, когда именно он пойдет на пенсию и сколько денег будет в его распоряжении. Как заметил Сеннет, работа Энрико «имела одну-единственную и долговременную цель — обслужить его семью». Хотя Энрико гордился своим честным тяжелым трудом, он не желал, чтобы будущее его детей было таким же. Энрико было важно создать такие условия для своих детей, чтобы они смогли продвинуться вверх. Как обнаружил Сеннет пятнадцать лет спустя, случайно повстречавшись с Рико — сыном Энрико, — дети последнего действительно стали более мобильными. Рико сначала закончил учебу на степень инженера, затем пошел в школу бизнеса в Нью-Йорке. За четырнадцать лег после окончания учебы Рико сделал весьма успешную карьеру и поднялся до уровня высших 5 % по шкале заработной платы. Рико и его жена Жанетт меняли место жительства с целью карьерного роста не менее четырех раз за время брака. Идя на риск и будучи открытыми для перемен, Рико и Жанетт приспособились к неспокойному времени и в результате стали преуспевающими. Однако, несмотря на их успех, эту историю нельзя назвать полностью счастливой. Рико и его жена беспокоятся, что они вот-вот «утратят контроль над своими жизнями». Будучи консультантом, Рико ощущает недостаток контроля над временем и работой: контракты неопределенны и постоянно меняются, у него нет четко зафиксированной роли, и его судьба во многом зависит от успехов и неудач работы в сети клиентов. Аналогично этому Жанетт чувствует, что влияет на свою работу лишь в незначительной степени. Она менеджер группы бухгалтеров, которые отделены друг от друга географически: некоторые работают дома, некоторые — в офисе, а кто- Что такое работа?
то — за тысячу миль от остальных в другом отделении компании. Будучи менеджером этой «гибкой» группы, Жанетт не может полагаться на взаимодействие «лицом к лицу» и личное знание работы того или иного человека. Вместо этого она управляет издалека, используя электронную почту и телефон. Перемещаясь по стране, Рико и Жанетт утратили имевшие значение дружеские связи с людьми; новые соседи и общины ничего не знают об их прошлом, о том, откуда они родом или каковы они как люди. Как пишет Сеннетт, «мимолетный характер дружбы и окружающей местности являются фоном основной причины внутреннего беспокойства Рико — его семьи». Рико и Жанетт находят, что дома характер их работ вмешивается в их возможность выполнять свои родительские цели. Работают они подолгу и поэтому беспокоятся, что не уделяют достаточно внимания своим детям. Но, однако, в большей степени, чем попытка совместить время и расписание, их беспокоит, что они подают дезориентирующий пример. Пытаясь научить своих детей ценить добросовестную работу, приверженность своему делу и долгосрочные цели, Рико и Жанетт боятся, что их собственные жизни учат другому: эта пара является примерам краткосрочного, гибкого подхода к работе, который становится все более предпочтительным в современном обществе. Их трудовые истории характеризуются постоянным движением, временной ответственностью и краткосрочными вложениями в то, чем они занимаются. Супруги осознают, что в нашем современном безудержном обществе «качества хорошей работы не есть качества, присущие хорошему характеру». В этой главе мы проанализируем природу труда в современном обществе и посмотрим на основные изменения, касающиеся сегодняшней экономической жизни. Одновременно мы рассмотрим более детально некоторые из тех проблем, а также возможностей, с которыми встречаются Рико, Жанетт и многие другие люди, которые пытаются приноровиться к новым, «гибким» условиям на рабочем месте. Что такое работа? Для большинства из нас работа занимает большую часть жизни, нежели какой-либо другой тип деятельности. Зачастую мы ассоциируем понятие труда с рутиной — набором заданий, которые мы желаем свести к минимуму, а, если возможно, то и избежать вовсе. Однако труд — это далеко не только рутина, ведь иначе люди не чувствовали бы себя столь потерянными и сбитыми с толку, становясь безработными. Что бы вы почувствовали при мысли о том, что никогда не получите работу? В современном обществе работа важна для поддержания самоуважения. Даже там, где условия труда являются не очень приятными, а задания скучными, работа является структурирующим элементом психологического состояния человека и цикла его ежедневных занятий. При этом важными являются несколько признаков работы. • Деньги. Оклад или заработная плата — • Уровень активности. Работа часто предо • Разнообразие. Работа дает доступ к сре • Временная структура. День людей, име • Социальные контакты. Атмосфера ра Глава 13. Труд и экономическая жизнь
• Личная индивидуальность. Работу обычно ценят за то чувство стабильной социальной индивидуальности, которое она дает. В особенности у мужчин самооценка зачастую связана с тем экономическим вкладом, который они вносят для поддержания домашнего хозяйства. На фоне столь значительного списка не сложно понять, почему отсутствие работы может подрывать чувство уверенности человека в его социальной ценности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.018 с.) |